N.V. Prokazina Sociological Culture of Civil Servants: the Problem Statement, Study and Development Directions
On the basis of the author's research the current state of the sociological culture of civil servants is assessed. The directions for the development of sociological culture of civil servants are defined.
Key words and word-combinations: managerial decision making, sociological culture, government civil servants.
На основе авторских исследований оценивается актуальное состояние социологической культуры государственных гражданских служащих. Определены направления по развитию социологической культуры государственных гражданских служащих.
Ключевые слова и словосочетания: принятие управленческих решений, социологическая культура, государственные гражданские служащие.
УДК 316.014+316.34/.35 ББК 60.504/506+60.54
Н.В. Проказина СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
X. рактеризуя ситуацию, складывающуюся в российском обществе, следует отметить, что, с одной стороны, существует потребность в социологической интерпретации происходящих явлений, процессов и тенденций, а с другой - прослеживается поверхностный, чрезмерно прагматичный, а подчас и ненаучный подход к описанию и объяснению социальной реальности. В результате возможности социологии и ее функции востребованы и реализуются не в полной мере. В то же время «без введения социологии в систему научного управления российским обществом страна обречена и впредь, раз за разом, переживать досадные, дорого обходящиеся людям ошибки и упущения» [1].
На практике широко распространены явления некорректного использования результатов социологических исследований, их искажение, что снижает уровень достоверности и репрезентативности социологических данных. В обществе складывается одностороннее представление об особенностях социологического мышления. Социология в первую очередь отождествляется со сбором мнений по случайным фактам, однако назначение социологии - это обращение к
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 1 1
проблемам общества, что актуализирует ее значимость в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.
Роль социологии в данной сфере состоит в выявлении социальных проблем и определении направлений, способствующих их разрешению. Это определяет связь глубокого научного анализа и практических мероприятий. Социологический подход, примененный в области публичного управления, обеспечивает возможность каждое экономически и политически значимое решение оценивать с позиции социальной эффективности.
Очевидно, что в данном контексте существенное значение в системе государственного управления имеет социологическая культура государственных гражданских служащих. Однако характерная черта практически всей системы подготовки кадров государственных гражданских служащих - сугубая сосредоточенность на изучении методов управления [2, с. 89], экономических сторон и особенностей управления. В то же время исследователи констатируют, что игнорируются аспекты, касающиеся характеристик объекта управления [3], которым является Россия, в целом и отдельных сфер жизни российского общества в частности. Вот почему для выявления характеристик объекта управления, понимания его особенностей и специфики неоценимую пользу имеет непосредственно социологическое знание и развитая социологическая культура.
Несомненно, что социальная эффективность деятельности государственных гражданских служащих зависит от уровня развития социологической культуры государственных гражданских служащих, до настоящего времени недостаточно изученного и не внедренного в управленческую практику. В практике же отчетливо видно противоречие между потребностью в использовании социологических знаний, результатов социологических исследований в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих, с одной стороны, и недостаточной эффективностью существующих способов и методов включения социологического блока информации в профессиональную деятельность государственных гражданских служащих - с другой.
В научной литературе встречаются различные определения, которыми авторы пытаются объяснить специфический способ осмысления социальной реальности. К основным из них относят: социологическое мышление [4; 3]; социологический взгляд [5], социологический подход [6], социологическую культуру [7; 8], социологическое воображение [9], социологический образ мышления [10], культуру социологического мышления [11]. На наш взгляд, на основе проведенного теоретического анализа можно дать следующее определение: социологическая культура государственных гражданских служащих - система ориентаций и установок относительно восприятия социологии, социологических исследований, социологов; совокупность социологических взглядов, знаний, убеждений и социологическое воображение, проявляющееся в практической деятельности [12].
Для формирования объективных представлений об ориентациях и установках государственных служащих по восприятию ими социологических исследований, социологов и социологии в мае 2010 г. было проведено авторское социологическое исследование в двух субъектах РФ - Брянской и Липецкой областях (п = 333).
