основе независимой экспертизы качества образования. Основное их отличие заключается в разнице целей: государственная аккредитация направлена на выявление того минимального набора показателей, который необходим любому учреждению для осуществления образовательной деятельности в рамках закона, а также для определения соответствия образовательного учреждения одному из видов, которые предусмотрены законом (училище, лицей, техникум, колледж); общественно-профессиональная аккредитация дает возможность показать все многообразие наработок, возможностей и достижений, которые имеются в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Исходя из этого, мы считаем, что независимая оценка позволит учреждению стать более востребованным на рынке образовательных услуг.
В настоящее время в системе начального и среднего профессионального образования Челябинской области осуществляется процесс реформирования организационно-правовых форм функционирования образовательных учреждений. Новой организационной структуре областной системы профессионального образования требуется современная система, которая бы га-
Библиографический список
рантировала качество, удовлетворяющее требованиям и ожиданиям потребителей образовательных услуг, различных заинтересованных сторон, и обеспечивала инновационное развитие системы профессионального образования в целом. Эффективное решение данной проблемы возможно при объединении усилий государственного и негосударственного секторов в самой системе профессионального образования области и ее социальных партнеров.
Неоценимую роль в выстраивании системы общественно-профессиональной аккредитации играют образовательно-производственные кластеры, в которых заложено партнерство на основе перспектив социально-экономического развития Челябинской области. На наш взгляд, сегодня не отработана нормативно-правовая база ни по организации и функционированию образовательно-производственных кластеров, ни по независимому оцениванию профессиональных квалификаций выпускников в центрах сертификации. Эти направления деятельности очень актуальны и перспективны, объединение усилий всей педагогической общественности, государственных и бизнес-структур поможет ускорить решение вышеназванных проблем.
1. Российская федерация. Правительство РФ. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение от 08.12.2011 г. № 2227-р.
2. Инновационная экономика : лекция / сост. А. И. Попов. — Тамбов, 2008.
3. Портер, М. Конкуренция [пер. с англ.] / М. Портер. — М., 2005. — 608 с.
4. Мухаметзянова, Г. В. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования : извлечения из монографии / Г. В. Мухаметзянова, А. Р. Шайдуллина // Инновации в профессиональной школе. — 2011. — № 10. — 48 с.
5. Челябинская область. Правительство Челябинской области. Об областной целевой Программе развития профессионального образования в Челябинской области на 2011-2015 годы : постановление от 12.07.2011 года № 228-п. // КонсультантПлюс
УДК 377.12 Г. Н. Любченко, зам. директора по практике
Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А. В. Яковлева
(ЧГПГТ), г. Челябинск О. Н. Кандерова, зав. кафедрой Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье рассматривается проблема повышения качества подготовки специалистов и один из способов решения проблемы — социальное партнерство
Ключевые слова: социальное партнерство, социально-педагогическое партнерство, этапы формирования системы социального партнерства, непрерывное образование.
Любое государство, ориентированное на развитие, заинтересовано в такой системе образования, которая давала бы человеку возможность стать конкурентоспособным на внутреннем и мировом рынках труда. В сфере образования государство должно выполнять функции, недоступные другим субъектам, в частности: определять порядок финансирования образования, устанавливать налоговые льготы и вводить иные формы воздействия на рынок образовательных услуг в целях стимулирования подготовки специалистов по приоритетным специальностям посредством лицензирования, аттестации, влиять на качество предоставляемых образовательных услуг.
Однако далеко не все и не всегда может сделать государство. В условиях формирования рынка образовательных услуг на стороне спроса и на стороне предложения действуют различные контрагенты. Сами услуги — предмет сделки непосредственно между учебным заведением и отдельными индивидами, предприятиями и организациями. Свою роль здесь играет и широкий круг посредников, включающий органы службы занятости, регистрации и лицензирования образовательных учреждений, а также общественные институты и структуры, осуществляющие продвижение этих услуг, их информационное сопровождение. Отсюда ясно, что многие проблемы лучше решать совместными усилиями всех субъектов рынка образовательных услуг. Одним из способов решения является социального партнерства в отношениях между заказчиками, исполнителями услуг и их посредниками как способа нахождения приемлемого, удовлетворяющего стороны варианта отношений, основанных на принципах равноправия и справедливости.
