УДК 616.89:378.147+615.851:371.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ СУПЕРВИЗИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Ваулин С.В., Уласень Т.В., Якунин К.А., Алексеева М.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье акцентируется внимание на целесообразности и доказанной эффективности использования методических приемов супервизии в педагогическом процессе.
Ключевые слова: педагогический процесс, профессиональные компетенции, супервизия, методические приемы супервизии.
IMPEMENTATION OF SUPERVISION TECHNIQUES IN EDUCATION
Vaulin S.V., Ulasen T.V., Yakunin K.A., Alekseeva M.V.
Smolensk State Medical University
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Abstract. The article is focused on the expedience and proven efficacy of implementation of supervision techniques in educational process.
Key words: teaching process, professional competences, supervision, supervision techniques.
Лишь чужими глазами можно видеть свои недостатки.
Китайская пословица.
Педагогический процесс - всегда повод для дискуссии. Мы предлагаем обратить внимание коллег на следующий вопрос -Как часто в Вашей практической деятельности (педагогической и клинической) возникают ситуации, которые могут быть определены следующим образом: слишком трудная проблема (или клинический случай) и слишком «сложный» пациент (или курсант, или студент)? Соответственно можно спрогнозировать и разные способы развития подобных моментов. Но при отсутствии их правильного разрешения, эти «инциденты» будут возвращаться вновь и вновь, создавая и поддерживая конфликтные ситуации на работе и способствуя профессиональному «выгоранию».
Одним из интереснейших методов в психотерапевтической и психологической практике является супервизия. Дословно этот термин можно перевести как «взгляд сверху». Ряд источников определяют су-первизию как форму терапии, или, по крайней мере, как терапевтический процесс. Различие состоит в том, что суперви-
зия - это лечение лечения (а не врача). Супервизия - это форма обучения психотерапевтов, клинических психологов, тренеров, коучей, имеющих опыт практической деятельности. Она заключается в анализе деятельности и обратной связи специалисту, проходящему супервизию [2, 3]. В результате прохождения супервизии у практика (клинициста) возникает целостное видение своей работы, причин возникающих трудностей, осознание своих сильных и слабых сторон, и путей дальнейшего профессионального развития.
Соответственно возникают вопросы, когда будет актуальна супервизия:
необходимо получить обратную связь об эффективности своей работы или созданной программы не только от более опытных коллег, но и от «новичков». В царской армии существовал закон - на военном совете сначала всегда высказывался самый молодой офицер, а затем - командир, «дабы авторитетом своим не оказывать давление на младший состав»;
- важно найти пути решения трудных профессиональных задач;
- существует потребность в профессиональном развитии и понимании направления дальнейшего роста;
- требуется общение с коллегами, обсуждение профессиональных вопросов;
- важно осознать, собственные точки роста (что я делаю не так, чему мне необходимо еще научиться, где и какие мои личные трудности мешают эффективному решению задач);
- важно провести инвентаризацию имеющихся методов и приемов работы;
- существует ощущение необходимости общения в профессиональной среде. Как мы видим, понятие «супервизор-
ской» практики включает в себя три аспекта: обучение, поддержку и направление. А супервизор выступает одновременно в роли учителя, родителя и руководителя. Собственно, из этих составляющих и складывается, на наш взгляд, эффективность педагогического процесса.
Как известно, выделяются два основных уровня проведения супервизии. Первый уровень предназначен для начинающих специалистов в области психотерапии и психологического консультирования (до и после получения диплома). На нашей кафедре этот уровень безусловно, закладывается на практических занятиях по «су-первизии» на цикле первичной профессиональной переподготовки по психотерапии и для клинических психологов 5-го курса. Супервизия второго уровня предназначена для более опытных психотерапевтов. В связи с этим, на циклах «общего усовершенствования по психотерапии» проводятся занятия по групповой супервизии, где каждый участник представляет свой «трудный» клинический случай для обсуждения в группе. При этом, так называемый, супервизорский подход помогает обучающемуся в выполнении его профессиональных задач, его следует рассматривать не только как этап лечения пациента, но и как этап профессионального обучения.
Кулаков С.А. [4], освещая вопросы «су-первизорства», указывает на следующие
важные моменты профессионального становления: «Нередко упускается одна из задач супервизора - научить консультанта слушать пациента. Какую она принесет пользу и как она может препятствовать наблюдениям? Одни психотерапевты обращают внимание на речь пациента, другие -на его одежду, движения и выражение глаз, некоторые - на события, о которых сообщает пациент, не обращая внимания на сопутствующие рассказу эмоции. Есть такие психотерапевты, которые внимательно относятся к телесным проявлениям и чувствам пациента, забывая при этом о клинической и психопатологической диагностике. Примером может служить случай студента, который в своем описании пациента в приемном покое ярко передал эмоциональную экспрессивность, напряженность и хаотичность поведения пациента, оставив без внимания признаки ускорения мышления и скачку мыслей, которые свидетельствовали о маниакальном расстройстве. Безусловно, супервизор обязан обратить внимание стажера на то, как он наблюдает и описывает состояние пациента».
Проанализировав, благодаря проводимому мониторингу качества на кафедре, «сложные» клинические случаи и «трудных» пациентов, а также принимая во внимание выявленные практические примеры «недооценки» клинического состояния, нам бы хотелось акцентировать внимание коллег на проблеме использования симуляционного курса, в частности в психиатрии и психотерапии. На нашей кафедре психиатрии, наркологии и психотерапии ФДПО есть видеоматериалы и аудиозаписи, которые, безусловно, используются в качестве обучающих. В представленных ранее учебно-методических работах кафедры мы неоднократно обращали внимание на целесообразность применения интерактивных методов обучения нашим специальностям [1, 5]. Показало свою эффективность и использование оценочной формы психотерапевтической компетенции, включающей следующие разделы -теоретическая подготовка, терапевтический альянс и собственно практические навыки. Но только очное общение с паци-
ентами, разбор реальных клинических случаев и работа «у постели» больного формируют правильное клиническое мышление в условиях квалифицированно построенного педагогического процесса, в
том числе с использованием таких методических приемов супервизии, как наблюдение, анализ, обсуждение, обратная связь, рекомендации.
Литература
1. Ваулин, С.В., Уласень, Т.В., Алексеева, М.В. Совершенствование качества и культуры преподавания на кафедре психиатрии, наркологии и психотерапии факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов [Текст] / Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологическирх и гуманитарных дисциплин // Под редакцией И.В. Отвагина - Смоленск. Изд-во СГМУ, 2015 - № 2 - С. 167-170.
2. Джейкоб, Д., Дэвид, П., Мейер, Д.Дж. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций [Текст] Руководство для преподавателей психодинамической психотерапии и психоанализа. Пер. с английского Ю.М. Донца и В.В. Зеленского. -СПб.: Б.С.К., 1997.
3. Кулаков, С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии [Текст] -СПб.: Речь, 2002.
4. Кулаков, С.А., Эйдемиллер, Э.Г. Супервизия как метод обучения и контроля над учебной деятельностью на цикле «Психология и психотерапия семьи» [Текст] // Семейная психология и семейная терапия. 2000.
5. Якунин, К.А., Мажар, Е.Н. Деловое общение: психотехнологии успешной коммуникации [Текст]. - Смоленск: Универсум, 2011.