путем, в том числе путем принуждения конкурентов и других хозяйствующих субъектов к совершению определенных сделок или отказу от их совершения.
Организационно-правовые факторы, детерминирующие совершение этого преступления, характеризуются невозможностью использования в современных условиях выработанных в советский период мер профилактики преступлений, а также изменением в деятельности правоохранительных органов приоритета предупреждения преступлений на их раскрытие и расследование.
Современный уголовный закон в части норм, устанавливающих ответственность за совершение отмеченных преступлений, требует совершенствования, так же как и существующие на вооружении у правоохранительных органов методики расследования уголовных дел о таких преступлениях.
Система специальных криминологических мер предупреждения преступлений, сопряженных с принуждением к совершению сделок или отказу от их совершения, включает в себя комплекс мероприятий, осуществляемых разными субъектами предупредительной деятельности. Однако основная роль в предупреждении этих преступлений отводится ОВД. Рассматриваемые преступления, обладающие, без-
условно, высокой латентностью, распространены в разных сферах экономической деятельности, на бытовом уровне и часто сопровождают преступную деятельность организованных групп, контролирующих крупные территории. Упор в системе специальных мер предупреждения преступлений, сопряженных с принуждением к совершению сделок или отказу от их совершения, должен быть сделан на меры викти-мологической профилактики и оперативно-экономи ческого анализа.
1 Власова И.В. Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия преступлениям, сопряженным с принуждением к совершению сделки или к отказу от ее совершения : автореф... канд. юрид. наук. М., 2010.
2 Там же.
3 Устинова Т.Д. Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения: проблемы совершенствования ст. 179 УК РФ // Юридический мир. 2006. № 6.
4. Башков А.В. Уголовно-правовые аспекты вымогательства : автореф... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001; Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности; Чугунов А.И. Уголовно-правовая охрана свободы предпринимательской деятельности. Ульяновск, 2002.
РОССИИСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФОРМАХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕИ
Б.С. НИКИФОРОВ
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
nikiforov@yandex.ru
Аннотация. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды. Раскрывается проблема приемной семьи как форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Существует много факторов, тормозящих развитие института приемной семьи, например недостаточная государственная поддержка этого социального института.
Ключевые слова: приемная семья, опека, попечительство, приемные родители; семейно-правовая ответственность; усыновление (удочерение); патронатная семья.
THE RUSSIAN LEGISLATION ON FORMS OF EDUCATION OF CHILDREN
B.S. NIKIFOROV
Annotation. The analysis of the Russian legislation, namely the family legislation allows to draw a conclusion that the state is obliged to provide social protection of the child deprived of the family environment. The author opens a foster home problem as forms of family education of children without parental support. On the basis of it has drawn a conclusion that there are many factors, braking development of institute of a foster home, for example: insufficient state support of this social institute.
Key words: a foster home, guardianship, guardianship, reception parents; family-legal responsibility; adoption (adop-
13 июня 1990 г. СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка 1989 г., России стала правопреемницей СССР в отношении Конвенции. Согласно Конвенции семейное воспитание является приоритетным для всех государств, подписавших этот документ. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, и компетентного надзора (п. 2, ст. 3).
Государства-участники, которые признают и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, т.е.:
$ чтобы усыновление ребенка разрешалось только компетентными властями, которые определяют в соответствии с применимыми законами и процедурами и на основе всей относящейся к делу и достоверной информации; что усыновление допустимо ввиду статуса ребенка относительно родителей, родственников и законных опекунов и что, если требуется, заинтересованные лица дали свое осознанное согласие на усыновление на основе такой консультации, которая может быть необходимой;
$ признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;
$ обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
$ принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанным с этим лицам;
$ содействуют в необходимых случаях достижению целей путем заключения дву- и многосторонних договоренностей или соглашений и стремятся на этой основе обеспечить, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентными властями или органами.
СК рассматривает разные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) — юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным — с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
Усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:
$ установление новой правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребен-
ком, а также между усыновленным и родственниками усыновителя;
$ прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по кровному происхождению.
Усыновление (удочерение) выступает приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, как и в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным.
Усыновление — один из самых древних правовых институтов; он существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Лица, достигшие 18 лет, не могут быть усыновлены. Под интересами ребенка при усыновлении понимается создание для него благоприятных условий материального и морального характера для воспитания и развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении. О семейном благополучии ребенка также говорится в преамбуле Конвенции о правах ребенка.
Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением тех случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей.
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается в случаях, когда не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам России, постоянно проживающим за пределами территории России, не являющимся родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление производится по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, так как суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.
Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.
Усыновление — добровольный акт; оно может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Волеизъявление должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое подается в районный суд, находящийся по месту проживания (нахождения) ребенка.
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Законом не устанавливается предельный возраст усыновителей (усыновителя), несмотря на неоднократные попытки ввести поправки по этому вопросу. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.