В условиях модернизации российского образования кардинально меняются подходы к формированию системы профессионального образования с сильной рыночной ориентацией. В этой связи на первый план выдвигаются задачи обеспечения конкурентоспособности образовательных учреждений, которые возможно реализовать только при высоком уровне качества подготовки специалистов и которое определяется соответствием образовательных продуктов образовательных услуг. Обеспечить это соответствие может социальное партнерство всех заинтересованных сторон: образователь-
ных учреждений, работодателей, органов власти и других.
В педагогику термин «социальное партнерство» пришел из других сфер, где он трактуется неоднозначно и многоаспектно: как механизм взаимоотношений между государственными органами, представителями трудящихся и работодателями; как способ взаимодействия между различными социальными группами; как специфический тип общественных отношений; как механизм регулирования общественных отношений. Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; как партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; как партнерство, которое инициирует система образования в качестве особой сферы социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества [1, с. 17; 2, с. 60]. В каждой ситуации социального взаимодействия различные понимания социального партнерства могут быть представлены одновременно.
Сегодня о социально-педагогическом партнерстве принято говорить, когда представители системы образования широко контактируют с представителями разных сфер общественного воспроизводства. Социально-педагогическое партнерство — это иной опыт, другие формы отношений, опыт межсистемного регулирования, управления при изменении типа взаимодействия образования с внешней средой. Актуальными направлениями взаимодействия в социально-педагогическом партнерстве могут быть: разработка требований к уровню знаний, умений, практического опыта выпускников (Модель выпускника); разработка и апробация основных профессиональных образовательных программ; создание единой производственно-образовательной системы; разработка программ тестирования обучающихся и выпускников; промежуточная и итоговая аттестации обучающихся и выпускников и присвоение им профессиональной квалификации; создание предприятиями, имеющими современные машины, механизмы, инструменты, приспособления, новейшие технологии производства, условий для организации обучения учащихся (производс-
твенное обучение, производственная практика, теоретическое обучение); предоставление рабочих мест выпускникам образовательного учреждения; оказание помощи образовательным учреждениям в развитии учебно-материальной базы; предоставление образовательным учреждениям квалифицированных работников в качестве инженеров-педагогов и мастеров производственного обучения [3, 4].
В отечественной педагогике социально-педагогическое партнерство базируется на диалогическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство, гармонизацию социальных структур и выработку образовательной стратегии единых действий. Это позволяет обеспечить создание атмосферы интеграции интересов различных социальных групп в едином образовательном и информационном поле. Для удобства мы будем пользоваться термином «социальное партнерство». В ряде регионов Российской Федерации в сфере профессионального образования реализуются проекты, способствующие ускорению процесса формирования социального диалога и партнерства, с целью повышения качества производственного обучения, а значит и подготовки специалистов. Это требует разрешения ряда противоречий, касающихся, главным образом, потребностей образовательных учреждений: в сотрудничестве с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями различных форм собственности; в комплексном и системном взаимодействии с предприятиями и организациями при решении задач повышения качества подготовки специалистов; в выработке механизмов их взаимодействия с бизнесом и органами власти в области формирования разнопрофильных программ обучения, способствующих эффективной, качественной, подготовке специалистов, с учетом региональной специфики (тенденции на региональном рынке, структура отраслей, приоритеты развития) и реального участия социальных партнеров в решении этих актуальных проблем.
Формирование системы социального партнерства как условие повышения качества производственного обучения достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также воли, желания и возможностей руководителей учебных заведений. В каждой конкретной ситуации может склады-
ваться более или менее благоприятная обстановка для развития системы социального партнерства. Но в любом случае, можно выделить несколько основных этапов, характерных для этого процесса.
