Выпускной танцевальный спектакль завершает процесс профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Студенческий театр современного танца является экспериментальной лабораторией творческого поиска преподавателей и студентов кафедры хореографического искусства института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена. Методика подготовки спектаклей учебного театра целостно охватывает все звенья творческого процесса, дает синтез всех знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами за все годы обучения в вузе.
Таким образом, профессиональная подготовка педагогов-хореографов реализуется через творческую мастерскую «Искусство постановки танца», используя поле возможностей студента на разных курсах и уровнях обучения, формируя различные компетенции в индивидуальном темпе, по индивидуальным пред-
Библиографический список
почтениям и т.д. Как форма развития индивидуальности рассматривается итог творческой мастерской - студенческий театр, в рамках которого готовится итоговой спектакль.
Анализируя особенности организации образовательного процесса профессиональной подготовки педагогов-хореографов, мы пришли к следующему мнению: для того чтобы быть успешными, для развития и формирования творческой личности необходимо изменить традиционную систему оценок. Быстрая смена художественных направлений в различных искусствах доказывает, что образование в области искусства должно быстро реагировать на происходящие социокультурные изменения, корректируя соответственно содержание профессиональной подготовки.
1. Басин Е.А. Теоретические проблемы искусства: Логика, психология, эстетика. Москва: ЛЕНАНД, 2015.
2. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832 - 1919. Москва: Искусство, 1953.
3. Джонсон Дж. Методы проектирования. Редакция литературы по новой технике и космическим исследованиям. Москва: Мир, 1986.
4. Петрова Н.Ф. Индивидуально-ориентированное обучение как современная образовательная технология. Международный журнал экспериментального образования. 2010; № 7: 75 - 76; Available at: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=493
Refеrences
1. Basin E.A. Teoreticheskie problemy iskusstva: Logika, psihologiya, 'estetika. Moskva: LENAND, 2015.
2. Chistyakov P.P. Pis'ma, zapisnye knizhki, vospominaniya. 1832- 1919. Moskva: Iskusstvo, 1953.
3. Dzhonson Dzh. Metody proektirovaniya. Redakciya literatury po novoj tehnike i kosmicheskim issledovaniyam. Moskva: Mir, 1986.
4. Petrova N.F. Individual'no-orientirovannoe obuchenie kak sovremennaya obrazovatel'naya tehnologiya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010; № 7: 75 - 76; Available at: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=493
Статья поступила в редакцию 29.09.19
УДК 371.217+371.7136
Abramkina S.G., Cand of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: abramkinas@mail.ru
Enshina N.A., Cand of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: kafsocpol@altspu.ru
THE CONTENTS OF DAILY PRACTICES AND THEIR IMPACT ON SOCIAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN. The article analyzes the contents of everyday practices and their impact on the social health of students in the Altai Krai. The specifics of everyday practices of schoolchildren are highlighted. The relationship between the types of leisure activities and indicators of social health of schoolchildren is substantiated. The work explains the inextricable relationship of the process of formation of social health of adolescents with the process of their integration into society. The features of leisure practices and practices of communicating teenagers with friends and parents are considered. The features of everyday family practices of schoolchildren and factors determining the social quality of their life are revealed. The research shows the necessity of the formation and preservation of everyday practices for the reproduction of family values.
Ke ywords: schoolchildren, studying youth, everyday practices, leisure, leisure activities, family behavioral practices, social health, family leisure activities, family traditions.
С.Г. Абрамкина, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: abramkinas@mail.ru
Н.А. Еньшина, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: kafsocpol@altspu.ru
СОДЕРЖАНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ ПРАКТИК И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
В статье проведен анализ содержания повседневных практик и их влияния на социальное здоровье учащейся молодежи Алтайского края. Выделены особенности повседневных практик школьников, которые обусловливают необходимость их изучения комплексно. Обосновывается взаимосвязь между типами проведения досуга и показателями социального здоровья школьников. Дается объяснение неразрывной взаимосвязи процесса формирования социального здоровья подростков с процессом их интеграции в общество. Рассмотрены особенности досуговых практик и практик общения подростков с друзьями и родителями. Раскрываются особенности повседневных семейных практик школьников, выявлены факторы, определяющие социальное качество их жизни. Обоснована необходимость формирования и сохранения повседневных практик для воспроизводства семейных ценностей.
