Таким образом, введение системы санкционных мер повлияло на российский рынок страхования настолько, насколько затронуло экономику страны в целом, усугубив и ярче обозначив и без того назревшие внутренние проблемы. На данный момент предпринимаются некоторые попытки привести шаткое положение дел в некоторое равновесие. Лидеры отечественного страхования сходятся во взглядах на рынок перестрахования как на наиболее опасный и непредсказуемый сегмент, предлагая различные варианты выхода из сложившейся ситуации. Необходимость поиска иного перестраховочного «пула» очевидна. Заместитель председателя Центрального Банка Владимир Чистюхин видит смысл в создании национального государственного страховщика и предлагает ориентироваться на азиатские резервные емкости [3]. Таким образом, сложившаяся ситуация снижения финансового потенциала представляет для российского страхового рынка довольно серьезную и крайне актуальную проблему, решение которой должно быть найдено в кратчайшие сроки. К сожалению, взаимообусловленность и сложная соподчиненность структурных подсистем экономико-политического устройства государства делает принятие подобного решения практически невозможным. Для того, чтобы стабилизировать ситуацию в страховом бизнесе для начала необходимо успокоить волнения национальной экономики. Это же, в свою очередь, не представляется возможным до нахождения политических компромиссов по насущным вопросам с американским блоком. Список использованной литературы:
1. Фролова В.Б. Финансовая политика государства на современном этапе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010 . № 22 . с.14-22
2. Итоги 1 полугодия 2014 года на страховом рынке: стагнация вместо падения // Рейтинговое агентство «Эксперт РА». 2014. URL: http://www1.raexpert.ru/researches/insurance/insurance_1p2014
3. Интервью В.Чистюхина. О проблемах отрасли. Интервью зам.
Председателя ЦБ В.Чистюхин // Газета «Коммерсантъ». 2014. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2559077
© Шарифьянова З.Ф., Батков В.Г., Лобанов Е.А., 2015
УДК 368
З.Ф. Шарифьянова
К.э.н., доцент М.Г. Скрябина Г.М. Лутфиева
Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация
В данной статье рассматривается подотрасль страхования - социальное страхование. Показана роль и анализ современного состояния рынка в Российской Федерации, проводится оценка основных показателей социального страхования. Так же рассматриваются основные проблемы и тенденции развития социального страхования в России , определены современные вопросы, связанные с ним.
Ключевые слова
страхование, социальное страхование, страховой рынок.
Во все времена для жизнедеятельности людей присущи рисковые ситуации, порождающие их материальную необеспеченность. На протяжении всей истории человечества, вплоть до ХХ в., для большинства трудящихся быть инвалидом или престарелым означало быть бедным. В результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а часто и с резким понижением их социального статуса.
Введение социального страхования в конце XIX в. в Германии, а в последующие 50 лет и в большинстве промышленно развитых стран позволило создать высокоэффективные страховые системы социальной защиты населения. Данный институт стал эффективно исполнять функцию иммунной системы общественного организма, чутко реагирующей на его потребности в защите трудящихся от последствий социальных рисков старости, инвалидности, болезней и безработицы, т.е. всего того, что связано с материальной необеспеченностью людей. Одновременно социальное страхование — и эффективный механизм социальных инвестиций, «доходы» от реализации которых воплощаются в стабилизации общества, усилении побудительных мотивов к труду и т.д.
Для нашей страны, ищущей свою модель социальной политики, создание эффективной системы социального страхования остается актуальной задачей.
Согласно Конституции Российской Федерации высшая ценность - человек, его права и свободы. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [2, с.4].
Что такое социальное страхование? В современных источниках информации существует множество трактовок. К примеру, в семантическом значении социальное обеспечение - это оказание различных форм поддержки нуждающимся членам общества. В юридической и экономической науке взгляд на социальное обеспечение объясняется неоднозначно и поныне не является общепризнанным.
Социальное страхование является одной из основных и главных форм защиты граждан от разных случаев: как несчастных, так и умышленных. Кроме того, благодаря становлению в современном мире социального страхования, начали выявляться большие проблемы, которые являются одним из замедляющих факторов для экономических отношений, социальных отношений , и самого развития социального страхования в мире.
Вселенский эксперимент свидетельствует, что главные виды социального страхования (медицинское, пенсионное, от несчастных случаев и прочее), исполняют целый ряд остальных функций: выздоровление работников и их членов семей, организация исцеления, исполнение крупных госпрограмм, с целью реабилитации нездоровых людей и инвалидов.
В российской системе социального страхования недостаточно хорошо функционируют именно страховые механизмы и принципы, в силу чего она является не системой страхования, а системой социального обеспечения, точнее, - золотой серединой из элементов обеих систем.
Организация труда международного уровня, являющаяся одним из лучших направлений улучшения социальной защиты в мире принуждает к обязанностям правительств не только охватить трудящихся надёжной или надёжнейшей обязательной системой социального страхования, но и создать резервное (добровольное)страхование.
Социальное страхование даёт людям возможность застраховать свои жизни, имущество и прочее, для дальнейшей выгоды или же компенсации ущерба. Российская система недалеко отошла от советской; здесь не предусмотрен вариант умышленного страхового случая, к сожалению, которым, многие пользуются.
Фонд социального страхования работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством. В 2015 году бюджет ФСС, утвержденный Государственной Думой, составляет 538 662 545,5 тыс. рублей. Его эффективное функционирование способно вызвать доверие граждан государству, проводимой им политике [1]. Тем не менее, остаются нерешенными вопросы, касающиеся вектора развития социального страхования: стоит
выбор между путем либерализации, полной модернизации и усиления роли государственного влияния и значения.
В рамках же выбранного направления лежит необходимость эффективного формирования и рационального использования ресурсов государственного внебюджетного фонда - ФСС РФ, принципы построения которого на данный момент исключительной определенностью не отличаются.
Кроме того, российская система обязательного социального страхования содержит много нерешенных проблем: дефицит средств Фондов, несоблюдение страховых принципов, что объясняется радом внешних факторов: неблагоприятное состояние национальной экономики, сильнейшая дифференциация доходов населения.
Эффективность работы экономики страны определяет виды и объем финансового обеспечения. На это указывает анализ, проведенный в отношении объемов социального страхования в европейских странах. Так, развивающиеся страны с относительно невысоким экономическим потенциалом расходуют на социальное обеспечение не более 16-18% ВНП; расходы в высокоразвитых странах составляют 30% ВНП. В России данный показатель составляет около 13%, то есть можно отметить низкий уровень страховой защиты, не способный обеспечить достойную жизнь в отдельных случаях. Столь низкий показатель расходов на цели социальной защиты позволяет выплачивать пенсии и пособия, размер которых в совокупном выражении лишь 30-35% размера предшествующей заработной платы. Стоит заметить, что и средней размер самой заработной платы в несколько раз меньше средних размеров заработных плат в европейских странах [4, с.175].
Как показывает мировой опыт, в рыночных условиях наиболее эффективным выступает такой механизм формирования фонда, при котором большая часть нагрузки приходится на работодателя (40-60%), часть ложится на плечи работников (10-30%), и оставшаяся часть остается на доле осуществляющего обязательства по отношению к наиболее уязвимым слоям населения государства (20-40%). Данный механизм отражает идею совместной ответственности за социальные риски.
Таким образом, в наши дни совершенствование системы социального страхования отнюдь не просто благое намерение, а скорее осознанная необходимость.
Не так давно многие ученые были убеждены в том, что более современной систему социального страхования могут сделать разгосударствление и переход на рыночное регулирование. В рамках данного подхода подразумевается разграничение социального страхования и государственного социального обеспечения; разделение участников социальной защиты на тех, кто получает ее из дотаций федерального бюджета, и на тех, кто получает средства из страховых фондов. Тем не менее, нельзя недооценивать роль государства, выступающего порой основным и самым важным страхователем. Ведь государственное влияние, в том числе и фи-нансовое, на систему социального страхования помогает системе в целом более или менее успешно решать свои задачи.
На данный момент о расформировании или замены ныне действующего Фонда социального страхования в правительстве речи не идет. Напротив, все возможные силы направлены на его укрепление, расширение и создание улучшенных нормативных актов, касающихся страхования. С учетом подведенных итогов Правление ФСС планирует обеспечить сбалансированность бюджета при повышении собираемости страховых взносов; продолжить реализацию пилотных проектов; своевременно организовывать финансовое обеспечение обязательств; предоставлять государственные услуги посредством единого портала; перейти на прямую выплату пособий.
Однако интенсификация и совершенствование деятельности одного лишь Фонда социального страхования - необходимый комплексный подход к оптимизации деятельности всех составляющих системы социальной защиты населения и обязательного социального, пенсионного и медицинского страхования. Только в этом случае будет обеспечена социально-экономическая эффективность для застрахованных лиц по реализации их прав на получение социальных гарантий независимо от сложившейся жизненной ситуации [3].
