Научная статья на тему 'Социальные факторы как основа устойчивого развития сельских территорий'

Социальные факторы как основа устойчивого развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1686
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панарина В. И., Кошечкин Ю. В., Барабанова С. Н.

В статье приведены данные по исполнению программных мероприятий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», а также приведен обзор влияния различных факторов на социальную инфраструктуру. Рассмотрен положительный опыт в реализации социальных проектов по развитию сельских территорий, носящих социальный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные факторы как основа устойчивого развития сельских территорий»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА

УДК 332.05

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

В.И. Панарина, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: ver 1183@ yandex .ru

Ю.В. Кошечкин, старший научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail:[email protected]

С.Н. Барабанова, научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail:[email protected]

Аннотация. В статье приведены данные по исполнению программных мероприятий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», а также приведен обзор влияния различных факторов на социальную инфраструктуру. Рассмотрен положительный опыт в реализации социальных проектов по развитию сельских территорий, носящих социальный характер.

Ключевые слова: региональная экономика, устойчивое развитие, социальные факторы, сельские территории.

Abstract. The article presents data on the execution of programme activities under the Federal target program «Sustainable development of rural territories for 2014-2017 and for the period till 2020» and an overview of the impact of various factors on the social infrastructure. Examines the positive experience in implementation of social projects on development of rural territories, which bears a social character.

Key words: regional economy, sustainable development, social factors, rural areas

Сельские территории в силу своей специфики являются источником продовольствия, сырьевой базой для сельского хозяйства, местом проживания и сосредоточения природных ресурсов и рекреационным объектом. Однако в настоящее время в селах складывается плачевная ситуация: недостаточно развита социально-инженерная и транспортная инфраструктура, неблагоприятная демографическая обстановка, отсутствие достойных условий труда, низкое материальное благосостояние [5; 9; 10]. Всё это ведет к «вымиранию» сельских территорий и опустыниванию сел. Социальные проблемы, имеющиеся на сельских территориях, можно решить только при наличии экономического роста. При этом без решения социальных проблем долгосрочный экономический рост невозможен. В своем послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года Президент РФ В.В. Путин сказал: «Важная задача - повысить привлекательность сельских территорий для жизни и работы. Мы уже вложили очень серьезные средства в развитие АПК. Отрасль демонстрирует очень хорошую динамику. Теперь на первый план выходит задача закрепления людей на селе, формирования современной, комфортной инфраструктуры в сельских территориях...». Достижению поставленных задач способствует Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, а также федеральные целевые программы УРСТ, реализация которых приносит результаты. По данным Министерства сельского хозяйства РФ [8] в мероприятиях ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2016 году приняло 78 субъектов РФ, в том числе 75 - в мероприятии жилье, 49 - газ, 53 - вода, 28 - школы, 34 - ФАПы, 25 - спорт, дороги - 49, клубы -21, гранты - 38, ККЗ - 19. В 2015 году:

- обеспечено жильем 8,2 тыс. семей, в том числе 5,3 тыс. молодых семей и молодых специалистов из них наибольшее количество семей обеспеченных жильем было в Республике Татарстан - 608, тогда как наименьшее их количество в Тверской и Псковской областях - 16;

- газифицировано 399 населенных пунктов из них наибольшее количество газифицированных пунктов было в Смоленской области - 28, тогда как наименьшее в Чеченской Республике, Астраханской, Иркутской, Пензенской, Ростовской, Сахалинской и Тверской областях - 1;

- обеспечено питьевой водой 296 населенных пунктов из них наибольшее количество было в Карачаево-Черкесской Республике - 24, наименьшее в Республике Калмыкия, Красноярском крае,

Астраханской, Ивановской, Калужской, Тверской, Ленинградской, Нижегородской, Кемеровской и Томской областях - 1;

- обеспечено связью по дорогам 176 населенных пунктов и 24 объекта по производству и переработке сельхозпродукции из них наибольшее количество было в Удмуртской Республике - 19, наименьшее в Республике Калмыкия, Чеченской Республике, Чувашской Республике, Бурятии, Астраханской, Ивановской, Белгородской, Владимирской, Костромской и Кировской областях - 1;

- за 2009 - 2015 годы реализовано 92 проекта ККЗ в 31 субъекте РФ, из них наибольшее число в Рязанской области - 12, наименьшее в Курской, Тульской, Ленинградской, Нижегородской, Пензенской, Самарской, областях, Республиках Коми, Марий Эл, Алтайском, Краснодарском, Хабаровском краях - 1;

- за 2014-2015 годы реализовано 492 проекта местных инициатив в 38 субъектах РФ из них наибольшее число в Ульяновской области - 92, наименьшее в Краснодарском крае, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Башкортостан, ХМАО, ЯНАО и Еврейской автономной области - 1-2.

