Структура занятий свободного времени выражает приоритетность выполняемых свободным временем функций. Анализ эмпирической информации свидетельствует, что в российском обществе на сегодняшний день свободное время перестает быть духовным богатством, генератором творческого потенциала. На первое место выходит восстанавливающая роль досуга.
Все это свидетельствует о сдвигах, происходящих в структуре традиционного российского досуга. Если раньше важнейшим индикатором благополучия в этой сфере служили возможности позволить себе платные развлечения, рекреацию, социальную активность вне дома (что напрямую влияло на степень удовлетворенности досугом в целом), то теперь уже новые технологии и развитие телекоммуникационных сетей в глобальном масштабе оказывают влияние на образ и стиль жизни массовых социальных групп.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 100-101.
2. Брик Л.В. Анализ эффективности воздействия СМИ на формирование социально-позитивных ориентаций молодежи // Вестник МГТУ. 2008. № 1. Т. 11. С. 175-178.
3. Вебер А.Б., Галкин А.А., Красин Ю.А. Глобализация и политические процессы в России // Ежегодник. Вып. 7 / отв. ред. М.К. Горшков. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С. 243-428.
4. Давыдова Н.М. Специфика досуга среднего класса // Средний класс в современной России / отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е.Тихонова. М.: Ин-т социологии РАН, 2008. С. 90-100.
5. Дроздов А.Ю. Агрессивное телевидение: социально-психологический анализ феномена // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 62-64.
6. Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение и общество в России 2000-х годов // Социологические исследования. 2009. № 7. С. 61-77.
7. Культурно-досуговая сфера Москвы в оценках населения. М.: Юристъ. 2006. С. 11.
8. Митина И.В. Глобализация и геокультура: к постановке вопроса // История и современность. 2007. № 1. С. 123-137.
9. Понукалина О.В. Досуг в обществе массового потребления: концептуальные рамки исследования // Известия Саратовского университета. 2009. Сер. Социология. Политология. Вып. 1. Т. 9. С. 23-27.
10. Шмерлина И.А. Свободное время - навязанное пространство жизни? // Социальная реальность. 2007. № 9. С. 5-31 с.
11. Яковлев В. Социальное время. Ростов н/Д., 1980. 28 с.
А.О. Епанчинцев
ТИПЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
Прежде чем раскрыть основные типы воспроизводства образовательного потенциала, необходимо обозначить рассмотренные ранее особенности воспроизводственных процессов в современном обществе. Необходимо отметить специфику современного воспроизводства, которое в условиях экономических трансформаций не может основываться на простом сохранении существующих признаков и форм, а неизменно связано с качественными изменениями всех сторон социально-экономической жизни и предполагает постоянную смену состояний и многообразие субъектов и источников изменений. В этой ситуации все сложнее становится вести речь о контролируемом, прогнозируемом или рациональном характере воспроизводственных процессов, приращении и накоплении экономических и интеллектуальных ресурсов. Все это создает значительные сложности на пути регулирования воспроизводства рабочей силы и ее образовательных ресурсов на макроуровне.
В этих условиях воспроизводство образовательного потенциала должно обеспечивать как преемственность существующих форм знаний и умений, так и адаптивность субъектов к новым формам социально-экономической жизни. Образование на макроуровне должно предполагать определенный уровень защищенности субъектов в постоянных стрессовых ситуациях и тем самым поддерживать социальную стабильность в обществе. Именно образованию отводится функция опережающего реагирования на трансформации и в определенном смысле осуществления этих
трансформаций посредством научно-исследовательской деятельности как одного из его ведущих компонентов. Следует также учитывать, что при анализе и прогнозировании процессов воспроизводства необходим анализ не только экономических и социоструктурных аспектов, но и социокультурных параметров, ценностных оснований поведения индивидов и коллективов, обусловленных их статусом в социальной системе и особенностями исторического развития общности.
