3) социально-психологические, ориентирующие на обеспечение гуманистических отношений в процессе занятий, взаимопонимание и поддержку, проявление педагогами эмпатии;
4) организационно-методические, определяющие такое овладение операциональными знаниями и умениями, при котором обеспечивается сопряжённое решение объективных задач, стоящих перед физической культурой в средней школе, с субъективными стремлениями, интересами и запросами старшеклассников во время занятия физической культурой;
5) материальные, в содержание которых входят эстетические и санитарно-гигиенические условия занятий, наличие свободного времени, удобного расписания, соответствующего инвентаря и спортивной экипировки, условий быта;
Библиографический список
6) социально-демографические, раскрывающие влияние возраста, пола, социального положения, национально-культурных традиций, оказывающих соответствующее влияние на формирование отношений к ценностям физической культуры.
По силе своего воздействия перечисленные факторы неодинаковы: одни являются ведущими, другие - оказывают менее существенное влияние, однако каждый в различные периоды педагогического процесса может иметь решающее значение, поэтому важно использовать всю систему различных факторов, их целенаправленность и согласованность для достижения положительного результата в формировании мотивационной готовности учащихся старших классов к занятию физической культурой.
1. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Москва: Педагогика, 1988; Т. 1.
2. Чунаев А.А. Физические упражнения в формировании личности ребёнка в начальной школе. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1999; № 3-4: 7 - 9.
3. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5 т. Москва: Физкультура и спорт, 1953; Т. 1.
4. Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов. Теория и практика физической культуры. 1993; № 5-6: 15 - 18.
5. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Москва: Педагогика, 1999.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика, 1991.
7. Бакурова Т.П. Формирование ценностного отношения старших дошкольников к занятию физической культурой посредством эмоциональной регуляции двигательной деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Омск, 2000.
8. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития. Москва: РИО ГЦОЛИФК, 1992.
9. Барбашов С.В. Физическая культура. Образовательная программа для учащихся 1-7 классов с элементами двигательной дифференциации. Омск, 1998.
10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории. Москва: Педагогика, 1979.
11. Гребёнюк О.С., Рожков М.И. О методах воспитания. Педагогика. 1998; 2: 32 - 38.
12. Каяшева О.И., Кравцов Г.Г Личностная рефлексия как возрастное психологическое новообразование. Вестник РГГУ. 2006; 1: 48 - 51.
13. Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников. Диссертация доктора педагогических наук. Омск, 2000.
14. Кардялис К.К. Педагогические основы информационного воздействия на отношение школьников кфизкультурно-спортивной деятельности. Диссертация ... доктора педагогических наук. Каунас, 1995.
15. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. Москва: АПН РСФСР 1958; Т. 5.
16. Пономарёв Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. Москва: Физкультура и спорт, 1996.
17. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре (на материале педвузов). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Сургут, 1999.
18. Соловьёв ГМ. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва, 1999.
References
1. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 61. Moskva: Pedagogika, 1988; T. 1.
2. Chunaev A.A. Fizicheskie uprazhneniya v formirovanii lichnosti rebenka v nachal'noj shkole. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 1999; № 3-4: 7 - 9.
3. Lesgaft P.F. Sobranie pedagogicheskih sochinenij: v 51. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1953; T. 1.
4. Lubysheva L.I. K koncepcii fizkul'turnogo vospitaniya studentov. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 1993; № 5-6: 15 - 18.
5. Lihachev B.T. Pedagogika. Kurs lekcij. Moskva: Pedagogika, 1999.
6. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika, 1991.
7. Bakurova T.P. Formirovanie cennostnogo otnosheniya starshih doshkol'nikov k zanyatiyu fizicheskoj kulturoj posredstvom 'emocional'noj regulyacii dvigatel'noj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2000.
8. Bal'sevich V.K. Fizicheskaya kul'tura cheloveka: sostoyanie, problemy istrategiya razvitiya. Moskva: RIO GCOLIFK, 1992.
