35 (125) - 2012
Страховое дело
УДК 369.13
РОЛЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ
«-» _ _ ,
СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИИ ГРАЖДАН*
в. в. коокуева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и финансов E-mail: kookueva. vv@gmail. com Калмыцкий государственный университет
В статье оценивается роль фонда социального страхования в процессе реализации социальных гарантий граждан. Обсуждаются основные проблемы государственной социальной политики, отмечаются положительные и отрицательные моменты проводимых мероприятий. Подчеркивается важное место фонда социального страхования в финансовом механизме обеспечения социальных гарантий граждан. Анализируются источники финансовых ресурсов фонда и направления их использования.
Ключевые слова: социальный, гарантия, страхование, социальное обеспечение, финансирование, бюджет, фонд, доходы и расходы, финансовый, ресурс.
В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных
* Статья выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Целевой конкурс по поддержке молодых ученых 2012 г. Проект №№ 12-32-01268 «Механизм финансирования социальных гарантий граждан: проблемы и пути решения».
служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В пределах данной работы покажем роль фонда социального страхования в реализации отдельных социальных гарантий граждан. Не будем затрагивать теоретико-методологических аспектов сущности социальных гарантий. К последним будем относить те права и свободы граждан, которые имеют социальный (неэкономический) характер и гарантированы государством, закреплены в Конституции РФ.
Анализ статей Конституции РФ показывает, что к даваемым государством социальным гарантиям можно отнести:
- охрану здоровья и медицинскую помощь;
- социальное обеспечение по возрасту;
- социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;
- право на жилище;
- охрану труда и гарантированный минимальный размер оплаты труда;
- право на образование на принципах общедоступности и бесплатности;
- судебную защиту прав и свобод гражданина, право на бесплатную юридическую помощь [1].
Проблема финансового обеспечения социальных гарантий граждан является актуальной, поскольку затрагивает интересы каждого члена
общества. Наиболее острыми на сегодня являются вопросы пенсионного обеспечения, социальной помощи инвалидам, детям и бесплатного медицинского обеспечения.
На протяжении ряда последних лет в России проводились различные реформы социальной сферы и соответствующей политики. По одним направлениям можно выделить положительные тренды, по другим - отрицательные. К положительным результатам можно отнести:
• введение института материнского капитала и, как следствие, решение отдельных социальных задач (жилищные вопросы с помощью ипотеки, оплата образования детей и родителей, улучшение пенсионного обеспечения матери);
• программу родовых сертификатов, которая снимает некоторые вопросы бесплатного медицинского обслуживания беременных женщин и детей первого года жизни;
• некоторое увеличение пособий для граждан, имеющих детей;
• реформирование жилищно-коммунального хозяйства и др.
К неэффективным, на взгляд автора, направлениям преобразования социальной политики относятся:
• реформа монетизации льгот;
• программа софинансирования пенсий;
• бесконечное реформирование пенсионной системы, которое не приводит к реальному укреплению финансового положения пенсионера нынешнего и особенно будущего;
• отмена единой тарифной сетки и введение новой системы оплаты труда;
• изменения в сфере здравоохранения, которые не гарантируют бесплатности медицинской помощи ни через двухканальную, ни через одноканальную систему финансирования [2]. Необходимо подчеркнуть, что на федеральном
уровне поднимается проблема совершенствования социальной политики. В соответствии с указом Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» приоритетами являются повышение и обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан, достижение технологического лидерства. А в соответствии с указом Президента РФ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предполагается увеличение к 2018 г. размера реальной заработной платы в 1,5-2
раза; совершенствование механизма нормативно-подушевого финансирования [3].
Важное место в реализации социальных гарантий граждан занимает Фонд социального страхования РФ (далее - Фонд, ФСС). Он представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособий на погребение умерших. Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию.
