Научная статья на тему 'Роль самооценки в обеспечении эффективности функционирования систем управления качеством в учреждениях профессионального образования'

Роль самооценки в обеспечении эффективности функционирования систем управления качеством в учреждениях профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ / КРИТЕРИИ / УРОВНИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНАЯ ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА / SELF-CONCEPT / CRITERIA / LEVELS IMPROVE / QUALITY ASSURANCE / SELF-CONCEPT MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельминова Л. Б.

В статье актуализируется значение самооценки развития учреждений начального и среднего профессионального образования, рассматривается методика самооценки на основе модели РАГС, гармонизированной с моделью Рособрнадзора, и ее практическое применение для эффективной гарантии внутреннего качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SELF-CONCEPT TO THE EFFECTIVE OPERATION OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS OF VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The importance of self-concept development of primary and secondary vocational education is actualized in this article. The methodology of self-concept based on the model RAGS is considered, which is harmonized with the model of Rosobrnadzor, and its practical application for effective internal quality assurance is regarded.

Текст научной работы на тему «Роль самооценки в обеспечении эффективности функционирования систем управления качеством в учреждениях профессионального образования»

Все указанные стадии включены в инновационную систему производственного обучения. В результате выявлены точки пересечения между профессионально-практическим обучением на предприятии и профессионально-теоретическим обучением в образовательном учреждении. Процесс профессионализации личности на этапе профессиональной подготовки в данных условиях проходит более успешно, так как условия обучения максимально приближены к условиям деятельности реального производства. Обучающиеся вступают в различные

Библиографический список

виды социального взаимодействия, что способствует формированию модели профессионального поведения в различных производственных ситуациях.

Важным является тот факт, что указанное взаимодействие ведет к развитию не только образовательных учреждений, но и предприятий— социальных партнеров, так как они получают специалистов, у которых сформированы те личностные и профессиональные качества, которые востребованы в данный момент на их производстве.

1. Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства : Методология, теория, опыт [Текст] : монография / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. — Челябинск ; Екатеринбург, 2007.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст] : учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. — М. : Академия, 2006. — 240 с.

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., перераб. — М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.

УДК 377 Л. Б. Тельминова, зам. директора ГБОУ СПО

351/354 (ССУЗ) ««Челябинский техникум торговли

и художественных промыслов» (ЧТТХП), e-mail: [email protected]

РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье актуализируется значение самооценки развития учреждений начального и среднего профессионального образования, рассматривается методика самооценки на основе модели РАГС, гармонизированной с моделью Рособрнадзора, и ее практическое применение для эффективной гарантии внутреннего качества.

Ключевые слова: самооценка, модели самооценки, критерии, уровни совершенствования, эффективная гарантия качества.

Формирование инновационного характера и конкурентоспособности российской экономики во многом определяется степенью инновационного развития сферы образования.

В ходе внедрения инноваций формируется и развивается современная образовательная система, представляющая собой единство:

- производственных инноваций, а именно новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций);

- управленческих инноваций, включая экономические механизмы (экономические инно-

вации), и институциональных форм в области образования (организационных инноваций).

Развитие современной образовательной системы сопровождается тенденцией в области гарантий качества профессионального образования, предусматривающей перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества деятельности образовательного учреждения на базе аккредитации на внутреннюю самооценку (самообследование) на основе тех или иных моделей управления качеством.

Самообследование, или самооценка, учебных заведений — это отправная точка для обес-

печения гарантии качества, выбора направлений деятельности, как правило, на основе деятельности инновационной либо экспериментальной. Более того, регулярно проводимая самооценка становится механизмом постоянного внутреннего улучшения деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, под самооценкой (самообследованием) понимается внутренняя деятельность по всестороннему обследованию образовательного учреждения, итогом которого является тщательно обсужденное персоналом мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне развития, организованности, упорядоченности и совершенства процессов образовательного учреждения [1].

Самооценка проводится при непосредственном участии руководства учебного заведения.

Первым вопросом при проведении самообследования образовательного учреждения является выбор метода самооценки, в основе которого лежит определенная модель. Такими моделями являются [2]:

1) стандарты по менеджменту качества серии ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000);

2) «Стандарты и директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе», разработанные Европейской сетью (Ассоциацией) гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования;

3) модель конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»;

4) модель самообследования Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС), гармонизированная с моделью конкурса Рособрнадзора.

