Научная статья на тему 'Совершенствование правового положения учреждений'

Совершенствование правового положения учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
548
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КАЗЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СТИМУЛЫ / СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Король Е. А.

В статье рассказано об изменениях правового положения бюджетных учреждений, условиях и стимулах сокращения внутренних издержек, направлениях повышения эффективности их деятельности в связи с принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового положения учреждений»

Бюджетная политика

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ

Е. А. КОРОЛЬ, кандидат экономических наук, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса,

г. Хабаровск

Государственная Дума ФС РФ 23.04.2010 приняла законопроект № 308243-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 308243-5). Федеральный закон направлен на рассмотрение в Совет Федерации ФС РФ.

В проект Закона № 308243-5 внесен ряд существенных изменений и дополнений:

• увеличен срок переходного периода с 01.01.2011 до 01.01.2012;

• восстановлена возможность совместного учредительства негосударственных образовательных учреждений;

• установлена обязанность учредителя бюджетного учреждения и автономного учреждения в области культуры в полном объеме финансировать расходы на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда РФ, библиотечных, архивных фондов, а также сохранения и использования объектов культурного наследия;

• уточнены положения в части возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного государственного (муниципального) задания. Бюджетное учреждение будет вправе осуществлять другие виды деятельности, не являющиеся основными, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах;

• уменьшение объема субсидии, предоставленной для выполнения государственного

(муниципального) задания, невозможно без соответствующего уменьшения государственного задания;

• на бюджетные и автономные учреждения распространена норма (ранее действующая только для унитарных предприятий), по которой предоставление инвестиций этим учреждениям влечет увеличение стоимости их основных средств;

• сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений;

• предусматривается возможность создания автономных учреждений в иных сферах, если это предусмотрено законом, порядок открытия счетов автономного учреждения в кредитных организациях, в территориальных органах федерального казначейства, в финансовых органах;

• устанавливается, что автономные и бюджетные учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного задания;

• впервые устанавливается возможность для бюджетных учреждений нового типа заключать договор финансового лизинга при следующих ограничениях: платежи не могут осуществляться в натуральной форме, вводится особый порядок взыскания задолженности;

• первоначальные нормативы затрат на оказание услуг федеральным бюджетным учреждениям будут определяться исходя из размера бюджетных ассигнований, определенных им в 2010г. с возможным увеличением на содержание вновь

вводимых в 2011 г. объектов социальной сферы.

Соответствующие изменения вносятся в 28

федеральных законов.

Необходимость разработки Закона № 308243-5.

Как следует из Пояснительной записки, существующая в РФ система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности предоставления государственных и муниципальных услуг.

По сути, органы публичной власти осуществляют содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг. При этом общее количество учреждений, входящих в указанную систему, весьма велико. На федеральном уровне по состоянию на 01.04.2009 насчитывалось 25 287 бюджетных учреждений (без закрытой части). На региональном и муниципальном уровнях по состоянию на 01.01.2009 — 302 660 учреждений.

В существующем ныне правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствуют стимулы к оптимизации и повышению эффективности работы, что вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов. Высока степень закрытости управления большинства бюджетных учреждений, как от рядовых сотрудников этих учреждений, так и от граждан — потребителей государственных (муниципальных) услуг.

При этом фактически большинство бюджетных учреждений уже включено в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы от приносящей доход деятельности. В 2008 г. из 9 997 федеральных бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги юридическим и физическим лицам, 3 786 учреждений (37,9% от их общего числа) имели долю доходов от приносящей доход деятельности в общем объеме их финансового обеспечения более 40%, в том числе 1 030 учреждений полностью финансировались за счет таких доходов. Указанные учреждения в основном относятся к таким сферам, как образование, здравоохранение, наука и культура. В предыдущие годы для решения основных проблем развития бюджетной сети был предпринят ряд последовательных действий, среди которых принятие Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и утверждение Правительством РФ в 2007—2009 гг. ряда документов. Но на практике более чем за два года, прошедших с момента вступления в силу Федерального закона «Об автономных учреждениях», на федеральном уровне было

создано только четыре автономных учреждения. На региональном уровне создание автономных учреждений идет более активно, но лишь в тех субъектах РФ, в которых внедряются современные модели управления бюджетной системой (Тюменская область, Красноярский край, Краснодарский край, Республика Татарстан и др.).

Суть Закона № 308243-5. Он направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление.

Основные цели Закона № 308243-5 обусловлены необходимостью решения следующих задач:

• создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг;

• внедрение элементов «рыночности» в деятельность государственных и муниципальных учреждений;

• переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах на их освоение с максимальным учетом интересов потребителей услуг;

• ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;

• активизация развития материальной базы государственных и муниципальных учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;

• привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;

• создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений;

• обеспечение больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений. Достижение поставленных целей возможно

путем выполнения следующих мероприятий:

• изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности;

• изменение механизмов финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав. Вместо сметного финансирования предполагается финансирование путем

предоставления субсидий в рамках выполнения государственного задания;

• предоставление бюджетным учреждениям права заниматься приносящей доход деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этихучреждений;

• устранение субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;

• расширение прав бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти — учредитель соответствующего учреждения.