В 2000 г. Фонд начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». С 1 января 2005 г. на Фонд возложено выполнение Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части обеспечения граждан - получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение за счет средств Фонда социального страхования РФ. Согласно Федеральному закону № 771-ФЗ на Фонд также возложена задача обеспечения инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета. Также одной из функций Фонда является финансирование по родовым сертификатам [8].
Основной задачей Фонда является обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются его председателем. Средства Фонда образуются за счет:
• страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений
финансовая аналитика
проблемы и решения
и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
• страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных платить взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
• страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
• доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Размещение производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
• добровольных взносов граждан и юридических лиц;
• поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
• ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
• прочих поступлений. Средства Фонда направляются на:
• выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
• оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
• оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
• частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
• частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
• частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (расходы на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
• оплату проезда к месту лечения и обратно;
• создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
• обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления;
• финансирование деятельности подразделений;
• проведение научно-исследовательской работы;
• осуществление иных мероприятий, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
• участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования [8].
Рассмотрим динамику доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации (рис. 1).
По динамике доходов и расходов Фонда социального страхования РФ с 2004 по 2010 год видно, что в 2004-2006 гг. доходы превышали расходы, а с 2007 г. наблюдается дефицит, т. е. превышение расходов над доходами.
Рассмотрим доходы бюджета Пенсионного фонда РФ за 2008-2010 гг. Из анализа данных табл. 1 следует, что налоговые доходы составляют от 66 до 81 % поступлений, безвозмездные поступления -18-33 %, неналоговые - до 4 %.
Рассмотрим подробнее налоговые доходы бюджета ФСС.
Из рассмотрения данных табл. 2 вытекает, что в состав налоговых доходов входят налоги и взносы на социальные нужды, налоги на совокупный доход, задолженность по отмененным налогам. Большую
Млрд руб.
11 Доходы Расходы
Рис. 1. Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования РФ [8]
Таблица 1
Доходы бюджета Фонда социального страхования РФ по укрупненным
группам за 2008-2010 гг.
Доходы 2008 2009 2010
Млн руб. % Млн руб. Млн руб.
Налоговые 292 020,99 81,01 291 578,49 66,26 316 978,77 68,35
Неналоговые 1 944,45 0,54 368,24 0,08 20 215,95 4,36
Безвозмездные поступления 66 510,85 18,45 148 099,00 33,66 126 581,94 27,29
Доходы, всего 360 476,29 100 440 045,73 100 463 776,66 100
Таблица 2
Состав и структура налоговых доходов бюджета Фонда социального страхования России за 2008-2010 гг.
Доходы 2008 2009 2010
Млн руб. Млн руб. Млн руб.
Налоги и взносы на социальные 281 739,45 96,48 281 614,82 96,58 305 651,66 96,43
нужды
Единый социальный налог 222 643,48 76,24 224 047,41 76,84 - -
Страховые взносы на случаи - - - - 243 432,26 76,80
временной нетрудоспособности
и в связи с материнством
Взносы на страхование от несчаст- 59 095,97 20,24 57 567,41 19,74 62 219,40 19,63
ных случаев на производстве и профзаболеваний
Налоги на совокупный доход 10 149,84 3,48 9 875,77 3,39 11 762,31 3,71
Упрощенная система налогообло- 6 849,41 2,35 6 537,87 2,24 8 062,82 2,55
жения
Единый налог на вмененный доход 3 145,33 1,08 3 194,10 1,10 3 528,15 1,11
Единый сельскохозяйственный 155,10 0,05 143,80 0,05 171,34 0,05
налог
Задолженность и перерасчеты 131,70 0,04 87, 90 0,03 -435,20 -0,14
по отмененным налогам
Налоговые доходы, всего 292 020,99 100 291 578,49 100 316 978,77 100
часть составляют налоги и взносы на социальные нужды. Раньше к ним относился единый социальный налог и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С 2010 г. единый социальный налог отменен, преобразован в страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Поскольку тариф страховых взносов в ФСС остается неизменным - 2,9 %, постольку и динамика доходов по единому социальному налогу и страховых взносов стабильна. Налоги на совокупный доход -эта система обложения предусмотрена для организаций малых форм бизнеса. Их доля находится в пределах 3 %, где большая часть зачисляется предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрим состав и структуру неналоговых доходов бюджета ФСС за2008-2010 гг. (табл. 3).
