Проказина Наталья Васильевна
кандидат социологических наук, доцент Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(тел.: 89102690969)
"Поверхностный уровень" социологической культуры
государственных гражданских служащих
В статье предложена авторская концепция "поверхностного уровня" социологической культуры государственных гражданских служащих. Теоретические положения и конструкции дополняются результатами социологических исследований. Полученные выводы и результаты позволили сформулировать модель "поверхностного уровня" социологической культуры государственных гражданских служащих.
Ключевые слова: социология, социологические исследования, профессиональная деятельность, государственные гражданские служащие, социологическая культура
N.V. Prokazina, Candidate of Social Sciences, Associate Professor; e-mail: [email protected].
In article the author's concept of "superficial level" sociological culture of the state civil servants is offered. Theoretical positions and designs are supplemented with results of sociological researches. The received conclusions and results have allowed to formulate model of "superficial level" sociological culture of the state civil servants.
Key words: sociology, sociological researches, professional activity the state civil servants, sociological culture.
оциологическая культура госу-
С дарственных гражданских служащих - система ориентаций и установок относительно восприятия социологии, социологических исследований и деятельности социологов, совокупность социологических взглядов, знаний, убеждений и социологическое воображение, проявляющиеся в практической деятельности.
Система ориентаций и установок относительно восприятия социологии, социологических исследований и социологов представляет собой на наш взгляд, "поверхностный уровень социологической культуры".
Ориентации - осознание человеком, социальной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых [1, с. 354].
Ориентации подвержены динамике в зависимости от изменяющихся социально-исторических условий, становления и развития социальных качеств личности, накопления её знаний и практического жизненного опыта. Ориентации целе-
направленно формируются в системе образования и воспитания, что обуславливает возможность целенаправленного формирования и развития ориентаций государственных гражданских служащих относительно социологии, социологических исследований и деятельности социологов в процессе дополнительного профессионального образования.
Ориентации государственных гражданских служащих относительно восприятия социологии, социологических исследований и социологов носят инструментальный характер, так как в целом выступают как одно из средств осуществления целей профессиональной деятельности.
Установка - готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту. Понятие социальная установка одновременно указывает и на факт психологического переживания отношения к значимому объекту, и на факт социальной детерминации, направленности отношения, тем самым объединяя смыслы аффектов, эмоций и их предметного содержания в едином понятии [1, с. 588].
257
Система ориентаций и установок (именно система, их целостность, а не отдельные ориентации^, с. 307]) указывает на направленность интересов личности государственного гражданского служащего в восприятии социологии, результатов социологических исследований и деятельности социологов и возможности использования социологической информации в профессиональной деятельности.
"Поверхностный уровень" в целом, характеризует культуру восприятия социологической информации государственными гражданскими служащими и влияет на формирование социологических взглядов, знаний, убеждений.
Характеризуя структуру "поверхностного уровня" социологической культуры, считаем целесообразным выделить (по аналогии со структурой системы политических ориентаций предложенных Г. Алмондом и С. Вербой[3,110]) систему социологических ориентаций и установок государственных гражданских служащих. Она включает в себя:
1) "Когнитивную ориентацию" - знание о социологии, социологах, социологических исследованиях. Совокупность ценностей, принципов и мировоззренческих установок и знаний в отношении общества и его структурных элементов, личности и проблем взаимоотношения общества и личности. Когнитивная ориентация находит свое воплощение в социологическом компоненте сознания.
Основным показателем когнитивной ориентации выступают информированность о деятельности социологов, социологических организаций, представления о цели деятельности, образе социологов и об основных видах деятельности социологов, о целях проведения социологических исследований. Особое место занимает такой показатель как информированность о взаимодействии организации с профессиональными социологами
2) "Аффективная ориентация" - включает в себя эмоционально окрашенные представления или чувства относительно социологических исследований, деятельности социологов, положительном отношении и признании результатов деятельности социологов. Одним из значимых показателей аффективной ориентации выступает заинтересованность в информации о результатах опросов общественного мнения, в получении социологической информации. Существенное значение приобретают и эмоционально окрашенные представления относительно социологических исследований и деятельности социологов.
3) "Оценочная ориентация" - убеждения и мнения относительно социологических исследований, деятельности социологов, значимости их деятель-
ности для выполнения профессиональных обязанностей, для жизни общества и государства. В качестве определяющего показателя оценочной ориентации выступают доверие деятельности социологов и результатам социологических исследований, оценка целесообразности проведения социологических исследований и привлечения социологов в деятельность органов власти.
