DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-89-102 УДК 316.334:37+316:303
СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Кулиш В.В., Матвеева Н.А.
Цель. Статья посвящена решению проблемы социального измерения здоровья современной молодежи. Предметом анализа выступают содержание понятия, характеристики и показатели социального здоровья молодежи, позволяющие методами социологического исследования измерить данное состояние молодого поколения в современном российском обществе. Целью настоящей работы является определение теоретико-методологических основ социологического анализа социального здоровья молодежи и обоснование его основных показателей в инструментарии комплексного социологического исследования.
Методология исследования. Основу исследования составляет системный подход, комплексный подход, логико-понятийный метод и общенаучные методы исследования: сопоставительный анализ, системный анализ, построение социальных показателей, моделирование.
Результаты. Социальное здоровье молодежи определено через категорию «состояние» и рассматривается как интегрированный показатель социального качества молодого поколения. Обосновано, что социальное здоровье молодежи - такое состояние социально-демографической общности, при котором она способна не только адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды, но и готова активно преобразовывать окружающую действительность, имея потенциал к сопротивлению деструктивным общественным явлениям и процессам. Представлены основные показатели, позволяющие измерить социальное здоровье молодежи
социологическими методами: адаптивность в социальной среде, социальная активность во всех сферах общественной жизни, социальная направленность и значимость деятельности, регулятивность поведения социальными нормами и общечеловеческими ценностями, креативность мышления и поведения, готовность к социальной интеграции и саморазвитию. Разработана система социальных показателей и индикаторов для проведения социологического исследования социального здоровья в исторической памяти, ценностных ориентациях и повседневных практиках молодежи.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в области развития методологии и методики социологических исследований проблем молодежи, в практике реализации образовательной и молодежной политики, направленной на формирование и сохранение социального здоровья молодежи.
Ключевые слова: здоровье; социальное здоровье; молодежь; здоровье молодежи; социальное измерение здоровья молодежи; проектирование показателей; комплексное социологическое исследование.
SOCIAL MEASUREMENT OF YOUTH'S HEALTH: DESIGNING OF INDICATORS OF COMPLEX SOCIOLOGICAL RESEARCH
Kulish У.М., Matveeva N.A.
Purpose. The article is devoted to solving the problem of social measurement of modern youth's health. The subject of the analysis is the content of the concept, characteristics and indicators of the social health of young people, which enable using sociological research' methods to measure a given status of the younger generation in contemporary Russian society. The purpose of this work is to define the theoretical and methodological foundations of the sociological analysis of the young people social health and to substantiate its main indicators in the tools of complex sociological research.
Methodology of the study. The basis of the research is formed by the system approach, the complex approach, the logical-conceptual method and general scientific methods of research: comparative analysis, system analysis, construction of social indicators, modeling.
Results. The social health of young people is defined through the category "status" and is considered as an integrated indicator of the social quality of the younger generation. It is substantiated that the social health of youth is a status of socio-demographic community in which it is able not only to adapt to the changing conditions of the social environment but is also ready to transform actively the surrounding reality, having the potential to resist destructive social phenomena and processes. The main indicators that allow measuring the social health of young people by sociological methods are determined: adaptability in the social environment, social activity in all spheres of public life, social orientation and significance of activity, behavior regulativity by social norms and universal values, creativity of thinking and behavior, readiness for social integration and self-development. A system of social indicators and indicators for conducting a sociological study of social health in historical memory, value orientations and everyday practices of young people has been developed.
Keywords: health; social health; youth; youth health; social measurement of youth's health; designing of indicators; complex sociological research.
В условиях нарастания технологических, антропогенных и социально-культурных рисков проблема сохранения здоровья человека в современном обществе приобретает всё большую значимость, а ее исследование носит междисциплинарный характер. Всё чаще в науках о человеке и обществе здоровье трактуется не только как медико-биологическая категория, но и как социальная. Содержание понятия «социальное здоровье», его характеристики и показатели вошли в предметную область социологии, но в настоящий момент недостаточно описаны и конкретизированы.
На наш взгляд, социологический анализ здоровья связан с описанием этого сложного феномена в контексте категории «социаль-
ное». Методологический подход, при котором, «когда исследовались природа и характер отношений людей друг к другу, условия их жизнедеятельности, а также положение человека и его роль в обществе, то использовались понятия «социальное», «социальные отношения» [16, с. 17], в полной мере отвечает задачам социального измерения здоровья человека, социальных общностей, общества в целом. С этой точки зрения, социальное здоровье целесообразно рассматривать в контексте социальных отношений, многообразия их форм, специфики проявления, динамики их развития.
