Вестник «Орлеу^-kst
■
Аблаев М. А.,
заместитель директора
по УПР, КГКП «Житикаринский политехнический колледж»
Нег1зг1 свздер: серттестщ кэсторын, ondipic, цузырет-тшк, мамандъщтар
Ключевые слова: партнерство, предприятие, производство, компетенции, профессии.
Keywords: Partnership, Enterprise, Production, Competences, Professions
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КГКП «ЖИТИКАРИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ»
Ацдатпа
Осы макалада кэаби бшм беру саласындагы элеумет-тш серштеспк жуйесшщ непзп багыттары белгiленген. Кэсттск практиканьщ негiзгi максаты косымша жумыс бiлiктiлiгi бар, жогары бiлiктi мамандарды кезец-кезецмен даярлау. Бiлiм беру мекемеамен колледж бiлiм алушыла-ры ушш серiктес-кэсiпорын жаца технологиялар базасын колдану аркылы кэсiптiк практика уйымдастырылды.
Аннотация
Данная статья отражает основные направления системы социального партнерства в области профессионального образования. Основной целью профессиональной практики является поэтапная подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих дополнительные рабочие квалификации. Учебным заведением организована профессиональная практика обучающихся колледжа с использованием современной технологической базы предприятий-партнеров.
Annotation
This article reflects the main directions of system of social partnership in the field of professional education. 0?
S
A main objective of professional practice is stage-by- m stage training of the highly qualified specialists having m additional working qualifications. The educational institution organized professional practice of the partner enterprises which are trained college with use of modern technological base.
о
Социальное партнерство является самым актуальным ^
в рыночных отношениях, потому что на рынок профес- м
сиональный колледж представляет свой продукт - моло- ^
дого специалиста, важно, чтобы он удовлетворял потреб- ^
ности партнёра - работодателя. §
Социальное партнерство в области профессионально- §
го образования Республики Казахстан ориентировано на §
повышение результатов деятельности системы образо- н
вания, приближение уровня подготовки кадров к потреб- ^
ностям отраслей экономики и работодателей, укрепление ^
связей обучения с производством, привлечение дополни- ^
тельных источников финансирования[1,с.38-39]. ^
Основными направлениями взаимодействия партне- О
ров в области профессионального образования являются: О
- организация профессиональной практики обучаю- §
о
Вестник «Oрлеу»-kst
<
ер О
го «
о
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
щихся с использованием технологическом базы предприятий, стажировок преподавателей специальных дисциплин и специалистов;
- развитие взаимодействия сторон по вопросам подготовки специалистов и содействия их трудоустройству;
- привлечение к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной деятельности в соответствующих отраслях экономики;
- участие в организации контроля качества профессионального образования и оценке профессиональной подготовленности выпускников специалистов социального партнёра;
- привлечение финансовых средств работодателей на развитие организаций образования.
На основании статьи 38 «Профессиональная практика обучающихся» Закона Республики Казахстан «Об образовании»[1,с.41], методических рекомендаций и в соответствии с государственными стандартами в колледже проводится профессиональная практика, в структуру которой входят: производственное обучение, практика по приобретению и закреплению профессиональных навыков по профилю специальности, квалификационная практика.
Основной целью профессиональной практики является поэтапная подготовка высококвалифицированных специалистов, имеющих дополнительные рабочие квалификации и востребованные на производстве.
Производственное обучение и ряд учебных практик проходит в учебно-производственных мастерских колледжа: слесарной, токарной, сварочной, электромонтажной и электровозной.
Практика по приобретению и закреплению профессиональных навыков по профилю специальности и квалификационная практика проводится на предприятиях социальных партнеров. Базовыми предприятиями учебного заведения являются предприятия АО «Костанайские минералы», ТОО «Орион Минералс», ТОО «МехЛитКом», АО «Со-коловско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», ОАО «Оренбургские минералы» (г. Ясный Оренбургской области) - обогатительные и горнодобывающие предприятия, оснащенные современным
оборудованием большой единичной мощности и имеющее высокий уровень автоматизации производственных процессов.
Для организации и проведения профессиональных практик заключены трехсторонние договора «Колледж-Предприятие-Палата предпринимателей Костанайской области» о социальном партнерстве с предприятиями города и области: АО «Костанайские минералы», ТОО «Орион Минералс», ТОО «МехЛитКом», АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение.
Совместно с градообразующим предприятием Житикаринского района АО «Коста-найские минералы» разработано положение «О профессиональной практике на предприятии». Целью данного Положения является регламентация организации и проведения профессиональной практики обучающиеся.
