УДК 332.364
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
LOCAL GOVERNMENT AS A MOVING FORCE OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF
MUNICIPAL EDUCATION
М.Г. Полухина, кандидат сельскохозяйственных наук ВНИИ социального развития села ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected] M.G. Polukhina, Candidate of Agricultural Science FSBEI HE Orel SAU
Аннотация. В стать представлен анализ направлений развития системы местного самоуправления в том числе и сельских территориях. Указано, что социально-экономическое, инженерное, дорожное, а также экологическое развитие, сельских территорий напрямую зависит от размера бюджета муниципального образования, имеющейся материально-технической базы, эффективности ее управления и использования.
Ключевые слова: экономика, муниципальное образование, местное самоуправление, сельское поселение, генеральное планирование, стратегия развития, грантовая поддержка, законодательная база, территориальное планирование, бюджет
Abstract. The article presents an analysis of the directions for the development of the system of local self-government, including in rural areas. It is pointed out that the socio-economic, engineering, road, and environmental development of rural areas directly depends on the size of the budget of the municipality, the available material and technical base, the effectiveness of its management and use.
Key words: economics, municipal education, local government, rural settlement, general planning, grant support, legal framework, territorial planning
Устойчивое социально-экономическое развитие сельских муниципальных образований напрямую зависит от имеющейся материально-технической базы и эффективности ее управления и использования. В том числе этому способствует наличие долгосрочной стратегии развития учитывающей: повышение качества жизни населения и доступности социальной среды; планирование территории (в т.ч. схема расселения, система основных инженерных и транспортных коммуникаций, размещение природно-экологических объектов по территории); создание привлекательного инвестиционного облика территории; улучшение экологической ситуации, сохранение историко-культурного и природного наследия; экономическую, технологическую и экологическую безопасность развития; рациональное природопользование.
Развитие муниципального образования осуществляется через местное самоуправление, которое представляет собой один из важнейших элементов демократического общества.
В работе использованы такие методы исследований как: монографический, анализ и синтез, сравнительный и логический анализы, произведен стратегический SWOT- анализ развития местного самоуправления.
Ежедневно в своей работе местное самоуправление сталкивается с множеством вопросов и проблем касающихся управления и развития муниципального образования. Это связанно с большим количеством сфер и направлений, которые являются составными частями жизни муниципального образования.
Решение имеющихся проблем по вышеуказанным направлениям можно отследить на примере МО «Город Вязники» Вязниковского района Владимирской области. В состав, которого входят 63 населенных пункта: 1 город, 4 поселка и 58 деревень. Площадь МО «Город Вязники» составляет 801,86 км.2 Плотность населения - 53,7 чел/ км2.
Каждое муниципальное образование должно располагать актуальными документами стратегического развития, такими как Генеральный план, стратегия развития, схема территориального планирования, правила землепользования. Каждый из этих документов выполняет конкретную функцию при управлении стратегическим развитием.
Ключевым критерием является эффективность бюджетного управления и нормативная база на уровне региона и субъекта управления. В качестве базовых показателей для обоснования направлений развития территорий выступают природные условия и ресурсы, демографическая обстановка, обеспеченность населения объектами социальной инфраструктуры.
Проблема развития сельских муниципальных образований напрямую связанно с развитием местного самоуправления. Проблема состоит остро и требует формирования механизмов и системных подходов к её решению.
Таблица 1 - Оценка эффективности управления на примере МО «Город Вязники» Вязниковского района _Владимирской области_
Группы показателей Значение показателей Управленческие решения
Территориально е планирование Наличие Генерального плана и стратегии развития МО. Территорию можно разбить на следующие функциональные зоны: городского, поселкового и сельского строительства; преимущественного рекреационного использования и лесохозяйственные зеленые зоны, зоны отдыха; лесные территории; транспортные; промышленные и коммунально-складские территории; водные территории. Повышение эффективности использования средств государственной поддержки. Стабилизация демографической ситуации. Решение социальных, экономических, инженерных и экологических проблем.