Рассматривая здоровье как социально детерминированное состояние, необходимо обратить внимание на то, что здоровье отдельного человека и социальных общностей, с одной стороны, является продуктом жизнедеятельности общества, аккумулируя в себе воздействие всего спектра социальных факторов. С другой стороны, состояние здоровья имеет обратное влияние на общественные процессы, общее состояние общественного организма [7], что делает исследование социального здоровья стратегически важным для определения траектории развития общества.
Социологический анализ социального здоровья предполагает рассмотрение проблемы на трех уровнях: на уровне общества, социальных общностей и личности. Как проблема общества социальное здоровье изучается с позиции системного подхода и представляет собой сложную социальную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем (компонентов). Правомерно вести речь о том, что социальное здоровье включает в себя взаимосвязанные духовное, морально-нравственное, социально-политическое, социально-экономическое, социально-правовое, медико-биологическое (в т.ч. психическое), а также социально-демографическое здоровье [8]. Несмотря на достаточную очерченность содержания каждого из компонентов системы социального здоровья общества, следует понимать относительную условность их разделения. Изменение состояния любого из них может привести к качественным изменениям всей системы.
На индивидуальном, личностном уровне социальное здоровье представляет собой интегрированное качество личности, выража-
ющееся в сформированности социально приемлемого, нравственно нормативного опыта взаимодействия человека с социумом, проявляющегося в саморегуляции поведения в изменяющихся условиях, направленной на согласие с самим собой, а также способность к удовлетворению социальных интересов и потребностей, к интеграции в социум [12]. Исходя из этого, следует подчеркнуть, что социальное здоровье не сводится к коммуникативным навыкам взаимодействия личности с представителями различных социальных групп и слоев общества, а является качеством, отражающим весь спектр поведения и ценностных ориентаций человека, имеющих глубокие социально-исторические корни.
С социологической точки зрения наиболее показательным является анализ социального здоровья на уровне социальных общностей. С одной стороны, исследование социального здоровья конкретной социальной общности позволяет охарактеризовать все многообразие компонентов социального здоровья как отраженное состояние современного общества. С другой стороны, дает возможность выявить специфику проявления социального здоровья в поведении и ценностных ориентациях личности, принадлежащей к данной социальной общности. Исследование социального здоровья молодежи как социально-демографической общности в этом смысле имеет особую значимость как с точки зрения прогнозирования развития общества, так и с позиции социализации, жизненного самоопределения личности.
Изучение социального здоровья на любом из вышеперечисленных уровней ставит перед исследователем важную методологическую задачу - теоретического обоснования показателей социального здоровья. Как показал сопоставительный анализ содержания серии основополагающих авторских исследовательских работ в области изучения социального здоровья молодежи, количественный и содержательный спектры таких показателей различаются. Так, Л.А. Байкова ядром здоровой личности считает психическое здоровье, являющееся основанием для психологического здоровья, которое в свою очередь, детерминирует социальное здоровье чело— 93 —
века [1]. К критериям социального здоровья Л.А. Байкова относит социально-психологическую адаптивность, самоактуализацию, социальную направленность. Несколько показателей социального здоровья старших подростков выделяет Э.И. Поднебесная: адаптивность к социальной среде, проявляющаяся в чувстве собственного достоинства; социальная направленность, предполагающая готовность подростка решать социально значимые проблемы в масштабах школы, города и т.д.; социальная активность, выраженная в умении привлечь для решения социально значимой проблемы других людей и участвовать самим в их решении; осознание социальной значимости своей деятельности, отражающее интерес подростков к дальнейшей общественной работе; готовность к саморазвитию, выраженная в способности познать самого себя как личность и в готовности изменить себя; креативность, предполагающая реализацию творческого подхода к решению поставленной социально значимой проблемы [11]. Е.Н. Приступа в структуре социального здоровья школьника выделяет следующие компоненты: духовно-нравственный (следование социальным нравственным нормам, наличие социальных знаний, умений, навыков); социально-поведенческий (устойчивость личности к социально-неблагоприятным факторам среды и сформированность навыков саморегуляции поведения,); социально-психологический (социальная направленность личности школьника, удовлетворительная социальная адаптивность); социокультурный (высокий уровень социального развития, сформированная социальная готовность, социально полезный опыт) [12]. М.Б. Лига и Е.В. Цикалюк понимают под социальным здоровьем динамическое состояние человека, социальной группы, общества в целом, определяющееся их способностью и возможностью адаптироваться к изменяющимся условиям социальной среды, способствующее социальной интеграции и полноценному выполнению социальных функций [6]. Исследователи, в качестве основных компонентов социального здоровья человека выделяют: адаптивность в социальной среде; социальную активность; гармонию взаимоотношений с другими людьми и социальными группами; адекватная существую-
щим социальным нормам и общечеловеческим ценностям регуляция поведения; здоровый образ жизни [6].
