Вестник «Эрлеу^-kst
Акжанова Г.Т.,
заместитель директора, Учреждение «Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза»
Нег1зг1 свздер: ЖYмыс беруш!, элеуметтт эрт-тестщ техникалъщ жэне кэсттт бшм беру, колледж, кооперативтт (дуал-дъгц) оцыту.
Ключевые слова: работодатель, социальное партнерство, техническое и профессиональное образование, колледж, кооперативное (дуальное) обучение.
Keywords: An employer is a physical or legal entity (organization) which starts labor relationship with employees.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО: ПУТИ РЕШЕНИЯ
Ацдатпа
Макалада заманауи элеуметпк- педагогикалык езект мэселелердщ 6ipi - техникалык жэне кэсштш бшм беретш оку орындарыньщ элеуметпк эрштестермен езара байланыс проблемасы карастырылады, оныц шешiмi ецбек нарыгында с^раныска ие мамандыктар жэне кэсiптер бойынша сапалы кэсi6и дайындыкты жYзеге асыруга мYмкiндiк 6ередi.
Аннотация
В статье рассматривается одна из актуальных социально-педагогических проблем современности - проблема взаимодействия учебного заведения технического и профессионального образования с социальными партнерами, решение которой позволит осуществлять качественную профессиональную подготовку по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда.
Annotation
One of the most essencial social and educational issues. The problem of relationship of technical and vocational training with social partners is examined in this article. The solution of which will allow to make high quality training in trades and professions that are in demand in the labor market.
Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют модернизации системы образования и приспособления к реалиям общественной жизни. Важнейшим средством обновления и модернизации образования являются инновационные процессы, происходящие в организациях технического и профессионального образования. Сегодня перед техническим и профессиональным образованием поставлена основная задача - соответствие требованиям рынка § труда специалистов, которые нужны работодателю. Подготовка специалиста нового типа, обладающего конкурентоспособностью уже с момента окончания профессиональных см учебных заведений - требование времени. И многое зависит О от взаимоотношений работодателей и учебного заведения. Интенсивно развивающийся рынок образовательных услуг стимулирует учебные заведения профессионального образования на укрепление социального партнерства. Социальное партнерство - это гибкая и открытая система. Именно эта совместная работа с работодателями позволит существенно модернизировать учебный процесс, сформулировать и довести до студента компетенции, профессиональные умения и требования работодателей к специалистам. Взаимодействие колледжа и социальных партнеров будет устойчивым и дол-
и
Вестник «Oрлеу»-kst
т о
РЧ
О
и
О §
ш Е-
К
о
ш Е-
говременным лишь при условии, что каждый осознает и удовлетворяет свой интерес на всех этапах образовательного процесса.
В создавшейся ситуации необходимо:
• проанализировать нормативно-правовое обеспечение социального партнерства, работу колледжа по обеспечению качественной подготовки специалистов востребованных на рынке труда;
• определить направления для дальнейшего развития социального партнерства, возможности дуального обучения;
• решать проблемы с трудоустройством выпускников.
В современных условиях деятельность учебного заведения связана с решением целого ряда проблем:
- несоответствие объемов, структуры и содержания подготовки рабочих кадров и специалистов перспективам развития высокотехнологичного производства предприятия;
- несовершенство механизмов социального партнерства образовательных учреждений и работодателей;
- отсутствие системной организации целевой подготовки рабочих и специалистов для высокотехнологичного производства;
- недостаточная практико-ориентирован-ность в подготовке кадров для конкретного предприятий;
- несоответствие учебно-материальной базы образовательного учреждения современному уровню развития высокотехнологичного производства, а также уровня кадрового потенциала образовательного учреждения - инновационным задачам развития производства;
- несоответствие программно-методической и технологической базы образовательных учреждений задачам подготовки, ориентированной на формирование общих и профессиональных компетенций современного конкурентоспособного специалиста;
- недостаточная реализация инновационных форм и методов обучения;
- отсутствие системы независимой оценки (сертификации) качества подготовки специалистов со стороны работодателей.