Переход к устойчивому развитию сельских территорий является сложным и проблематичным процессом, на который оказывают валяние ряд факторов. Так A.B. Костарев [7] предлагает разделять факторы, влияющие на развитие социальной инфраструктуры муниципальных образований на две группы (табл. 1). Где регулируемые факторы - это те факторы, на которые можно повлиять посредством принятия управленческих решений органами местного самоуправления (льготы, налоги и кредиты, система страхования, применение штрафных санкций за нарушение обязательств по реализации социальных гарантий).

Таблица 1 - Факторы, влияющие на эффективность развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования*

Нерегулируемые факторы Регулируемые факторы

Географическое положение муниципального образования Административное устройство муниципального образования

Геологическое положение муниципального образования Институциональный фактор

Природно-климатические условия территорий Организационно-управленческий фактор

Демографический состав и структура населения Социально-психологический фактор

Традиции, обычаи и менталитет населения Экономические и рыночные факторы

Ресурсная обеспеченность территории Научно--инновационный потенциал

История образования и развития муниципального образования Инвестиционный потенциал муниципального образования

*Примечание: Костарев А. В. Стратегия развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования: дис. на соискание ученой степени 153 канд. экон. наук 08.00.05 / Александр Владимирович Костарев. Пермь. 2004. 167 с.

В свою очередь Ю.А. Большакова [1] предлагает более развернутую классификацию (табл. 2).

Таблица 2 - Факторы, влияющие на устойчивое развитие социальной инфраструктуры сельских территорий*

Внешние факторы Внутренние факторы

косвенные прямые объективные субъективные

Уровень научно-технического развития Состояние инженерной инфраструктуры в сельской местности Размещение, специализация и концентрация объектов социальной инфраструктуры в соответствии с местной спецификой Уровень квалификации специалистов в социальной сфере

Приро дно-географические факторы Демографическая ситуация Качество и конкурентоспособность услуг социальной инфраструктуры, предоставляемых сельскому населению Организация и управление работой учреждений социальной инфраструктуры

Культурно-исторические особенности сельской местности Рыночная инфраструктура Потенциал и ресурсная база предприятий Активное участие работников в саморазвитии предприятий в сельской местности

Алкоголизация села и уровень преступности Уровень развития сельскохозяйственного производства Инвестиционная привлекательность сельской социальной инфраструктуры Менталитет, традиции и обычаи сельского населения

Политическая и экономическая ситуация Государственная поддержка и государственное регулирование - Уровень жизни сельских жителей

*Примечание: Большакова Ю. А. Обеспечение устойчивого развития социальной инфраструктуры сельских территорий: дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук 08.00.05 /Юлия Александровна Большакова. Княгинино. 2014. 185 с.

Где внешние факторы это те, которые возникают на уровне макроэкономической системы, внутренние - действуют на уровне региональной социальной инфраструктуры. В свою очередь внешние факторы подразделяются на прямые и косвенные. Такое деление, по мнению автора, позволяет провести комплексный анализ достигнутого уровня развития, затратности и эффективности работы объектов социальной инфраструктуры, а также для определения прогнозов ее развития на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Э.Н. Карницкая и А.Г. Дмитриева [6] изучив различные подходы по классификации факторов оказывающих влияние на развитие сельской социальной инфраструктуры, предлагают свою классификацию (табл. 3). Она позволяет учесть элементы, влияющие на устойчивое развитие сельской социальной инфраструктуры, результативным фактором (признаком) выступает среднесписочная численность населения, проживающая на территории сельского поселения, так как изменение численности сельского населения свидетельствует, в его случае сокращения, об ухудшении ситуации на территории сельских поселений.

