М.А. Парфёнов
ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК:
ОТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИКИ К СЕТЕВЫМ СТРУКТУРАМ
Аннотация
В статье рассматривается эволюция логистической концепции управления цепями поставок. Характеризуются существующие подходы к сравнительной характеристике экономических категорий: «логистика» и «управление цепями поставок». Определяются отличительные черты использования сетевого подхода к организации взаимодействия в цепях поставок, устанавливаются преимущества и недостатки стабильных и динамичных сетевых структур цепей поставок.
Annotation
The article reviews the evolution of the logistics supply chain management concepts. Described the existing approaches to the comparative characteristics of the economic categories of «logistics» and «supply chain management». Determined by the distinctive features of network-based approach to the organization of interaction in supply chains, established advantages and disadvantages of stable and dynamic networks of supply chains.
Ключевые слова
Управление цепями поставок, логистика, сетевой подход, сетевые структуры цепей поставок.
Key words
Supply chain management, logistics, network approach, the network structure of supply chains
Эволюционное развитие теории и практики логистики привело к появлению в конце ХХ века новой логистической концепции (управление цепями поставок) (Supply Chain Management -SCM), являющейся одним из наиболее динамично развивающихся на протяжении последних десятилетий направлений экономической науки и предпринимательской деятельности. В специальной литературе встречаются различ-
ные точки зрения относительно авторства и времени опубликования в печати пионерных работ по Supply Chain Management. Некоторые специалисты (например, [1, с. 39]) первое употребление термина «управление цепями поставок» относят к статье консультантов Р. Оливера и М. Вебера «Supply chain management: logistics catches up with strategy», которые в 1982 году предложили рассматривать материальные по-
2010 № 3 Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
токи от производителя исходного сырья до конечного потребителя в рамках интегрированной стратегии SCM. Другие авторы утверждают, что термин «Supply Chain Management» был впервые предложен известным системным интегратором «i2 Technologies» и американскими консультантами (в частности, компанией «Артур Андерсен») в начале 1980-х годов и впоследствии стал широко использоваться в науке и бизнесе [2, с. 31].
Несмотря на отсутствие общепризнанного авторства концепции SCM, практически все известные иностранные и российские специалисты в области логистического менеджмента соглашаются с тем, что Supply Chain Management является объективным этапом развития концепции интегрированной логистики.
Изучение современной зарубежной и отечественной литературы позволяет выделить четыре основных подхода к сравнительной характеристике экономических категорий «управление цепями поставок» и «логистика»:
- М. Кристофер [3], К. Лайсонс, М. Джиллингем [4] и некоторые другие специалисты считают, что Supply Chain Management лишь одно из проявлений расширенного использования логики логистики. Так, например, по мнению представителей логистической школы Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, с научно-методологических позиций управление цепью поставок (SCM) следует рассматривать в качестве одной из концепций ресурсосберегающей парадигмы логистики [5, с. 22];
- Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт [6], В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев и А.Н. Стерлигова [2], основываясь на уточненном определении логистики Совета логистического менеджмента (CLM), утверждают, что логистика - это только часть управления цепями поставок. При этом SCM они характеризуют
как интеграцию ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц [2, с. 31];
- Д.Дж. Бауэрсокс, Д.Дж. Клосс [7], Дж. Шапиро [8] и ряд других ученых и специалистов рассматривают логистику и управление цепью поставок как синонимические категории, фактически отождествляя понятия «логистическая цепочка» и «цепь поставок»;
- Д.А. Иванов, основываясь в своих работах на европейском (в первую очередь, немецком) опыте Supply Chain Management, констатирует, что «управление цепями поставок является частью логистики, логистика же, в свою очередь, является частью управления цепями поставок» [1, с. 49]. Причем в качестве предмета логистики он рассматривает формирование и реализацию потоков в локальных узлах цепей поставок, а в качестве предмета SCM - «согласование (координация) и балансирование поставок между этими локальными узлами на всей протяженности цепи создания добавленной стоимости для возможно полного удовлетворения потребностей клиентов и обеспечения устойчивости и гармоничности сложных производительно-экологических систем на бесконечном отрезке времени» [1, с. 46].
