Научная статья на тему 'История развития медицинской психологии в Кыргызской Республике'

История развития медицинской психологии в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1042
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / MEDICAL PSYCHOLOGY / КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / KYRGYZ REPUBLIC / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL COMMUNITY / СФЕРА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Нелюбова Тамара Алексеевна, Зарифьян Анэс Гургенович, Галако Татьяна Ивановна, Кадырова Тамила Мукашевна, Тен Владимир Илларионович

Статья рассказывает об основных этапах становления медицинской психологии в Кыргызской Республике. Подчеркивается, что история становления медицинской психологии как науки неотделима от истории государства в целом, отражает значимые временные отрезки и влияние выдающихся специалистов в области психического здоровья. В статье прослежено становление сферы психического здоровья в Кыргызской Республике, отмечается вклад Марка Ароновича Гольденберга первого заведующего кафедрой психиатрии медицинского института города Фрунзе, Николая Витальевича Канторовича, Александры Ивановны Дурандиной. Особый акцент в статье сделан на личности Валерия Владимировича Соложенкина. Валерием Владимировичем Соложенкиным была разработана, предложена и успешно реализована уникальная, не имеющая аналогов на всем пространстве СНГ последовательная структурная педагогическая модель: ознакомление со сферой психического функционирования начинается с первого же курса в виде особых тренингов групп личностного роста. Непосредственно за этим начинается изучение предмета «Психологические основы врачебной деятельности». В дальнейшем на протяжении трех семестров студенты изучают предмет «Медицинская психология». После усвоения студентами представлений о психическом функционировании в норме, им преподается непосредственно медицинский блок курс общей психопатологии как пропедевтики психиатрии, а далее частная психиатрия, как наука о проблемах человека в сфере психического здоровья. Несмотря на тот факт, что подавляющее большинство студентов в будущем становятся врачами общей медицины, завершающая часть всего блока психиатрических дисциплин включает изучение предмета «Психотерапия». По замыслу автора модели, Валерия Владимировича Соложенкина, корректная информация о сути и возможностях психотерапии, ее непосредственные первичные навыки являются обязательными в системе додипломной подготовки современного врача. Настоящий статус медицинской психологии в Кыргызской Республике характеризуется активным привлечением молодых специалистов к созданию профессионального психологического сообщества, внедрению разработанного этического кодекса в практику каждого психолога, основанием научно-исследовательского центра при Американском университете в Центральной Азии и, наконец, стремительным развитием поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Нелюбова Тамара Алексеевна, Зарифьян Анэс Гургенович, Галако Татьяна Ивановна, Кадырова Тамила Мукашевна, Тен Владимир Илларионович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and the present status of Medical Psychology in the Kyrgyz Republic

The article tells about the main stages of medical psychology development in the Kyrgyz Republic. It is stressed that the medical history of the formation of psychology as a science is inseparable from the history of the state as a whole, thus it reflects the significant time periods and the impact of outstanding specialists in the field of mental health. The article traces the development of mental health in the Kyrgyz Republic to underline the contribution of Mark Aronovich Goldenberg the first head of the Department of Psychiatry under Medical University Frunze, Nikolay Vitalevich Kantorovich, Alexandra Ivanovna Durandin. Particular attention in the article is paid to the charachter of Valery Solozhenkin. Valery Solozhenkin developed, proposed, and successfully implemented a unique among the CIS countries and consistent pedagogical curriculum: introduction to the scope of mental functioning begins with the first course in the form of special training groups of personal growth. Directly behind it begins the study of the subject "Psychological foundations of medical practice". In the future, for three semesters, students learn the subject "Medical psychology". After mastering the students' understanding of normal mental functioning, they were taught a medical course of general psychopathology as the introductury course to psychiatry, then the students learnt the psychiatry as a science of human mental health problems. Despite the fact that the vast majority of students in the future become the doctors of general medicine, the final part of the whole curriculum includes the study of the Psychotherapy. According to Valery Solozhenkin, objective information about the essence and capabilities of psychotherapy, its direct primary skills are required in the undergraduate training of the modern physician. Status quo of medical psychology in the Kyrgyz Republic is characterized by the active involvement of young professionals into creation of professional psychological community, introduction of ethical conduct in the everyday practice of psychologists, establishment of Research Center at the American University in Central Asia and finally, the rapid development of behavioral and cognitive-behavioral psychotherapy.

Текст научной работы на тему «История развития медицинской психологии в Кыргызской Республике»

Научней сетевой журнал

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

России

ОвНвА

История развития медицинской психологии в Кыргызской Республике

Нелюбова Т.А.1, Зарифьян А.Г.2, Галако Т.И.3, Кадырова Т.М.\ Тен В.И.5, Молчанова Е.С.6

1 Нелюбова Тамара Алексеевна

врач-психиатр и психотерапевт высшей категории, кандидат медицинских наук, доцент, руководитель кафедры медицинской психологии, психиатрии и психотерапии; Кыргызско-Российский (Славянский) университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, ул. Киевская, 44, Бишкек, 720000, Кыргызская Республика. Тел.: 66-25-57.