Таблица 3 - Классификация факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие сельской социальной инфраструктуры*

Внутренние факторы Внешние факторы

(влияние на уровне сельских муниципальных (влияние на уровне страны, республики, края, области)

образований)

регулируемые нерегулируемые регулируемые нерегулируемые

- состав и структура - местоположение сельского - уровень научно- - природно- климатические

управления сельским муниципального технического развития; и географические условия

муниципальным образования; - целевая подготовка территории; -

образованием; - природно-климатические квалифицированных кадров демографическая ситуация

- инвестиционный условия на территории для села; на территории;

потенциал села; муниципального - государственная - уровень преступности на

- экологическая обстановка; образования; поддержка села и территории;

- уровень благосостояния - демографическая ситуация; законодательное - уровень экономической

населения; - наличие полезных регулирование перспектив активности населения на

- уровень занятости природных ресурсов; развития села; территории.

населения; - менталитет, традиции и - общественно-

- уровень обеспеченности мировоззрение народа. политическая ситуация;

населения элементами - экономическая ситуация;

благоустройства; - транспортное

- уровень цен и тарифов на обслуживание сельских

элементы благоустройства; населенных пунктов; -

- уровень развития развитость предприятий по

социальной переработке

инфраструктуры; сельхозпродукции;

- уровень развития - уровень развития

производственной сферы; кредитных и финансовых

- степень участия институтов;

предприятий в развитии - регулирование системы

сельской социальной расселения населения на

инфраструктуры; территории сельских

- уровень образования поселений;

сельского населения; - - уровень развития

уровень преступности экотуризма на территории сельских муниципальных образований.

*Примечание: Карницкая Э.Н., Дмитриева А.Г. Анализ факторов, влияющих на развитие социальной инфраструктуры села Чувашии //Агропродоволъственная экономика. 2015. № 8.с. 25-34.

И.В. Брыжко [2] выделяет следующие факторы развития социальной инфраструктуры сельских территорий:

1. Уровень развития экономики;

2. Приоритетные направления государственной аграрной политики;

3. Финансирование программ развития социальной инфраструктуры сельских территорий;

4. Уровень развития кредитных и финансовых институтов;

5. Уровень развития общественных институтов;

6. Природно-климатические условия сельских территорий;

7. Обычаи, исторический опыт, традиционный образ жизни сельского населения;

8. Система расселения;

9. Уровень сельскохозяйственной освоенности территории, состояние аграрного землепользования;

10. Уровень развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;

11. Уровень развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве и смежных сферах хозяйственной деятельности;

12. Уровень благосостояния сельского населения;

13. Наличие альтернативных мест приложения труда;

14. Уровень инженерной освоенности территории;

15. Состояние земельных, других природных ресурсов, окружающей среды в целом;

16. Местоположение сельских территорий относительно городов, крупных населенных пунктов, транспортных магистралей;

17. Наличие у сельского населения возможности получения земли в собственность;

18. Структура населения, проживающего в сельских территориях.

По мнению И.В. Брыжко, комплексное воздействие названных факторов на исследуемую систему позволяет добиться положительной динамики развития элементов социальной инфраструктуры; выпадение какого-либо фактора или недостаточное функционирование соответствующих институтов создают ограничивающие, лимитирующие условия развития инфраструктуры; отсутствие необходимых факторов или дестабилизирующий характер их влияния приводят к негативным тенденциям развития системы, разрушению социальной инфраструктуры сельских территорий.

Также коллективом авторов [4] было проведено исследование влияния социальных факторов на агропромышленное производство на примере Орловской области. На основе корреляционного анализа ими было определено влияние разной степени интенсивности указанных социальных индикаторов на показатели производственного развития. В группу социальных факторов, оказывающих определяющее влияние на показатели объёма производства сельскохозяйственной продукции, вошли такие показатели, как:

- численность населения;

- количество зарегистрированных безработных граждан;

- обеспеченность государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

Социальные факторы в своей совокупности оказывают значительное влияние на эффективность

трудовой деятельности работников в сфере агропромышленного производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проанализировав различные подходы к изучению социальных факторов можно говорить о том, что как сами социальные факторы, так и факторы, оказывающие на них воздействие, находятся в тесной взаимосвязи друг, с другом обеспечивая устойчивое развитие сельских территорий.

Поэтому достигнутые результаты, полученные при реализации мероприятий по УРСТ как в субъектах РФ, так и в целом по стране формируют положительный опыт и повышают качество и комфортность проживания населения на сельских территориях. Так начиная с 2014 года, Департамента развития сельских территорий РФ, проводит ежегодный Всероссийский конкурс информационно-просветительских проектов по сельской тематике в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года». В 2016 году на конкурс было подано 4000 работ из 78 регионов страны. По итогам конкурса в 2016 году 3 участника из Орловской области заняли призовые места. Тогда как в предыдущие два года эти цифры были следующие: 2014 год - 891 работа из 68 регионов; 2015 год -2878 заявок из 77 регионов. Что говорит о возрастающей популярности данного проекта.

