за звание «экспериментальной площадки», В ней не думают о воспитании личности, гражданина российского общества. Миф об особой культуре подростков, равноправной с культурой взрослых, приводит к тому, что когда авторитет родителей и учителя ослабевает, ребенок идет по пути наименьшего сопротивления. Школа предоставляет детям широкий простор для выбора инновационных курсов. Однако в сфере нравственности подросток еще не созрел для свободы выбора, на то он и ребенок, что находится под влиянием взрослых. Не имея в себе устойчивого стержня, который должно давать образование в виде нравственного воспитания, он находит то. что доступнее и сильнее действует на воображение и психику, подпадая под влияние сомнительных друзей, улицы, дельцов, торговцев наркотиками [3).
Таким образом, при создании превентивных мер для пресечения негативных явлений общества огромное значение имеет воздействие культуры на систему образования, и прежде всего - восстанов-
ление нравственного воспитания в существующей образовательной системе. Что дает сегодня образование? Должны ли будущие физики гордиться достижениями отечественных ученых, которые действительно внесли вклад в мировую науку, на основе работ которых строится наша экономика и промышленность? Что назвать патриотизмом? Если продолжать слепое подражание западному образцу демократии, без учета специфики русской действительности, то в результате осуществляется не свобода личности, а вседозволенность владеющих властью, не защита прав, а объединение криминальных структур по принципу: «ты - мне, я -тебе». Таким образом, в современных социальных условиях, когда образовательная активность захватывает почти все сферы жизни человека, распространяясь на свободное время и сферу досуга, чрезвычайно важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей ученика и социально значимых целей общества во взаимодействии культуры и образования.
Литература
1 Шривастава Н. / Пер. с англ. М„ 1998. 298 с.
2, Петрова Г,И. Русская традиция понимания человека как фактор возрождения российского образования // Обсазование в Сибири. 1994. № 1(0). С. 128-136.
3. Гладкий A.B. Современная педагогическая мифология // Цели образования и право на образование; Материалы семинаров / Под ред. A.B. Гладкого. М.: МИРОС, 1993. С. 8-9.
Е.А. Жукова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ
Томский государственный педагогический университет
Цель настоящей статьи заключается в том. чтобы показать роль социального института профессионального образования в формирующемся постиндустриальном обществе.
В связи с тем, что социальные явления необходимо рассматривать в их взаимообусловленности и историко-культурной динамике, развитие института профессионального образования можно изучать в контексте следующей периодизации: традиционное (аграрное, доиндустриадьное), индустриальное (.промышленное) и постиндустриальное (информационное) общество. В то же время становление института профессионального образования подлежит рассмотрению, с одной стороны, в связи с процессом институализации профессий и становлением социального института профессии, так как именно профессиональное образование изначально выступает в качестве института, обеспечивающего социальное воспроизводство профессиональной груп-
пы. а с другой - со становлением социального ин-стшута образования. Инстшл! профессиональной) образования имеет свою специфическую социально-культурную предысторию, свою логику развития, функции и цели, удовлетворяющие специфические общественные потребности.
