Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к формированию механизма устойчивого развития институтов социального страхования в России'

Концептуальные подходы к формированию механизма устойчивого развития институтов социального страхования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ / SOCIAL PROTECTION / INSTITUTE OF SOCIAL INSURANCE / OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE / PERSONAL INSURANCE / MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелина О. В., Никитина Е. И.

В статье рассматриваются основные существующие проблемы функционирования системы социального страхования в России, возможные пути формирования механизма развития институтов социального страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Забелина О. В., Никитина Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACHES TO FORMATION OF THE MECHANISM OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INSTITUTES OF SOCIAL INSURANCE IN RUSSIA

The main existing problems of functioning of system of social insurance in Russia, possible ways of formation of the mechanism of development of institutes of social insurance.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к формированию механизма устойчивого развития институтов социального страхования в России»

роники в субнанометровую область размеров. Нано и микросис-темная техника, №6, 2007,с.8-18.

3. Кооперация в радиоэлектронике. ТИИЭР, 1993, № 19.

4. Лазарев И.А. Информация и безопасность. Композиционная технология информационного моделирования сложных объек-

тов принятия решений.-М.: Московский центр научно-технической информации. 1997- С. 336

5. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада./ Под ред. С.Ю. Глазьева, В.В. Харитонова. М.: «Тра-вант».2009.-С. 256.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Забелина О.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой национальной экономики ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» Никитина Е.И., аспирант кафедры национальной экономики ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»

В статье рассматриваются основные существующие проблемы функционирования системы социального страхования в России, возможные пути формирования механизма развития институтов социального страхования.

Ключевые слова: социальная защита, институт социального страхования, обязательное социальное страхование, личное страхование, механизм.

CONCEPTUAL APPROACHES TO FORMATION OF THE MECHANISM OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INSTITUTES OF SOCIAL INSURANCE IN RUSSIA

Zabelina G., doctor of economic sciences, professor, head of department of national economy FGBOU VPO «Tver State University» Nikitina E., post-graduate of department of national economy FGBOU VPO «Tver State University»

The main existing problems offunctioning of system of social insurance in Russia, possible ways offormation of the mechanism of development of institutes of social insurance.

Keywords: social protection, institute of social insurance, obligatory social insurance, personal insurance, mechanism.

Одним из важнейших направлений развития современной бюджетной и социальной политики государства, определенной Посланием Президента Российской Федерации Д.А.Медведевым от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012-2014 годах», является подготовка в 2012 году комплексных предложений по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, избранный 4 марта 2012 года, также нацелен на урегулирование существующих проблем в области пенсионного и социального обеспечения.

Решение данной задачи особенно актуально, так как принятое решение о снижение для основной категории плательщиков с 34 до 30 процентов (с установлением размера тарифа страховых взносов с сумм предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 10 процентов), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов общего тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на период 2012-2013 годов имеет фрагментарный характер, в то время как проблема требует комплексного подхода.

В настоящее время институт социального страхования в Российской Федерации представлен тремя основными системами: пенсионной системой, системой медицинского страхования и системой социального страхования. Каждый из указанных институтов социальной защиты рассматривается в основном как формирование государственных страховых фондов (пенсионного, социального, медицинского) с характерными для них обязательствами и оказывающие социальные услуги населению путем выплаты пособий и пенсий.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования выступают в качестве государственных внебюджетных фондов социального значения в Российской Федерации. Основная часть социальных гарантий гражданам осуществляется через Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ). Бюджет ФСС РФ формируется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и утверждается федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год и на плановый период (два последую-

щих года). Бюджет ФСС РФ является консолидированным бюджетом по трем направлениям: обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и выполнению возложенных государственных функций.

К доминирующим расходам ФСС РФ относятся расходы на социальное страхование, связанные с временной потерей трудоспособности в связи с болезнью, беременностью, уходом за ребенком.