«Итоги конкурса свидетельствуют о том, что тема развития сельских территорий достаточно активно и многопланово освещается на федеральном и региональном уровнях», - отметил директор Департамента развития сельских территорий Владимир Свеженец. Основная цель конкурса это выявление и поощрение реализованных проектов на телевидении, радио и средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет, направленных на создание положительного образа российского села и привлекательности работы в сельской местности, распространение передового опыта развития сельских территорий, повышение значимости сельскохозяйственного труда, сохранение народных традиций, а также историко-культурных ценностей [3].

С целью воспитания в молодом поколении патриотизма, национальной самоидентификации и гордости за свою малую Родину уже семь лет Российским союзом сельской молодежи при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации проводиться Конкурс «Моя малая Родина». За этот период в нем приняло участие около 11500 человек [12].

В рамках мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий был организован информационный портал «Развитие села» на котором представлен «Банк проектов развития сельских территорий» [11]. Особенно хочется отметить проекты социального характера:

1. Автолавки в село

С целью создания комфортных условий проживания в сельских населенных пунктах в рамках государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» из областного бюджета предоставляются субсидии для возмещения части затрат, связанных с приобретением специализированных автомагазинов для обслуживания удаленных населенных пунктов. В результате с 2011 по 2016 годы счет средств областного бюджета были приобретены 29 современных автолавок.

2. Агрокомплекс «Школа фермеров»

Проектом предусмотрены курсы экстренной социализации сирот с последующей подготовкой для поступления в агротехникумы. С 2004 по 2016 годы прошли социализацию более 1500 воспитанников учреждений для детей сирот Пермского края.

3. Всероссийская программа тетрадка дружбы

Программа помогает развивать у участников творческий потенциал, социально значимые инициативы, патриотизм, гражданственность, «вытаскивает» детей из виртуального общения. Программа «Тетрадка Дружбы» создана в 2006 году AHO «Вектор Дружбы». Сегодня в программе участвует 43 региона России.

4. Кукольный театр книги

Цель проекта — сформировать нравственный и духовный потенциала художественного вкуса ребёнка путём чтения детских книг. В рамках проекта было создано 2 театральных коллектива и подготовлен цикл театрализованных представлений. Многие семьи получили возможность организовать досуг детей, не затрачивая материальных средств. Всего за время реализации 1-го этапа проекта театральные постановки смогли посмотреть порядка 1000 детей, среди которых более 70 детей с ограниченными возможностями. Было показано 47 кукольных показов, также проведено 16 информационно-просветительских мероприятий. За время реализации 2-го этапа проекта состоялось 6 постановок для 200 детей и более 10 театрализованных игровых программ, в которых приняли участие более 500 детей и взрослых.

5. Остров культуры

Краткосрочной целью проекта является повышение общей культуры населения и объединение жителей острова в результате организации разнообразной совместной деятельности.

6. Поволжский центр поддержки инициатив социально ориентированных НКО

Настоящая Программа предполагает оказание комплексной методической, консультационной и информационной поддержки деятельности социально ориентированных НКО Саратовской области.

7. Поддержка сельской торговли Оренбургской области

В результате реализации проекта в 2012-2014 годах: - свыше 500 отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пунктов охвачено услугами торговли (53% от общего количества указанных пунктов); -8 организаций приобрели технологическое оборудование для производства хлебобулочных и кондитерских изделий; - 11 хозяйствующих субъектов приобрели 11 единиц автотранспортных средств для доставки социально значимых товаров; - 7 хозяйствующих субъектов провели реконструкцию объектов производства, торговли и общественного питания; - 13 субъектов получили гранты на приобретение оборудования для хлебопекарного производства и охлаждения закупаемого у населения молока.

8. Продовольственный сертификат

Социальная программа по реализации продовольственных сертификатов - это выгодное предложение, как для населения, так и для сельхозпроизводителя. Сертификат стал гарантией для покупателя, что осенью ему не придется переплачивать за овощи независимо от инфляции и роста цен. Для сельхозпроизводителя это беспроцентный кредит, позволяющий привлечь дополнительные средства для проведения весенне-посевных работ. Наряду с фиксированной ценой благодаря сертификатам покупатель получает возможность прямого доступа к качественной местной продукции. Фермеры, обеспечиваются гарантированным сбытом продовольственных товаров в период массового сбора урожая.