9. Barbashov S.V. Fizicheskaya kul'tura. Obrazovatel'naya programma dlya uchaschihsya 1-7 klassov s 'elementami dvigatel'noj differenciacii. Omsk, 1998.
10. Boldyrev N.I. Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov. Voprosy teorii. Moskva: Pedagogika, 1979.
11. Grebenyuk O.S., Rozhkov M.I. O metodah vospitaniya. Pedagogika. 1998; 2: 32 - 38.
12. Kayasheva O.I., Kravcov G.G. Lichnostnaya refleksiya kak vozrastnoe psihologicheskoe novoobrazovanie. VestnikRGGU. 2006; 1: 48 - 51.
13. Barbashov S.V. Teoretiko-metodicheskie osnovy lichnostno orientirovannoj tehnologii fizkul'turnogo obrazovaniya shkol'nikov. Dissertaciya doktora pedagogicheskih nauk. Omsk, 2000.
14. Kardyalis K.K. Pedagogicheskie osnovy informacionnogo vozdejstviya na otnoshenie shkol'nikov k fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kaunas, 1995.
15. Makarenko A.S. Sochineniya: v 71. Moskva: APN RSFSR, 1958; T. 5.
16. Ponomarev N.I. Fizicheskaya kul'tura kak 'element kul'tury obschestva icheloveka. Moskva: Fizkul'tura i sport, 1996.
17. Pyatkov V.V. Formirovanie motivacionno-cennostnogo otnosheniya studentov k fizicheskojkulture (na materiale pedvuzov). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Surgut, 1999.
18. Solov'ev G.M. Pedagogicheskaya tehnologiya v formirovanii fizicheskoj kul'tury lichnostistudenta. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 1999.
Статья поступила в редакцию 27.11.18
УДК 316.346.32-053.6
Morozova Yu.E, senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: juliam22.87@mail.ru
FEATURES OF MANIFESTATION OF SOCIAL HEALTH OF YOUTH IN SOCIAL NETWORKS. The article is dedicated to a problem of formation and preservation of social health of young people. The results of a comprehensive regional applied social research are presented. The method of content analysis of personal profiles of users of the social network "VKontakte" defines the features of the manifestation of social health of young people in social networks. In the personal profiles of the participants analyzed several blocks of account units: information about yourself, audio, video, photos, groups, notes (quotes), games. The article presents the results of a comparative analysis of indicators of social health of different age groups of young people in social networks: 14-18, 19-23, 24-30 years. The conclusion is about the need for preventive work with young people in the field of social health and social security.
Key words: youth, social health, social networks.
Ю.Е. Морозова, ст. преп., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: juliam22.87@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Алтайского края в рамках научного проекта № 17-13-22008.
Статья посвящена проблеме формирования и сохранения социального здоровья молодежи. Представлены результаты комплексного регионального прикладного социального исследования. Методом контент-анализа личных профилей пользователей социальной сети «В Контакте» определяются особенности проявления социального здоровья молодежи в социальных сетях. В личных профилях участников проанализированы несколько блоков единиц счета: информация о себе, аудиозаписи, видеозаписи, фотографии, группы, заметки (цитаты), игры. Представлены результаты сопоставительного анализа показателей проявления социального здоровья различных возрастных групп молодежи в социальных сетях: 14 - 18, 19 - 23, 24 - 30 лет Обоснованы выводы о необходимости профилактической работы с молодежью в области сохранения социального здоровья и обеспечения ее социальной безопасности.
Ключевые слова: молодежь, социальное здоровье, социальные сети.
Постановка исследовательской проблемы
Социализация личности всегда протекает в определённом информационно-культурном пространстве. Современное информационно-культурное пространство обладает следующими характеристиками:
• появление многообразной по формам и направленности виртуальной культуры,
• возникновение параллельной реальности как агента социализации,
• создание динамично трансформирующейся, но устойчивой в своем воздействии информационной сети.
Под воздействием этих факторов формируется социальное здоровье молодёжи. Под социальным здоровьем молодежи мы понимаем такое состояние социально-демографической общности, при котором молодые люди способны адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, преобразовывать себя и социальную среду; готовы к выполнению своих социальных функций и социальной интеграции, к сопротивлению деструктивным общественным процессам и явлениям. [1].
