УДК: 338.45
СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А.И. Богачев, кандидат экономических наук, директор ВНИИ социального развития села, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: [email protected]
Л.Н. Дорофеева, главный специалист отдела безопасности жизнедеятельности ВНИИ социального развития села E-mail: [email protected]
Аннотация. В последние годы одним из актуальных направлений экономических исследований становится устойчивое развитие сельских территорий. В статье рассматривается состояние развития сельских территорий Орловской области и итоги реализации соответствующей Федеральной целевой программы.
Ключевые слова: сельские территории, устойчивое развитие, Орловская область.
Abstract. In recent years, one of the important directions of economic studies, it is the sustainable development of rural areas. The article examines the state of development of rural areas of the Oryol region and the results of the implementation of the relevantfederal targetprogram.
Key words: rural areas, sustainable development, the Orel region.
Российское село длительное время находилось в условиях социально-экономического кризиса. В последние годы целый ряд кризисных явлений обострился, в связи с чем существенно возросла значимость решения проблемы устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, формирования благоприятных условий для обеспечения достойного уровня жизни и деятельности селян. Нарастание социально-экономических диспропорций в сельской местности и появление депрессивных сельских территорий, где многие экономические, социальные и экологические проблемы все более усугубляются, приводят к общей неустойчивости и дезинтеграции экономики России. В этих условиях развитие села становится одним из приоритетов первого уровня. По словам президента Российской Федерации В.В. Путина «село для России - это не только производство продуктов питания, это свой традиционный уклад и образ жизни, это богатство нашей культуры и самобытность многонационального народа огромной страны» [1].
Вопросам оценки и обеспечения устойчивого развития сельских территорий в настоящее время уделяется большое внимание учеными различных. В результате в настоящее время существует множество подходов к определению термина «устойчивое развитие сельских территорий», а данная проблематика приобрела междисциплинарный и межсекторальный характер [2].
В России на законодательном уровне термин «устойчивое развитие сельских территорий» нашел отражение в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которой оно представляет собой стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, а также рациональное использование земель [3].
Современное состояние развития сельских территорий России характеризуется целым рядом негативных тенденций, а условия жизни и труда на сельских территориях до сих пор значительно хуже, чем в городской местности.
Весь комплекс проблем, препятствующих устойчивому развитию российского села, может быть сгруппирован в пять укрупненных блоков:
1) производственные и экономические проблемы (невысокий уровень доходности сельскохозяйственного производства, недостаточный уровень развития кооперации и интеграции, несовершенство механизма реализации рыночных отношений и др.);
2) политические и институциональные проблемы (ограниченные объемы государственной поддержки, недостаток информационной и консультационной поддержки, необходимость модернизации сложившейся системы органов и институтов управления);
3) социальные проблемы (безработица, неразвитость инженерно-технической, транспортной и социальной инфраструктуры в сельской местности, низкий уровень доходов селян и др.);
4) экологические проблемы (неэффективное использование природных ресурсов, наличие выбросов загрязняющих веществ, неразвитость переработки отходов и пр.);
5) проблема сохранения культурного потенциала (утрата культурного наследия, традиций, образа
жизни).
В настоящее время в Орловской области сельские поселения составляют свыше 90% от их общего числа. В сельской местности по данным 2015 г. проживает порядка 260 тыс. человек, или 34% населения региона.
Демографическая ситуация в Орловской области остается сложной и характеризуется продолжающимся сокращением числа жителей с 271 тыс. чел в 2011 г. до 262 тыс. чел. в 2014г. Наблюдается превышение общего уровня смертности над рождаемостью. Так по данным на начало 2015 г. коэффициент рождаемости составил 13,4%о, в то время как аналогичный показатель смертности - 19,6%о. В результате сельское население Орловской области достигло высокого уровня демографической старости и является одним из самых старых в Центральном федеральном округе.
Для сельских районов, как и для Орловщины в целом, миграционный процесс характеризуется как отрицательный. Причиной такой ситуации выступают естественная убыль и миграционный отток населения.
Уровень официальной безработицы на начало 2015 г. составил 4,5% экономически активного населения, что на 2 п.п. ниже уровня предыдущего года. Уровень экономической активности сельского населения составил 64,3%, против 65,7% и 66,1% в РФ и ЦФО соответственно.
Важнейшими факторами качества жизни, формирующими предпочтения для проживания в той или иной местности, являются обеспеченность и благоустройство жилищного фонда, наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность, а также развитие объектов социальной сферы.
