УДК 377:338 Н. А. Тюрина, зам. директора по учебной
работе Симского механического техникума, Челябинская обл., г. Сим, e-mail: [email protected]
КЛАСТЕР КАК ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА
В статье проанализировано понятие «образовательно-производственный кластер», представлена модель кластера ГБОУ СПО (ССУЗ) «Симский механический техникум» и базового предприятия ОАО «Агрегат», показаны наиболее значимые результаты реализации кластерного подхода.
Ключевые слова: кластер, интеграция, инновации, профессиональное образование.
Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества.
Растет востребованность специалистов со средним профессиональным образованием. Сформирована нормативно-правовая база среднего профессионального образования, направленная на обеспечение его функционирования в условиях расширения автономности образовательных организаций, изменения организационно-экономического механизма, введения в действие федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения и включающая в себя документы по регламентации формирования образовательных программ, организации образовательного процесса, хозяйственной деятельности профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (ПОО СПО).
Значительное количество ПОО СПО, их достаточно равномерное размещение по территории России, относительно краткие сроки обучения и невысокие затраты на него обусловливают гибкость и мобильность системы среднего профессионального образования, играющего важную роль не только в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и в удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями.
Возросло разнообразие сети ПОО СПО по видам, профилям и организационно-правовым формам. Образовательные организации расширяют спектр образовательных услуг и становятся многопрофильными, многоуровневыми и многофункциональными, что в наибольшей степени проявляется в деятельности колледжей.
Развиваются связи среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями, как в содержательном, так и в организационном аспекте. Первый аспект проявляется в развитии преемственности образовательных программ различных уровней, второй — в расширении интеграции образовательных организаций различных типов. Растет численность выпускников со средним профессиональным образованием, ежегодно поступающих в вузы для продолжения образования.
Дальнейшее развитие получил государственно-общественный характер управления средним профессиональным образованием. В области действует Совет директоров средних специальных учебных заведений, активно участвующий в формировании стратегии развития среднего профессионального образования в области, в работе по повышению качества и оптимизации структуры подготовки специалистов.
Таким образом, реализация государственной политики в сфере среднего профессионального образования позволила преодолеть негативные тенденции, обеспечить развитие сети ПОО СПО, совершенствование структуры и содержания подготовки специалистов среднего звена в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями.
Вместе с тем функционирование и развитие среднего профессионального образования сопряжено с наличием серьезных проблем.
В условиях нестабильности социально-экономической ситуации в обществе, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов среднего звена. Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, недостаточное взаимодействие органов управления образованием с территориальными службами занятости населения затрудняет приведение содержания
и структуры образования в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.
Кластер образовательной организации и предприятия — один из способов решения вышеуказанных проблем.
Интеграция экономических субъектов — работодателя и образовательной организации — в части освоения профессии будущим молодым специалистом всегда являлась приоритетной в системе образования. Но особенно пристальное внимание к взаимодействию и развитию связей между работодателем и образовательной организацией обозначилось в последнее время [1].
Новые образовательные стандарты отражают требования рынка, и поэтому несколько изменилась роль работодателя. Эта роль стала ведущей как при разработке учебных планов в части профессиональных модулей с набором дисциплин, отвечающих требованиям работодателя, так и в отношении расширения рамок профессиональных компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.
Работодатель участвует в разработке основной профессиональной образовательной программы (по видам специальностей), в согласовании фондов оценочных средств для государственной итоговой аттестации, в экспертизе программных заданий по производственно-профессиональной практике, в оценке квалификации студентов и выпускников как итоговой оценке освоения профессиональных модулей [2]. Таким образом, роль работодателя при подготовке специалистов в ПОО СПО активна и ценна.
ПОО СПО во многом связывает студента с работодателем. Каждая из сторон в результате совместных усилий достигает своей цели. Одна сторона получает специалиста, другая приобретает квалификацию по выбранной специальности и место работы [3].