Применение алгоритма поиска исследовательской проблемы позволил вывить основные характеристики социального здоровья молодежи:
- адаптивность в социальной среде;
- социальная активность во всех сферах общественной жизни;
- социальная направленность и значимость деятельности;
- регулятивность поведения социальными нормами и общечеловеческими ценностями;
- креативность мышления и поведения;
- готовность к социальной интеграции и саморазвитию [2].
Одним из инструментов формирования и проявления социального здоровья современной молодежи является использование социальных сетей. Социальные сети - форма организации информационно-культурного пространства, в которых отражаются все характеристики социального здоровья молодежи. Социальная сеть становится не просто площадкой для общения, обмена информацией и взаимодействия, но и инструментом для воздействия, управления, кодирования личности на определённые социальные установки и повседневные практики. Социальная сеть является новой формой коммуникации, в которой наряду с формированием виртуальной картины мира происходит изменение языковой личности [3]. Виртуальная языковая личность создаёт иную оппозицию «реальный/виртуальный» мир. Это означает, что социальные сети в современном обществе выполняют функцию агента социализации личности, реальным факторов формирования и сохранения социального здоровья населения, и, прежде всего, молодежи.
Целью данной статьи является выявить особенности проявления социального здоровья молодёжи в социальных сетях.
Методика исследования
В рамках реализации исследовательского проекта № 17-13-22008 РФФИ и Правительства Алтайского края (науч. рук. - д-р социол.н., профессор Матвеева Н.А.) в 2017-2018 годах в Алтайском крае было проведено комплексное исследование социального здоровья молодёжи. Для оценки социального здоровья в повседневных практиках молодежи был проведен контент-анализ социальной сети «В Контакте». Выбор социальной сети обусловлен её распространённостью среди молодёжи, информативностью контента. Были проанализированы личные профили участников с использованием нескольких блоков единиц счета: информация о себе, аудиозаписи, видеозаписи, фотографии, группы, заметки (цитаты), игры. [4; 5].
При анализе блока единиц счета «информация о себе» мы исходили из критериев: «полнота информации», «содержательность», «достоверность информации», «наличие статуса в профиле». Блок «аудиозаписи» анализировался по показателям: «представленность различных музыкальных направлений», «эмоции, вызываемые музыкой», «тематика и содержание текстов», «используемая лексика». Контент-анализ блока «видеозаписи» проводился по показателям: «тематика видеоконтента», «поведенческие реакции участников видео», «эмоции, вызываемые видео». Анализ блока «фотографии» осуществлялся по показателям: «характеристика социальной ситуации, изображенной на фото (смысловая и эмоциональная составляющая)», «наличие личных и групповых (семейных, дружеских и пр.) фотографий», «характеристика поз и выражений
лица на фотографиях (экспрессивность, сдержанность, демонстрация, провокация и др.)». Анализ блока «группы» сводился к определению количества групп, в которые включен субъект, классификации их тематики и социальной направленности. Содержание блока «заметки (цитаты)» раскрывалось в показателях: «тема высказывания», «содержание высказывания (философское, научное, житейское и др.)», «характеристика лексики». Блок «игры» рассматривался нами по показателям: «наличие/ отсутствие игр», «тематика игр», «направленность игр».
Методом контент-анализа социальной сети «В контакте» был проанализирован материал ста личных профилей, отобранных по признаку пол (юноши/ девушки), возраст (выделены три возрастные группы: 14-18 лет (школьный возраст); 19-23 года (студенчество); 24-30 лет (работающая молодежь). Фиксация личных страниц пользователей социальной сети осуществлялась с помощью создания скриншотов, что позволяет не только зафиксировать актуальную информацию, но и проанализировать ее в динамике.