В табл. 3 отражены состав и структура неналоговых доходов в динамике за 2008-2010 гг. Видно, что большую их часть
Таблица 3
Состав и структура неналоговых доходов бюджета Фонда социального страхования РФ за 2008-2010 гг.
Доходы 2008 2009 2010
Млн руб. % Млн руб. °% Млн руб.
Доходы от использования имущества 33,18 1,71 2,16 0,58 - -
Доходы от оказания платных услуг - - 5,53 1,50 98,32 0,49
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 5,52 0,28 2,64 0,72 1,42 0,01
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 268,84 13,83 302,97 82,28 194,33 0,96
Прочие неналоговые доходы 1 787,77 91,94 173,35 47,08 19 926,51 98,57
Возврат остатков прошлых лет межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение -150,86 -7,76 -118,41 -32,16 -4,63 -0,02
Неналоговые доходы, всего 1 944,45 100 368,24 100 20 215,95 100
составляют прочие неналоговые доходы. Заметно также, что структура нестабильна. В 2009 г. большую часть составляли штрафы, конфискации - более 82 %. Отрицательно сказывается на величине поступлений возврат остатков прошлых лет.
Рассмотрим теперь состав и структуру безвозмездных поступлений (табл. 4).
Из анализа данных табл. 4 следует, что состав и структура безвозмездных поступлений нестабильны. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличиваются объемы финансовой помощи более чем в 2 раза, что объясняется изменениями бюджетного законодательства и распределением расходных полномочий. В 2010 г. наблюдалось небольшое снижение объемов безвозмездных поступлений - на 15 %.
Рассмотрим состав и структуру расходов бюджета Фонда социального страхования РФ за 2008-2010 гг. [4-6]. Отметим, что расходы возрастают каждый год. Так, в 2009 г. относительно прошлого года расходы увеличились на 18 %, в 2010 г. - на 10 %. В структуре расходов бюджета фонда значатся три группы: общегосударственные расходы, образование, социальная политика. Общегосударственные расходы образуют ничтожную часть - 0,001 % всех расходов. Расходы на образование составляют чуть более 4 % в 2008-2009 гг., а в 2010 г. - 0,01 %. Социальная политика - основная часть расходов бюджета ФСС - 95-99 %.
Рассмотрим более подробно расходы на социальную политику фонда как основную часть всех расходов (табл. 5).
Таблица 4
Состав и структура безвозмездных поступлений бюджета ФСС за 2008-2010 гг.
Доходы 2008 2009 2010
Млн руб. Млн руб. Млн руб.
На выплату пособий гражданам, подвергшимся радиации (федеральный бюджет) 35,20 0,05 19,10 0,01 25,35 0,02
На оказание помощи в оплате санаторно-курортного лечения (федеральный бюджет) 7 876,62 11,84 7 030,94 4,75 5 066, 62 4,00
На обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (федеральный бюджет) 8 989,72 13,52 11 543,39 7,80 10 839,91 8,56
На выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся радиации (федеральный бюджет) 948,00 1,42 1 132,34 0,76 1 170,38 0,92
На выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (федеральный бюджет) 32 000,03 48,11 40 671,20 27,46 40 791,51 32,22
На оплату медпомощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка первого года жизни (ФОМС*) 16 600,00 24,97 17 000,00 11,48 17 500,00 13,82
На покрытие дефицита (федеральный бюджет) 0,0 0 70 702,03 47,74 29 500,00 23,30
На оплату амбулаторно-поликлинической помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования (ФОМС) 61,30 0,09
На оплату четырех дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами (федеральный бюджет) - - - - 767,40 0,62
Окончание табл. 4
Доходы 2008 2009 2010
Млн руб. Млн руб. Млн руб.
На выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию (федеральный бюджет) 5 306,59 4,20
На выплату единовременных пособий женщинам, ставшим на учет в ранние сроки беременности, уволенным в связи с ликвидацией организаций (федеральный бюджет) 0,08 0,00
На выплату пособий по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (федеральный бюджет) 0,41 0,00
На выплату пособий по беременности и родам отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (федеральный бюджет) 1,04 0,00
На выплату пособий по временной нетрудоспособности отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов (федеральный бюджет) 21,30 0,02
На покрытие дефицита бюджета (федеральный бюджет) - - - - 15 591,35 12,32
Безвозмездные поступления, всего 66 510,85 100 148 099,00 100 126 581,94 100
* ФОМС - Фонд обязательного медицинского страхования.
Таблица 5
Состав и структура расходов на социальную политику ФСС в 2008-2010 гг.
Вид расходов 2008 2009 2010
Млн руб. Млн руб. Млн руб.
Социальное обеспечение населения 361 423,47 99,72 427 602,87 99,68 490 133,60 99,80
В том числе: 12 300,56 3,40 13 848,35 0,32 14 829,88 3,02
- руководство и управление в сфере установленных функций
- бюджетные инвестиции 666,08 0,18 514,31 0,01 191,14 0,04
- социальная помощь 348 456,83 96,14 413 240,21 96,35 475 112,58 96,74
В том числе: 797,93 0,22 1103,80 0,26 1404,22 0,30
а) защита граждан, подвергшихся воздействию радиации
б) защита инвалидов 9 220,40 2,54 11 579,40 2,70 10 852,75 2,21
в) реализация государственной социальной помощи 7 700,77 2,12 8 215,96 1,92 5 028,06 1,02
г) пособия гражданам, имеющим детей 92 376,32 25,50 116 692,37 27,20 140 855,48 28,68
д) пособия на погребение 111,63 0,03 455,66 0,11 449,82 0,09
е) пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам ж) оплата медпомощи женщинам во время беременности, 176 539,81 15 748,00 48,71 4,34 206 367,98 16 834,69 48,11 3,92 249 810,85 1 6947,00 50,86 3,45
родов и в послеродовый период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни
з) обязательное социальное страхование от несчастных 38 970,10 10,75 44 650,39 10,41 49 004,15 9,98
случаев на производстве и профессиональных заболеваний
и) проведение медосмотров работников, занятых на 1 999,71 0,55 1 987,66 0,46 - -
работах с вредными условиями труда
к) оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников 4 343,16 1,20 4 671,86 1,10
л) оплата четырех дополнительных выходных дней в 587,70 0,16 680,44 0,16 760,28 0,15
месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами
м) оплата амбулаторно-поликлинической помощи, 61,30 0,02 - - - 0,00
оказанной работающим гражданам в рамках местной
программы ОМС
Прикладные научные исследования 64,88 0,02 43,32 0,01 17,20 0,00
Другие вопросы 953,81 0,26 1 314,68 0,31 1 003,41 0,20
Социальная политика, всего 362 442,16 100,00 428 960,87 100,00 491154,21 100,00
Из приведенных в табл. 5 данных видно, что в структуре расходов более 99 % составляют траты на социальное обеспечение населения. А в числе последних большую часть составляет социальная помощь.
Более 48-50 % расходов составляет выплата пособий по временной нетрудоспособности и беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию. На втором месте находятся расходы на выплату пособий гражданам, имеющим детей - 25-28 %. К ним относятся пособия по уходу за ребенком, единовременное пособие при рождении ребенка, беременным женщинам, ставшим на учет в ранние сроки, также детям военнослужащих по призыву, опекунам.
Расходы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют 9-10 %. Оплата медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и в послеродовый период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни составляет 3-4 % всех расходов на социальную политику, траты на защиту инвалидов -2-2,7 %. На реализацию закона «О государственной социальной помощи» идет всего 1-2 % затрат.
