1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : [web-сайт]. - Режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru. - 28.11.2017.
2. Правила противопожарного режима в Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. №390 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902344800. - 28.11.2017.
УДК 374
Э.Б. Жавкин,
А.А. Старцев г. Шадринск
Психолого-педагогическая поддержка детей как условия организации
отдыха в летнем лагере
В статье говорится о необходимой совокупности четко разработанной комплексной воспитательно-оздоровительной программы и профессиональной психолого-педагогической поддержки ребенка как системы педагогических условий, способствующих правильной организации оздоровительно-воспитательной работы с детьми в летних лагерях.
Оздоровление, здоровый образ жизни, воспитательно-оздоровительная программа, летний лагерь.
E.B. Zhavkin, A.A. Starcev Shadrinsk
Psychological-pedagogical support of children as the conditions for recreation
in summer camp
The article refers to the necessary set of clearly developed a complex educational-recreational programs and professional psychological and pedagogical support of the child as a system of pedagogical conditions conducive to the organization of health educational-recreational work with children in a summer lager.
Keywords: recovery, healthy lifestyle, educational-recreational, summer camp.
Сегодня есть множество подходов к организации работы в летних лагерях. Их различают, прежде всего, цели и задачи, которые ставятся перед педагогическим коллективом, соответственно, пути их реализации. Есть подход, в котором забота коллектива сводится к организации воспитательного воздействия на социальную сторону развития личности, который имеет право на существование. Мы же подошли к организации летнего отдыха с комплексных позиций - воспитания и здоровьесбережения детей. Этот подход имеет право на свое существование потому, что дети возвращаются домой из лагеря окрепшие, оздоровленные, получившие «уроки жизни», «уроки взросления». Важно, чтобы дети в лагере почувствовали себя взрослыми и в то же время остались детьми со своими радостями и интересами. Вместе с тем привитие навыков самооздоровления и оказания квалифицированной медицинской заботы о здоровье детей позволяют наиболее продуктивно реализовать идеи воспитания, создание комфортных условий для самореализации ребенка и активного детского отдыха.
Создание комфортной среды детской жизни и деятельности, оздоровления детей и поддержки их стремления к самореализации и самооздоровлению это многовариативная возможность проявить себя, свое Я в творческой и здоровьесберегающей атмосфере лагеря. Идея разработки комплексной воспитательно-оздоровительной программы летнего отдыха детей сопряжена с общением на равных детей и взрослых, полное отсутствие в процессе общения с детьми решения вопроса с позиции силы, стремлением передать ребенку все свое мастерство и умение, поддержать, одобрить первые шаги к самопознанию своего Я и своего здоровья, дать ребенку возможность поверить в собственные силы, ощутить поистине дружескую атмосферу лагеря и стать равноправным членом коллектива.
В организационно-содержательном плане комплексная воспитательно-оздоровительная программа включает идею соревновательности, социальных проб (для ребенка создаются условия для выбора своей позиции, способа поведения). Все это обусловило направления и содержание программы организации воспитания и оздоровления детей в летнем лагере:
- оздоровление ребенка, восстановление его физического потенциала в условиях экологически чистой природной зоны с использованием методики восстановительного процесса на основе природных ресурсов, разработанных педагогами в опытно-поисковой работе;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- развитие потребности ребенка в самореализации и самосовершенствовании;
- формирование умений ориентироваться в ситуациях жизненного выбора, самостоятельно выбирать и решать жизненные ситуации;
- приобщение к общечеловеческим культурным и нравственным ценностям;
- воспитание в ребенке свободы общения с окружающими, раскрепощенности, ощущения самостоятельности, собственной духовной и физической красоты.
