СТРАХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 368
СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Э. Н. ЗАМАЛЕТДИНОВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической теории E-mail: [email protected] Институт экономики, управления и права, г. Казань
В статье рассмотрены сущность и особенности функционирования системы социального страхования в России и за рубежом и перспективы его развития.
Ключевые слова: социальное страхование, страховые взносы, социальные пособия.
В исторической практике существовали различные модели социального страхования, различающиеся порядком и условиями уплаты взносов, установлением размеров страховых тарифов и границ «страховой зарплаты». Современные модели социального страхования в зарубежных странах предполагают обязательную уплату страховых взносов непосредственно самими работниками из личного заработка. При этом размер страховых взносов работодателями превышает размер страховых взносов, уплачиваемых непосредственно работниками. В большинстве западных стран работники участвуют в уплате страховых взносов при страховании следующих рисков: старость, болезнь, материнство, безработица.
Рассмотрим социальное страхование зарубежных стран более подробно.
Великобритания. Существует общая система национального страхования, непосредственно
управляемая центральным правительством. В управлении этой системой прямо не участвуют представители работодателей и работников, а размер пособий не зависит от величины заработной платы. Кроме государственной системы социального страхования существуют и частные страховые компании.
Австрия. Социальное страхование действует по принципу самоуправления. Система социального страхования подразделяется на медицинское страхование, страхование от несчастных случаев на производстве и пенсионное страхование. Каждое направление имеет самостоятельную организационную структуру. Социальную защиту населения обеспечивают около 30 организаций, сформированных по профессиональному и федеральному принципам. Общие интересы системы представляет главное управление организаций социального страхования, которое законодательно регулирует их деятельность.
Обязательное участие в системе социального страхования в основном привязано к трудовой деятельности или пенсионному обеспечению, величина взноса зависит от заработной платы застрахованного. Медицинское и пенсионное страхование финансируется из взносов работодателей и лиц наемного труда равными долями. Взносы
по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве полностью поступают от работодателей. В пенсионном страховании предусмотрены дотации из федерального бюджета.
Польша. Практически все население охвачено социальным страхованием. Основными источниками финансирования социального страхования являются страховые взносы, которые уплачиваются в равных долях работодателем и работником на социальное страхование старости. Работником уплачиваются взносы на социальное страхование на случай болезни, а работодателем — в случае трудового увечья и профессиональных заболеваний. Всеми выплатами занимается институт социального страхования, который является государственной организацией с юридическими правами. Институт собирает страховые взносы и выплачивает пособия и пенсии на сумму, составляющую примерно 50 % расходов государственного бюджета.
Швеция. Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной политики. Основным источником финансирования являются взносы, которые выплачиваются работодателем, самостоятельными предпринимателями, застрахованными, а также проценты с государственных фондов и налоговых поступлений. Ряд финансовых выплат в рамках социального страхования полностью финансируется центральным правительством. Выплаты из сектора социального страхования являются важной статьей национальной экономики Швеции.
Израиль. Основу системы социального страхования составляют сбор страховых взносов от населения и распределение пособий по универсальному принципу, не принимающему во внимание доходы или средства лиц, имеющих право на пособие. Действует национальный институт страхования, который обеспечивает не только выплату пенсий, пособий по старости, инвалидности, материнству и детству, производственному травматизму, а также пособий, связанных с профессиональными заболеваниями, но и отвечает за частичное обеспечение граждан выплатами, которые осуществляются за счет средств государственного бюджета (в этой части институт входит в состав государственного бюджета).
Вьетнам. Служба социального обеспечения как централизованная организация была создана в 1995 г. Служба действует строго по принципам страхования. Организация осуществляет сбор
страховых взносов от работодателя и работников, рассматривает вопросы выплат социальных пособий, направляет правительству и государственным органам поправки или рекомендации к основополагающим документам по осуществлению социальной политики. Служба финансово независима от государственного бюджета. Работодатели отчисляют взносы на пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в случае производственного травматизма. Работник и работодатель отчисляют на пенсию по старости и пособия в случае смерти и потери кормильца. Развито также добровольное страхование для небольших предприятий и сезонных работников.
Соединенные Штаты Америки. Единой общенациональной системы социального страхования не существует. Она образуется из разного рода социальных программ, регламентируемых федеральным законодательством, законодательством штатов либо совместно. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается с трудящихся и предпринимателей. Широко развиты добровольные формы защиты. Так, в области медицинского обслуживания социальное страхование покрывает лишь 1/5 всех медицинских расходов населения, остальная часть приходится на корпоративное, индивидуальное страхование или платные услуги.
Подводя итоги по вопросу определения источников финансирования социального страхования за рубежом, можно сделать следующие выводы:
опыт зарубежных стран однозначно подтверждает практику обязательной уплаты страховых взносов непосредственно самими работниками из личного заработка в систему социального страхования;
порядок и условия уплаты взносов в разных странах характеризуются довольно существенными различиями. Это относится и к видам страховых рисков, по которым работники вносят взносы, и к размерам страховых тарифов, а также к установленным границам «страховой зарплаты»;
размер страховых взносов работодателями в большинстве развитых стран превышает размер страховых взносов, уплачиваемых непосредственно работниками;
в большинстве стран работники участвуют в уплате страховых взносов при страховании следующих рисков: старость, болезни, материнство, безработица;
размер страховых взносов, вносимых непосредственно работниками, существенно дифференцирован по видам рисков.
Мировая практика дает немало различных примеров организации систем социального страхования в зависимости от социальных, экономических и национальных особенностей государств:
- основные виды социального страхования (кроме финансовых задач по компенсации утраченных заработков в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности или места работы) выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и их семей, организация лечения, проведение крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов. Отличительными признаками для них служат многосубъектность и их равноправие (работодатель — работник — государство), индивидуальный учет каждого вида социального риска и дифференциация страховых взносов (по видам риска и социальным субъектам), структурирование и упорядочение всего пространства защиты от социальных и профессиональных рисков;
- развитые системы социального страхования, обеспечивающие конкретные механизмы реализации гражданских свобод как работников, так и наемных служащих с участием (но без диктата) государства по достижению высокого уровня социальной защиты работников. Обусловлено это тем, что в нем нашли органичное воплощение противоположные идеи: персональная ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективная ответственность, самопомощь и помощь государства, либерализм и социализм;
- система социального страхования как один из институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов),
степени утраты трудоспособности и регулируются законами. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц) по программам социального страхования, финансовыми источниками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.
Выявлено, что тенденция глобализации проникает и в национальные системы социального страхования, что проявляется в создании Европейского кодекса социального обеспечения, в проведении европейских форумов страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доходная часть внебюджетных фондов социального назначения формируется главным образом за счет социальных отчислений. Так, ФСС РФ вынужден заниматься обеспечением средствами реабилитации инвалидов, путевками отдельных категорий граждан и др. Основная сложность состоит в том, что за время реформ у государства накопились колоссальные долги перед людьми определенных категорий, а возвращать их приходится в ускоренных темпах, создавая соответствующие базы данных. По мере сокращения долгов и перехода работы ФСС РФ в нормальный режим основной его задачей останется обеспечение населения пособиями по временной нетрудоспособности, в том числе связанной с профессиональными заболеваниями и производственными травмами, с которой он вполне справляется.
Доходы ФСС РФ в значительном своем объеме формируются в настоящее время за счет средств федерального бюджета. В результате работа фонда усложняется ответственностью за исполнение несвойственных ему задач.
В политике расходов ФСС РФ требуется обеспечить реальный приоритет расходам социального характера. О преобладающем значении тех или иных направлений расходов необходимо судить по изменению их долей в общих расходах бюджета. Можно отметить, что для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо:
- закрепить в бюджетном процессе технологию бюджетирования по результату;
- формализовать единую систему государственного финансового контроля с четким разгра-
ничением органов и компетенций внутреннего и внешнего контроля;
- широко распространить в практике контрольных органов аудит эффективности бюджетных расходов и т. д.
В целях повышения эффективности системы социального страхования Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации, которая в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу повышения уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление четкой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.
Позиция Минтруда России в этой связи состояла в том, что в рамках реформирования системы обязательного социального страхования необходимо было решить следующие задачи:
- завершить формирование законодательной базы;
- оптимизировать соотношения уровня обязательств и финансовых ресурсов;
- повысить эффективность администрирования расходов в системе обязательного социального страхования;
- создать условия для долговременного баланса доходов и расходов государственных социальных внебюджетных фондов.
Можно выделить следующие проблемы функционирования ФСС РФ:
расходы на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации;
недостаточность средств федерального бюджета, выделяемых ФСС РФ на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий.
При утверждении бюджета ФСС РФ на 2008 г. и на период до 2010 г. было предусмотрено
поступление средств из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ФСС РФ, что свидетельствует о снижении автономности бюджета фонда и о наличии тенденции отхода системы социального страхования от страховых принципов.
По прогнозам исследователей и экономистов, финансовый кризис, ставший такой актуальной темой во всех отраслях жизни общества, не затронет социальную сферу. Так, Федеральный закон от 25.11.2009 № 278-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»» предусматривает значительное повышение размеров всех видов пособий и страховых выплат по обязательному социальному страхованию.
В данном законе установлен новый максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности на 2009 г., который составил 22 464 руб., и максимальный размер пособия по беременности и родам, составивший 30 468 руб. В 2008 г. эти суммы составляли 20 700 и 28 080 руб.
Также с 01.01.2009 законом установлена индексация государственных пособий гражданам, имеющим детей, на коэффициент 1,085. Это касается размеров пособий по беременности и родам, выплачиваемых женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком до 1,5 лет.
Тем же законом увеличена сумма, из которой будет исчисляться размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2009 г. размер единовременной страховой выплаты установлен в сумме 56 200 руб., в 2010 г. — 60 100 руб., в 2011 г. — 64 200 руб. Увеличен также максимальный размер ежемесячной страховой выплаты: в 2009 г. — до 43 230 руб., в 2010 г. — до 46 260 руб., в 2011 г. - до 49 410 руб.
Финансовый кризис не заставит государство сокращать расходы на исполнение социальных обязательств и в области пенсионного страхования. Для нынешних пенсионеров в 2011 г. средняя
пенсия по старости составит два прожиточных минимума пенсионера (сейчас минимум равен 4 100 руб.), в 2016 г. он увеличится в 2,5 раза, в 2020 году — в 3 раза. Такие размеры пенсии примерно соответствуют пенсии, выплачивавшейся в советское время, которую многие считают «справедливой». Кризис не стал помехой к переходу от налогового к страховому принципу формирования пенсионных накоплений. Это произошло в 2010 г., когда вместо ЕСН по ставке 26 % предприятия стали выплачивать страховые взносы.
Отчислять от годовой зарплаты сотрудника страховые взносы в размере 34 % до тех пор, пока зарплата не достигнет 415 тыс. рублей в год, после чего выплаты прекратятся. Это означает, что максимальный размер пенсии будет не больше 13,8 тыс. руб. Работникам, которые получают большую зарплату (по подсчетам Минздравсоц-развития России их количество составляет около 20 %), правительство предлагает подумать о повышении своей пенсии самостоятельно.
Выявлены проблемы в системе социального страхования, связанные с тем, что оно утрачивает свой страховой характер. Страхование стало государственной повинностью, солидарные страховые платежи превратились в специальный обязательный налог для работодателей, которые при этом не приобрели никаких прав и полномочий не только по управлению средствами социального страхования, но и по контролю за их использованием. Введение ЕСН, снижение его ставки, применение регрессивной шкалы налогообложения, введение специальных налоговых режимов привели к отсутствию увязки между гарантируемым уровнем страхового обеспечения и величиной средств на его осуществление. Все это приводит к изменениям сущности социального страхования.