Рассмотрим отдельные показатели деятельности регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия. Из анализа данных табл. 6 вытекает, что количество отчетов страхователей уменьшается. Число работающих, по данным Фонда, с 2008 по 2011 г. снизилось более чем на 12 тыс. чел., или на 13 %. Это негативный фактор, так как от числа работающих зависит уплата страховых взносов и, соответственно, пополнение доходной части бюджета.
Среднемесячная заработная плата за этот же период возросла с 7 250, 69 руб. в 2008 г. до 10 136,71 руб. в 2011 г., соответственно, увеличился и фонд оплаты труда.
Данные о заболеваемости необходимы для расчета пособий по временной нетрудоспособности. Видно, что в 2009-2010 гг. показатели были несколько выше, чем в 2008 и 2011 гг.
Одни из важных видов расходов бюджета Фонда социального страхования РФ из источника средств для молодых семей и матерей - пособия при рождении ребенка. Размер выплат индексируется регулярно, сейчас он составляет 12 405 руб. На рис. 2 представлена динамика расходов и количества выплаченных пособий при рождении ребенка в стране.
Из анализа данных рис. 2 видно, что расходы возрастают с каждым годом. Так, выплаты пособий работающим в 2004 г. составили 4,7 млрд руб., а в 2010 г. - 13,8 млрд, т. е. увеличились почти в 3 раза. При этом количество выплат изменилось незначительно, а размеры - растут. По неработающим гражданам также расходы увеличились с 2 млрд руб. до 5 млрд, и число выплат осталось на прежнем уровне.
Ситуацию в Республике Калмыкия демонстрирует рис. 3: количество выплаченных пособий при рождении ребенка сокращается. Так, в 2008 г. было выплачено 2 429 таких пособий, а в 2011 г. - на 317 меньше. Что касается значения на 1 тыс. чел., то колебания незначительны - от 27,4 до 28 [7].
Региональным отделением Фонда проведен анализ временной нетрудоспособности за 2011 г. по всем лечебно-профилактическим учреждениям Республики Калмыкия, имеющим лицензии на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Выяснилось, что в сравнении с 2010 г. отмечается положительная динамика: уменьшение случаев и дней временной нетрудоспособности и, соответственно, расходов регионального отделения Фонда на оплату пособий по временной нетрудоспособности.
В целом по республике уменьшение случаев нетрудоспособности в сравнении с прошлым годом составило 6 301 случай, или 13,8 %, дней - 11 673, или 19,2 %. Расходы уменьшились на 41
Таблица 6
Отдельные показатели, характеризующие социальное страхование в Калмыкии
Год Число отчетов страхователей Количество работающих Фонд оплаты труда, тыс. руб. Среднемесячная зарплата Заболеваемость
Всего Из них сданных Количество На 1 000 работающих в год Среднее количество дней
2008 7 328 6 023 88 610 7 709 806 7 250,69 37 826 427 13,3
2009 7 519 5 943 83 082 8742 014 8 768,46 39 443 475 12,7
2010 6 506 950 80 710 9021 680 9 314,91 39 322 487 12,7
2011 6 781 1 243 76 488 9 304 037 10 136,71 36 102 472 11,0
Рис. 2. Динамика расходов и количества выплаченных пособий при рождении ребенка за 2004-2010 гг. в целом по России
Рис. 3. Количество выплаченных пособий при рождении ребенка и доля пособий на 1 тыс. чел.
729,4 тыс. руб., или на 26,1 %, из них по г. Элисте - на 29 863,2 тыс. руб. (27,3 %), а по районам республики - на 11 866,2 тыс. руб. (23,4 %) [7].
Уменьшение заболеваемости с временной утратой трудоспособности в 2011 г. свидетельствует об активизации организации экспертизы временной
7х"
нетрудоспособности, улучшении работы врачебных комиссий республики.