Преодоление указанных противоречий стало возможно на основе интеграции профессионального образования и производства, включая дуальную форму подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В сложившихся экономических условиях одним из приоритетных направле-
ний развития колледжа является развитие социального партнерства.
Что дает нам социальное партнерство? Социальное партнерство с организациями открывает для нас дополнительные возможности:
• упрощается доступ к информации о региональном рынке труда (кадры каких специальностей и в каком количестве потребуются на рынке труда);
• обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов в колледже;
• упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программного обеспечения, отвечающих требованиям работодателей;
• открываются более широкие возможности для организации практики обучающихся;
• появляются возможности для организации краткосрочной стажировки педагогических работников колледжа;
• расширяются возможности трудоустройства выпускников.
Конечный результат взаимосвязей производства и колледжа зависит в основном от таких факторов, как системный характер процесса осуществления взаимосвязей и эффективный механизм взаимодействия. Системный подход к осуществлению взаимосвязей колледжа и производства прежде всего предполагает, что производственные предприятия (социальные партнеры) следует рассматривать в качестве педагогической подсистемы целостного процесса подготовки специалистов среднего звена. Производство, с одной стороны, формирует заказ на специалиста с определёнными качествами и видами деятельности, которые отражены в квалификационной характеристике будущего специалиста, с другой - создаёт необходимые условия для качественной производственно - технологической подготовки и творческой деятельности студентов. Таким образом, производство принимает непосредственное участие в процессе формирования специалиста с заданными качествами. В основу системы новых принципов организации профессионального образования положена глубоко интегративная, по сути своей, идея: «Работодатель определяет чему учить, образовательные учреждения -как учить», что способствует успешной реализации задач социального партнерства и
Вестник «Oрлеу»-kst
Ш
ведущего принципа: «ориентация на потребности рынка труда».
В процессе создания современной модели социального партнёрства Костанайского экономического колледжа Казпотребсоюза можно выделить три этапа: подготовительный, организационный, функциональный.
1 этап - подготовительный. На данном этапе была создана маркетинговая служба, которая на основании проведённых исследований сделала прогноз о возможности социального партнёрства, выявила взаимосвязь интересов: колледжа и ТОО «ОРТ», ТОО «Кооператор» в повышении качества профессионального образования будущих работников и в повышении квалификации уже работающих. Оценку квалификационных требований работодателей, степени соответствия знаний и умений выпускников потребностям предприятия колледж провел, используя простейшие социологические приёмы и методы (анкетирование, интервьюирование). Маркетинговая служба проводит маркетинговые исследования по направлениям:
• изучение рынка рабочей силы, оно осуществляется через центр занятости, агентства по трудоустройству;
• определение рыночного потенциала и тенденции развития учебного заведения;
• изучение конкурентов на рынке образовательных услуг:
- определение существующих и потенциальных конкурентов в регионе,
- анализ показателей деятельности конкурентов,
- оценка маркетинговой стратегии конкурентов,
- выявление преимуществ и недостатков в деятельности конкурентов.
Второй этап - организационный. На этом этапе была теоретически разработана модель социального партнёрства, созданы условия для её функционирования, определён круг социальных партнёров, заключены трехсторонние договоры о сотрудничестве. Эти договоры регулируют отношения социальных партнёров, совместную разработку учебно-методической документации, стажировку педагогических работников, прохождение практики студентами, трудоустройство выпускников и т.п. Одна из трудностей второго этапа - это неумение учитывать взаимные интересы из-за отсутствия коммуникативных навыков.
Третий этап - функциональный - это этап
устойчивого взаимодействия, в ходе которого определяются задачи и функции социальных партнёров. Для этого намечаются необходимые мероприятия, формируются организационные структуры социального партнёрства, утверждаются документы, регулирующие их деятельность, т.е. формируется технология социального партнёрства.
