САЛАХОВА Валентина Борисовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; valentina_nauka@mail.ru)
МИТИНА Татьяна Сергеевна — аспирант кафедры психологии и педагогики Ульяновского государственного университета (432017, Россия, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42; cherrity07@mail.ru)
ПРОБЛЕМА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Аннотация. В статье представлен результат теоретического анализа проблемы ресоциализации в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Дано определение понятия ресоциализации в исправительных учреждениях в контексте социальной психологии. Ключевые слова: ресоциализация, уголовно-исполнительная система, уголовное наказание, личность осужденного, исправление осужденного, методы исполнения наказания
Целью исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы России является исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечение ресоциализации осужденных в ходе отбывания ими этого наказания, подготовка их к адаптации к условиям жизни современного общества после освобождения из мест лишения свободы. Ресоциализация осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания является ведущей задачей пенитенциарных учреждений. Однако практика исполнения наказания в виде лишения свободы является многогранной и противоречивой. С одной стороны, исправительные учреждения должны обеспечить вхождение осужденного в социум, а с другой - в них исполняется наказание в виде лишения свободы и реализуются его цели по средствам режима, правилами которого регламентируется поведение осужденных, определяются пределы и приемы коррекционно-исправительного воздействия на осужденных, что не имеет места в жизни на свободе. Кроме того, анализ исследований, посвященных данной проблеме, позволяет говорить о том, что в период отбывания наказания у осужденных культивируются такие негативные черты, как склонность к насилию, корысть, неуважение к обществу и др. (Ю.М. Антонян, М.И. Гернет, М.Г. Дебольский и др.), а методы, ориентированные на исправление преступника, не вызывают продуктивных изменений в деформированной личности (Ю.А. Алферов, Л.Н. Анцыферова, Е.М. Данилин, В.И. Игнатенко, А.Р. Ратинов и др.).
Соединение этих моментов в жизни осужденного - важнейшая социальная проблема, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциа-лизации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются в т.ч. профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе.
Ресоциализация осужденных как социально-правовая категория востребована социально-экономическими, политическими реалиями жизни современного российского общества. Она обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости, гуманизма, законности, дифференциации и индивидуализации наказания, исправления осужденных [Рыбак 1998].
Отдельные проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы, механизма ее реализации под различным углом зрения рассматривались в работах Т.Н. Волковой, В.А. Елеонского, Б.П. Козаченко, М.П. Мелентьева, А.В. Пищелко, П.Г. Пономарева, Т.Г. Предова, А.А. Рябинина, А.Ф. Сизого, Н.А. Стручкова, А.В. Чернышевой, В.Е. Южанина и др., однако исследования
проблемы ресоциализации осужденных с учетом их социально-психологических особенностей не проводились.
В связи с вышесказанным нам представляется необходимым осуществить анализ исследований проблемы ресоциализации с социально-психологической точки зрения.
Впервые в психологию термин «ресоциализация» был введен американскими социальными психологами А. Кеннеди и Д. Кербером (1990) для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социокультурную среду в результате «дефектов» социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социокультурного окружения (ресоциализация мигрантов). Сегодня этот термин в социальной психологии понимается достаточно широко и вне специфики субъектов процесса - как осознанное изменение поведения человека в ситуации очевидного социального неуспеха [Антонян, Голубев, Кудряков 1989].
Отмечается, что центральной характеристикой социального поведения человека в процессе социализации должно быть умение ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Естественно, что пути формирования данного умения понимаются исследователями по-разному, в зависимости от собственных теоретических пристрастий.
Так, для бихевиористски ориентированных исследователей социализации основу поведения в социально неопределенной ситуации составляют те поведенческие модели, которые включают в себя основные элементы институциональных требований, т.е., по их мнению, человек начинает ориентироваться на модели-образцы более высокого уровня общности [Франкл 1990].
Для исследователей, тяготеющих к когнитивистской ориентации, ведущими факторами формирования умения действовать в неопределенной ситуации являются особенности когнитивного стиля человека: гибкость и дифференцирован-ность я-концепции, внутренний локус контроля и т.д. [Mechler 1981].
Приверженцы ролевых теорий личности отмечают, что процесс ресоциали-зации запускается не только осознанием объективной ситуации социального неуспеха, но и любым рассогласованием ролевых ожиданий самоэкспектации, что обычно оценивается как один из типов ролевого конфликта [Panse 1965]. Ресоциализация определяется как изменение ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями [Михлин 1980].