В доиндустриальном обществе (Древность и Средние века) трудовое и профессиональное обучение происходило в основном в рамках семьи, рода, касты или цеха, а в масштабах всей системы (социального института) образования оно не воспроизводилось. Это связано с тем. что, как правило, за разными кастами, сословиями закреплялись определенные сферы трудовой деятельности и переход из одной в другую был практически невозможен. Профессиональное обучение было индивидуальным и ориентировалось на подражание: от отца к сыну, от мастера к подмастерью. Профессиональные знания были запрещены к массовой
з:
передаче, разглашение профессиональных тайн могло караться смертной казнью. Приобрести профессиональные умения и навыки можно было, только поступив в обучение к конкретному мастеру или накопив собственный опыт, но умение можно было только показать, так как в основном не было возможности передавать его в кодифицированной форме из-за почти полного отсутствия книг и справочных пособий по конкретным специальностям и высокого уровня неграмотности населения. Прогресс технологии был невелик по сравнению с современностью, поэтому окружающая ученика (подмастерья) среда полностью моделирована и будущую профессиональную деятельность, и образ жизни. Ученичество сливалось при этом с социализацией, При обучении у конкретного мастера, как правило, передавались только сведения о технологии специализированного труда и секреты мастерства, а повышения общеобразовательного уровня ученика не происходило. В то же время технические, экспериментальные приемы и опытная наука развивались за памками института образования и не входили в поед-,1,1 • ■■ • •>, 1' с; 'несгв} юши\ а
. 1.;», от ,)л, о- 11к>". .-■"'"■! ' > г ' ' - ' •• ' ..• I .,
Ь • ,40 >■ 1 1И „
_ - . ! ' . -.л» . ч .• . ,1ч . - ' >->: П.. ' гук- Ш. I . ,, .4
образования в форме университетского I ния. Университеты в Европе возникаю . а первоначально на базе специальных шк мер. в Салерно (Италия) университет основе медицинской школы ¡см.: 2, с. 77' 4 1. д -еитетское образование охватывало небо; элитарных профессий, требующих широ! > » » , . интеллектуальных знаний. Но и в то ере занятия требовали сочетания теоретически'» ■ •...««» и практических навыков (например, медицина, право, религиозная деятельность и др.). В Европе в Средние века высшее образование обычно было прерогативой привилегированных «высших» классов, и не в смысле приобретения практических знаний, а скорее в плане усиленного освоения ценностей и ориентации, присущих тем, кто в будущем в значительной своей части должны были отвечать за судьбы своих стран [см.: 10, с. 33]. С момента своего возникновения в университетском образовании совмещались две противоположные тенденции: «одна из них, главный импульс - нацеленность на получение и тиражирование фундаментальных знаний: другая - стремление получить практическую высококлассную профессиональную подготовку» [8. с. 20]. Но именно становление системы университетского профессионального образования выступило организационной основой связи профессии и образования [см.: 6» с. 25].
Таким образом, в традиционном обществе институт образования и институт профессионального образования существовали параллельно, причем последний функционировал в рамках института профессии. Включение профессионального образования в социальный институт образования началось в эпоху Возрождения, когда стач осуществляться переход к индустриальному обществу в наиболее развитых странах Европы, Это детерминировалось следующими факторами:
- Происходило общественное признание «низшего» (реального, опытного) знания, в том числе профессионального. Это связано с коренными сдвигами в социальной практике: быстрым экономическим ростом Европы, в частности ростом городов и их размерами, развитием денежного хозяйства. расширением торговли и мореплавания, что требовало большого количества квалифицирован *С'-ч'ци чс: ! • " • • инженерного дела,
!'■:>•• ¿и , , ■ ол 1. юрговли и т. д. . - х. • -...•! религиозная ре-
: ! • . „■. и и подучившая
: . . - . • т. . Х\'1-ХУШ вв.,
"ЯПОНИЯ к про-• а. х труду как
к со: оу: одному дез ;-*
,•• „ •• еские отно-
1 , ■ ■ , ^ I вные и родо-
• • ' • • ; . д.. :мчали форми-- - . . ■ • основанного
■■ ■ • , „.. збодном на-
ч ■ ) у „ _ ■ . _ ■ • • с н„ стало ото-1 !. • ^ : - • . .е^ии и стаио-
; • 3 I - • . ■ "»к позволяло I..- з,01 о; \ ный статус
.-г"" . . - г 1 становились все более • .ч , • ;.гбовало не только дли-ед , .-и ---.д :>" -0ДИЧИЯ широкого круга
1 ,,) л ■ сочетания теоретиче-
ск. х д ап- • >." . • ^к-д. навыков, т. е. требова-«осв омИ'-с '¡с ' -б1 аздьного компонента в ирофесси . ' < 1 ' вку. Появилась необходимость 1 • ч-,, м образовании наряду с системой ученичества.
