17. Пастушеня А.Н. Готовность личности к правомерному поведению: структурно-содержательная характеристика // Прикладная юридическая психология. — 2010. — № 3. — С. 17-25.
18. Соколов В. Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации // Гос. служба. — 2004. — № 2. — С. 6-16.
19. Усманова А.Р. Дискурс // ИКрУ/э^ап. уагйех.ги/~книги/Энциклопедия0/о20социологии/ Дискурс/ (Дата обращения: 15.11.2010).
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ
Я. С. Васильева
Аннотация: в публикации рассматриваются различные подходы к проблеме ресоциализации. Приводятся результаты исследования влияния социальных факторов и психологических особенностей на успешность процесса ресоциализации условно осужденных. Данная тема обусловлена высокой социальной значимостью задачи профилактики преступного поведения.
Ключевые слова: социализация, ресоциализация, десоциализация, условно осужденные, рецидивная преступность.
The summary: various approaches to the problem of resocialization are discussed in this publication. The results of investigation of the influence of social factors and psychological characteristics on the success of the process of resocialization of Probation are givenhere. The said subject is determined by the great social significance of the problem of crime prevention.
Keywords: socialization, resocializa-tion, desocialization, probationers, recidivism.
Статистические данные о совершенных преступлениях наглядно отражают изменение криминогенной ситуации в стране. Значительный рост преступности отмечался вплоть до 2001 г. В настоящее время наблюдается тенденция к снижению количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности, хотя показатели остаются высокими. В 1980 г. в нашей стране было осуждено 645 544 чел., в 1990 г. — 537 643, наибольший пик пришелся на 2001 г. — 1 244 211, в 2009 г. — 882 288 чел. Безусловно, для любого цивилизованного общества решение проблемы преступности является важной, но трудной и комплексной задачей [11].
Современная реформа уголовного правосудия состоит в гуманизации репрессивных мер. В частности, в 1996 г. введен в действие новый Уголовный кодекс РФ, который значительно увеличил перечень санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества. В настоящее время судами активно расширяется практика назначения альтернативных видов наказаний. Так, по данным Судебного департамента РФ [11], до вступления в силу УК РФ
1996 г. процент условно осужденных лиц из всего числа осужденных составлял 21,5 % (1995 г.), в 2009 г. этот показатель вырос почти в два раза и составил 38 % (341 тыс. чел.). Дополнительно применялись такие меры наказания, как штраф (130 тыс. чел.), обязательные (66 тыс. чел.) и исправительные (46 тыс. чел.) работы.
Сложившаяся ситуация является двойственной. С одной стороны, снижается наполняемость исправительных учреждений, осужденным предоставляется возможность исправиться без изоляции от общества, что в свою очередь снижает возможность «криминального заражения». С другой — еще несформированная система надзора за условно осужденными и отсутствие всесторонней психолого-социальной работы с ними увеличивают число преступлений, совершаемых во время условного срока. В 2009 г. из 534 409 осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, 15 164 чел. совершили повторное преступление. Ю.М. Антонян видит причину данного явления в недостаточном количестве инспекторов уголовно-исполнительных инспекций, их низкой профессиональной подготовке, отсутствии возможности проведения всесторонней воспитательной работы [2, с. 7].
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р, указано что «...рационализация политики в области уголовного правосудия к 2020 году приведет к приросту общей численности осужденных без лишения свободы на 200 тыс.». В связи с этим одной из
важных задач развития альтернативных мер наказания является «...придание социальной направленности работе уголовно-исполнительных инспекций, предусматривающей ресоциали-зацию, формирование правопослушно-го поведения осужденных без изоляции от общества» [12]. Как мы видим, ресо-циализация осужденных как социально-правовая категория не только обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости, гуманизма, законности, но и актуализирована реалиями жизни современного российского общества.