9. Центр защиты материнства «Покров»

Центр защиты материнства «Покров» работает с 2014 года. Специалисты центра ставят перед собой задачу - не только вывести маму с ребенком из кризисной ситуации, но и сделать так, чтобы женщина самостоятельно могла в дальнейшем справляться с проблемами.

10. Землянск. РФ

Этот проект создан для сохранения культурного наследия предков Землянского уезда, а также с целью патриотического воспитания молодого поколения.

Действие таких проектов оказывает положительное влияние на социальную сторону жизни населения сельских территорий и служит примером для успешной реализации подобных проектов не только в конкретном субъекте, но и по всей России. Таким образом, социальная инфраструктура находится в тесной взаимосвязи с производством, органами государственной власти и самим население и только комплексный охват позволит решать задачи, поставленные перед социальной инфраструктурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большакова Ю. А. Обеспечение устойчивого развития социальной инфраструктуры сельских территорий: дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук 08.00.05 / Юлия Александровна Большакова. Княгинино. 2014. 185 с.

2. Брыжко ИВ. Факторы развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3. С.415.

3. Всероссийский конкурс информационно-просветительских проектов по сельской тематике. URL: http://konkurs.agromedia.ru (дата обращения 12.01.2017).

4. Гальянов ИВ., Логвинова P.M., Резвяков A.B., Родимцев С.А., Саран А.Ю., Студенникова Н.С. Социальные факторы агропромышленного производства. / Коллективная монография / Орел: изд-во Орел ГАУ, 2014. 235 е., 26 рис., 52 табл.

5. Горяйнова О.В., Гуськов A.A., Иванова Н.В., Исмайлова Т.Ю., Ермолов Ю.А., Кармышев Ю.А., Корнева Ж.В., Корякина Т.В., Кукина Е.Е., Левчегов О.Н., Меренкова И.Н., Меньщикова В.И., Морозова Н.С., Нестерова H.H., Нечаев Н.Г., Новикова ИИ, Перцев В.Н., Пучнина A.A., Савенкова О.Ю., Соколов Д.В., Уродовских В.Н., Черкасов A.B., Шахова Ю.Ю., Широкова О.В., Юдин О.И. Социально-экономические процессы и явления устойчивого развития территорий России в условиях глобальных изменений. Монография. Изд-во Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Елец), 2015. 285 с.

6. Карницкая Э.Н., Дмитриева А.Г. Анализ факторов, влияющих на развитие социальной инфраструктуры села Чувашии // Агропродовольственная экономика. 2015. № 8. С. 25-34.

7. Костарев А. В. Стратегия развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования: дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук 08.00.05 / Александр Владимирович Костарев. Пермь. 2004. 167 с.

8. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www.mcx.ru (дата обращения 11.08.2016).

9. Парахин Н.В., Родимцев С.А., Гальянов ИВ., Резвяков A.B., Панарина В.И., Логвинова P.M., Студенникова Н.С., Саран А.Ю., Полухина М.Г., Небытов В.Г., Приходько Д.А. Диагностика уровня устойчивого развития сельских территорий на основе их мониторинга. Монография. Изд-во ООО «Картуш», 2016. 498 с.

10. Полухина М.Г., Логвинова P.M. Результаты социологического опроса жителей Орловской области в сфере социальной инфраструктуры// Вестник сельского развития и социальной политики. 2015. №1(5). С.1-6.

11. Портал «Развитие села» URL: http://ruraldevelopment.ru (дата обращения 12.08.2016).

12. Российский союз сельской молодежи. URL: http://nasledie-sela.ru (дата обращения 11.08.2016).

13. Полухина М. Г. Проблема закрепления молодых специалистов на селе / М.Г. Полухина // АПК: экономика, управление. 2017. № 2. С. 77-82 .

14. Полухина М. Г., Богачев А.И. Актуальные проблемы развития социальной инфраструктуры в свете обеспечения устойчивости сельских территорий: Монография. «Орловский ГАУ», 2016 г. 146 с.

15. Polukhina M.G. Infrastructure as socio-economic factor of development of physical culture and sport / M.G. Polukhina // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences № 7(55), July 2016.