Для формирования объективных представлений и верификации теоретических конструкций "поверхностного уровня" социологической культуры государственных гражданских служащих проведены авторские социологические исследования: анкетирование "Общественное мнение об общественном мнении" (январь 2010 в г. Орле, п = 1229); анкетирование "Социологическая культура государственных гражданских служащих" май - июнь 2010 (п=333), проведенное в двух субъектах ЦФО; анкетирование "Социологическая культура государственных гражданских служащих в Орловской области" май-июнь 2011 г. (п=194).
Исследования показали, что основными целями деятельности социологов государственные гражданские служащие считают описание общества и его проблем (44,8%) и объяснение сложившейся ситуации, поиск ее основных причин (34%).
Анализируя представления государственных гражданских служащих и сравнивая полученные данные с результатами опроса населения, следует признать, что в большей степени сформированы представления о деятельности социологов именно в среде государственных гражданских служащих. Однако, государственные гражданские служащие в большей степени выделяют теоретическую (объяснение сложившейся ситуации, поиск ее основных причин) и рефлексивную деятельность социологов (описание общества и его проблем). Население, пусть и в незначительной, но в большей степени, уверено в том, что деятельность социологов связана с аналитической (понимание, интерпретация, толкование событий) и социально-технологической (изменение и преобразование общества и его структурных элементов) направленностью.
Представления государственных гражданских служащих о ведущих видах деятельности социологов позволяют сделать вывод о том, что подавляющее большинство воспринимает социологов как профессионалов, занимающихся социологическими исследованиями актуальных проблем общества (78,9%).
В целом, государственные гражданские служащие признают, что деятельность социологов непосредственно связана с изучением общества и его структурных элементов (50,5%). Однако, треть государственных гражданских служащих
убеждена в том, что социологи занимаются сбором информации для предоставления ее органам власти (34,5%). Этот показатель позволяет говорить об открытости органов власти результатам социологических исследований и об опыте использования социологической информации в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих. Однако число респондентов, выделивших этот вид деятельности как ведущий, позволяет говорить о целесообразности большей открытости и включенности социологов в деятельность органов государственного управления.
Коммерческие исследования (7,7% от полученных ответов) и преподавательская деятельность (3,1% от полученных ответов) не рассматриваются как ведущие виды деятельности социологов.
Таким образом, подавляющее число респондентов убеждены в том,что социолог - собиратель данных об общественном мнении. Образ социолога в первую очередь отождествляется со сбором мнений. Более глубокое понимание образа, характеризующее представление о социологе как разработчике теории и методологии встречается реже.
Негативный образ социолога как беспристрастного наблюдателя, манипулирующего людьми, не сформирован ни в среде государственных гражданских служащих, ни у населения.
Распределение ответов государственных гражданских служащих об уровне информированности организациями, занимающимися социологическими исследованиями показал, что около половины опрошенных знают (что-то знают) о таких организациях. Однако, распределение вариантов ответа позволяет сделать вывод о том, что уровень осведомленности об их деятельности очень поверхностный, имеет фрагментарный и несистемный характер.
Потребность в получении информации о результатах социологического исследования у государственных гражданских служащих практически отсутствует. Так, просматривает результаты в Интернет, очень незначительная часть служащих (до 11,9%). Следовательно, можно утверждать, что потребность в использовании результатов социологических исследований в профессиональной деятельности недостаточно развита.
Среди пользующихся относительной популярностью можно назвать такие социологические организации, как: ВЦИОМ - 11,9%, Фонд "Общественное мнение" - 10,3%, Левада-центр - 3,6%. Следовательно, очень незначительная группа государственных гражданских служащих интересуется результатами социологических исследований и следовательно имеет представления о социологических организациях и возможности
ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ использования их результатов в профессиональной деятельности.
Современные информационно-коммуникативные возможности используются недостаточно. Все это свидетельствует о необходимости организации просветительской деятельности в среде государственных гражданских служащих с целью формирования и развития потребности в получении и использовании социологической информации.
Анализ информированности государственных гражданских служащих о деятельности организаций, занимающихся социологическими исследованиями, позволяет сделать вывод о недостаточном уровне информированности и об отсутствии выраженной потребности получать и использовать полученные результаты в практике своей деятельности.