Важнейшей чертой современного социально-экономического процесса является изменение характера труда и его производственных функций, отраженное в ряде экономико-социологических концепций современности. В них фиксируется усложнение процессов расчета стоимости затрат на воспроизводство рабочей силы и ценности образования как производственного ресурса. Одной из распространенных характеристик трудового процесса в рамках постфордистских теорий стала модель «гибкости», характеризующая различные аспекты экономической жизни в информационном обществе: производство, потребление и качество рабочей силы: «Постфордистские рабочие не связаны строгим профессиональным разделением и вовсе не считают, что, однажды обучившись какому-то делу, они будут заниматься им всю жизнь. В отличие от эры разграничительных споров, когда «став слесарем, останешься слесарем навсегда», теперь главным качеством считается адаптивность, а нормой - разнообразие трудовых навыков и умений [4]. Исходя из этого, на микроуровне образование должно обеспечивать индивиду максимум возможностей не только для реализации себя как профессионала в определенной сфере, но и для адаптации к постоянным изменениям, представлять собой гибкую модель непрерывного обучения и постоянного расширения возможностей в соответствии с меняющимися требованиями и личностными ориентациями.
В качестве субъектов воспроизводства и одновременно носителей образовательного потенциала целесообразно рассмотреть три основных типа субъектов:
1) общество, социальная система в целом;
2) социально-профессиональная группа;
3) индивид, личность.
Каждый из этих субъектов оперирует образовательными ресурсами в соответствии с системными, социально-групповыми и индивидуальными целями. Следует отметить, что такая концепция предполагает диффузное распределение ответственности за воспроизводственные процессы между различными субъектами, обладающими образовательным потенциалом и реализующими его в своей деятельности: обществом в целом, заинтересованными группами и индивидом. В условиях рыночных отношений и демократии происходят процессы децентрализации социальных ресурсов, в том числе образовательных, вследствие чего и контроль за их производством и распределением также рассредоточивается между различными субъектами. Базовым механизмом достижения экономической эффективности является согласованность действий этих субъектов, каждый из которых преследует собственные цели и прямо или косвенно воспроизводит те характеристики, которые необходимы для их достижения.
Образовательный потенциал может быть представлен в трех основных формах: образовательных условий, т.е. факторов, обусловливающих эффективное выполнение образованием своих функций и обеспечивающих достижение образовательных целей субъектом; образовательных ресурсов, т.е. возможностей посредством получения образования занять определенное место в социальной иерархии; образовательных достижений, т.е. результатов активности субъекта по усовершенствованию образовательного потенциала и расширению собственных возможностей его использования в социально-экономической системе, на рынке труда и в других сферах. Все эти формы взаимозависимы и предполагают друг друга: реализация образовательного потенциала индивида (например, трудоустройство по приобретенной специальности) возможна при определенных условиях, созданных как внутри системы образования (например, необходимое качество подготовки, обеспечивающее конкурентоспособность и востребованность специалиста работодателем), так и вне его, но непосредственно с ним взаимосвязанных (наличие необходимых рабочих мест, социально-экономическая ситуация в целом).
Этот анализ поможет выявить проблемы несогласованности различных процессов воспроизводства в силу многообразия субъектов, заинтересованных в достижении образовательных и экономических целей [2].