Были разработаны Положение о социальном партнерстве, где определены основные цели социального партнерства:
• обеспечение развивающегося рынка труда необходимыми кадрами требуемых специальностей с учетом основных тенденций стратегического развития образования в регионе;
• обеспечение баланса спроса и предложения на кадры экономического и правового профилей;
• получение обратной связи от работодателя;
• повышение конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения;
• быстрая адаптация выпускников на рынке труда.
А также определены основные формы работы колледжа с социальными партнерами:
- договорная (включает все виды взаимодействия на основе двухсторонних договоров);
- организационная (оказание работодателям информационных и консалтинговых услуг, проведение семинаров, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров по запросам работодателей и др.).
Предметом заключаемых колледжем договоров о сотрудничестве является совместная работа в области научно-методической деятельности, профориентационной работы, оказание взаимных услуг, организация производственной практики учащихся колледжа с целью освоения ими всех видов профессиональной деятельности по специальностям.
Костанайский экономический колледж Казпотребсоюза большое внимание обращает на такие формы сотрудничества с социальными партнерами, как:
• курсы повышения квалификации сотрудников социальных партнеров на базе колледжа;
• участие в семинарах, конференциях;
• проведение мастер классов;
• встреча с практическими работника-
т
о
Рч РЧ
О *
1-4
о §
к
Рч
о
6
Вестник «Орлеу^-kst
ми;
s
m о
рм w О
и
О §
ш Е-
S
РМ
о
ш Е-
• встреча с родителями на родительских собраниях;
• председательство работодателей на итоговой аттестации выпускников, квалификационной комиссии;
• участие работодателей в утверждении рабочих учебных программ профессиональной практики;
• консультация выпускников по курсовым работам;
• рецензирования учебных пособий, разработанных педагогическим коллективом;
• стажировка преподавателей специальных дисциплин на базе предприятий;
• презентация продукции;
• работа по развитию международного сотрудничества и сотрудничества с учебными заведениями (ВУЗами, школами).
Укрепление и развитие социального партнёрства - основа качественной подготовки специалистов и трудоустройства выпускников. Лидер нации Н.А. Назарбаев в своем Послании к народу Казахстана указывал: «Мы должны по-новому осознать роль технического и профессионального образования, сформировать кадровый задел для высокотехнологических и наукоемких производств будущего». Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Каким должен быть выпускник - диктует работодатель, делая заказ на специалиста, а как этого достичь, определяет учебное заведение. Несмотря на наличие общих интересов и понимание проблемы путь формирования системы социального партнёрства труден, и не всегда социальные партнёры готовы перейти от отдельных моментов взаимодействия к системе социального партнёрства. Преодоление указанных противоречий стало возможно на основе интеграции профессионального образования и производства, включая дуальную форму подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Дуальное обучение обеспечивает плавное вхождение выпускников в трудовую деятельность без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой, позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе,
формирует социальную компетентность, ответственность, предоставляет обучающимся прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Ни одно образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.
В безусловном выигрыше остается государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.
Работодатель получает высококвалифицированных кадров в соответствии со своими потребностями.
Качественное профессиональное образование сегодня - это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Только активизация деятельности заинтересованных лиц по совершенствованию социального партнерства может значительно повысить качество подготовки специалистов - выпускников колледжа. В современных условиях только в тесном контакте с работодателями колледж может выполнять свое главное предназначение - давать качественную профессиональную подготовку по специальностям и профессиям, востребованным на рынке труда.
1.
ЛИТЕРАТУРА
Государственная программа развития
образования в РК на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента РК от 07.12.2010 г. № 1118 - Астана, 2010 г.
2. Закон РК «О социальном партнерстве в Республике Казахстан» от 18.12.2000 года № 129-2.
3. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2008 .
4. Олейникова, О.Н., Муравьева, А.А. «Социальное партнерство в сфере профессионального образования», Центр изучения проблем профессионального образования, 2006 г.
5. Шаяхметов С.Б. Национальная система квалификации - основа партнерства бизнеса и профессионального образования.//Техника-льщ жэне кэсштш бшм. Техническое и профессиональное образование.-2012.- №4-с.10-14.