Научная статья на тему 'Социальное здоровье в контексте обеспечения социально-психологической безопасности российской молодежи'

Социальное здоровье в контексте обеспечения социально-психологической безопасности российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
710
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / РОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОБЩЕСТВО / SOCIAL HEALTH / RUSSIAN YOUTH / SOCIO-PSYCHOLOGICAL SECURITY / SOCIAL WELFARE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна, Загутин Дмитрий Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

В статье проводится социологическое осмысление обеспечения социально-психологической безопасности российской молодежи в контексте формирования социального здоровья молодежи. Социальное здоровье российской молодежи в настоящее время занимает существенное место в социологическом дискурсе, что обусловлено сложностью процесса адаптации молодых россиян в непредсказуемой трансформирующейся реальности. Социально-психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного развития российской молодежи. Формирование и сохранение физического, психического и социального здоровья российской молодежи ведет к ускорению социально-экономического развития общества и обеспечению социально-психологической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гафиатулина Наталья Халиловна, Загутин Дмитрий Сергеевич, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL HEALTH IN THE CONTEXT OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE RUSSIAN YOUTH

The article presents a sociological understanding of the socio-psychological security of the Russian youth in the context of formation of social health of youth. Social health of Russian youth currently occupies a significant place in sociological discourse due to the complexity of the process of adaptation of young Russians in an unpredictable and changing reality. Socio-psychological security is essential for the full development of Russian youth. The formation and preservation of physical, mental and social health of Russian youth is to accelerate socio-economic development and ensure social and psychological security.

Текст научной работы на тему «Социальное здоровье в контексте обеспечения социально-психологической безопасности российской молодежи»

УДК 316 DOI: 10.22394/2079-1690-2017-1-2-159-163

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Гафиатулина кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры Наталья моделирования социальных процессов Института социологии

Халиловна и регионоведения; Южный федеральный университет (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160]. E-mail: gafiatulina@yandex.ru

Загутин доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор

Дмитрий кафедры связей с общественностью; Донской государственный

Сергеевич технический университет (344010, Россия, г. Ростов-на-Дону,

пл. Гагарина, 1]. E-mail: rostov-zd@mail.ru Самыгин доктор социологических наук, профессор кафедры управления

Сергей персоналом и социологии, Ростовский государственный экономический

Иванович университет (РИНХ) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 69]. E-mail: samygin78@yandex.ru

Аннотация

В статье проводится социологическое осмысление обеспечения социально-психологической безопасности российской молодежи в контексте формирования социального здоровья молодежи. Социальное здоровье российской молодежи в настоящее время занимает существенное место в социологическом дискурсе, что обусловлено сложностью процесса адаптации молодых россиян в непредсказуемой трансформирующейся реальности. Социально-психологическая безопасность является важнейшим условием полноценного развития российской молодежи. Формирование и сохранение физического, психического и социального здоровья российской молодежи ведет к ускорению социально-экономического развития общества и обеспечению социально-психологической безопасности.

Ключевые слова: социальное здоровье, российская молодежь, социально-психологическая безопасность, социальное благополучие, общество.

Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности, приводят к появлению новых факторов, воздействующих, на состояние социального и психического здоровья.

Вопросы, связанные с обеспечением социально-психологической безопасности на данном этапе функционирования социальной системы в кризисных условиях жизнедеятельности, рискогенности и нестабильности общества, приобретают особую актуальность. Бесспорно, что социально-психологическая безопасность является очень важным условием полноценного развития молодого поколения, сохранения и укрепления его социального здоровья. Само же социальное здоровье молодежи, в свою очередь, выступает своеобразным «продуктом» социальных взаимодействий молодежи в обществе, первоосновой активной ценностной природы ее антикризисной жизнедеятельности и жизнеспособности [1, с. 11], условием формирования социальной зрелости и гарантией благополучия молодежи в ее дальнейшей жизни.

Интерес к российской молодежи, как объекту нашего исследования, совершенно неслучаен, ибо изучение состояния здоровья общества и его социально-психологической безопасности невозможно без исследования молодежи как особой группы, обеспечивающей будущее российского общества, и определяющей потенциал и траекторию его развития. В таком контексте состояние физического, психического и социального здоровья являются основным гарантом национальной (в том числе и социально-психологической] безопасности российского общества, так как именно молодежь является его основным ресурсом, олицетворением его будущего.

Анализ научно-исследовательских работ, посвященных проблеме социального здоровья молодежи, дает нам основания выделить следующие подходы: социализационный (Р.А. Зобов, О.А. Келасьев], адаптивный (Э. Дюркгейм, Н.А. Чентемирова], деятельностный (Э.Мэйо, В.П. Кир-пичев], ценностно-мотивационный (А.Г. Комков, Л.В. Колпина], интеграционный (Т.Б. Сергеева, Г.С. Никифоров].

