Научная статья на тему 'Российские корейцы – кто они?'

Российские корейцы – кто они? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
326
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern oriental studies
Ключевые слова
НОЦ «Корееведение» КФУ / корё сарам / кореин / Волгоградская область / социологические исследования / REC “Korean Studies” KFU / bark saram / korein / Volgograd region / sociological research

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ким Ильгизя Анваровна

В статье рассматриваются социальнодемографические характеристики корейского населения южных регионов РФ на основе анализа данных социологических опросов и переписей населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN KOREANS – WHO ARE THEY?

The article discusses the socio-ethnic characteristics of the Korean population of the southern regions of the Russian Federation based on the analysis of data from sociological surveys and censuses. This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).

Текст научной работы на тему «Российские корейцы – кто они?»

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

РОССИИСКИЕ КОРЕЙЦЫ - КТО ОНИ?

RUSSIAN KOREANS - WHO ARE THEY?

Ким Ильгизя Анваровна, канд. соц. наук, [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются социально-демографические характеристики корейского населения южных регионов РФ на основе анализа данных социологических опросов и переписей населения.

Ключевые слова и фразы: НОЦ «Корее-ведение» КФУ, корё сарам, кореин, Волгоградская область, социологические исследования.

Для цитирования: Ким И.А. Российские корейцы - кто они? Современные востоковедческие исследования. 2020; 2(1): 44-51

ВВЕДЕНИЕ

По данным Википедии, которая ссылается на различные источники, в мире насчитывается около 82 млн 500 тыс. кореицев: в Республике Корея примерно 51 млн, в КНДР 25 млн, в Китае 2,6 млн, в США больше 2 млн, в Японии около 900 тыс., в Канаде больше 200 тыс., в Узбекистане около 180 тыс., в России около 180 тыс., в Австралии 160 тыс., в Казахстане 105 тыс. чел. кореиского происхождения [1]. Однако официальные данные национальных пере-писеи населения стран СНГ и РФ несколько расходятся в цифрах с Википедиеи: в Казахстане по состоянию на 01.01.2015 г. проживали 106287 чел. [2], в Узбекистане в 2013 г. 184699 чел. [3], в Россиискои Федерации в 2010 г. 153156 чел. кореискои национальности [4].

ABSTRACT

The article discusses the socio-ethnic characteristics of the Korean population of the southern regions of the Russian Federation based on the analysis of data from sociological surveys and censuses.

This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).

Keywords and phrases: REC "Korean Studies" KFU, bark saram, korein, Volgograd region, sociological research.

For citation: Kim I.A. Russian Koreans - who are they? Modern oriental studies. 2020; 2(1): 44-51

Цель нашего исследования: анализ статистических данных переписеи населения РФ и социологическое описание кореискои этниче-скои общности.

Объектом нашего исследования являются граждане кореискои национальности, проживающие в регионах Юга России (Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, в прошлом объединенные в один ЮФО).

Задачи, поставленные в исследовании:

1) по статистическим данным переписеи населения рассчитать динамику численности кореицев по федеральным округам РФ, используя их для географическои кластеризации расселения;

У0Ь.2 №1 2020

№№ 2686-9675

история и КУЛЬТУРА / КИМ ильгизя АНБАРОВНД / [email protected] / УДК 394.9

2) выделить регионы российского Дальнего востока и юга России как основные кластеры массовой иммиграции кореицев из бывших советских республик;

3) представить результаты социологических исследовании, проведенных автором в 2006 и в 2014 гг. в нескольких регионах (Волгоградская, Ростовская, Астраханская области, Республика Калмыкия).

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В современном корееведении, кроме привычного «кореец», «россиискии кореец», в ходу этнические самоназвания кореицев «чосон сарам» (^^А^) и «коре сарам» (^Е^А^), которые использовались также в качестве этнонимов при переписи населения РФ 2002 года. Также продолжает существовать термин

«сорен сарам» (^^А^), обозначающии советских кореицев. В Республике Корея применяется этноним «кореин» (^Е^) для всех диаспо-ральных кореицев, в отличие от южнокореи-ских автохтонов «хангугин» В данном

исследовании мы придерживаемся термина общего термина «коре сарам», уточняя его как «россииские кореицы» применительно к кореи-цам, проживающим в современнои России.