В той или иной интерпретации эти показатели социального здоровья прослеживаются в работах Соколовой Т.Б. [15], Колпиной Л.В. [4], Ласовской Н.Ф. [5], Соколова А.Б. [14], Рагимовой О.А. [13], Зобова Р.А. [3 ], Гатило В.Л. и Городовой Т.В. [2].
Решая конкретную методологическую задачу поиска показателей социального здоровья современной молодежи, в результате проведенного теоретико-методологического анализа подходов к пониманию социального здоровья и его показателей, мы определяем в качестве основных следующие блоки показателей социального здоровья этой социально-демографической общности:
- адаптивность в социальной среде;
- социальная активность во всех сферах общественной жизни;
- социальная направленность и значимость деятельности;
- регулятивность поведения социальными нормами и общечеловеческими ценностями;
- креативность мышления и поведения;
- готовность к социальной интеграции и саморазвитию.
Комплекс выделенных показателей дает возможность эмпирически исследовать социальное здоровье в исторической памяти, ценностных ориентациях и повседневных практиках молодежи. Такой подход представляется нам содержательным и эвристически перспективным с позиции неклассической социологии, концепции жизненных сил человека и общества. Эта социологическая концепция предполагает исследование социальной субъектности человека, общества, где каждый социальный субъект, реализуя себя как часть социального, должен обладать способностью изменять себя, обстоятельства своей жизни, ближайшую социальную среду и влиять на общество как социальную систему [9]. Исследуя социальное здоровье молодежи, мы исследуем ее как социального субъекта. Причем, следуя теории социальной инерции, разработанной Н.А. Матвеевой, в которой инерция понимается как характеристика социального субъекта, выражающая его связь с традиционной соци-
альной средой и способность к сопротивлению незапланированным общественным процессам, не совпадающим с системой ценностей и формами жизнедеятельности социального субъекта [9], как субъекта, обладающего определенной силой инерции.
С этих методологических позиций под социальным здоровьем молодежи мы понимаем такое состояние социально-демографической общности, при котором молодые люди способны адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, преобразовывать себя и социальную среду; готовы к выполнению своих социальных функций и социальной интеграции, к сопротивлению деструктивным общественным процессам и явлениям.
Определение содержания понятия «социальное здоровье молодежи» позволяет приступить к проектированию эмпирических показателей комплексного социологического исследования, направленного на выявление состояния социального здоровья в исторической памяти, ценностных ориентациях и повседневных практиках молодежи.
В рамках реализации проекта № 17-13-22008 «Социальное здоровье в исторической памяти, ценностных ориентациях и повседневных практиках молодежи» регионального конкурса РФФИ «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2017 - Алтайский край (науч. рук. - д-р социол. н., профессор Н.А. Матвеева) сотрудниками учебной научной исследовательской лаборатории «Социология народного образования» АлтГПУ разработана программа и инструментарий социологического исследования, в качестве основного метода сбора социальной информации был выбран опрос в форме группового анкетирования.
В инструментарий социологического опроса выпускников школ и студентов выпускных курсов высших учебных заведений нами отбирались такие эмпирические показатели, значение которых позволило бы выявить особенности социального здоровья молодежи в комплексе всех выделенных в ходе теоретико-методологического анализа характеристик. В итоге нами разработана система социальных показателей и индикаторов для проведения социологического исследования социального здоровья в исторической памяти,
ценностных ориентациях и повседневных практиках молодежи. В разработанной системе под социальными показателями понимаются основные компоненты социального здоровья молодежи, а под индикаторами - эмпирические показатели, включенные в анкету в виде вопросов.