С 1 января 2011 года за счет средств страхователей обеспечивается выплата пособий застрахованным лицам в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые три дня временной нетрудоспособности (с 2005 по 2010 годы оплата пособий за счет работодателей за первые 2 дня), а, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета ФСС РФ. Кроме того, размер пособия исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, учитываемого в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов.

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа и составляет 100% среднего заработка при страховом стаже 8 и более лет; 80 % среднего заработка при страховом стаже от 5 до 8 лет; 60% среднего заработка при страховом стаже до 5 лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет выплачивается застрахованным лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Пособие по беременности и родам предназначено для компенсации заработка, утраченного в связи с временной нетрудоспособностью в последние месяцы беременности и в период после рождения ребенка. Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов); при многоплодной беременности продолжительностью 194 календарных дня (84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов).

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 % среднего заработка, предельный размер пособия по беременности и родам составил: в 2005 году - 12480 руб., в 2006 году - 15000 руб., в 2007 году - 16125 до 1 сентября, 23400 - с 1 сентября, в 2008 году - 23400 руб., в 2009 году - 25390 руб., в 20102011 годах - 34583,33 руб., в 2012 году - 36563,29 руб..

Кроме перечисленных выше выплат, за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обеспечивается получение застрахованными лицами следующих видов пособий:

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- на социальное пособие на погребение.

Анализируя работу ФСС РФ по поддержке работников в период временной нетрудоспособности, нельзя не отметить ряд положительных моментов: рост размеров пособий, своевременность социальных выплат. В настоящее время финансовое положение системы социального страхования в части работы ФСС РФ остается стабильным, хотя и частично зависимым от федерального бюджета, масштабы деятельности стремительно растут, однако в условиях влияния новых социально-экономических факторов, обращает на себя внимание необходимость выработки новой формулы социального партнерства, создания современной модели эффективного разделения социальной ответственности и рисков между государством и бизнесом.

Важнейшие препятствия для устойчивого развития институтов социального страхования давно нашли отражения в трудах отечественных ученых. Это и «наличие значительного по масштабу теневого рынка труда, нерегулируемые формы занятости, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы», а также «высокая степень дифференциации доходов по регионам и различным секторам экономики» [5].

К одним из основных недостатков существующей системы социального страхования можно отнести невысокий уровень социальной защиты застрахованных лиц в случае потери трудоспособности в связи с болезнью, беременностью и родами, уходом за ребенком. Несмотря на то, что средний размер пособий растет быстрее средней заработной платы, коэффициент замещения заработной платы некоторыми пособиями застрахованным лицам остается низким, иногда даже ниже прожиточного минимума. Так, средний коэффициент пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим гражданам за период 2007-2011 гг. составляет около 27%, что нельзя назвать достойной поддержкой материнства и детства для работающих граждан. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» застрахованное лицо, имеющее страховой стаж менее 6 месяцев, имеет право на выплату пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда. В данный момент, минимальный размер оплаты труда в России составляет 4611 руб., прожиточный минимум в среднем на душу трудоспособного населения на 2011 год - 6878 руб., таким образом, в некоторых случаях размер страхового обеспечения по материнству и детству оказывается ниже величины прожиточного минимума.

По мнению М.Ю. Федоровой в системе социального страхования, которое связано с личным трудовым и (или) финансовым участием гражданина, должен действовать более высокий уровень стандартов, чем минимальный размер труда и даже величина прожиточного минимума, например, рациональный минимальный потребительский бюджет [7]. Т.С. Гусева считает «необходимым разработку и законодательное закрепление такого социального стандарта, как минимальный потребительский бюджет, который используется в большинстве развитых стран. Это позволит дифференцировать уровень социального обеспечения с учетом трудового вклада человека» [6].