Системный тип. Системный тип социального воспроизводства направлен на достижение стабильности и целостности общества, а в случае с экономической подсистемой - на ее эффективное функционирование, выраженное в повышении национального богатства и расширении сферы социально-экономических связей и влияния. В современном обществе успешность и эффективность развития в первую очередь зависит от экономики, основанной на знаниях. Интеллектуальная деятельность, профессиональные знания становятся факторами не только создания добавленной стоимости и получения прибыли, но и конкурентоспособности, экономического развития субъектов всех уровней, начиная от страны и заканчивая конкретным работником. В связи с этим во всем мире происходит модернизация национальных систем образования, в основу которой закладывается идея приближения к потребностям экономического развития и мировым информационно -технологическим процессам. Поэтому воспроизводство образовательного потенциала является не просто приспособлением образования к потребностям экономики, но и созданием возможностей для опережающего воздействия образовательной системы на инновационные процессы в производстве. Изменениям подвергаются не только образовательные системы, но и все остальные сферы общества, осуществляется комплексная модернизационная политика по созданию необходимых социальных, экономических и политических условий для реализации человеческого потенциала. В подобной ситуации обеспечение согласованности действий субъектов и каналов воспроизводства образовательного потенциала становится делом практически невыполнимым. Вместе с тем образование во всех развитых обществах является механизмом государственной политики, обеспечивающей регулирование подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями социально-экономического развития. Несмотря на глобализационные процессы, которые оказывают существенное воздействие на изменение требований к подготовке специалистов, национальные государства обеспечивают эту взаимосвязь с учетом особенностей национальной экономики, культуры и мировыми экономическими процессами. Поэтому государству как основному субъекту, заинтересованному в стабильности системы, отводится в этом типе воспроизводства решающая роль. Образовательный потенциал как показатель эффективности образования в современном обществе оценивается, в первую очередь, степенью и характером включенности образования в социально-экономические процессы, определяя, насколько количественный и качественный состав подготавливаемых специалистов соответствует потребностям экономики и способствует развитию человеческого потенциала. Поэтому не целесообразно оценивать эффективность профессионального образования лишь по количеству образовательных учреждений или численности студентов. Главным критерием оценки образовательного потенциала общества (в аспекте профессиональной подготовки) является способность системы образования удовлетворять потребности экономики в квалифицированных работниках, ориентация профессионального обучения на структуру и содержание современной экономики, требования работодателя как основного социального заказчика.
Как указывают исследователи, формирование экономического механизма регулирования деятельности профессиональных учебных заведений предполагает решение двух стратегически важных проблем [6]: каковы должны быть объем и структура подготовки квалифицированных рабочих и специалистов; как решить проблему трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений.
Анализ воспроизводства образовательного потенциала предполагает определение количественных и качественных параметров, характеризующих ресурсы системы профессионального образования для удовлетворения потребностей экономики и качественной подготовки специалистов. Для этого целесообразно использовать подход, основанный на взаимодействии образования и окружающей ее внешней среды. Эта модель была предложена Дж. Баллантайн, а в качестве методологической основы для ее построения выступает системная концепция Д. Истона, выделяющего следующие особенности социальных систем:
1. Система представляет собой систему взаимодействий (поведенческую систему), т.е. разновидность социальной системы. Отсюда следует, что методология Истона может быть применена для анализа не только политической, но и любой разновидности социальных систем (например, экономической культурной, системы образования и т.д.).
2. Система характеризуется наличием внешней среды, причем следует учитывать сложность и многообразие форм окружения - физического, биологического, социального и психологического. Внешняя среда непрерывно воздействует на систему, вызывая в ней определенные реакции.
3. Система является открытой системой, поскольку она постоянно открыта влиянию внешних воздействий.
4. Система является адаптивной, поскольку обладают способностью приспосабливаться к изменениям окружающей среды и вследствие этого выживать.
Образовательная система является одной из разновидностей социальных систем, поскольку удовлетворяет всем вышеназванным признакам. Образование является динамичной системой, в которой осуществляются самые различные процессы - управленческие решения, коммуникации между различными социальными субъектами, социализация и т.д.
Эффективность воспроизводства образовательного потенциала зависит от того, насколько гибко система профессионального образования будет реагировать на параметры внешней среды, которые не всегда согласуются между собой в условиях рыночной экономики. Обеспечению этого согласования должна способствовать государственная образовательная политика, регулирующая при помощи законодательной системы как отношения внутри системы, так и ее взаимодействие с внешней средой. При этом особенно важным механизмом воспроизводства образовательного потенциала, поддающимся регулированию на системном уровне, является обеспечение социальной защищенности личности и аспектов социальной справедливости в рамках системы образования.