Бюджет Доходная часть - 130800,7 тыс. руб. складывается из налоговых (налог на доходы физических лиц; налоги на товары (работы, услуги); единый сельскохозяйственный налог; земельный налог с организаций и с физических лиц; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам) и неналоговых поступлений (доходы от имущества, находящегося в гос. и мун. собственности, штрафы, санкции, возмещение ущерба; прочие неналоговые доходы, безвозмездные поступления от других бюджетов Р.Ф. (субсидии, дотации, межбюджетные трансферты)). Основной расходной статьей является: культура - 60029,1 тыс. руб. и национальная экономика, в частности дорожного хозяйство - 41302,6 тыс. руб. В целом бюджет на протяжении нескольких лет является дефицитным, расходы бюджета в основном носят социальную направленность. Стимулирование целевого развития местного самоуправления. Высокий уровень доходов регионального бюджета позволит реализовать большое количество социально ориентированных проектов и решить инфраструктурные проблемы МО.
Законодательная база Законы, указы, постановления, распоряжения целевые программы развития и др. всех уровней (Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601; Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон №131 от06.10.2003 в редакция от 28.12.2016; Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. №607; Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. №607 [3-4]. Исполнение всех действующих законов, указов, постановлений, распоряжений. Активное участие в реализуемых программах развития всех уровней. Создание программы социально-экономического развития МО. Разработка четкого перечня функций, ответственностей и их финансирования
Природные условия и ресурсы Рельеф, в целом, представляет равнину, расчленённую оврагами и балками. имеют место карст и оползнеобразование. Имеются общераспространенных полезных ископаемых (глина, песок, гравий, щебень). Разработка полезных ископаемых.
Демография Население 42288 человека, из них 88,0% проживают в городе, 12% - в сельской местности. Из общего числа граждан 42,1% -население в нетрудоспособном возрасте (дети 14,1%, пенсионеры 28,0%). Миграционная убыль населения 1,1%.Среднее ежегодное сокращение численности городского и сельского населения составляет 1,8 и 2,2% соответственно [2]. Необходимо: повышение рождаемости и укрепление семьи; снижение смертности и увеличение продолжительности жизни; Оптимизация миграционных процессов.
Уровень жизни населения, рынок труда, уровень безработицы, занятость Среднемесячная заработная плата составляет 20 тыс. руб. Среднемесячный размер пенсии 10 630 руб. Уровень зарегистрированной безработицы 2%. Для улучшения ситуации необходимо: регулирование занятости населения, повышение экономической активности населения и уровня трудоустройства; стимулирование создания рабочих мест для граждан,
Группы показателей Значение показателей Управленческие решения
имеющих ограничения в трудовой деятельности по медицинским показаниям; повышение качественных характеристик кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Экономическое развитие На территории МО осуществляют свою деятельность: 336 магазинов с общей площадью торгового зала 41231,85 м2; 31 торговый павильон с общей площадью торгового зала 882,1 м2; 24 палатки; 1 универсальный рынок с количеством торговых мест 116; 12 кафе с количеством посадочных мест 540. Основная доля предприятий малого и среднего бизнеса сосредоточена в оптовой и розничной торговле - 51%. Создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата. Создание промышленных зон, имеющих современную развитую инфраструктуру, готовых для размещения средних по инвестиционным затратам проектов российских и иностранных инвесторов. Обеспечение экономической и финансовой устойчивости социально-значимых предприятий, недопущение социальной напряженности в промышленности.
Туризм и рекреационные территории Виды туризма на территории МО: музейный, православно-паломнический, развлекательно -познавательный, агротуризм, охотничий, спортивно-рекреационный. Имеется ряд рекреационных зон. Формирование конкурентоспособного туристского продукта через освоение новых туристских ресурсов. Увеличение объёма инвестиций в туристский комплекс, повышение качества обслуживания в сфере туризма. Создание положительного туристского имиджа муниципального образования.
Жилой фонд Общая площадь жилищного фонда составляет 1045,8 тыс. кв. м. на одного человека приходится 25,8 м2. Более 50 % жилищного фонда имеет износ свыше 30 %. Ввод жилья составил 9762 кв. м, что на 21% больше, чем в 2012 году. Проведение капитального ремонта мест общего пользования в многоквартирных домах, в которых истек нормативный срок проведения капитального ремонта. Оптимизация стоимости жилья за счет повышения эффективности действующих финансово-кредитных механизмов, внедрения открытых конкурсных процедур предоставления застройщикам прав собственности на сформированные земельные участки и усиления антимонопольного контроля в данной сфере, внедрения ресурсосберегающих технологий. Повышение уровня информированности населения существующих программах поддержки в части обеспечения жильем; Выделять новые площадки для размещения объектов капитального строительства производственного, коммунально-складского, административно-офисного, общественно-делового, социально-культурного, коммунально-бытового и рекреационного назначения.