E-mail: [email protected]

2 Зарифьян Анэс Гургенович

врач, профессор, декан медицинского факультета; Кыргызско-Российский (Славянский) университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, ул. Киевская, 44, Бишкек, 720000, Кыргызская Республика. Тел.: 66-25-57. E-mail: [email protected]

Галако Татьяна Ивановна

кандидат медицинских наук, доцент, президент Кыргызской Психиатрической Ассоциации, заведующая кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии; Кыргызская Государственная Медицинская Академия им. И.К. Ахунбаева, ул. Ахунбаева, 92, Бишкек, 720020, Кыргызская Республика. Тел.: +996 (312) 54-58-81.

4 Кадырова Тамила Мукашевна

главный детский психиатр Кыргызской Республики, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии; Кыргызская Государственная Медицинская Академия им. И.К. Ахунбаева, 92, Бишкек, 720020, Кыргызская Республика. Тел.: +996 (312) 54-58-81.

5 Тен Владимир Илларионович

кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицинской психологии, психиатрии и психотерапии; Кыргызско-Российский (Славянский) университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, ул. Киевская, 44, Бишкек, 720000, Кыргызская Республика. Тел.: 662557.

6 Молчанова Елена Сергеевна

кандидат медицинских наук, доцент направления психологии; Американский Университет в Центральной Азии, ул. Абдымомунова, 205, Бишкек, 720001, Кыргызская Республика. Тел.: +996 (312) 66-33-09;

доцент кафедры медицинской психологии, психиатрии и психотерапии; Кыргызско-Российский (Славянский) университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, ул. Киевская, 44, Бишкек, 720000, Кыргызская Республика. Тел.: 66-25-57. E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья рассказывает об основных этапах становления медицинской психологии в Кыргызской Республике. Подчеркивается, что история становления медицинской психологии как науки неотделима от истории государства в целом, отражает значимые временные отрезки и влияние выдающихся специалистов в области психического здоровья. В статье прослежено становление сферы психического здоровья в Кыргызской Республике, отмечается вклад Марка Ароновича Гольденберга — первого заведующего кафедрой психиатрии медицинского института города Фрунзе, Николая Витальевича Канторовича, Александры Ивановны Дурандиной. Особый акцент в статье сделан на личности Валерия Владимировича Соложенкина. Валерием Владимировичем Соложенкиным была разработана, предложена и успешно реализована уникальная, не имеющая аналогов на всем пространстве СНГ последовательная структурная педагогическая модель: ознакомление со сферой психического функционирования начинается с первого же курса в виде особых тренингов —

групп личностного роста. Непосредственно за этим начинается изучение предмета «Психологические основы врачебной деятельности». В дальнейшем на протяжении трех семестров студенты изучают предмет «Медицинская психология».

После усвоения студентами представлений о психическом функционировании в норме, им преподается непосредственно медицинский блок — курс общей психопатологии как пропедевтики психиатрии, а далее — частная психиатрия, как наука о проблемах человека в сфере психического здоровья. Несмотря на тот факт, что подавляющее большинство студентов в будущем становятся врачами общей медицины, завершающая часть всего блока психиатрических дисциплин включает изучение предмета «Психотерапия». По замыслу автора модели, Валерия Владимировича Соложенкина, корректная информация о сути и возможностях психотерапии, ее непосредственные первичные навыки являются обязательными в системе додипломной подготовки современного врача.

Настоящий статус медицинской психологии в Кыргызской Республике характеризуется активным привлечением молодых специалистов к созданию профессионального психологического сообщества, внедрению разработанного этического кодекса в практику каждого психолога, основанием научно-исследовательского центра при Американском университете в Центральной Азии и, наконец, стремительным развитием поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии.

Ключевые слова: медицинская психология; Кыргызская Республика; профессиональное психологическое сообщество; сфера психического здоровья.

УДК 159.9(091)

Библиографическая ссылка по ГОСТ Р 7.0.5-2008

История развития медицинской психологии в Кыргызской Республике / Т.А. Нелюбова, А.Г. Зарифьян, Т.И. Галако [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2015. - N 1(30). - С. 2 [Электронный ресурс]. - URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Поступила в редакцию: 28.11.2014 Прошла рецензирование: 18.12.2014 Опубликована: 01.01.2015

История развития сферы психического здоровья в Кыргызской Республике является не только частью истории развития медицины и психологии в Кыргызской Республике, но и частью государственной истории сначала Советского Союза, затем — независимого Кыргызстана. Возникновение и трансформация психологии как отрасли знаний отражает основные политические, экономические и интеллектуальные изменения в Кыргызской Республике на протяжении более чем 70 лет. Во время этого нелегкого периода прослеживается несколько этапов, которые определяются как специфическим временем, так и влиянием выдающихся специалистов.

Первый этап знаменует рождение службы психического здоровья в Кыргызской Республике и начинается с создания кабинета по предоставлению консультационных услуг в 1936 г. в городе Фрунзе (бывшее название столицы Кыргызской Республики). Кабинет был временно размещен в здании Городской поликлиники и не пользовался особой популярностью у городских жителей. До 1960-х гг. медицинская психология не выделялась как отдельная дисциплина в Советском Кыргызстане, а термины «психолог» и «психиатр» рассматривались как синонимы (из устной беседы с В.Ф. Желонкиной). Первая психиатрическая больница на 80 мест была построена в селе Чым-Коргон в 1939 году недалеко от Кеминского района, и начинающие специалисты в области психического здоровья направлялись в загородную больницу для прохождения практики.

