Таким образом, трудовая миграция, возникшая как форма адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, стала не только действенным средством предупреждения бедности, что особенно актуально для малых городов России, но и постепенно превратилась в реальный и эффективный способ повышения уровня жизни и благосостояния для определенной части экономически активного населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нефедова Т.Г., Трейвиш А.И. "Сильные" и "слабые" города России // Полюса и центры роста в региональном развитии. М., 1998. С. 135-145.
2. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению: коллективная монография. М., 1998.
3. In-Depth Studies on Migration in Central and Eastern Europe: The Case of Ukraine. UN Economic Commission for Europe, Economic Studies No. 12. NY&Geneva, 1999.
4. Зайончковская Ж.А. Трудовая миграция в СНГ с позиций общества, семьи и личности. Миграция населения. Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу "Миграция в России". М., 2001.
5. Об итогах Всероссийской переписи населения 2002 года. Официальный сайт Госкомстата России: http://www.gks.ru/PEREPIS/report.htm.
6. Бадыштова И.М. Трудовая миграция как средство выживания семьи в России // Миграция населения. Вып. 2: Трудовая миграция в России. Приложение к журналу "Миграция в России". М., 2001.
7. Общественное мнение-2004. Ежегодник. Аналитический центр Юрия Левады. М., 2004.
Sociological study of people's involvement in working migration in small towns that for many households provides additional source of income.
Н.В. Панкратова, В.В. Солодников СОЦИАЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО
Последние десятилетия рождаемость в нашей стране неуклонно снижается, и подавляющее большинство научных публикаций о семье посвящено именно этой проблеме (иными словами — биологическому родительству). На наш взгляд, необходима иная расстановка исследовательских и социально-политических акцентов. Не следует забывать, что именно семья, особенно на ранних этапах социализации личности, по-прежнему создает важнейшие условия по накоплению и передаче "человеческого капитала" от поколения к поколению. Между тем в России дети из социально дезадаптированных (бедных, с применением внутрисемейного насилия, безработных и т.д.) семей, а также выпускники детских домов и интернатов являются социальным ресурсом деструктивных "нетолерантных" движений и криминальных сообществ.
ПАНКРАТОВА Наталья Владимировна — аспирант Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
СОЛОДНИКОВ Владимир Владимирович — доктор социологических наук, профессор кафедры социологии РГГУ, аналитик ЗАО "Исследовательская компания КОМКОН".
Многие отцы (реже матери) не проживают вместе с детьми, некоторые из них являются "эпизодическими" родителями (когда, например, детей воспитывает бабушка), а другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком (отказываясь от родительских прав), так и остаются только биологическими родителями. Одновременно растет число родителей, не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами, но реализующими в отношении него функцию родительства в полной мере, в этом случае мы имеем дело с феноменом социального родительства.
К основным формам социального родительства следует отнести: усыновление; приемную семью; опеку/попечительство; патронат; воспитание в госучреждениях (социальное "квазиродительство").
Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 545 тыс. детей (68%) состоят на воспитании в семьях граждан (375 тыс. — под опекой/попечительством, 11 тыс. — в приемных семьях, 159 тыс. — усыновлены посторонними гражданами). Официальных статистических данных о том, сколько детей находятся на воспитании в патронатных семьях, нет, поскольку данная форма социального родительства не прописана в Семейном кодексе, и в разных регионах в это понятие вкладывается разное содержание.
Остальные 32% (более 260 тыс.) воспитываются в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо отметить, что большинство воспитанников детских домов отнюдь не сироты. В основном это дети, родители которых живы, но лишены родительских прав. В нашей стране ежегодно родительских прав лишаются около 40000 семей. Кроме того, у части детей родители не лишены родительских прав, но находятся в заключении.
Масштабность проблемы не осталась без внимания средств массовой информации, особенно в связи с ростом числа иностранных усыновлений (в 2004 г. количество детей, усыновленных иностранными гражданами, составляло 9,4 тыс. человек) и выявлением случаев ненадлежащего ухода за детьми, усыновленными иностранцами, включая смерть ребенка.
Социальное родительство стало объектом внимания и со стороны органов законодательной власти. Министерство образования и науки РФ проводит политику развития семейных форм устройства сирот, начиная с середины 90-х годов прошлого века. Сейчас ведется разработка концепции нового закона "О реформировании органов опеки и попечительства", рассчитанной примерно на 10 лет. По словам директора Департамента государственной молодежной политики и социального воспитания детей Минобрнауки Сергея Апатенко, почти половина детей-сирот благодаря новому закону смогут покинуть детдома и обрести патро-натную семью.
Население также волнуют проблемы детей-сирот. При этом, по данным исследования TGI1, женщины всегда значимо сильнее мужчин обеспокоены судьбой детей-сирот.
1 Проводится компанией С0МС0М в 70 городах, репрезентирующих все 12 макрорегионов России. Годовая выборка TGI-Russia составляет 16000 домохозяйств (36000 респондентов). Генеральная совокупность — 62,5 млн. человек в городах с населением более 100 тыс. жителей (46% населения России в возрасте 10 лет и старше).