- Открытие и распространение книгопечатания в XV в. позволило отделить передачу социального опыта, в том числе обучение профессии, от конкретного исполнителя-профессионала и представить его в кодифицированном виде, доступном для массовой передачи.
- Обучение стало осуществляться педагогом-профессионалом иди посредством грамотности [см.: 2, с. 104; 7, с, 137-138].
- Постепенно стада складываться система специализированных профессиональных заведений различного уровня. Внешне это проявлялось в создании реальных школ, училищ, возникновении
различных производственных, фабричных и высших профессиональных школ и т. п., обучающих практическим ремеслам.
- Становление науки в качестве общественного института послужило предпосылкой появления массовой универсальной и специальной школы для различных форм обучения (как для низших, так и для высших), так как способствовало созданию неких канонов системы научных знаний, концепций, фактов, ритуальных действий, составивших уже учебную дисциплину. Благодаря этому предполагалось, что именно эти вычлененные из практики элементы отдельных отраслей производства, науки, культуры, политики и так далее составляют основы профессий, универсальны в постижении наук, формировании гражданских позиций, и именно они являются прообразами будущей деятельности и средством развития ученика [см.: 9, с, 43].
Таким образом, профессиональное образование было включено в институт образования, и со временем в рамках института образования выделились институты общего и профессионального образования. Современный институт профессионального образования окончательно сформировался в конце XIX - начале XX вв. Социальный институт профессионального образования в настоящее время -это специфический институт общества, способствующий воспроизводству, функционированию, развитию и взаимодействию образовательных общностей в процессе профессионального обучения в единстве с общеобразовательным компонентом на основе соответствующих норм, правил, стандартов и образцов поведения [см.: 6, с. 25]. Данный институт удовлетворяет устойчивые жиз-ненноважные потребности общества'и личности в специальном образовании. Это связано с постоянным углублением общественного разделения труда, дальнейшей специализацией и усложнением трудовых функций, достаточно быстрым обновлением и изменением содержания труда.
В процессе институализации были сформированы специфические общности педагогов-профессионалов, осуществляющих профессиональную подготовку, и людей, заинтересованных в ее получении. В настоящее время передача социального опыта, связанного с профессиональной сферой деятельности, осуществляется опосредованно, не одним человеком, а целой группой лиц. Причем их действия должны быть согласованы в соответствии с существующими стандартами профессиональной подготовки. Внутри педагогического сообщества, занимающегося профессиональной подготовкой, произошла специализация и дифференциация трудовых функций, в результате которой каждый из субъектов преподавания оказывается компетентным только в узкой области. Сложилась система традиций, норм, стандартов и санкций, регулирующих поведение и деятельность индивидов как в
рамках института профессионального образования, так и вне его. Получили оформление и распределение социальные роли и статусы внутри социального института профессионального образования. Выделились специализированные учреждения различного типа и уровня, придающие профессиональному образованию организованный характер. В большинстве развитых стран сформирована система профессионального образования.
Если для института профессионального образования в традиционном обществе характерна закрытость и аскриптивность, постоянство каналов рек-рутации, определяющихся социальным и классовым положением человека, то для современного института профессионального образования характерна широкая взаимосвязь с другими социальными институтами, демократичность, открытость, доступность для любых социальных сдоев и страт, универсальность. Внутри института профессионального образования активно происходят процессы дифференциации и интеграции.
Отметим, что выделение профессионального образования как социального института из профессионального обучения, получаемого человеком в семье, быту, личной деятельности и так далее начинается тогда, когда передаваемый опыт приобретает социальную значимость. Как институт, от случайных социальных связей профессиональное образование отличается следующими чертами: постоянством глубоких взаимодействий между участниками процесса обучения; четким определением функций, прав и обязанностей, обеспечивающих высокую степень срабатываемости и согласованности педагогических воздействий; наличием регламентации и контроля за этим взаимодействием; наличием специально подготовленных людей; профессионализацией их функций, которая подразумевает прежде всего концентрацию ими своих усилий в первую очередь на этой деятельности.