В 1942 г. в Медицинском институте была основана кафедра психиатрии. В это же время было открыто психиатрическое стационарное отделение в Городской клинической больнице. Позже это отделение стало основой для клинической практики и обучения

для кафедры психиатрии и медицинской психологии медицинского института. Психиатрические услуги «вне больницы» стали предоставляться только после 1958 г. В настоящее время насчитывается 86 кабинетов консультантов, которые предоставляют консультативные и терапевтические услуги населению в центральных и районных больницах республики.

Кафедра психиатрии Медицинского института сыграла роль методологического, организационного и консультационного центра в развитии наук о психическом здоровье в Кыргызской Республике. Первым заведующим кафедрой стал профессор Марк Аронович Гольденберг, легенда советской психиатрии, уже в то время широко известный в профессиональной среде своими работами по лечению и профилактике токсических психозов. Марк Аронович заведовал кафедрой до 1944 года, затем возглавил кафедру психиатрии Новосибирского Государственного Медицинского Университета. Известна монографическая работа Марка Гольденберга об экзогенном типе реакций, представляющая практическую и теоретическую ценность и привнесшая вклад в проблему функциональных психозов, занимающих промежуточное положение между органическими и функциональными расстройствами.

Ключевой этап становления психологии в Кыргызстане связан с именем блестящего ученого и педагога — Николая Витальевича Канторовича, который заведовал кафедрой до 1969 года.

Идеи Николая Витальевича нашли свое отражение в более чем 120 публикациях и трех монографиях: «Очерки о здоровой и больной психике» (1966), «Психогении» (1967), «Медицинская психология» (1971). Следует отметить, что последняя монография Канторовича была первой монографией по медицинской психологии в Советском Союзе. Николай Витальевич и сотрудники кафедры занимались изучением психогений военного времени, структурных соотношений между неврозами и психозами, вопросов, связанных с употреблением алкоголя и алкогольных психозов. Еще до открытия эры психофармакотерапии Николаем Витальевичем была предложена оригинальная методика лечения шизофрении хинином.

Марк Аронович Гольденберг

Николай Витальевич Канторович

В числе первых ассистентов кафедры были А.И. Ковалев, Б.М. Аврутис.

A.И. Дурандина, В.А. Рожнов, И.В. Вейнгольд-Рыбкина. В этот период была разработана комплексная программа медико-психосоциальной реабилитации больных с психическими расстройствами, внедрены в практику методы лечения больных эпилепсией контраспазмином (Н.В. Канторович, Л.М. Лопухина, 1959), комбинированное лечение прогрессивного паралича пенициллином и сульфозином (А.И. Дурандина, 1954), изучались экзогенно-органические психозы (Б.Н. Дектярев, 1958), а молодые врачи, в числе которых был и В.В. Соложенкин, активно интересовались психогениями.

С начала 60-х годов состав кафедры расширяется, продолжают изучаться различные аспекты психиатрии и наркологии: терапия интоксикационных психозов инсулином или аминазином (А.И. Дурандина, 1966), стелазином (С.Д. Юсупов, 1964), лечение депрессивных состояний тофранилом (П.Г. Бахарева, Б.Н. Дектярев,

B.К. Мациевская, 1962). Интенсивно проводятся экспериментальные исследования

влияния смолистых веществ южночуискои конопли на животных, которые позволили разрешить некоторые спорные и наименее изученные вопросы, касающиеся острой и хронической гашишной интоксикации. В это же время были описаны клинические формы и патогенез реактивных психозов. С начала 60-х годов научные интересы сотрудников кафедры включают проблемы психиатрии и психофармакотерапии в условиях высокогорья. Было выявлено, что в условиях высокогорья повышалась чувствительность к лекарственным веществам и относительно быстро достигался положительный терапевтический эффект при терапии психопатологических симптомов шизофрении.

Помимо педагогической и научной деятельности профессор Канторович свыше 20 лет являлся главным психиатром Министерства Здравоохранения Кыргызской Республики, при нем открыты психиатрические больницы, психоневрологический диспансер, на базе которого в настоящее время располагается кафедра клинической психологии и психиатрии.

Следующий этап в истории развития сферы психического здоровья в КР связан с именем профессора Александры Ивановны Дурандиной, которая заведовала кафедрой в период с 1969 по 1989 г.

А.И. Дурандина проработала в КГМИ с 1952 по 1992 г. и прошла путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой и проректора по учебной работе Киргизского государственного медицинского института (КГМИ). В этот период продолжают изучаться актуальные вопросы психиатрии и наркологии. Описана болезненная ревность при некоторых психических расстройствах (Б.Н. Дектярев, 1972, 1977). Изучаются вопросы терапии антидепрессантом нуредалом маниакально-депрессивного психоза, психогенной депрессии, депрессий позднего возраста (В.В. Соложенкин, 1970), терапии эмоционально-вегетативных кризов (Т.А. Нелюбова, 1977). С 1978 г. сотрудники кафедры участвовали в осуществлении региональной программы «Межведомственные проблемы наркологии». Итогом выполнения перечисленных программ явилась защита целого ряда кандидатских диссертаций.

