МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
соответствующие риски. Данная позиция соответствует компетентностному подходу к обеспечению безопасности и здоровья.
Список используемой литературы:
1. Алексеев, С.В. Спортивное право России. Правовые основы физи-ческой культуры и спорта: учебник для студентов вузов / С.В. Алексеев; под ред. П.В. Крашенинникова.- 2-е изд., стереотип.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 671 с.
2. Махонин Е.В. Естественнонаучные основы физической культуры и спорта [Текст]: монография. ФГБОУ ВПО ОГУ. - Орел., 2014. - 143 с.
3. Сапронов, В.В. Идеи к общей теории безопасности. // Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». - № 1,2,3.- 2007.
© В.В. Харченко, 2015
УДК 304.5
О.Г.Худасова
Аспирант, факультет ИТиПМ ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», НИУ «БелГУ» г. Белгород, Российская Федерация В.В.Баскакова Магистр , факультет МИЕО ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», НИУ «БелГУ» г. Белгород, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНО - ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТЕ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Аннотация
Рассмотрение вопроса социально-культурной работы в детском оздоровительном лагере связана, в частности, с распадом основных целеобразующих элементов воспитательной политики, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании. Происходят изменения ценностных ориентаций у различных социально-демографических групп населения России.
Ключевые слова
Социально-воспитательная работа, детский лагерь, воспитательная политика, детский оздоровительный
лагерь (ДОЛ), самореабилитация
Сейчас социальное воспитание становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Именно социальное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков, чему способствует социальнокультурная работа в детском летнем лагере, так как социально-культурная работа в детском летнем лагере оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования воспитательного потенциала социально-культурной работы в детском летнем лагере приобрела особую актуальность.
184
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Современная педагогическая наука социальное воспитание рассматривает как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром через достижение жизненного успеха, социальной компетентности, социального самоопределения. Как область педагогического знания, социальное воспитание призвано изучать и решать комплексные проблемы развития человека в среде, учитывая все основные воздействия, которые испытывает индивид на всех этапах становления и развития личности. Как показал анализ, состояние нынешней системы воспитания в школах представляется как весьма сложное.
Исследователи современных проблем системы воспитания в школе связывают их с пересмотром основных целеобразующих элементов воспитательной политики и переоценкой ценностей, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также с тем, что само общество переживает всесторонний кризис. Неблагоприятная социокультурная среда формирует кризисное состояние у детей. Происходит опасная негативная переориентация нравственного состояния у некоторой части детей в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: половая распущенность, наркомания, алкоголизм, проституция, национальная рознь. Важнейшей задачей педагогов сегодня является не только подготовка высококвалифицированного специалиста, но и человека, способного к саморазвитию, коммуникабельного, обладающего системой ценностей, обеспечивающей его активное участие в становлении гражданского общества. Все эти требования могут успешно реализовываться педагогом через систему воспитательной работы, где основным направлением является организация педагогически целесообразной социальнокультурной работы.
Лагерь - это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Детский оздоровительный лагерь призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. ДОЛ являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества [1].
Суть педагогической стратегии, реализуемой на базе детских лагерей, определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны, необходимо всемерно содействовать развитию личности ребенка и значит - реализовать по отношению к нему комплекс педагогических задач. С другой - лагерь должен заинтересовать ребенка новизной форм и видов деятельности, включить его в общий процесс с той целью, чтобы в дальнейшем подросток сам принимал активное участие в заинтересовавшей его форме деятельности, предлагал свои идеи, содействовал реализации новых проектов. Условия детских лагерей уникальны с точки зрения самостоятельной жизнедеятельности личности. Именно в лагере ребенок на длительное время освобождается от авторитарного влияния школы, опеки и контроля родителей.
Детский лагерь располагает значительными возможностями для развития и активизации познавательной мотивации детей, раскрытия творческого потенциала личности в сфере свободного времени. Одним из основных видов взаимодействия в структуре свободного времени детей в условиях лагеря является социально-культурная работа. Содержание социально-культурной работы в лагере определяется культурнодосуговыми программами, предполагающими творческое развитие и самореализацию личности ребенка, развитие способности к самопознанию и самосовершенствованию средствами искусства, пробуждение интереса детей к познанию культуры своего народа, формирование культурной, исторической, национальной памяти.
Важное место в сфере свободного времени детей в лагере занимает спортивно-оздоровительная деятельность. Она позволяет реализовать потребность ребенка в активном действии, направлена на снятие накопленной за учебный год усталости, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, привитие интереса к спорту, физическому развитию, обучение навыкам, необходимым в жизни (плавание, умение ориентироваться на местности, оказание первой медицинской помощи). В структуре деятельности
185
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
детских лагерей важным компонентом является игровая деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, примерить на себя различные социальные роли, сформировать нравственные оценки, выступает важнейшим фактором объединения детей и взрослых. Через объединение с трудом, познанием, искусством, спортом, игра обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего гармонического развития личности.
Список использованной литературы:
1. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков.
- Ярославль: Академия развития, 2013. - 256 с.
© О.Г.Худасова, В.В. Баскакова, 2015
УДК 37
А.Г. Чехлова
Магистрант 1 курса Факультет психологии и педагогики Елецкий государственный университет г. Елец , Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО
МАТЕМАТИКЕ
И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Аннотация
В статье рассматриваются особенности построения и проведения интегрированных уроков в начальной школе. Представленные в статье загадки и скороговорки помогут учителю начальных классов в осуществлении интеграции знаний по математике и литературному чтению.
Ключевые слова
Интегрированный урок, интегративно-тематический подход, межпредметные связи, математика,
литературное чтение.
Организация учебно-воспитательного процесса в новых инновационных технологиях требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении целей и содержания, форм и методов построения учебной деятельности учащихся.
Одно из направлений методического обновления уроков в начальных классах - конструирование интегрированных уроков и проведение их на основе интеграции учебного материал нескольких учебных дисциплин.
Целью уроков, построенных на интеграции содержания является разностороннее изучение определенного объекта, явления, осмысленное восприятие окружающего, приведение знаний в определенную систему, побуждение фантазии и интереса, развитие позитивно-эмоционального настроя. Привлечение интересного материала дает возможность с разных сторон познать явление, понятие, добиться целостности знаний. И это не случайно, ведь младший школьник воспринимает окружающий мир целостно. Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, которые предусматривают эпизодическое включение в урок вопросов и заданий по материалу других предметов, что имеют дополнительное значение для изучения его типа. Это есть отдельные кратковременные моменты уроков, содействующие глубокому восприятию и осмыслению любого конкретного понятия.
На уроках чтения в 3-м классе по теме «Приди весна с радостью!» мы в беседе активизируем признаки картины природы в середине или конце весны, приобщаем детские рисунки на весенние темы. В этом случае мы имеем дело с межпредметными связями уроков окружающего мира и изобразительного искусства.
186