Научная статья на тему 'Феномен «Адопция»: теоретико-методологический аспект'

Феномен «Адопция»: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
784
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДОПЦИЯ / УСЫНОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ / СОЦИАЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО / ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ / ОПЕКУНСКАЯ СЕМЬЯ / СВОДНАЯ СЕМЬЯ / ADOPTION / CHILDREN ADOPTION / SOCIAL PATERNITY / SOCIAL ORPHANAGE / ADOPTION FAMILY / TUTORIAL FAMILY / STEPFAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Топоркова Елена Павловна

В статье рассмотрен феномен «адопция», дано несколько его трактовок. Автор представляет научную разработанность проблемы в социально-педагогическом, психологическом, юридическом аспектах, а также делает обзор западных исследований феномена «адопция». Особое внимание уделяется характеристике адопции как форме социального родительства вместе с такими формами, как приемная семья, опека (попечительство), патронат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of «adoption»: theoretical-metodological aspect

The article considers the phenomenon of adoption and gives some of its meanings. The author presents the scientific elaboration of the issue in social-pedagogical, psychological and law aspects, and also makes review of western researches of the phenomenon of adoption. A special attention is paid to the characteristics of adoption as the form of social paternity both with such forms as adopted family, tutorship, patronage.

Текст научной работы на тему «Феномен «Адопция»: теоретико-методологический аспект»

Список литературы

1. Бутуева З. А. Роль ценностных ориентаций в социализации пожилых и старых людей: авто-реф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1999. 24 с.

2. Данные Национального бюро экономических исследований. URL: http://www.amorfamily. ru/legere/soceetas/stradayut (дата обращения: 29.03.2010).

3. Доброхлеб В. Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России // Социологические исследования. 2008. № 8. C. 55-61.

4. Романова Н. П. Социальный статус одиноких женщин. Чита: Изд-во ЧитГТу, 2006. 369 с.

5. Романова Н. П., Осинский И. И. Одинокие женщины. Чита: Изд-во ЧитГТу, 2000. 231 с.

6. Социальное положение и уровень жизни населения России. М.: Росстат, 2006. URL: http:// www.gks/ru/free-dok/2007/demo/pol-voz07.htm (дата обращения 04.04.2010).

УДК 301.085: 37 ББК С 55.53

Е. П. Топоркова Феномен «адопция»: теоретико-методологический аспект

В статье рассмотрен феномен «адопция», дано несколько его трактовок. Автор представляет научную разработанность проблемы в социально-педагогическом, психологическом, юридическом аспектах, а также делает обзор западных исследований феномена «адопция». Особое внимание уделяется характеристике адопции как форме социального родительства вместе с такими формами, как приемная семья, опека (попечительство), патронат.

Ключевые слова: адопция, усыновление детей, социальное родительство, социальное сиротство, приемная семья, опекунская семья, сводная семья.

E. P. Toporkova

Phenomenon of «adoption»: theoretical-metodological aspect

The article considers the phenomenon of adoption and gives some of its meanings. The author presents the scientific elaboration of the issue in social-pedagogical, psychological and law aspects, and also makes review of western researches of the phenomenon of adoption. A special attention is paid to the characteristics of adoption as the form of social paternity both with such forms as adopted family, tutorship, patronage.

Keywords: adoption, children adoption, social paternity, social orphanage, adoption family, tutorial family, stepfamily.

Социально-экономические, политические, а также идейно-нравственные преобразования способствуют дисфункции многих социальных институтов, в том числе и института семьи. Появились такие негативные тенденции, как снижение уровня доходов семей, рост числа разводов, снижение числа детей в семье, отказы от новорожденных, психологические и эмоциональные стрессы взрослых членов семьи и

как следствие алкоголизм, наркомания, насилие в семье, жестокое обращение с детьми и т. д. Эти тенденции предопределили возникновение рисков для детей, вплоть до полного их вымещения из семьи. Главным последствием неустойчивого положения детей в семье стал стабильный рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что в свою очередь привело к актуализации феномена «адопция»

в современном обществе. Сегодня адопция широко обсуждается в средствах массовой информации, находит свое отражение в литературе и кинематографе, однако не получает должного научного обоснования.