Результаты исследования
Первоначально были проанализированы 30 профилей школьников. Результаты контент-анализа показали, что большинство пользователей (70%) разместили излишне подробную информацию о себе, включая учебное заведение, номер мобильного телефона и адрес электронной почты. Отдельные пользователи подвергли информационному риску не только себя, но и своих родственников, указав их имена и ссылки на страницы. Только 30% школьников указали минимальную информацию о себе, достаточную для общения в социальной сети.
Анализ аудиозаписей показал, что самым распространенным музыкальным направлением современных школьников является рэп. Им увлекается 60% юношей и 40% девушек, причем 5% пользователей выступают в качестве авторов собственных музыкальных произведений. Каждый пятый юноша (20%) и двое из пяти девушек (40%) предпочитают поп-музыку. 18% юношей и 15% девушек отдают предпочтение исполнителям рок-музыки. В аудиозаписях молодых пользователей социальной сети классическая музыка практически не встречается, только 2% юношей и 5% девушек слушают ее. Проанализировав тексты наиболее популярных у школьников музыкальных композиций, можно сделать вывод о том, что, фактически, в социальных сетях допускается пропаганда алкоголя и случайных связей, экспрессивно усиленная наличием нецензурной лексики в текстах композиций.
Проанализировав видеоконтент у пользователей школьного возраста, была выявлена следующая тематика:
• фильмы различных жанров (распространены ужасы, комедии);
• музыкальные видеозаписи (клипы, выступления, видеоролики с исполнением песен и пр.);
• различные мотивационные ролики (о спорте, о здоровом образе жизни);
• демонстрация девиантного поведения (видеоролики о состоянии алкогольного и наркотического опьянения, драки);
• видеоролики, с так называемыми, приколами.
Результаты контент-анализа видеозаписей показывают, что школьники наблюдают широкий видеоряд, в котором присутствуют противоположные ценностные ориентации и интересы: от утрирования форм здорового образа жизни до крайних проявлений девиантного и преступного поведения.
Среди пользователей данной возрастной категории очень много личных фотографий. Необходимо отметить, что большинство активных пользователей (85%) поместили на своих страничках фотографии сдержанного характера. В основном, это селфи, фото с друзьями, любимыми домашними животными. Фотографии откровенного содержания встречаются только у 10% пользователей. Демонстрация табакокурения и употребления спиртных напитков нашла отражение на фотографиях у 5% пользователей социальной сети. Каждый десятый школьник вообще отказался от размещения фотографий на своей странице. Контент-анализ фотографий показывает, что школьники стремятся показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать свое материальное и психологическое благополучие, даже если это не соответствует действительности.
Большинство пользователей состоит в нескольких группах «по интересам». Типичным является участие в группе своего учебного заведения. Но также распространены различные группы-развлечения, например, «Ад перфекциониста», «Обнуляй» и др. В ходе исследования по косвенным признакам было выявлено, что один пользователь состоит в группе самоубийц. В связи с запретом таких
групп на государственном уровне и арестом «кураторов» групп смерти стремительно распространяются группы «Анти Синий Кит». Таким образом, очевидно, что социальные сети являются мощным фактором воздействия на молодежь, направленность которого необходимо и возможно регулировать.
Цитаты присутствуют на страницах большинства пользователей (87%). Часто они размещены в разделе «Статус» и на стене профиля в виде различных картинок, фотографий с надписями, демотиваторов, таким образом выполняя функцию манифеста личности. Следует отметить, что почти половина таких высказываний содержит нецензурные или грубые выражения с искаженным представлением о социальных и моральных нормах (например, «Он держал меня за талию, а я его за идиота» и т.п.). Причем, подобные и более экспрессивные высказывания представлены на страницах пользователей, где указаны их настоящие имя и фамилия, информация о родителях и других родственниках.
Можно предположить, что для многих школьников отклонение от социальных и моральных норм не является табуированным и в реальном поведении. Использование нецензурной лексики широко распространено среди этой целевой аудитории (90%) и встречается не только на стене пользователей, но и в аудио- и видеоконтентах, цитатах, группах. У 60% пользователей на страницах встречаются примеры развратных действий, пристрастия к пагубным привычкам (табак, алкоголь, наркотики).