Как известно, на территорию Россиискои империи кореицы попали более полутора столетии назад, переидя реку Туманган с севера Кореиского полуострова в поисках лучшеи доли. Царское правительство отнеслось благосклонно к заселению пустых территории трудолюбивым и законопослушным народом, выделяя участки земли для обработки и наделяя денежными ссудами. Постепенно группа кореи-ских переселенцев из нескольких десятков человек превратилась в крупную диаспору, обла-

дающую уникальными адаптивными характеристиками. К начальному советскому периоду кореиские поселения имели развитую социально-экономическую и культурную инфраструктуру, однако насильственное переселение в 1937 г. в среднеазиатские республики вынудило их тяжелым трудом обживать доселе незнакомые места, ставшие новои родинои. Именно годы депортации привели к началу дисперсного расселения кореицев по Централь-нои Азии и России, которое окончательно оформилось с распадом Советского Союза. По данным переписи населения 1939 г., из 182339 советских кореицев проживали в Узбекистане 72944, в Казахстане 96463, в РСФСР 11562 чел. [5].

После снятия репрессивных ограничении кореицы стали массово возвращаться в Россию (табл. 1), выбирая для проживания в основном дальневосточные раионы. В регионах Юга России также начали складываться общины кореи-цев-земледельцев, многие из которых участвовали в создании «северного рисоводства» по советскои экономическои программе.

Динамика численности кореиского населения в федеральных округах РФ по данным государственных переписеи

Судя по данным переписеи населения РФ, для россииских кореицев характерно кластерное расселение, при котором наиболее крупные анклавы проживали на территориях Дальнего Востока и Юга России. Еще один крупныи анклав образовался в постсоветское время в центральных регионах страны.

Южнороссииские регионы стали массово заселяться кореицами после смерти Сталина. К моменту распада СССР в южных регионах РФ проживали более 40 тыс. кореицев (табл.1, 2).

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

Таблица 1. Динамика численности корейцев по федеральным округам РФ (чел.)

Федеральные округа РФ (ФО) Переписи населения, чел.

1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г. 2010 г.

Дальневосточныи ФО 68140 66868 54921 56321 61946 56973

Южныи и Северо-Кавказскии ФО 12268 17604 21633 25662 39031 40191

Центральныи ФО 2482 5148 6285 7586 16720 21779

Приволжскии ФО 426 2435 2735 3261 9088 12215

Сибирскии ФО 4005 5675 6664 7136 10797 11193

Северо-Западныи ФО 317 2364 3880 5020 6903 7000

Уральскии ФО 500 1275 1531 2065 4071 3805

Таблица 2. Корейское население южных регионов РФ

Регионы Перепись населения, чел.

2002 г. 2010 г.

Астраханская область 2072 2939

Краснодарскии краи 3289 3952

Республика Адыгея 820 766

Ставропольскии краи 7095 6759

Карачаево-Черкесия 51 30

Ростовская область 11669 11597

Республика Дагестан 302 226

Кабардино-Балкарская Республика 4722 4034

Республика Калмыкия 1049 1342

Волгоградская область 6066 7044

Республика Северная Осетия-Алания 1841 1458

Республика Ингушетия 22 15

Чеченская Республика 33 29

Всего 39031 40191

Как видно из табл. 2, более массово корейцы проживают в Ростовской, Волгоградской областях, в Ставропольском крае.

ИММИГРАЦИОННАЯ ДИНАМИКА КОРЕ САРАМ ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Наши социологические исследования корейцев, проживающих в южных регионах РФ, проводились с начала 2000-х годов, в основном в Волгоградскои области. Последнее исследование было закончено в мае 2019 г. Были опрошены в общеи сложности 3 тыс. человек, подго-

товлены к публикации статьи и монографии [6] [7] [8] [9] [10]. Как показали наши исследования, выделяются две большие группы: а) ко-реицы, прожившие основную часть своеи жизни в России, в основном это люди среднего и старшего возраста, б) кореицы, вынужденные приехать после распада СССР из республик Среднеи Азии и Казахстана. Особенных различии между ними не наблюдается.