Ключевые слова: школьники, учащаяся молодежь, повседневные практики, досуг, досуговые практики, семейные поведенческие практики, социальное здоровье, досуговая деятельность семьи, семейные традиции.
Обращение к теме социального здоровья учащейся молодежи отражает одно из приоритетных направлений молодежной социальной политики в современных условиях. Состояние социального здоровья является не только показателем социально-экономического и общественно-политического развития российского общества, но и способствует раскрытию его научного, трудового и социально-культурного потенциала. Все это актуализирует перспективу формирования и укрепления социального здоровья школьников в процессе обучения и в условиях использования ими свободного времени и проведения досуга.
В повседневных практиках учащейся молодежи большую роль играют факторы, определяющие социальное качество её жизни, которые, в свою очередь, обусловливаются преемственностью ценностей общества, действенностью согласно социальным нормам. Они позволяют молодым людям успешно контактировать с окружающими людьми разного социального положения, развивать навыки общения, ощущать необходимость в нём. Именно эти факторы и определяют состояние социального здоровья молодых людей. «Социальное здоровье молодёжи - такое состояние социально-демографической общности, при котором молодые люди способны адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, преобразовывать себя и социальную среду; готовы к выполнению своих
социальных функций и социальной интеграции, к сопротивлению деструктивным общественным процессам и явлениям» [1, с. 90].
В этой связи существенно важным является изучение повседневности и повседневных практик школьников, поскольку их интеграция в общество происходит через учебу, семью, досуговую деятельность. Другими словами, молодой человек социально обретает себя именно в повседневности.
Повседневные практики в отличие от других обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать, рассматривая их содержание и влияние на социальное здоровье молодежи: наличие социального контекста; повторяемость событий повседневной жизни; пространственно-временная и территориальной ограниченность. Все это обусловливает их комплексное изучение, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга в общем восприятии повседневности молодых людей.
Наиболее яркое представление о повседневных практиках школьной молодёжи Алтайского края дают данные социологического опроса в рамках реализации грантового проекта РФФИ и Правительства Алтайского края № 17-13-22008 «Социальное здоровье в исторической памяти, ценностных ори-ентациях и повседневных практиках молодежи» (науч. рук. - д-р социол. наук, проф. Н.А. Матвеева). Сотрудниками учебной научно-исследовательской лабо-
ратории «Социология народного образования» АлтГПУ разработана программу и инструментарий социологического исследования, в качестве основного метода сбора социальной информации был выбран опрос в форме группового анкетирования [2].
В проведенном исследовании повседневные практики представлены семейным, дружеским общением и досуговой деятельностью школьников. Для большинства представителей современного молодого поколения идеальная модель жизни включает хорошую семью, наличие друзей и свободного времени, что и отражается в выбранных для изучения направлениях.
Досуговые практики характеризуются видами деятельности, которыми респондент предпочитает заниматься в свободное время.
Таблица 1
Распределение ответов школьников на вопрос «Как Вы обычно проводите свободное время?» % от числа опрошенных
Варианты ответов % ответивших
Общаюсь в соцсетях 68
Гуляю с друзьями 47
Помогаю родителям в их делах 45
Читаю книги, журналы, газеты 36
Занимаюсь физкультурой, спортом 36
Занимаюсь дома любимым делом (хобби) 34
Смотрю телевизор 24
Хожу в кино, театр, на концерты 22
Занимаюсь в кружке, студии 11
Работаю, пытаюсь зарабатывать деньги 10
Хожу на дискотеки, в клубы 8
Занимаюсь общественными делами 6
Не делаю ничего определенного 5
Анализируя ответы респондентов, можно выделить три условно выделенных нами типа досуговых практик школьников: познавательный досуг и общение с друзьями; активный и пассивный досуг
Следует отметить, что содержание и структура досуга обучающихся обусловлены современными социально-культурными явлениями и процессами, которые характеризуются переплетением двух противоречивых тенденций: тенденции к сохранению, устойчивости, преемственности и тенденции к изменению, развитию, инновациям. Традиционное, сложившееся в досуговой сфере жизнедеятельности, создает основу устойчивости, адаптивности молодых людей в социальной среде. Новое в досуговой деятельности позволяет уходить от стереотипов, устаревшего, развивать творчество.