В ходе исследования определялось следующее:
1 2 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
- уровень заинтересованности государственных гражданских служащих в информации о результатах опросов общественного мнения;
- степень доверия государственных гражданских служащих результатам опросов;
- оценка государственными гражданскими служащими целесообразности проведения социологических исследований;
- информированность государственных гражданских служащих о взаимодействии органов исполнительной государственной власти субъекта Федерации с профессиональными социологами и социологическими организациями;
- оценка государственными гражданскими служащими целесообразности привлечения социологов в деятельность государственной гражданской службы.
Исследование показало, что у подавляющего большинства служащих информация о результатах общественного мнения вызывает интерес - 77%. Около четверти опрошенных выразили безразличие: обозначили либо отсутствие интереса - 16%, либо затруднились ответить - 7%.
Рассматривая заинтересованность в информации о результатах опросов общественного мнения в соответствии с категорией должности, занимающей государственными гражданскими служащими, выявлено, что наибольший интерес социологическая информация вызывает у помощников и советников (94%); чрезвычайно заинтересованы в результатах опросов общественного мнения и руководители (85%). Специалисты, обеспечивающие специалисты в несколько меньшей степени заинтересованы в социологической информации, однако и их уровень заинтересованности является достаточно высоким (74 и 76%). Можно констатировать: чем выше категория и группа должности, тем выше уровень заинтересованности государственных гражданских служащих социологической информацией.
Изучение степени доверия результатам опросов показывает: подавляющее большинство респондентов (74%) убеждены в том, что результаты частично отражают особенности складывающейся ситуации, и только 13% респондентов абсолютно убеждены в достоверности результатов исследования. В целом незначительно число «отрицающих»: 10% убеждены в том, что результаты опросов не отражают мнения граждан; 3% затруднились с ответом.
Следует отметить, что существует ряд факторов, снижающих абсолютный уровень доверия. Основными из них являются, во-первых, расхождение собственных оценок и представлений с полученными результатами социологических исследований, так как результаты эмпирических исследований представляют усредненную картину социальной действительности с индивидуальным опытом, ценностями, отношениями в целом; во-вторых, недостаточный уровень развития социологического воображения, которое не позволяет выйти за пределы осмысления и восприятия собственного опыта; в-третьих, уровень оценки государственными гражданскими служащими профессионализма социологов.
Для определения доминирующих представлений государственных гражданских служащих о социологах использовались следующие индикаторы:
- уровень осведомленности об организациях, занимающихся социологическими исследованиями;
- информированность о деятельности социологов - целях, основных ви-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 1 3
дах деятельности социологов, сформировавшиеся в представлениях государственных гражданских служащих;
- представления об образе социолога, сформировавшиеся у государственных гражданских служащих.
При изучении уровня осведомленности об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, использовались такие показатели, как информированность, представления о деятельности организаций; вспоминаемость; узнаваемость, потребность в получении информации о результатах исследований.
В целом распределение ответов государственных гражданских служащих об уровне информированности организациями, занимающимися социологическими исследованиями, показал, что 30% знают о таких организациях; 52% что-то слышали о таких организациях; 18% ничего не знают о данных организациях. Уровень представлений о деятельности социологических организаций оказывается в целом существенно ниже, чем уровень информированности. Утвердительный ответ об имеющемся представлении о деятельности социологических организаций дали только 8,9% опрошенных; 7,3% знакомятся с результатами исследований в Интернете; 17,9% что-то слышали о конкретной деятельности, а подавляющее большинство - 65,9% - не знакомы с данной деятельностью. Следовательно, несмотря на наличие определенного уровня информированности государственных гражданских служащих об организациях, занимающихся социологическими исследованиями, подавляющее большинство служащих не имеют представлений об их деятельности.
Таким образом, около половины опрошенных имеют невысокий уровень информированности и приблизительные представления об организациях, занимающихся социологическими исследованиями; подавляющее же большинство служащих не обладают системными, сформировавшимися представлениями о деятельности социологических организаций.
Г осударственные гражданские служащие полагают, что социологи должны собирать информацию об актуальных общественных проблемах, изучать общественное мнение, предоставлять эту информацию органам власти. Вся деятельность социологов в целом, согласно представлениям служащих, направлена на изменение и преобразование общества и его структурных элементов. Выявленные представления подтверждаются сформировавшимся у служащих образом социолога.