По данным социологического опроса 2014 г., заметны два пика постсоветского прибытия коре сарам в Россию: первая волна в 1990-е гг.,

история И КУЛЬТУРА / КИМ ИЛЬГИЗЯ АНВАРОВНА / [email protected] / УДК 394.9

вторая волна в нач. 2000-х гг. После 2005 г. интенсивность иммиграции значительно снизилась, но окончательно не иссякла. Большая часть коре сарам прибыла из Узбекистана (59%), из Таджикистана (9%), из Казахстана (9%), Киргизии (3%), а также из Туркмении и Украины (в сумме 3%). После отъезда из Среднеи Азии приходилось неоднократно менять место жительства в России 30-40% опрошенных кореицев, что обосновано не только географическими предпочтениями, но и семеи-но-родственными и общинными (земляческими) принципами.

МИГРАЦИОННЫЕ ПЛАНЫ РЕСПОНДЕНТОВ

Часть кореискои общины (28%) ориентирована на дальнеишии поиск для себя, по их мнению, более благоприятных социально-экономических условии: хотели бы в будущем проживать в другом регионе России 54% и за границеи 37% респондентов. Надежды связать свое будущее с заграницеи более характерны для молодежи и 40-летних кореицев, очевидно, их родителеи. Как мы знаем, в настоящее время численность проживающих в Республике Корея кореин приближается к 90 тыс. чел. за счет трудовых иммигрантов из республик Центральнои Азии и России.

ОБРАЗОВАНИЕ И ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Если в начале 2000-х годов о наличии у них высшего образования указали 15% из опрошенных нами кореицев, то через полтора десятка лет этот показатель повысился до 28% респондентов, что соотносится со статистическими данными из государственных переписеи населения.

Трудолюбие и предпринимательство ко-реицев является основои их высокои адаптивности к изменяющимся условиям. Малые и средние предприятия, основанные кореицами,

У0Ь.2 №1 2020

№№ 2686-9675

имелись (по данным 2014 г.) в местах проживания 43% респондентов. Как показал анализ, в этих поселениях уровень материального благосостояния кореиских семеи несколько выше.

Сельскохозяиственное производство -традиционная экономическая ниша для коре сарам. Большая часть переселившихся к моменту опроса 2001 г. кореиских семеи обосновалась в сельскои местности, пытаясь заняться обра-боткои земли и выращиванием овощеи. К этому способу выживания прибегали даже семьи городских жителеи, не имеющие земледельческих навыков. Однако постепенно возможности для земледелия снизились, и многие кореицы перебрались в города и поменяли профессии. Среди молодежи стали популярны специальности экономического профиля.

ЖИЛИЩНАЯ И СЕМЕЙНАЯ СИТУАЦИИ

Ко времени опроса 2014 г. жилищная ситуация иммигрировавших в РФ кореицев улучшилась, по сравнению с предыдущими годами обследовании, и 70% из них уже имели собственное жилье. Традиционно большие семьи кореи-цев постепенно приближаются по размерам к средним по РФ. Количественныи диапазон размера кореискои семьи, т. е. родственников, проживающих совместно, находится в пределах от 1 до 12 чел., а среднии состав семьи составил 3,7 чел. (для сравнения, средняя семья 2001 г. включала 4,1 чел.).

Традиции многодетности в современных кореиских семьях также постепенно угасали. Разброс среднего количества детеи, рожденных в семьях родителеи опрошенных кореицев - от 2,11 детеи (у родителеи самых молодых респондентов) до 5,14 детеи (у родителеи самых пожилых респондентов). Если семья родителеи была многодетнои, то вероятность того, что в семьях их детеи также будет несколько детеи, увеличивается. И, соответственно, потомство

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

малодетных родительских семеи воспроизводит малодетные традиции.

Среди кореицев, проживающих в многонациональных смешанных обществах, сохраняется стремление к сохранению моноэтничности се-меи, хотя и не в жесткои форме: в настоящее время 80-90% чисто кореиские мононациональные. Значительно возросла доля отрицающих высокую значимость этническои принадлежности будущего супруга (45%). На сохранение традиции при заключении брака в большеи степени ориентированы респонденты из моноэтничных кореиских семеи (53%). В смешанных семьях на этническую «чистоту» брака ориентирована треть (32%), для большинства национальность супруга/супруги не имеет значения (60%).