В современном обществе включение в сетевые структуры, их разрастание, которые задают информационные технологии, становятся доминирующими тенденциями. Закономерно, что современные молодые люди быстро получают и распространяют информацию, активно общаются, социально, культурно, профессионально реализуют себя в сетевом коммуникативном пространстве. Большинство опрошенных (68%) указали на первостепенную значимость их общения в соцсетях. Несомненно, что тенденция информационной интеграции и коммуникации как компонентов социального здоровья будет усиливаться, создавая условия для освоения все новых способов познания себя и мира, идентификации, саморазвития и самореализации молодежи.
Вместе с тем, негативными последствиями чрезмерного использования соцсетей являются информационная перегрузка, появление интернет-зависимости, существенное расширение возможности манипулирования сознанием молодых людей за счет создания «виртуального информационного пространства». Таким образом, социальная действительность, обусловленная развитием сетевых коммуникаций, усложняется, становится изменчивой, неоднозначной с точки зрения включенности в жизнь коллектива, социальной активности во всех сферах общественной жизни [3].
Основной формой отдыха и развлечений молодежи, в ходе которых осуществляется взаимодействие и взаимовлияние, является общение с друзьями (прогулки, обмен мнениями, танцы, посещение гостей), что определяет их готовность к социальной интеграции и в дальнейшем. По данным исследования, 47% школьников традиционно предпочитают проводить свободное время, общаясь со сверстниками. Этот вид занятий находится на втором месте в иерархии их досуговых предпочтений. Молодые люди пытаются активно осуществлять коммуникацию, демонстрируя тем самым высокую степень интеграции и адаптации в социальной среде, что способствует созданию основы для формирования их социального здоровья.
Вместе с тем, следует учитывать, что общение молодых людей может включать негативные явления и процессы. Так, свободное время подростки могут заполнять бесцельной прогулкой, хождением по торговым центрам или, в вечернее время, собираясь группами и компаниями в укромных местах, не
зная, чем занять себя, курят, употребляют спиртные напитки и наркотические средства. В этих ситуациях общение молодежи принимает девиантные формы, не согласуется с социокультурными требованиями и моральными нормами общества.
В основе формирования социального здоровья молодежи лежит система взаимоотношений со старшим поколением. На третьем месте по значимости форм проведения досуга, судя по ответам 45% школьников, располагается помощь родителям в решении бытовых и других вопросов, что подчеркивает значимость семейных ценностей, приобщения к обычаям и традициям семьи. Семейные традиции - это обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции являются важнейшими признаками социально здоровой семьи, их наличие является механизмом передачи новым поколениям законов внутрисемейного устройства, решения возникающих проблем и конфликтов, взаимодействия семьи и общества.
Таблица 2
Распределение ответов школьников на вопрос «Какие традиции существуют в вашей семье?», % от числа опрошенных
Вариант ответа % ответивших
Встреча Нового года всей семьей 27
Семейный отдых на природе 19
Организация праздников на день рождения кого-либо из семьи 24
Проведение семейных советов 4
Семейное посещение выставок, театров 4
Совместное проведение отпуска 12
Почитание религиозных праздников и обычаев 5
Семейная преемственность профессий 2
Нет традиций 4
Следует отметить, что не каждый респондент смог дать четкое представление о семейных традициях, об их роли. Это связано с недопониманием сущности самого понятия, ценности и значимости семейных традиций. Многие школьники просто не имеют представления и даже не задумывались о том, есть ли традиции в их семье. Те школьники, которые знают традиции своей семьи, отметили, что это встреча Нового года, организация праздника в день рождения кого-либо из членов семьи, семейный отдых на природе, совместное проведение отпуска.
Не случайно, 27% школьников отметили, что их семейной традицией является встреча Нового года. Во-первых, потому, что сам праздник считается семейным, во-вторых, есть общие ритуалы проводов старого года и встречи нового, но в разных семьях они разные, и, в-третьих, Новый год ассоциируется с воспоминаниями детства. Таким способом и возникает чувство привязанности к семье и семейным традициям.