Согласно Положения и заключенным договорам предприятия организовывают инструктаж по безопасности и охране труда в области промышленной безопасности с проверкой их знаний до начала практики. После подтверждения знаний учебным центром выдается удостоверение по ТБ.
В настоящее время развитие экономики будет достигаться за счет инноваций. Перейти к инновационным технологиям в подготовке конкурентоспособного специалиста можно только в тесном непосредственном сотрудничестве с социальными партнерами.
С этой целью нами организована профессиональная практика обучающихся колледжа с использованием современной технологической базы предприятий-партнеров. Социальные партнеры осуществляют контроль качества подготовки специалистов при проведении итоговой аттестации, являются председателями итоговой аттестационной комиссии, руководителями дипломных проектов, привлекаются при проведении квалификационных экзаменов. Совместно с социальными партнерами проведен анализ квалификационных требований, предъявляемых специалисту.
Кроме того, предприятия ежегодно предоставляют обучающимся колледжа рабочие места для прохождения производственного обучения и профессиональной практики. За каждым студентом закрепляется наставник из числа опытных инженерно-технических ра-
Вестник «Oрлеу»-kst
■
ботников, которые гарантируют практикантам безопасные условия труда, возможность пользоваться всей технической документацией, знакомство с новыми технологиями.
По окончании практик проводятся квалификационные пробные работы, в оценке которых принимают непосредственное участие представители работодателей и присваивается рабочий разряд. В период проведения практики обучающиеся полностью обеспечиваются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, необходимыми инструментами и материалами для прохождения практической части обучения.
Согласно договора с АО «Костанайские минералы» на предприятии отслеживается прохождение практик и по окончании обучающимся выставляются баллы, которые учитываются при приеме выпускников на постоянную работу, а также в ходе практики обучающиеся принимаются на постоянную работу или на оплачиваемую практику по рабочим квалификациям.
В рамках учебных практик, согласно утвержденному графику, с предприятиями организовывается экскурсии по подразделениям предприятия АО «Костанайские минералы», ТОО «Орион минералс» и ТОО «МехЛитКом» т.д. По результатам практик проводятся практические конференции с приглашением ведущих специалистов предприятия.
Для повышения престижа рабочих профессий на предприятии АО «Костанайские минералы» ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди молодых работников предприятия и обучающихся колледжа, находящихся на профессиональной практике. В рамках социального партнёрства проводится конкурс «Лучший электрослесарь», в котором принимают участие обучающие по специальности «Техническое обслуживание и ремонт горного электромеханического оборудования».
Для повышения уровня профессиональной компетенции преподавателей и мастеров производственного обучения и ознакомления с новейшим оборудованием подразделений АО «Костанайские минералы» 5 инженерно-педагогических работников прошли стажировку в его подразделениях.
В целях изучения проблем системы развития технического и профессионального образования директор колледжа Шукманова Р. С и начальник отдела кадров АО «Костанайские минералы» Зулхаирова Г.Ш приняли участие в шестом Международном форуме «Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров».
Социальное партнёрство позволяет студентам активнее участвовать в развитии гражданского общества посредством организации волонтерского движения «За Хризотил», участия в спортивных соревнованиях, днях здоровья и других совместных мероприятиях.
Немаловажным показателем качественной подготовки специалистов является трудоустройство обучающихся. Для этого на базе колледжа ежегодно организовываются ярмарки вакансий с приглашением предприятий города и района различных форм собственности.
По результатам 2013-2014 учебного года из 196 выпускников, обучавшихся на дневной форме обучения, трудоустроено 130, что составляет 66 %. Остальные выпускники призваны в ВС Республики Казахстан или продолжают обучение в ВУЗах.
Опыт работы показывает, что эффективная работа по организации и прохождению практик зависит от плодотворной работы инженерно-педагогического состава, их уровня профессиональной подготовленности, сотрудничества с базовыми предприятиями города и района.
Таким образом, хорошего выпускника можно получить только совместно с предприятиями, что предполагает вложение определенных средств и социальными партнерами. Следователно, социальное партнёрство надо понимать как особый тип взаимодействия колледжа со всеми субъектами рынка труда, нацеленного на согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса, строится он должен на добровольных началах и с соблюдением интересов сторон.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РКОб образовании (с изменениями и дополнениями 2012)[Текст]/Законо-дательство Об образовании в РК. - Алматы. Юрист. - 2013. - 344с.
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
2(8)72015