Изменения в действующее законодательство.

Закон № 308243-5 вносит целый ряд изменений в действующие нормативные правовые акты. Статья 3 Закона№ 308243-5 предусматривает внесение изменений в Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Указано, что учредителями образовательного учреждения могут быть:

• РФ, субъекты РФ, муниципальные образования;

• российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

• российские некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные объединения, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);

• иностранные организации, созданные в организационно-правовой форме фондов;

• физические лица.

Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.

Осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Казенное учреждение не вправе осуществлять долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), организаций, приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и получатьдоходы (дивиденды, проценты) по ним.

Статья 4 Закона № 308243-5 предусматривает внесение изменений в Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Большие изменения внесены ст. 5 Закона № 308243-5 в часть первую Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в части определения правового положения учреждений в имущественных отношениях.

В статью 120 «Учреждения» ГК РФ внесено дополнение, что государственное или муниципальное учреждение может быть не только бюджетным или автономным учреждением, но и казенным. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, атакже недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В новой редакции изложена ст. 298 «Распоряжение имуществом учреждения» ГК РФ. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, атакже недвижимым имуществом. Остальным закрепленным за ним имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии

со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Статья 6 Закона№ 308243-5 предусматриваетвне-сение изменений в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Законом № 308243-5 предусмотрено создание нового типа государственного (муниципального) учреждения — казенное учреждение. Соответствующие изменения и дополнения будут внесены в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который дополняется ст. 9.1 «Государственные, муниципальные учреждения».

Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Сравнительная характеристика типов учреждений приведена в конце статьи в таблице.

Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

• Правительством РФ в отношении федеральных бюджетных учреждений;

• высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;

• местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

Утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется:

• Правительством РФ — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

• высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

• местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений. Гражданский кодекс РФ дополнен ст. 17 «Изменение типа государственного или муниципального учреждения». Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.

Статьей 13 Закона№ 308243-5 внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ (БК РФ). Во многих его статьях понятие бюджетного учреждения за-

менено на казенное учреждение, поскольку статус нынешнего бюджетного учреждения существенно изменяется.

Под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В новой редакции предполагается изложить ст. 161 БК РФ «Особенности правового положения казенных учреждений». Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК РФ.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иныхдоговоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной

власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

В случае уменьшения казенному учреждению главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, которое приводит к невозможности исполнения бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечает орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.

Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ.

Изменение правового положения. Статьей 31 Закона № 308243-5 предписано создать федеральные казенные учреждения, изменив тип следующих федеральных государственных учреждений, действующих на день официального опубликования настоящего Федерального закона: • управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения

и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

• учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

• специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

• учреждения Министерства внутренних дел РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

• психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

До 01.11.2010 федеральным органам исполнительной власти необходимо представить в Федеральное казначейство утвержденные перечни подведомственных им бюджетных и казенных учреждений.

До 01.06.2011 федеральным государственным органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений, необходимо обеспечить внесение изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений.

В целях приведения правового положения бюджетных и казенных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления также необходимо провести ряд мероприятий:

• до 01.12.2010 принять нормативные правовые акты, в силу которых создаются казенные учреждения путем изменения типа бюджетных учреждений, действующих на дату принятия указанных нормативных правовых актов. Такие нормативные правовые акты должны содержать перечень казенных учреждений;

• до 01.01.2011 утвердить перечни недвижимого имущества, закрепленного за ними учредите-

лем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества; • до 01.12.2011 обеспечить внесение изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До 01.10.2010 решения о создании федеральных казенных учреждений путем изменения типа федеральных бюджетных учреждений, а также об изменении типа федеральных казенных учреждений в целях создания федеральных бюджетных учреждений принимаются Правительством РФ. После этого срока — в порядке, предусмотренном ст. 171 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции настоящего Федерального закона).

Принятие рассматриваемого Федерального закона не потребует переназначения руководителей и иных работников казенных учреждений.

Все права и обязанности, вытекающие из гражданско-правовых договоров (включая государственные (муниципальные) контракты), обязательства по которым не исполнены по состоянию на 01.01.2011, заключенным бюджетными учреждениями, тип которых не изменяется, соответственно от имени РФ, субъектов РФ или муниципальных образований переходят к соответствующим бюджетным учреждениям.

В бюджетных учреждениях, подведомственных федеральным государственным органам, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, военнослужащие и иные сотрудники указанных федеральных государственных органов проходят службу без переназначения на тех же условиях, которые были установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Переходный период. До 01.07.2012 Законом № 308243-5 устанавливается переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным учреждениям функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме.