Данные исследования показывают, что для 24% школьников семейной традицией является празднование дня рождения. С самого первого дня рождения ребёнка родители организовывают этот праздник, радуют его подарками, приглашают родственников и друзей, готовят вкусное угощение. Это в традициях российского народа, но современная молодёжь предпочитает проводить этот праздник в кругу своих друзей. Ускоряющийся темп и ритм современной жизни диктует расширение круга общения, знакомств с новыми людьми, обмен информацией. Возникают новые социальные практики. Например, семейный отдых на природе вошел в перечень актуальных традиций молодого поколения, каждый пятый опрошенный школьник указал на эту форму досуга.
Значимость семейных традиций проявляется в том, что с их помощью школьники приобщаются к культуре (семейное посещение выставок, галерей, театров, концертов), социуму (почитание праздников и обычаев, в том числе и религиозных), познают мир (проведение семейных советов, совместное проведение отпуска), социализируются (семейная преемственность профессий). Таким образом, социальное положение семьи, семейные традиции, род занятий, уровень образования родителей в значительной степени предопределяют жизненный путь детей. С регулярно повторяющимися позитивными событиями в семье к детям приходит ощущение стабильности мира. Невовлеченность детей в традиции семьи или утрата семейных традиций может привести к возникновению проблем личности. Семья обеспечивает всестороннее её развитие, способствует укреплению физического, психического, нравственного здоровья ребенка, формированию интеллектуального, эмоционального фона для совершенствования межличностных отношений. Особенно важна семья для подростков, так как в этом возрасте наблюдается, с одной стороны, определенный разрыв детей с родителями, а с другой, семья дарит эмоциональное тепло, поддержку при решении подростками возникающих в этом возрасте сложных жизненных ситуаций. О значимости семьи в жизни школьников свидетельствуют ответы на вопросы, представленные в табл. 3.
Таблица 3
Распределение ответов школьников на вопрос «Для чего человеку нужна семья?», % от числа опрошенных
Варианты ответов % ответивших
Без семьи жизнь теряет смысл 33
Каждый человек должен иметь семью 19
Чтобы не быть одиноким 10
Чтобы полностью реализовать себя как личность 12
Чтобы был уютный дом, быт 11
Ради детей, продолжение рода 27
Чтобы прожить жизнь с любимым человеком 14
Чтобы иметь прочный тыл, уверенность в жизни 18
Чтобы чувствовать себя нужным кому-то 12
Самым значимым для школьников (33%) ответом является вариант «без семьи жизнь теряет смысл». По-видимому, ответившие находятся в тёплых и тесных отношениях со своей родительской семьёй, которая формирует правильный образ жизни и устойчивые духовные ценности. Из числа опрошенных 19% школьников выбрали ответ «каждый человек должен иметь семью». Для 14% школьников весьма значимо «прожить жизнь с любимым человеком». В средних и старших классах у большинства школьников появляется первая любовь, поэтому ответить, что семья нужна для того, чтобы прожить с любимым человеком, важно для подростка.
Важнейшей функцией семьи во все времена являлась репродуктивная. Именно поэтому нами был заложен в анкету ответ «ради детей, продолжения рода» и 27% школьников выбрали этот вариант. Такой подход обучающихся к смыслу семейных отношений свидетельствует о правильном видении ценностей семьи. Современные молодые люди ориентированы на то, что дети должны рождаться в любящей и готовой к этому семье.
Выбор вариантов ответов, что семья нужна для того, «чтобы чувствовать себя нужным кому-то» (12%) и «не быть одиноким» (10%), связан с привязанностью школьников к родителям, для которых разрыв с ними может в какой-то мере стать серьёзной проблемой. Часть респондентов (12%) считает, что семья «нужна для реализации себя как личности». Для каждого пятого респондента важно, «чтобы был уютный дом и быт», иметь «прочный тыл, уверенность в жизни» важно для 18% опрошенных. Таким образом, школьникам важно ощущать комфорт и уют в доме, тем более что у большинства школьников еще не было практики жить отдельно от родительской семьи. К самостоятельной жизни молодому человеку нужно будет приспосабливаться и легче копировать обустройство быта в своём доме по примеру родительской семьи, где всегда было тепло и уютно. Именно поэтому 12% респондентов ответили, что семья им нужна для того, «чтобы чувствовать уверенность в жизни».