При кафедре был организован и весьма успешно функционировал доцентский курс медицинской психологии и педагогики, которым руководил доцент Борис Никитович Дектярев с 1970 по 1993 г.

Ученик Николая Витальевича Канторовича, профессор Валерий Владимирович Соложенкин заведовал кафедрой в период с 1990 по 2006 г. Человек широкого кругозора и разносторонних интересов, Валерий Владимирович руководил исследованиями психосоматических,

аффективных и тревожных расстройств, серьезно занимался проблемами стигматизации, социальной психологии и психиатрии, медицинской психологии, был блестящим психотерапевтом.

В 1996 году при медицинском факультете Кыргызско-Российского (Славянского) университета была основана Кафедра медицинской психологии, психиатрии и психотерапии.

Валерий Владимирович был не только блестящим ученым, но и увлеченным, заинтересованным в своих студентах педагогом. Студенческое научно-

Александра Ивановна Дурандина

Валерий Владимирович Соложенкин

исследовательское общество по психиатрии и психологии было необычайно популярным, и многие будущие психиатры выбирали свою профессию еще в ранние студенческие годы, будучи членами научного кружка. Такие инновационные темы, как территориальное поведение, психология стресса, психотерапевтические аспекты психофармакологии, личности знаменитых теоретиков в области психологии активно дискутировались на заседаниях общества, которые порой затягивались до глубокой ночи. Клинические разборы Валерия Владимировича всегда были логическим и красивым обучением клиническому мышлению, что давало возможность пережить удивительный опыт понимания механизмов функционирования здоровой и больной психики.

После заседания научного студенческого общества по психиатрии: проф. В.В. Соложенкин и студентка младших курсов Е. Молчанова

Валерием Владимировичем Соложенкиным была разработана, предложена и успешно реализована уникальная, не имеющая аналогов на всем пространстве СНГ, последовательная структурная педагогическая модель: ознакомление со сферой психического функционирования начинается с первого же курса в виде особых тренингов — групп личностного роста. Основной их целью является также помощь в адаптации первокурсников к университетскому формату функционирования за счет формирования навыков самопознания и групповой консолидации. Непосредственно за этим начинается изучение предмета «Психологические основы врачебной деятельности». Само это название удивительно точно отражает суть изучаемой дисциплины. На протяжении двух семестров студенты получают информацию о функционировании отдельных сфер психики человека в норме. Данный блок является своеобразной пропедевтикой сферы психического функционирования.

Особое значение для формирования медицинского мировоззрения имеет второй блок дисциплины, касающийся психологических аспектов взаимодействия в диаде врач-больной. Качество усвоения нового, необычного для студентов-медиков, материала, обеспечивается благодаря написанному профессором В.В. Соложенкиным уникальному учебнику «Психологические основы врачебной деятельности», написанному в совершенно необычной манере психотерапевтического диалога, не имеющего аналогов до настоящего времени. Исходя из понимания того, что данная отрасль знаний является новой для преподавания в медицинских ВУЗах, учебник подкреплен руководством к проведению практических занятий, где подробно освещена методика преподавания данной дисциплины в живой и доступной для студентов непсихологического профиля форме.

В дальнейшем на протяжении трех семестров студенты изучают предмет «Медицинская психология», также имеющий оригинальный характер и структуру: «Стрессология», играющая решающую роль в понимании сути психосоматических взаимоотношений, «Персонология», дающая информацию об основных мировых теориях личности. Данный теоретический блок рассматривается как обязательный для формирования холистического мировоззрения современного врача, вне зависимости от его непосредственной специализации.

Если предмет «Психологические основы врачебной деятельности» дает первичные представления относительно психического функционирования в норме и первичные навыки построения диалога с пациентом, то «стрессология» заполняет конкретным содержанием психосоматические взаимосвязи. «Персонология» дает ответ на вопрос, какие личностные особенности обусловливают стресс уязвимость индивида в соответствии с представления основных мировых психологических школ.

После усвоения студентами представлений относительно психического функционирования в норме им преподается непосредственно медицинский блок — курс общей психопатологии как пропедевтики психиатрии, а далее — частная психиатрия, как наука о проблемах человека в сфере психического здоровья.

Несмотря на тот факт, что подавляющее большинство студентов в будущем становятся врачами интернальной медицины (включая невропатологов), завершающая часть всего блока психиатрических дисциплин включает изучение на протяжении Х—Х1 семестров предмета «Психотерапия». По замыслу автора модели, Валерия Владимировича Соложенкина, корректная информация о сути и возможностях психотерапии, ее непосредственные первичные навыки являются обязательными в системе додипломной подготовки современного врача.

В 2014 году новаторская программа Соложенкина Валерия Владимировича посмертно была отмечена ежегодной премией в сфере медицинского и фармацевтического образования России «Docendo discimus» (Обучая, мы учимся сами) в номинации: «За комплекс учебных изданий».