В научной литературе традиционно понятие «ресоциализация» соотносится с процессом социализации личности. С конца XIX в. термин социализация используется для обозначения механизмов, этапов и структуры становления и развития личности в обществе. Данное явление в своих работах рассматривали известные ученые различных школ и направлений, а именно Э. Дюркгейм, Ф. Гиддинс, Г. Тард, З. Фрейд, Т. Парсонс, Д. Смелзер, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, И.С. Кон и др.
В современной науке термин социализация, несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. Г.М. Андреева дает следующее определение социализации: «это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с. 275].
Термин «ресоциализация» впервые введен в психологическую науку американскими авторами Д. Кеннеди и А. Кер-бером, которые раскрывали его как «... процесс вторичного вхождения индивида в социальную среду в результате «дефектов» социализации или смены социокультурного окружения» [3, с. 31]. В настоящее время существует огромное множество интерпретаций термина «ре-социализация». Данное понятие носит междисциплинарный характер и используется в социологии, педагогике, психологии, культурологии, криминологии и т. д. Термин «ресоциализация» преимущественно употребляется в отношении лиц, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
В отечественной науке этой проблематике посвящены многочисленные исследования таких авторов, как А.В. Бриллиантов, В.И. Горобцов, М.Г. Дебольский, Ю.В. Жулева, М.И. Коваль, В.Б. Писарев, А.В. Пищелко, В.И. Поздняков, М.С. Рыбак, Д.В. Сочивко, В.М. Трубников, А.В. Чернышева, И.В. Шмаров и др. В частности, в работе «Реадаптация и ресоци-ализация» авторы А.В. Пищелко и Д.В. Сочивко рассматривают не только методологические обоснования процесса ресоциализации осужденных, но и предлагают практический инструментарий для использования ее в пенитенциарной практике. По их мнению, основой для построения эффективной системы ресо-циализации осужденных должен выступать системно-структурный подход, который должен включать в себя личность сотрудника ИУ как субъекта воспитания; личность осужденного как субъекта и объекта воспитания, а также процесс и условия исполнения уголовного наказания [8, с. 135].
Префикс «ре», по мнению Ю.В. Жуле-вой, указывает на повторение или возобновление действия и как противодействие асоциальной деградации личности. Таким образом, под ресоциализа-цией понимается процесс повторного усвоения норм и ценностей, принятых в данном обществе, который является противодействием асоциальной деградации личности [6].
М.С. Рыбак подходит к указанному понятию с другой стороны и рассматривает его как «корректировку свойств личности осужденного в направлении придания ей черт, необходимых и достаточных для жизни в определенной положительной или нейтральной, с точки зрения общественной безопасности, социальной группе, определенной макросреде» [9, с. 46].
В юридической литературе существуют и другие определения. Под ре-социализацией осужденных подразумевается «процесс восстановления утраченных или ослабленных в результате отбывания уголовного наказания [изоляции] социальных связей, функций и статуса личности; это усвоение осужденным стандартов поведения и ценностных ориентаций, осознание подчинения правовым и иным моральным нормам поведения [7, с. 35]. В другой интерпретации — это комплекс мероприятий, направленных на восстановление, приобретение социальных связей, нарушенных как вследствие преступной деятельности, так и в период вынужденной изоляции [5].
В.Л. Васильев еще более сужает понятие ресоциализации. В его понимании данное явление рассматривается наряду с такими процессами, как «...перевоспитание лиц, совершивших пре-
ступления, приобщение их к трудовой деятельности и нормальной социальной среде...» [4, с. 627]. Автор конкретизирует изучаемый феномен, подчеркивая важность проведения социально-педагогических мероприятий по воздействию на осужденного, формирующих его правопослушное поведение. Таким образом, ресоциализация — явление многоплановое. Как процесс оно имеет длительные временные рамки, как понятие раскрывается в зависимости от области применения и научных взглядов исследователей.
В нашей работе мы рассматриваем проблематику ресоциализации лиц, осужденных к отбыванию наказания без лишения свободы. Правомерно ли к указанной категории использовать данный термин? Безусловно, так как совершение любого преступления является нарушением норм и ценностей, принятых в обществе, даже если суд выносит условный срок.