Взрослея, человек познаёт не только окружающий мир, но и самого себя. Ему важно знать свои корни, родословную, генетические и социальные особенности. Пока живы представители старшего поколения, молодые люди стремятся получить информацию и составить представления о прошлом, настоящем и даже будущем своей семьи. Социальная зрелость личности, её ответственность, готовность или неготовность к семейной жизни является показателем социального здоровья молодого человека. Результаты исследования показывают, что готовность к семейной жизни определяется молодым поколением лишь в аспектах эмоционального, досугового и сексуально-репродуктивного взаимодействия. А к выполнению других функций семьи (материально-экономической, хозяйственно-бытовой, воспитательной) молодёжь не готова.
Не случайно в анкете был задан вопрос «Как Вы думаете, какие теоретические знания и практические умения пригодились бы в семейной жизни?». Ответы на этот вопрос распределились следующим образом.
Таблица 4
Распределение ответов школьников на вопрос «Как Вы думаете, какие теоретические знания и практические умения пригодились бы в семейной жизни?», % от числа опрошенных
Вопрос % ответивших
1. Навыки бесконфликтного общения 25
2. Умение эффективного распределения бюджета 23
3. Знание основ правильного воспитания и развития детей 21
4. Знание семейного кодекса и других юридических документов 4
5. Знание основ сексологии и интимной гигиены 7
6. Элементарные хозяйственно-бытовые навыки 21
Из таблицы 4 видно, что школьники осознают необходимость приобретения теоретических знаний и практических умений для будущей семейной жизни. Тот факт, что они обращают внимание на хозяйственно-бытовые навыки, подтверждает их зависимость от личного восприятия ведения быта и преемственности бытовых навыков от родителей. В сравнении с хозяйственно-бытовыми навыками, «знаниям основ сексологии и интимной гигиены» респонденты уделили мало внимания. Респонденты поставили на предпоследнее место по значимости этот ответ (7%). Эксперты же, наоборот, указывают на то, что в настоящее время возросла потребность молодежи в знаниях основ сексологии [4]. Причиной этому становится низкий уровень сексуальной культуры молодежи и вместе с тем высокая потребность в данном аспекте семейной жизни. «Знание основ правильного воспитания и развития ребенка» значимо для 21% школьников. Не менее значимым для подростков является «эффективное распределение бюджета» (23%). Это связано с тем, что молодое поколение сегодня является более рациональным, целеустремленным и заранее планирует свои доходы и расходы.
Навыки бесконфликтного общения в современном обществе имеют значимость во всех сферах жизни, особенно в семье. Ведь именно в семье человек чувствует себя более комфортно, восстанавливает свои силы, получает эмоциональную поддержку. Такой ответ выбрали 25% респондентов, отмечая тем самым, что именно отсутствие конфликтов способствует сохранению и поддержанию здорового микроклимата в семье.
Повседневные практики школьников включают в себя как семейное общение, так и времяпрепровождение обучающихся в сфере досуга. Досуг в самом широком смысле соотносится с обширными сферами жизнедеятельности молодежи - от социально-экономических, культурных, образовательных отношений до личной жизни молодых людей. Он представляет часть социального пространства - времени, которое используется подростками для восстановления физических, психических и развития духовных сил, способствующих их успешной и содержательной жизнедеятельности.
Досуговая деятельность в повседневной жизни направлена не только на отдых, рекреацию и развлечения, но и на развитие личности молодого человека и включает творческие занятия, любительский труд, общественную активность, физкультуру и спорт. Очевидно, что сохранению и формированию компонентов социального здоровья школьников во многом способствует позитивно насыщенная активность молодежи в сфере досуга, деятельность высокого культурно-духовного порядка [5].
Полученные в ходе исследования данные выявили определенный спектр культурно-досуговых предпочтений школьников. К основным формам проведения досуга современных школьников относятся:
- домашний досуг (общение в соцсетях, просмотр телепередач, помощь и совместные занятия с родителями и др.);
- спортивные мероприятия и здоровый образ жизни (занятия физкультурой и спортом, посещение профессиональных спортивных учреждений, фит-нес-клубов и др.);
- кружки и секции (творческая и техническая самодеятельность, декоративно-прикладное творчество и др.);
- хобби;
- любительские общественные объединения (волонтерские объединения, военно-патриотические клубы, объединения экологов, краеведов и др.);
- занятия, направленные на рекреацию и отдых (молодежные дискотеки, ночные клубы и др.).
