УДК 316.3
АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
© Э. Р. Алексеева
Уфимский государственный авиационный технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. К. Маркса, 12.
Тел.: +7 (347) 273 78 62.
E-mail: alex_iii@inbox.ru
Статья посвящена актуальной проблеме формирования института социального родительства в современной России. Проанализированы его традиционные формы (усыновление, опека, приемная семья), а также исследованы особенности внедрения новой формы — патронатной семьи. По мнению автора, патронатная семья может явиться выходом для России в решении проблемы интеграции детей-сирот в общество и стать первым этапом к усыновлению.
Ключевые слова: институт социального родительства, усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронатная семья.
Изучение феномена родительства представляется особенно актуальным на сегодняшний день в свете новой государственной программы, ориентированной на стабилизацию демографической ситуации в стране путем стимулирования второго и последующих рождений. И хотя уровень жизни населения в последнее время повышается, он еще недостаточно высок. Подразумевается, что именно проблемы финансово-материального характера выступают барьером на пути к рождению второго ребенка в семье.
Так называемый «первичный базовый», или «материнский», капитал на образование, жилье или в накопительную часть пенсии матери с ежегодной компенсацией начиная с 1 января 2007 года призван служить подспорьем семье, решившейся на второго (последующего) ребенка.
Следует подчеркнуть, что материнский капитал полагается не только семьям, в которых появился кровный второй (или последующий) ребенок, но также и семьям, усыновившим / удочерившим второго (или последующего) ребенка.
Данный факт обретает особую значимость на фоне неуклонного роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и острой необходимости устройства их на воспитание в семьи. Так, если в 2005 году в РФ выявлено и учтено 133 тыс. детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, то в 2004 г. на 0.5 тыс. больше. Кроме этого, за 2004 год выявлено, но не устроено осталось 13.4 тыс. детей (в 2003 г. 12.9 тыс. детей). Следствием этого является переполненность детских домов, приютов и школ-интернатов. Однако всё чаще специалисты говорят о нецелесообразности воспитания детей в учреждениях подобного типа, так как их воспитанники испытывают трудности в социализации. Ни одно интернатное учреждение не в состоянии заменить воспитания в семье. Поэтому в государственной политике относительно социальных сирот происходят изменения в пользу определения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи [1]. В свою очередь современная государственная демографическая политика
ориентирована на укрепление семьи, охрану и защиту материнства и детства, повышение престижа родительства в обществе в целом.
Родительство может рассматриваться как биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспитанию и обучению ребенка; как этап в жизни человека, начинающийся с момента зачатия ребенка и не заканчивающийся после смерти ребенка; как объективный факт происхождения ребенка от конкретных родителей, заверенный свидетельством о рождении в органах загса; как отношения кровного родства между родителем и ребенком; как субъективное восприятие человека себя родителем.
Родительство как социокультурный феномен, согласно определению И. С. Кона, представляет собой «систему взаимосвязанных явлений: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т.д.» [2, с. 73].
В англоязычной литературе для описания родительства используются два термина. Первый из них (parenthood) чаще применяют специалисты, анализирующие его институциональные характеристики. Второй (parenting) употребляется собственно для раскрытия родительских ролей. Биологически мужчины становятся отцами, а женщины матерями в момент появления на свет первого ребенка. Но только благодаря повседневному уходу за ним, постоянному эмоциональному вовлечению в его детскую жизнь, матери и отцы осваивают социальные роли родителей [3, с. 118], глубже осознавая свою социальную ответственность и обязательства.
На наш взгляд, является необходимым выделить типы родительства по такому критерию, как степень родства:
- биологическое родительство (родители, воспитывающие ребенка, являются кровными для него);
- социальное родительство (родители, воспитывающие ребенка, являются приемными для него).
В последние десятилетия социологи семьи отмечают тенденцию роста вариативности родительских практик, усложнения взаимоотношений между социальным и биологическим родительством. Так, Н. В. Панкратова отмечает такие ситуации, когда отцы (реже матери) не проживают вместе с детьми, некоторые из них являются «эпизодическими» родителями (когда детей воспитывает бабушка), другие, не поддерживая никаких контактов с ребенком (отказываясь либо лишаясь родительских прав), остаются только биологическими родителями. Одновременно растет число родителей, не связанных с воспитываемым ребенком биологическими узами, но реализующими в отношении него функцию родительства. Т. А. Гурко выделяет следующие семейные формы социального родительства: усыновление, приемная семья, опе-
ка/попечительство, патронатное воспитание [3, с. 118-119].
Итак, социальное родительство реализуется в семьях без обоих биологических родителей, которые приняли некровного ребенка в семью.
Согласно официальной статистистике в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из указанного количества (по состоянию на 1 января 2005 г.) 545 тыс. детей (68%) состоит на воспитании в семьях граждан, а именно: 375 тыс. - под опекой (попечительством), 11 тыс. - в приемных семьях, 159 тыс. - усыновлены посторонними гражданами. Оставшиеся 32% (более 260 тыс.) воспитываются в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в негосударственных учреждениях.