В систему включены 6 блоков эмпирических показателей:
1) «адаптивность в социальной среде»:
- «уверенность в своём будущем»;
- «видение своих жизненных перспектив»;
- «знание истории и традиций своей семьи»;
- «желание остаться жить в России»;
- «удовлетворенность социально-экономическим положением в России, своём крае, городе (селе), своим личным»;
- «оценка повседневного состояния здоровья»;
2) «социальная активность во всех сферах общественной жизни»:
- «включенность в жизнь коллектива»;
- «личные качества»;
- «желание трудиться»;
- «свободное времяпрепровождение»;
- «участие в общественно-политической жизни»;
- «готовность к семейной жизни»;
- «забота о своём здоровье»;
3) «социальная направленность и значимость деятельности»:
- «проблемы, которые тревожат, волнуют в настоящее время больше всего»;
- «свободное времяпрепровождение»;
- «желание трудиться»;
- «жизненные принципы»;
- «гражданская позиция»;
4) «регулятивность поведения социальными нормами и общечеловеческими ценностями»:
- «конфликты в отношениях»;
- «отношение к способам добывания денег»;
- «жизненные принципы»;
- «гражданская позиция»;
- «отношение к вредным привычкам».
5) «креативность мышления и поведения»:
- «качества личности»;
- «оценка повседневного состояния здоровья»;
- «включенность в жизнь коллектива»;
- «отношения к способам добывания денег»;
- «жизненные принципы»;
6) «готовность к социальной интеграции и саморазвитию»:
- «включенность в жизнь коллектива»;
- «качества личности»;
- «жизненные принципы»;
- «участие в общественно-политической жизни»;
- «проблемы, которые тревожат, волнуют в настоящее время больше всего»;
- «видение своих жизненных перспектив».
Следует подчеркнуть, что в системе отдельные индикаторы, такие, например, как «жизненные принципы», «личные качества» и др., включены в несколько блоков показателей одновременно. Это указывает на их большой эвристический потенциал в комплексном социологическом анализе социального здоровья в исторической памяти, ценностных ориентациях и повседневных практиках молодежи.
Спроектированная система социальных показателей и индикаторов дает возможность реализовать следующие направления эмпирического социологического анализа. Во-первых, комплексно описать все основные характеристики социального здоровья молодежи. Во-вторых, оценить социальное здоровье молодежи по состоянию ее исторической памяти, ценностных ориентаций и повседневных практик. Во-вторых, определить состояние социального здоровья различных групп молодежи, выделенных по признаку «пол», «регион проживания», «тип поселения», «уровень образования», «социально-экономическое положение» и пр. В-третьих, выявить набор факторов, оказывающих явное и латентное влияние на социальное
здоровье молодежи. Реализация комплексного социологического исследования позволит совершенствовать социальные механизмы формирования и сохранения социального здоровья современной молодежи.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Алтайского края в рамках научного проекта № 17-13-22008.
Список литературы
1. Байкова Л.А. Исследование социального здоровья детей и учащейся молодежи: теоретико-методологические основы // Педагогическое образование и наука. 2006. №3. С. 59-63.
2. Гатило В.Л., Городова Т.В. Социальное здоровье студенческой молодежи: подходы к определению // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17259
3. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Социальное здоровье и социализация личности: учеб. пособие. СПб.: ХИМИЗДАТ, 2005. 168 с.
4. Колпина Л.В. Социальное здоровье как исследовательская проблема // Информационные и социально-экономические аспекты создания современных технологий. Набережные челны, 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kampi.ru/sets.
5. Ласовская Н.Ф. Социальное здоровье населения и национальная безопасность общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 1, 2011. С. 25-29.
6. Лига М.Б., Цикалюк Е.В. Социальное здоровье студенческой молодежи: механизм формирования // Гуманизация образования. 2014. № 5. С. 46-51.
7. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. М.: Медицина, 1982. 328 с.
8. Мали Н.А. Проблема формирования социального здоровья младших школьников // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. С. 863-867.
9. Матвеева Н.А. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования): монография. Барнаул : Изд-во БГПУ, 2004. 263 с.
10. Оржеховская В.М. Здоровый образ жизни как приоритетная ценность в воспитании детей и подростков // Формирование, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения как обязательный компонент системы национального образования. М., 1997. С. 35-43.
11. Поднебесная Э.И. Творчество и социальное здоровье подростков // Известия ВолгГТУ. Вып. 5 Том. 7. 2008. С. 41-44.
12. Приступа Е.Н. Социальное здоровье как педагогическая категория // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Науч.-методич. журнал. Основной выпуск. Том 12. Кострома: Изд-во КГУ, 2006. № 2. С. 72-77.