Не вдаваясь в дискуссию по поводу предмета логистики и SCM, можно согласиться с подходом Д. А. Иванова к соотношению этих категорий. Безусловно, логистический менеджмент в настоящее время является лишь одним из элементов управления цепями поставок. Однако учитывая, что «с научных позиций логистика представляет собой методологию процесса сквозной организационно-аналитической оптимизации
сложных целенаправленных систем» [5, с. 22], управление цепями поставок сле-
дует рассматривать в качестве одной из концепций ресурсосберегающей логистической парадигмы.
Как уже отмечалось, изначально концепция управления цепями поставок развивалась на основе интеграции логистических бизнес-процессов. В настоящее время, по мнению В.И. Сергеева, «акцент в содержательном толковании этой концепции все больше смещается в сторону расширительного понимания Supply Chain Management как новой идеологии бизнеса» [9, с. ХХ]. На современном этапе и в России, и за рубежом управление цепями поставок чаще всего рассматривается с трех основных позиций:
- как бизнес-концепция;
- как самостоятельное научное направление;
- как среда информационного взаимодействия предприятий.
Необходимо подчеркнуть, что М. Кристофер считает более точным выражение «управление цепью спроса», поскольку функционирование этой цепи обеспечивается за счет рыночных сил, а не действий поставщиков, то есть основной целью является своевременное и полное удовлетворение требований конечных потребителей. Кроме того, слово «цепь» он предлагает заменить словом «сеть», так как «обычно здесь речь идет о многих поставщиках и клиентах и поэтому в общей системе должны учитываться и поставщики поставщиков, и клиенты клиентов» [10, с. 29].
Таким образом, можно констатировать, что М. Кристофер одним из первых специалистов в области логистики обосновал необходимость использования сетевого подхода при управлении взаимоотношениями в цепях поставок и формирования сетевых структур.5
5 К. Лайсонс и М. Джиллингем определяют сетевую структуру как ряд стратегических союзов, которые организация создает с поставщиками, производителями и дистрибьюторами для
Методологической основой сетевого подхода к организации взаимодействия в цепях поставок являются: общая теория систем, межорганизационная теория, теория сетей, теоретико-
методические разработки логистического менеджмента и маркетинг-менеджмента. Традиционно считается, что «интерес к сетям как альтернативным рыночным структурам, находящимся между классическим рынком и иерархией, возник в результате усилий социологов в рамках межорганизацион-ной теории» [11, с. 37].
Начиная с 1980-х годов, методологические основы сетевого подхода стали использоваться и в экономике, сначала в маркетинге и в менеджменте (теория сетевого маркетинга и теория сетевой организации), а затем и в логистике (управление цепями поставок). Одними из первых, кто попытался адаптировать теоретические и методические разработки в области социальных сетей в промышленном маркетинге, были шведские ученые из университета г. Упсалы - Х. Хоканссон, Я. Ехансон, Л. Маттссон, Б. Аксельсон.
Так, например, Х. Хоканссон рассматривал сеть как некую альтернативу традиционному рынку и утверждал, что отношения в сети регулируются не за счет рыночного механизма, а за счет существования и развития долгосрочных взаимоотношений между фирмами - деятелями сети. Эти фирмы пытаются захватить контроль над ресурсами и/или видами деятельности и тем самым контролировать всю сеть. Специфическим ресурсом в сети становятся отношения, контроль над которыми позволяет отдельной фирме контролировать все изменения в сети и как следствие ее структуру [11, с. 42].
В отечественной литературе по менеджменту методологические аспекты использования сетевого подхода в
производства продукта и выхода с ним на рынок [4, с. 153].
различных сферах бизнеса стали объектом научных исследований с конца 1990-х - начала 2000-х годов. Наиболее подробно теоретические и методические основы сетевого подхода как новой парадигмы развития предпринимательской деятельности изложены в монографии В.И. Катенева «Сетевой подход к организации взаимодействия предпринимательских структур» (2007 г.). По его мнению, «сети - это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет существования общей ресурсной базы, в которой ключевым является сетевой информационный ресурс, и наиболее удачно сочетающие формальные и неформальные порядки для координации и согласования деятельности участников сети» [11, с. 72].
