Логистика и управление цепями поставок,на предприятии
systems // Annals of Operations Research. Vol. 98, no. 14, p. 101-122.
5. Akhmedova Sh., Semenkin E. (2013). Cooperation of biology related algorithms, 2013 IEEE Congress on Evolutionary Computation, CEC 2013, p. 2207-2214.
6. Semenkin E., Semenkina M. (2014). Stochastic Models and Optimization Algorithms for Decision
Support in Spacecraft Control Systems Preliminary Design. Informatics in Control, Automation and Robotics, Lecture Notes in Electrical Engineering. 2014. Vol. 283, p. 51-65.
© Skraba A., Semenkin E., Semenkina M., Kofjac D., Znidarsic A., Rozman C., Maletic M., Akhmedova Sh., Stanovov V., 2014
УДК 656.13:005
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
А. А. Анфалов
Красноярский государственный аграрный университет Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 90. E-mail: [email protected]
Представлено рассмотрение некоторых теоретических аспектов управления цепями поставок, уделено внимание агропромышленному комплексу и современным экономическим санкциям против России в аспекте продовольственной безопасности. Определены основные рекомендации концептуального развития управления цепями поставок. Сформулирована основная проблема управления цепями поставок на продовольственном рынке с учетом специфики Красноярского края.
Ключевые слова: управление цепями поставок, логистика, агропромышленный комплекс (АПК), издержки, санкции.
PROBLEMS OF SUPPLY CHAIN MANAGEMENT IN KRASNOYARSK REGION
IN MODERN CONDITIONS
A. A. Anfalov
Krasnoyarsk State Agrarian University 90, Mira Av., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: [email protected]
The review of some theoretical aspects of supply chain management is presented, special attention is paid to agricultural industrial complex and modern economical sanctions against Russia, in the aspect of food security. The basic guidelines of the supply chain management concept development in the general sense are identified. The basic problem of supply chain management of the food market segment is formulated, taking into account the specific of Krasnoyarsk region.
Keywords: supply chain management, logistics, agrarian-industrial complex, costs, sanctions.
Структурные изменения в экономике, включая логистический рынок и его продовольственный сегмент, после введения против России в 2014 г. экономических санкций рядом стран Запада вызывают на повестку дня проблемы реструктуризации материальных и информационных потоков. Актуальными становятся вопросы продовольственной безопасности, совершенствования методологии оптимизации цепей поставок. Эффективная организация цепей поставок за счёт внутренних механизмов, как стало очевидным в текущем году, решающим образом скажется на темпах и перспективах экономического развития страны.
Реализуя функции распределения и обмена, сформированные цепи поставок определяют динамику материальных, информационных, финансовых и иных потоков в процессе товародвижения. Объект исследования, цепь поставок - это интегрированная совокупность процессов в динамической, быстро меняющейся среде. Ей присуща высокая гибкость, мобильность
ресурсов, но ограниченность временного лага. Научную новизну подходов в этой сфере представляет собой проблема перехода от стихийно сложившихся логистических связей к целенаправленному формированию цепей поставок. Эта проблема особенно актуальна для такого огромного региона РФ, как Красно -ярский край, с его большими расстояниями между населенными пунктами. Важную роль в решении этой проблемы региона призвана сыграть не просто инвестиционная, а активная инновационная политика, развитие коммуникаций (особенно их авиационного компонента).
Термин «управление цепями поставок», или УЦП (Supply Chain Management, SCM), не является новым, он приобрел массовость еще 1980-х годах. Раскрывая суть УЦП, В. И. Сергеев [1] показал, что УЦП есть квинтэссенция восьми ключевых бизнес-процессов: 1) управления взаимоотношениями с потребителями (УВП или CRM); 2) обслуживания потребителей;
Решетневскуе чтения. 2014
3) управления спросом; 4) управления выполнением заказов; 5) поддержки производственных процессов; 6) управления снабжением; 7) управления разработкой продукции и доведением до коммерческого использования; 8) управления возвратными материальными потоками. В ходе эволюции теории и практики УЦП с акцентом на проблеме продовольственной безопасности мы полагаем существенным фактором жизненный цикл товара. И чем качественнее будет создана цепь поставок, тем больше будет удовлетворен конечный потребитель.