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Современные россииские коре сарам Юга России - это по большеи части потомки депортированных в конце 1930-х гг. с россииского Дальнего Востока в Казахстан и Узбекистан. Вынужденная и частая смена территории проживания оказывала негативное воздеиствие на историческую память, вела к снижению роли культурных традиции и языка, но россииские кореицы продолжают оставаться этнически сплоченнои группои.

Для кореицев большое значение имеет их религиозная принадлежность. Христианские церкви неправославного толка, во многом способствовав консолидации кореицев во всем мире, пришли в страны СНГ во второи половине 1990-х гг. Кореиские церкви в РФ играют роль культурно-образовательных центров, выполняя гуманитарные миссии, постепенно заполняя сознание кореицев христианскими ценностями, но с сохранением в умах традиционных буддииских веровании и конфуцианских убеждении.

ЭТНИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

Группа коре сарам, проживающая в южно-россииских регионах, в целом характеризуется позитивнои идентичностью по типу «нормы». Позитивная этническая идентичность имеет большое адаптивное значение, а устоичивое этническое самосознание способствует психоло-гическои и социальнои консолидации. Коллек-тивныи автопортрет, состоящии из 75% положительных и 25% отрицательных характеристик (автостереотипов), подтверждает позитивность этническои идентичности коре сарам. В качестве основных положительных черт характера кореиского народа чаще всего назывались «трудолюбие» и «доброжелательность»; в качестве основных отрицательных - «зависть», «высокомерие», а также «разобщенность». Видимо, фактор постепеннои частичнои, по краи-неи мере, культурнои, ассимиляции обусловил появление в некоторых анкетах претензии к соотечественникам в утрате этническои уникальности: «обрусели совсем!».

Чувство гордости за собственную этническую принадлежность ощущает большинство опрошенных (73%, 2014 г.). Наибольшее значение среди участников опроса 2014 г. имела самоидентификация «я российский кореец» (48%), включающая в себя гражданскую и этническую идентификацию. Представляется, что это наиболее удачная адаптивная самоидентификация, позволяющая развиваться кореискои этническои группе внутри россииского государства. Длительность проживания на кон-кретнои территории усиливает лояльность и снижает ожидания локальнои межнациональ-нои конфликтности.

КОРЕЙСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ ЯЗЫК

Этническую идентичность определяет также и знание родного языка. Среди бытующих

история и КУЛЬТУРА / КИМ ильгизя АНВАРОВНА / [email protected] / УДК 394.9

в постсоветском пространстве известны два варианта кореиского языка: древнии вариант корё маль/мар (S^^), сохранившиися со времени переселения групп кореицев на россии-скии Дальнии восток полтора столетия назад, более близкии к северокореиским наречиям, и современныи язык хангуго которым

пользуются в Республике Корея. По данным опроса 2014 г., умеют говорить на корё мар 50%, на хангуго 13%, изучают 9%. Корё мар в настоящее время является бытовым языком, большая часть респондентов (56%) не умеет читать и писать на этом языке. Среди знающих корё мар умеют читать и писать на нем 24%, умеют читать 12%. Среди знающих хангуго читать и писать на нем умеют в общеи сложности 74% респондентов.

Корё мар является «языком предков», ко-торыи обладает ограниченным для современности словарным запасом, и среди молодежи имеет меньшую ценность, однако у этого варианта есть потенциал и его также необходимо изучать и развивать. Южнокореискии хангуго служит средством модернизации и связи с ко-реискои диаспорои через усвоение его молодыми и активными представителями корё сарам. Возможно, налицо признаки функциональнои двухдиалектности кореиского языка, при этом русскии язык служит средством межнационального и внутриэтнического общения.

ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ. КУХНЯ КОРЁ САРАМ

Историческая память коре сарам продолжает бережно сохраняться, несмотря на неоднократные миграционные перемещения и другие факторы. Большая часть респондентов (59%) интересуются историеи своеи семьи, знают свои бон ^ (пой) и родословную (13%), ведут записи об истории для будущих поколении (3%). Сохранение национальных обрядовых традиции и праздников способствует понима-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VOL.2 №1 2020

ISSN: 2686-9675

нию истоков собственнои культуры. На откры-тыи вопрос о соблюдении в их семьях кореи-ских традиции дали ответ и обозначили названия праздников 74% респондентов. Среди основных праздников: новыи год по лунному календарю соллальдни поминовения усопших и родителеи хансик первая годовщина с момента рождения ребенка толь, (доль, асянди, аенди), 60-летнии юбилеи хвангап ^^ (хангап, хангаби), праздник урожая чусок

праздник середины лета таноЩ^^, рождество сонтанчоль, день освобождения Кореи кванбокчоль^Щ7А, пасху пухвалчоль

Кухня как часть национальнои традиции имеет огромное значение для сохранения самобытности народа, формирует идентичность и самобытность культуры, помогает сберегать историческую память. В большинстве семеи опрошенных коре сарам готовят блюда нацио-нальнои кореискои кухни. В исследовании 2014 г. вопрос о блюдах национальнои кухни задавался в открытои форме и 77% респондентов написали от одного до восьми названии кореи-ских блюд, которые готовят в их семье. На первом месте по популярности лапша куксу/кукси/ гуксу которую любят готовить в семьях

большинства опрошенных кореицев (63%). Вторая по популярности среди опрошенных кореицев - квашеная капуста кимчи/

димчи/чимчи (40%).

Существует несколько сотен рецептов приготовления кимчи. Блюда из риса «рис», «паб», «паби», «каша» упомянули 36% опрошенных коре сарам. «Салаты» без конкретных описании готовят в семьях 30% респондентов. Супы сирегикук в разных вариантах написания (сирянчанмури, сирекдамури, сиряккук, сирягтямури, серекчамури, сиреги) назвали 29% опрошенных. Паровые пирожки пигоди, пигодя, бегодя готовят в семьях

ISSN: 2686-9675

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

23% респондентов. Чальтток или паро- 3.

вой хлеб из рисовоИ муки с фасолевоИ мукоИ (чартоги, чальтог, ударныи хлеб, комитог) до сих пор готовят в семьях 16% опрошенных. Суп с соевои пастои, овощами, мясом твендянтиге или пуктяй, бугдай, бундяй, куктяй назвали 15% опрошенных. Соевую пасту твен- 4. дян или тяй, тянг, соя, дян упомянули

примерно 13% участников опроса. В настоящее время кореиская кухня переживает второе рождение на уровне общественного питания.

ВЫВОДЫ

5.

Таким образом, кореиские жители Юга России, все более урбанизируясь, стараются сохранить свою этническую целостность, переживая со всем обществом нелегкие времена. Многие из них уехали целыми семьями на заработки в Корею, компактные поселки на время опустели, но сеичас появляются новые поколе-

6.

ния коре сарам, как мне сказали в пос. При-морск Быковского раиона Волгоградскои области: «новых нарожали». Не все уехавшие в поисках лучшеи жизни решают остаться в Корее, многие возвращаются в Россию с более привычным и понятным менталитетом.

Отдельнои интереснои темои является 7 тема адаптации и интеграции коре сарам / ко-реин в Южнои Корее, в котором иммигранты начинают организовываться в общественные организации и влиять на социальные, экономические и политические процессы внутри Кореи. 8.

ЛИТЕРАТУРА

1. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Население_республики_Корея; https:// countrymeters.info/ru/Republic_of_Korea (дата обращения 5.09.2019). 9.

2. Статистические данные: http:// www.stat.gov.kz (дата обращения 5.09.2019).

Цит. по: Хан В.С. Корейцы Узбекистана и современность. Демографические характеристики // Материалы конференции о^гвд^л^

- Сеул-Чонджу, 2016. - С. 15-22.

Ким И.А. Кореиское население Юга России (по данным советских переписеи населения). / И.А. Ким // Гуманитарная наука Юга России: международное и межрегиональное взаимодеиствие: сб. науч. работ. - Элиста. - 2016. - С. 132.

Здесь и далее используются данные государственных переписеи населения Советского Союза, опубликованные на научном саите www.demoskop.ru («Население и общество». Бюллетень. Электронная версия. - Государственныи университет Высшая школа экономики).

Ким И.А. Исследования кореиского населения Юга России: статистическии и со-циологическии анализ (2000-2014 гг.). / И.А. Ким // The Korean Diaspora & Multicultural Societies: сб. науч. работ. - Daegu. - С. 155-169.