Социальное благополучие, согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ], наряду с физическим и психическим благополучиями, является одним из трех главнейших компонентов общественного здоровья. Его сущностными характеристиками выступают механизмы социальной защищенности и безопасности граждан и права индивидов на свободное, активное проявление своих биологических, социальных и психологических возможностей, их реальное воплощение в действительность [2, с. 1].

Каковы же специфические особенности социально-психологической безопасности? Как показывает анализ научной литературы, в целом социально-психологическая безопасность личности рассматривается в системе различных аспектов научного знания: безопасность жизнедеятельности, общественная безопасность и включает в себя систему психологических методов и приемов, повышающих уровень социально-психологической защищенности личности в кризисных ситуациях, представляющих угрозу жизни, здоровью, психологическому и социальному благополучию.

Современными исследователями социально-психологическая безопасность интерпретируется как защищенность индивида, предполагающая как внешние, так и внутренние условия безопасности, к которым относятся элементы социально-психологического опыта субъекта, суммирующиеся в способность и готовность к распознаванию, предвосхищению и уклонению от разного рода опасностей и угроз социальному здоровью в различных кризисных ситуациях жизнедеятельности. Эти элементы предполагают владение соответствующими умениями, знаниями и навыками, определенный уровень развития мнемических, перцептивных, интеллектуальных, эмоционально-волевых способностей, а также сформированную мотивацию к тому, чтобы обеспечить безопасность в кризисных условиях жизнедеятельности [3].

Понятие «социально-психологическая безопасность» мы рассматриваем, опираясь на теоретико-методологические исследования Г.В. Грачева [4] и И.А. Баевой [5], как переживание молодым индивидом чувства собственной защищенности, справедливости во взаимодействии с общественной средой, в наличии возможностей у этой среды и самой личности для предотвращения и устранения угроз при наличии ресурсов сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям.

Отношение молодежи к себе, к социуму, социальная активность, степень ее удовлетворенности жизнью создает пространство социально-психологической защищенности от угрожающих факторов ее жизнедеятельности. Как умозаключают Е.Н. Каменская и Л.В. Толмачева, социально-психологическая безопасность представляет собой состояние динамического баланса отношений молодежи к миру, к социуму, к себе, его активности и удовлетворенности, соответствующих различным угрожающим воздействиям как внешнего, так и внутреннего мира. Социально-психологическая безопасность способствует возможности молодых людей к саморазвитию, сохранению целостности и реализации собственных целей и ценностей в процессе жизни и социальной деятельности [6].

Развитие современной российской молодежи в условиях неопределенности и рискогенно-сти общественной среды при преодолении опасных обстоятельств, угрожающих ее социальному здоровью, является возможностью становления молодежи себя, выбора своего жизненного пути и самоактуализации личности. Социальное здоровье молодежи выступает основанием безопасности всей социальной системы, т.е. такого ее состояния, при котором обеспечивается сохранение ее целостности, социально-психологической устойчивости и жизнеспособности в процессе взаимодействия ее структурных составляющих [7, с. 116]. Такими структурными составляющими безопасности являются не только социально-экономическая, демографическая, культурная и др., но прежде всего - социально-психологическая безопасность.

Что касается критериев социально-психологической безопасности, то ими считаются индивидуальный социально-психологический опыт и личностно-психологические особенности молодых индивидов. И, как отмечают исследователи, эти критерии весьма многообразны, поскольку условия взаимоотношений молодежи с социальной средой также отличаются многообразием. Так, Т.В. Эксакусто в своей монографии, посвященной теоретическим основам социально-психологической безопасности, подчеркивает, что важнейшим критерием безопасности молодого поколения является его целостность, включающая в себя физические, психические, духовные и социальные компоненты. Кроме того, не менее важным критерием социально-психологической безопасности является личностный рост молодежи и ее развитие (как результат преодоления различных опасностей, кризисных условий жизнедеятельности и сохранения своей целостности] [8].

Необходимо подчеркнуть, что в полной социально-психологической безопасности, также как и в состоянии абсолютного социального здоровья ни один молодой человек пребывать не может, могут встречаться только различные степени опасности и для социального здоровья в том числе. Социальное здоровье и социально-психологическая безопасность - это только известные идеальные состояния, к которым необходимо стремиться. В этой связи, с нашей точки зрения, более правильно будет говорить не просто об обеспечении социально-психологической безопасности российской молодежи, а о защите ее жизнедеятельности в кризисных условиях существования, и проблеме формирования ее социального здоровья с учетом того, что жизнеспособность российского общества, его социально-психологический потенциал и перспективы развития напрямую связаны именно с молодежью и уровнем ее социального здоровья.