Результаты самообследования могут быть использованы:

- для уточнения областей улучшения деятельности образовательного учреждения;

- при выборе направления инновационной и экспериментальной работы в образовательном учреждении;

- при разработке целевых обучающих программ для участников экспериментальной деятельности.

Для успешного функционирования образовательного учреждения необходимо направлять его деятельность и управлять им систематически и прозрачным способом. Инновационное развитие образовательного учреждения, его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг могут быть достигнуты путем внедрения

и поддержания в рабочем состоянии системы качества, разработанной для постоянного улучшения его деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон и приведенной в соответствие стандартам ИСО 9000 [3].

Для проведения самообследования развития Челябинского техникума торговли и художественных промыслов была разработана методика, предусматривающая общее внутреннее обследование состояния образовательного учреждения методом анкетирования, итогом которого является сформированное мнение или суждение о результативности и эффективности деятельности, уровне развития, организованности, упорядоченности и совершенства процессов, реализуемых в техникуме. В основу методики была положена модель самообследования РАГС [4].

Целью самооценки являлось получение достоверной информации, касающейся областей применения ресурсов для улучшения деятельности техникума.

Особенностями данной модели являются:

• простота для понимания;

• легкость реализации;

• минимум затрат;

• применимость для оценки системы качества образовательного учреждения;

• применимость к образовательному учреждению в целом или к отдельной сфере его деятельности;

• возможность реализации группой экспертов или одним сотрудником образовательного учреждения при поддержке руководителя;

• определение и облегчение расстановки приоритетов и возможностей для улучшения, исходя из имеющихся ресурсов;

• способность обеспечивать развитие как системы качества образовательного учреждения, так и всего образовательного учреждения в целом.

Данная модель известна в практике как модель экспресс-оценки деятельности образовательного учреждения.

В основе модели лежит матричный подход.

Матрица представляет собой совокупность 13 квалиметрических шкал («уровней совершенства») по 9 критериям, характеризующим основные направления деятельности образовательного учреждения (первые пять критериев определяют возможности образовательного учреждения, критерии с шестого по девятый фиксируют результаты его деятельности).

Данная модель позволяет наглядно продемонстрировать сильные и слабые стороны деятельности образовательного учреждения, определить стратегию развития и ее масштабы,

в постоянном режиме отслеживать динамику совершенствования деятельности на основе профилей результатов оценки в текущий момент относительно прошлого состояния.

Оценивание проводится экспертами.

Алгоритм работы эксперта.

1. Работа с тезисами.

Эксперт работает с тезисами в порядке возрастания их номера (от 1-го до 13-го). Если вид деятельности, обозначенный в тезисе, выполняется, то он выделяется, если нет, то работа по данному критерию прекращается и эксперт должен перейти к следующему критерию. Последний выделенный номер отмечается в оценочной матрице.

Анкета эксперта состоит из перечня следующих критериев: 1) «Роль руководства. Лидерство»; 2) «Политика и Стратегия»; 3) «Управление персоналом»; 4) «Использование ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных и пр.)»; 5) «Управление процессами»; 6) «Удовлетворенность потребителей»; 7) «Удовлетворенность персонала»; 8) «Влияние образовательного учреждения на общество»; 9) «Результаты работы ОУ».

2. Интерпретация и анализ результатов.

После заполнения матрицы эксперт группирует уровни совершенства по критериям следующим образом:

Группы уровней совершенства Результаты Баллы

1-я группа Неудовлетворительные результаты От 1 до 4

2-я группа Удовлетворительные результаты От 4 до 7

3-я группа Достаточные результаты От 7 до 10

4-я группа Высокие результаты (совершенство) От 10 до 13

Например, предложить только отдельные инновации (стратегия локальных изменений), или определенный комплекс нововведений (стратегия модульных изменений), или полную реконструкцию образовательного учреждения при переходе в новый вид или тип (стратегия системных изменений) и пр.

Результаты проведения самообследования техникума за период с 2008 г. по 2011 г. представлены на рисунке 1.