Современной России нужна эффективная система подготовки кадров, отсутствие которой неизбежно ведет к отрыву качества образования от современных требований. Грамотные специалисты — залог высокого качества жизни и эффективного развития страны. В условиях развития рыночной экономической системы России особенно актуальным становится вопрос качества подготовки квалифицированных специалистов нового уровня [4].
При советской плановой экономике средства производства находились в руках государства, частное предпринимательство отсутствовало.
Поэтому тогда основной задачей образовательной системы была подготовка кадров для работы на государственных предприятиях, и эта задача успешно решалась. Качество советского образования признается и по сей день.
Рыночная экономика предполагает частную собственность на средства производства и свободное предпринимательство. Поэтому сегодня важно подготовить специалистов, способных не только работать на уже существующих предприятиях, но и создавать новые. Эти задачи должны решаться не отдельно друг от друга, а совместно, так как и тем и другим предстоит работать в одном и том же социально-экономическом пространстве и для осуществления успешной деятельности продуктивно взаимодействовать друг с другом. Предприятие, созданное специалистом в области общего управления, не понимающим сути и особенностей конкретного производственного процесса, не сможет работать эффективно.
Современный квалифицированный специалист, по мнению исследователей и экспертов, должен обладать следующими общепрофессиональными качествами:
1) способностью к изобретательской и научной деятельности; к аналитическому мышлению и моделированию; к обоснованию и доказательству своей точки зрения; к предвидению последствий своих действий; к работе с информацией, представленной в различном виде; к обобщению и синтезу; к дальнейшему обучению; к нахождению общего языка и принятию совместных решений;
2) умением оперативно работать, отвечать за свою работу, разбираться в социальных и экономических проблемах общества, продуктивно участвовать в жизни коллектива [2].
Подготовка квалифицированных специалистов нового уровня осуществима лишь при интеграции образования и производства. К этому имеются очевидные предпосылки, среди которых в качестве первостепенных называют следующие:
- отсутствие точных и однозначных сведений по количеству и структуре требуемых на производстве кадров;
- несоответствие подготовки выпускников образовательных организаций потребностям производства;
- отсутствие у студентов логической связи образования и последующей работы по специальности («лишь бы получить диплом»);
- ситуация, когда образование не успевает «угнаться» за быстро развивающимися технологиями;
- устаревающая исследовательская база учебных заведений [2].
Американская теория кластеров и кластерной политики в наибольшей степени ориентирована на практику. Британский подход к кон -курентоспособности уделяет больше внимания развитию цепочек добавленной стоимости и локальных кластеров между развитыми и развивающимися странами. Скандинавская школа известна разработкой нескольких концепций, в частности, национальных региональных инновационных систем и экономик обучения для регионов.
Все три теории не дают четкого определения основных критериев конкурентоспособности страны, но выделяют такие показатели, как производительность труда, доля в экспорте, общая занятость населения, качество управления и образования [3].
В настоящее время перед экономикой России поставлена задача модернизации производства, повышения эффективности национальной инновационной системы до мирового уровня. Развитие данной системы невозможно без эффективного практического использования инновационно-научного и интеллектуального потенциала, под которым подразумевают государство, бизнес и образовательные организации в качестве создателей человеческого интеллектуального капитала.
Социальное партнерство является чрезвычайно актуальным в современной жизни. Изучение зарубежного и отечественного опыта социального партнерства показало, что для оптимизации деятельности ПОО СПО необходимы:
- высокий уровень компетентности инженерно-педагогического состава;
- интеграция профессионального обучения с наукой и производством;
- участие работодателей в разработке стандартов образования и в оценке качества подготовки специалиста.
Существует два подхода к формированию партнерских связей учебного заведения с предприятиями:
1) восстановительный, направленный на возрождение традиционных механизмов и прежних форм взаимоотношений в виде неформализованного диалога;
2) кластерный, основанный на конструировании взаимодействия нового типа социального диалога и социального партнерства; одной из разновидностей данного подхода к формированию партнерских связей образовательной орга-
низации, предприятия и сектора экономики является образовательный кластер.