Ежегодная премия в сфере медицинского и фармацевтического образования России «Docendo discimus» (Обучая, мы учимся сами) в номинации: «За комплекс учебных изданий»

По инициативе В.В. Соложенкина было реформировано научно-практическое общество психиатров, наркологов и медицинских психологов в Кыргызскую Психиатрическую Ассоциацию (КПА), которая вошла в 1998 г. в состав Всемирной Психиатрической Ассоциации (ВПА). При поддержке международной организации «Женевские Инициативы в Психиатрии» В.В. Соложенкин стал региональным координатором по странам Центральной Азии в области социальной психиатрии. Благодаря его инициативе была организована Противоэпилептическая Лига в Кыргызской Республике. Длительное время профессор Соложенкин являлся ученым секретарем Ученого Совета КГМА. В этот период при сотрудничестве и содействии ВОЗ и ВПА кафедра психиатрии была первой среди стран СНГ, перешедшей на преподавание психиатрии по версии МКБ-10 и внедрившей ее в систему психиатрических учреждений республики. В 1998 году была проведена первая на пространстве СНГ региональная встреча Всемирной Психиатрической Ассоциации (ВПА) для стран Центральной Азии и Закавказья. Кафедра психиатрии участвовала в разработке международного Атласа по ментальному здоровью по инициативе ВОЗ (2007).

В настоящее время учениками Валерия Владимировича подготовлено второе, переработанное и дополненное издание руководства «Психологические и дидактические основы врачебной деятельности», рекомендованное Министерством образования и науки КР в качестве учебного пособия для студентов медицинских и психологических ВУЗов.

Современный статус медицинской психологии в Кыргызской Республике характеризуется активными действиями молодых психологов по созданию профессионального психологического сообщества, внедрения в практику медицинских психологов этического кодекса, разработанного сотрудниками психологических факультетов всех университетов города Бишкек. При направлении психологии Американского университета в Центральной Азии создается научно-исследовательский центр, одной из целей которого станет стандартизация последних западных измерительных инструментов (например, последней версии взрослой и детской тестов Векслера) и адаптации их к реалиям культуры современного Кыргызстана. Организованный в сотрудничестве с Clemsen University (США) центр для детей-аутистов применяет инновационные методы прикладного поведенческого анализа и активно привлекает к работе студентов и выпускников АУЦА.

Литература

1. Канторович Н.В. Очерки о здоровой и больной психике. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ташкент: Медицина УзССР, 1966. - 164 с.

2. Канторович Н.В. Психогении. - Ташкент: Медицина, 1967. - 263 с.

3. Канторович Н.В. Медицинская психология: учебник для медицинских институтов. -Ташкент: Медицина, 1971. - 304 с.

4. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический проект, 2003. - 304 с.

5. Соложенкин В.В. Избранные лекции по психиатрии для врачей-кардиологов: учебное пособие. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. - 134 с.

6. Соложенкин В.В. Избранные лекции по психиатрии с элементами психотерапии: учебное пособие. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2011. - 318 с.

History and the present status of Medical Psychology in the Kyrgyz Republic

Nelyubova T.A.1, Zarif'yan A.G.2, Galako T.I.3, Kadyrova T.M.\ Ten V.I.5, Molchanova E.S.6

1 Nelyubova Tamara Alekseevna

a psychiatrist and psychotherapist of highest category, PhD, associate professor, head of the department of medical psychology, psychiatry and psychotherapy; Kyrgyz Russian Slavic University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Kievskaya st., 44, Bishkek, 720000, the Kyrgyz Republic. Phone: 66-25-57. E-mail: [email protected]

2 Zarif'yan Anes Gurgenovich

doctor, professor, dean of the medical department; Kyrgyz Russian Slavic University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Bishkek, the Kyrgyz Republic.

E-mail: [email protected]

3 Galako Tat'yana Ivanovna

PhD, associate professor, President of the Kyrgyz Psychiatric Association, head of the department of psychiatry, addiction and clinical psychology; Kyrgyz State Medical Academy named after I.K. Akhunbaev, Akhunbaev st., 92, Bishkek, 720020, the Kyrgyz Republic. Phone: +996 (312) 54-58-81.

4 Kadyrova Tamila Mukashevna

Chief child psychiatrist of the Kyrgyz Republic, PhD, associate professor of psychiatry, addiction and clinical psychology; Kyrgyz State Medical Academy named after I.K. Akhunbaev, Bishkek, the Kyrgyz Republic.

5 Ten Vladimir Illarionovich

PhD, associate professor of medical psychology, psychiatry and psychotherapy; Kyrgyz Russian Slavic University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Bishkek, the Kyrgyz Republic.