К. Келли (1965), Э. Эриксон (1990) считают, что социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации. Религиозное обращение, вступление в политическую партию, заключение в тюрьму, переезд в другую страну - все это требует от индивида изменения отношений и взглядов [The Oxford History.. 1998].
Ресоциализации при девиантном поведении отличается от ресоциализации «здоровых» людей прежде всего тем, что у законопослушной личности ресоциа-лизация является всего лишь ступенью к более совершенной внутренней организации, в то время как при девиантном поведении должна произойти полная перестройка всех взаимоотношений человека с окружающим миром и самим собой. Другим отличием ресоциализации при девиантном поведении можно назвать наличие у индивида внутреннего и внешнего сопротивления. Внутреннее сопротивление касается уже выработанных достаточно стойких установок у индивидов с отклоняющимся поведением. Внешнее сопротивление выражается в неготовности помочь человеку и принять его в нормальную среду обществом при наличии его желания туда вернуться. До начала ресоциализации, т.е. приобретения новых ролевых, нормативных и ценностных установок, должна произойти десо-
циализация, т.е. отказ от прежних воззрений, которые привели в прошлом к возникновению делинквентного поведения [Кондрат 2006].
Теоретико-методологический анализ проблемы ресоциализации показал, что существует множество подходов к ее рассмотрению. Изучением проблемы ресоциализации занимались такие исследователи, как Ю.М. Антонян, Ю.А. Алферов,
A.И. Зубков, С.А. Лузгин, А.В. Пищелко, В.М. Поздняков, М.П. Стурова,
B.Е. Южанин и др.
Ряд исследователей определяют ресоциализацию как «возобновление или повторность действия» и как противодействие асоциальной деградации личности. Ресоциализация рассматривается в смысле социальной адаптации и процесса исправления личности (Ю.В. Жулева, 2000; Т. Предов, 1978), определяя ресоциализацию как целенаправленную, управляемую нравственно-психологическую подготовку заключенных, как профилактическую деятельность. По мнению Т. Предова, пенитенциарное воздействие на личность осужденных в местах лишения свободы носит криминологический характер и осуществляется с целью предупреждения преступного поведения в будущем. В.М. Трубников (1990) под ресоциализацией понимает «процесс исправления и перевоспитания судимых лиц» [Салахова 2015].
Сходной точки зрения придерживается Н.А. Крайнова (2005). Она предлагает рассматривать ресоциализацию осужденных как процесс восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, который осуществляется на основе применения к лицу, совершившему преступление и осужденному за него, комплекса правовых, психолого-педагогических, воспитательных, организационных и иных мер воздействия на различных этапах уголовной ответственности с целью недопущения им в дальнейшем противоправных деяний. Отмечая длительность процесса ресоциализации, Н.А. Крайнова пишет о том, что одним из этапов ресоциализации может выступать процесс исправления [Антонян, Голубев, Кудряков 1989].
Широкая трактовка и подробный анализ изучаемой проблемы приводятся у М.С. Рыбака, который указывает на то, что ресоциализация - это «корректировка свойств личности осужденного в направлении придания ей черт, необходимых и достаточных для жизни в определенной положительной или нейтральной с точки зрения общественной безопасности социальной группе, определенной микросреде» [Рыбак 1998].
Процесс ресоциализации в данном аспекте связан, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения, привитием качеств, необходимых для адаптированного поведения в обществе.
Таким образом, процесс ресоциализации можно представить как единство двух процессов: 1) антисоциализации, т.к. разрушается старая система ценностей, норм, личностных черт и 2) социализации, поскольку формируется новая система норм, взглядов, ценностей личности.
Все это вместе и образует процесс реструктуризации социально-психологических качеств - ресоциализацию личности.
Ресоциализация личности осужденного представляет собой формирование в процессе отбывания им уголовного наказания качеств личности, способствующих восстановлению нарушенных социальных связей и отношений, а также идентификацию личности как субъекта собственной жизнедеятельности. Такими качествами выступают законопослушность и социальность, призванные обеспечить соблюдение личностью правовых норм и ее ориентацию на социально полезный образ жизни (нравственно-правовая ресоциализация). Ограничение
их формирования связано с тем, что, в отличие от социализации личности в условиях свободы, ресоциализация осужденного происходит в местах лишения свободы в основном под влиянием внутренней среды пенитенциарного учреждения и лишь в весьма ограниченной степени - отдельных элементов внешней среды [Глоточкин, Пирожков 1968].