Выделяют три основные подсистемы института профессионального образования [см.: 6, с. 26-27]:
~ предпрофессиональное;
- профессиональное;
- послепрофессиональное.
Содержание и направленность первой подсистемы института профессионального образования заключается в выявлении индивидуальных способностей и формировании профессиональных и профессионал ь-но-образовательиых предпочтений личности. Эта деятельность осуществляется в различных учреждениях и организациях, в частности в нашей стране -это учебно-производственные комбинаты, центры профориентации, подростковые клубы и др.
Во второй подсистеме выделяются три уровня: начального, среднего и вьющего профессионального образования.
Третья подсистема - посдепрофессиональное образование, целью которой является регудирова-
ние взаимодействий в сфере смены профессий, повышение уровня профессионального мастерства и квалификации. «Специфической же особенностью послепрофессионального образования является то, что оно служит своеобразным каналом связи между разными формами института профессионального образования, оперативно реагирует на требования рынка профессионального труда и института профессии, а также выполняет компенсаторную функцию- в случаях сбоев в функционировании как института, так и системы профессионального образования» [б, с. 27].
Соглашаясь в целом с подобным делением подсистем института профессионального образования, необходимо отметить следующее: 1) с нашей точки зрения, первая подсистема института профессионального образования - предпрофессиональное образование - в настоящее время имеет тенденцию к выделению в отдельный социальный институт -институт профессиональной ориентации; 2) во второй подсистеме института профессионального образования необходимо выделить еще один уровень
- послевысшее образование, включающее подготовку к получению ученой степени (в нашей стране
- это аспирантура, докторантура и институт соискательства); 2) думается, не вполне корректно название третьей подсистемы «посдепрофессиональное образование». Более уместно использовать название «дополнительное профессиональное образование», так как в данном случае более четко акцентирована его компенсаторная функция и то. что образование в наше время (профессиональное в том числе) является непрерывным, тогда как «посдепрофессиональное образование» делает акцент на завершенности процесса профессионального образования.
Необходимо особо выделить еще один важный момент: классическая система образования, в том числе и профессионального, сформировавшаяся в рамках традиционного и индустриального обществ, была ориентирована на одноразовое прохождение образовательного института, когда обучающийся двигался линейно по ее ступеням от низших к высшим. В настоящее время человечество переживает научно-техническую и информационную революции, а наиболее развитые общества переходят к постиндустриальной стадии развития. Сегодня индивид в течение своей жизни вынужден постоянно возвращаться к различным ступеням (подсистемам) профессионального образования, образование реально становиться непрерывным и охватывает практически весь период человеческой жизни.
Появление реального рынка профессионального труда, большого количества работников, возможностей территориальной и профессиональной миграции и выбора места работы создало проблему совмещения человека и профессии. Индустриальный этап развития общества, сопровождающийся интенсивной индустриализацией и урбанизацией хозяйственной жизни, появлением массовых рабо-
чих профессий, поставил проблему «социализации» занятости. Занятость превратилась из преимущественно частной (индивидуальной, семейной, корпоративной) проблемы в преимущественно общественную. Также выявилась проблема излишков рабочей силы и безработицы как феномена социальной жизни. Особенно это становится важным в конце XIX в. и на рубеже Х1Х-ХХ вв. Эти проблемы обострялись на протяжении XX в. в связи с бурным развитием новых технологий, высвобождающим значительное количество рабочей силы, а также появлением большого количества новых профессий, отмиранием старых и изменением содержания имеющихся профессий. Возникающие профессии требовали большей квалификации и лучшей подготовки, но при этом лучше оплачивались и являлись более престижными.