Термин «адопция» (лат. adoptio -усыновление) трактуется этнографами как «форма установления искусственного родства - включение индивида или нескольких лиц в какую-либо родственную группу или семью» [4]. Например, одной из форм адопции считается аталычество (от тюрк. атэ; лык - как бы отец, заменяющий отца) -при установлении искусственного родства обычай передачи ребенка на воспитание в чужую семью. Этот обычай наблюдается в основном у горских народов Северного и Западного Кавказа.

В семейном праве «усыновление - это искусственное создание потомства путем установления юридических отношений, подобных отношениям родителей и детей, к чужому ребенку» [4]. Адопцию в юридическом аспекте исследовали Е. Э. Терещенко, Н. В. Летова, Г. И. Вершинина, Т. В. Ткаченко, Г. И. Абраменко, И. М. Кузнецова [11; 1; 10] и др. Особое внимание уделяется актуальному вопросу усыновления детей иностранными гражданами (С. А. Абрамова, А. З. Дзугаева, Е. Ю. Князева, Э. А. Петухова, К. Ю. Бородич и др.).

Сегодня показателем, обуславливающим степень проявления адопции в обществе, является число детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно таких детей выявляется тысячи. По данным, представляемым проектом «К новой семье» Благотворительного фонда «Семья» по Федеральной статистической отчетности 103-РИК, всего за 2009 г. выявлено детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту - «детей ОБПР») - 106 716 человек (из них устроены в семьи или возвращены родителям - 66 %). На 1 января 2009 г. в России число детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, составляло 681 301 человек, в том числе в условиях институционализации находились 151 771 ребенок, что составляет 22 % от общей численности детей.

Динамика последних лет свидетельствует о снижении числа выявленных

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России. В частности, в Забайкальском крае, по данным органов опеки и попечительства, в 2009 г. выявлено 2243 ребенка, в 2008 г. - 2383 ребенка,

2007 г. - 2515 детей, 2006 г. - 2594 ребенка,

2005 г. - 1188 детей.

Научный анализ проблемы социального сиротства представлен в работах многих отечественных исследователей. А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Г. С. Крас-вицкая, Ю. И. Андреева, Т. Мищенко [16; 5; 2; 13] рассматривают не только проблему сиротства, но и усыновления с психологопедагогических позиций. И. И. Осипова, Ж. А. Захарова [9] включают адопцию в систему профилактики и предотвращения социального сиротства. Исследование защиты прав детей-сирот принадлежит П. И. Городецкой, анализ общих подходов к социализации детей-сирот содержится в работах И. Ф. Дементьевой, И. Б. Назаровой, Е. Е. Чепурных, проблемы социализации и адаптации детей-сирот исследуют Л. Н. Филиппова, Т. И. Шульга. Проблемы социально-правовой защиты детей-сирот, юридические основания образования приемной семьи и патронатного воспитания в России привлекли внимание А. М. Нечаевой, В. Н. Герасимова, А. Белкиной, роль системы социальной работы в процессе институционализации семейных форм устройства детей-сирот в России исследуется А. И. Антоновым.

Западная традиция имеет опыт изучения всех форм семейного устройства детей в семьи, в том числе «adoption family», при этом такие исследования имеют консультационный, адаптивный характер и проводятся социологами и психологами-практиками. Форму семьи «adoption family» исследуют

S. Samuels, L. L. Schwartz, L. R. Melina, K. G. Nelson, J. Schaffer, R. Kral, D. M. Brodz-insky и др. Значительная часть работ зарубежных семейных социологов посвящена исследованию формы воспитания, именуемой foster family («фостерная семья»), сходной с российским институтом приемной семьи (К. С. Истман, Б. Л. Каплан, М. Сэйтс, T. J. Stein, M. J. Cox и R. D. Cox [19; 20; 21]). Проблеме сводных семей «stepfamily» уделяют особое внимание западные исследовате-

ли E. Wald, Emily B. Visher и John S. Visher, Jr. F. Furstenberg, E. M. Hetherington, Kay Pasley, M. Ihinger-Tallman и др. Именно в сводных семьях зачастую реализуется адоп-ция.

