ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
________56
2006.№3
УДК 316.267 М.Н. Макарова
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Категория «образовательный потенциал» рассматривается с точки зрения возможностей системы профессионального образования удовлетворить потребности изменяющейся экономики
Ключевые слова: образовательный потенциал, социально-экономические
трансформации, социальное воспроизводство, профессиональное образование.
Проблема развития образовательного потенциала является в настоящее время наиболее актуальной не только в мировом и национальном аспектах, но и представляет значимость, как для отдельного региона, отрасли экономики, так и для конкретных профессиональных групп. Образовательный фактор в современном обществе является определяющим при оценке уровня его развития. Категория «образовательный потенциал» имеет множество измерений, как количественных, так и качественных. Вместе с тем, несмотря на широту употребления этого термина в последние годы, отсутствует четкое его определение, позволяющее выявить поле его применения и показатели количественного измерения.
Наиболее разработанной формой количественного измерения образовательного потенциала является рассмотрение его как компонента индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), вычисляемого и анализируемого в ежегодных Докладах о человеческом развитии ООН. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), рассчитываемый ООН, выступает обобщающим показателем и рассчитывается на базе трех индикаторов: среднедушевого ВВП по паритету покупательной способности, средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении и индекса образования. В последнее время наблюдается некоторое повышение ИРЧП России по сравнению с концом ХХ - началом ХХ! вв. с 76,3 в 2000-2001 гг. до 79,5 в 2004 г., что соответствует на 2004 год 57 месту в мире.
Несмотря на многообразие трактовок, в научной литературе существует ряд способов количественного измерения образовательного потенциала. Как было сказано в начале раздела, наиболее распространенной, но в то же время до предела упрощенной является методика, используемая ООН, подразумевающая измерение образовательного потенциала в качестве одного из аспектов индекса человеческого развития [9. С. 143]. Образовательный потенциал в данном случае выступает инструментом измерения человеческого потенциала страны. В то же время, как уже было
отмечено, соотношение трех различных индексов в общем показателе ИРЧП является очень условным. Как отмечают исследователи, используемые показатели не имеют общей единицы измерения, а соразмерные показатели (баллы, удельный вес) не могут служить надежным основанием для соизмерений [5. С.142].
Другой распространенной методикой его измерения является включение потенциала сферы образования в индекс интеллектуального потенциала 1Р, предложенное специалистами Института человека РАН. Достоинством расчета этого индекса (ЕР) является его относительная самостоятельность и универсальность. Этот индекс рассчитан как среднее арифметическое трех базовых показателей - индекса общей образованности населения в возрасте свыше 20 лет, численности студентов на 10000 человек и доли расходов на образование в общем объеме ВВП.
Рассуждая об образовательном потенциале с точки зрения эффективности образования в рамках экономико-социологического анализа, мы прежде всего будем говорить о его экономической эффективности, а значит о том, каким образом образование способно обеспечить функционирование и развитие трудовых ресурсов, и соответственно, быть условием социально-экономической стабильности и общественного развития. Исходя из этого, образовательный потенциал первоначально можно определить как совокупность возможностей, предоставляемых образованием для наиболее эффективного функционирования социальноэкономической системы. Что же касается индивидуально-личностного
аспекта подобного понимания образовательного потенциала, то в этом случае образовательный потенциал личности следует понимать как возможность использования образовательных ресурсов для оптимального развития жизненных и творческих сил и способностей, для самореализации личности в социально-экономической системе. Это наиболее общее понимание образовательного потенциала требует существенной конкретизации как на основе выявления показателей определения и измерения, так и на основе его составляющих и особенностей воспроизводства.
Прежде чем раскрыть основные типы и роль субъектов воспроизводства образовательного потенциала необходимо обозначить рассмотренные ранее особенности воспроизводственных процессов в современном обществе.
