Научная статья на тему 'Совершенствование механизма финансового обеспечения автономных учреждений за счет бюджетных средств'

Совершенствование механизма финансового обеспечения автономных учреждений за счет бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
575
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ)ЗАДАНИЕ / СУБСИДИЯ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горлова О. С.

В статье анализируется механизм финансового обеспечения автономных учреждений в связи с принятием федеральных законов от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и от 18.07.2011 № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма финансового обеспечения автономных учреждений за счет бюджетных средств»

5(95) - 2012

Бюджетная политика

УДК 330.142.2:336.14(045)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

О. С. ГОРЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов E-mail: goros@bk. ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

В статье анализируется механизм финансового обеспечения автономных учреждений в связи с принятием федеральных законов от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [4] и от 18.07.2011 № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» [3].

Ключевые слова: механизм, финансовое обеспечение, государственное (муниципальное) задание, субсидия, автономное учреждение, бюджетные инвестиции.

Механизм финансового обеспечения государственных (муниципальных) автономных учреждений за счет бюджетных средств в соответствии c Бюджетным кодексом Российской Федерации [1] предусматривает предоставление: • субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием;

• субсидий на иные цели;

• бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) автономных учреждений. Согласно Федеральному закону от 03.11.2006

№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [8] финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Федеральным законом [8] предусмотрено также, что финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осущест-

вляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета.

Кроме того, в указанном Федеральном законе содержится важная гарантия, регламентирующая порядок финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) автономными учреждениями: уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Порядок определения объема и условия предоставления автономным учреждениям субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

На федеральном уровне такой порядок регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» [9]. Этим документом для федерального автономного учреждения, созданного путем изменения типа федерального бюджетного учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществлялось на основании бюджетной сметы, также устанавливаются гарантии исполнения обязательств по оказанию государственных услуг в соответствии с государственным заданием.

В частности, для такого федерального автономного учреждения установлено, что в течение трех лет с даты его создания из федерального бюджета предоставляется субсидия для выравнивания финансового обеспечения выполнения государственного задания, сформированного учредителем. Размер субсидии определяется как разность между объемами финансового обеспечения деятельности

федерального бюджетного учреждения на основании бюджетной сметы и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральным автономным учреждением.

Вместе с тем в нормативных правовых актах ряда высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), регламентирующих как порядок формирования государственного (муниципального) задания1, так и изменения типа государственного (муниципального) учреждения2, не прописан механизм предоставления субсидии с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, сформированного органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения в течение трех лет с даты его создания.

В развитие положений Федерального закона [8] постановлением Правительства Российской Федерации [9] предусматривается, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания

1 Постановление правительства Москвы от 07.12.2010 № 1052-ПП «О формировании государственного задания для государственных учреждений города Москвы», постановление правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63 «О Порядке формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и порядке финансового обеспечения выполнения государственных заданий», постановление главы городского округа Серпухов Московской области от 25.05.2011 № 714 «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями», постановление главы Озерского муниципального района Московской области от 18.05.2011 № 596 «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Озерского муниципального района» и др.

2 Постановление правительства Москвы от 21.12.2010 № 1075-ПП «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений города Москвы», постановление правительства Ленинградской области от 29.11.2007 № 298 «Об определении Порядка подготовки предложений о создании автономных учреждений путем изменения типа существующих государственных учреждений Ленинградской области», постановление главы городского округа Ивантеевка Московской области от 24.01.2011 № 61 «Об утверждении Порядка создания автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения», постановление администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 18.05.2010 № 1220 «О создании муниципальных автономных учреждений в Пушкинском муниципальном районе» и др.

осуществляется за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному автономному учреждению: субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг (выполнение работ); субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Согласно этому документу размер указанных субсидий рассчитывается с учетом мероприятий, направленных на развитие федерального автономного учреждения, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Аналогичные положения в части состава субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственными автономными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными автономными учреждениями) государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, предусмотрены нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).

Вместе с тем положение о расчете субсидий с учетом мероприятий, направленных на развитие государственного (муниципального) автономного учреждения, согласно перечню, определяемому органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, не всегда отражено в нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), устанавливающих порядок формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания3, а

3 Постановление правительства Москвы от 07.12.2010 № 1052-ПП «О формировании государственного задания для государственных учреждений города Москвы», постановление правительства Московской области от 11.11.2010 № 981/52 «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области», постановление главы городского округа Климовск от 13.04.2011 № 228 «Об

также предоставления субсидий государственным (муниципальным) автономным учреждениям4.

Расчет размера субсидий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации [9], производится учредителем на основании нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельных участков.