Специалисты в области логистики и управления цепями поставок термин «сеть» используют преднамеренно с целью демонстрации произошедшего на современном этапе перехода от межфирменной конкуренции к конкуренции сетей поставок. При этом под сетью поставок чаще всего понимается «совокупность цепей поставок, которые вместе описывают поток товаров и услуг от места их происхождения до конечных пользователей» [4, с. 78].
Учитывая все вышеизложенное, можно выделить следующие отличительные черты применения сетевого подхода при управлении взаимоотношениями в цепях поставок:
- формирование долгосрочных взаимоотношений между участниками сети и превращение этих отношений в специфический ресурс;
- наличие совместно используемых участниками сети активов и ресурсной базы;
- существование общего сетевого информационного ресурса;
- согласованные и скоординированные действия участников сети;
- наличие и соблюдение внутри-сетевых стандартов (формальных и неформальных порядков);
- образование стратегических союзов между различными участниками сети путем заключения логистических соглашений.
В теории и практике логистики [4, с. 153-155] выделяют стабильные и динамичные сетевые структуры цепей поставок. В стабильных сетевых структурах фокусная компания, организованная по функциональному или продуктовому признаку, передает на аутсорсинг некоторые бизнес-функции и/или части бизнес-процессов постоянным партнерам - участникам цепей поставок. При этом фокусная компания концентрирует и использует все имеющиеся ресурсы на выполнении только профильных видов деятельности - базовых компетенций, которые предопределяют ее конкурентоспособность в определенной отрасли и/или сфере бизнеса.
В динамичных сетевых структурах в качестве фокусной компании выступает организация - «брокер», контролирующая небольшое число важных активов (по мнению специалистов, не более двух) или не имеющая их вообще, а лишь координирующая информационные и финансовые потоки. При этом все основные бизнес-функции по производству товаров и их реализации выполняют партнеры фокусной компании, которые по истечении определенного промежутка времени и/или в разных проектах могут быть заменены на других участников в цепях поставок.
Стабильные и динамичные сетевые структуры цепей поставок в схематичном виде представлены на рис. 1 и рис. 2.
Рис. 1. Стабильная сетевая структура цепи поставок
Рис. 2. Динамичная сетевая структура цепи поставок
Основные преимущества и недостатки сетевых структур цепей поста-
вок приведены в таблице 1 (составлено по [4, с. 155; 11, с. 54-56]).
Таблица 1.Преимущества и недостатки сетевых структур цепей поставок
Тип сетевой структуры Преимущества Недостатки
Стабильная Стабильность партнерства. Минимальная гибкость сети.
Большая согласованность в действиях всех участников сети. Невозможность быстрой смены сетевого партнера.
Ориентация всей сети на выполнение общей цели по созданию потребительской ценности. Невозможность быстрой переориентации на производство другого продукта или предоставление других услуг.
Получение синергетического эффекта в результате кооперации деятельности сетевых партнеров. Ограниченная конкуренция между потенциальными участниками сети.
Динамичная Максимальная гибкость и адаптивность сети. Нестабильность партнерства.
Возможность специализации участников сети на ключевых компетенциях. Ограниченность контроля за выполняемыми участниками сети операциями.
Возможность быстрой переориентации на производство другого продукта или предоставление других услуг. Срок сетевого сотрудничества ограничен жизненным циклом отдельного проекта.
Возможность получения синергетического эффекта в результате кооперации деятельности сетевых партнеров. Невозможность сохранения в тайне разрабатываемых участниками сети инноваций.
Необходимо отметить, что в теории сетевой организации, помимо стабильных и динамичных сетей, выделяют также внутренние (внутрикорпоративные) сети, в которых «подразделения компании начинают работать как отдельные рыночные элементы и производить и продавать продукцию по рыночным, а не трансфертным ценам» [11, с. 52]. Кроме того, они могут реализовывать продукцию другим фирмам, не являющимся членами корпорации, становясь, таким образом, участниками «внешних» цепей поставок, имеющих стабильную или динамичную сетевую структуру.