6 Molchanova Elena Sergeevna

PhD, associate professor of psychology department; American University of Central Asia, Abdymomunov st., 205, Bishkek, 720001, the Kyrgyz Republic. Phone: +996 (312) 66-33-09;

assistant professor in department of medical psychology, psychiatry and psychotherapy; Kyrgyz Russian Slavic University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, Bishkek, the Kyrgyz Republic. E-mail: [email protected]

Abstract

The article tells about the main stages of medical psychology development in the Kyrgyz Republic. It is stressed that the medical history of the formation of psychology as a science is inseparable from the history of the state as a whole, thus it reflects the significant time periods and the impact of outstanding specialists in the field of mental health. The article traces the development of mental health in the Kyrgyz Republic to underline the contribution of Mark Aronovich Goldenberg — the first head of the Department of Psychiatry under Medical University Frunze, Nikolay Vitalevich Kantorovich, Alexandra Ivanovna Durandin. Particular attention in the article is paid to the charachter of Valery Solozhenkin. Valery Solozhenkin developed, proposed, and successfully implemented a unique among the CIS countries and consistent pedagogical curriculum: introduction to the scope of mental functioning begins with the first course in the form of special training — groups of personal growth. Directly behind it begins the study of the subject "Psychological foundations of medical practice". In the future, for three semesters, students learn the subject "Medical psychology".

After mastering the students' understanding of normal mental functioning, they were taught a medical course of general psychopathology as the introductury course to psychiatry, then the students learnt the psychiatry as a science of human mental health problems.

Despite the fact that the vast majority of students in the future become the doctors of general medicine, the final part of the whole curriculum includes the study of the Psychotherapy. According to Valery Solozhenkin, objective information about the essence and capabilities of psychotherapy, its direct primary skills are required in the undergraduate training of the modern

physician. Status quo of medical psychology in the Kyrgyz Republic is characterized by the active involvement of young professionals into creation of professional psychological community, introduction of ethical conduct in the everyday practice of psychologists, establishment of Research Center at the American University in Central Asia and finally, the rapid development of behavioral and cognitive-behavioral psychotherapy.

Key words: medical psychology; Kyrgyz Republic; professional psychological community; mental health.

Bibliographic reference

Nelyubova T.A., Zarif'yan A.G., Galako T.I., Kadyrova T.M., Ten V.I., Molchanova E.S. History and the present status of Medical Psychology in the Kyrgyz Republic. Med. psihol. Ross., 2015, no. 1(30), p. 2 [in Russian, in English]. Available at: http://mprj.ru

Received: November 28, 2014 Accepted: December 18, 2014 Publisher: January 1, 2015

The developmental history of mental health profession in the Kyrgyz Republic is not only a part of the history of psychological medicine and trends in scientific communities, but it is also a part of a bigger history of the Soviet Union influence until the days when Kyrgyzstan reached its independence. The psychology as a science was influenced by the Soviet Union legacy of political, economic and intellectual changes in the Kyrgyz Republic that took place for more than 70 years. Several stages could be traced during this period of great socio-economical turbulence. The stages are defined by specificity of time, and the influence of certain outstanding professionals.

The first phase marks the birth of mental health services in the Kyrgyz Republic and begins with the creation of the office to provide consulting services in 1936 in Frunze (the former name of the capital of the Kyrgyz Republic). The office was temporarily located in the building of the city local hospital and was not particularly popular among urban dwellers. Before the 1960s. medical psychology did not stand out as a separate discipline in the Soviet Kyrgyzstan, and the terms "psychology" and "psychiatrist" were considered synonymous (from verbal conversations with V.F. Zhelonkina). First psychiatric hospital with 80 beds was built in the village Chym-Korgon in 1939 near the Kemin district, and young specialists in mental health were sent to the countryside for a hospital internship.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In 1942 the Department of Psychiatry was established under the Medical University. At the same time it opened a psychiatric inpatient unit at the City Hospital. Later this department was the basis for clinical practice and training for the Department of Psychiatry and Medical Psychology under Medical University. Mental health services "outside the hospital" were provided only after 1958. Currently, there are 86 rooms of consultants who provide advisory and therapeutic services to the population in central and district hospitals of the country.

Department of Psychiatry under Medical University has played the role of methodological, organizational and consultation center in the development of the Mental Health Sciences in the Kyrgyz Republic. The first head of the department was Professor Naimark Goldenberg, a legend of Soviet psychiatry, at that time already well-known in professional circles for his work on the treatment and prevention of toxic psychosis. Naimark headed the department until 1944, then took over the Department of Psychiatry of the Novosibirsk State Medical University. There is a well-known work by Mark Goldenberg of practical and theoretical value about the exogenous type of reactions. This work contributed to the problem of functional psychoses, occupying an intermediate position between the organic and functional disorders. Mark Aronovich Goi'denberg

A key stage in the formation of psychology in Kyrgyzstan is connected with the name of a brilliant scientist and teacher — Nikolay Vitalevich Kantorovich, who headed the department until 1969.

Ideas of Nicholas Vitalievitch were reflected in more than 120 publications and three monographs: "Sketches of healthy and sick mentality" (1966), "psychogenic" (1967), "Medical Psychology" (1971). It should be noted that the latest work by Kantorovich was the first ever work in the field of medical psychology in the Soviet Union. Nicholas V. and members of the department were engaged in studying wartime psychogenic, structural relations between neurosis and psychosis, issues related to alcohol and alcoholic abuse psychosis. Long before the advent of pharmacotherapy, Nikolay Vitalevich offered an original method of treating schizophrenia with quinine. Among the first assistant of the department were A.I. Kovalev, B.M. Avrutis. A.I. Durandina, V.A. Roznov, I.V. Veingol'd-Rybkina. During this period, a comprehensive program of medical and psycho-social rehabilitation of patients with mental health problems was developed. The methods of treatment of patients with epilepsy by kontraspazminomand was put into practice (N.V. Kantorovich, L.M. Lopukhina, 1959) as well as combined treatment with penicillin and sulfozin of progressive paralysis (A.I. Durandina, 1954). Additionally, exogenous-organic psychoses were studied (B.N. Dektyarev, 1958), and young doctors, among whom was V.V. Solozhenkin actively interested in psychogeniae.

