А. В. МЕРЗЛЯК
Алина Вадимовна Мерзляк — аспирантка кафедры коммерции и логистики СПбГУЭФ.
В 2005 г. с отличием закончила СПбГУЭФ.
Автор 6 публикаций.
Область научной специализации — информационные технологии в
логистике, информационное обеспечение цепей поставок.
^ ^ ^
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ*
Большинство западных и часть российских компаний осознали необходимость внедрения логистического подхода, ориентируясь преимущественно на материальные и финансовые потоки и запасы. В последние годы передовые предприятия осуществляют подобные процессы внедрения и в отношении информационных и трудовых ресурсов. Это обусловлено, во-первых, все увеличивающейся ролью в капитализации компаний нематериальных активов (goodwill), а также недостаточностью оптимизации материальных активов для поддержания конкурентоспособности компании. По мнению М. Портера [1], инновационный характер достижения компанией конкурентного преимущества заставляет многих проводить реинжиниринг своей деятельности с учетом оптимизации информационных потоков, что помогает компаниям на микроуровне обеспечить себе конкурентоспособность за счет внедрения инноваций и, соответственно, реализовать свою миссию как основную цель деятельности фирмы. На макроуровне прохождение подобных процессов в ряде компаний, особенно имеющих определенные взаимосвязи, способно создать предпосылки зарождения в данном регионе или стране кластерной структуры, способствующей достижению данным регионом или страной конкурентного преимущества.
В условиях России говорить о реализации эффекта на макроуровне, безусловно, преждевременно, однако опыт ведущих развитых европейских стран показывает, что подобная синергетическая схема достижения всеобщего блага через повышение благосостояния его конкурирующих частей, доказанная еще А. Смитом [2], успешно воплощается в действительности. На мезоуровне данная схема привлекает к себе все больше внимания в рамках концепции управления цепями поставок, ставшей особенно востребованной на современном этапе логистики, как в мировой, так и в отечественной науке.
Существует огромное количество определений логистики и управления цепями поставок, подробный перечень и анализ которых произведен В. И. Сергеевым [3, с. 81-93]. Интегрально все мнения распадаются на несколько классов, характеризующих основные подходы к трактовке нового витка развития логистической мысли. Так, К. Лайсонс и М. Джиллингем [4, с. 76], а также М. Кристофер [5, с. 26] и некоторые другие специалисты видят теорию управления цепями поставок как расширительную трактовку логики и методологии логистики. Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс [6] и Дж. Шапиро [7] отождествляют понятия «логистической цепи» и «цепи поставок», в то время как Дж. Р. Сток и Д. М. Ламберт [8] считают логистическое управление лишь одним из аспектов управления цепями поставок, не сводимых лишь к своей логистической составляющей.
Д. А. Иванов с целью обобщения различных трактовок предложил считать предметом логистики формирование и реализацию потоков в локальных узлах цепей поставок, тем самым закрепив взаимосвязанность и одновременно с тем самостоятельную ценность обоих понятий [9, с. 46]. В. В. Щербаков предлагает трактовку
концепции управления цепочками поставок в виде логистической интеграции и управления всеми предприятиями-участниками на основе кооперации в информационном обеспечении, организации бизнес-процессов, коммерческой деятельности [10, с. 22]. Автор данной статьи будет преимущественно основываться на последнем приведенном выше определении.
Использование информационных технологий (ИТ) как одного из практических способов информационного обеспечения является неотъемлемой частью любого современного предприятия. На данном этапе, не отменяя актуальности внутренней автоматизации, на первый план выходят оптимизация и следующая за ней автоматизация информационных потоков всех предприятий цепи поставок. Оптимальный организационный дизайн и управление отделами, занятыми информационными технологиями (ИТ-служб) и информационной инфраструктурой, не только дают возможность повышения эффективности управления
ГРНТИ 81.88.75 © А. В. Мерзляк, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А. В. Парфенова.
предприятием и всей цепью поставок, но и позволяют создавать новые конкурентные преимущества. Однако зачастую неправильная организация работы ИТ-служб не позволяет реализовать эти преимущества и вернуть инвестиции, на них затраченные. Поэтому создание информационной системы, которая бы полностью удовлетворяла потребности предприятия, является первоочередным стратегически важным моментом при внедрении логистического подхода. Только имея структурированное информационное обеспечение в рамках каждого отдельного предприятия, возможно создание единого сквозного информационного потока по всей управляемой длине цепи поставок.