Рисунок 1.
Какие из перечисленных проблем Вас очень волнуют, какие — немного, а какие — не волнуют совсем? (дети-сироты (очень волнует), Vert %)
Мужчины ® Женщины
В последнее время наблюдается перераспределение озабоченности судьбой детей-сирот в сторону более обеспеченных семей, но смещенность в сторону менее обеспеченных сохраняется (табл. 1).
Что касается законодательного регулирования социального родительства, то согласно ст. 123 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.
Усыновление является одной из оптимальных семейных форм устройства ребенка (согласно ст. 124 Семейного кодекса РФ — приоритетной), поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.
Приемные семьи без родных детей, согласно ст. 151-153 Семейного кодекса, образуются на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание,
Таблица 1.
Какие из перечисленных проблем Вас очень волнуют, какие — немного волнуют, а какие не волнуют совсем?* (дети-сироты (очень волнует), Vert %)
Оценка материального положения семьи 2001 2002 2003 2004 2005
Материальных затруднений нет или не хватает только 3,3 4,0 6,3 7,6 7,9
на покупку недвижимости Денег хватает на крупную бытовую технику 4,5 5,6 10,3 13,5 15,6
На питание и одежду денег хватает, на крупную бытовую 31,3 34,0 37,7 38,1 39,8
технику — нет С трудом хватает на питание или покупку одежды 59,2 54,3 40,3 34,4 29,5
подбор родителей осуществляется органами опеки и попечительства. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Оплата труда и льготы приемным родителям регулируются законами субъектов Российской Федерации. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
Опека, согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ, устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; над детьми в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Параметры воспроизводства средств к жизни (характеризующие уровень жизни семьи).
Российские эмпирические, даже нерепрезентативные данные о материальном положении семей, практикующих социальное родительство, нам неизвестны. В то же время, согласно ст. 127 СК РФ, лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители, а также лица, не имеющие постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, не могут усыновить ребенка. Поскольку статус усыновленного ребенка полностью соответствует статусу биологических детей, никаких специальных жилищных льгот в случае усыновления не предусмотрено.
Скорее всего, уровень жизни семей с усыновленными детьми сопоставим с уровнем жизни кровно-родственных семей. ФЗ РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ, предусматривает единовременное пособие при усыновлении в размере 8 000 руб. В регионах могут быть установлены дополнительные выплаты. Например, недавно в Москве были приняты законы г. Москвы №60 и №61, согласно которым усыновители имеют право на: единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка в возрасте до трех месяцев независимо от дохода семьи; ежемесячное пособие на усыновленного ребенка до достижения им 18 лет в размере 70 руб. (не назначается, если среднедушевой доход семьи превышает прожиточный минимум); ежемесячная компенсационная выплата усыновителям ребенка-инвалида дошкольного возраста в размере 800 руб.; ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни, размер которой пока не установлен.
На содержание каждого ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.
Орган опеки и попечительства обязан оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий жизни и воспитания ребенка (детей), а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей). Материальное положение таких семей бывает достаточно тяжелым из-за задержек с выплатами денежных средств на содержание детей и бюрократических проволочек в оформлении юридического статуса детей, принимаемых на воспитание в семью.
Опекун свои обязанности выполняет безвозмездно, однако дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты, в том числе на алименты от своих биологических родителей и пенсию по случаю потери кормильца, которые фактически выплачиваются опекуну. Помимо алиментов и пособий на содержание ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ.
Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на содержание только на тех детей, которые (а) с ведома и согласия родителей находятся под опекой у третьих лиц либо (б) находятся на полном государственном обеспечении в воспитательных учреждениях.
Количественные параметры воспроизводства жизни.
В подавляющем большинстве случаев, описываемых средствами массовой информации, говорится об одном ребенке (усыновляемом, взятом под опеку), реже — о втором ребенке. Отдельно описываются приемные семьи, "семейные детские дома" или их аналоги, где обычно фигурируют от 2 до 10 принятых на воспитание детей.
В целом количественная структура таких семей нуклеарна (нет никаких упоминаний о совместном проживании и ведении общего хозяйства с прародителями или другими родственниками).
Качественные параметры воспроизводства жизни.
Здоровье семьи складывается из двух важнейших компонентов:
1. Здоровье усыновителей, опекунов, приемных родителей, физическое и психическое — регулируется законом (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542) и контролируется гораздо жестче, чем у "обычных" биологических родителей.
2. Здоровье ребенка. Ситуация существенно разнится в зависимости от конкретной формы социального родительства. По оценкам Генеральной прокуратуры, 40% выпускников сиротских заведений становятся алкоголиками и наркоманами, 40% совершают преступления, 10% кончают жизнь самоубийством и только 10% живут относительно нормально.
Таким образом, дети, усыновляемые, принимаемые под опеку или в приемную семью, из государственных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, имеют значительные отклонения в физическом и/или психическом здоровье, поскольку часто "отказными" оказываются дети алкоголиков, наркоманов и др. больных родителей, а также дети, испытавшие насилие в семье, потерявшие родителей и т.п. Чем старше ребенок, принимаемый на воспитание, тем сильнее степень выраженности отклонений и тем сложнее приемным родителям и опекунам вернуть его к нормальной жизни в обществе.