16. Социально-экономическое развитие сельских территорий - главный фактор устойчивости аграрной сферы [Текст] / Голубева А.И, Воронова Л.В., Дугин А.Н., Дорохова В.И., Суховская A.M. // Научно-технологическое развитие АПК: проблемы и перспективы. М.: ВИАПИ имени A.A. Никонова: «Энциклопедия российских деревень», 2016. С. 173-179.- ISBN 978-5-905214-40-0.

17. Устойчивое развитие сельских территорий: состояние и перспективы [Текст] / Голубева А.И, Воронова Л.В., Суховская A.M., Дорохова В.И., Дугин А.Н. // История, состояние и перспективы агроэкономической науки и образования: материалы международной научно-практической конференции, 3-4 июня 2016 г., ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ. Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2016. С. 79-87. ISBN 978-5-7267-0884-3.

18. Семыкин В.А. Инновационный механизм развития агропромышленного комплекса / В.А. Семыкин, И.Я. Пигорев // Проблемы развития аграрного сектора региона: сб. материалов всероссийс. науч. -практич. конф.: в 4-х ч. 2006. С. 3-10.

19. Тенденции уровня занятости и безработицы в сельском хозяйстве / М.А. Пархомчук, В.М. Солошенко, И.Я. Пигорев, Д.И. Дорошенко // Аграрная наука. 2009. № 8. С. 6-8.

20. Пикушина М.Ю. Формирование системы индикаторов устойчивого развития Рязанской области / М.Ю. Пикушина, B.C. Отто, Т.Ю. Сомова // Российский научный журнал. 2014. № 2 (40). С. 260-268.

21. Черкашина Л.В. Социальное проектирование как инструмент повышения устойчивости развития муниципальных образований / Л.В. Черкашина // Журнал гуманитарных наук. 2016. № 4 (16). С. 81-85.

22. Добрунова А.И. Управление устойчивым социально-экономическим развитием сельских территорий / А.И. Добрунова, A.A. Сидоренко // Проблемы и перспективы инновационного развития агротехнологий: материалы XIX Международной научно-производственной конференции. Белгород: ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, 2015. С. 146-147.

23. Добрунова А.И. Управление социально экономическим развитием сельских территорий / А.И. Добрунова, Н.П. Епифанцев, A.A. Сидоренко и др. // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-1 (63-1). С. 773-778.

* * *

УДК: 33.338.49

ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД ВЯЗНИКИ» ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ - ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

P.M. Логвинова, старший научный сотрудник ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]

A.B. Адоньева, кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Аннотация: Дана характеристика наличия и состояния газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения в городском поселении, отмечены недостатки и даны предложения по его развитию.

Ключевые слова: инженерная инфраструктура, газовые сети, тепловые сети, водопроводные сети, канализационные сети, протяженность, степень износа.

Abstract. The characteristic of the availability and status of gas supply, heat supply, electricity supply, water supply and sanitation in urban settlement, identifies gaps and provides suggestions for its development.

Key words: infrastructure, gas network, thermal network, water network, sewage network, length and degree of wear.

Комплексное территориальное планирование и уделение сбалансированного внимания условиям жизни в населенных пунктах имеют огромное значение для всех стран.

Одним из важнейших условий повышения качества жизни жителей муниципального образования, является обеспечение населения бесперебойным газоснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, канализацией и электроснабжением, обеспечивающим комфортные условия существования.

Муниципальное образование «Город Вязники» (городское поселение) расположено в северо-восточной части Вязниковского муниципального района Владимирской области и граничит на севере - с Ивановской областью, на востоке с Гороховецким муниципальным районом, на юге и юго-западе с Паустовским и Октябрьским сельскими поселениями, на западе с городским поселением поселок Мстера. Площадь территории городского поселения «Город Вязники» - 81162,58 га, что составляет 35,6 % от общей площади района, с численностью постоянного населения по состоянию на 01.01.2013 года 45929 человек.

В состав территории МО «Город Вязники» входят 63 населенных пункта: 1 город, 4 поселка и 58 деревень (Закон Владимирской области от 10.08.2009 №111-03). [1]

В таблице 1 представлена информация о протяженности и состоянии газовых сетей в городском поселении.

В период с 2007 по 2014 годы протяженность уличной газовой сети в городском поселении составляла 449750 метров. Газовые сети находились в хорошем состоянии, о чем свидетельствует показатель износа газовых сетей. В 2007 году он составлял 0,011%, в 2008 году 0,005%, в 2014 году 0,002%. В 2014 году было газифицировано 85,7% населенных пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.