Оптимизация самостоятельных информационных потоков реализуется на предприятиях за счет внедрения систем класса CRM (Customer Relationship Management I Управление взаимоотношениями с клиентами). Материальные и финансовые потоки, в свою очередь, автоматизируются при помощи широко распространившихся прежде всего на крупных предприятиях ERP-систем (Enterprise Resource Planning I Планирование ресурсов предприятия), имеющих в своей основе стандарт MRP-П. Благодаря подобным системам предприятия имеют возможность планировать материальные и финансовые потоки и запасы, как собственные, так и сторонние (предприятий, привлеченных на условиях аутсорсинга), используя для этого специализированные подсистемы, такие, например, как SCM (Supply Chain Management I Управление цепочками поставок) и PRM (Partner Relationship Management I Управление отношениями с партнерами). Именно системы класса SCM и PRM помогают компаниям управлять информационным обеспечением цепей поставок, создавая при этом возможности для организации электронного бизнеса и виртуальных предприятий. Коммерческая практика показывает, что наибольшего эффекта в части максимизации конкурентного преимущества добиваются компании, объединяющие на операционном уровне принципы работы обеих систем (CRM и ERP), т. е. управляющие в своей деятельности всеми видами ресурсов: материальными, финансовыми и информационными. Именно такой подход позволяет компаниям иметь целостный взгляд на работу компании и выстраивать более долгосрочные линии трендов, а соответственно, точнее планировать материальные и финансовые запасы с учетом маркетинговой информации и соответствующей pull-стратегии.
Если предположить, что сопутствующий информационный поток есть не что иное, как неотделимый от любого другого потока, в том числе и самостоятельного информационного, поток документов, отчетов и данных, в то время как самостоятельный информационный поток по своей структуре ничем не отличается от финансового или материального, то автоматизация информационных, финансовых и материальных потоков и запасов
может производиться с помощью единых универсальных подходов [11]. Основной задачей таких подходов являются централизованный сбор, хранение и анализ документов, отчетов и данных, сопутствующих любому потоку, в то время как ресурсная часть каждого вида потока может быть оптимизирована с помощью подходов материальной, финансовой, информационной логистики и соответствующих систем различных классов.
При автоматизации информационной составляющей целям сбора и хранения различной документации могут отвечать системы документооборота, целям сбора и хранения данных — системы взаимодействия с контрагентами предприятия (расширенный вариант CRM-систем), отчетов — системы BI (Business Intelligence I Корпоративная аналитика). Все эти системы имеют сквозной относительно любого бизнес-процесса предприятия
характер, что позволяет им затрагивать все виды потоков. При этом в последнее время появилась тенденция внедрения на предприятия единых комплексных систем, сочетающих в себе все функциональные возможности обозначенных выше классов. Данная тенденция, на наш взгляд, связана с фактом важности универсализации обработки информационной составляющей различных потоков, так как при наличии единого подхода к автоматизации предприятия не возникает технологических проблем интеграции различных форматов хранения данных, документов и отчетов как внутри предприятия, так и за его пределами в цепях поставок. Подобной автоматизированной межфирменной коммуникации служат системы электронного обмена данными (EDI I Electronic Data Interchange), активно использующиеся в экономически развитых странах, особенно в ТНК, и все еще слабо распространенные в России в связи с медленным налаживанием универсального информационного обмена внутри цепи поставок.
Таким образом, на данном этапе развития управления цепей поставок за счет оптимизации информационной составляющей внутрифирменных и межфирменных логистических потоков значительно возрастают предсказуемость, гибкость, прозрачность, способность к диверсификации, а также целый ряд других важных с точки зрения конкурентоспособности факторов как стратегической, так и оперативной коммерческой деятельности всей цепи поставок.
ЛИТЕРАТУРА
1. ПортерМ. Конкуренция / пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 496 с.
2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / пер. с англ. М.: Эксмо, 2007. 960 с.
3. Логистика: Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок. (Полный курс MBA) / под ред. В. И. Сергеева. М.: Эксмо, 2008.
4. Лайсонс К., ДжиллингемМ. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок / пер. с англ. М.: ИНФРА-М,
2005. 798 с.
5. КристоферМ. Логистика и управление цепочками поставок / пер. с англ. СПб.: Питер, 2005. 316 с.
6. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: Интегрированная цепь поставок / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2006. 640 с.
7. Шапиро Дж. Моделирование цепи поставок / пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. 720 с.
8. Сток Дж. Р., Ламберт Д. М. Стратегическое управление логистикой. 4-е изд. / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2005. 797 с.
9. Иванов Д. А. Управление цепями поставок. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2009. 660 с.
10. Основы логистики: учебник для вузов / под ред. В. Щербакова. СПб.: Питер, 2009. 432 с.
11. Мерзляк А. В. Информационная составляющая логистических потоков: сб. науч. тр. «Коммерция и логистика». Вып. 5. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. С. 157-161.