В Республике Башкортостан насчитывается около 18 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 11448 из них находятся под опекой (попечительством), переданы на усыновление - 3656, в 22 семьях воспитываются 53 приемных ребенка (данные на первое полугодие 2006 г.). Соответственно, чуть более 2.5 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в детских домах, домах ребенка, приютах и интернатах республики.
Семейный кодекс Российской Федерации предлагает различные формы устройства детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в семью. Приоритетной формой является усыновление (удочерение), поскольку она приравнивается к кровнородственным отношениям в семье со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи. При этом сохраняются все отношения и права наследования, в том числе и по выходу из несовершеннолетнего возраста. Су-
ществует возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество, а в некоторых случаях и дату рождения. Следует учитывать, что оформление усыновления требует довольно длительного времени, поскольку утверждается гражданским судом. К кандидатам в усыновители предъявляются самые жесткие требования, в частности, к их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами семейного устройства. Вместе с тем, не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен (дети с неустановленным юридическим статусом). Согласно ст. 139 Семейного кодекса РФ тайна усыновления ребенка охраняется законом. Государством предусмотрено предоставление послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка в том случае, если усыновляется младенец. Как уже отмечалось выше, в случае усыновления второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 года предусмотрена выплата первичного базового капитала.
Опека (попечительство) - принятие в семью ребенка на правах воспитуемого. Согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по содержанию ребенка. Соответственно, не существует тайны передачи ребенка под опеку, и контакты с кровными родственниками возможны. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, не требует суда и оформляется быстрее, чем усыновление. Опекун обладает практически всеми правами родителя по вопросам воспитания, обучения, содержания ребенка. Тем не менее, органы опеки осуществляют регулярный контроль над условиями содержания, воспитания, образования ребенка. Опекаемому ребенку полагается ежемесячное пособие, опекуну оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. К кандидату в опекуны предъявляются менее жесткие требования по части дохода, жилищных условий, а также не требуются справки об отсутствии судимости. Опека может быть назначена на определенный срок или без срока. Оптимально, если опека используется как предварительная стадия к усыновлению, поскольку ребенок, имея статус воспитуемого в семье опекуна, в старшем возрасте может ощущать свою неполную к ней принадлежность.
Приемная семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у «приемного родителя» -воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или не удается найти ему усыновителей или опекунов. Такая семья заменяет пребывание ребенка в дет-
ском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем и органами опеки. Срок помещения в такую семью может быть разным и определяется условиями договора. В приемных семьях может воспитываться от 1 до 8 детей. Приемному родителю платится заработная плата. По отношению к ребенку приемные родители являются его опекунами. К кандидатам в приемные родители предъявляются менее жесткие требования относительно дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости. На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, приемным родителям оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка. По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если за ним нет закрепленного жилья. Осуществляется постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств. Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка, если это не вредит его личностному развитию.
В целях профилактики социального сиротства в Республике Башкортостан создана и совершенствуется нормативно-правовая база по защите интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приняты законы РБ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в РБ», «Об организации опеки и попечительства в РБ» и другие.
Принятый закон Республики Башкортостан «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан» позволит существенно улучшить работу по государственной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Башкортостане.
Закон вводит понятие патронатного воспитания ребенка, когда ответственность по защите его прав и законных интересов разделяется между па-тронатным воспитателем, учреждением, организующим патронатное воспитание, и органом опеки и попечительства. При этом патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с учреждением и органом опеки и попечительства о передаче ребенка на па-тронатное воспитание.
Патронатная семья предусматривает создание института профессиональных воспитателей, которые замещают семьи на определенное время. Основное отличие такой формы устройства заключается в том, что ребенок, помещенный в патронат-ную семью, формально остается воспитанником детского учреждения, а воспитатель является сотрудником данного учреждения. В приемной, опе-
кунской семье взрослые несут полную ответственность за ребенка как опекуны. При патронате ответственность распределяется между учреждением (оно выделяет средства на содержание ребенка, помогает при возникновении проблем, контролирует, как осуществляется развитие и воспитание ребенка) и патронатным воспитателем, который осуществляет всю работу по воспитанию и обеспечению нужд и потребностей ребенка. Патронатное воспитание является более гибким по сравнению с вышеназванными формами семейного устройства несовершеннолетних разных категорий, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
В учреждении, организующем патронатное воспитание, из числа работающих специалистов создаётся центр социально-психологической службы, который осуществляет подбор, обучение па-тронатных воспитателей, устройство воспитанников на патронатное воспитание, а также профессиональное сопровождение семьи и детей, переданных на воспитание в семью.
Патронатное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получило распространение в таких регионах Российской Федерации, как Московская, Оренбургская, Пермская, Калининградская области, Красноярский край и других регионах, а также в городах Москва, Нижний Новгород, Калининград, где данная форма семейного воспитания имеет законодательную и административную поддержку и от 30% до 80% воспитанников детских домов были переданы в семьи граждан.