Образовательно-производственный кластер — это система обучения, основанная преимущественно на горизонтальных связях (построение целостной системы многоуровневой подготовки специалистов для предприятий на основе интеграции образовательной организации и предприятий-работодателей, обеспечивающей повышение качества и сокращение сроков подготовки, закрепление выпускников на предприятиях, создание гибкой системы повышения квалификации квалифицированных специалистов предприятий с учетом текущих и прогнозных требований производства).
В качестве участников партнерства в кластере выступают педагоги, студенты и их родители, а также работодатели.
Главным отличием образовательных кластеров от учебно-производственных комплексов, существовавших в нашей стране в советское время, является рыночный механизм управления ими, который создается снизу, по инициативе самих ПОО СПО и предприятий, в то время как учебно-производственные комплексы управлялись сверху по командно-отраслевому принципу.
Специфика образовательного кластера как формы интеграции образования и производства требует нового механизма участия профессионального образования в процессе формирования и реализации его стратегии развития. Основная задача по созданию образовательного кластера заключается в повышении привлекательности кооперации между местными учебными заведениями профессионального образования и предприятиями отрасли. Кластерный подход предполагает взаимовыгодность, непрерывность, сотрудничество, взаимоучастие и т. д.
Образовательно-производственный кластер позволит построить такую систему обучения, которая будет основана преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки. Многоуровневая подготовка специалистов для предприятий на основе интеграции образовательной организации и предприятий-работодателей обеспечит повышение качества профессионального образования, сокращение сроков подготовки, закрепление выпускников на предприятиях, создание гибкой системы повышения квалификации квалифицированных специалистов для предприятий с учетом текущих и прогнозных требований производства.
В образовательно-производственном кластере все субъекты участия регулируют много-
уровневую систему подготовки специалистов необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, образовательная организация — как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит его интеграция с производством. При этом и время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста, и период его профессиональной адаптации сокращаются.
Развитие образовательного кластера как формы интеграции образования и производства включает в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие четко представить целенаправленный процесс развития партнерства, определить соответствие поставленной цели конечному результату.
Организация взаимодействия партнеров обеспечивает непрерывность профессионального образования, совершенствование материально-технической базы СПО; способствует отбору и структурированию содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов образовательного кластера; стимулирует профессиональный рост преподавательского состава; гарантирует выпускникам СПО трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста; способствует формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности; обеспечивает СПО гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов, возможность развития экспериментально-учебной базы, повышения уровня предоставляемого образования.
Интеграция в образовательном кластере понимается не только как формальное объединение различных структур по схеме «образование — производство», а как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач [4].
Таким образом, создание и развитие образовательного кластера как формы интеграции образования и производства в учреждении СПО способствует достижению его основной цели — подготовке квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов [5].
Челябинская область является одним из наиболее крупных в экономическом отношении
субъектов Российской Федерации. Современная структура производства сложилась с учетом исторически мощного производственного потенциала области, удобного географического расположения, наличия квалифицированных кадров.
Машиностроение относится к одним из приоритетных производств Челябинской области. Это определяет особое, приоритетное место подготовки специалистов для развития данной отрасли в системе СПО и является объективной основой для создания кластера.
Интеграция среднего профессионального образования и производства была актуальна еще в период существования СССР, когда в техникумах готовили специалистов не только по централизованному плану, утверждаемому Госпланом СССР, но и по прямым договорам с предприятиями о проведении научно-исследовательских работ. Большое внимание уделялось материально-технической базе, социально-экономическим проблемам, улучшению жизненного уровня студентов, заботе о преподавателях. Для проведения занятий в техникумах приглашались специалисты из промышленности, а на предприятиях создавались базовые кафедры и факультеты.
Вопросами развития кластеров давно уже занимаются многие ПОО СПО, у них сложились тесные связи с базовыми предприятиями, но далеко не каждое такое сотрудничество способно обеспечить значимый синергетический эффект. А между тем такое взаимодействие может со временем перерасти во что-то большее и привести к качественному прорыву для непосредственных участников данного партнерства.