СП ■Ч1

со

т

■Э Я ™

* Э ^

— сз -

& а

V в

е

«

£

и «

Б и и о Р-

== е

и и

а в

« 1

Ё "

3 У

& «

СЗ й

* Ё

св

2 я

св О В « ■а ей

§ в Н Б =8 Й В «

в Э

св ^ & ф

и &

£

Ей О В Б

Е-

«

Б X

Ф *

О

ч о Е=

2 о са О Й я

в

е =

I *

«в ей

« ^

3 У

X ■а

4

« о

1 2

х в

0 в

1 * " о <и ч

3 о в = ■а о

4 С

2 о я в & о

О ее

Ей 5

в В

в 5

я Ф

В В

V В

е з

м Й

в о

ЕВ

в и

в в

ш ф

и В

18 И

9 8

к а

с а

с н

щ си

си с а н

2 И

щ £

са

£ к

Св в

N Ч

£ ^

о С

к я

о ^

се О

& Я

О с

Я 1С

Я с

& °

К с

И В

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕС 3

| I

К о

Я о

Я я

о с £

о В

ю

О £

о Й

о

Ю д

О Р

о о

4 ч

5 ® К & Я о

се ^

со 2

£ о

Я се

я В

о ^

се Й

Ч К

Е я

о Ч

° 2

со Я

и к

М о

& и Е-

СО &

- ю £ °

° 8 Я & Н К

о £

И ч е к

о в я

и &

ю с

В &

К

се Я £

о ч м е « £ я я

Я £ 3

э ^ ^ к

и /У

ю С

о

о се

к Я

е2 «

се

§

Я о

се

о

. &

а с

« 5

о сг се

£

/о о

я я

се ь-

& и

К %

с^ Р

&

^^ §

се 13 | £

ЕС ^

Л

(« N

о К о Ч о 5

Я

я

и Й & я

ю 2 о я

В Е-&

^ Е-2

Н'

с

5? с^ £

8 Я N я а ®

се о

се К

со с О о М с

с «

В Я Я <и я о

% Э

ч к

. и се & я м н се о СО

ю

в

э

в

СО

с В

о Ч се Я се

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р

о

э &

1)

£ Э

се &

СО о

я Я я

ч

о о М С

£ @ ^

Я Е-

8

я

*

к &

§ § §

8 I 8

я я о Я

се о

со я

я

* I

о се

4 Е

^ I

Ее £ н а к

о.

се ^

^^ %

се в

я „

се £

се

(Г о я

Й я

Й &

&

с и я

се &

К я

о

^ I

& Я

о се К Б

&

о х Й

В

ч рр &

о ~

О 5

В с

ЁГ Е"

9 и

Я я &

се се & (а «

Л ^^

я о

о и

й 5

_ й

Рн Ч

I §

Ч С

ей и

Я й

& с

& §

се се

£ в

я 3

я В

М ©

С^ сс

^ я

я £

се се

я Ч

° 2

со Я

Я с

& у

ю Ее

О со

2

о В В

Я _

се о

& (г ^ ^^

Н СС

2 Е-н °

о

в

^ е ^ Е

О Я

с с с^ я

£

с^ са Й

й &

ё №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© р-

о

сЗ «

о В о

И Я &

и се о

Й я ° Я

(з » к

-ч Ч

—I Я

Ч Е-

м м

оп

>5

П

< -С

СР (ЭТ

X

О

"О -С гп

П

X

X

О

-о £

Ы >

X

Основные подходы для сравнительной характеристики

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Порядок использования имущества

Не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц

Вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества

Вправе вносить имущество (закрепленное недвижимое имущество или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества, а также особо ценное движимое имущество) в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя

Ответственность по обязательствам

Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества

Отвечает по своим обязательствам всем имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником этого имущества или приобретенного за счет выделенных таким собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения

Отвечает по своим обязательствам, закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества. Как собственник имущества не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения

Порядок финансового обеспечения деятельности

Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий_из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ

Финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников

Порядок использования средств от приносящей доход деятельности

Может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы зачисляются в бюджет, используются в установленном законодательством порядке

Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Самостоятельно распоряжаются доходами

Вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Самостоятельно распоряжаются доходами

Порядок ведения учета

Бюджетный план счетов

Коммерческий план счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов

Коммерческий план счетов

Порядок управления

Структура, компетенция органов управления учреждений, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются их учредительными документами (уставом) в соответствии с федеральными законами

Структура, компетенция органов учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов определяются уставом учреждения в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и иными федеральными законами

ю сл

о

5

Й

*

Ф ч

I

ш

а □

о ь

* ш

В переходный период федеральным органом исполнительной власти — главным распорядителем средств федерального бюджета может быть принято решение о предоставлении бюджетному учреждению, находящемуся в ведении этого органа или в ведении федерального органа исполнительной власти, подведомственного этому органу, субсидий из федерального бюджета. В переходный период:

• бюджетные учреждения являются получателями бюджетных средств;

• на суммы поступивших в федеральный бюджет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным казенным или являющимся получателями бюджетных средств бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, отражается источник дополнительного финансового обеспечения содержания и развития их материально-технической базы, включая расходы на уплату налогов с доходов от аренды, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета;

• федеральное бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или федеральное казенное учреждение вправе использовать на обеспечение своей деятельности

полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доходы деятельности;

• заключение и оплата договоров федеральным бюджетным учреждением, являющимся получателем бюджетных средств, или федеральным казенным учреждением, подлежащих исполнению за счет внебюджетных средств производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доходы деятельности;

• бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, или казенное учреждение обеспечивают исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в порядке, установленном гл. 24 БК РФ.

Список литературы

1. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от03.11.2006 № 174-ФЗ.

2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

3. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1.

4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.