Сама по себе субкультура правонарушителей и условия пенитенциарного учреждения противодействуют целям ресоциализации и адаптации осужденных после отбытия наказания. Опираясь на мнение С.А. Старостина о том, что «осуществление ресоциализации в местах лишения свободы содержит в себе взаимнопротивоположные тенденции: с одной стороны, мы изолируем человека от общества, разрывая положительные социальные связи, изменяя сферу общения, окружающую социальную среду, с другой — ставим цель его исправления и последующего включения в общественные отношения» [10, с. 60], мы можем говорить о принципиальной важности ресоциализации осужденных именно на этапе условного осуждения.
В отношении условно осужденных целесообразно рассматривать ресоциали-зацию как социально-психологический процесс взаимодействия личности правонарушителя с окружающей действительностью с целью вторичного усвоения принятых в обществе норм, ценностей и правил поведения под воздействием комплекса правовых, социальных, психолого-педагогических и иных мер. Важной составляющей ресоциа-лизации условно осужденных является формирование правопослушного поведения, направленное на предотвращение рецидива преступления.
Успешная ресоциализация невозможна без учета объективных и субъективных факторов жизнедеятельности личности. Изменение структуры отношения преступника к социальным нормам, правилам, своим обязанностям и жизненным ценностям зависит не только от внешних, но и внутренних причин. В процессе ресоциализа-ции условно осужденного необходимо учитывать весь комплекс детерминирующих факторов, который включает в себя: общественно-политические условия, социально-демографические данные, криминологические характеристики, психологические свойства личности, поведенческие особенности, социально-бытовую и семейную ситуацию, состояние здоровья. Перечисленные факторы, на наш взгляд, могут либо способствовать повторной социализации лица, преступившего закон, либо приводить к окончательной десоциализации. Де-социализация в данном случае обозначает «разрушение и потерю некоторых важных ценностных и нормативных ори-ентаций, навыков общения, усвоенных в процессе формирования личности, а
также приобщение к определенной локальной субкультуре или «контркультуре», основные установки которой противостоят общепринятым культурным ценностям» [9, с. 44].
В целях эмпирического обоснования выдвинутых положений на базе УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области было организовано и проведено исследование социальных факторов и психологических особенностей осужденных, выдержавших и не выдержавших условный срок. В экспериментальную группу вошли осужденные (145 чел.) мужского пола, имевшие условную судимость и не выдержавшие условный срок. Контрольную группу составили условно осужденные (127 чел.) мужского пола, состоявшие на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и успешно выдержавшие условный срок более 18 месяцев.
Изучение проводилось с использованием следующих методик:
1. Социально-биографическая анкета (опрос и изучение личных дел).
2. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вас-сермана.
3. Тест смысложизненных ориента-ций (СЖО) Д.А. Леонтьева.
4. Авторская методика оценки де-линквентных свойств личности, созданная на основе опросников А. Меграбяна и М.Ш. Магомед-Эминова «Мотивация аффилиации», диагностики склонности к преодолению норм и правил Ю.А. Клей-берга, диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крау-на, методики «Импульсивность», шкалы «Склонность ко лжи» Е.А. Чебаловой.
5. Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
По результатам данных, полученных по указанным методикам, были рассчитаны средние показатели (табл. 1).
Данные, указанные в таблице, свидетельствуют о значимых различиях между изучаемыми группами по ряду характеристик: уровень отчуждения, уклонение от общепринятых норм и правил, склонность ко лжи, импульсивность, склонность к риску, составляющие смысложизненных ориентаций и социальной фрустрированности.
Таким образом, в ходе исследования были выявлены особенности, характерные для осужденных с нарушенной ре-социализацией:
1. Социально-демографические данные: возраст от 18 до 30 лет, холост, образование не выше среднего специального.
2. Криминологические характеристики: осужден за совершение преступления против собственности (ст. 158168), срок наказания более трех лет, первое преступление совершил в одиночку, наличие предыдущей судимости.