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Симский механический техникум» как элемент системы профессионального образования должен обеспечивать возможность воспроизводства квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с состоянием и перспективами развития ОАО «Агрегат». Текущие и перспективные задачи развития экономического положения предприятия, а также возрастающая конкуренция на рынке труда ставят систему профессионального образования перед необходимостью качественных сдвигов в подготовке квалифицированных кадров.
Для обеспечения инновационного развития ОАО «Агрегат», повышения качества жизни граждан и инвестиционной привлекательности необходимо создать модель образовательного кластера как формы интеграции образования и производства, ориентированную не только на
| Свободный набор
Цель
ЗУ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ю
а
хг
«Круглый стол»
(совместные совещания руководит еле й предприятий и
администрации техникума}
-^^
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ПРОИЗВОДСТВО (ОАО «Агрегат»)
-О-
Основные направленна леятельносгн
С С УЗА н исанзаслства
XX
С СУЗ: вносит
ИЗМЁНЕНИР Е
об рнз ОЕгТЕ-ЛЬ НЫ Й
процесс; оказывает содействие в гроф к карьерном росте студентов
С
л
Производство: участвует е оиенке кг>-=-;тв-подготовки выпускников; предоставляет икженерно-те*ни чески« р?5отниковдля прохождений производственной практики: предоставление помощи студентам в подготовке курсовы* и дипломньи проектов с обеспечением руководителя нэ предприятии: пр едостанллет возможность трудоустройства выпускников ндр
РЕЗ^ ЛЬТАТ: высококвалифицированный специалист
Рис. 1. Модель образовательного кластера как формы интеграции образования и производства ГБОУ С ПО С СУЗ «Симский механический техникум» и базового предприятия ОАО «Агрегат»
внутренние потребности, но и на обеспечение возможности развития экспериментально-учебной базы, повышение уровня образования и компетентности выпускников ГБОУ СПО (ССУЗ).
Специфика кластера как формы интеграции образования и производства требует нового механизма участия его составляющих в процессе формирования и реализации стратегии развития.
Нами была разработана модель образовательно-производственного кластера как формы интеграции образования и производства (рис. 1).
Из вышеизложенного видно, что организация взаимодействия составляющих модели обеспечивает непрерывность и многоуровневость профессионального образования, совершенствование материально-технической базы техникума; способствует отбору и структурированию содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов образовательного кластера; стимулирует профессиональный рост преподавательского состава образовательной организации; гарантирует выпускникам трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста; способствует формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности; обеспечивает ПОО СПО гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов, возможность развития экспериментально-учебной базы и повышения уровня образования.
Особенностью данной модели является единство содержательного, процессуального и результативного аспектов реализации кластера как формы интеграции образования и производства в системе профессионального образования с целью повышения качества подготовки выпускников, совершенствования организации учебного процесса, коррекции и обновления содержания образовательных программ.
В данном образовательном кластере все субъекты участия регулируют подготовку специалистов необходимой квалификации. Работодатель определяет, чему учить, образовательная организация — как учить, а профессиональное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит интеграция с производством. При этом и время, затрачиваемое на подготовку востребованного специалиста, и период его профессиональной адаптации сокращаются.
Библиографический список
Реализация разработанной модели образовательного кластера как формы интеграции образования и производства предусматривает:
1) организацию мониторинга суждений работодателей о наличии у выпускников техникума необходимых профессиональных и личностных качеств (мониторинг позволяет определять потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг; сопоставлять ожидания и оценивать качество профессиональной подготовки; своевременно корректировать и определять перспективы развития кластера, позволяющие улучшить качество подготовки специалистов и удовлетворять потребности заказчиков на рынке труда);
2) организацию производственной (профессиональной) практики на основе интеграции теоретических знаний и инновационных технологий в условиях производства, которая способствует повышению уровня мотивации к выбранной профессии, коррекции и обновлению содержания видов практик и учебных программ, увеличению процента трудоустройства выпускников на машиностроительных предприятиях и их карьерному росту;
3) организацию работы постоянного действующего круглого стола субъектов образовательного кластера на тему «Совершенствование подготовки специалистов в соответствии с требованиями потребителей», направленного на согласование требований предприятия-заказчика к профессиональным знаниям и навыкам выпускника ГБОУ СПО (ССУЗ) «Симский механический техникум»;
4) проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества.