Во-первых, необходимо отметить специфику современного воспроизводства, которое в условиях экономических трансформаций не может основываться на простом сохранении существующих признаков и форм, а неизменно связано с качественными изменениями всех сторон социально-экономической жизни и предполагает постоянную смену состояний и многообразие субъектов и источников изменений. Об этом шла речь в первой главе работы. В этой ситуации все сложнее становится вести речь о контролируемом, прогнозируемом или рациональном характере воспроизводственных процессов, приращении и накоплении экономических и интеллектуальных ресурсов. Все это создает значительные сложности на
пути регулирования воспроизводства рабочей силы и ее образовательных ресурсов на макроуровне. По словам З. Баумана, в условиях глобальных перемен «транснациональность» сил разложения выводит эти силы за рамки сфер сознательного, целенаправленного и потенциально разумного действия. Поэтому эти силы, их характер и действие окружены завесой тайны; они -объект предположений, а не надежного анализа» [2. С. 84]. Быстрые изменения в сфере материального производства и способах хранения и переработки информации зачастую связаны если не с полным уничтожением ранее накопленного потенциала и с переходом к кардинально новым формам ведения различных форм экономической деятельности, то с существенной перестройкой организации трудовых и производственных процессов.
В этих условиях воспроизводство образовательного потенциала должно обеспечивать как преемственность существующих форм знаний и умений, так и адаптивность субъектов производственных процессов к новым формам социально-экономической жизни. Образование на макроуровне должно предполагать определенный уровень защищенности субъектов в ситуации постоянных стрессовых ситуаций и тем самым поддерживать социальную стабильность в обществе. Именно образованию в данной ситуации отводится функция опережающего реагирования на трансформации и в определенном смысле осуществления этих трансформаций посредством научно-исследовательской деятельности как одного из его ведущих компонентов. Следует также учитывать, что при анализе и прогнозировании процессов воспроизводства необходим анализ не только экономических и социоструктурных аспектов, но и социокультурных параметров, ценностных оснований поведения индивидов и коллективов, обусловленных их статусом в социальной системе и особенностями исторического развития общности.
Во-вторых, важнейшей чертой современного социальноэкономического процесса является изменение характера труда и его производственных функций, отраженное в ряде экономико-социологических концепций современности. Стирание граней между производительным и непроизводительным, физическим и умственным трудом, работой и досугом все более усложняет процессы расчета стоимости затрат на воспроизводство рабочей силы и ценности образования как производственного ресурса. Одной из распространенных характеристик трудового процесса в рамках постфордистских теорий стала модель «гибкости», характеризующая различные аспекты экономической жизни в информационном обществе: производство, потребление и качество рабочей силы. «Постфордистские рабочие не связаны строгим профессиональным разделением и вовсе не считают, что однажды обучившись какому-то делу, они будут заниматься им всю жизнь. В отличие от эры разграничительных споров, когда «став слесарем, останешься слесарем навсегда», теперь главным качеством считается адаптивность, а нормой - разнообразие трудовых навыков и умений» [11. С.106]. Исходя из этого на микроуровне образование должно обеспечивать индивиду максимум возможностей не только для реализации себя как профессионала в определенной сфере, но и для адаптации к
постоянным изменениям, представлять собой гибкую модель непрерывного обучения и постоянного расширения возможностей в соответствии с меняющимися требованиями и личностными ориентациями.
В качестве субъектов воспроизводства и одновременно носителей образовательного потенциала целесообразно рассмотреть три основных типа субъектов:
1) общество, социальная система в целом;
2) социально-профессиональная группа;
3) индивид, личность.