Опека (попечительство) устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство — в возрасте от 14 до 18 лет.
Одна из основных задач опеки и попечительства — воспитание и образование детей, оставшихся по каким бы то ни было причинам без родительской опеки. В ст. 146 СК предусматривается, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна.
Назначая ребенку опекуна, специалисты органов опеки и попечительства обязательно должны учитывать, какие отношения складываются или уже сложились между опекуном и ребенком. Если опекун живет не один, следует учесть, как относятся к ребенку члены семьи опекуна, хотя их мнение не является решающим, поскольку опекаемый может не проживать в семье опекуна, а жить на своей жилой площади. Если это возможно, спрашивается желание самого ребенка, и оно учитывается при назначении опеки. Органы опеки и попечительства назначают ребенку опекуна или попечителя в течение месяца со дня, когда стал известен факт о необходимости установления опеки над ребенком.
Детям, которые находятся на полном государственном попечении и воспитываются в специализированных учреждениях (детских домах, домах ребенка, домах-интернатах и т.п.), опекуны не назначаются. Эти обязанности возлагаются на администрации этих учреждений. Контроль над условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в воспитательных учреждениях, осуществляется органами опеки
и попечительства. Формы такого контроля законом не определены.
Защита прав выпускников воспитательных учреждений возлагается на органы опеки и попечительства. В целях последующего жизнеустройства при выпуске воспитаннику обязательно должны быть выданы следующие документы: свидетельство о рождении (паспорт), документы о состоянии здоровья, документ об образовании, сведения о родителях или близких родственниках, документы, подтверждающие его право на имущество, денежные средства, жилую площадь. Факт нахождения детей под опекой (попечительством) не освобождает их родителей от обязанности содержать детей.
На детей, находящихся под опекой или попечительством, должны выплачиваться государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей.
Опекун (попечитель) выполняет свои обязанности безвозмездно. На содержание ребенка ему ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере, установленном Правительством РФ.
Приемная семья — новая для России форма семейного воспитания. Узаконена она была в 1996 г. с момента принятия СК. Глава 21 посвящена правовым вопросам организации приемной семьи; затем появилось Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829. Прообразом этой формы семейного воспитания явились детские дома семейного типа, возникшие в 1988 г.
Приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе договора о передаче ребенка (детей), на воспитание, в семью, между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами).
Договор о передаче ребенка заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Он должен предусматривать все возможные условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности как ребенка, так и его приемных родителей, а также основания для прекращения действия договора. Договор о передаче ребенка на воспитание в семью заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителям по месту жительства (нахождения) ребенка. Размер оплаты труда приемных родителей устанавливается каждым субъектом Федерации. Так, в Москве, заработная плата приемных родителей, имеющих на воспитании трех и более приемных детей, устанавливается в размере ставки 11 разряда Единой тарифной сетки для педагогических работников учреждений образования.
Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются в органы опеки и попечительства ежегодно. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
В таком же порядке приемными семьям могут предоставляться льготы. Субъектам Федерации рекомендовано установить основные виды льгот социального и жилищного характера:
$ скидки в размере 50% за квартплату, плату за коммунальные услуги и телефон;
$ выделение земельного участка с освобождением от уплаты земельного налога;
$ преимущественное право на получение санаторно-курортных путевок, в том числе бесплатных, в лечебно-оздоровительные учреждения;
$ предоставление приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительности — от 42 до 56 дней;
$ сохранение непрерывного стажа за приемными родителями на весь период действия трудового договора о передаче ребенка;
$ право на получение беспроцентных ссуд на строительство жилья, дач, создание собственного бизнеса.
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
Заключение органа опеки и попечительства о возможности лиц быть приемными родителями является основанием для подбора ребенка с целью передачи его в приемную семью. На воспитание в приемную семью передается ребенок, оставшийся без попечения родителей, в том числе находящийся в воспитательном учреждении, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении.
Предварительный выбор ребенка осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органами опеки и попечительства. Разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.
Передача ребенка в семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший 10 лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на все причитающиеся ему алименты, пенсию и другие пособия, а также на жилое помещение; при отсутствии такового имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С ОПЕРАТИВНЫМИ СЛУЖБАМИ ОВД И ДРУГИХ СПЕЦСЛУЖБ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
СЛ. НИКОНОВИЧ, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института права и экономики (г. Липецк), 12.00.09 - уголовный процесс, криминалистика;
оперативно-разыскная деятельность
vgrmn @yandex.ru
Аннотация: В статье рассмотрены уголовно-процессуальные, криминалистические и криминологические аспекты расследования преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
Ключевые слова: организация взаимодействия служб, следственная группа, организованная преступная группировка, предмет преступления — драгоценные металлы и природные драгоценные камни, следственный комитет.