В июле 2009 г. были приняты Госдумой РФ и подписаны Президентом РФ следующие федеральные законы, которые заложили правовую основу реформ в системе обязательного социального страхования в России:
- от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
- от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, которые заложили правовую основу реформ в системе обязательного социального страхования в России».
В соответствии с принятыми законами с 01.01.2010:
- осуществлен переход от уплаты единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
- на ФСС РФ возложена функция по администрированию страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Это означает, что фонд и его территориальные органы теперь осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, а также за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- внебюджетные государственные фонды освобождены от расходов нестрахового характера.
Показатели доходов и расходов бюджета ФСС РФ на 2010 г. и на плановый период 2011— 2012 гг. показывают, что из состава расходов ФСС РФ исключены средства:
- на финансирование оздоровления и отдыха детей,
- на оплату санаторно-курортных путевок на долечивание работающих граждан после стационарного лечения,
- на финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на вредном производстве.
Переход на уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для различных категорий страхо-
вателей будет осуществляться по-разному. Для большинства из них тариф остается прежним и составляет 2,9 %.
При этом для некоторых категорий страхователей устанавливается переходный период на 2010-2014 гг., в течение которого они либо вооб -ще освобождаются от уплаты страховых взносов, либо им устанавливается пониженный тариф.
Например, организации, применяющие специальные режимы налогообложения (упрощенную систему налогообложения; уплачивающие единый налог на вмененный доход; единый сельскохозяйственный налог), в течение 2010 г. уплачивали в налоговые органы те же виды налогов, что и в 2009 г., а от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности они освобождаются. При этом выплата пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством производится ими по общим правилам - за счет средств ФСС РФ.
Существенным новшеством перехода к уплате страховых взносов является введение прямой зависимости размера получаемого пособия от величины заработка, с которого уплачиваются страховые взносы. Предельная величина страхуемого заработка в 2010 г. составляла 415 тыс. руб. Благодаря этому исчезло понятие «максимальный размер пособия». Ограничение теперь напрямую связано с предельной величиной заработка, с которого начислены и уплачены страховые взносы.
Важным положительным моментом является повышение размеров пособий по обязательному социальному страхованию. Так, с 2010 г. введена норма исчисления пособий из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы с учетом установленной предельной величины для обложения страховыми взносами. Эта сумма составила 415 тыс. руб. в год на каждого работника. С выплат, превышающих эту сумму, взносы не уплачиваются.
Следует отметить также, что предусмотрена очередная индексация единовременных пособий при ранней постановке на учет по беременности, при рождении ребенка, а также пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого неработающим гражданам. С 1 января 2010 г. указанные пособия проиндексированы на коэффициент 1,10.
Еще два новшества в пользу работника:
— в заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все выплаты, на которые начисляются страховые взносы, например премии к праздникам;
- в страховой стаж работника засчитыва-ются прохождение военной службы, служба в органах внутренних дел, в государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств, а также в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Выплата пособий гражданам, работающим по трудовому договору, осуществляется по месту работы. Лица, занятые у нескольких работодателей, пособие по временной нетрудоспособности, как и сейчас, получат по всем местам работы — по основному и по совместительству. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается по одному месту работы по выбору застрахованного лица. Если ранее пособие выплачивалось только по основному месту работы, то с 2010 г. работник сам может решать, где получать это пособие.
Работающим гражданам единовременное пособие при рождении ребенка и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначаются и выплачиваются по основному месту работы.
Также с 2010 г. произошли существенные изменения в регулировании отношений с лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Так, размер страхового взноса устанавливается исходя из стоимости страхового года в сумме 1 507 руб., которую необходимо было уплатить до 31.12.2010, чтобы получить право на получение пособий в 2011 г.
С лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством до 31.12.2009, отношения не прекращаются и регулируются законодательством, вступившим в силу с 01.01.2010.
Адвокаты, нотариусы, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и другие категории граждан получают
право на пособия по временной нетрудоспособности и по материнству по страховым случаям, наступившим в 2010 г., если они уплатили страховые взносы в ФСС РФ в размере 3,5 % от дохода в течение шести месяцев либо за меньший период, но в размере не менее 1 507 руб. Если же уплаченная сумма меньше, то для возникновения права на указанные пособия необходимо внести в фонд недостающую сумму.
При этом пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком в 2010 г. исчислялись без учета дохода индивидуального предпринимателя за 12 мес.
Для исчисления пособий данной категории граждан страховой средний заработок установлен в размере минимального размера оплаты труда,
т. е. средний заработок (доход) исчисляется не из дохода за 12 мес., а из установленного размера среднего заработка в твердой сумме минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам).
Таким образом, изменений в системе социального страхования достаточно много. Необходимо разработать механизм совершенствования управления социальным страхованием, который предусматривает социальное партнерство между государством, работодателями и профсоюзами по выработке решений о размерах страховых взносов, установлении дополнительных источников финансирования и расширении форм социального страхования (рис. 1).
Рис. 1. Механизм финансирования обязательного социального страхования нетрудоспособного работающего населения и семей, имеющих детей
Предложения по совершенствованию системы обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представлены на рис. 2.
Для обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний предлагается наделить ФСС РФ правом осуществления надзорных и контрольных функций.
Кроме того, раскрыта роль информационно-коммуникационных технологий в решении задач ФСС РФ при реализации национального проекта «Здоровье», и разработаны предложения по использованию информационных технологий для повышения эффективности функционирования фонда.
Отечественный опыт социального страхования по временной протяженности занимает около столетия. При этом в сознании широких масс трудящихся и руководителей предприятий прочно укоренился негативный стереотип относительно роли государства в обеспечении граждан всеми видами социального страхования. В связи с этим в комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает реформа социального страхования.
Необходимость в ее проведении вызвана рядом причин, среди которых главная — переход к рыночной экономике. Он характеризуется тем, что сокращаются бюджетные ассигнования в социальную сферу, уменьшаются возможности
граждан (особенно молодежи и женщин) в трудоустройстве, значительно снижаются доходы социально уязвимых групп трудящихся, особенно пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, появляются значительные по численности маргинальные слои.
Однако на практике выходит так, что реформы в области социальной защиты не подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек зрения. Реформы, идущие в области социального страхования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностью использования средств.
В целях повышения эффективности системы социального страхования Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития Российской Федерации. Эта программа в качестве одной из важнейших определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление четкой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.
В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.
По прогнозам экономистов, финансовый кризис, ставший такой актуальной темой во всех отраслях жизни общества, не затронет социальную сферу благодаря тому, что Правительством РФ издаются законы о значительном повышении размеров всех видов пособий и страховых выплат по обязательному социальному страхованию.
Список литературы
1. Айнерхар М., Неккерс Д. Модернизация социального обеспечения: смена ответственности и личный выбор // Социальный вестник. 2009. № 4. С. 56-64.
2. Бабич А. М. и др. Зарубежный опыт социального страхования // Экономика социального страхования. 2008. № 4. С. 34-95.
3. Бурдыгина Е. А. Пути дальнейшего развития Фонда социального страхования на современном этапе // V Международная научно-практическая конференция: Инновационные технологии научных исследований социально-экономических процессов. Сборник статей, г. Пенза. 2007. 89 с.
4. Роик, В. Д. Основы социального страхования. РАГС, 2010. 456 с.
5. Яшин С. Н. Особенности современных форм социального страхования // Безопасность и охрана труда. 2010. № 4. С. 17-21.