Слабым местом является отсутствие страховой нагрузки на застрахованных лиц. В настоящее время ответственность за финансирование социального страхования лежит в основном на работодателях, однако в соответствии с мировым опытом необходимо ввести участие самих работающих граждан в обеспечении по социальному страховании. Возможно введение со-платежей со стороны застрахованных лиц на обязательное социальное страхования по временной нетрудоспособности, которые могут выражаться

непосредственно в уплате страховых взносов со стороны работников в бюджет ФСС РФ либо в первоначальном периоде приостановления выплаты заработной платы, который в соответствии со ст.26 конвенцией МОТ №130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» не может превышать трех дней.

Следует отметить и недостаточную меру использования потенциала частных страховых компаний в социальном страховании по временной нетрудоспособности. В связи с постоянной потребностью в дополнительных ресурсах для реализации социально-значимых проектов и одновременным стремлением к совершенствованию социально-трудовых отношений возникает потребность в развитии государственно-частного партнерства в России, содействию добровольному страхованию различных социальных рисков. Несмотря на стремление бизнеса к прибыли, необходимости наличия крупных страховых резервов, затрат на рекламу, добровольное личное страхование, в том числе коллективное (корпоративное), способно существенно повысить эффективность социальной защиты экономически активного населения Российской Федерации.

Кроме того, для стабильного финансового обеспечения пенсионного и медицинского страхования, оплаты временной нетрудоспособности, эффективного развития малого и среднего бизнеса, большего вовлечения граждан страны в систему страхования от социальных рисков необходимо принять Концепцию по развитию системы социального страхования на среднесрочную и долгосрочную перспективы, определить вектор модернизации существующей системы на основе всестороннего обсуждения и общедоступной информации по расчетам и экономическим обоснованиям того или иного намеченного изменения условий социального страхования, о планируемой социальной нагрузки, разделении ответственности между участниками социально-трудовых отношений и др., что позволит создать высокоэффективные институты страховой защиты наемных работников и членов их семей в результате планомерного выполнения поставленных задач и в отсутствии непредсказуемой турбулентности социального законодательства.

Рассмотренные основные недостатки существующей системы социального страхования в России позволят выработать оптимальную модель страховых институтов социальной защиты работающего населения. Решение концептуальных задач по формированию устойчивого механизма социального страхования сводится к принятию следующих основных положений:

- принятие согласованной со всеми участниками Концепции развития социального страхования на среднесрочную и долгосрочную перспективы на основе продуманной и четко организованной социальной политики;

- увеличение зависимости размера выплачиваемых пособий застрахованным гражданам с уровнем оплаты их труда и индивидуальных отчислений в социальное страхование для более полного и объективного возмещения утраченного заработка;

- введение солидарной ответственности третьей стороны страховых отношений — а именно самого работника. Мировой опыт показывает, что наиболее приемлемой является система социального страхования, построенная на трехстороннем финансировании: работодатель, работник и государство;

- повышение минимальных размеров пособий до уровня «рационального минимального потребительского бюджета» или «минимального потребительского бюджета » получателя пособия;

- доведение средних коэффициентов замещения заработка пособиями по материнству до 70-80%;

- использование потенциала частных страховых компаний в обязательном социальном страховании в полном объеме;

- внедрение системы добровольного страхования временной нетрудоспособности и материнства, корпоративного социального страхования;

- установление страховых тарифов на базе актуарных расчетов взамен используемых в настоящее время макроэкономических прогнозных показателей;

- усиление роли сторон социального партнерства в управлении ФСС РФ.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в России, становится очевидным, что существует ряд немаловажных препятствий на пути создания действенной, эффективной и финансово-самодостаточной социально-страховой системы как неотъемлемой части социальной защиты населения, обеспечения свободного развития личности и достойного уровня жизни, которые возможно преодолеть только при системных экономических преобразованиях в рамках справедливо

организованной государственной социальной политики, тесном сотрудничестве всех заинтересованных сторон на основе социальной и профессиональной солидарности, активизации различных форм добровольно личного страхования, соблюдая основополагающие принципы данного института социальной защиты, что позволит добиться устойчивости экономического роста, совершенствования структуры экономики, повышения экономической и национальной безопасности страны.