В результате перед обществом остро встала задача перераспределения трудовых ресурсов, а перед профессиональным образованием - не только подготовки для потребностей экономики необходимого количества работников, но и переобучения тех работников, квалификация и профессиональная принадлежность которых не соответствовали потребностям экономики. В развитых странах экономическая функция института профессионального образования, заключающаяся в подготовке кадров различного уровня, профиля и квалификации в необходимых для экономики пропорциях, выдвинулась в настоящее время на первый план. В этих странах система образования, в том числе профессионального, обеспечивает сегодня баланс на рынке труда, регулируя профессионально-квалификационную структуру общества,
В современном мире, особенно в формирующихся постиндустриальных обществах, не только значительно выросли требования к квалификации совокупного работника, но и все больше внимания уделяется тому, какое образование и в каком учреждении получил конкретный специалист, так как имеющееся образование позволяет приписать человеку целый комплекс социально-статусных и культурных характеристик, т. е, определить его позицию в ранжированной стратификационной иерархии. Именно интеллектуальные способности человека и качество его образования в значительной мере определяют в постиндустриальном обществе уровень его доходов и социальный статус [см.: 4], Образование, с одной стороны, традиционно способствует социализации индивида или, другими словами, освоению им требуемых социальных ролей, с другой - в индустриальном и постиндустриальном обществах оно позволяет индивиду не только осваивать новый социальный опыт, но и расширяет возможности самому по своему желанию изменять свой жизненный сценарий и социальный статус. Тогда как в традиционных обществах у человека практически не было возможности изменять социальный статус, полученный от рождения.
Совершенно новым явлением в XX в. стало формирование рынка образовательных услуг, на котором услуги профессионального образования являются приоритетными. Вложения в человеческий капитан, в образование стали выгодным и престижным способом вложения средств. У современного работника есть реальная возможность выбора не только профессии и места работы, но и образовательного учреждения, где бы он мог получить требуемую профессиональную подготовку. С нашей точки зрения, главным критерием оценки результативности профессионального образования должно быть устройство на работу. Замена трудоустройства как цели профессионального образования получением трудовых навыков уменьшает ответственность профессионального образования.
По своей! природе образование ориентировано на выполнение социальных функций. Одна из основных задач института профессионального образования - подготовка человека к выполнению специфических социальных ролей и в первую очередь в институте профессии. Институты профессии и профессионального образования в настоящее время являются достаточно зрелыми формальными институтами. В современном обществе они принадлежат к числу ведущих институтов. Сегодня в институте профессии, с нашей точки зрения, человек выполняет как минимум следующие основные социальные роли:
Г) свободного профессионала, подотчетного только сообществу свободных профессионалов;
2) наемного работника, подотчетного требованиям нанимателя к качеству рабочей силы:
3) должностного лица, выполняющего определенные служебные обязанности.
Наличие всех данных социальных ролей необходимо учитывать при разработке типовых программ профессионального образования и моделей специалистов. По отметим особо, что традиционно система профессионального образования была ориентирована на подготовку человека к работе по выбранному профессиональному направлению в качестве наемного работника, что значительно ограничивало возможности самодеятельности человека. Вместе с тем современный мир экономики дает возможность человеку выбрать различные сферы занятости (предпринимательство, наемная работа, самозанятость и др.). Недостаток подготовки в данной области затрудняет человеку вхождение в мир профессионального труда и освоение требуемых со ц и ал ь н о-11 рофе с с и о н ал ь н ы х ролей.
