Вестник «Орлеу^-kst
m
о
Рч
w О
О
о &
Й -Q
X X О
m
о
X
Байешов А.Б.,
директор Костанайского гуманитарного колледжа
Байтенова С.Б.,
заместитель директора по производственной работе Костанайского гуманитарного колледжа
Нег1зг1 сездер: элеуметтгк сергк-тестщ бэсекелеуге цабыеттг бшм беру жуйесг.
Ключевые слова: социальное партнерство, конкурентоспособная образовательная система.
Keywords: social partnership, the competitive educational system
О КАЧЕСТВЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Ацдатпа
Кэшби-техникалык; жYЙе бойынша кадр-ларды даярлау мен сапалы мэселелер зерт-телдг Бтм алушылардын, кэшби дагдыла-ры мен олардын, жумыскд орналасу мэселес жэне оларды шешу жолдары кдрастырылды.
Аннотация
Исследована проблема качества и перспектива кадровой подготовки в профессионально-технической системе. Рассмотрены проблемы профессиональной компетентности обучающихся, их трудоустройства и возможные пути решения.
Annotation
In this article the problem of the human resources' quality and the prospect of training in professional- technical system are discussed. Also the problems of students' professional competence, their employment and possible solutions are discussed.
Во всем мире идет непрерывный процесс совершенствования профессионального образования. Он связан с изменяющимися социально-экономическими условиями, научно-техническим прогрессом, которые предъявляют повышенные требования к уровню подготовки специалистов различных областей деятельности.
Современное общество нуждается в новых конкурентоспособных образовательных системах, удовлетворяющих запросы общества и отдельной личности, характеризующихся многофункциональностью с акцентом на освоение ценностей и способов деятельности человека в социуме с перспек-
тивой на будущее.
Глава государства Нурсултан Назарбаев в Стратегии развития Казахстана до 2050 года определил образование, подготовку и переподготовку кадров в качестве одного из важнейших приоритетов в процессе вхождения Казахстана в тридцать наиболее развитых стран мира.
Повышение качества человеческих ресурсов - задача не только системы образования. Здесь необходимы совместные усилия государства, науки, бизнеса, каждого работодателя и каждого казахстанца, - сказал Кабибулла Джакупов.
Системные проблемы сферы образования озвучила заместитель Председателя Мажилиса Дарига Назарбаева.
Президент нашей страны подчеркнул, что профессиональное техническое и высшее образование должно ориентироваться, в первую очередь, на удовлетворение текущих и перспективных потребностей в экономике специалистов... «Но нет реальной картины о состоянии рынка труда, о количестве рабочих по разрядам, нет качественных данных о самозанятых, формирование госзаказа идет по текущим вакансиям, которые уже в ходе учебы становятся неактуальными. С такими вещами мириться невозможно», - отметила Дарига Назарбаева.
Одной из основных проблем отечественного образования эксперты называют значительные трудности выпускника, овладевшего набором теоретических знаний, в их реализации. Об этом же свидетельствуют итоги анкетирования студентов, которые первоочередной потребностью считают умение и способность решать практические проблемы. Наличие диплома об образовании не гарантирует занятости, выпускник вынужден переучиваться, доучиваться на рабочем месте.
Недостаточное участие работодателей в подготовке кадров, низкий имидж технических профессий, отсутствие качественной практической базы и другие причины невысокого процента трудоустройства и востребованности специалистов профессионально-технического образования.
Появление новых производственных предприятий, постоянно обновляющейся техники и технологий, увеличение объема научно- технической информации требуют от современного специалиста высококвалифицированной подготовки, способности быстро осваивать новые технологии и технологические процессы, уметь применять полученные знания в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.
В Костанайском гуманитарном колледже проводится систематизированная работа с социальными партнерами по организации и проведению производственной практики и трудоустройства обучающихся. Ежегодно увеличивается число заключенных договоров с социальными партнерами колледжа. Социальные партнеры принимают участие в независимом оценивании конечных результатов профессионального образования.
Социальное партнерство дало свои позитивные результаты: за последние годы число студентов, трудоустроенных на предприятия увеличилось: 2012-2013 учебный год - 71 %, 20132014 учебный год - 86 %.
В Костанайском гуманитарном колледже проведено анкетирование работодателей по степени удовлетворенности выпускниками по критериям:
1. Как вы оцениваете состояние подготовки кадров ТиПО Казахстана ?
2. Удовлетворены ли Вы качеством знаний специалистов, поставляемых образовательными учреждениями?
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
к
т
о
X
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
т
о
X
3. Удовлетворены ли Вы качеством профессиональных навыков поставляемых специалистов?
4. Как Вы оцениваете компетенции выпускников по предпринимательству и инновационной активности?
5. Удовлетворены ли Вы качеством знаний языков специалистами?
Результаты анкетирования таковы:
1. Оценивают на «хорошо» - 57 %, на «очень хорошо» - 43 %.
2. Оценивают на «хорошо» - 71 %, на «очень хорошо» - 29 %.
3. Оценивают на «хорошо» - 57 %, на «очень хорошо» - 43 %.
4. Оценивают на «удовлетворительно» - 14 %, «хорошо» - 43 %, на «очень хорошо» - 43 %.
5. Оценивают на «удовлетворительно» - 29 %, «хорошо» - 57 %, на «очень хорошо» - 14 %.
После анализа анкетирования среди работодателей колледжа были приняты следующие пути решения.
1. С целью взаимодействия производства и учреждений для обеспечения полноценного прохождения производственной практики и возможного трудоустройства заключены договора с предприятиями, организациями о сотрудничестве и внедрению дуальной системы обучения.
Сегодня в колледже внедряются элементы дуальной системы обучения. 2. Для улучшения взаимодействия выработаны механизмы стимулирования сотрудничества Национальной палаты предпринимателей с учебным заведением, которая точно знает потребности бизнеса в квалифицированных кадрах.
3. Руководство в деятельности принципом независимого оценивания конечных результатов профессионального образования, важным показателем эффективности использования которо-
го является количество трудоустроенных выпускников.
4. Привлечены работодатели к разработке практического материала при проведении независимой оценки уровня профессиональной подготовленности обучающихся.
5. Возобновлена практика обязательной отработки на предприятии по полученной специальности и др.
Несмотря на имеющиеся в ТиПО временные препятствия, в области профессионального образования происходят инновационные процессы, которые, безусловно, ведут к позитивным изменениям. Благодаря инновациям, появляются авторские концепции, новые модели организаций ТиПО; разрабатываются программы развития учебных заведений, регионов; активно обновляется содержание образования на основе компетентностного подхода; происходит перестройка форм, методов, процесса обучения и воспитания с учетом личностно-ориентированного подхода; мониторинга, диагностического сопровождения образовательного процесса, осуществляется переход учебных заведений ТиПО из режима функционирования в режим развития и саморазвития.
Для нашего учебного заведения характерен этот процесс, в чём мы видим перспективу дальнейшего повышения качества подготовки специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выступление Председателя Ма-жилиса на парламентских слушаниях на тему: «О качестве и перспективах подготовки кадров в системе технического и профессионального, высшего образования для отраслей экономики» (г. Астана, 16 мая 2014 года).