В табл. 7 приведены данные о выданных путевках на санаторно-курортное лечение, объемах финансирования. Видно, что в 2009 г. на это было выделено почти вдвое больше средств по сравнению с 2008 г., однако затем финансирование снизилось почти в 3 раза. В среднем стоимость одной путевки колеблется в пределах 14-16 тыс. руб.
Отметим, что в 2011 г. было выдано 896 путевок, из которых 478 - в районные пансионаты, остальные 418 - за пределы республики. Средняя стоимость путевки в районный пансионат не превышает 15 тыс. руб.
Анализ данных по единому денежному возмещению показывает, что в Калмыкии 30 366 получателей, их них адресатов лекарственных средств
Таблица 7
Данные по Калмыкии о выданных путевках и расходах на санаторно-курортное лечение
Год Сумма, руб. Количество путевок Средняя стоимость путевки, руб.
2008 14 011 005,00 992 14 124
2009 29 576 136,00 1 825 16 206
2010 10 883 626,80 671 16 218
2011 13 793 618,60 896 15 395
41
и санаторно-курортного лечения - 8 369, а 8 127 используют право бесплатного проезда.
Социальное страхование включает в себя страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В 2011 г. в республике было зафиксировано 58 страховых случаев, из которых 10 - профзаболевания, 48 - несчастные случаи.
Анализ данных табл. 8 показывает, что возрастает количество получателей пособий, связанных с увеличением числа детей в семьях. Минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком в настоящее время составляет 4 652 руб., что для некоторых людей больше 40 % их среднего заработка. Так, в 2011 г. на эти пособия было потрачено 158 911 тыс. руб.
Таким образом, можно заключить, что региональное отделение Фонда социального страхования РФ реализует функции и решает задачи, которые определены на уровне Федерации. Подразделение получает средства из ФСС и расходует их на цели, определенные положением о фонде.
Анализируя все данные, можно констатировать, что роль Фонда социального страхования РФ в реализации социальных гарантий граждан переоценить невозможно. Несбалансированность объема имеющихся финансовых ресурсов и государственных обязательств, низкий уровень страховой защиты, не обеспечивающий достойную жизнь в старости, в случаях болезни, инвалидности, - проблемы, которые необходимо решать государству в настоящее время.
В России совокупный объем финансовых ресурсов социальных внебюджетных фондов составляет всего около 8 % ВВП, что в 2-3 раза ниже, чем в странах Европейского сообщества. Там объем финансирования социального страхования составляет
16-20 % валового национального продукта (ВНП), что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45-55 % ВНП).
Таким образом, существующая система социального страхования в России пока не соответствует требованиям социально ориентированной рыночной экономики.
Поэтому необходимо сокращение бюджетного дефицита Фонда социального страхования РФ за счет укрепления доходной части и оптимизации расходной без ущемления прав и гарантий граждан. Для увеличения доходной части бюджета, на взгляд автора, следует использовать такие инструменты, которые не приводили бы к стремлению работодателей снижать официальные доходы работников. Представляется, что увеличение количества дней, оплачиваемых за счет работодателя, привело не к существенному пополнению доходной базы бюджета Фонда, а лишь к снижению официальных доходов наемных работников. А последнее влечет за собой отрицательные последствия для трудящихся -снижение размеров пособий всех видов, страховых взносов на страховую и накопительную части пенсий. Так как размеры пособий, выплачиваемых из ФСС и зависящих от заработка в России, имеют ограничение по минимальному и максимальному уровням, автор считает возможным использование пороговых значений и при начислении взносов.
В качестве предельных значений возможно использование минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума по стране или по региону. В настоящее время минимальный размер оплаты труда равен 4 611 руб., а величина
Таблица 8
Данные по Калмыкии о пособиях по уходу за ребенком до 1,5 лет
Регион Количество получателей Всего
Дети Пособия
Показатель Число % Сумма, тыс. руб.