13. Рагимова О.А. Социальное здоровье подрастающего поколения. Монография. LAP Zambert. Academic Publisping, 2011, 172 с.
14. Соколов А.Б. Социальное здоровье населения в контексте трансформационных процессов в современном российском обществе // Вестник Краснодарского университета МВД РФ. Краснодар, 2010. С. 4-10.
15. Соколова Т.Б. Социальное здоровье в социологическом измерении: монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. 125 с.
16. Социология: учебник для вузов / под ред. А.В. Воронцова. М. : Дрофа, 2011. 557с.
References
1. Baykova L.A. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2006. №3, рр. 59-63.
2. Gatilo V.L., Gorodova T.V. Sovremennyeproblemynauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. https://science-education.ru/ru/article/view?id=17259
3. Zobov R.A., Kelas'ev V.N. Sotsial'noezdorov'e i sotsializatsiyalichno-sti [Social health and socialization of personality]. SPb.: KhIMIZDAT,
2005. 168 p.
4. Kolpina L.V. Informatsionnye i sotsial'no-ekonomicheskie aspekty sozdaniya sovremennykh tekhnologiy [Information and socio-economic aspects of the creation of modern technologies]. Naberezhnye chelny,
2006. http://kampi.ru/sets.
5. Lasovskaya N.F. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchest-vennye nauki. № 1, 2011, рр. 25-29.
6. Liga M.B., Tsikalyuk E.V. Gumanizatsiya obrazovaniya. 2014. № 5, рр. 46-51.
7. Lisitsyn Yu.P. Zdorov'e naseleniya i sovremennye teorii meditsiny [Population Health and Modern Theory of Medicine]. M.: Meditsina, 1982. 328 p.
8. Mali N.A. IzvestiyaPGPUim. V.G. Belinskogo. 2012. №28, рр. 863-867.
9. Matveeva N.A. Inertsionnost' sistemy obrazovaniya v Rossii (teoriya, metodologiya i opyt sotsiologicheskogo issledovaniya) [Inertia of the educational system in Russia (theory, methodology and experience of sociological research)]. Barnaul: Izd-vo BGPU, 2004. 263 p.
10. Orzhekhovskaya V.M. Formirovanie, sokhranenieiukrepleniezdorov'ya podrastayushchego pokoleniya kak obyazatel'nyy komponent sistemy natsional'nogo obrazovaniya [Formation, preservation and strengthening of health of the younger generation as an obligatory component of the system of national education]. M., 1997, рр. 35-43.
11. Podnebesnaya E.I. Izvestiya VolgGTU. № 5, V. 7. 2008, рр. 41-44.
12. Pristupa E.N. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. V. 12. Kostroma: Izd-vo KGU, 2006. № 2, рр. 72-77.
13. Ragimova O.A. Sotsial'noe zdorov'e podrastayushchego pokoleniya [Social health of the younger generation]. LAP Zambert. Academic Pub-lisping, 2011, 172 s.
14. Sokolov A.B. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD RF. 2010, рр. 4-10.
15. Sokolova T.B. Sotsial'noe zdorov'e v sotsiologicheskom izmerenii [Social health in the sociological dimension]. Khabarovsk: Izd-vo DVGUPS, 2009. 125 p.
16. Sotsiologiya [Sociology] / A.V. Vorontsov (ed.). M.: Drofa, 2011. 557 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Кулиш Виталий Валерьевич, доцент кафедры социологии, политологии и экономики, кандидат социологических наук
Алтайский государственный педагогический университет
ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, 656063, Российская Федерация vitalii.kulish@mail.ru
Матвеева Наталья Александровна, профессор кафедры социологии, политологии и экономики, доктор социологических наук
Алтайский государственный педагогический университет ул. Молодежная, 55, г. Барнаул, Алтайский край, 656063, Российская Федерация matveeva_n_a@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Kulish Vitalii Valeriyevich, Docent of the Chair of Sociology, Politol-ogy and Economics, Ph. D of Sociology
Altai State Pedagogical University
55, Molodyozhnaya Str., Barnaul, Altai Krai, 656031, Russian
Federation
vitalii.kulish@mail.ru
Matveeva Natalia Aleksandrovna, Professor of the Chair of Sociology, Politology and Economics, doctor of sociological Sciences
Altai State Pedagogical University
55, Molodyozhnaya Str., Barnaul, Altai Krai, 656031, Russian Federation
matveeva_n_a@mail.ru