Ким И.А. Коре сарам Юга России в свете социологических исследовании. / И.А. Ким // Материалы конференции по науке и технологиям СНГ-Корея 2015: сб. науч. работ. - Москва. - 2015. - С. 117-123.

Ким И.А. Некоторые особенности миграционных процессов среди россииских ко-реицев. / И.А. Ким // Межкультурные вза-имодеиствия в условиях глобализации: опыт России и Кореи: сб. науч. работ. -Санкт-Петербург. - 2012. - С. 235-248.

Ким И.А. Проблемы этническои идентичности кореиского населения Нижнего Поволжья. / И.А. Ким // Национальная иден-

история и КУЛЬТУРА / КИМ ильгизя днвдровнд / [email protected] / УДК 394.9

тичность в проблемном поле интеллектуальной истории. Пятигорск: сб. науч. работ. - 2008. - С. 180-192.

10. Ким И.А. Процессы этносоциальнои идентификации кореиского населения Нижнего Поволжья. / И.А. Ким // Кореицы Юга России и Нижнего Поволжья: история и современность: сб. науч. работ. Волгоград. - 2011. - С. 105-121.

BIBLIORAPHIC REFERENCES

1. Wikipedia: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Naselenie_respubliki_Koreja; https:// countrymeters.info/ru/Republic_of_Korea (data obrashhenija 5.09.2019).

2. Statistics: http://www.stat.gov.kz (data obrashhenija 5.09.2019).

3. Cit. po: Han V.S. Korejcy Uzbekistana i sov-remennost'. Demograficheskie harakteristi-

ki // Materialy konferencii

- Seul-

Chondzhu, 2016. - S. 15-22.

4. Kim I.A. Korejskoe naselenie Juga Rossii (po dannym sovetskih perepisej naselenija). / I.A Kim // Gumanitarnaja nauka Juga Rossii: mezhdu-narodnoe i mezhregional'noe vzaimodejstvie: sb. nauch. rabot - Jelista - 2016. - S. 132.

5. Zdes' i dalee ispol'zujutsja dannye gosudar-stvennyh perepisej naselenija Sovetskogo Sojuza, opublikovannye na nauchnom sajte www.demoskop.ru («Naselenie i ob-shhestvo». Bjulleten'. Jelektronnaja versija. -Gosudarstvennyj universitet Vysshaja shkola jekonomiki).

6. Kim I.A. Issledovanija korejskogo naselenija Juga Rossii: statisticheskij i sociologicheskij analiz (2000-2014 gg.). / I.A. Kim // The Korean Diaspora & Multicultural Societies: sb.

VOL.2 №1 2020

ISSN: 2686-9675

nauch. rabot. - Daegu. - S. 155-169.

7. Kim I.A. Korjo saram Juga Rossii v svete soci-ologicheskih issledovanij. / I.A. Kim // Materialy konferencii po nauke i tehnologijam SNG-Koreja 2015: sb. nauch. rabot. - Moskva. - 2015. - S. 117-123.

8. Kim I.A. Nekotorye osobennosti migra-cionnyh processov sredi rossijskih kore-jcev. / I.A. Kim // Mezhkul'turnye vzai-modejstvija v uslovijah globalizacii: opyt Rossii i Korei: sb. nauch. rabot. - Sankt-Peterburg. - 2012. - S. 235-248.

9. Kim I.A. Problemy jetnicheskoj identichnosti korejskogo naselenija Nizhnego Povolzh'ja. / I.A. Kim // Nacional'naja identichnost' v problemnom pole intellektual'noj istorii. Pjati-gorsk: sb. nauch. rabot. - 2008. - S. 180-192.

10. Kim I.A. Processy jetnosocial'noj identifikacii korejskogo naselenija Nizhnego Povolzh'ja. / I.A. Kim // Korejcy Juga Rossii i Nizhnego Povolzh'ja: istorija i sovremennost': sb. nauch. rabot. Volgograd. - 2011. - S. 105-121.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Igizya Kim, Ph.D in Sociological Sciences

[email protected]

Принята к публикации: 14.02.2020

Submission Date: 2020.02.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.