Несмотря на то, что уровень благоустройства сельского жилищного фонда, построенного в последние годы индивидуальными застройщиками, вырос, темпы его роста остаются низкими. Одна из основных причин сокращения сельского населения заключается в отсутствии перспектив решения жилищной проблемы населения репродуктивного возраста. Отсутствие жилья для молодой семьи является главной причиной их миграции в город, разводов, снижения рождаемости.
Актуальным остается и вопрос повышения уровня удовлетворенности социальных и духовных потребностей сельского населения, роста уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения, образования, культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения.
В регионе в последние несколько лет в условиях демографического спада наблюдается снижение контингента воспитанников образовательных учреждений. Произошло сокращение ряда сельских школ, прежде всего малокомплектных. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса в сельских школах области остаются недостаточными. Негативно отражается на уровне здоровья и демографической ситуации на селе недостаточная обеспеченность населения врачами, средним медицинским персоналом и койко-местами. Сократилось и число учреждений культурно-досугового типа во всех муниципальных районах Орловской области.
В целях определения уровня развития сельских территорий Орловской области была проведена сравнительная характеристика фактических значений по 31 показателю-индикатору с их рекомендуемым (нормативным) уровнем, установленным стратегическими документами федерального и регионального уровня. Результаты соответствующего анализа по итогам 2014 г. представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Анализ выполнения в Орловской области социальных показателей, предусмотренных Стратегией и ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий»
Показатель Норматив Факт
1 2 3
Снижение численности сельского населения в 2014 г., в % к 2013 г. не более 0,297 1,132
Увеличение продолжительности жизни сельского населения в 2014 г. в % к 2013 г. не менее 1,156 0,719
Миграционный отток сельского населения в 2014 г., в % к 2013 г. <-41,119 -32,50
Уровень занятости, % 60,5 61,4
Уровень безработицы (по методологии МОТ), % 6,0 4,5
Индекс производства продукции сельского хозяйства всех категорий в 2014г, % к 2013г. 102,5 107,3
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в 2014 г., % к 2013 г. 102,5 116,1
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий в 2014 г., в % к 2013 г. 102,5 99,5
Численность работников, занятых альтернативной деятельностью за 2010-2014 гг., тыс. чел. изменение +2,1
Объекты туризма, действующие на сельских территориях, шт. наличие +7
Продолжение таблицы 1
1 2 3
Соотношение среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства со среднемесячной заработной платой в экономике страны (РФ), % 51,4 53,8
Соотношение среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства со среднемесячной заработной платой в экономике субъекта РФ, % 51,4 83,7
Доля муниципальных автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности муниципальных дорог, % 100,0 42,0
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного (железнодорожного) сообщения, % <2,0 2,47
Обеспеченность жильем, кв.м./чел. 25,1 25,8
Телефонизация сельских населенных пунктов, % 100,0 100,0
Газификация жилых домов в сельской местности, % 57,4 89,4
Обеспеченность жилых домов центральным отоплением, % 45,0 82,8
Обеспеченность жилых домов центральным снабжением питьевой водой, % 45,0 61,4
Обеспеченность жилых домов водоотведением (канализацией), % 45,0 50,3
Обеспеченность жилых домов горячим водоснабжением, % 45,0 37,9
Обеспеченность жилых домов ванными и душем, % 45,0 39,0
Обеспеченность врачами на 10000 чел. 41,0 43,9
Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10000 чел. 114,3 113,3
Обеспеченность койками в больничных учреждениях на 10000 чел. 134,7 97,5
Обеспеченность фельдшерско-акушерскими пунктами 1 ФАП на 1000 чел. 586,0
Доля детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, % 40,0 15,2
Доля обучающихся, занимающихся во вторую и третью смены от их общей численности, % за 2010-14 уменьшение доли 14,0—>14,7
Доля сельского населения систематически занимающегося физической культурой и спортом, % 23,0 19,0
Доля учащихся и студентов систематически занимающихся физической культурой и спортом, % 60,0 55,0
Число организаций культурно-досугового типа в сельской местности, единиц за 2010-2014 сохранение численности организаций 386 -> 337
Таким образом, по итогам 2014 г. в Орловской области 14 из 31 показателя (45,2%) не достигли своих нормативных значений. Это указывает на наличие проблемных мест в области устойчивого развития сельских территорий региона.