Однако рекомендации по составу нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральным автономным учреждением постановлением Правительства Российской Федерации [9] не предусматриваются, хотя порядок определения объема и условия предоставления федеральным автономным учреждениям субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг (выпол-

утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями муниципального образования «Городской округ Климовск» Московской области», постановление администрации Солнечногорского муниципального района Московской области от 21.02.2011 № 392 «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам автономными учреждениями Солнечногорского муниципального района Московской области» и др.

4 Постановление правительства Московской области от 28.12.2010 № 1212/60 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Московской области бюджетным и автономным учреждениям Московской области», постановление администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 24.12.2010 № 2663-ПА «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области автономным и бюджетным учреждениям муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области», постановление главы городского округа Жуковский от 27.02.2010 № 228 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета городского округа Жуковский автономным учреждениям городского округа Жуковский» и др.

нением работ), должен устанавливаться именно федеральным правительством.

В то же время нормативными правовыми актами ряда высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) определяются положения, касающиеся состава нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ): приводится формула расчета объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в соответствующем финансовом году; отмечается, что в составе нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) автономными учреждениями учитываются нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также нормативные затраты на общехозяйственные нужды, и приводится состав этих двух групп нормативных затрат; указывается состав нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества5.

Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям в виде субсидий на возме-

5 Постановление правительства Московской области от 28.12.2010 № 1212/60 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Московской области бюджетным и автономным учреждениям Московской области», постановление правительства Ленинградской области от 24.03.2011 № 64 «Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области, Положения о финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ленинградской области и Положения

06 определении объема и условиях предоставления субсидий государственным учреждениям Ленинградской области», постановление администрации Коломенского муниципального района Московской области от 31.03.2011 № 501 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета Коломенского муниципального района бюджетным и автономным учреждениям Коломенского муниципального района», постановление администрации Пушкинского муниципального района Московской области от 27.08.2010 № 2335 «Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий из бюджета Пушкинского муниципального района автономным учреждениям Пушкинского муниципального района» и др.

щение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, учитываются на открытых этим учреждениям счетах в кредитных организациях или на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и учитываемые на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Соответственно, процедуры контроля территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований за документами предусматривают только проверку правильности оформления платежного документа и наличия на лицевом счете автономного учреждения средств, достаточных для осуществления кассовых выплат.

Таким образом, обслуживание счетов автономных учреждений, открытых в кредитных организациях, и лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется практически одинаково. При этом в отличие от обслуживания счетов в кредитных организациях лицевые счета автономных учреждений, открытые им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обслуживаются без взимания платы.

Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автоном-

ному учреждению из соответствующего бюджета в виде субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

Требований и ограничений к составу субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), государственным (муниципальным) автономным учреждениям действующим бюджетным законодательством Российской Федерации не установлено.

Порядок определения объема и условия предоставления государственным (муниципальным) автономным учреждениям субсидий на иные цели из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов должен устанавливаться соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, регламентирующий порядок предоставления федеральным автономным учреждениям субсидий на иные цели, в настоящее время отсутствует. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований имеются нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), устанавливающие порядок предоставления государственным автономным учреждениям субъекта Российской Федерации (муниципальным автономным учреждениям) субсидий на иные цели6.

6 Постановление Правительства Республики Мордовия от 04.07.2011 № 251 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели автономным учреждениям Республики Мордовия», постановление правительства Вологодской области от 25.04.2011 № 409 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям области на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», постановление администрации города Екатеринбурга от 09.06.2011 № 2404 «Об утверждении Порядка определения объема и

Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям в виде субсидий на иные цели, учитываются на открытых этим учреждениям счетах в кредитных организациях после проверки документов, подтверждающих произведенные кассовые расходы, или на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (в случае осуществления операций с указанными средствами на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов.

В этой связи для реализации данного положения финансовым органом соответствующего уровня должен быть утвержден порядок санкционирования расходов государственных (муниципальных) автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели. На федеральном уровне такой порядок регламентирован приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.07.2010 № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» [7].

условий предоставления из бюджета муниципального образования «Город Екатеринбург» муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ»)», постановление администрации города Хабаровска от 10.05.2011 № 1287 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета городского округа «Город Хабаровск» на иные цели» и др.

В некоторых субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях порядок санкционирования расходов государственных (муниципальных) автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, уже утвержден7. Однако во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях указанные нормативные правовые акты пока не приняты.

Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению в виде субсидий на иные цели (в случае осуществления операций с указанными средствами на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет. Эти остатки могут быть возвращены автономным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) автономных учреждений предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми

7 Приказ Министерства финансов Республики Адыгея от 31.03.2011 № 62-А «О санкционировании расходов государственных бюджетных (автономных) учреждений Республики Адыгея, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» , приказ департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 30.11.2010 № 673 «Об утверждении Порядка санкционирования расходов государственных бюд-

жетных (автономных) учреждений Краснодарского края, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», постановление администрации рабочего поселка Кольцово от 01.08.2011 № 846 «Об утверждении Порядка санкционирования расходов муниципальных бюджетных и автономных учреждений рабочего поселка Кольцово, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» и др.

актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций в 2011 г. в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных автономных учреждений регламентировался постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1204 «О Порядке предоставления в 2011 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений» [5].

Согласно этому документу предоставление в 2011 г. бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, находящихся на праве оперативного управления федеральных автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также в строящиеся объекты, которые не закреплены за указанными федеральными учреждениями и в отношении которых эти учреждения выполняют функции застройщика, осуществлялось в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с внесением федеральных автономных учреждений в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета - федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия учредителя в отношении федеральных автономных учреждений.

Некоторыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями) также определен механизм предоставления бюджетных

инвестиций государственным (муниципальным) автономным учреждениям8.

Операции со средствами, поступающими автономным учреждениям в виде бюджетных инвестиций, учитываются на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления бюджетных инвестиций в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов.

Для реализации указанного положения финансовым органом соответствующего уровня должен быть утвержден порядок санкционирования расходов государственных (муниципальных) автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции. Нормативный правовой акт Министерства финансов Российской Федерации, регламентирующий порядок санкционирования расходов федеральных автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции, пока не принят. В то же время в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях финансовыми органами утвержден порядок санкционирования расходов государственных (муниципальных) автономных учреждений, источником финансового

8 Постановление Правительства Республики Башкортостан от 03.08.2011 № 267 «О порядке предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям Республики Башкортостан», постановление правительства Забайкальского края от 24.06.2011 № 220 «Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций автономным и бюджетным учреждениям Забайкальского края», постановление администрации городского округа город Воронеж от 03.08.2011 № 735 «Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций бюджетным и автономным учреждениям городского округа город Воронеж», постановление администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 12.01.2011 № 10-ПА «О Порядке предоставления бюджетных инвестиций муниципальным бюджетным и автономным учреждениям» и др.

обеспечения которых являются бюджетные инвестиции9.

Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению в виде бюджетных инвестиций, подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет. Остатки указанных средств, перечисленные автономными учреждениями в соответствующий бюджет, могут быть возвращены автономным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

Анализ показал, что механизм финансового обеспечения государственных (муниципальных) автономных учреждений за счет бюджетных средств не лишен недостатков, которые снижают его эффективность:

- не во всех субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях предусмотрен механизм предоставления субсидий для выравнивания финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, сформированного органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, при создании государственного (муниципального) автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения в течение трех лет с даты его создания, в то время как этот механизм выступает гарантией исполнения обязательств по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием при указанном способе создания

9 Приказ министерства финансов Омской области от 28.02.2011 № 24 «Об утверждении Порядка санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений Омской области, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции, полученные в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации», приказ департамента финансов Ярославской области от 31.12.2010 № 32н «О Порядке санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений Ярославской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции», постановление администрации рабочего поселка Кольцово от 01.08.2011 № 845 «Об утверждении Порядка санкционирования расходов муниципальных бюджетных и автономных учреждений рабочего поселка Кольцово, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации» и др.

государственного (муниципального) автономного учреждения;

- не всеми субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями соблюдается требование закона [8] о необходимости финансового обеспечения мероприятий, направленных на развитие государственного (муниципального) автономного учреждения, в соответствии с перечнем, определяемым органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, за счет субсидий из соответствующего бюджета;

- отсутствие в ряде нормативных правовых актов высших исполнительных органов государственной власти (местных администраций), регулирующих порядок финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая постановление Правительства Российской Федерации [9]; рекомендаций по составу нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) автономными учреждениями, несмотря на то, что согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации порядок определения государственным (муниципальным) автономным учреждениям объема субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), должен устанавливаться именно высшим исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

- несоблюдение на федеральном уровне, а также в ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части нормативной правовой регламентации порядка предоставления государственным (муниципальным) автономным учреждениям субсидий на иные цели;

- во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях не регламентирован порядок санкционирования расходов государственных (муниципальных) автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели;

- не всеми субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями соблюдается требование Бюджетного кодекса Российской Федерации об утверждении высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) порядка предоставления государственным (муни-

ципальным) автономным учреждениям бюджетных инвестиций;

- не регламентирован на федеральном уровне, а также во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях порядок санкционирования расходов государственных (муниципальных) автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции.

С учетом изложенного предлагаются следующие меры, направленные на совершенствование механизма финансового обеспечения автономных учреждений за счет бюджетных средств.