Итак, патронат является новой формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основной целью патро-натного воспитания является социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена его пребывания в приюте или детском доме. Патронат часто используется как переходная форма к опеке (попечительству) или усыновлению.
В г. Уфе в ноябре 2006 г. Научно-исследовательским центром Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права было проведено социологическое исследование, посвященное осведомленности горожан о различных формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выборка -1500 человек. Данное социологическое исследование показало, что каждый третий уфимец знает о принятии закона «О патронатном воспитании в РБ». О существовании таких форм принятия ребенка в семью, как опека, попечительство, патронатное воспитание информированы 57% респондентов; еще треть что-то слышала об этом. Основной причиной ухудшения ситуации с беспризорными детьми и детьми-сиротами, по мнению опрошенных уфимцев, является неблагополучная ситуация, связанная с ростом алкоголизма и наркомании. В большинстве случаев это приводит к ухудшению
жилищных, бытовых, материальных условий, на которые в качестве причины указала значительная часть респондентов.
Социологическое исследование показало, что наиболее предпочтительной формой воспитания детей-сирот является усыновление: так ответила почти половина опрошенных (47%). Патронатную семью и опеку как наиболее предпочтительную форму воспитания детей-сирот назвали 18.6% респондентов, что на много превышает общероссийские данные. Лишь 6.5% опрошенных считают, что предпочтительнее содержать детей-сирот в доме ребенка, детском доме.
Уфимцы считают, что в случае принятия решения об усыновлении, основной акцент должен стоять на судьбе ребенка. Чаще всего так отвечали те, кто наиболее приемлемой формой воспитания детей-сирот считает усыновление и семейный патронат, а также в группе тех, кто планирует усыновить ребенка.
Готовы принять ребенка в семью 12% уфимцев. Анализ социально-демографических характеристик этой группы показывает, что к усыновлению или патронатному воспитанию готовы уфимцы в возрасте от 41 до 50 лет, имеющие денежный доход на уровне средней заработной платы. Скорее всего, это связано с тем, что собственные дети достаточно взрослые и могут принять и проявить эмпатию по отношению к другому ребенку. Примечательно, что потенциально принять ребенка в семью готовы и молодые люди в возрасте до 24 лет.
В ходе опроса было выявлено, что население хотело бы иметь больше информации о детях-сиротах и проблемах усыновления и патроната. С необходимостью информировать население о возможности принятия ребенка в семью согласилось 66% опрошенных. Подавляющее большинство опрошенных горожан положительно относятся к размещению в общедоступных местах на специальных плакатах, листовках, на веб-сайтах в Интернете фотографий и информации о детях, нуждающихся в родителях [4, с. 41].
Большинство уфимцев проявляет толерантность к участию в судьбе детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Это соответствует данным общероссийского исследования, проведен-
ного ВЦИОМ в июне 2005 г., когда рассматривались ассоциации респондентов, связанные с деть-ми-сиротами. Эти ассоциации «сводятся к трем типичным: обычные дети, которым не повезло в жизни,- 52%; родители-алкоголики, инвалиды -39%; чужой ребенок - 9%» [3, с. 122].
Вопрос усыновления (удочерения), как и других форм социального родительства, является непростым и приоритетным по своей социальной значимости. Действительно, детей-сирот много, им нужны родители, им необходимо воспитываться в семье. Для того чтобы принять незнакомого ребенка в семью на правах кровного, требуется время. Когда дело касается практики, возникает много трудностей экономического, психологического характера и т.д. Замещающая профессиональная семья (патронат) в настоящее время и ближайшие десятилетия может явиться выходом для России в решении проблемы интеграции детей в общество. Профессиональная семья, с одной стороны, имеет материальную базу для приема сирот, с другой -открыта для помощи специалистов. Семьи готовы участвовать в психологическом отборе, пройти обучение, ориентированы на сотрудничество со службами помощи. Патронат ребенка-сироты может стать и первым этапом на пути к усыновлению [5, с. 88]. Профессиональная замещающая забота рассчитана на широкую категорию детей, оставшихся без попечения родителей, а также ориентирована на возвращение их в кровные семьи. Профессиональное сопровождение этих замещающих семей позволяет облегчить процесс адаптации семьи и ребенка друг к другу. Функционирование и развитие этих институтов позволит снизить количество несовершеннолетних всех возрастов, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Германенко Е. Создание приемных семей как оптимальное условие адаптации детей. Режим доступа: //http:// planeta -semja.iatp.by/05.
2. Гурко Т. А. // Соц. иссл. 1997. №1. С. 72-79.
3. Панкратова Н. В. // Соц. иссл. 2006. №10. С. 116-123.
4. Газизов М. // Уфа. 2007. №1. С. 41.
5. Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. // Вопр. психол. 2001. №3.
С. 79-90.
Поступила в редакцию 07.05.2007 г. После доработки — 02.06.2008 г.