Следует учитывать, что в постиндустриальных обществах происходит активное перетекание работников из промышленного производства в сферы услуг и информации, В этих секторах экономики трудовой процесс все менее связывается с нахождением в пределах, организации или фирмы, производственная деятельность все более распространя-
ется за их пределы. Возникает все больше рабочих мест на дому (home-based). Новые технологии создают предпосылки для организации производства, основанного на семье либо иной небольшой группе людей. Появляется все больше степеней свободы работников в принятии решений и повышается мера их автономности. У человека в постиндустриальном обществе появляется также больше возможностей превращать свой труд в творчество. При этом если труд понимать как деятельность, обусловленную необходимостью преодоления человеком зависимости от природных факторов, мотивированной утилитарными потребностями и потому несвободной!, то творчество порождается стремлением человека к максимальному развитию собственной личности, мотивировано, как правило, нематериальными стимулами н воплощает в себе новую степень свободы индивида. Творческая личность по природе своей оказывается гораздо более самодостаточной, нежели личность трудящегося, и именно творчество как тип общественно значимой деятельности объединяет формирующийся в данном обществе «класс интеллектуалов» [см.: 4]. Таким образом, профессиональное образование должно теперь формировать у личности способности к творческой деятельности, причем творческий подход должен формироваться не только к производству продуктов профессиональной деятельности, но и к орг анизации самого процесса производства.
Средний уровень жизни населения в развитых странах в XX в. стал ощутимо выше. В связи с этим наблюдается сдвиг от приоритета максимизации материального потребления к обеспечению более-высокого «качества жизни». Таким образом, материальная мотивация хотя и не устраняется, но не является более преобладающей. Формирование новой мотиеационной системы - это неотъемлемый и очень важный элемент процесса становления постиндустриального общества. Сегодня одним из самых распространенных приоритетов при выборе п рофес с и о н ат I ь и о й лея тел ь н ости я вл я етс я у до в.. i е -творенность трудом. Отмечается значительная тяга к духовным ценностям. Даже перспективы быстрого профессионального роста, столь ценившиеся в 80-е гг., для многих теряют былую привлекательность, если ради них нужно пожертвовать досугом, сократить время, уделяемое семье, отказаться от привычных увлечений. Человек оказывается устремленным главным образом к тому, чтобы «расти над собой»: мотивы самосовершенствования, оi несенные А. Маслоу к высшему типу ценностей, начинают доминировать над всеми прочими [см.: 4]. Все чаще перед современным человеком возникает необходимость выбора между безопасностью и свободой, справедливостью и ответственностью. Это предъявляет новые требования к системе профессионального образования. Она должна не только обеспечивать в дальнейшем трудоустройство и
работу по специальности, но и помогать личности как самореализоваться в труде, профессии, так и самоопределяться в социуме и культуре.
В традиционном обществе усвоение профессиональной культуры человеком, входящим в профессиональное сообщество, происходило в основном в рамках института подмастерья в процессе обучения у конкретного мастера. Нормы и правила профессионального поведения были преимущественно неформальными. Как мы уже отмечали, из-за того, что окружающая ученика среда полностью моделировала как будущую профессиональную деятельность, так и образ жизни, ученичество сливалось с социализацией. В современном институте профессионального образования происходит усвоение по большей части формальных правил и норм поведения, которые передаются ученику чаще всего педагогом или посредством учебных пособий. В результате профессионально-воспитательная функция института профессионального образования хотя и не исключается полностью, но з н ач ител ьно ослабл яется.