Литература:

1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах»

2. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от

03.12.2011) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

3. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 07.03.2011) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

4. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от

03.12.2011) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

5. Концепция совершенствования системы социального страхования в Российской Федерации (проект)//Аналитический вестник Совета Федерации.-2005.-№13.

6. Гусева Т.С. Эффективная система социального обеспечения

- один из необходимых признаков социального государства // Право социального обеспечения.-2011.-№2.

7. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования: монография.- Омск,2000.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДЗЕМНЫХ ПРОСТРАНСТВ ГУП «НИ И ПИ ГЕНПЛАНА МОСКВЫ»

Фоменко И.В. к.г.н.

Чернышова Н.А. к.г.н.

Семенова О.С. к.т.н.

Волков Н.С.

В статье дана оценка социально-экономической эффективности различных типов подземных пространств, рассматриваются различные группы объектов, размещаемых в подземном пространстве, преимущества и недостатки их строительства с точки зрения условий жизни горожан и качества городской среды.

Ключевые слова: подземное строительство, плотность застройки, редевелопмент, подземные пространства, городская среда.

EFFICIENCY OF THE ORGANIZATION OF VARIOUS TYPES OF MULTIFUNCTIONAL SPACES UNDERGROUND SUE «NO PI AND THE SOCIO-ECONOMIC GENERAL PLAN OF MOSCOW»

Fomenko I.V. Chernyshova N.A. Semenova O.S. Volkov N.S.

The paper assesses the socio-economic efficiency different types of underground spaces, are considered different groups of objects to be placed in the underground space, the advantages and disadvantages of their construction in terms of living conditions of citizens and the quality of the urban environment.

Keywords: civil engineering, building density, redevelopment, underground spaces, urban environment

В последние десятилетия в крупнейших городах мира наблюдается значительный рост объемов подземного строительства различного назначения. Этому способствует снижение стоимости подземного строительства, высокая плотность застройки и сокращение числа свободных земельных участков. Если раньше стоимость проектов подземного строительства была в несколько раз выше чем проектов наземных, то сегодня, совершенствование технологии подземных работ, а также увеличение затрат на приобретение земельного участка и его редевелопмент, привели к тому, что стоимость проектов подземного и наземного строительства выравнивается, особенно в зонах существующей высокоплотной застройки.

Наше исследование посвящено оценке социально-экономической эффективности различных типов подземных пространств, рассмотрены различные группы объектов, размещаемых в подземном пространстве, преимущества и недостатки их строительства с точки зрения условий жизни горожан и качества городской среды.

Объекты, размещаемые в подземном пространстве, можно подразделить на три группы.

1. Транспортно-коммуникационные объекты и сооружения, эффекты, получаемые при их размещении в подземном пространстве, включают:

- экономию городских территорий за счет участков самих объектов, а также их защитных зон;

- увеличение оборачиваемости транспортных средств;

- сокращение длительности поездок и доставки грузов;

- сокращение количества остановок и экономии энергетических ресурсов;

- максимальную сохранность существующей наземной застройки;

- улучшение санитарно-гигиенического состояния наземной среды.

2. Объекты обслуживания, торговли, общественного питания и досуга, выгоды, получаемые при их размещении в подземном пространстве, включают:

- экономию городских территорий;

- сохранение наземной застройки при размещении в сложившихся частях города;

- экономию времени населения за счет приближения объектов обслуживания к потребителю по пути его передвижения (попутное обслуживание);

- повышение размеров товарооборота и прибыли предприятий за счет расположения в зонах интенсивного скопления пешеходов и пассажиров (следствие - увеличение налоговых поступлений в бюджет города).

3. Объекты коммунально-складского хозяйства, промышленных зданий и сооружений, а также инженерно-транспортной инфраструктуры, эффекты, получаемые при их размещении в подземном пространстве, включают:

- экономию городских территорий;

- сокращение протяженности инженерных коммуникаций;

- улучшения санитарно-гигиенического состояния городской среды;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.