УДК 616.89:378.162.2(086.6)
ОТРАСЛЕВОЙ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Уласень Т.В., Ваулин С.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия. 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье обоснована целесообразность создания отраслевого психолого-психиатрического музея на базе кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ФДПО, показана его роль в реализации компетентностного подхода в профессиональном медицинском образовании.
Ключевые слова: педагогический процесс, профессиональное медицинское образование, отраслевой психолого-психиатрический музей
SECTORALPSYCHOLOGICAL AND PSYCHIATRIC MUSEUM AS ONE OF THE
FORMS OF EDUCATIONAL PROCESS
Ulasen T. V., Vaulin S. V.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Summary. The article justifies the expediency of the establishment of the Sectoral Psychological and Psychiatric museum on the basis of the Department of Psychiatry, Addiction and Psychotherapy (for the Doctors' Skills Upgrading Faculty). It also demonstrates its role in the fulfilment of the competence-based approach in professional medical education. Key words: educational process, professional medical education, the Sectorial Psychological and Psychiatric Museum
Знание истории психиатрии имеет не только познавательное, но и определенное воспитательное значение. Возрастающее в течение времени гуманное отношение к психическим больным дает пример того, как должен профессионал вести себя с клиентами и учениками, ... создавать вокруг них благоприятный психологический климат.
Дмитрий Исаев
Продумывая материал к статье, мы решили донести до коллег важность сохранения профессиональных традиций и поделиться тем небольшим, но значимым опытом, который у нас уже накоплен. Речь пойдет о предпосылках создания музея психолого-психиатрической службы в Смоленской области, инициатором создания которого являются сотрудники кафедры психиатрии, наркологии и
психотерапии ФДПО.
Медицинский музей как общественный институт по сохранению и документированию истории медицины, начал формироваться в России во второй половине XIX в. Характерной особенностью этого периода явилось создание музеев по отраслевому принципу - неврологических, хирургических, гигиенических, и т.д. Со временем
медицинский музей занял важное место среди прочих учреждений отечественного здравоохранения (среди медицинских структур государственной, земской и частной форм собственности), так как являлся в этот период основным общественным институтом по
сохранению, распространению и популяризации достижений медицинской науки, просвещению населения [1].
Вопрос о роли и значении научных сообществ в деле создания музеев различного профиля в России всегда являлся актуальным и был связан с деятельностью этих научных обществ -проведением выставок, чтением публичных лекций и др. видами общественной деятельности.
Медицинский музей - учреждение или структурное подразделение организации, использующее экспозиционно-
выставочные, учётно-фондовые,
культурно-образовательные и научно-исследовательские технологии для формирования у целевой аудитории отношения к жизни и здоровью как к величайшим социальным ценностям, а также знаний о научной и практической деятельности по сохранению и укреплению здоровья, об исторических и современных средствах диагностики, лечения и профилактики заболеваний [2]. Соответственно, создание отраслевого медицинского музея, посвященного становлению психолого-психиатрической службы на Смоленщине, будет
способствовать решению ряда
педагогических задач:
- развивать у слушателей умения и навыки, способствующие развитию «критического восприятия и оценки информации, полученной из различных источников, на предмет ее научной обоснованности», применению мультидисциплинарного подхода к оценке достижений частных разделов психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии;
- знакомить с историей развития врачебной этики;
- развивать познавательный интерес, чувства коллективизма, аккуратности и
бережного отношения к документам истории;
- формировать воображение, аналитическое мышление, умения из множества фактов и материалов выделить основной, который раскрывает главную идею темы или ее составную часть;
- понимать роль традиций;
- побуждение к самодеятельности, нравственному самосовершенствованию;
- настойчивое и кропотливое обучение интернов, ординаторов и аспирантов работе с научной литературой, справочниками, архивными материалами, наблюдению, анализу;
- способствовать обмену профессиональным опытом.
Как известно, компетентностный подход в профессиональном медицинском образовании и его внедрение в преподавание реализован в специальных учебных средах, позволяющих
преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого. Новой, с этой точки зрения, на нашей кафедре учебной средой, дополняющей традиционное обучение психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии в лекционных и семинарских аудиториях, может стать отраслевой психолого-психиатрический музей.
На этапе планирования музейных форм обучения на кафедре мы обратили внимание на то, с каким энтузиазмом врачи, работающие в Смоленской областной клинической психиатрической больнице, обсуждали принесенные друг другом фотографии из личных и больничных архивов; с каким интересом узнавали они исторические факты, касающиеся опыта врачевания в своих отделениях.
Для сотрудников кафедры важным является тот факт, что собственно с истории становления Смоленской психиатрической больницы и началось развитие психолого-психиатрической
профессиональных
самовоспитанию, саморазвитию и
службы в Смоленской области, доказательством чего служит приведенный ниже «Отчет по психиатрической больнице Смоленского Губернского Земства» за период с 01.01.1906 по 01.01.1907 г.» (рис. 1)
Следует сказать, что в распоряжении кафедры имеется много уникальных фотографий прошлых лет, касающихся становления психиатрической службы. В частности, на одной из них (рис. 2) запечатлены первые выпускники-
психиатры Смоленского государственного медицинского института, которые в дальнейшем на протяжении многих лет возглавляли различные подразделения психиатрического профиля.
Но рассказ об истории становления психиатрии, психотерапии и клинической психологии в Смоленской области был бы не полным без упоминания современного этапа развития этих специальностей. В первую очередь хочется сказать об активном сотрудничестве нашей кафедры с кафедрами центральных институтов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, а также
региональных вузов (гг. Новосибирск, Тверь, Ярославль, Нижний-Новгород, Воронеж, Курск, Тула, Омск, Рязань); международном сотрудничестве с организациями в области охраны психического здоровья, материалы конференций и обучающие материалы которых мы регулярно предоставляем курсантам на занятиях. Особо хочется акцентировать внимание на
взаимодействии с психиатрами, наркологами, психотерапевтами и клиническими психологами соседних областей - в первую очередь, Брянской, Тульской, Орловской, Калининградской, Калужской, Липецкой и др. Многие из тех, кто в настоящее время возглавляет указанные психиатрические больницы и диспансеры, являются выпускниками нашего тогда еще института. Данное сотрудничество способствует не только развитию психиатрического сообщества, но и формированию единых подходов к диагностике и терапии психических нарушений, выработке соответствующих реабилитационных программ.
Рис. 1. «Отчет по психиатрической больнице Смоленского Губернского Земства с 1 Января 1906 г. по 1 Января 1907 г.».
Рис. 2. Первые выпускники-психиатры Смоленского государственного медицинского института.
Таким образом, внедрение отраслевого психолого-психиатрического музея в педагогический процесс на кафедре психиатрии, наркологии и психотерапии ФДПО имеет важное воспитательное и прикладное значение.
Литература
1. Кузыбаева М.П. Отраслевой медицинский музей и его место в системе Российского здравоохранения // Вестник СПбГУ. - Сер. 11. - 2010. Вып. 3. - С. 218-225.
2. Пашков К.А., Бергер Е.Е., Слышкин Г.Г. и др. Медицинское музееведение: справочные материалы по истории медицины для студентов медицинских и фармацевтических вузов всех форм обучения / МГМСУ им. А.И. Евдокимова; под ред. К.А. Пашкова. - М.: Печатный дом «Магистраль», - 2017. - 352 с.