Вестник «Орлеу^-kst
97
К.Т. Ибрагимов,
филиал АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области», кафедра ППСОП
Нег1зг1 свздер: улттыц бшктшк жуйесг; ¥лттыц бшктшк шецберг; сала-лыц бшктшк шецберлерг; кэсттгк стандарттар; ка-дрлардыц цажеттшгш бол-жау; мемлекеттгк бшм беру тапсырысы (эрг царай мем-лекеттгк тапсырыс); жу-мыспен цамту.
Ключевые слова: национальная квалификационная система; национальная рамка квалификаций; отраслевая рамка квалификаций; профессиональные стандарты; прогноз потребности в кадрах; государственный образовательный заказ (далее госзаказ); трудоустройство.
Keywords: national qualification system; National Qualifications Framework; sectoral Qualifications Framework; professional standards; forecast of staffing requirements; State educational order (the state order); employment.
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НА 2016-2019 ГОДЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ацдатпа
Бшм Gep^i дамытудьщ 2016-2019 жылдарга арналган Мем-лекетпк Багдарламасы техникалык жэне кэаш1к бшм беру жYЙeсшщ тшмдшпн арттыруга мYмкiндiк береди Макалада непзп проблемалар, оларды шешу керсетшген, бул техника-лык жэне кэсштш бшм берудщ жаца сапалы децгешне ке-тершуше деген сураныстыц артуына мYмкiндiк бepeдi жэне оц эсepiн тигiзeдi.
Аннотация
Реализация Государственной Программы развития образования на 2016-2019 годы позволит повысить эффективность системы технического и профессионального образования. В статье отражены основные проблемы, решение которых, по мнению автора, даст положительный эффект и позволит повысить востребованность технического и профессионального образования на новый качественный уровень.
Annotation
The implementation of the State Program of Education Development for 2016-2019 years will increase the efficiency of technical and vocational education system. The article reflects the main problems the solution of which, in my opinion, will have a positive effect and will increase the demand for technical and vocational education to a new level.
В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденной Указом Президента РК от 1 марта 2016 года определены требова-к ния к современному образованию в соответствии с которыми<5 мы переходим от количественного показателя к качественному О развитию на всех уровнях образования [1].
РЧ
ность, имеющая образование, специальность, профессиональ-л ные навыки и высокий уровень квалификации. ^
Подготовка таких компетентных специалистов - основная^ задача технического и профессионального образования (далее^ ТиПО). н
В последние годы проведена значительная работа по реструктуризации ТиПО страны. В 2012 году Казахстан первымо из Стран независимых государств переформатировал образова-!=|" тельную деятельность системы ТиПО. Это позволило придатьт подготовке кадров техническую направленность, в связи с этимд была обеспечена преемственность квалификаций ТиПО. Сту-§ денты колледжей получили возможность присвоения несколь-
т
о
Рч РЧ
О
О
о &
Й -а X X О
т о
X
ких прикладных квалификаций в рамках одного учебного заведения.
Благодаря постоянному вниманию Главы государства за последние годы произошли кардинальные изменения в системе ТиПО. Теперь оно не является замкнутым и автономным, как это было многие годы, а системно встроено в обеспечение экономики трудовыми ресурсами.
Для этого в первую очередь Министерство образования совместно с Министерством труда внедряют Национальную квалификационную систему, которая переформатировала и структурировала все взаимоотношения между субъектами труда. Она состоит из восьмиуровневой национальной, отраслевой рамки квалификаций, профстандартов и независимой сертификации квалификации специалистов.
Национальная рамка квалификаций систематизировала все квалификации в четкую иерархию по восьми уровням в зависимости от сложности выполняемых функций, уровня образования, подготовленности работника, степени его компетентности и самостоятельности.
Национальная рамка Республики Казахстан совместима с Европейской рамкой квалификации.
На ее основе каждая отрасль должна создать свою отраслевую рамку квалификации. Отраслевые рамки дают ясное видение перспектив профессионального роста и являются основой для аттестации работников.
Самые современные требования к компетенциям работников, условиям и качеству труда, работодатели излагают в своих профессиональных стандартах. Профстандарты являются основанием для приема на работу, сертификации специалиста. Они дают описание содержания профессиональных навыков и являются основой для создания образовательных программ.
Если до сегодняшнего времени система образования сама формировала содержание программ обучения, то теперь это содержание должен заказывать работодатель через про-фстандарты.
На основе профстандартов разрабатываются новые образовательные программы.
Образовательные программы для колледжей разрабатывает Холдинг «Кэсшкор» с привлечением казахстанских колледжей-партнеров и международных партнеров. Сегодня в регионе разработкой новых образовательных программ
занимается Костанайский политехнический колледж, являющийся одним из десяти колледжей-партнеров Холдинга.
В июле 2016 года более 200 преподавателей, методистов и мастеров производственного обучения Костанайской области прошли курсы по обновленному содержанию образования на базе данного колледжа. Тренерами на курсах работали члены администрации, преподаватели колледжа, прошедшие курсы повышения квалификации в международных образовательных центрах Франции, Белоруссии, НАО Холдинг «Кэсшкор» с участием зарубежных тренеров.