Разработанная модель образовательного кластера не только способствует совершенствованию организации учебного процесса, коррекции и обновлению содержания образовательных программ, но и увеличивает интенсивность взаимодействия техникума с руководителями базового предприятия ОАО «Агрегат», куда в дальнейшем будет трудоустраиваться большая часть выпускников, а также способствует повышению компетентности выпускаемых специалистов.
1. Шайдуллина, А. Р. Основы проектирования технологии сопряженного образовательно-производственного обучения [Текст] : науч.-метод. пособие / А. Р. Шайдуллина. — Альметьевск, 2009. — 176 с.
2. Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства : методология, теория, опыт [Текст] : монография / Н. К. Чапаев, M. Л. Вайнштейн. — Челябинск ; Екатеринбург, 2008. — 408 с.
3. Серкова, Г. Г. Инновационная и экспериментальная работа в учреждениях среднего профессионального образования [Текст] / Г. Г. Серкова. — 2012. — 180 с.
4. Муратов, Р. Ф. Проблемы и интеграционные процессы в системе образования [Текст] / Р. Ф. Муратов // Казанский педагогический журнал. — Казань, 2009. — № 1. — С. 3-23.
5. Волович, Л. А. Концепция интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки [Текст] / Л. А. Волович. — Казань : Изд-во «Данис» ИПП ПО РАО, 2009. — 63 с.
УДК 377:371 С. В. Фролов, зам. директора по общим вопро-
сам Челябинского филиала АНО «(Российская академия предпринимательства» (РАП), г. Челябинск, e-mail: [email protected] В. С. Фролов, директор частного учреждения «Рудненский колледж информационных технологий» (РКИТ), Республика Казахстан, Костанай-ская обл., г. Рудный, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПУНКТА ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВУЗА НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена актуальной теме — организации непрерывного профессионального образования в системе «колледж — вуз» с применением дистанционных образовательных технологий. Подробно описан системообразующий элемент данной системы — пункт дистанционных технологий, организованный на базе учреждения среднего профессионального образования. Выделены проблемы, возникающие при обучении с применением дистанционных образовательных технологий, и предложены способы их решения в системе «колледж — вуз».
Ключевые слова: непрерывное профессиональное образование, дистанционные образовательные технологии, формирование общих и профессиональных компетенций, пункт дистанционных технологий.
Непрерывное профессиональное образование в условиях рыночной экономики является одним из приоритетных направлений в стратегии развития образования в Российской Федерации [1]. «Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования» [2].
В системе непрерывного образования мы рассмотрим одну из возможных образовательных траекторий: организацию непрерывного профессионального образования в системе «колледж — вуз» с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на примере организации пункта дистанционных технологий АНО «Российская академия пред-
принимательства» (РАП) на базе образовательного учреждения среднего профессионального образования (ОУ СПО).
Система непрерывного профессионального образования «колледж — вуз» функционирует в той или иной форме уже более полувека [3]. В настоящее время она существует в следующем виде: выпускники колледжа по специальностям, соответствующим направлениям подготовки вуза, имеют возможность поступить в вуз без ЕГЭ, по результатам вступительных испытаний, разработанных вузом самостоятельно, и по сокращенным программам получить степень бакалавра.
В условиях подготовки бакалавров, при которых есть только направление подготовки, а специализация осуществляется на уровне магистратуры, у работодателей возникают вопросы к качеству подготовки бакалавров. Особые нарекания вызывает низкий уровень сформированности профессиональных компетенций. В образовательных