Принципиально новым явлением, появившемся только в конце 80-х гг. XX в. в ряде развитых стран, в частности в CUJA, стало то, что «как в середине 70-х гг. американцы, имеющие лишь среднее образование, фактически утратили возможность повышать свое благосостояние, через полтора десятка-лет с этой проблемой столкнулись выпускники колледжей и университетов. Так же, как тогда выпускники колледжа стали обычной, массовой рабочей силой, фоном для владельцев дипломов о высшем образовании, так теперь они сами оказываются «средними работниками» по отношению к тем, кто имеет ученые степени, звания, кто получил хорошую послевузовскую подготовку или проявил себя в высокотехнологичных компаниях. Показательно, что за последние 15 лет работники со степенью бакалавра увеличили свои доходы на 30 %, а обладатели докторской степени - почти вдвое» [4]. Это связано с тем, что в постиндустриальном обществе наука становится одной из главных производительных сил, производство высокотехнологичным и информационноемким. В этом обществе «класс интеллектуалов» начинает занимать ведущие позиции в социальной иерархии, сосредотачивая в своих руках власть и собственность на средства производства. Социологические исследования показывают не только то, что большинство существующих в наше время в Соединенных Штатах классовых различий объясняется главным образом разницей в полученном образовании, но и то, что новый «класс интеллектуалов» de facto стад доминирующей группой современного общества [см.: 4], Это подтверждают следующие цифры: «в 1900 г. более половины высших должностных лиц крупных компаний были выходцами из весьма состоятельных семей; к 1950 г. их доля сократилась
до трети, а в 1976-м составила всего 5,5 %; в то же время более 95 % менеджеров имеют сегодня высшее образование, а около двух третей - ученые степени. По мере того как информационные технологии открывают перед людьми все более широкие возможности для создания собственного бизнеса без значительных начальных капиталовложений, перераспределение национального богатства в сторону интеллектуального класса активизируется. Из нынешних американских миллионеров 80 % не приумножили доставшиеся им по наследству активы, а сами заработали свое состояние» [4].
В настоящее время «класс интеллектуалов» является наиболее состоятельным слоем в формирующихся постиндустриальных обществах и способен к собственному устойчивому воспроизводству: «лишь менее одной пятнадцатой доли лиц, составляющих в настоящее время 1 % наиболее богатых американцев, получают свои доходы в качестве прибыли на вложенный капитал. Более половины представителей нового доминирующего класса работают на административных постах в крупных компаниях или являются их консультантами, почти треть практикует в качестве юристов и врачей, а остальные 10%, включая профессоров и преподавателей, представляют творческие профессии» [4]. Думается, что удельный вес и значение послевыс-шего образования в пости нду стр и ал ьн о м обществе в дальнейшем будет постоянно возрастать, хотя «ввиду того, что основными признаками представителей «класса интеллектуалов» служат качество их образования и наличие творческих способностей, недостижимые на тот или иной момент для большинства граждан, составляющих совокупную рабочую силу, границы этого класса никогда не смогут (выделено мной. - Ж.Е.) расшириться до масштабов общества в целом» [4].
Следует отметить также, что развитие любого социального института, в том числе института профессионального образования, определяется социальными факторами, в ряду которых одним из определяющих является государственная образовательная политика [см.: 1, с. 3], Участие государства в управлении профессиональным образованием в современных обществах, в отличие от традиционных, очень значительна, что находит свое отражение в законодательстве развитых капиталистических стран. В современном мире проблема приведения содержания и форм профессионального образования в соответствие с новыми требованиями к квалификации и социально-психологическим качествам работника, предъявляемыми к нему миром труда будущего, приобретает общенациональное значение. Например, в США в систему образования внедряется целый ряд инициатив (программ), создающих дополнительные возможности для получения профессиональной подготовки, особенно для неблагополучной части молодежи, и способствую-
щих продвижению молодежи на рынке труда [см.: 5, с. 46-48].
Отмечается также противоречивая тенденция. С одной стороны, в наши дни узкоспециализированное образование уже не в состоянии обеспечить нужное качество подготовки кадров. Сложность современного времени в том, что человек вынужден постоянно вращаться в огромном потоке различной информации. Институт профессионального образования должен обеспечивать формирование специалиста, обладающего высокой общекультурной и широкой политехнической подготовкой, а также такой профессиональной компетенцией, которая позволяла бы ему овладеть техникой приобретения знаний и информации, а не только усваивать методы социальной предметной практики. С другой стороны, «сегодня знания в силу необходимости стали глубоко специализированными. «Раньше не употребляли такое понятие, как «человек, обладающий знаниями». Говорили: «образованный, ученый человек». Образованные люди -это люди широкой эрудиции. Они обладали достаточными знаниями, чтобы вести разговор или писать на самые разнообразные темы, но они не могли заниматься практической деятельностью в какой-либо конкретной области... Знание сегодня -это информация, имеющая практическую ценность, служащая для получения конкретных результатов. Причем результаты проявляются вне человека - в обществе, экономике или в развили и самого знания... Для получения сколько-нибудь значимых результатов в любой области требуются знания высокоспециализированные» [3]. Другими словами. требуются высококвалифицированные специалисты в узкой области.