Since the early 60s the roster of the department's professors had been expanding continuously to research various aspects of mental health and addictions: substance-induced psychosis therapy with insulin or chlorpromazine (A.I. Durandina, 1966) stelazinom (S.D. Yusupov, 1964), the treatment of depressive states by tofranilom (P.G. Bakhareva, B.N. Dektyarev, V.K. Matsievskaya, 1962).

The researchers actively experiment and study the influence of cannabis tars, the effect of marihuana growing on the South of the Chui-region. Those studies would resolve some controversial issues, insufficiently explored problems, as well as issues relating to acute and chronic intoxication of hashish. At the same time, clinical forms and the pathogenesis of reactive psychosis were described. Since the beginning of the 60's research interests of the department include the study of psychaitric and psychopharmotheraputic peroblems at high altitudes. It was found that at high altitudes, the sensitivity to drugs increases and a positive therapeutic effect in the treatment of psychopathological symptoms of schizophrenia achieved relatively quickly. In addition to teaching and research activities Professor Kantorovich was the chief psychiatrist under the Ministry of Health of the Kyrgyz Republic for more than 20 years. Under his leadership, the psychiatric and mental hospitals were opened, upon which nowadays department of clinical psychology and psychiatry was established.

The next stage in the development of mental health in the Kyrgyz Republic is prominent with the name of Professor Alexandra Ivanovna Durandin who headed the department from 1969 to 1989.

Nikolai Vital'evich Kantorovich

Aleksandra Ivanovna Durandina

A.I. Durandina worked for KSMI from 1952 to 1992 and made her way from an assistant to a professor to later become the manager of the department, chairman and vice-rector for Academic Affairs of the Kyrgyz State Medical Institute (KSMI). During this period, important issues of Psychiatry and Addictions continue to be studied. Delusions of jealousy in some psychiatric disorders was described (B.N. Dektyarev, 1972, 1977). The problems related with the use of antidepressant therapy nuredalom manic-depressive psychosis, psychogenic depression, late life depression (V.V. Solozhenkin, 1970), treatment of emotional and vegetative crises (T.A. Nelyubova, 1977) continue to be researched. Since 1978, members of the department took part in the implementation of the regional program "Interdepartmental problems of Addiction". The result of implementation of these programs was the protection of a number of master's theses. The department was organized and

successfully operated Assistant course of medical psychology and pedagogy, which was led by Associate Professor Boris Nikitovich Dektyarev from 1970 to 1993.

Nicholai Vital'evitch's desciple, Professor Valerii Vladimirovich Solozhenkin headed the department from 1990 to 2006. A man of broad outlook and various interests, Valerii Vladimirovich led the research on psychosomatics, disorders of anxiety and affective state. He was a brilliant psychotherapist, medical psychologist, social psychologist and was struggling against stigmatization.

Department of medical psychology, psychiatry and psychotherapy was established in 1996, the Medical Faculty of the Kyrgyz-Russian (Slavonic) University. Valerii was not only a brilliant scientist, but also a motivated and enthusiastic teacher. Student Research Society of Psychiatry and Psychology was extremely popular, and many future psychiatrists chose their profession even in the early college years, as members of the scientific circle. Such innovative topics as territorial behavior, psychology of stress, psychotherapeutic aspects of psychopharmacology, the famous personality theorists in psychology were actively

discussed at the meetings of the society, which sometimes continued till late at night. Valerii's Clinical analysis were always beautifully logical ways of teaching clinical reasoning, which gave the opportunity to experience the wonderful insight into the mechanisms of abnormal and healthy psychology. Valerii Solozhenkin developed and successfully implemented a unique in the CIS, consistent structural pedagogical model: introduction to the scope of mental functioning begins with the first course in the form of special training — groups of personal growth. Their main purpose was to help freshmen to adapt to the new rules of academic environment and to form the skills of self and group consolidation. Right after that the study of the subject "Psychological foundations of medical practice." begins. The very name of the course contained surprisingly accurate description of the essence of the studied subject. For two semesters, students would learn the functioning of certain areas of the human psyche. This block is a kind of propaedeutics sphere of mental functioning.