Следовательно, оценивая когнитивную ориентацию государственных гражданских служащих, следует признать, что сформированы определенные стереотипы восприятия социологии и оценки профессиональной деятельности. Существующие представления в большинстве разрозненны, фрагментарны, поверхностны.
Характеристика аффективной ориентации государственных гражданских служащих связана с заинтересованностью информацией о результатах опросов общественного мнения.
Подавляющее большинство государственных гражданских служащих показывают высокий уровень заинтересованности социологической информацией (83,5%). В этой профессиональной среде практически нет сомневающихся в своем уровне заинтересованности. Однако, среди населения г. Орла заинтересованность информацией о результатах социологических исследований существенно ниже. Эти показатели коррелируют с полученными ранее результатами, свидетельствующими о том, что жители Орла с меньшей заинтересованностью относятся к информации о социологических исследованиях (76% - заинтересованность в целом по России [4], 56% - заинтересованность в Орле)[5,117-119].
Рассматривая заинтересованность информацией о результатах опросов общественного мнения в соответствии с категорий должности, которую занимают государственные гражданские служащие, выявлено, что наибольший интерес социологическая информация вызывает у помощников и советников (94%), чрезвычайно заинтересованы в результатах опросов общественного мнения и руководители (85%). Специалисты, обеспечивающие специалисты в меньшей степени заинтересованы в социологической информации. Однако и их уровень заинтересованности является достаточно высоким (74% и 76%). Можно конста-
259
тировать, чем выше категория и группа должности, тем выше уровень заинтересованности государственных гражданских служащих.
Анализ аффективных ориентаций свидетельствует о низкой оценке научного статуса, относительных затруднениях в оценке использования результатов социологических исследований для повышения эффективности деятельности и недостаточном осознании значимости результатов социологических исследований для повышения эффективности своей деятельности. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что сегодня необходимо осуществлять целенаправленную, последовательную и системную деятельность по формированию и развитию социологической культуры государственных гражданских служащих.
Для анализа оценочных ориентаций использовали такие индикаторы как доверие деятельности социологов и оценка целесообразности проведения социологических исследований и привлечения социологов в деятельность органов государственного управления.
Изучение степени доверия результатами опросов показывает, подавляющее большинство респондентов говорят о том, что результаты частично отражают (76,8%) и только около 15,5% государственных гражданских служащих абсолютно убеждены в достоверности результатов исследования. Незначительно в целом, число "отрицающих" то, что результаты отражают реальные мнения граждан (6,2%).
Следует отметить, что существует ряд факторов, снижающих абсолютный уровень доверия государственных гражданских служащих результатам социологических исследований. Основными из них являются, во-первых, расхождение собственных оценок и представлений с полученными результатами социологических исследований. Результаты эмпирических исследований предоставляют усредненную картину социальной действительности, в которой и представлены индивидуальный опыт, ценности, отношения в целом. Во-вторых, недостаточный уровень развития социологического воображения, которое не позволяет выйти за пределы осмысления и восприятия собственного опыта. В-третьих, уровень оценки государственными гражданскими служащими профессионализма социологов.
Категории руководителей, помощников и советников отличает более высокая степень доверия результатам социологических исследования. Лица, занимающие младшие группы должностей, напротив, демонстрируют низкую степень доверия. Пол, возраст государственных гражданских
служащих не оказывает существенное влияние ни на заинтересованность, ни на доверие.
Анализ оценки целесообразности социологических исследований показывает, что государственные гражданские служащие в подавляющем большинстве убеждены в целесообразности проведения социологических исследований (91,2%), в отличие от населения, четверть которого затрудняется ответить на вопрос о целесообразности социологических исследований.
Несмотря на высокую оценку государственными гражданскими служащими целесообразности проведения социологических исследований следует отметить, что только около половины респондентов говорят о целесообразности привлечения государственных гражданских служащих в деятельность органов государственного управления (26,3% - да; 32,5% - скорее да, чем нет).
Анализ оценочных ориентаций показывает, что существует недооценка возможностей социологии в профессиональной деятельности государственных гражданских служащих.
Следовательно, актуализируется направление деятельности, связанное с "социологическим просвещением", позволяющим увидеть широкие возможности, открываемые социологией для органов государственного управления.
Проведенный анализ в целом позволил сформировать представление о том,что заинтересованность, доверие и оценка целесообразности проведения социологических исследований и опросов общественного мнения в среде государственных гражданских находятся на достаточно высоком уровне. Однако, только около половины государственных гражданских служащих говорят о целесообразности привлечения социологов в деятельность органов государственного управления, что свидетельствует о фрагментарности и разрозненности представлений, убеждений и мнений относительно социологии и деятельности социологов.