1. Для обеспечения гарантии исполнения обязательств по оказанию государственных (муниципальных услуг) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственными автономными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными автономными учреждениями), созданными путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения, следует предусмотреть в нормативных правовых актах всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливающих порядок формирования государственного (муниципального) задания или порядок изменения типа государственного (муниципального) учреждения, предоставление субсидий для выравнивания финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, сформированного органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения в течение трех лет с даты его создания.

При этом размер субсидии должен определяться как разность между объемами финансового обеспечения деятельности государственного бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации (муниципального бюджетного учреждения) на основании бюджетной сметы и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным автономным учреждением субъекта Российской Федерации (муниципальным автономным учреждением).

2. В целях реализации всеми субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями положения Федерального закона [8] о предоставлении субсидий на проведение мероприятий, направленных на развитие государствен-

ного (муниципального) автономного учреждения, согласно перечню, определяемому органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, представляется целесообразным в качестве одного из вариантов решения этой задачи в нормативных правовых актах исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), регламентирующих порядок формирования государственного (муниципального) задания или порядок предоставления субсидий государственным автономным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным автономным учреждениям), предусмотреть положение о том, что размер субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, рассчитывается с учетом установленных органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, мероприятий, направленных на развитие государственных автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных автономных учреждений).

Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие государственных автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных автономных учреждений), может быть также осуществлено за счет субсидии на иные цели.

При этом критерием выбора вида предоставляемой субсидии может выступать регулярность осуществляемых мероприятий, направленных на развитие государственных автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных автономных учреждений): разовые мероприятия целесообразнее осуществлять за счет субсидии на иные цели, а периодические - за счет субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственными автономными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными автономными учреждениями) государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.

3. Поскольку порядок определения объема субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках утвержденного государственного задания федеральным автономным учреждениям должен

устанавливаться Правительством Российской Федерации и соответствовать порядку, предусмотренному для федеральных бюджетных учреждений, следует дополнить постановление Правительства Российской Федерации [9] положениями о составе нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) федеральным автономным учреждением и на содержание имущества указанного учреждения [2, с. 49-55], аналогичными тем, которые предусмотрены для федерального бюджетного учреждения постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения государственного задания» [6].

Во исполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативными правовыми актами всех высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) также должны быть определены положения по составу нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги (выполнение работы) государственными автономными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными автономными учреждениями) и на содержание имущества указанных учреждений.

4. Для реализации положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что порядок определения объема и условия предоставления государственным (муниципальным) автономным учреждениям субсидий на иные цели из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов должны устанавливаться высшим исполнительным органом государственной власти (местной администрацией), необходимо утверждение такого порядка на федеральном уровне, а также в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании.

Порядок предоставления государственным (муниципальным) автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденный соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, должен регламентировать:

• перечень расходов, на осуществление которых

могут предоставляться субсидии;

• правила определения объема субсидий;

• условия предоставления субсидий;

• порядок перечисления субсидий;

• форму типового соглашения между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и государственным (муниципальным) автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии;

• форму отчета об использовании субсидии.

5. В связи с тем, что согласно Федеральному закону [8] расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели (в случае осуществления операций с указанными средствами на отдельных лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидий, финансовым органам всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимо установить порядок санкционирования расходов государственных автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных автономных учреждений), источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели.

6. Для реализации положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о том, что порядок предоставления государственным (муниципальным) автономным учреждениям бюджетных инвестиций устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти (местной администрацией), необходимо утверждение такого порядка во всех субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Порядок предоставления государственным (муниципальным) автономным учреждениям бюджетных инвестиций, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), должен содержать:

• цели предоставления бюджетных инвестиций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• полномочия государственных (муниципальных) учреждений при получении и использовании бюджетных инвестиций;

• порядок перечисления бюджетных инвестиций;

• форму типового соглашения между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и государственным (муниципальным) автономным учреждением о порядке и условиях предоставления бюджетных инвестиций;

• форму отчета об использовании бюджетных инвестиций.

7. С учетом того, что в соответствии с Федеральным законом [8] расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания данных операций кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления бюджетных инвестиций, Министерству финансов Российской Федерации, финансовым органам всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимо установить соответственно порядок санкционирования расходов федеральных автономных учреждений, государственных автономных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Горлова О. С. Изменение порядка финансового обеспечения оказания образовательных услуг вузами за счет средств федерального бюджета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 12.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений: Федеральный закон от 18.07.2011 № 239-ФЗ.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

5. О порядке предоставления в 2011 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Рос-

сийской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений: постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1204.

6. О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения государственного задания: постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671.

7. О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии,

полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16.07.2010 № 72н.

8. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

9. Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания: постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 № 182.

Управлять программными активами —

выгодно и просто. soft, тё

издательским дом

ФИНАНСЫ

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !

Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.

Тел./факс:(495) 721-85-75 [email protected]

7х"

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.