3. Разработка рекомендаций по улучшению деятельности.

На основе анализа эксперт должен разработать рекомендации.

Рис. 1. Матрица оценки состояния ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум торговли и художественных промыслов» в 2008-2011 гг.

Из представленных в матрице данных следует, в 2010/2011 уч. г. по всем критериям техникум вышел на уровень достаточных результатов.

Для дальнейшего развития на основе заключения экспертной группы сформулированы «Рекомендации по улучшению деятельности техникума на период 2012-2013 гг.», предписывающие:

1) разработать мероприятия по обеспечению дальнейшего развития техникума на уровне группы достаточных результатов (от 7 до 10 баллов квалиметрической шкалы);

2) разработать программу дальнейшего развития внебюджетной деятельности в системе многоканального финансирования для достижения полного покрытия потребности образовательного учреждения в финансовых ресурсах с учетом формирования внутреннего фонда развития и выйти по критерию 4 («Использование ресурсов») на уровень достаточных результатов.

Библиографический список

1. Организация и проведение самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности [Текст] : метод. рекомендации для вузов и ССУЗов / ФГОУ ВПО СПбГЭТУ «ЛЭТИ». — СПб., 2005. — 84 с.

2. Современные подходы к управлению образовательными учреждениями [Текст] : учеб.-метод. пособие / ФГОУ ВПО НИТУ «МИСиС». — М., 2012. — 81 с.

3. Алексанина, И. С. Инновационная деятельность : Все начинается с анализа обстановки [Текст] / И. С. Алексанина // Практический журнал для учителя и администрации школы. — М., 2006. — С. 11-16.

4. Алексеева, Н. Г. Организация и проведение самооценки эффективности функционирования систем управления качеством в учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] / Н. Г. Алексеева, Л. Б. Тельминова. — Челябинск : Изд. центр ЧИРПО. — 37 с.

УДК 377.12 Н. А. Тюрина, зам. директора по УВР ГБОУ СПО

(ССУЗ) ««Симский механический техникум», Челябинская область, г. Сим, e-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

В статье рассматривается роль социального партнерства в образовательной среде, отмечаются особенности социального партнерства в условиях малого города с небольшим количеством учебных заведений и предприятий.

Ключевые слова: социальное партнерство, кластер, малый город.

Интеграция образовательной деятельности по отраслевому принципу — одно из направлений совершенствования современной системы образования. Сегодня это направление считается приоритетным в машиностроительной отрасли. Более 60 лет Симский механический техникум ведет успешную работу по подготовке специалистов среднего звена по специальности «Технология машиностроения» для градообразующего предприятия «Агрегат».

В Концепции модернизации российского образования определена основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда работника, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1]. Для достижения данной цели необходимо особое внимание уделять социальному партнерству учреждений профессионального образования с предприятиями. Социальное партнерство в среднем профессиональном образовании — это взаимодействие образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, направленное на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.

В условиях рыночных отношений социальное партнерство направлено на обеспечение рынка труда необходимым количеством специалистов с высоким качеством подготовки. Целью сотрудничества в рамках развития социального партнерства является интеграция образования

и производства. Главным критерием эффективности социального партнерства в сфере среднего профессионального образования является, на наш взгляд, качество подготовки специалистов и их востребованность на рынке труда. Одним из направлений интеграции Симского механического техникума и производства является участие работодателей в обеспечении развития техникума, обновлении его учебно-материальной базы, предоставление современной технологической базы для практической подготовки студентов, содействие развитию их научно-технического творчества.

Выпускник Симского механического техникума выходит на рынок труда со своим «товаром» — профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно ему не только овладеть определенной профессией, которая сегодня пользуется спросом, но и достигнуть определенного уровня квалификации, овладеть определенными компетенциями, чтобы качество «товара» соответствовало требованиями «потребителя» (работодателя). В течение периода подготовки будущего специалиста в техникуме, безусловно, происходит изменение требований, поэтому одна из главных задач социального партнерства — формирование и выполнение опережающего заказа на формирование профессионально компетентного социально адаптированного конкурентоспособного специалиста. Приоритетной задачей деятельности техникума по созданию системы социального партнерства является привлечение и развитие интереса участников к взаимодействию с целью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.