На основании пяти показателей: заинтересованности, доверии и оценки целесообразности проведения социологических исследований, а также оценки целесообразности привлечения социологов в деятельность государственной гражданской службы и информированности о взаимодействии организации с профессиональными социологами мы построили модель "поверхностного уровня социологической культуры государственных гражданских служащих".
В этой модели прослеживаются три типа культуры: "позитивной заинтересованности", "отрицания", "сомнения" (таблица 1).
260
Вызывает Отражают Нужны ли Целесообразно Информиров
ли у Вас ли опросы ли анность о
интерес р езультаты общественн привлечение взаимодейст
информаци опросов ого мнения социологов вии
я о действител (варианты деятельность организ ации
Тип результатах ьные ответов) государственн с
культур ы социологич (реальные) гр ажданской профессиона
исследован граждан сВ'а'риаЫгы (варианты
(варианты ответов) ответов) ответов)
Позитивной 83,5% - 15,5% - 91,2% - 26,3% - да; 11,9% - да;
заинтсреоо- вызывает отражают; нужны 32,5% - скорее 14,4% -
интерес 76,8%-отражают да, чем нет скорее да; 10,8% -
Отрицания 9,3% - не 6,2% - не отражают 3,6% - не нужны 14,4% - скорее нет, чем да; 11,9% - нет с2к8о,4р%ее-ннеетт;
Сомнения и, 2% - 1,5% - 5,2% - 14,9% - 34,5%-
затруднилис затруднилис затруднилис затруднились затрудняю сь
ь ответить ь ответить ь ответить ответить ответить
У государственных гражданских служащих проявляется достаточно высокие уровень заинтересованности (83,5%), степень доверия (91,8%) и оценка целесообразности проведения социологических исследований (91,2%). Однако оценка целесообразности привлечения социологов в деятельность государственной гражданской службы оказывается существенно ниже (58,8%). Значительно выше число тех, кто отрицает целесообразность привлечения социологов для повышения эффективности деятельности государственной гражданской службы (26,3%), в отличие от отрицающих целесообразность проведения опросов общественного мнения и других социологических исследований (3,6%).
Такой показатель как информированность о взаимодействии организации с профессиональными социологами свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, связанной с информированием государственных гражданских служащих о привлечении социологов и проведении социологических исследований по заказу органов власти. Следовательно, актуализируется проблема распространения социологической информации в органах государственного управления и поиске наиболее оптимальных каналов коммуникации социологов и представителей органов власти.
Таким образом, существенно преобладает в среде государственных гражданских служащих культура "позитивной заинтересованности". Однако государственные гражданские служащие недооценивают целесообразность привлечения социологов в деятельность органов государственной гражданской службы (рисунок 1).
Рисунок 1 - Модель поверхностного уровня социологической культуры государственных гражданских служащих.
1. Российская социологическая энциклопедия. Под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипо-ва. М., 1999.
2. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: "Добросвет" 2001.
3. Политический процесс: Основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов /Под ред. Мелешкиной Е.Ю. М: Издательский дом "ИНФРА-М", Издательство "Весь мир", 2001.
4. Социологические исследования в России: осведомленность и отношение населения. Аналитическая записка по результатам опросов общественного мнения. - Москва, 2005//http:// www.789.ru/new/projects/050315.pdf (14.12.2009)
5. Проказина Н. В. Феномен социологической культуры в современной России: Монография. Орел: Изд-во ОРАГС, 2010.
1. Russian sociological encyclopedia. Under общ. edition of the academician of the Russian Academy of Sciences G. V. Osipov. M, 1999.
2. V.A.Strategiya's poisons of sociological research. Description, explanation, understanding of social reality. M.: "Dobrosvet" 2001.
3. Political process: Main aspects and ways of the analysis: The collection of training materials / Under the editorship of Meleshkina E. Yu. М.: INFRA-M Publishing house, Ves mir Publishing house, 2001.
4. Sociological researches in Russia: awareness and population relation. An analytical note by results of polls. - Moscow, 2005//http://www.789.ru/new/ projects/050315.pdf (14.12.2009)
5. Prokazina N. V. A phenomenon of sociological culture in modern Russia: Monograph. Orel: Publishing house ОRAGS, 2010.
261