Прежде чем переходить к интерпретации феномена «социальное здоровье» молодежи, подчеркнем, что еще в 60-е гг. прошлого столетия уже упомянутая нами Всемирная Организация Здравоохранения предложила такую трактовку феномена здоровья, которая выходит за пределы биомедицинской интерпретации. Так, согласно ВОЗ, здоровье человека определяется в качестве «состояния полного социального, психического и физического благополучия, а не просто отсутствие болезней» [2, с. 1]. Данное определение базируется на безусловном понимании социального здоровья как состояния, на которое оказывают влияние факторы не просто физического и физиологического характера, а социокультурные, социально-экономические, психологические, социальные факторы. Важно отметить, что экспертами ВОЗ убедительно доказано, что улучшение качества жизни, формирование и сохранение физического, психического и социального здоровья всех слоев населения, и молодежи, в особенности, ведет к ускорению социально-экономического развития общества и обеспечению социальной и психологической безопасности в целом, и в кризисных условиях жизнедеятельности, в частности.

Основы социально-психологического подхода к пониманию социального здоровья молодежи лежат в теоретической концепции Э. Фромма, согласно которой, здоровье всякой личности зависит не столько от нее самой, сколько от структуры данного общества. Следуя такой логике, можно умозаключить, что если общество оказывает развивающее влияние на молодое поколение, то это будет способствовать формированию у него социального здоровья, а, следовательно, и формированию ощущения социально-психологической безопасности. И, напротив, если социум оказывает деформирующее воздействие на молодежь, то это повлечет за собой снижение уровня социального здоровья и, как следствие, не будет способствовать формированию у нее ощущения социально-психологической безопасности.

В целом, анализ социально-психологической литературы показал, что социальное здоровье зависит от ряда объективных и субъективных показателей. В качестве таких показателей, как правило, выделяют: адекватность самооценки; удовлетворенность жизнью; открытость внешнему миру; осознание и следование своим ценностным ориентациям, адекватное восприятие социальной действительности; интерес к окружающему миру; адаптация к общественной среде; направленность на общественно полезное дело; культура потребления; эмпатия; ответственность перед другими; альтруизм; готовность к изменениям, свобода и активность личности в различных ситуациях жизнедеятельности.

Эмпирическая картина социального здоровья молодежи оказывается очень противоречивой, что отражает противоречия нестабильность социального бытия современной российской молодежи. Так, Н.Б. Парфенова, исследуя восприятие студенческой молодежью факторов, угрожающих ее социально-психологическому существованию, в числе основных угроз указывает на потерю чувства безопасности, переживание неуверенности в будущем и угрозу социально-экономическому благополучию [9].

По результатам нашего исследования, каждый второй опрошенный отмечает существование в современном российском обществе проблем, связанных со «сложностями с трудоустройством», «социальной незащищенностью», каждого третьего опрошенного волнует опасная обстановка в социуме, наличие «национальных и религиозных конфликтов», а также «рост молодежного экстремизма».

Социальное здоровье, будучи социальным по своей природе феноменом, является одновременно показателем индивидуального социального здоровья каждого молодого человека, и социального здоровья общества. Надо отметить, что на индивидуальном уровне социальное здоровье выступает интегральной характеристикой полноценности как физического, так и психосоциального функционирования молодых людей, зрелости механизмов их личностной саморегуляции, способности успешно взаимодействовать с социальным окружением и выступать

активным субъектом собственной жизнедеятельности, испытывая при этом ощущение психосоциального комфорта и безопасности [10]. Что же касается общества, то на этом уровне социальное здоровье является некоей сущностной характеристикой жизнеспособности в любых, в том числе и кризисных условиях жизнедеятельности молодежи, ее возможности гармоничного развития в различных сферах (экономической, политической, духовной, социальной, психологической] [11]. На этом уровне социальное здоровье молодежи выступает в качестве определенного условия, обеспечивающего гармоничные отношения между внутренними потребностями молодых людей и потребностями общества, что ориентирует молодежь на выполнение своих жизненных (биологических и социально-психологических] функций.

Таким образом, ключевым компонентом для описания социально здорового молодого человека является понятие «гармония», позволяющая испытывать внутреннее ощущение социально-психологической безопасности даже в кризисных условиях жизнедеятельности молодежи. Об этом в своей диссертационной работе пишет и А.И. Анисимов, говоря, что социальное здоровье индивида отражает степень гармоничности отношений личности с социальным окружением и степень ее социальной зрелости [12]. Подобное понимание социального здоровья мы находим также у Л.А. Байковой. Так, она утверждает, что социальное здоровье молодежи - это состояние гармонии взаимоотношений молодого человека с окружением, культурой, обществом, - гармонии, которая способствует не только эффективному развитию и самоактуализации, но и благотворному влиянию на формирование социально-психологической безопасности, которое позволяет преодолевать кризисные ситуации в жизнедеятельности молодежи [13].

