УДК 616.89:378+614.252:61(071.1)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА И КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ПСИХИАТРИИ, НАРКОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Ваулин С.В., Уласень Т.В., Алексеева М.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме: в статье обозначены основные направления совершенствования качества и культуры преподавания в рамках продуктивного образования на кафедре психиатрии, наркологии и психотерапии ФПК и ППС. Изложены техники оценки общекультурных и профессиональных навыков курсантов.
Ключевые слова: качество и культура преподавания, продуктивное образование.
QUALITY AND TEACHING CULTURE IMPROVEMENT AT THE DEPARTMENT OF PSYCHIATRY, ADDICTION AND PSYCHOTHERAPY FOR THE DOCTORS' SKILLS UPGRADING AND EXTRAQUALIFICATION FACULTY
Vaulin S.V., Ulasen T.V., Alekseeva M.V.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia,
Abstract. Major trends to improve the quality and culture of teaching according to the productive education demand at the Department of Psychiatry, Addiction and Psychotherapy for the Doctors' Skills Upgrading and Extra qualification Faculty are discussed in the article. Methods to assess cultural and professional skills of doctors taking a course at the department are revealed as well. Key words: culture and quality of teaching, productive education.
Необходимость развития высококвалифицированной медицинской помощи требует улучшения системы повышения квалификации врачей. Главной задачей кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ФПК и ППС является подготовка в системе дополнительного профессионального образования высококвалифицированных специалистов психиатров, психиатров-наркологов и психотерапевтов для практического здравоохранения. Разработанные нашими сотрудниками учебно-методические материалы систематически и регулярно обновляются и совершенствуются, обеспечивая, таким образом, наиболее современные фундаментальные и методологические подходы к процессу обучения специалистов психиатрических, психотерапевтических и наркологических лечебно-профилактических подразделений. Неоспоримый вклад в совершенствование качества преподавания привнесли электронные, в
том числе, компьютерные технологии [1, 4]. Так, на кафедре активно используются мультимедийные установки и компьютеры, что позволяет в профессиональном интерактивном режиме представлять учебный материал. Следует отметить тот факт, что по каждой изучаемой теме (психиатрия, наркология и психотерапия) преподавательским составом нашей кафедры разработаны презентации-дискуссии, где курсанты являются активными участниками обсуждения тематики занятий. Также в системе преподавания широко используются обучающие видеофильмы, сюжеты из художественных фильмов, демонстрирующих психопатологические расстройства. На кафедре имеется «профессиональная» ви-деотека. Вместе с тем приоритетным направлением педагогического процесса остается разумное сочетание инновационных технологий и классических форм пре-
подавания «у постели больного» с проведением подробных разборов клинических случаев. Вне зависимости от типовых программ последипломного образования (профессиональная переподготовка, общее усовершенствование или тематическое усовершенствование) сотрудники нашей кафедры используют следующие техники оценки общекультурных и профессиональных навыков курсантов [2]: оценка по уровню развития ключевых компетенций; рейтинговая модель, определяющая степень продвижения обучающегося по лестнице успеха в однотипной среде; мониторинговая модель, предусматривающая создание «портфо-лио» достижений; обсуждение и дискуссия; написание реферативной или аттестационной работы; презентация - представительские данные, навыки публичных выступлений, умение «держаться» перед аудиторией; ситуационно-поведенческие тесты -краткие стандартизованные оценочные процедуры; тесты эффективности обработки информации; личностные опросники как наборы стандартизованных анкет с вопросами закрытого типа; интервью как инструмент, позволяющий открыто обсуждать слабые и сильные стороны и объяснять свою точку зрения; метод стратегического интервью; наблюдение - инструмент сбора информации для установления фактов; анкетирование - инструмент для сбора информации; контент-анализ документации (журналы, характеристики и др.); портфо-лио документов - набор документов, материалов, отражающих деятельность обучающегося.
Таким образом, целью профессионального обучения на кафедре является продуктивное профессионально-педагогическое общение [3, 5], в котором наши сотрудники придерживаются строго определенных этапов: моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к занятию (прогностический этап); организация непосредственного общения (начальный период общения) «коммуникативная атака»; управление общением в педагогическом процессе; анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.
Остановимся на первом и последнем этапах, которым после детального обсуждения на кафедральных собраниях перед каждым циклом мы придаем особое значение. Так, предварительное моделирование помогает преподавателю представить вероятностную схему взаимодействия. Кроме того, на этой стадии происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных, достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия в областях психиатрии, наркологии и психотерапии. Вместе с тем необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы в каждой конкретной группе.
Особое внимание сотрудники нашей кафедры уделяют практике изучения и анализа мнений заинтересованных сторон по вопросам образовательной деятельности. С целью повышения качества преподавания по окончании каждого цикла проводится анкетирование курсантов, посвященное вопросам общей оценки кафедры и каждого сотрудника в отдельности. Анализируя свои качества, каждый сотрудник получает ценную информацию о своих сильных и слабых сторонах личностно-профессио-нальных качеств (своего рода SWOT-анализ), что позволяет определить список задач, способствующих совершенствованию педагогического процесса и установлению хорошей психологической атмосферы на кафедре.
Таким образом, совершенствование качества и культуры преподавания на кафедре происходит по оценке результатов работы каждого сотрудника по следующим критериям: уровню продуктивного профессионально-педагогического общения с применением техник оценивания общекульту-ральных и профессиональных навыков курсантов; умению создать рабочую комфортную психологическую атмосферу в группе обучающихся; владению инновационными технологиями и интерактивными методами обучения; оценке и анализу результатов анкетирования курсантов с применением навыков SWOT-анализа (с целью получе-
ния объективных данных о коллективе кафедры в целом и о каждом преподаватели в отдельности). В свою очередь, свой профессионализм наши сотрудники продолжают совершенствовать постоянным курированием пациентов и активным взаимодействием с органами здравоохранения г. Литература
1. 2.
3.
4.
5.
Смоленска и Смоленской области; участием в научно-практических конференциях, включая международные, публикацией материалов своей работы, личным участием в научно-исследовательской работе и обучающих тренингах.
Долгова, В.И. Инновационная культура и педагогический менеджмент [Текст] / В.И. Долгова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ: АТОКСО, 2008.
Конопля, А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика [Текст] / А.И. Конопля // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 98-101. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст]: пособие / М.М. Левина. - М.: Изд-во Академия, 2001. - 272 с.
Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 192 с. Шамов, И.А. Деловая игра в медицинском ВУЗе [Текст]: пособие для преподавателей / И.А. Шамов, Г.Э. Гаджиев. - Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2008. - 56 с.