Стремление к активному досугу характерно для третьей части респондентов. Активность выражается в занятиях физкультурой и спортом, посещении центров, клубов, спортивных залов. Отношение к качеству своего здоровья приобретает социальный контекст. Это подтверждается появившейся в молодежной среде модой на здоровый образ жизни, особое питание, фитнес, предлагающий новые виды физической активности. Безусловно, все это помогает не только совершенствовать физическую форму, но и стабилизировать эмоциональное и психологическое состояние молодых людей.
Вместе с тем, полученные данные показывают, что спортивные формы времяпрепровождения занимают лишь четвертое место в структуре досуговой деятельности школьников. Это подтверждает существование тенденции среди значительной части молодежи проводить досуг пассивно, перед компьютером, в соцсетях.
Существенно меньшая часть школьников (36%) отметили, что читают книги, журналы, газеты. Вместе с тем выявлена тенденция уменьшения интереса к чтению: большая часть современных школьников мало читают и часто лишь по требованию учителя. Кроме того, представляется важным также проанализировать, какого рода печатную продукцию предпочитают респонденты, содержание каких материалов их интересует.
Выявленный спектр досуговых предпочтений подростков показывает, что содержание досуга по своей природе дуально. С одной стороны, оно выступает в качестве рекреационного средства, позволяющего восстанавливать интеллектуальный, культурный и физический потенциал, с другой, - развивать совокупность духовных и физических качеств личности молодого человека. С этой точки зрения сфера досуга создает условия и возможности для социализации молодежи, что обусловливает формирование ее социального здоровья.
Большое значение для формирования ценностного и поведенческого компонентов социального здоровья имеет активное участие молодежи в общественно-политической жизни общества, коллектива. Участие молодых людей в тех или иных общественных организациях свидетельствует о степени их гражданской зрелости, многообразии интересов, социальной активности. Но результаты исследования показывают, что лишь 6% опрошенных указали, что в свободное время занимаются общественными делами. Ответы респондентов на вопрос «Состоите ли Вы в каких-либо общественных, политических организациях или движениях?» распределились следующим образом:
- не состоял и не планирую - 70%;
- нет, но собираюсь вступить - 14%;
- состоял раньше - 10%;
- состою сейчас - 5%.
Анализируя полученные данные, можно сказать, что большая часть опрошенных предпочитает не участвовать в общественных организациях и движениях, не проявляет социально-политической активности.
Следует подчеркнуть, что одним из специфических показателей реального проявления гражданского поведения школьников является их активное участие в улучшении жизни своей школы, проявление их устойчивого интереса к общественно-политической жизни страны. Более активно проявляют себя 14% школьников, желающих вступить в какую-либо общественную организацию. Молодые люди, используя свое свободное время, объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей. Активная жизненная и гражданская позиция может с успехом формироваться
Библиографический список
в русле общественно полезной, социально значимой досуговой деятельности молодежи.
Очевидно, что досуг современных школьников несет на себе печать общества потребления. Новый стиль в культуре и досуге отражает переориентацию учащейся молодежи на модные формы досуга, новые виды социального творчества, что, несомненно, обогащает их досуговую деятельность. Вместе с тем, новые реалии обусловливают появление другой тенденции - изменения сознания и поведения подростков в сторону их отстраненности, отчуждения. Как показывают данные исследования, ключевую роль в этом процессе играют средства массовой коммуникации.
Итак, школьники, реализующие активный досуг любят проводить свободное время, общаясь с друзьями, родственниками, отдыхая на природе, помогая родителям. Молодые люди, реализующие пассивный досуг, предпочитают смотреть телевизор, ничего не делать, увлекаются также отдыхом на природе и общением с друзьями. Представители третьего типа досуговых практик предпочитают познавательный досуг и общение с друзьями по Интернету.
Подводя итоги анализа социологических данных, можно сделать следующие выводы. Современные школьники в процессе организации своей повседневной жизни демонстрируют желание и готовность к выполнению социальных функций и интеграции в современное быстро меняющееся общество. Вместе с тем, выявив содержание повседневных практик обучающихся, становится очевидной необходимость комплексной деятельности социальных институтов и организаций по целенаправленному формированию социального здоровья молодого поколения.