Основную структуру системы ресоциализации образуют связи и отношения сотрудников исправительных учреждений с осужденными, единство видов развивающей деятельности самих осужденных. Процесс ресоциализации складывается из целенаправленного влияния на поведение и деятельность человека в процессе исполнения уголовного наказания со стороны общества (представителем которого выступает администрация пенитенциарного учреждения), воздействия среды (как необходимого условия развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса. Последнее проявляется в избирательном отношении осужденного к ближайшему окружению, его нормам и ценностям, к воспитательным воздействиям, в самовоспитании и саморегулировании поведения. Система и процесс ресоциализации личности осужденного сопряжены с системой и процессом уголовного наказания, имеют общую структуру и отличаются специфическими механизмами воздействия на личность осужденного [Беличева 1994].
Таким образом, ресоциализация осужденных представляет собой сложный и многомерный процесс трансформации социально-психологических качеств личности (системы ценностей, установок, норм морали и нравственности, стереотипа поведения, мировоззренческой позиции и т.д.). В связи с этим методы и средства, направленные на исправление личности осужденного, должны включать в себя процессы, затрагивающие все компоненты структуры личности. Социально-психологическая ресоциализация имеет свою структуру, и одним из ее компонентов является ценностно-смысловая сфера, образующая базовое ядро личности.
Ресоциализация осужденных, так же как и социализация личности, зависит от множества факторов. Вместе с тем ресоциализация не является простым повторением стадий социализации, а имеет качественные отличия как в средовых, институциональных и семейных факторах, так и в процессах, происходящих в структуре личности. Ресоциализация представляет собой полифункциональное понятие: ее можно рассматривать как функцию исправительных учреждений; как основную задачу пенитенциарной системы, направленную на процесс исправления личности преступника; как процесс переработки личностью своего жизненного опыта с целью изменения социального поведения; как инструмент управления процессом вхождения преступника в социум.
Работа поддержана грантом РГНФ «Исследование особенностей и динамики показателей ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование», проект № 15-36-01329/16.
Список литературы
Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.М. 1989. Психологические особенности осужденных и их отличительные черты. М.: Наука. 213 с.
Беличева С.А. 1994. Ресоциализация как организованный социально-педагогический процесс. - Основы превентивной психологии. М.: РИЦ консорциума «Социальное здоровье России».
Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. 1968. Психические состояния человека, лишенного свободы (под ред. К.К. Платонова). М. 42 с.
Кондрат Е.Н. 2006. Психология молодежной делинквентности: механизмы и профилактика (на примере пенитенциарных учреждений). СПб: ИД СПбГУ. 221 с.
Михлин А.С. 1980. Личность осужденных к лишению свободы и проблема их исправления и перевоспитания. Фрунзе: Кыргызстан. 200 с.
Рыбак М.С. 1998. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях: учебно-методическое пособие. Саратов: СГАП. 122 с.
Салахова В.Б. 2015. Особенности ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование: монография. Ульяновск: УлГУ. 167 с.
Франкл В.Э. 1990. Человек в поисках смысла (пер. с англ. и нем.; под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс. 366 с. Mechler А. 1981. Psychiatrie des Strafvollzugs. Munster. 112 р. Panse F. 1965. Die psychologische Problematic des StrafVollzugsim Hinblick auf den Besserungs gedanken. - MschrKrim. № 39. P. 5-17.
The Oxford History of the Prison: The Practice of Punishment in Western Society (ed. by N. Morris, D.J. Rothman). 1998. NY: Oxford University Press. 425 p.
SALAKHOVA Valentina Borisovna, Cand.Sci.(Psych.), Associate Professor of the Chair of Psychology and Pedagogics, Ulyanovsk State University (42L. Tolstogo St, Ulyanovsk, Russia, 432017; valentina_nauka@mail.ru) MITINA Tatyana Sergeevna, postgraduate student of the Chair of Psychology and Pedagogics, Ulyanovsk State University (42 L. Tolstogo St, Ulyanovsk, Russia, 432017; cherrity07@mail.ru)
THE PROBLEM OF RESOCIALIZATION
IN THE CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF RUSSIA
Abstract. The article presents the results of the theoretical analysis of the problem of resocialization in correctional institutions in the Russian Federation. The author gives a definition of the concept of resocialization in the context of social psychology. Keywords: resocialization, correctional system, criminal penalties, identity of convict, correction of convict, methods of execution of sentence