Таким образом, социальное здоровье личности является серьезным условием социально-психологической безопасности личности молодого человека. И поэтому формирование, сохранение и укрепление социального здоровья российской молодежи рассматривается как одна из важнейших задач общества и государства.

В этой связи в практике формирования социального здоровья молодежи с целью обеспечения ее социально-психологической безопасности в кризисных условиях жизнедеятельности необходимо выделить несколько направлений:

- разработку и реализацию концепции социальной работы с молодежью. Ориентирами такой работы могут служить профилактика и преодоление дезадаптивных ситуаций, оздоровление образа жизни, искоренение социальных предрассудков и вредных привычек и др. В осуществлении этой сложной деятельности необходимо опираться на современные технологии социальной работы с молодежью и развивать ее собственный социально-психологический потенциал [14];

- пропаганду и разъяснение основных положений оптимальной тактики поведения в опасных условиях и ситуациях;

- социально-психологическую экспертизу, которая позволяет выработать наиболее адекватные современной ситуации и современным опасностям рекомендации по поводу «правильного» поведения молодежи в условиях, угрожающих ее физическому, психическому и социальному здоровью, а также профилактике неадекватного поведения;

- специальное обучение, в ходе которого происходит формирование конкретных личностных качеств, способствующих социально-психической устойчивости личности и психологической готовности к определенным действиям в случае опасности для противостояния ее негативным социально-психологическим воздействиям;

- необходимо усиление роли государственного регулирования социальными процессами и формирование эффективной и адекватной современности социальной молодежной политики в рамках обеспечения социально-психологической безопасности.

Литература

1. Морев М.В., Шабунова А.А., Кулин К.А., Попова В.И. Проблемы насильственной смертности в России / отв. ред. проф. В.А. Ильин. Вологда, 2012. 158 с.

2. Устав ВОЗ. Женева, 1968.

3. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза. Таганрог, 2005. 305 с.

4. Каменская Е.Н., Толмачева Л.В. Культура здоровья как составляющая психологической безопасности // Инженерный вестник Дона, 2014, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2014/2651.

5. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. - М.: ПЕР СЭ, 2003. 304 с.

П р о б л е м ы с о ц и о л о г и и

6. Баева И.А. Психология безопасности: Теоретическая основа практической помощи человеку в экстремальной ситуации // Журнал практического психолога. 2008. №4. С. 8-26.

7. Верещагина А.В., Самыгин С.И., Гафиатулина Н.Х. и др. Социология безопасности: Учебник. -М.: ИНФРА-М, 2017. 264 с.

8. Эксакусто Т.В. Теоретические основы социально-психологической безопасности: Монография / Под ред. Н.А. Лызь. Таганрог, 2011. 244 с.

9. Парфенова Н.Б. Исследование социально-психологической безопасности молодежи в условиях ожидаемой угрозы идеологических террористических проявлений // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19. С. 168-171.

10. Морев М.В. Теоретические аспекты изучения социального здоровья общества // Вопросы территориального развития. Выпуск 4 (4], 2013. С. 1-9.

11. Lubsky A.V., Lurje A.G., Popov A.V., Serikova I.B., Zagutin D.S. Russia in search of national integration model // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 4. С. 209-214.

12. Анисимов А.И. Социально-психологические критерии оценки социального здоровья учителей: дис. ...д-ра ист. наук. СПб., 2011. 179 с.

13. Байкова Л.А. Социальное здоровье детей и молодежи: методология, теория и практика: монография; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2011. 224 с.

14. Гафиатулина Н.Х. Социальное здоровье российской молодежи в условиях риска трансформирующегося общества // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2012. №3 (31]. С. 137-142.

Gafiatulina Natalya Halilovna, Candidate of sociological science, associate professor of chair of modeling of social processes; Southern federal university (160, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: gafiatulina@yandex.ru

Zagutin Dmitry Sergeyevich, candidate of technical sciences, doctor of philosophy, professor of department of public relations; Don state technical university (1, Pl. Gagarina, Rostov-on-Don, 344010, Russian Federation). E-mail: rostov-zd@mail.ru

Samygin Sergei Ivanovich, doctor of sociological sciences, professor of department of human resource management and sociology; Rostov state economic university (RINH) (69, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: samygin@gmail.ru

SOCIAL HEALTH IN THE CONTEXT OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL SECURITY

OF THE RUSSIAN YOUTH

Abstract

The article presents a sociological understanding of the socio-psychological security of the Russian youth in the context of formation of social health of youth. Social health of Russian youth currently occupies a significant place in sociological discourse due to the complexity of the process of adaptation of young Russians in an unpredictable and changing reality. Socio-psychological security is essential for the full development of Russian youth. The formation and preservation of physical, mental and social health of Russian youth is to accelerate socio-economic development and ensure social and psychological security. Keywords: social health, Russian youth, socio-psychological security, social welfare, society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.