Подавляющее число респондентов убеждены в том, что социолог - собиратель данных об общественном мнении (61,3%). Следует отметить, что стереотипы массового уровня сознания оказывают существенное значение на формирование образа социолога в среде государственных гражданских служащих. Образ социолога в первую очередь отождествляется со сбором мнений по случайным фактам. Более глубокое понимание образа социолога как разработчика теории и методологии встречается в два раза реже (34,1%). Треть респондентов связывает представление о социологе с образом профессионала, изучающего предвыборное поведение (35,6%). Это свидетельствует, с одной стороны, об укрепившемся в массовом сознании представлении о социологии как о деятельности, сопровождающей электоральные процессы; с другой -обеспечивает возможность формирования представлений других образов. Не-
1 4 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
гативный образ социолога как беспристрастного наблюдателя, манипулирующего людьми, не сформирован (3%).
Анализ результатов опроса относительно выполняемых и востребованных функций социологии в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих позволяет сделать несколько выводов.
1. Государственные гражданские служащие убеждены, что в процессе взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Федерации и социологов в большей степени реализуется рефлексивная функция социологии, обеспечивающая фиксацию и описание реальных фактов и событий. Однако государственные гражданские служащие заинтересованы в реализации аналитической функции, выявляющей причины и механизмы осуществления складывающейся ситуации.
2. Особенную заинтересованность государственные гражданские служащие проявляют в реализации коммуникативной функции, обеспечивающей процесс передачи информации от одной социальной группы к другой, а также способствующей циркуляции определенных идей в обществе. В настоящее время, как показывают результаты исследования, эта функция реализуется недостаточно.
3. Особое место и среди реализуемых и среди востребованных функций занимает социально-технологическая функция, которая входит в группу прак-тико-преобразовательных функций. Она связана с подбором адекватных сложившейся ситуации способов, методов и технологий разрешения существующих проблем, с изменением и преобразованием сложившейся ситуации.
4. Прогностическая функция, обеспечивающая реализацию как поисковых, так и нормативных прогнозов, также выступает востребованной в деятельности органов государственного управления: эмпирические данные свидетельствуют о том, что эта функция реализуется и является, по оценкам служащих, необходимой.
5. Теоретическая функция обусловлена формированием соответствующих знаний, ценностей, ориентаций, убеждений, обеспечивающих понимание закономерностей и сложившихся тенденций. В целом государственные гражданские служащие полагают, что для принятия управленческих решений и реализации мероприятий необходимо понимать особенности общества и тенденции его развития.
Сложившиеся представления и установки относительно социологических исследований, социологов и социологии в целом показывают, что на социологию и социологов государственные гражданские служащие возлагают определенные надежды. Среди направлений деятельности, к реализации которых должны быть привлечены социологи, государственные служащие выделяют такие, как информационно-аналитическое (59%), обеспечение «обратной связи» между населением и органами власти (47%), сбор информации о проблемах общества и граждан (46%).
Представления о цели деятельности социологов, основных видах их деятельности и образе социолога не являются системными и не согласованы между собой. Основная деятельность социологов видится с позиции изменения и преобразования общества (96,4%), а образ социолога как социального реформатора сформирован у 3% респондентов.
Рассматривая социологическую культуру служащих как фактор повышения эффективности государственной гражданской службы, представляется целесообраз-
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 1 5
ным включение социологических блоков в программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих.
Развитие социологической культуры в системе профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих связано не столько с изучением теоретических вопросов, сколько с овладением информацией по отдельным темам и модулям. В сфере государственного управления существенную роль играют знания о социальной структуре общества. Еще Т. Парсонс утверждал, что социальная структура - это единственная область знания, на которую, кроме социологии, не претендуют никакие другие науки: ни экономика, ни право, ни психология, ни культурология, ни социальная антропология не вырабатывают самостоятельно знания о социальной структуре общества [13, с. 19-20].
Знания о социальной структуре общества являются основополагающими для деятельности органов государственного управления, для принятия управленческих решений. Однако приходится констатировать, что потребности в получении этих знаний у государственных гражданских служащих практически нет.