Valerii Vladimirovich Solozhenkin

After student's conference on psychiatry: Professor Valerii Solozhenkin and junior student Elena Molchanova

A second part of the curiculum was concerned with the psychological aspects of interaction in between patient and doctor. The part was of particular importance for the formation of the professional outlook. The quality of mastering information and skills, which was a new world for medical students, was ensured by a professor of V. Solozhenkin's unique textbook "Psychological foundations of medical practice" , which was written in a very unusual manner of psychotherapeutic dialogue, which has no analogues today. Based on the understanding that this was a new branch of knowledge for teaching in medical schools, the textbook was fortified with a guide to practical exercises, with a detailed explanation of methods of teaching the discipline in a lively and manner accessible for students not directly from department of psychology. Later on, for three semesters, students learn the following subjects: "Medical Psychology", which also has an original character and structure, "Stressologiya" play a decisive role in the understanding of psychosomatic relationships "Personal psychology" gives information about the world's major theories of personality. This theoretical unit is considered as mandatory for the formation of a holistic world view of modern physician, regardless of his or her primary specialization.

If the subject of "Psychological foundations of medical practice" gives primary views on mental functioning in health and primary skills of building a dialogue with the patient, the "stressologiya" fills in the gap with the content of psychosomatics. "Personology" gives the answer to the question of what personality traits are responsible for the stress the vulnerability of the individual in accordance with the presentation of the world's major schools of psychology. After mastering the students understanding of healthy mental functioning, the immediate medical unit — a course of general psychopathology as the propaedeutics of psychiatry, and more — private psychiatry as a science of human problems in the field of mental health are taught. Despite the fact that the vast majority of students in

the future becomes doctors of Internal Medicine (including neurologists), the final part of the whole unit includes the study of mental health disciplines for semesters X—XI of Psychotherapy course. According to the author, the model of Valery Solozhenkin, correct information about the essence and capabilities of psychotherapy, its direct primary skills are required in the undergraduate training of the modern physician.

In 2014, some years after his death, an innovative curriculum of Solozhenkin Valery was awarded the annual prize in the field of medical and pharmaceutical education in Russian «Docendo discimus» (Teaching, we learn ourselves) in the nomination "For a set of textbooks". Under the initiative of Solozhenkin, the scientific and practical society of psychiatrists was reformed , psychologists and medical drug treatment to the Kyrgyz Psychiatric Association (CPA), which was included in 1998 in the World Psychiatric Association (WPA). With the support of the international organization "Geneva Initiative in Psychiatry" Solozhenkin became regional coordinator for Central Asia in the field of social psychiatry, which was organized by the League of antiepileptic in the Kyrgyz Republic thanks to his initiative.

The antiepileptic League was organized in the Kyrgyz Republic, thanks to his initiative. For a long time professor Solozhenkin was scientific secretary of the Scientific Council at KGMA. During this period, with the cooperation and assistance of the WHO and the WPA, the Department of Psychiatry became the first among the CIS countries, which passed on the teaching of psychiatry according to ICD-10 and introduced it in the psychiatric institutions across the country.

In 1998, the first regional meeting of the World Psychiatric Association (WPA) for the countries of Central Asia and the Caucasus was held in the CIS. Department of Psychiatry has participated in the development of an international Atlas of mental health at the initiative of the WHO (2007).

Currently, students of Valerii Vladimirovich prepared a second, revised and enlarged edition of the manual "Psychological and didactic bases of medical practice" recommended by the Ministry of Education and Science as a textbook for students of medical and psychological professions.

The current status of medical psychology in the Kyrgyz Republic is characterized by the active efforts of young psychologists to create professional psychological community, putting into practice clinical psychologists ethical conduct developed by the staff of psychological faculties of universities in Bishkek.

A research center was estblished at the initiative of psychology department under American University in Central Asia. One of its objectives is the standartization of the last western measuring instruments (for example, the latest version of the adult and child Wechsler test) and their adaptation to the realities of the modern culture of Kyrgyzstan.

Organized in collaboration with Clemsen University (USA) Center for children with autism uses innovative methods of applied behavioral analysis, and actively involves the work of students and graduates of AUCA.

Annual award in sphere of medical and pharmaceutical education in Russia "Docendo discimus" ("While teaching, we are learning") in the nomination "For a set of textbooks"

References

1. Kantorovich N.V. Ocherki o zdorovoi i bol'noi psikhike [Essays about psychological norm and pathology]. Tashkent, Meditsina UzSSR Publ., 1966. 164 p.

2. Kantorovich N.V. Psikhogenii [Neurotic disorders]. Tashkent, Meditsina Publ., 1967. 263 p.

3. Kantorovich N.V. Meditsinskaya psikhologiya: uchebnik dlya meditsinskikh institutov [Medical psychology: handbook for medical students]. Tashkent, Meditsina Publ., 1971. 304 p.

4. Solozhenkin V.V. Psikhologicheskie osnovy vrachebnoi deyatel'nosti: uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [Psychological basics of general medicine. Textbook for University students]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2003. 304 p.

5. Solozhenkin V.V. Izbrannye lektsii po psikhiatrii dlya vrachei-kardiologov: uchebnoe posobie [Selected lectures on psychiatry for cardiologists: manual]. Bishkek, Izd-vo KRSU Publ., 2011. 134 p.

6. Solozhenkin V.V. Izbrannye lektsii po psikhiatrii s elementami psikhoterapii: uchebnoe posobie [Selected lectures on psychiatry with elements of psychotherapy: manual]. Bishkek, Izd-vo KRSU Publ., 2011. 318 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.