Социальная инфраструктура Образование: 22 дошкольных образовательных учреждения. Суммарная вместимость всех дошкольных учреждений составляет 2612 мест, на 100 мест приходится 93 ребенка; 10 общеобразовательных учреждений на 5982 места, на 100 мест приходится 67,7 ребенка. Здравоохранение: обеспеченность на 10 тыс. чел: врачами -26,1. (норматив 41 ); средним медицинским персоналом - 66,1 (норматив 114,3 ); больничными койками - 64,3 (норматив 134,7 ). Объекты физической культуры, ед: стадионы с трибунами - 1 (7218 м2) на 41,0% обеспечивает потребности жителей; плоскостные спортивные сооружения - 58; спортивные залы - 22. Все Для решения проблем необходимо: увеличить коечный фонд в среднем на 315 койко мест; увеличить медицинский персонал на 67 врачей и 216 мед. сестер; наращивание спортивного потенциала городского поселения; укрепление материально-технической базы и ресурсного обеспечения физкультуры и массовой культуры.
Группы показателей Значение показателей Управленческие решения
имеющиеся объекты имеют низкую пропускную способность. Массовая культура, ед.:учреждения культуры клубного типа - 8; общедоступные библиотеки - 16; музеи - 2; кинотеатр - 1; объекты культурного наследия - 66, что полностью выполняет нормативные значения [1].
Инженерная инфраструктура Жилой фонд благоустроен: водопроводом -67,2%, канализацией - 65,5%, центральным отоплением - 80,5%, ваннами - 55,5%, газом -92,5%, горячим водоснабжением - 38,1%. Необходимо повышение качества коммунальных услуг, обеспечение их доступности для населения. Надёжное и бесперебойное снабжение как местного, так и сезонного населения услугами тепло-, газо-, водо-, электро-, газоснабжения. Обновление инфраструктуры ЖКХ. Снижение затрат на предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Дорожно - транспортная инфраструктура Три основных вида транспорта: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный (частично речной). Высокая плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Низкое качество покрытия автомобильных дорог общего пользования местного значения Стимулирование строительства и поддержание дорог внутри населенных пунктов к социально важным объектам и объектам культурного наследия (имеющим туристическое значение) за счет средств местных бюджетов при помощи софинансирования региональными бюджетами равными долями; Стимулирование использования средств капитала сельских товаропроизводителей для строительства дорог местного значения через освобождение их от уплаты дорожных налогов и сборов; Обеспечение доступности сельских населенных пунктов (центральных усадеб) до дорог федерального и (или) регионального значения за счет средств Федерального и (или) регионального бюджетов.
Безопасность Осуществление мер пожарной безопасности, мер ГО и мер защиты от ЧС Содействие органов местного самоуправления заключается в: предоставлении участков для установки специализированных технических средств оповещения и информировании населения в местах массового пребывания людей; предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции массовой информации; выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информировании населению о ЧС; подготовке населения в области защиты от ЧС.
*Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. № 1063-рв ред. от 13.07.2007 № 923-р «О методике определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры».
Из проведенного анализа следует, что без решения накопившихся проблем не возможно развитие местного самоуправления и даже его полноценное функционирования. В качестве направлений развития можно предложить следующее:
1. Разрешить местному самоуправлению организовывать добычу общераспространенных полезных ископаемых (глина, песок, гравий, щебень, известняк) путем внесения поправок в Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.07.2016) "О недрах".
2. Вернуть право сельским поселениям распоряжаться землей в границах муниципальных образований.
3. Разработка комплексных муниципальных программ перспективного землевладения, освоения и использования земель сельскохозяйственного значения в рамках территориального планирования.
4. Разработать критерии эффективности выполнения муниципальных программ развития территорий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полухина М.Г. Проблема закрепления молодых специалистов на селе // АПК: экономика, управление. 2017. № 2. С. 77-82.
2. Студенникова Н.С. Прогноз численности населения муниципального образования «Город Вязники»
Владимирской области // Научный альманах. 2016. №10-1(24). С. 289-292.
3. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон №131 от 06.10.2003 в редакции от 28.12.2016.
5. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. №607.
6. Черкашина Л.В. Совершенствование организации управления развитием территории муниципальных образований // В сборнике: Экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты современных ресурсосберегающих технологий в АПК. 2017. С. 322-326.