3. Психологические особенности: склонность к необдуманным поступкам и лжи, несформированность смысло-жизненных ориентаций, высокий уровень неудовлетворенности социально-экономическим положением.
Ситуативными факторами, которые указали осужденные при ответе на вопрос анкеты «Назовите причины, подтолкнувшие Вас на совершение преступления во время условного срока», являлись:
1. Состояние алкогольного или наркотического опьянения (27 %).
2. Финансовые проблемы (24 °%).
3. Стечение обстоятельств (15 %).
4. Жажда «легких» денег (11 °%).
Таблица 1
Методика Показатели в группе осужденных, выдержавших условный срок Показатели в группе осужденных, не выдержавших условный срок 1-уа1ие
Методика «Уровень социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана
Удовлетворенность взаимоотношениями с родными и близкими 1,69 2,29 5,97072
Удовлетворенность социальным окружением 1,68 2,23 5,82426
Удовлетворенность своим социальным статусом 2,19 2,69 4,17770
Удовлетворенность социально-экономическим положением 2,27 2,79 4,77483
Удовлетворенность своим здоровьем и работоспособностью. 1,85 2,53 6,63732
Показатель общей фрустрированности 1,95 2,51 7,34417
Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева
Цель 30,49 27,99 -2,88041
Процесс 29,22 26,31 -3,6253
Результат 24,84 21,17 -4,76397
Локус контроля-Я 20,78 18,73 -3,44346
Локус контроля-жизнь 28,27 23,77 -5,82179
Общий показатель осмысленности жизни 98,12 88,53 -4,2619
Комплексная методика оценки делинквентности
Отчуждение 5,18 6,07 3,17801
Уклонение от норм и правил 4,59 5,77 4,1397
Конформность 3,37 2,59 -3,50046
Склонность ко лжи 6,15 7,79 5,21762
Импульсивность 4,94 6,28 4,40404
Показатель склонности к риску Шуберта 0,74 12,58 6,59017
5.Отсутствие работы, невозможность трудоустройства (8 %).
6. Подставили, я не виноват (5 %).
7. Влияние криминальной компании (5 %).
8. Беспечность, легкомыслие (5 %).
Основная цель проведенного исследования — определение социальных факторов и психологических особенностей, оказывающих влияние на процесс ресоциализации условно осужденных. Для реализации этой цели был проведен факторный анализ. Факторы были
сгруппированы по следующим направлениям (по степени значимости в эмпирической выборке):
Несформированность смысложиз-ненных ориентаций. В структуру данного фактора входит низкая осмысленность жизни, отсутствие жизненных целей, низкая самореализация, отношение к себе, к тому, кто должен контролировать эту жизнь.
1. Социальная фрустрированность. Этот фактор подразумевает нарушение взаимодействия личности с микро-
и макросоциальным окружением, которое проявляется как неудовлетворенность значимыми сферами социальных отношений. Наибольшее влияние оказывает неудовлетворенность социально-экономическим положением.
2. Социальная дезадаптация. Основные проявления указанного фактора — это отсутствие семьи, детей, низкий образовательный уровень, отсутствие профессии. В данном контексте социальная дезадаптация означает снижение социального статуса, при этом дополнительно обусловливается криминологическими факторами риска.
3. Дезадаптивные личностные характеристики, а именно импульсивность, склонность к преодолению норм и правил, склонность ко лжи. По факторному анализу эти характеристики обратно пропорционально влияют на конформность и статью срыва.
4. Длительность ремиссии. Данный фактор подразумевает период, который прошел между началом условного срока и повторным преступлением. Наиболее опасным периодом по рецидиву является второй год условного осуждения. Вероятно, это связано с тем, что состояние тревоги, связанное с событиями судопроизводства, снижается, а количество бытовых и социальных проблем увеличивается.
Таким образом, на разных этапах условного осуждения актуализируются различные механизмы социально-психологической устойчивости к рецидиву, которые мы рассматриваем как проявление прерванной ресоциализа-ции.