В социологическом аспекте адопцию как одну из форм социального родительства рассматривают отечественные социологи Н. В. Панкратова, Т. А. Гурко, Н. Г. Аристова, Г. В. Семья [15; 7; 3; 17], чьи выводы и постулаты являются основополагающими для исследования феномена «адопция».

Н. В. Панкратова выделяет такие типы социального родительства, как усыновление, приемная семья, опекунская семья, патронатная семья [7, с. 118].

Усыновление является одной из оптимальных семейных форм устройства ребенка (согласно статье 124 Семейного кодекса РФ - приоритетной), поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит

юридическое закрепление этих отношений, когда усыновляемый ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.

По данным из формы отчетности 103-РИК Федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей», на усыновление, как наиболее предпочтительную форму семейного устройства, в 2009 г. передано 13463 ребенка. По статистическим данным, в последние годы можно выделить две основные тенденции. Первая - это рост национального усыновления и сокращение усыновления детей иностранными гражданами. Вторая тенденция - это усиление мер материальной поддержки усыновителей -российских граждан, за счет средств регионов и публичное признание социальной значимости усыновления (рис. 1).

Рис.1. Динамика усыновления детей гражданами (по данным сайта www.usynovite.ru )

В связи с этим наблюдается рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи граждан в регионах, в том числе в Забайкальском крае (2005 г. - 1527 детей,

2006 г. - 2032 ребенка, 2007 г. - 2172 ребенка;

2008 г. - 2272 ребенка, 2009 г. - 2315 детей). Текущая статистика 2010 г. подтверждает продолжение этой положительной тенденции.

По данным органов опеки и попечительства растет число усыновленных детей в Забайкальском крае. Так, в 2009 г. число усыновленных детей увеличилось, по сравнению с 2008 г., на 19 % (2005 г. - 102 ребенка, 2006 г. - 98 детей,

2007 г. - 111 детей, 2008 г. - 131 ребенок,

2009 г. - 161 ребенок) (рис. 2).

ISO 1 160 140 120 100 SO 60 40 20 0

2005 2006 2007 200S 2009

□ Число усыновленных в Забайкальском крае

Рис. 2. Динамика усыновлений в Забайкальском крае 2005-2009 гг.

В последние годы активно развивается приемная семья как форма семейного устройства сирот. Если в 2008 г. в Забайкальском крае функционировала 51 приемная семья, в которой воспитывались 88 приемных детей, то по состоянию на 1 января

2010 г. в крае созданы 70 приемных семей, где воспитываются 147 приемных детей.

Приемные семьи без родных детей, согласно ст. 151-153 Семейного кодекса, образуются на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание. Подбор родителей осуществляется органами опеки и попечительства. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). С. Мисихина, П. Кузнецова отмечают, что численность приемных семей и воспитывающихся в них детей растет значительными темпами [12]. В последние годы актуализировались исследования приемных семей как одной из форм реализации адопции. Проблемы приемных семей изучаются такими отечественными авторами, как И. Ф. Дементьева, О. В. Заво-дилкина, Н. П. Иванова, К. М. Южанинов. Анализу опыта организации приемных семей как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в регионах России посвящены работы Т. А. Гурко и В. Б. Тасеева.

К социальному родительству относятся и опекунские семьи (custodial families). Опекунами чаще всего являются родствен-

ники, фактически возложившие на себя функции родителей. В этом случае дети и прародители (выполняющие роль социальных родителей) в определенном смысле опосредованно (через поколение) все же являются биологическими родственниками.