1. Кулиш В.В., Матвеева Н.А. Социальное измерение здоровья молодежи: проектирование показателей комплексного социологического исследования. Современные исследования социальных проблем. Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/10017/
2. Матвеева Н.А. Организация комплексного социологического исследования «Социальное здоровье в исторической памяти, ценностных ориентациях и повседневных практиках молодежи». Барнаул: АлтГПУ 2017.
3. Морозова Ю.Е. Возможности и границы применения контент-анализа социальных сетей в комплексном исследовании состояния здоровья молодежи. Человек. Искусство. Вселенная. Сочи: СГУ 2017: 293 - 297.
4. Извеков И.Н. История как фактор нравственного воспитания школьников. Вестник ТГУ. Томск: ТГУ 2008: 148 - 154.
5. Еньшина Н.А. Содержание досуга как основа формирования социального здоровья школьников: материалы Международной научно-практической конференции, 5 - 6 октября, Барнаул: АлтГПУ 2017: 160 - 164.
References
1. Kulish V.V., Matveeva N.A. Social'noe izmerenie zdorov'ya molodezhi: proektirovanie pokazatelej kompleksnogo sociologicheskogo issledovaniya. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/10017/pdf
2. Matveeva N.A. Organizaciya kompleksnogo sociologicheskogo issledovaniya «Social'noe zdorov'e v istoricheskoj pamyati, cennostnyh orientaciyah i povsednevnyh prakiikah molodezhi». Barnaul: AltGPU, 2017.
3. Morozova Yu.E. Vozmozhnosti i granicy primeneniya kontent-analiza social'nyh setej v kompleksnom issledovanii sostoyaniya zdorov'ya molodezhi. Chelovek. Iskusstvo. Vselennaya. Sochi: SGU, 2017: 293 - 297.
4. Izvekov I.N. Istoriya kak faktor nravstvennogo vospitaniya shkol'nikov. Vestnik TGU. Tomsk: TGU, 2008: 148 - 154.
5. En'shina N.A. Soderzhanie dosuga kak osnova formirovaniya social'nogo zdorov'ya shkol'nikov: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj konferencii, 5 - 6 oktyabrya, Barnaul: AltGPU, 2017: 160 - 164.
Статья поступила в редакцию 26.09.19
УДК 373.5
Bokova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru
Tarahov S.I., MA Student (Pedagogy), Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: serz0210@mail.ru
RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY OF THE SOCIALIZATION OF CHILD PERSONALITY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION. In the article the authors considered the main theoretical prerequisites that allow conducting an empirical study of the socialization of the child's personality in the system of additional education of children, namely the social vulnerability of a child with disabilities and the specifics of his socialization in a family environment. To organize the study, a questionnaire was developed for parents, which allows you to identify the main problems of socialization of the child with an emphasis on the needs of pedagogical support of the family. An analysis of the results of a survey of parents raising children with disabilities showed that at the present stage there is a problem of lack of proper attention on the part of society in relation to families raising children with disabilities, which is related to those around children with disabilities, in the absence of proper assistance to families from state, the inability of parents raising children with disabilities to receive qualified assistance from a specialist. Also, the results of a study of the attitude of parents to children with disabilities showed that it has a significant impact on the characteristics of socialization of the individual. To solve this problem, it is proposed to develop a program of work with the family.
Key words: socialization of personality, quality of socialization, social activity, child with disabilities.
О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул,
E-mail: bokova_oa@altspu.ru
С.И. Тарахов, магистрант, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: serz0210@mail.ru
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье авторами рассмотрены основные теоретические предпосылки, которые позволяют проводить эмпирическое исследование социализации личности ребенка в системе дополнительного образования детей, а именно социальную уязвимость ребенка с ограниченными возможностями здоровья и специфику его социализации в условиях семьи. Для организации исследования разработана анкета для родителей, которая позволяет выявить основные проблемы социализации ребенка с акцентом на потребности педагогического сопровождения семьи. Анализ результатов анкетирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, показал, что на современном этапе существует проблема отсутствия должного внимания со стороны общества в отношении семей,