Исследователи [2-6] различают три уровня цепей поставок: 1) прямая; 2) расширенная; 3) максимальная. Наиболее сложная цепь поставок включает в себя фокусную компанию и контрагентов нескольких уровней, определяющих в рамках системного подхода ресурсы компании на ее входе и выходе [3]. Цепь поставок охватывает все этапы от момента поставок ресурсов (сырья, материалов и т. п.) для производства продукции до доставки этой продукции конечным потребителям. Каждый продукт имеет собственную и уникальную цепь поставок, причем некоторые из них могут быть длинными и сложными [4]. Введённые санкции против России ныне актуализируют вопрос повышения эффективности использования именно тех ресурсов Красноярского края, которые ограничены в других регионах и странах. Основной проблемой при этом нам видится создание прочных, устойчивых УЦП. Учитывая сам характер цепи как системы, здесь важно каждое звено. Цепи поставок всегда требуют повышенного внимания, так как в них всегда существует вероятность возникновения проблем на разных уровнях. Причины проблем нам видятся в следующем: участники цепей поставок различаются в целях, стратегиях деятельности; участие многочисленных субъектов хозяйствования с разными формами собственности в процессе УЦП; зависимость результатов деятельности каждого участника процесса УЦП от трудно прогнозируемой массы внешних и внутренних факторов; проблема надежности партнеров по бизнесу и т. д.
Особо важна в УЦП проблема транспорта. Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства в УЦП имеют разную мобильность и универсальность, при этом у нас недостаточно развиты интер- и мультимо-дальные перевозки, система стандартизации, унификации, комбинирования и кооперирования, системы TQM (тотальный контроль качества) и т. д., при том, что в теории логистики есть как минимум 17 систем, а в нашей стране и регионе работают только некоторые из них. Специфика проблемы УЦП на рынке продукции АПК диктует основные задачи менеджмента в логистике. Наиболее важны среди них - оптимизация конфигурации сетей партнеров на основе научных моделей прогнозирования спроса, предложения и других маркетинговых параметров; рост уровня сервиса; внедрение CRM-систем; интегрирование параметров цикла заказа, уровня запасов, плановой информации в общем планировании участников логистической цепи на базе широкого внедрения аутсорсинга и аутстаффинга, разделения труда, что позволяет снижать издержки. Отмечено, например, профессором М. Кристофером, что в ХХ1 веке компании всту-
пают в конкурентную борьбу не просто как отдельные юридические лица, а как системы логистических цепей [5]. Поэтому, как нам видится, проблемы УЦП сегодня - это вызов теории и практике современного менеджмента, парадигму которого именно сегодня, в условиях введенных против России санкций, надо менять.
Управление цепью поставок в АПК должно быть интегральным подходом к управлению. Оптимизация и рост эффективности процессов УЦП в продовольственном секторе рынка требуют таких подходов, как внедрение системы JIT (Just-in-Time, или «точно-в-срок»), оптимизация движения полуфабрикатов, сырья, готовой продукции; уменьшение издержек обслуживания потока ТМЦ (товарно-материальных ценностей); рост способности цепи обеспечивать поставку нужного продукта, необходимого качества, в достаточном количестве, в точное время (принцип JIT), в определенное место. При этом экономика России и ее регионов остро требует рационализации использования энергоресурсов и текущих мощностей всех участников процесса УЦП, снижения потерь, которые у нас пока велики при уборке урожая и транспортировке аграрной продукции к местам её переработки. В этом ключе в Красноярском крае крайне необходима комплексная программа развития тепличных хозяйств, учитывая климат региона. В этой связи также важна проблема управления жизненным циклом продовольственных товаров на всех его этапах. Необходимо преодолевать отрицательные аспекты УЦП: затоваривание (создание избыточных запасов), неоптимальное распределение ресурсов, искажение или недостаток достоверной маркетинговой информации; недостаточная гибкость предприятий в цепи поставок и логистическом менеджменте; несогласованность в использовании мощностей логистической инфраструктуры (недостаток складов класса А и т. д.). Комплексные программы развития сфер экономики Красноярского края ныне должны позволить преодолевать эти проблемы.