2008 4 665 Всего... 4 789 X 106 550,07 X
1-й ребенок 2 361 49,30 34 176,14 32,08
2-й и более 2 428 50,70 72 373,93 67,92
2009 4 960 Всего... 5 112 X 128 997,51 X
1-й ребенок 2 347 45,91 36 938,85 28,64
2-й и более 2 765 54,09 92 058,66 71,36
2010 5 177 Всего... 5 343 X 146 557,55 X
1-й ребенок 2 561 47,93 46 896,92 32,00
2-й и более 2 782 52,07 99 660,63 68,00
2011 5 150 Всего... 5 342 X 158 911,16 X
1-й ребенок 2 441 45,69 47 235,54 29,72
2-й и более 2 901 54,31 111 675,62 70,28
прожиточного минимума за I квартал 2012 г. в среднем по стране по трудоспособному населению составила 6 827 руб. Чтобы работодатель не занижал размер официальной зарплаты в целях экономии на страховых взносах, для социальной защиты трудящихся можно использовать следующий механизм:
а) при доходах до минимального размера оплаты труда (4 611 х 12 = 55 332) вводить тариф выше, чем 2,9 %, либо фиксированную плату;
б) при доходах выше минимального размера, но меньше величины прожиточного минимума (6 827 х 12 = 81 924) = 198 руб. (6 827 х 2,9 %);
в) при доходах выше величины прожиточного минимума, но меньше 512 тыс. руб. (годовая нарастающая) - тариф 2,9 %;
г) при доходах свыше 512 тыс. руб. - 0 %.
На взгляд автора, такая схема позволит защитить работников от произвола работодателей, сократить использование «серых» зарплат и пополнить доходную часть бюджета Фонда. В данной схеме сложным является определение величины прожиточного минимума, так как она подсчитывается достаточно долго. Поэтому здесь возможно использование показателя прошлого года либо прогнозной величины, которая должна быть взята за основу при проектировании бюджета ФСС.
Оптимизация расходной части бюджета Фонда социального страхования РФ сводится не к попыткам сокращения размера государственных пособий, а к инвентаризации расходов фонда. Необходимо исключить виды расходов, не имеющих страхового характера. Например, выплаты, связанные с направлением родовых сертификатов, целесообразно полностью финансировать из федерального бюджета или Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В современных концепциях развития социального страхования предлагаются разные варианты совершенствования системы финансирования социальных гарантий:
- разграничение социального страхования работающих и социального обеспечения неработающих, нетрудоспособных граждан;
- совершенствование механизма управления системой социального страхования;
- определение наиболее эффективной модели формирования страховых тарифов, поддерживаю-
щих определенный уровень замещения заработка работника при наступлении страховых случаев;
- повышение уровня социальной ответственности работодателей посредством стимулирующих инструментов;
- ликвидация так называемых нестраховых видов выплат и перевод их на бюджетное финансирование;
- оптимизации соотношения уровня страховых выплат и страховых премий страхователей на основе актуарной обоснованности расчетов страховых тарифов.
Реализация обозначенных мероприятий позволит повысить уровень защищенности граждан от различных социальных рисков, снизить уровень безработицы в стране, привлечь в российскую экономику значительные инвестиционные ресурсы; решить первоочередные задачи в области укрепления системы государственного надзора за страховой деятельностью государственных внебюджетных фондов; создать структурные основы для развития добровольного социального страхования.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30.12.2008).
2. Коокуева В. В. Одноканальное финансирование и бесплатная медицинская помощь // Финансы. 2011. № 9.
3. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 07.05.2012. URL: http://www. kremlin. ru.
4. Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2008 год: Федеральный закон от 14.02.2010 № 8-ФЗ.
5. Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2009 год: Федеральный закон от 04.10.2010 № 257-ФЗ.
6. Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010 год: Федеральный закон от 06.10.2011 № 267-ФЗ.
7. Официальный сайт регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Калмыкия. URL: http://www. fssrk. ru.
8. Официальный сайт Фонда социального страхования Российской Федерации. URL: http:// www. fss. ru.
финансовая аналитика
проблемы и решения ' 43