Для прояснения этого вопроса проводилось сравнение полученных результатов в группе осужденных, не выдер-
жавших условный срок. С этой целью были образованы три подгруппы: 1 — сорвавшиеся в первые шесть месяцев условного срока; 2 — сорвавшиеся в период от 6 до 12 месяцев; 3 — сорвавшиеся после года условного осуждения.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
- в первые 6 месяцев определяющими десоциализирующими факторами является отсутствие работы или низкий заработок, а также возраст до 24 лет;
- в период с 6 до 12 месяцев влияние оказывают отсутствие семьи, детей, низкий образовательный уровень;
- после года к перечисленным факторам присоединяются психологические характеристики: импульсивность, отчуждение и низкий локус контроля- жизнь.
Проведенный анализ позволяет говорить о том, что ведущими криминогенными факторами, влияющими на процесс ресоциализации условно осужденных, выступают:
1) неблагоприятные социальные условия (социальная дезадаптация);
2) высокий уровень выраженности индивидуально-психологических свойств, характеризующих делинквент-ную личность;
3) длительность условного срока: на первоначальном этапе главная роль отводится социальным факторам (семья, образование, работа) и только на последующих этапах повышается роль психологических особенностей.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2001.
2. Антонян Ю.М., Антонян Е.А. Условное осуждение и его криминологическое значение // Уголовно-исполнительное право. — 2007. — № 3. — С. 6-10.
3. Белинская Е.П, Тихомандрицкая О.В. Социальная психология личности. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2003.
4. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПб.: Питер, 2002. — С. 627.
5. Громов В.В., Крылов А.С. Социальные связи в процессе ресоциализации осужденных // Применение наказаний, не связанных с лишением свободы: сб. науч. тр. — М., 1989. — С. 36-42.
6. Жулева Ю.В. Ресоциализация осужденных несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях: (правовые и криминологические аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Рязань, 2000. — 24 с.
7. Наказание и исправление преступников: учеб. пособие / под ред. Ю.М. Антоняна. — М.: НИИ МВД РФ, 1992.
8. Пищелко А.В., Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. — М.: ПЕР СЭ, 2003. — 208 с.
9. Рыбак М.С. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания // Вестн. Сарат. гос. акад. права. — 1998. — № 4 (15). — С. 43-48.
10. Старостин С.А. Ресоциализация как одно из направлений уголовной и уголовно-исполнительной политики // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: тез. междунар. науч.-практ. конф. (Вологда, 14-15 дек. 2006 г.): в 2 ч. — Вологда, 2006. — Ч. 1. — С. 58-65.
11. Основные статистические показатели состояния судимости в России за 2003-2009 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.cdep.ru/index.php?id=5&item=278.
12. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fsin.su/ document/index.php?ELEMENT_ID=6663.
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ПОЖИЗНЕННОМУ ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Б. Г. Бовин, Ю. В. Славянская
Аннотация: материалы статьи посвящены описанию и анализу результатов эмпирического исследования криминологических и психологических характеристик лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Авторами статьи сделана попытка сопоставления преобладающих личностных характеристик обследуемых с такими факторами, как: «криминальный опыт»(наличие судимостей в прошлом), характер совершенных деяний, мотивы преступного поведения, социальный статус жертвы и т. д. В статье приводится проранжированный анализ составов преступлений с точки зрения преобладающего мотива, проиллюстрированный наиболее типичными примерами.
Ключевые слова: осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы; длительные сроки лишения свободы; покамерная изоляция; криминологические, психологические и социально-демографические характеристики; мотивы преступного поведения; «криминальный путь»; «криминальная карьера»; психопатизация; асоциальность.
Abstract: Proceedings of articles are devoted to describing and analyzing the results of an empirical study of criminological and psychological characteristics of persons serving life sentences. The authors attempted to compare the dominant personality characteristics of subjects with factors such as: «criminal experience» (criminal record in the past), the nature of the acts committed, the motives