Таким образом, возникает необходимость организации научно-просветительской, пропагандистской деятельности по формированию и развитию представлений о социологии, социологах и социологических исследованиях, которые выступают частью социологической культуры государственных служащих, оказывают непосредственное влияние на понимание государственных гражданских служащих роли социологии в их профессиональной деятельности.
По нашему мнению социологическую культуру государственных гражданских служащих следует считать одним из важных факторов повышения эффективности государственной службы. Обозначенные направления деятельности по формированию и развитию социологической культуры позволят:
- изменить статус и роль социологического знания в принятии социальноэкономических и социально-политических решений;
- обеспечить определение возможностей управления в процессе решения определенной социальной проблемы;
- создать условия для осуществления социологической экспертизы принятых решений, так как социология способна проверить, как будет работать решение и как его воспримут люди из различных социальных страт и групп;
- усилить заинтересованность государственных гражданских служащих в социологическом сопровождении национальных проектов, других программ и концепций;
- обеспечить глубокую связь научного анализа и практических мероприятий;
- разработать и использовать апробированную систему конкретных показателей социальных изменений, которая обеспечит получение достоверной информации о социальных изменениях и будет эффективной для управления социальными процессами.
Библиографический список
1. Осипов ГВ. Российская социология в XXI веке. М., 2003.
2. Шаповалов В.Ф. Чем и как собираются управлять наши управленцы? // Общественные науки и современность. 2005. № 5.
1 6 2012 • ВЕСТНИК ПАГС
A.B. Рязанов
3. Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность. М., 2006.
4. Бауман 3. Мыслить социологически / пер. с англ.; под ред. А.Ф. Филлипова. М., 1996.
5. Четырина Н.В. Уровни развития социологической культуры в современном российской обществе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www.jumal.org/ articles/2008/sociol1 .html
6. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / пер. с англ.; под ред. Г.С. Батыгина. М., 1996.
7. Здравомыспов А.Г. Тройственная интерпретация культуры и границы социологического знания // Социс. 2008. № 8. С. 3-17.
8. Покровский Н.Е. Социология, социологическая культура и их место в современном российском обществе //Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 42-57.
9. Миппс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 2001.
10. Опьховников КМ., Орпов Г.П. Категории социологии: образ мышления и словарь исследования // Социс. 2004. № 2. С. 3-11.
11. Здравомыспов А.Г. К вопросу о культуре социологического мышления // Социс. 2008. № 5. С. 4-16.
12. Проказина Н.В. Особенности социологической культуры государственных гражданских служащих // Образование и общество. 2012. № 1. С. 75-80.
13. Тихонов А.В. Российское общество как новая социальная реальность и метапроект отечественной социологии // Социс. 2009. № 12. С. 19-20.
A.V. Ryazanov Elites in Regional Administration: Transformation in the Post-Soviet Period and Current Peculiarities of Ethnic Policy
The internal characteristics of regional elites during the Post-Soviet period are studied. The reasons of elites' transformations in connection with the policy of the federal government are considered. The interconnection between the processes of regional elite's transformation and ethnic policy is revealed.
Key words and word-combinations: regional elite, administration, transformation, ethnic policy.
Исследуются внутренние характеристики региональных элит в постсоветский период. Рассмотрены причины трансформаций элит в связи с политикой федеральных властей. Показана связь процессов изменения региональной элиты с этнополитикой.
Ключевые слова и словосочетания: региональная элита, управление, трансформация, этнополитика.
УДК 32.01+323.1 ББК 66.04+66.094
A.B. Рязанов ЭЛИТЫ
В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ: ТРАНСФОРМАЦИЯ В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНОПОЛИТИКИ
I 1о сравнению с 1980-ми годами эт-нополитическая ситуация в регионах России в постсоветский период стала более конкурентной и динамичной. Произошло перераспределение собственности, изменился демографический баланс, в значительной степени под влиянием внутренней и внешней миграции поменялся национальный состав, появились активные диаспоры. Для федерального
2012 • ВЕСТНИК ПАГС 1 7