Таким образом, современная парадигма эффективности процессов УЦП при актуализации использования внутренних резервов национальной экономики -это проектирование цепей поставок с низким уровнем затрат и высоким уровнем прибыли, т. е. высокой экономической эффективности и устойчивости в условиях внешнеэкономических санкций. Для этого участники процесса УЦП должны внутренне интегрировать потоковые процессы, координировать процессы других хозяйствующих единиц цепи поставок: поставщиков и потребителей в целях роста уровня обслуживания клиентов цепи при минимизации издержек. При этом в идеале необходимо достичь известных в теории и практике производственного менеджмента эффектов масштаба (снижение издержек при массовости стандартного выпуска) и накопления (рост качества при снижении издержек).
Библиографические ссылки
1. Сергеев В. И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов. М. : Инфра-М, 2005. 976 с.
Логистика и управление цепями поставок на предприятии
2. Смирнова Е. А. Управление цепями поставок : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2009. 120 с.
3. Иванов Д. А. Управление цепями поставок. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. 660 с.
4. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок : пер. с англ. М. : Юнити-Дана, 2003. 503 с.
5. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок : пер. с англ. СПб. : Питер, 2004. 316 с.
6. Клосс Д. Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. М. : Олимп-Бизнес, 2008. 636 с.
References
1. Sergey ev V. I. Korporativnaya logistika (Corporate logistics). 300 replies to questions of professionals. Mоscow: Infra-M, 2005, 976 p.
2. Christopher M. Logistics and supply chain management. St.-Petersburg, 2004, 316 p.
3. Smirnova E. Upravleniye tsepyami postavok (Supply chain management): a training manual. St.-Petersburg: St.-Petersburg State University of Economics and Finance, 2009, 120 p.
4. Ivanov D. A. Upravleniye tsepyami postavok (Supply chain management). St.-Petersburg: Publishing House of the Polytechnic University, 2010, 660 p.
5. Waters D. Supply chain management. Moscow: Uniti-DANA, 2003, 503 p.
6. Kloss D. D. Logistics: integrated supply chain. Moscow: Olimp-business, 2008, 636 p.
© AH^OB A. A., 2014
УДК 004.9
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ С КЛИЕНТАМИ В СФЕРЕ УСЛУГ
Е. И. Бондарева, З. Ф. Насырова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Информационные технологии в современном обществе являются системообразующим инструментарием в управлении предприятиями всех отраслей. Успешное внедрение комплексной системы на предприятии дает возможность сделать его работу более прозрачной, скоординировать деятельность между подразделениями и в результате повысить эффективность функционирования компании в целом.
Ключевые слова: информатика, сфера услуг, технологии.
INFORMATION MANAGEMENT WORK TECHNOLOGY WITH CUSTOMERS IN THE SERVICE
E. I. Bondareva, Z. F. Nasyrova
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarskiy Rabochiy, Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected]
Information technology in modern society is a system tool in the management of enterprises of all industries. The successful implementation of the integrated system in the enterprise allows to make it work more transparent, to coordinate activities between departments and as a result improve the functioning of the company as a whole.
Keywords: computer science, services, technology.
Широкое применение информационных технологий в практике предприятий сферы услуг требует своего теоретического обоснования, в том числе определения областей наиболее эффективного использования и рациональных методов их внедрения и распространения.
Особенностью современных информационных технологий является то, что они выступают не только средством автоматизации уже существующих процессов на предприятии, но и становятся своеобразным носителем и катализатором распространения передового управленческого опыта и технологий менедж-
мента. Предприятия сферы услуг имеют свою специфику и отличаются от промышленных предприятий. Изначальным и обязательным условием производства услуг является непосредственный контакт с заказчиком (клиентом). Одной из самых сложных является проблема жалоб клиентов (customer complaining behaviour), которая требует для решения комплекса маркетинговых действий для их привлечения и удержания [6]. В связи с этим возникает потребность в использовании систем управления, нацеленных на клиентов. Следовательно информационные технологии управления предприятиями сферы услуг должны