Среди общих проблем системы обязательного социального страхования можно выделить такие, как:
- дублирование функций, отсутствие отлаженной взаимосвязи с социальной защитой и системами обязательного медицинского и пенсионного страхования;
- отсутствие единой законодательной базы для всех видов систем обязательного социального страхования;
- отсутствие актуарных расчетов для определения размера страховых тарифов;
- применение заниженного по сравнению с социальными стандартами (минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума) размера страховых выплат в связи с материнством, особенно для неработающих женщин, что ведет к нарушению процесса реализации социальных гарантий;
- применение неэффективного и неадаптированного к современной реальности механизма перерасчета (индексации) размера страховых выплат; - непоследовательные действия государства при организации деятельности системы обязательного социального страхования.
На сегодняшний день все прекрасно понимают, что социальное страхование вовсе несовершенно, и все задаются вопросом, как же развить социальное страхование до высокого уровня? Допустим три варианта:
- создание федеральных служб для отраслей социального страхования (например федеральная служба медицинского страхования)
- передача функций социального страхования под частный капитал
- поручение полномочий управления системой социального страхования общественно - правовым организациям.
Создание федеральных служб является лучшим вариантом, т.к. они плотно укрепят социальное страхование в России, ведь именно федеральные службы контролируют уплату страховых взносов в определенные фонды.
Анализ нынешних форм социального страхования демонстрирует, что данная модель социального страхования РФ, лимитированная финансами, пока что ещё не подходит к условиям различия форм собственности. Ей не достает эластичности, действительно необходимой для передачи полномочий на более низкие уровни управления, в ней не развиты механизмы самоуправления, когда работодатели и застрахованные несут некую часть ответственности за управление страховой организацией, в то время, как в условиях рыночной экономики солидарное, предусмотренное на опасный случай социальное страхование складывается с личной ответственностью индивида за формирование условий своей жизни [5, с.150].
Поэтому, перед нашей страной имеет смысл брать в расчет задачу построения такой системы социального страхования, которая смогла бы довольно молниеносно и доброкачественно покрывать упадок уровня жизни работающих граждан, переносивших влияние тех или иных социальных нажитых рисков, и в то же время не оказывать подавляющее воздействие на совершенствование экономики. Это достижимо при эскалации взаимодействия государственного социального страхования с негосударственными страховыми компаниями для следующего улучшения отечественной модели социального страхования, в виде соответствующего существования открыто - юридических страховых госучреждений и личной страховой активности.
Подводя итого, можно отметить, что действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования.
Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Термины, принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования - социальный и профессиональный риски, эквивалентность страховых взносов и выплат, увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов - эти и другие классические элементы и механизмы данных систем все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной зашиты населения. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого
населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками, и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.
Ключевые проблемы социального страхования в России следует решать не через сбалансирование статей бюджета или поиска новых источников вклада доходов, а по средствам постепенного законодательного изменения системы социального страхования России в целом.
Необходимо разработать стратегию социальной политики государства на долгосрочный период и среднесрочное планирование развития обязательного социального страхования, ориентированного на результат, на достижение социальной и экономической эффективности деятельности.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
2. Алпатова Д. Ю. Фонд социального страхования РФ: особенности и перспективы [Текст] / Д. Ю. Алпатова // Молодой ученый. — 2014. — №8.2. — С. 4-5.
3. Графова В.С. Социальное страхование и его функции // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6293 (дата обращения: 28.09.2015).
4. Ефимов О.Н. Социальное страхование в России - М.: ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2014. - 175с.
5. Яшина Н.М. Социальное страхование // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований №6, 2014. - 150с.
6. Шарифьянова З.Ф. Региональные страховые компании в РФ: пути выживания // Путеводитель предпринимателя: научно-практическое издание. Выпуск 26- М.: 2015.- с. 307-313.
© Шарифьянова З.Ф., Скрябина М.Г., Лутфиева Г.М., 2015
УДК332.1
Е.Н.Шеремет
Ст.преподаватель кафедры Мировая экономика и туризм г. Новосибирск ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Рассматривается степень благоприятности рекреационных ресурсов Новосибирской области для развития лечебно-оздоровительного туризма на примере курорта «Озеро Карачи».
Ключевые слова
Лечебно-оздоровительный туризм, экологически чистая зона, рапа, минеральные воды,
бальнеологическая терапия.
Новосибирская область, обладает необходимыми ресурсами для развития различных видов туризма, таких как спортивно приключенческий, этнический, событийный, религиозный, культурно -познавательный.
На данный момент большое внимание должно уделяется развитию внутреннего туризма. Что даст возможность многим муниципальным районам области пересмотреть свои программы по развитию туризма, уделить этому вопросу больше внимания. Каждый район области в отдельности оценивает свой потенциал исходя из реальных рекреационных возможностей. Но все эти программы по развитию туризма связывают одни цели. Это стабилизация и развитие сельской местности, рост социального уровня населения, интереса