Существует множество подходов и критериев выделения социально-профессиональных групп. Так, Э. Райт выдвигает два основных критерия их классификации: их отношение к власти, влиянию внутри производственного процесса, обладание умениями и квалификацией [3]. Профессиональная подготовка во всех моделях стратификации выступает основным фактором, обусловливающим характер труда, степень ответственности за его результаты, объемы доходов и властных полномочий. Следует отметить возрастающее влияние самих профессиональных групп на содержание и формы профессиональной подготовки. В условиях рыночных отношений государство контролирует лишь часть образовательных ресурсов, экономические институты и профессиональные сообщества предъявляют свои требования к подготовке специалистов. Содержательное наполнение учебных планов и стандартов, их изменения, обусловленные спецификой определенного вида профессиональной деятельности и меняющимися требованиями к ее осуществлению формируются прежде всего в системе профессиональных сообществ, которые во всех развитых странах определяют содержание подготовки кадров различного уровня. Привлечение к формированию программ подготовки и оценке ее качества представителей профессиональных союзов, ассоциаций, создание неправительственных общественных организаций, включающих экспертов из различных отраслей экономики, является нормой для организации систем профессионального обучения и подготовки кадров во многих странах Европы и Америки, делая ее наиболее адаптивной к нуждам конкретной отрасли, к потребностям отдельного предприятия. Например, в Англии функционирует сеть отраслевых советов по развитию профессиональных умений (88С). Работодатели активно работают в этих советах (по профилю), разрабатывая стратегию развития профильных образовательных структур, описывая и формализуя в рамках оценочных процедур требования рабочих мест к квалификации их выпускников, участвуя в сертификации их квалификаций при выпуске из учебного заведения [5]. Степень и характер усвоения индивидом или коллективом профессиональных ценностей проявляется в категории «профессиональная идентичность». Профессиональную идентичность можно определить как представления индивида о себе как о члене определенной профессиональной группы или отдельной профессии. Интерес к профессиональной идентичности в научной литературе возник начиная со второй половины XX в., в связи с развитием социологии и психологии профессий. В основе профессионального становления индивида ле-
жат процессы идентификации. Как отмечают исследователи, больший или меньший статус профессиональной идентичности в значительной степени зависит от той объективной роли института профессии, которую он играет в данном обществе, и в которой ценность профессии фигурирует в общественном сознании [1].
«Альтруистическая» составляющая профессионального комплекса была подчеркнута Т. Парсонсом в работе «Замечания об образовании и профессиях». Парсонс замечает, что далеко не все индивиды и социальные группы включены в свободный рынок и стремятся удовлетворять свои эгоистические интересы. Профессиональный человек не мыслит себя как индивид, занятый извлечением частной прибыли, он озабочен осуществлением профессиональной деятельности (оказание услуг, изготовление продукта, научной деятельностью и т.д.). Он выделяет три критерия профессиональной роли, выступающие одновременно показателями качества профессиональной подготовки.
Первый критерий - требование формальной «технической подготовки», сопровождающейся институционализированными моделями контроля над адекватностью образования и в отношении компетенции обученных индивидов. Процесс обучения преобладает в передаче интеллектуального компонента, который создает ценностный вектор для профессионала, действующего в рамках инструментальной рациональности.
Второй критерий - наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний.
Третий критерий («заключительный, центральный») - наличие у профессионалов уверенности, что их компетенция используется в интересах всей социальной системы. Парсонс указывает на необходимость ценностной составляющей образования, которая воспитывает профессионала в соответствии с господствующими в обществе социальными идеалами. Личностная составляющая воспитательной функции профессионального образования указывает на узость инструменталист-ских подходов к образованию, рассматривающих его лишь как средство для приобретения определенного экономического статуса [7].
Индивидуализированный тип. Модернизационные процессы в образовании связаны с глобальными изменениями современного общества, ускорением технологических процессов и с непрерывностью инновационных сдвигов в науке, технике, производстве. В этих условиях институциональные механизмы воспроизводства профессионального образования не способны не только опережать, но даже поспевать за ускоряющимися изменениями. Поэтому индивид вынужден выстраивать собственные образовательные стратегии, непрерывно повышая свой образовательный уровень в соответствии с требованиями общества и потребностями организации. Механизмы системного типа воспроизводства, предполагающие формирование долгосрочных образовательных программ, не всегда оказываются эффективными в условиях неподконтрольности социально -экономических изменений не только отдельному субъекту, но и целым социальным институтам. В 80-90-е гг. XX в. в развитых странах происходит «революция интеллектуалов», провозгласившая формирование инновационных высокотехнологичных продуктов, созданных профессионалами -носителями уникальных знаний и навыков в сфере наукоемких производств, вследствие чего их доход стал несоизмеримо выше по сравнению со средней оплатой персонала в любой отрасли экономики.