Вместе с тем, наблюдается группа учащейся молодежи, ориентированная на закрепление социальных и моральных норм. Это проявляется в цитатах «Моя жизнь в моих руках», «Цени каждую секунду своей жизни» и т.п.), в использовании интеллектуальных игр и социальных приложений, например, «Мои гости», «Пообщаемся» и др.
Далее нами были проанализированы 40 личных профилей пользователей социальной сети «В Контакте» в возрасте от 19 до 23 лет. Результаты контент-анализа показали, что большинство пользователей этой возрастной группы так же открыты, как и школьники: 80% разместили подробную информацию о себе, включая учебное заведение и место работы.
Мало отличается студенческая молодежь от школьников и по музыкальным интересам. Анализ аудиозаписей показал, что среди этой возрастной категории также преобладает рэп-культура и клубная музыка. У молодёжи этой возрастной группы почти отсутствуют видеозаписи с демонстрацией девиантного поведения, но видео с нецензурной лексикой всё-таки есть. Основываясь на этих данных, можно сделать вывод о том, что с возрастом потребность молодежи в манифестации личности любыми средствами снижается. Это, правда, не исключает наличие девиантного поведения студенческой молодежи в реальной жизни.
На страницах у пользователей в возрасте 19-23 года много личных фотографий. Они чаще, чем школьники, используют это средство самовыражения. Только 2% отказались от размещения фотографий на своей странице, представив разнообразные картинки. Большинство активных пользователей (95%) поместили на своих страницах фотографии сдержанного характера, но у 3% пользователей зафиксированы фото с употреблением алкоголя и табака.
Пользователи данной возрастной категории так же, как и школьники, состоят в нескольких группах «по интересам». Наряду с распространенными группами учебных заведений появляются группы, связанные с работой, различными творческими объединениями, в которых участвует молодежь. Очевидно, что с возрастом у молодежи расширяется пространство жизнедеятельности, приходит осознание необходимости следования общепринятым нормам. Но это не исключает наличия разного рода отклонений в социальном здоровье молодежи. Они становятся латентными, скрытыми, что затрудняет их выявление, профилактику и коррекцию. У 40% пользователей в возрасте 19-23 года встречается демонстрация пристрастия к вредным привычкам, в сравнении у школьников - 60%. Использование нецензурной лексики распространено среди этой целевой ауди-
Библиографический список
тории (60%), но встречается, в основном, только в аудио-и видеозаписях, цитатах, группах, а не в личных записях.
На заключительном этапе исследования нами были проанализированы 30 личных профилей пользователей социальной сети «В Контакте», относящихся к работающей молодёжи, в возрасте 24-30 лет. Результаты контент-анализа показали, что большинство пользователей (60%) разместили подробную информацию, включая семейное положение, а 40% неохотно размещают подробную информацию. Эта возрастная группа молодежи более закрыта, по сравнению с младшими.
Анализ аудиозаписей показал, что молодёжь данной возрастной категории интересуется различными музыкальными жанрами, предпочитая поп-музыку. Видеоконтент стал еще более сдержанным, хотя встречаются видеоролики с демонстрацией девиантного поведения. На страницах пользователей данной возрастной категории также много личных, семейных фотографий (фото детей, супругов и пр.). Большинство активных пользователей (95%) поместили на своих страничках фотографии сдержанного характера, без использования сцен насилия и демонстрации вредных привычек. Среди данной категории молодёжи распространены группы о семье, детях (например, «Подслушано у замужних», «Мамочки 22»). Среди этой целевой аудитории интерес к играм существенно снижен. Использование нецензурной лексики не распространено и встречается только в аудио-и видеоконтентах, группах. Только у 20% пользователей, существенно ниже, чем у младших возрастных групп, встречаются примеры проявления вредных привычек.
Выводы и рекомендации:
Результаты нашего исследования показывают, что социальные сети в полной мере отражают этапы социализации молодого поколения. Каждый последующий этап социализации все более приводит молодежь к социальной норме, традиционным формам поведения.