Каждый из этих субъектов оперирует образовательными ресурсами в соответствии с системными, социально-групповыми и индивидуальными целями. Следует отметить, что такая концепция предполагает диффузное распределение ответственности за воспроизводственные процессы между различными субъектами, обладающими образовательным потенциалом и реализующими его в своей деятельности: обществом в целом,
заинтересованными группами и индивидом. В условиях рыночных отношений и демократии происходят процессы децентрализации социальных ресурсов, в том числе образовательных, вследствие чего и контроль за их производством и распределением также рассредоточивается между
различными субъектами. Базовым механизмом достижения экономической эффективности является согласованность действий этих субъектов, каждый из которых преследует собственные цели и прямо или косвенно воспроизводит то характеристики, которые необходимы для их достижения.
Образовательный потенциал может быть представлен в трех основных формах: образовательных условий, то есть факторов,
обусловливающих эффективное выполнение образованием своих функций и обеспечивающих достижение образовательных целей субъектом; образовательных ресурсов, то есть возможностей посредством получения образования занять определенное место в социальной иерархии;
образовательных достижений, то есть совокупности результатов образовательной деятельности и активности субъекта по усовершенствованию образовательного потенциала и расширению собственных возможностей его использования в социально-экономической системе, на рынке труда и в других сферах социальных отношений. Все эти формы взаимозависимы и предполагают друг друга: реализация
образовательного потенциала индивида (например, трудоустройство по приобретенной специальности) возможна при определенных условиях, созданных как внутри системы образования (например, необходимое качество подготовки, обеспечивающее конкурентоспособность и
востребованность специалиста работодателем), так и вне его, но непосредственно с ним взаимосвязанных (наличие необходимых рабочих мест, социально-экономическая ситуация в целом).
Более подробное рассмотрение каждого типа воспроизводства образовательного потенциала и особенностей их реализации в современном обществе позволит прояснить основные направления их взаимосвязи и
показать роль профессионального образования в стабилизации социальноэкономической системы и функционировании различных профессиональных групп. Этот анализ позволит также выявить основные проблемы несогласованности различных процессов воспроизводства в силу их сложности и многообразия субъектов, заинтересованных в достижении образовательных и экономических целей. Напомним, что в центре этого анализа будет система профессионального образования и профессиональной подготовки, основная цель которой - обеспечить экономику
квалифицированными кадрами. В то же время специфика социологического изучения этой на первый взгляд экономической проблематики воспроизводства рабочей силы заключается в том, что система занятости, рынка труда и подготовки кадров выступает компонентом социальной системы в целом и с необходимостью включается в механизмы многообразных общественных отношений и процессов, основным из которых в данном случае является процесс социального воспроизводства. Образовательный потенциал является одним из ведущих компонентов этого процесса, вследствие чего воспроизводство основных его компонентов является необходимым условием воспроизводства социальной системы.
Системный тип социального воспроизводства направлен на достижение стабильности и целостности общества, а в случае с экономической подсистемой - на ее эффективное функционирование, выраженное в повышении национального богатства и расширении сферы социально-экономических связей и влияния. В современном обществе успешность и эффективность развития в первую очередь зависит от экономики, основанной на знаниях. Специфической особенностью современной человеческой деятельности выступает «наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге» [4. С.17]. Интеллектуальная
деятельность, профессиональные знания становятся факторами не только создания добавленной стоимости и получения прибыли, но и конкурентоспособности, экономического развития субъектов всех уровней, начиная от страны и заканчивая конкретным работником. В связи с этим во всем мире происходит модернизация национальных систем образования, в основу которой закладывается идея наиболее полного приближения к потребностям экономического развития и мировым информационнотехнологическим процессам. В этих условиях воспроизводство образовательного потенциала является не просто процессом приспособления образования к потребностям экономики, но и создание возможностей для опережающего воздействия образовательной системы на инновационные процессы в производстве. Изменениям подвергаются не только образовательные системы, то все остальные сферы общества осуществляется комплексная модернизационная политика по созданию необходимых социальных, экономических и политических условий для оптимального использования человеческого потенциала.