Холдинг «Кэсшкор» является платформой, которая работает как в Казахстане, так и на международном уровне. Все вопросы обсуждаются со всеми заинтересованными сторонами. Проводится ряд мероприятий, таких, например, как круглые столы, на которых обсуждаются и принимаются решения по проблемным вопросам, удовлетворяющим все заинтересованные стороны. Это вносит определенный вклад в выполнение программ и достижение целей. Один наглядный пример, в августе 2015 г. благодаря участию и поддержке заинтересованных сторон 7 студентов из колледжей Казахстана участвовали в «WorldSkills» в Сан-Паулу, Бразилия. Многие решения были найдены при проведении мероприятий и обсуждениях по внедрению дуальной формы обучения. Эта платформа работает круглый год и доступна в режиме онлайн в любое время для любого заинтересованного лица или гражданина Казахстана, желающего обучаться или работать по дуальной форме обучения. Её приоритет заключается в реализации Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, который основан на знаниях и новых технологиях, планируемых в будущем составлять основу модернизированного казахстанского общества и интеллектуальную базу [2,с.222-226].
В настоящее время идет процесс вовлечения бизнеса в подготовку кадров при активном участии исполнительной власти и Палаты предпринимателей региона. Ежегодно колледжами подписываются договора с предприятиями по предоставлению рабочих мест для практики, стипендий за счет средств работодателей. Социальные партнеры отдельных колледжей -крупные предприятия (ССГПО, Костанайские
минералы, Варваринское и др.) выделяют средства на укрепление материально-технической базы, осуществление ремонтных работ зданий учебных корпусов и лабораторий.
Национальная система квалификаций и новые образовательные программы, на мой взгляд, дадут положительный эффект только при решении проблем, которые исполнительная власть, бизнес и система образования должны решить совместными усилиями.
Необходимо создать механизм объективного прогноза потребности в кадрах. Сегодня рынок труда не формирует объективный прогноз потребности в кадрах с техническим и профессиональным образованием. Это приводит к дисбалансу рынка труда.
Для решения этой проблемы важно изучить объективный спрос на квалифицированные кадры.
На региональном уровне (Управление социальной защиты, Палата предпринимателей и Управление образования) необходимо актуализировать методику определения потребности в кадрах и создать базу текущих и перспективных потребностей. Это позволит эффективно проводить профориентационную работу и поможет выпускниками 9 и 11 классов определиться в выборе профессии.
Госзаказ необходимо формировать с учетом потребности экономики и социальных потребностей населения и обеспечить доступность ТиПО в регионе.
Госзаказ, в большинстве своем, ориентирован на существующие колледжи и специальности в них. В результате потребность предприятий в кадрах не удовлетворяется. Поэтому остро стоит вопрос разработки единой методики формирования госзаказа.
Начато создание условий для доступности в получении первой рабочей профессии - бесплатного технического и профессионального образования. При формировании госзаказа необходимо в первую очередь выделять бюджетные места на рабочие специальности с ежегодным увеличением их количества.
Проблемным является вопрос повышения квалификации инженерно-педагогических работников колледжей.
Новые образовательные программы, основанные на профессиональных стандартах, требуют переподготовки преподавательского состава колледжей, повышения их педагогиче-
ской и производственной компетентности.
Как уже отмечалось, в летний период 2016 года проведено повышение квалификации и переподготовка преподавателей через Холдинг «Кэсшкор» по обновленному содержанию образования.
Необходимо активизировать практику стажировок преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения на базе предприятий - социальных партнеров.
Инфраструктура и материально-техническая база колледжей нуждается в приведении к соответствию современным требованиям производства. Назрела необходимость в проведении профилизации колледжей с разработкой Дорожной карты профилизации.
Подготовка современных рабочих кадров возможна только при современной материально-технической базе и соответствующей инфраструктуре. К сожалению, в последние два года финансирование организаций технического и профессионального образования на укрепление материально-технической базы практически прекратилось.
Показатели трудоустройства напрямую связаны с уровнем развития производства и налаженностью связей колледжей с предприятиями.
Для содействия трудоустройству выпускников колледжей необходимо вести мониторинг работы по трудоустройству выпускников в течение ряда лет и создать базы данных мониторинга потребностей и трудоустройства.
Решение изложенных проблем позволит поднять партнерство исполнительной власти, бизнеса и колледжей на качественно новый уровень, значительно повысить эффективность системы ТиПО, создать положительный имидж технических профессий, повысить их востребованность среди молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
Государственная Программа развития образования и науки в Республике Казахстан, утвержденная Указом Президента РК от 1 марта 2016 года №205.- Астана,2016.
2.Асанбаев А.З. Развитие технического профессионального образования и внедрение дуальной формы обучения в Казахстане [Текст]/ Т.Ж.Кутебаев, А.Х.Нурпеисова, З.Е.Маканова// Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 2-2. - С.222-226.
т
о
Рч РЧ
О
О
о &