Различные возрастные группы молодежи имеют особенности в манифестации и демонстрации личности. В основном эти особенности обусловлены образом жизни и основными видами деятельности на различных этапах социализации. Но в каждой возрастной группе существует внутренняя дифференциация по характеристикам социального здоровья молодежи от крайних форм девиантного поведения до идеального здорового образа жизни.
Контент-анализ социальной сети показал, что для молодежи характерно рискованное с точки зрения социальной безопасности поведение. Большинство пользователей социальной сети в реальной жизни не позволяют себе то, что считают возможным демонстрировать на своей интернет-странице, не понимая и неправильно оценивая всю «настоящность» своего присутствия в социальных сетях. Чрезмерное доверие и увлечение виртуальной реальностью и интернет-технологиями приводит к нарушению оценки ситуации общения, искажению восприятия реальности, ошибочным представлениям о способах самопрезентации и самореализации.
Контент-анализ молодежных страниц в социальной сети показал необходимость профилактической работы, направленной на актуализацию социального здоровья личности, оптимизацию общения пользователей социальной сети, на формирование адекватности восприятия виртуальной реальности, возможности самопрезентации и самореализации в современном информационно-культурном пространстве. Результаты нашего исследования могут быть использованы при формировании государственной и региональной молодёжной политики в части профилактики социального здоровья молодого поколения; в совершенствовании содержания и управления информационно-культурным пространством социализации молодёжи; в воспитательной работе с учащимися школ, студентами, в просветительской работе среди различных возрастных населения.
1. Матвеева Н.А. Социальное здоровье молодёжи: постановка проблемы и стратегия исследовательского проекта. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017; Т. 7, № 5: 146 - 158.
2. Кулиш В.В., Матвеева Н.А. Социальное измерение здоровья молодёжи: проектирование показателей комплексного социологического исследования. Современные исследования социальных проблем. 2017; Т. 8, № 6: 89 - 102.
3. Марченко Н.Г. Социальная сеть «ВКонтакте»: лингвопрагматический аспект. Диссертация ... кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону, 2013: 160.
4. Матвеева Н.А. Организация комплексного социологического исследования «Социальное здоровье в исторической памяти, ценностных ориентациях и повседневных практиках молодёжи»: научно-методические рекомендации. Барнаул: АлтГПУ 2017.
5. Морозова Ю.Е. Возможности и границы применения контент-анализа социальных сетей в комплексном исследовании состояния здоровья молодёжи. Научно-практический журнал по материалам 4-го Международного симпозиума «Человек. Искусство. Вселенная» в Сочинском государственном университете. Сочи: СГУ, 2017: 293 - 297.
References
1. Matveeva N.A. Social'noe zdorov'e molodezhi: postanovka problemy i strategiya issledovatel'skogo proekta. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; T. 7, № 5: 146 - 158.
2. Kulish V.V., Matveeva N.A. Social'noe izmerenie zdorov'ya molodezhi: proektirovanie pokazatelej kompleksnogo sociologicheskogo issledovaniya. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2017; T. 8, № 6: 89 - 102.
3. Marchenko N.G. Social'naya set' «VKontakte»: lingvopragmaticheskjaspeki. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2013: 160.
4. Matveeva N.A. Organizaciya kompleksnogo sociologicheskogo issledovaniya «Social'noe zdorov'e v istoricheskoj pamyati, cennostnyh orientaciyah i povsednevnyh praktikah molodezhi»: nauchno-metodicheskie rekomendacii. Barnaul: AltGPU, 2017.
5. Morozova Yu.E. Vozmozhnosti i granicy primeneniya kontent-analiza social'nyh setej v kompleksnom issledovanii sostoyaniya zdorov'ya molodezhi. Nauchno-prakticheskij zhurnalpo materialam 4-go Mezhdunarodnogo simpoziuma «Chelovek. Iskusstvo. Vselennaya» v Sochinskom gosudarstvennom universitete. Sochi: SGU, 2017: 293 - 297.
Статья поступила в редакцию 29.11.18