Учитывая, что внутренняя сеть отражает, прежде всего, внутрикорпо-
ративные отношения по поставкам сырья, материалов и комплектующих изделий, то эти взаимосвязи материнской компании с дочерними предприятиями следует рассматривать в качестве предмета изучения внутрипроизводственной логистики. С позиций же БСМ-концепции внутренняя сеть характеризует только часть цепи поставок - отношения фокусной компании с поставщиками первого уровня, в качестве которых в данном случае выступают ее дочерние предприятия. При этом внутренняя сеть не охватывает взаимосвязи и взаимоотношения фокусной компании с дистрибьюторами и конечными потребителями готовой продукции.
Следует согласиться с точкой зрения, что в зависимости от того, какое предприятие является фокусной (центральной) компанией, такой и будет сетевая структура цепи поставок. Считается [11, с. 56], что стабильные и внутренние сети наиболее приемлемы в «зрелых» отраслях, где требуются высокие капитальные вложения (например, автомобилестроение), в то время как динамичные сети более подходят для низкотехнологичных отраслей с коротким циклом разработки продуктов (например, швейная промышленность) и для развивающихся высокотехнологичных отраслей (электроника и биотехнология).
Многообразие цепей поставок (только с учетом трех уровней сложности и двух основных видов сетевых структур можно выделить шесть типов Supply Chain) обусловливает необходимость проведения их типологии по различным признакам, а также идентификации и по содержательной характеристике особенностей управления потоковыми процессами в цепях поставок различных типов.
Библиографический список
1.Иванов Д. А. Управление цепями поставок. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - 660 с.
2.Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев
В.И., Стерлигова А.Н. Логистика:
Учебник / под ред. В.И. Сергеева. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.
3.Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.
4. Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок: Пер. с 6-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 798 с.
5.Основы логистики: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Щербакова. - СПб.: Изд-во Питер, 2009. - 432 с.
6.Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 797 с.
7.Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дэйвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 640 с.
8.Шапиро Дж. Моделирование цепи поставок: Пер. с англ. / Под ред.
В.С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2006. -720 с.
9. Управление цепями поставок: Справочник издательства Gower / Под ред. Дж. Гатторны (ред. Р. Огулин, М. Рейнольдс); Пер.с 5-го англ. изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - XXXIV, 670 с.
10. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок: Пер. с англ. / Под общ. ред. В. С. Лукинского. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.
11.Катенев В.И. Сетевой подход к орга-
низации взаимодействия предпринимательских структур. - СПб.: Изд-во
СПбГУЭФ, 2007. - 148 с.
Bibliographic list
1.Ivanov D.A. Management of supply channels. - SPb:Publ.of Polit.Univ.,2009 -660p.
2.Dibskaya V.V., Zaitsev E.I., Sergeev V.I., Sterligova A.N. Logistic: Textbook/ version of V.I. Sergeev. - М.: Eksmo, 2008. - 944 с.
3.Christofer M. Logistic and management of supply channels: Trans. From Engl./ version of V.S. Lykinskii. - SPb.: Piter,
2004. - 316 с.
4.Laisons K., Jillingem M. Management of procurement activity and supply channels: Transl. from 6th Eng. Publ. - М.: INFRA-M, 2005. - 798 с.
5.Foundation of logistic: Textbook for Universities / version of V.V.Sherbakov. -SPb.: Piter, 2009. - 432 с.
6.Stock J.R., Lambert D.M. Strategic management of logistic. - М.: INFRA-M,
2005. - 797 с.
7.Bauersocks Donald J., Kloss David J. Logistic: integrated supply channel. 2-d
pub. / Transl. from Engl. - M.: ZAO «Olimp-Bussines», 2005. - 640 c.
8. Shapiro J. Simulation of supply channels: Transl. from Engl. / Version of V.S. Lykin-skii. - SPb.: Piter, 2006. - 720 c.
9.Management of supply channels: Guide of publicity Gower / Version of J. Gattomy (vers. R. Ogylin, M. Rainolds); Transl. from 5-th Engl. publ. - M.: INFRA-M, 2008. - XXXIV, 670 c.
lO.Christofer M. Logistic and management of supply channels: Trans. From Engl./ version of V.S. Lykinskii. - SPb.: Piter, 2004.-316 c.
11 .Katenev V. I. Network approach to interaction organizing in entrepreneurial structures. - SPb.: Publ. SPBGUEaF, 2007. - 148 c.