Профессионально-образовательный потенциал членов семьи.
Законодательно уровень образования и/или характер трудовой деятельности усыновителей и/или других социальных родителей не регулируется. Можно предположить, что он соответствует общероссийскому (косвенным подтверждением этой гипотезы являются данные TGI — табл. 2 и 3).
Есть тенденция к увеличению озабоченности этой проблемой среди интеллигенции (видимо, это следствие растущей медиаактивности по проблеме детей-си-рот), но модальной группой остаются потенциальные усыновители (в возрасте
Таблица 2.
Какие из перечисленных проблем Вас очень волнуют, какие — немного волнуют, а какие не волнуют совсем? (дети-сироты (очень волнует), %
(среди респондентов в возрасте 20-44 года)
Образование 2001 2002 2003 2004 2005
Неполное среднее и ниже 5,0 4,3 5,0 4,3 4,4
Среднее, среднее специальное образование 58,8 57,1 56,0 57,2 54,8
Неоконченное высшее и выше 36,2 38,6 39,0 38,6 40,8
Таблица 3.
Какие из перечисленных проблем Вас очень волнуют, какие — немного волнуют, а какие не волнуют совсем? (дети-сироты (очень волнует), %
(среди респондентов в возрасте 20-44 года)
Размер города (количество жителей) 2001 2002 2003 2004 2005
1 млн. + 36,3 37,4 37,2 35,0 40,2
500 тыс.-1 млн. 20,4 21,9 21,8 21,4 18,8
100 тыс.-500 тыс. 43,2 40,6 41,0 43,6 41,0
20-44 года) — респонденты со средним/средним специальным образованием, составляющие большинство населения России.
Согласно косвенным оценкам, наибольший потенциал социального родительства сосредоточен в малых (до 500 тыс. жителей) городах и мегаполисах (табл. 3). Вероятно, это связано с тем, что, во-первых, жители мегаполисов намного чаще страдают различными отклонениями в здоровье, в том числе нарушениями репродуктивной функции, не позволяющими иметь собственных детей. Во-вторых, проблема беспризорности и безнадзорности в мегаполисах стоит намного острее, чем в других городах с меньшим населением. В-третьих, уровень материальной обеспеченности жителей мегаполисов превышает уровень обеспеченности жителей меньших городов.
В то же время жители малых городов, вероятно, обладают преимуществом в плане "высоты административных барьеров", имеют более высокий уровень эмпатии и, кроме того, в связи с безработицей, в случае приемной семьи, могут рассматривать воспитание детей как оплачиваемую работу.
Согласно российскому законодательству, проявление незаконопослушания является "фильтром", отсекающим лиц, претендующих на реализацию социального родительства. Например, усыновителями не могут быть лица, имеющие на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (ст. 127 СК РФ). Установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются Гражданским кодексом РФ. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине.
Большой резонанс в российских средствах массовой информации в последнее время получили отдельные случаи зарубежной практики усыновления российских детей. Значительное внимание уделялось нескольким громким делам, связанным с насилием над усыновленными детьми и даже их смертью. Не следует забывать, что эти резонансные случаи далеко не типичные, более того, все они
были связаны с независимым (т.е. частным) усыновлением, которое фактически не контролировалось ни нашими органами опеки и попечительства, ни зарубежными.
Социальное родительство — достойный объект внимания социологов-иссле-дователей, изучение которого способно внести существенный вклад в понимание функционирования современной российской семьи, в том числе тех его аспектов, которые оказались сегодня востребованы в рамках национального демографического "мегапроекта".
The authors stress importance of studies of social parenthood that could help to solve demographic problems of the country.
В.А. Прохода, В.В. Рязанцев ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИК РОССИИ (КАРЕЛИЯ, ТАТАРСТАН, ЯКУТИЯ)
В предлагаемой вниманию читателей статье представлены материалы социологического исследования, организованного в рамках проекта "The quest for Ethno-National Identity: Positive and Negative Effects" (Project Reference Number: INTAS 03-51-4997/Field 7) и посвященного изучению специфики межэтнических отношений и идентичности населения республик России. Опрос проводился Центром социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова в 2005 г. методом личного интервью (face-to-face) среди городского населения Башкирии, Карелии, Коми, Татарстана и Якутии. В каждой республике опрашивались представители титульного этноса и русские. Они же опрашивались и вне республик: в Москве (русские и якуты), Пермском крае (русские и коми), Саратовской (русские и татары), Тверской (русские и карелы), Челябинской (русские и башкиры) областях. Общее число респондентов — 4858 человек.
Далее будут рассмотрены установки представителей четырех национальностей — карел, русских, татар и якутов, проживающих на территории Карелии, Татарстана и Якутии.
Авторы работают в лаборатории изучения общественного мнения Института комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова.
ПРОХОДА Владимир Анатольевич — кандидат социологических наук, старший научный сотрудник.
РЯЗАНЦЕВ Вячеслав Викторович — кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник.