4. Алексеева, Н. Г. Организация и проведение самооценки эффективности функционирования систем управления качеством в учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] / Н. Г. Алексеева, Л. Б. Тельминова. — Челябинск : Изд. центр ЧИРПО. — 37 с.
УДК 377.12 Н. А. Тюрина, зам. директора по УВР ГБОУ СПО
(ССУЗ) ««Симский механический техникум», Челябинская область, г. Сим, e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА
В статье рассматривается роль социального партнерства в образовательной среде, отмечаются особенности социального партнерства в условиях малого города с небольшим количеством учебных заведений и предприятий.
Ключевые слова: социальное партнерство, кластер, малый город.
Интеграция образовательной деятельности по отраслевому принципу — одно из направлений совершенствования современной системы образования. Сегодня это направление считается приоритетным в машиностроительной отрасли. Более 60 лет Симский механический техникум ведет успешную работу по подготовке специалистов среднего звена по специальности «Технология машиностроения» для градообразующего предприятия «Агрегат».
В Концепции модернизации российского образования определена основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда работника, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1]. Для достижения данной цели необходимо особое внимание уделять социальному партнерству учреждений профессионального образования с предприятиями. Социальное партнерство в среднем профессиональном образовании — это взаимодействие образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, направленное на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
В условиях рыночных отношений социальное партнерство направлено на обеспечение рынка труда необходимым количеством специалистов с высоким качеством подготовки. Целью сотрудничества в рамках развития социального партнерства является интеграция образования
и производства. Главным критерием эффективности социального партнерства в сфере среднего профессионального образования является, на наш взгляд, качество подготовки специалистов и их востребованность на рынке труда. Одним из направлений интеграции Симского механического техникума и производства является участие работодателей в обеспечении развития техникума, обновлении его учебно-материальной базы, предоставление современной технологической базы для практической подготовки студентов, содействие развитию их научно-технического творчества.
Выпускник Симского механического техникума выходит на рынок труда со своим «товаром» — профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно ему не только овладеть определенной профессией, которая сегодня пользуется спросом, но и достигнуть определенного уровня квалификации, овладеть определенными компетенциями, чтобы качество «товара» соответствовало требованиями «потребителя» (работодателя). В течение периода подготовки будущего специалиста в техникуме, безусловно, происходит изменение требований, поэтому одна из главных задач социального партнерства — формирование и выполнение опережающего заказа на формирование профессионально компетентного социально адаптированного конкурентоспособного специалиста. Приоритетной задачей деятельности техникума по созданию системы социального партнерства является привлечение и развитие интереса участников к взаимодействию с целью
взаимовыгодных отношений. Именно в интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и работодателей нам видится основной путь развития профессионального образования.
Производственная (профессиональная) практика студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования является составной частью основной образовательной программы СПО. Именно на производстве идет закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности. Предприятие предоставляет студентам для прохождения производственной практики оплачиваемые рабочие места, соответстветствующие с получаемой специальности или профессии.
Согласно программе производственной практики, студенты знакомятся со структурой предприятия, технологическими процессами, работой цехов и участков, оборудованием. Из числа высококвалифицированных рабочих предприятие закрепляет за студентами наставников, которые оценивают качество их работы, составляют производственные характеристики с отражением в них уровня выполнения программы практики и индивидуальных заданий. Предприятие предоставляет возможность обучающимся пользоваться имеющейся технической, технологической документацией, литературой и практическим материалом, обеспечивает спецодеждой. Ориентированность на практику обучения повышается за счет проведения части занятий на базе предприятия и внедрения технологий «сквозного» дипломного проектирования. В результате на производстве студенты участвуют в опытно-экспериментальной, конструкторской и творческой работе, что помогает им более осознанно и углубленно изучать учебные дисциплины, а после окончания практики быстрее включаться в трудовую деятельность. Кроме того, в период практики учащиеся знакомятся с технологией производства, формируют умения по специальностям, овладевают способами и методами организации труда и собирают материал для дипломного проектирования.
Работодатели привлекаются к активному участию в учебно-воспитательном процессе и независимой оценке качества подготовки специалистов. Для реализации эффективного и оперативного взаимодействия, современной корректировки содержания образовательного процесса, отработки единого подхода к формированию специалиста, рассмотрения канди-
датур на трудоустройство выпускников руководящими работниками предприятий ведется тесное сотрудничество с отделом кадров базового предприятия. Ведущие специалисты регулярно выступают в техникуме перед студентами, предлагают тематику дипломных проектов, являются председателями государственных квалификационных комиссий.
По завершении практики по профилю специальности в техникуме традиционно проводятся «Недели специальностей», в рамках которых организуются конференции, круглые столы, встречи с выпускниками при участии ведущих сотрудников предприятий отрасли. Адаптация системы профессионального образования к рыночным условиям ставит как необходимость ее жесткую нацеленность на конечный результат— трудоустройство выпускников и закрепление их на рабочих местах. Этому в полной мере способствует система социального партнерства. Ежегодно на распределении студентов, оканчивающих обучение, присутствуют представители базовых предприятий. Как правило, распределение получают все выпускники техникума, поскольку им удалось зарекомендовать себя во время прохождения практики ответственными и серьезными работниками.
На рынке образовательных услуг имеет место конкуренция учебных заведений. На рынке труда — конкуренция выпускников. Чем выше конкурентоспособность учебного заведения, тем выше она у выпускников, так как среди составляющих ее компонентов не только репутация учебного заведения в преподавательских и студенческих кругах, но и успехи выпускников в получении должности по окончании техникума, степень признания работодателем диплома.