В последние годы развивается такая новая (забытая) форма устройства детей в семью, как патронатное воспитание. Эта форма основана на разграничении прав и обязанностей по защите прав ребенка между родителями (если они имеются и не лишены прав), уполномоченной службой органа опеки и патронатным воспитателем. Этим обуславливается то, что это самая «гибкая» форма устройства, на которую можно поместить ребенка любого возраста, вне зависимости от его юридического статуса, состояния здоровья и на любой срок (от 1 дня до достижения ребенком 18 лет). Однако до сих пор эта форма не закреплена в федеральном законодательстве и регулируется законами субъектов РФ.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что исследования феномена «адопция» представлены разрозненно в контексте разных аспектов, поэтому социологический теоретикометодологический анализ данного феномена необходимо проводить комплексно в фокусе таких наук, как юриспруденция, этнография, психология, педагогика.

На современном этапе развития общества адопция носит неоднозначный характер и приобретает все новые формы и масштабы, что связано, прежде всего, с его нечеткой дефиницией и терминологиче-

І8І

ской неопределенностью, в том числе в об- из форм социального родительства с учетом

ласти социологии. Целесообразно толковать рассмотрения других форм: приемной се-

и анализировать данный феномен как одну мьи, опекунской семьи, патронатной семьи.

Список литературы

1. Абраменко Г. И. Усьшовлєниє в современной России. Ставрополь: Северо-Кавказский гуманитарно-технический университет, 2008. 141 с.

2. Андреева Ю. И. Усыновить ребенка...: психологические, юридические, бытовые проблемы и их решение. СПб.: Вектор, 2008. 237 с.

3. Аристова Н. Г. Усыновление/удочерение: ad disputandu // Актуальные проблемы семей в России. М., 2006. С. 29-54.

4. Википедия: электронная энциклопедия. URL: http: //ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 08.12.2009).

5. Вы решили усыновить ребенка / под ред. Г. С. Красвицкой. М.: Дрофа, 2001. 288 с.

6. Городецкая П. И. Конструирование социальной проблемы защиты прав детей-сирот средствами массовой коммуникации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социология. Психология. Философия. 2008. № 2. С. 271-275.

7. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства / / Социс. 2000. № 5. С. 90-97.

8. Дементьева И. Ф. Приемная семья - институт защиты детства. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000.

9. Захарова Ж. А. Усыновление, опека, попечительство. Кострома: КГУ, 2005. URL: http://www. iqlib.ru/book/preview (дата обращения: 28.05.2010).

10. Кузнецова И. М. Как усыновить ребенка. М.: Радуга, 1997. 109 с.

11. Летова Н. В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей. Томск, 2003.143 с.

12. Мисихина С., Кузнецова П. Деинституционализация российской системы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. URL: http://www.nashi-deti.ru/articles/33/ (дата обращения 17.03.2010).

13. Мищенко Н. Приемные ангелы. Киев, 2009.

14. Народы и религии мира: энциклопедия. URL: http: //enc.mail.ru/encycl.html?encycl_id=narod (дата обращения: 09.03.2010).

15. Панкратова Н. В. Социальный и биологический аспекты родительства // Социс. 2006. № 3. С. 116-123.

16. Прихожан А. М. Психология сиротства. СПб., 2005.

17. Семья Г. В. Политика деинституционализа:ции учреждений интернатного типа. URL: http:// www.fw.ru (дата обращения: 16.04.2010).

18. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи // Социс. 2003. № 11. С.137-141.

19. Catherine S. Chilman, Elam W. Nunnally, Fred M. Cox. Variant family forms. Families in trouble Series, V5.USA, 1989. 336 p.

20. Cox M. J. & Cox R. D. Foster care and public policy / Journal of Family Issues. № 5 (2). 1984. P.182-199.

21. Schwartz L. L. Adoption custody and family therapy / American journal of family therapy. № 12 (4). 1984. P. 51-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.