В этих условиях обеспечение согласованности действий различных субъектов и каналов воспроизводства образовательного потенциала
становится делом практически невыполнимым. Вместе с тем образование во всех развитых обществах является механизмом государственной политики, обеспечивающей регулирование подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями социально-экономического развития. Несмотря на глобализационные процессы, которые оказывают существенное воздействие на изменение требований к подготовке специалистов, национальные государства обеспечивают эту взаимосвязь с учетом особенностей национальной экономики и мировыми экономическими процессами. Поэтому государству как основному властному субъекту, заинтересованному в стабильности системы, отводится в этом типе воспроизводства решающая роль.
Как уже было сказано, образовательный потенциал как показатель эффективности образования в современном обществе оценивается в первую очередь степенью и характером включенности образования в социальноэкономические процессы, определяя, насколько количественный и качественный состав подготавливаемых специалистов соответствует потребностям экономики. Поэтому не целесообразно оценивать эффективность профессионального образования лишь по количеству образовательных учреждений или численности студентов. Главным критерием оценки образовательного потенциала общества (в аспекте профессиональной подготовки) является способность системы образования удовлетворять потребности экономики в квалифицированных работниках, ориентация профессионального обучения на структуру и содержание современной экономики, требования работодателя как основного социального заказчика. В условиях рыночной экономики и децентрализации образовательных систем происходит утрата государственной монополии на принятие решения в сфере образования и организацию его инфраструктур. Происходит не только регионализация образовательных систем, но и формирование внутрифирменных форм профессионального обучения, дифференциация учебных программ. Тем не менее, во всех развитых странах государство контролирует базовые направления и содержание профессионального обучения посредством утверждения образовательных стандартов, принятия законопроектов с целью регулирования образовательных процессов и их направленности на реализацию социального заказа. Воспроизводство образовательного потенциала предполагает использование механизмов регулирования количественных и качественных аспектов профессиональной подготовки.
Эффективность воспроизводства образовательного потенциала зависит от того, насколько гибко система профессионального образования будет реагировать на параметры внешней среды, которые не всегда согласуются между собой в условиях рыночной экономики. Обеспечению этого согласования должна способствовать государственная образовательная политика, регулирующая при помощи законодательной системы как отношения внутри системы, так и ее взаимодействие с внешней средой. При этом особенно важным механизмом воспроизводства образовательного
62_______
2006.№3
СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
потенциала, поддающимся регулированию на системном уровне, является обеспечение социальной защищенности личности и аспектов социальной справедливости в рамках системы образования. Реализация защитной функции образования выступает одним из способов поддержания стабильности социальной системы, которая становится особенно актуальной в условиях рыночных отношений, способствующих усилению социальной дифференциации в системе образования. Эта функция реализуется в виде предоставления равных возможностей получения образования для представителей всех социальных групп, установления льгот для малообеспеченных слоев, детей-сирот, при доступе к получению профессионального образования различного уровня и т.д.
Второй тип воспроизводства образовательного потенциала связан с такой важнейшей функцией образования, как профессиональная дифференциация и формирование социально-профессиональных групп, различающихся по содержанию и условиям труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли - обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Поскольку этот способ воспроизводства образовательного потенциала в рамках настоящего исследования предполагает формирование профессиональных качеств индивидов и их интеграцию в определенные профессиональные группы, то его можно обозначить как «профессиональный».
Существует множество подходов и критериев выделения социальнопрофессиональных групп. Так, Э. Райт выдвигает два основных критерия стратификации профессиональных групп: их отношение к власти, влиянию внутри производственного процесса, обладание умениями и квалификацией [13. Р. 17]. Профессиональная подготовка во всех моделях стратификации выступает основным фактором, обусловливающим характер труда, степень ответственности за его результаты, объемы оплаты труда и властных полномочий.
Следует отметить возрастающее влияние самих профессиональных групп на содержание и формы профессиональной подготовки. В условиях рыночных отношений государство контролирует лишь часть образовательных ресурсов, экономические институты и профессиональные сообщества предъявляют свои требования к подготовке специалистов. Содержательное наполнение учебных планов и стандартов, их изменения, обусловленные спецификой определенного вида профессиональной деятельности и меняющимися требованиями к ее осуществлению в соответствии с потребностями в работниках определенной квалификации с определенным набором базовых компетенций формируются прежде всего в системе профессиональных сообществ, которые во всех развитых странах существенным образом определяют содержание подготовки кадров различного уровня. Привлечение к формированию программ подготовки и оценке ее качества представителей профессиональных союзов, ассоциаций, создание неправительственных общественных организаций, включающих
экспертов из различных отраслей экономики, является нормой для организации систем профессионального обучения и подготовки кадров во многих странах Европы и Америки, делая ее наиболее адаптивной к нуждам конкретной отрасли, к потребностям отдельного предприятия. Например, в Англии функционирует сеть отраслевых советов по развитию профессиональных умений (88С). Работодатели активно работают в этих советах (по профилю), разрабатывая стратегию развития профильных образовательных структур, описывая и формализуя в рамках оценочных процедур требования рабочих мест к квалификации их выпускников, участвуя в сертификации их квалификаций при выпуске из учебного заведения [1. С. 16].
Особую роль в образовательном потенциале профессиональных групп играют профессиональные ценности, усваиваемые и воспроизводимые в системе профессиональной подготовки. Обеспечение приверженности специалистов профессиональным идеалам, формирование их
профессиональной идентичности, соответствие их деятельности профессиональной этике является важнейшим компонентом подготовки специалистов, обеспечивающим поддержание функционирования
профессиональных сообществ как на неформальном (профессиональное «братство», групповая солидарность), так и на формальном (профессиональные союзы, ассоциации и т.д.) уровнях. Роль ценностных регулятивов особенно возрастает в условиях нестабильности социальноэкономических статусов различных профессиональных групп, дифференциации по оплате труда и уровню престижности работников различных отраслей и предприятий. Профессиональные ценности являются существенным мотивирующим фактором, однако могут оказывать и противоположное влияние и стимулировать конфликты между нанимателями и работниками.
Степень и характер усвоения индивидом или коллективом профессиональных ценностей проявляется в категории «профессиональная идентичность». Профессиональную идентичность можно определить как представления индивида о себе как о члене определенной профессиональной группы или отдельной профессии. Интерес к профессиональной идентичности в научной литературе возник начиная со второй половины ХХ века, в связи с развитием социологии и психологии профессий. В основе профессионального становления индивида лежат процессы идентификации. Как отмечают исследователи, больший или меньший статус профессиональной идентичности в значительной степени зависит от той объективной роли института профессии, которую он играет в данном обществе, и в которой ценность профессии фигурирует в общественном сознании [6. С.51]. В современном обществе при сохранении своей инструментальной функции (источник дохода), профессия все более становится конструктивной самостоятельной ценностью, выступая одной из основных сфер самореализации личности [8]. Это значит, что профессиональная идентичность переходит из подчиненной и служебной на
одну из ведущих позиций в структуре идентичности личности. Несмотря на то, основные параметры профидентичности усваиваются в процессе трудовой деятельности, ее базовые компоненты приобретаются еще в ходе профессиональной подготовки. «.Студент-медик в ходе своей учебы не только изучает. человеческое тело и технические навыки, которые требуются для практической медицины. Студент становится доктором. Это включает в себя значительные изменения в нормах и мнениях. и изменения в идентичности» [3. С.273]. От уровня и характера профессиональной самоидентификации выпускника, усвоенных и принятых им профессиональных ценностей зависит и вероятность трудоустройства по избранной специальности, и уровень трудовой отдачи.
«Альтруистическая» составляющая профессионального комплекса была подчеркнута Т. Парсонсом в работе «Замечания об образовании и профессиях». Парсонс замечает, что далеко не все индивиды и социальные группы включены в свободный рынок и стремятся удовлетворять свои эгоистические интересы. Профессиональный человек не мыслит себя как индивид, занятый извлечением частной прибыли, он озабочен оказанием осуществлением профессиональной деятельности (оказание услуг, изготовление продукта, научной деятельностью и т. д.).
Формирование у специалиста ценностей профессионального сообщества указывает и на то, что образовательный потенциал как ресурс для приобретения профессиональной группой определенного статуса принимает форму не только системы компетенций и определенных квалификационных параметров, но и совокупности профессиональных ценностей, приобретаемых уже в процессе обучения главным образом в ходе неформальных коммуникаций в рамках практического освоения профессии. В данном случае образовательный потенциал может быть рассмотрен как ресурс, обеспечивающий «вхождение» в профессиональную группу. В этом смысле показательным является понятие «тусобщество», степень «открытости» которого для субъекта во многом определяется его профессиональной подготовкой, выраженной, однако, не в полученных сертификатах, а иногда даже не в профессиональных знаниях, а в приобщенности к ценностям и нормам, включении в определенные социальные сети [10. С.66].
Модернизационные процессы в современном образовании связаны с глобальными изменениями современного общества, ускорением технологических процессов и непрерывности инновационных сдвигов в науке, технике, производстве. В этих условиях институциональные механизмы воспроизводства профессионального образования не способны не только опережать, но даже поспевать за ускоряющимися изменениями. В этих условиях индивид вынужден выстраивать собственные образовательные стратегии, непрерывно повышая свой образовательный уровень в соответствии с требованиями общества и потребностями организации. Механизмы системного типа воспроизводства, предполагающие формирование долгосрочных образовательных программ, не всегда
оказываются эффективными в условиях неподконтрольности социальноэкономических изменений не только отдельному субъекту, но и целым социальным институтам. В 80-90-е гг. ХХ века в развитых странах происходит «революция интеллектуалов», провозгласившая формирование инновационных высокотехнологичных продуктов, созданных
профессионалами - носителями уникальных знаний и навыков в сфере наукоемких производств, вследствие чего их доход стал несоизмеримо выше по сравнению со средней оплатой персонала в любой отрасли экономики.
Растущее количество профессионалов подобного уровня на фоне одновременного увеличения армии «заменяемой рабочей силы», чьи образовательные сертификаты в условиях постоянных изменений уже не соответствовали требованиям экономики, способствовало пересмотру принципов организации национальных образовательных систем. Как пишет
Н.Гингрич, «обучение рассматривается [сегодня] как процесс,
продолжающийся всю жизнь. В различные ее периоды и на разных уровнях мастерства людям необходимо будет изучать разные вещи, и общество в целом предоставляет все возможности для продолжения образования» [7. С.56]. Инвестиции в образование становятся важнейшим фактором развития производства, в котором большинство инноваций осуществляются посредством интеллектуальных факторов. Развивается внутрифирменное обучение, повышение квалификации работников, трансформируются механизмы профессионального образования. Оно становится все более ориентированным на создание индивидуального продукта, активной личности, наделенной не просто определенным «массовым» набором компетенций, но и уникальным комплексом знаний и умений, выраженных в способности решать задачи в условиях экстремальных изменений, продуцировать новые способы решения этих задач. Индивид выстраивает свои жизненные, трудовые и образовательные стратегии все более свободно, то есть экономические институты и организации, образовательные учреждения являются своего рода узловыми пунктами в его выстраивании собственных траекторий и достижений. Образовательный потенциал в индивидуализированном способе воспроизводства представляет собой комплекс профессиональных и личностных качеств индивида, необходимых для профессиональной деятельности в изменяющихся условиях. Это своего рода модель профессионала, отличающаяся гибкостью и универсальностью, тенденцией к постоянным изменениям и нововведениям. Гибкость и универсальность этой модели в условиях непрерывного совершенствования своих профессиональных навыков становится основным условием выживания индивида в обществе негарантированности и неопределенности. Успешность индивидуальных стратегий зависит не только от созданных социальных условий, которые не всегда адекватны ускоряющимся изменениям, но и от усилий самого индивида, проявленных им достижений, формирующих и реализующих востребованные в обществе профессиональные и личностные навыки. Ч. Хенди, говоря о гибких стратегиях современных работников, называет последних «людьми-
портфелями», накапливающими профессиональные и образовательные достижения «вне организационных запретов и ограничений» [12. С.340]. В современных условиях для обозначения накопленных достижений индивида используется близкое понятие «портфолио».
Индивидуализированный тип воспроизводства образовательного потенциала приобретает форму постоянно трансформирующегося процесса, отличающегося следующими параметрами:
- свобода выбора индивида, вариативность образовательных программ, их адаптивность к индивидуальным профессиональным стратегиям и требованиям изменяющегося социально-экономического окружения;
- развитие индивидуальных форм образовательного сопровождения индивида;
- поощрение индивидуальности и оригинальности обучающихся в сочетании с универсальностью и гибкостью подготовки;
- неразравность теории и практики, взаимосвязь обучения и выполнения конкретных практических задач.
Все эти требования одновременно являются приоритетными направлениями модернизации образования во всем мире. «Сегодня ни общество, ни социальные отношения не превращают человека в представителя господствующего класса — сам человек формирует себя как носителя качеств, необходимых для представителей высшей социальной страты. Впервые в истории условием принадлежности к господствующему классу становится не право распоряжаться благом, а способность им воспользоваться» [7. С.58]. Большинство современных исследователей
постиндустриализма связывают новые тенденции в сфере образования и занятости, основанные на усилении индивидуализма и свободы, с формированием нового господствующего класса интеллектуалов, и прогнозируют усиление социальной дифференциации. Поэтому образовательные системы должны ориентироваться на совершенствование интеллектуальной составляющей любой профессиональной деятельности, повышение уровня ответственности и мобильности работника любого уровня. Решение этих задач системой профессионального образования должно осуществляться совместно с государственными и бизнес-структурами, профессиональными сообществами и общественными организациями, заинтересованными в развитии социально-экономической системы и образовательного потенциала общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н. Ю. Обзор мировых
практик организации взаимодействия рынка труда и системы
профессионального образования // Спрос и предложение на рынке
труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Сборник
докладов по материалам Второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Кн.1. Петрозаводск, 2005.
2. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.
3. Бергер П.Л., Бергер Б. Социология: биографический подход // Личностно-ориентированная социология. М., 2004.
4. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. Введение. Нью-Йорк, 2004.
5. Ельмеев В.Я. Индекс человеческого развития как методологический
инструмент сравнительного социального анализа
//Компаративистика: Альманах сравнительных социологических
исследований. СПб, 2001.
6. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психол. журнал.- 2001.- Т.22.- №4.
7. Иноземцев В.Л. Социальное неравенство как проблема становления постэкономического общества // Полис. 1999. № 5. С. 56
8. Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996
9. Скороварова Н.А., Беляев Г.И., Клячко Т.Л., Рождественская И.А., Беляков С.А. Модернизация российского образования. Ресурсный потенциал и подготовка кадров. М., 2002
10. Согомонов А. Тусобщество.// Аспекты социальной теории и современного общества. М.: 1998.
11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
12. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. СПб., 2001.
13. Wright E. Class Counts. Comparative Studies in Class Analysis. -Cambridge University Press, 1997.
Поступила в редакцию 2.2.2006
M.N. Makarova
Realization of the basic types of reproduction of educational potential in a modern society
The category «educational potential» is considered from the point of view of opportunities of system of vocational training to satisfy requirement of changing economy
Макарова Марина Николаевна Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск,
Университетская, 1(корп. 6)
E-mail: [email protected].