На протяжении последних двух десятилетий почти во всех развитых капиталистических странах были проведены реформы под девизом «Образование для XXI века», охватившие практически все уровни образовательной подготовки населения, в том числе и профессиональное образование. В основном реформы проходят по пяти направлениям [см.: 5, с. 11-12]: перестройка структуры образова-
ния, превращение его в диверсифицированное (универсальное) и многоступенчатое; изменения в учебном процессе (содержании образования, формах и методах обучения); ориентация образования на перспективный рынок труда; формирование у молодежи базовых навыков, обеспечивающих успех на рынке труда и в повседневной жизни, ориентация ее на непрерывное образование в течение всей жизни; создание системы повышения квалификации и переподготовки кадров как составного элемента системы образования.
Резюмируя вышеизложенное, можно выделить следующие основные функции социального института профессионального образования в постиндустриальном обществе:
1) экономическая - подготовка кадров различного уровня, профиля и квалификации в необходимых для экономики пропорциях;
2) стратификационная - формирование и воспроизводство социальной структуры современного общества;
3) профессионально-социализирующая - организация вхождения индивидов в мир профессионального труда и их профессионализация, подготовка человека к выполнению специфических социально-профессиональных ролей и формирование в соответствии с социальным заказом определенного социального типа работника, являющегося субъектом деятельности и поведения;
4) статусно-ролевой мобильности - перераспределение индивидов по социальным статусам и ролям;
5) инновационно-развивающая - развитие творческих способностей личности и создание условий для ее самореализации.
Итак, роль института профессионального образования в современном обществе значительна и постоянно возрастает. Данная тенденция будет иметь место и в будущем, когда все большее количество стран будет вступать на постиндустриальный путь развития. В данной статье мы отразили лишь отдельные аспекты данного явления, требующего более глубокого изучения и осмысления в рамках общественных наук.
Литература
1. Гаврилюк В.В. Становление и функционирование института образования: региональные аспекты: Автореф. дис. ... д-ра соц. наук. Тюмень, 1998. 38 с.
2. Дмитрием» В.А., Люрья H.A. Образование как социальный институт (тенденции и перспективы развития). Красноярск: Изд-во Крас-нояр. ун-та, 1989.184 с.
3. -:Драхер П. Постэкономическое общество II http://scd.centro.ru/drucker.htm.
4. Иноземцев В.Л. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности II http:AVivovcxxi.rms.ru/vv/papers/e(xe/etriffi/1nozem.htm.
5. Копытов А .Д., Федотова Е.Е. Образование для карьеры, Современный американский опыт, Томск: Изд-во Том, ун-та, 1998,148 с,
6. Кораблева Г,Б. Теоретико-социологический анализ взаимосвязи профессии и образования: Автореф. дис.... д-ра соц. наук. Екатеринбург, 1999.39 с.
7. Люрья H.A. Образование как феномен культуры и фактор развития личности: Дис.... д-ра. фипос, наук. Тоет: Том. гос. пед, ун-т, 199?. 313 с.
8. Ляхович E.G., Ревушкин A.C. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд-во Том, ун-та, 1998. 580 с,
9. Нечаев В.Я. Социология образования. Мт Изд-во МГУ, 1992. 200 с,
10. Парсонс Т., Сторер Н. Научная дисциплина и дифференциация науки II Научная деятельность: Структура и институты / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1980. С. 25-55.