Растущее количество профессионалов подобного уровня на фоне одновременного увеличения армии «заменяемой рабочей силы», чьи образовательные сертификаты в условиях постоянных изменений уже не соответствовали требованиям экономики, способствовало пересмотру принципов организации национальных образовательных систем. Развивается внутрифирменное обучение, повышение квалификации работников, трансформируются механизмы профессионального образования. Оно становится ориентированным на создание индивидуального продукта, активной личности, наделенной не просто определенным «базовым» набором компетенций, но и уникальным комплексом знаний и умений, выраженных в способности решать задачи в условиях экстремальных изменений, продуцировать новые способы решения этих задач. Индивид выстраивает свои
жизненные, трудовые и образовательные стратегии все более свободно, т.е. экономические институты и организации, образовательные учреждения являются своего рода узловыми пунктами в его выстраивании собственных траекторий и достижений. Образовательный потенциал в индивидуализированном способе воспроизводства представляет собой комплекс профессиональных и личностных качеств индивида, необходимых для профессиональной деятельности в изменяющихся условиях.
Успешность индивидуальных стратегий зависит не только от созданных социальных условий, которые не всегда адекватны ускоряющимся изменениям, но и от усилий самого индивида, приобретенных им достижений, формирующих и реализующих востребованные в обществе профессиональные и личностные навыки.
Индивидуализированный тип воспроизводства образовательного потенциала приобретает форму постоянно трансформирующегося процесса, отличающегося следующими параметрами:
- свобода выбора индивида, вариативность образовательных программ, их адаптивность к индивидуальным профессиональным стратегиям и требованиям изменяющегося социально-экономического окружения;
- развитие индивидуальных форм образовательного сопровождения индивида (например, тьюторство);
- поощрение индивидуальности и оригинальности обучающихся в сочетании с универсальностью и гибкостью подготовки;
- неразрывность теории и практики, взаимосвязь обучения и выполнения конкретных практических задач.
В этих новых условиях усиливается роль социальной и индивидуальной ценности образования, его функциональной значимости для развития человеческого потенциала, как в социальном, так и в индивидуальном аспекте.
Большинство современных исследователей постиндустриализма связывают новые тенденции в сфере образования и занятости, основанные на усилении индивидуализма и свободы, с формированием нового господствующего класса интеллектуалов, и прогнозируют усиление социальной дифференциации. Поэтому образовательные системы должны ориентироваться на совершенствование интеллектуальной составляющей любой профессиональной деятельности, повышение уровня ответственности и мобильности работника любого уровня. Повышение интеллектуальной составляющей труда является условием эффективного воспроизводства не только отдельного индивида и его профессиональных качеств, но и общества в целом, основой его экономического роста. Несмотря на усиление конкуренции в сфере занятости и повышение социальной напряженности, исследования показывают высокую степень отдачи от инвестиций в обучение, позитивную связь уровня образования рабочей силы, экономического роста и производительности труда, которые все больше зависят от разработки и внедрения передовых технологий, технической подготовленности и квалификации работников [3]. Решение этих задач системой профессионального образования должно осуществляться совместно с государственными и бизнес-структурами, профессиональными сообществами и общественными организациями, заинтересованными в развитии социально-экономической системы и образовательного потенциала общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бурдье П. Стратегии воспроизводства и способы господства. М., 2005.
2. Давыдова Н.М. Индивидуальная ситуация на рынке труда и стратегия занятости // Общественные науки и современность. 2008. № 3.
3. Зборовский Г.Е., Щуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социс. 2009. № 4.
4. Иноземцев В.Л. Социальное неравенство как проблема становления постэкономического общества // Полис. 2004. № 5.
5. Нещадин А., Нещадина О., Царева И. Актуальные проблемы профессионального образования в России // Общество и экономика. 2007. № 6.
6. Панкратов А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала. М., 2008.
7. Смирнова Е.А. Введение в социологию образования. СПб., 2009.