Первый этап — подготовительный. Его цель — осознать необходимость установления нового типа взаимодействия с рынком труда, оценить собственный потенциал, понять потребности индустрии. На данном этапе необходимы: проведение инвентаризации реальных и потенциальных партнеров и их интересов; сбор сведений об образовательных учреждениях, действующих на рынке образовательных услуг; обеспечение мотивированности всего коллектива на выполнение сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров. По завершении первого этапа формирования системы социального партнерства учебное заведение получает следующие результаты: нацеленность сотрудников на развитие социального партнерства, оценку перспективности подготовки специалистов и повышения качества обучения на определенных образовательных уровнях. Кроме того, учебное заведение имеет базы данных: потенциальных социальных партнеров по категориям, описаны существующие и потенциальные формы сотрудничества с ними; учебных заведений, работающих в том же сегменте рынка образовательных услуг; существующих образовательных программ.
Второй этап — организационный. Целью данного этапа является налаживание устойчивых связей с социальными партнерами. Основными направлениями деятельности этого этапа являются: определение сферы взаимодействия с партнерами и его влияния на качество обучения; отработка технологии взаимодействия с различными категориями социальных партнеров; оценка и самооценка совместной деятельности. Результатом второго этапа является создание основных структурообразующих элементов будущей системы социального партнерства.
Третий этап — функциональный. Его целью является объединение в систему уже имеющихся и только создающихся отдельных элементов социального партнерства. Третий этап характеризуется следующими результатами: должностные инструкции различных категорий работников учебного заведения дополнены обязанностями по работе с социальными партнерами; мероприятия по социальному партнерству
включены в план работы учебного заведения, в Программу развития; разработаны типовые документы по социальному партнерству, включающие в себя договоры, положения о практике студентов, стажировке преподавателей, работе консультативных советов, согласовании учебно-методических материалов, трудоустройстве выпускников и т. д.; налажено устойчивое сотрудничество с различными категориями социальных партнеров; создана и ведется апробация «Модели социального партнерства техникума»; проводится мониторинг качества обучения, в том числе качества производственной подготовки специалистов как результата социального партнерства.
Социальное партнерство Челябинского государственного промышленно-гуманитар-ного техникума начало выстраиваться с 2000 г., когда полностью были прерваны связи с предприятиями-шефами. Тогда администрация техникума приступила к первому организационному этапу. В этот период был рассмотрен ряд предприятий и организаций как потенциальных партнеров, были изучены их интересы, требования к уровню подготовки выпускников, что в дальнейшем существенно повлияло на качество производственной подготовки специалистов. Постепенно создавалась база предприятий-партнеров, выбирались формы сотрудничества с ними. Места прохождения практики подбирались строго в соответствии с профилем специальности. В этот период в техникуме зарождалась система непрерывного образования, разрабатывались интегрированные программы. Соответственно, цепочка непрерывного образования выстраивалась в едином сегменте рынка образовательных услуг. На втором этапе началась кропотливая работа по заключению договоров о сотрудничестве. Необходимо было убедить партнеров во взаимной выгоде и надежности отношений, для чего представителям предприятий и организаций демонстрировались конкретные образовательные программы, а также они привлекались к участию в учебном процессе. Сейчас техникум завершает третий этап. В результате мероприятия по социальному партнерству были включены в программу развития техникума и ежегодные планы работы; должностные обязанности работников техникума скорректированы и дополнены обязанностями по социальному партнерству; разработаны необходимые документы, создана и реализуется модель социального партнерства. Кроме того, на протяжении последних лет проводится мониторинг качества
обучения в целом и процесса производственного обучения в частности, что позволяет наблюдать позитивные тенденции в улучшении качества подготовки специалистов. В техникуме разработана и внедрена система менеджмента качества управления, которая позволяет своевременно принимать решения по возникающим проблемам в подготовке специалистов.
Одна из основных задач, которую социальные партнеры решают в процессе совместной работы — это участие в подготовке квалифицированных кадров, способных работать на современном производстве. Сложившиеся между Челябинским промышленно-гуманитарным техникумом и предприятиями города деловые взаимоотношения позволяют организовывать процесс производственного обучения и производственной практики на рабочих местах этих предприятий по профессиям и специальностям, которым обучают в техникуме, усиливая качество производственного обучения обучающихся и подготовки специалистов.
Социальными партнерами техникума являются промышленные предприятия, образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, общеобразовательные школы, а также социальные учреждения города и района, Министерство образования и науки Челябинской области, Челябинский институт развития профессионального образования, Управление образованием Ленинского района, Служба занятости населения. Между образовательным учреждением, предприятиями и организациями осуществляется взаимовыгодно взаимодействие, способное удовлетворять потребности обеих сторон. Со стороны техникума партнерство в первую очередь направлено на повышение качества обучения выпускников, в котором также заинтересованы и другие стороны: предприятия получает высококвалифицированных специалистов; служба занятости осуществляет контроль за подготовкой специалистов в своем районе и их трудоустройством; училища получают возможность предложить своим выпускникам возможность непрерывного образования и т. д.
Опыт работы техникума в этом направлении показывает, что для системы профессионального образования сегодня объективно существуют возможности для разработки и апробации реальных механизмов взаимодействия с различными группами субъектов рынка. Социальное партнерство не должно восприниматься руководством учреждений как совокупность проце-
дур, при которых работодатели по собственной инициативе делают целенаправленный ответственный заказ системе профессионального образования на подготовку определенного количества специалистов и инвестируют под данный заказ те или иные ресурсы. На сегодняшний день практика показывает, что предприятия предпочитают решать свои кадровые проблемы за счет устоявшихся технологий работы с рынком труда, в основном, не относящихся к системе профессионального образования. Таким образом, если система профессионального образования останется и дальше «закрытой» для работодателя, не выходящей с ним на контакт в опережающем режиме, то тогда работодатель будет выстраивать свою собственную систему воспроизводства кадров, а профессиональное образование окончательно утратит эту традиционную для нее прерогативу. Техникум предлагает «открытую» систему профессионального образования, позволяющую использовать социальное партнерство как условие повышения качества процесса обучения вообще и производственного в частности.
Среди стратегических социальных партнеров техникума 17 промышленных предприятий: Челябинский трубопрокатный завод, Первый хлебокомбинат, Копейский хлебокомбинат, Челябинский кузнечно-прессовый завод, Южуралкондитер и др. Большая часть предприятий ежегодно принимает на производственную практику в соответствии с заключенными договорами до десяти обучающихся. График учебного процесса в группах разработан с учетом как интересов техникума, так и интересов работодателей. Каждый учащийся закрепляется приказом за своим рабочим местом и непосредственно участвует в производственном процессе. Проведение производственного обучения и производственной практики в таком виде позволяет существенно повысить качество производственного обучения. При этом используется не только опыт мастеров производственного обучения, но и рабочих и специалистов предприятий-партнеров. Работа на в реальных производственных условиях формирует интерес студентов к будущей профессии, дает возможность проявить свои способности перед потенциальным работодателем. Последний, в свою очередь, получает возможность подобрать себе необходимые кадры. Как показывает практика, на период выпуска из Челябинского государственного промыш-ленно-гуманитарного техникума большинство студентов уже распределены.
Сотрудничество Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума с образовательными учреждениями проявляется в создании системы непрерывного образования. Главная проблема, возникающая здесь, конкуренция с вузом, который предлагает потребителю получение образования высокого уровня за более короткий срок, нежели система непрерывного среднего профессионального образования. Как один из возможных способов ее решения является подготовка обучающихся по сопряженным учебным планам и программам «специалистов интегрированных профессий».
Преимущество многоуровневых образовательных программ, осуществляющих ступенчатую подготовку, связано:
- с возможностью повышения престижа профессионально-технического образования, получаемого в стенах одного заведения и обеспечивающего реальную конкурентоспособность;
- со стремлением сократить сроки обучения, преодолеть дублирование, возможное при переходе с одного уровня образования на другой;
- со стремлением учебного заведения высшего ранга в ходе учебного процесса отобрать для завершения обучения наиболее способную молодежь, не лишая при этом возможности остальных получить определенную профессиональную подготовку;
- с возможностью объединения учебно-материальной базы и тем самым улучшения учебно-производственной подготовки специалистов и рабочих т. д.