Следует отметить, что в последние годы на селе активно реализуются мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов и по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования. Основная часть мероприятий реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года», целью которой является повышение уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности, на основе стимулирования инвестиционной активности в АПК, формирования благоприятных инфраструктурных условий и активизации участия граждан, проживающих в сельской местности.
Основные итоги реализации указанного стратегического документа на территории Орловской области в 2014-2015 гг. приведены в таблице 2.
Данные таблицы 2 позволяют сделать вывод о том, что Целевая программа на региональном уровне стала достаточно действенным программно-целевым инструментом сбалансированного решения проблем развития сельских территорий. Реализация ее мероприятий позволила повысить уровень благосостояния и качества жизни сельского населения, в некоторой степени замедлить процесс оттока населения из сельской местности, снизить уровень дифференциации в уровне жизни сельского и городского населения.
Таблица 2 - Итоги реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» _в Орловской области в 2014-2015 гг._
Направление Показатель значение и % выполнения плана
2014 2015
Число семей, принявших участие в мероприятии, 46 26
Мероприятия в сельской в т.ч. молодых семей и специалистов 19 19
местности по улучшению Ввод жилья в эксплуатацию, тыс. м2 5,037 (119%) 2,920 (162%)
жилищных условии в т.ч. молодыми семьями и специалистами 1,6 (100%) 1,437 (113%)
граждан Объем финансирования, млн. руб. 60,8 34,7
в т.ч. на молодых семей и специалистов 23,4 24,6
Количество построенных объектов 19 13
Развитие газификации в Ввод в эксплуатацию распределительных газовых сетей, км 16,2 (161%) 36,3 (134%)
Газифицировано населенных пунктов 6 13
Объем финансирования, млн. руб. 5,5 26,1
Количество построенных объектов 2 8
Развитие водоснабжения Ввод в эксплуатацию сетей водоснабжения, км 106,6 (116%) 29,4 (181%)
в сельской местности Количество населенных пунктов 24 8
Объем финансирования, млн. руб. 208,7 35,3
Развитие сети Площадь введенных спортивных площадок, м2 1103 (147%) 1509,7 (201%)
плоскостных спортивных
сооружений в сельской
местности Объем финансирования, млн. руб. 2,4 3,18
Грантовая поддержка Реализовано проектов, ед. 3 (150%) -
местных инициатив Объем финансирования, млн. руб. 1 -
Строительство и Построено и реконструировано автодорог, км - 27,98
реконструкция автодорог Объем финансирования, млн. руб. - 318,1
в сельской местности
Законом «Об областном бюджете на 2016 год» предусмотрено направить на реализацию мероприятий программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в 2016 году 283,7 млн. руб., в т.ч. на улучшение жилищных условий сельских граждан - 15,3 млн. руб., на газификацию - 4 млн. руб., на водоснабжение - 26,1 млн. руб., на строительство ФАПов 5,1 млн. руб., на развитие сети плоскостных спортивных сооружений - 5 млн. руб., на грантовую поддержку местных инициатив сельских граждан - 1,2 млн. руб., на строительство автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием - 227 млн. руб.
За 2016 год планируется построить и приобрести 1,6 тыс. м2 жилья для сельских граждан, в т.ч. 1,2 тыс.
2 « о
м2 жилья для молодых семей и молодых специалистов, ввести в действие 3 плоскостных спортивных сооружения, 37 км распределительных газовых сетей, 21 км поселковых водопроводов, реализовать 7 проектов грантовой поддержки местных инициатив сельских граждан, 58,6 км автомобильных дорог с твердым покрытием.
Системный подход в развитии сельских территорий позволит обеспечить достижение социальной и экономической стабильности в регионе, повысить эффективность производственной деятельности хозяйствующих субъектов, доходов и качество жизни сельского населения, рационально использовать природные ресурсы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ключевые проблемы российского села: жилье, дороги, развитие местного самоуправления / Формулировка Путина/ Режим доступа: http://www.íinmarket.ru/themes/working_papers/?id=3685182&sec= (дата обращения 12.05.2016).
2. Полухина М.Г., Богачев А.И. Актуальные проблемы развития социальной инфраструктуры в свете обеспечения устойчивости сельских территорий: монография. Орел: изд-во «Орловский ГАУ». 2016 . 146 с.
3. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 02.02.2015 №151-р)/