Профессиональная образовательная система является частью экономической системы, поэтому политика государства в этой области должна стать приоритетной. Именно такая тенденция наметилась сегодня. Вместе с тем в профессиональном образовании определился ряд противоречий. На наш взгляд, они связаны прежде всего с его региональной рыночной ориентацией. Реальность такова: средние специальные учебные заведения создавались для того чтобы готовить кадры по своему профилю для всей страны или отдельных регионов, но уже давно не выполняют эту задачу. Практика выпускника всероссийского формата ушла в прошлое. Снизилась территориальная мобильность населения. До 98 % студентов учреждений СПО — жители того региона, на территории которого находится образовательное учреждение.
В нашем случае этот показатель составляет 100 %. Отсюда становится вполне понятным, что если ССУЗ не будет готовить кадры для местной экономики, его деятельность окажется бесполезной, бессмысленной. Для молодежи малых промышленных городов с моноразвитой экономикой проблемы занятости и выбор жизненной позиции зависит от профиля образовательных учреждений в этих городах, так как получить образование вне места жительства становится сложно.
В последнее время такие понятия, как «малый город», «профессиональное образование малого города» оказываются в центре внимания представителей самых различных сфер, в том числе и образовательной. Объяснить это можно многими обстоятельствами: природно-геогра-фическими (отдаленность от развитых промышленных, научных, культурных центров); экономическими (монопрофильность производства); особенностями состава населения (полиэтнона-циональный, миграционный состав, временный характер проживания); относительной однородностью социальной инфраструктуры. Во всем мире небольшие города являются хранителями культурного наследия, основными чертами которого являются неповторимость и колоритность. В России малые города — это города с населением менее 50 000 человек. Их насчитывается свыше 750, т. е. малые города составляют три четверти всех российских городов. Таким образом, именно они должны быть «каркасом» развитого государства.
Малые города осуществляют экономическую и социокультурную взаимосвязь сельской местности с крупными городами. Как правило, они играют заметную роль в экономике региона. В них располагаются предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, небольшие горнодобывающие предприятия, предприятия тяжелой промышленности, машиностроения. Зачастую малые города функционально дополняют экономическую базу региональных центров, развиваясь как транспортно-распре-делительные центры, специализированные центры науки и научного обслуживания. В России выделяют несколько типов малых городов в зависимости от того, как сочетаются в их прошлой и настоящей судьбе следующие преобладающие признаки: наличие завода-гиганта, на котором работает большая часть населения малого города; наличие головного завода научно-производственного объединения, как правило, оборонного или космического комплекса; близость к очень крупному городу; отсутствие трех
первых признаков, т. е. ситуация, когда город существует давно и стабильно развивается без существенных потрясений. Эти признаки (чаще всего первые три) сочетаются, хотя встречаются и в чистом виде. Малые города довольно быстро осознали свои особенности и стали объединяться в соответствии с ними. Возникло также и общее объединение — Союз малых городов России, насчитывающий около 100 членов [2].
Среди проблем развития малых городов России можно выделить:
- ограниченность экономической базы и невыгодные конкурентные позиции в привлечении квалифицированных кадров и инвестиций по сравнению с большими городами;
- технологическую отсталость большинства промышленных предприятий, высокий уровень износа основных фондов недостаток предложения труда;
- крайне неблагоприятную демографическую ситуацию — миграцию молодежи в более крупные города, естественную убыль населения; недостаточный уровень развития социально-культурной сферы и низкий уровень развития инженерно-инфраструктурных объектов;
- наличие городских поселений с преобладанием одной отрасли промышленности, что означает полную зависимость поселения от градообразующего предприятия;
- низкую платежеспособность населения, мешающую развитию малого бизнеса.
Спектр социальных ролей города с небольшим населением, как правило, очень узок. Город в своем развитии вынужден сосредотачивать силы на одном направлении развития. Это дает ему возможность оставаться жизнеспособным с одной стороны, а с другой, навязывает узкоспециализированный характер развития экономики, что ставит маленький город в неравные условия по сравнению с большими городами. Чем меньше в городе экономических субъектов, тем меньше источников пополнения бюджета в случае кризиса и тем меньше альтернативных возможностей получения доходов у горожан. Не случайно диверсификация экономической базы — это главный лозунг стратегического развития большинства малых городов. Для решения этих и других проблем малых городов необходимо создание условий для их экономического, социального и культурного развития с целью превращения в устойчивые саморазвивающиеся административные единицы путем активизации собственных экономических возможностей в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных городов.
Симский механический техникум расположен в городе Симе с численностью населения 15 650 человек. На сегодняшний день в городе полностью отсутствует экономическая перспектива развития, но градообразующее предприятие ОАО «Агрегат» по-прежнему остается ведущим в структуре национальной экономики. Именно поэтому техникум видит свою роль в том, чтобы стать ключевым элементом инфраструктуры Сима. Наш техникум обеспечивает единство образовательного пространства малого города, что положительно влияет на консолидацию общества, формирование у его членов осознанной гражданской позиции, социально значимых компетенций.
Библиографический список
Главным критерием эффективности социального партнерства в профессиональном образовании является качество образовательной услуги, обеспеченное взаимосопряженными усилиями социальных партнерств. Это качество выражается прежде всего в степени востребованности выпускника на рынке труда и его адаптированности к условиям производства. В действительности эффективное социальное партнерство, когда социальные партнеры ощущают взаимную долгосрочную потребность друг в друге, может быть достигнуто только тогда, когда объективные и субъективные условия будут взаимодополнять друг друга.
1. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://edu.rin.ru/html/775.html.
2. Союз малых городов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.smgrf.ru.