Процессы интеграции профессий происходят в образовательном пространстве учебного учреждения, реализующем образовательные программы различных уровней в системе непрерывного профессионального образования, что дает возможность получения специальности рабочего, техника, специалистов в рамках интегрированной специальности в одном учреждении, с качественной производственной подготовкой. Для оценки результативности социального партнерства как условия повышения качества обучения будущего специалиста разработаны следующие показатели и критерии: своевременность подготовки и введение в действие организационно-распорядительной документации по организации учебно-производственного обучения, учебной и производственной практики; обеспеченность учебно-методическими комплексами производственного
обучения, учебной и производственной практики; обеспечение качества занятий производственного обучения, а также оценка процесса обучения потребителями, трудоустройство обучающихся и др.
Анализ некоторых из них, например, обеспеченность учебно-методическими комплексами производственного обучения, учебной и производственной практики, показывает: в 2008/09 учебном году — 95 % (средний уровень), в 2009/10 учебном году — 96 % (средний уровень), в 2010/11 учебном году — 100 % (высокий уровень). Обеспечение качества проведения занятий производственного обучения составило в 2008/09 учебном году — 78 % (высокий уровень), в 2009/10 учебном году — 84,4 % (высокий уровень), в 2010/11 учебном году — 96 % (высокий уровень). Оценка процесса организации образовательных услуг потребителями составила в 2008/09 учебном году — 64 % (средний уровень), в 2009/10 учебном году — 74 % (средний уровень), в 2010/11 учебном году — 74,2 % (средний уровень). Некоторые сведе-
Библиографический список
ния об обеспечении трудоустройства выпускников уровня среднего профессионального образования: по договорам в 2008/09 учебном году — 59 %, в 2009/10 учебном году — 65,7 %, 2010/11 учебном году — 67,1 %; свободное трудоустройство в 2008/09 учебном году — 27 %, в 2009/10 учебном году — 5,9 %, в 2010/11 учебном году — 6,6 %. По всем показателям наблюдается положительная динамика оценки результативности социального партнерства как условия повышения качества подготовки специалиста.
Итак, социальное партнерство необходимо, так как оно расширяет возможности техникума в различных направлениях: пополнение контингента обучающихся, причем с возможностью отбора и профилирования; гарантированное трудоустройство выпускников техникума по профилю специальности; повышение имиджа техникума в связи с расширением возможностей в системе непрерывного образования техникума; повышение качества обучения студентов, а значит, и уровня подготовки будущих специалистов.
1. Дюжева, М. Б. Социальное партнерство — современная форма образовательного менеджмента [Текст] / М. Б. Дюжева, С. Е. Метелев // Закон и право. — 2005. — № 7. — С. 17-18.
2. Никулина, И. А. Реализация модели социального партнерства ССУЗа как условие совершенствования профессиональной подготовки специалистов [Текст] / И. А. Никулина, С. В. Кожевникова // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». — 2005. — № 1. — С. 55-60.
3. Чапаев, Н. К. Интеграция образования и производства : Методология, теория, опыт [Текст] / Н. К. Чапаев, М. Л. Вайнштейн. — М., 2009. - 60 с.
4. Смирнов, И. П. Социальное партнерство : Что ждет работодатель? : Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования [Текст] / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. — М. : Аспект, 2004. — 32 с.
УДК 377.5 И. В. Милюков, зам. директора
Челябинского техникума торговли и художественных промыслов (ЧТТХП), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
В статье приводится обоснование необходимости внедрения системы менеджмента качества в средних специальных учебных заведениях, описывается роль информации в системе менеджмента качества, современных программных средств в информационном обеспечении СМК, а также критерии эффективности информационных систем управления.
Ключевые слова: система менеджмента качества (СМК), качество, информационное обеспечение, информационная система, эффективность информационного системы.