Психолого-педагогическая поддержка детей в организации отдыха в летнем лагере -это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи детям и система корректирующих воздействий на основе мониторинга изменений в процессе развития личности. В условиях летнего лагеря психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей выполняет следующие функции:
воспитательная - предполагает восстановление положительных качеств, позволяющих комфортно чувствовать себя в окружающей среде;
компенсаторная - формирование у детей стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который они любят и в котором могут добиться признания окружающих;
стимулирующая - направлена на активизацию положительной социально-полезной, практической деятельности ребенка; она реализуется посредством заинтересованного эмоционального отношения к личности ребенка и его поступкам;
корректирующая - применение разнообразных методов и приемов, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
В данном условии предусматривается:
1) изучение ребенка, его индивидуальных характеристик и проблем затруднения в адаптации пребывания в летнем лагере, выбор методов и приемов, направленных на создание комфортной среды детям, разработку психологом рекомендаций для организации воспитательной работы с данным ребенком;
2) консультирование индивидуальное, предназначенное для обеспечения оптимальной адаптации и самореализации ребенка за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления затруднений и построенное на принципах гуманности, позитивности, адекватности, системности, реалистичности со стороны психолога-консультанта;
3) прогнозирование возможных поведенческих проблем у конкретного ребенка или группы детей или проблем в общении с детьми и взрослыми. В данном случае анализируются факторы, позволяющие прогнозировать поведение детей биопсихогенного характера - эмоциональные всплески, неустойчивость настроения, неспособность к объективным оценкам себя и своего поведения; положение ребенка в группе - утрата комфортного положения в группе; влияние референтной группы на ребенка - лидер он в этой группе или полностью принимает ее ориентации;
4) комплекс мероприятий по сопровождению разнообразной детской деятельности, формированию у ребенка рефлексивной позиции, социальное закаливание на основе социальных проб, подготовка к решению конфликтных ситуаций.
Сопровождающими в данной модели являются три ведущих аспекта: управленческий, психолого-педагогический и коммуникативный.
Управленческий аспект предполагает сочетание таких компонентов, как защищенность детей во всех возможных ее формах, стимулирование, поддержку и психологический климат в летнем лагере.
Психолого-педагогический аспект - это персонифицированный подход в организации оздоровительно-воспитательной работы с детьми, находящейся в единстве с целостным воспитательным процессом и организацией детской деятельности во время отдыха.
Коммуникативный аспект усиливает контакты детей и педагогов, сотрудников летнего лагеря и способствует созданию общих эмоциональных переживаний. Также предполагает оказание помощи и поддержки детям при возникающих проблемах, справедливое, равное отношение к каждому ребенку и объективную оценку его действий и поступков вне зависимости от уже сложившихся межличностных отношений, сбережение психически-коммуникативного равновесия, сохраняющего социальное здоровье детей.
Таким образом, четко разработанная комплексная воспитательно-оздоровительная программа и вместе с тем профессиональная психолого-педагогическая поддержка ребенка представляют собой систему педагогических условий, способствующих правильной организации оздоровительно-воспитательной работы с детьми в летних лагерях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байбородова, Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере : учеб.-метод. пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - Ярославль : Академия развития, 2003. - 254 с.
2. Гарунов, М.Г. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы / М.Г. Гарунов, П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.
3. Ибрагимов, Х. Аутогенная тренировка как средство воспитания / Х. Ибрагимов // Воспитание школьников. - 1995. - № 4. - С.65.
УДК 371
Н.С. Касьянова, г. Шадринск
Деловая игра как форма проведения семинарских и практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в высшей
школе
В статье рассматриваются дидактические возможности деловой игры. Обосновывается возможность использования деловой игры как формы проведения семинарских и практических занятий в изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высшей школе.
Деловая игра, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», проведение семинарских и практических занятий в ВУЗах.
N.S. Kasyanova Shadrinsk
Business game as a form of holding seminars and practical classes on subject Social Safety in the University
The article examines the didactic potential of the business game. The article substantiates the possibility of using business games as the form of conducting seminars and a practical training in studying the subject Social Safety in the University.
Key words: the business game, Basics of Personal and Social Safety, conduct seminars and a practical training in the Universities.
В связи с увеличением количества потенциально опасных факторов для жизни, здоровья и деятельности людей возрастает актуальность проблемы формирования компетенций в сфере безопасности жизнедеятельности, культуры личной и общественной безопасности человека. Однако, по мнению В.А. Акимова, C.B. Белова, Ю.Л. Воробьева, И.Н. Немковой и др., культура безопасности жизнедеятельности еще не стала необходимым императивом для многих членов общества, особенно молодежи. Анализ результатов обучения студентов, проведенный И.А. Голубевой показал, что выпускниками вузов культура безопасности жизнедеятельности не рассматривается как значимая характеристика личности, несмотря на введение в учебные планы и образовательные стандарты всех направлений подготовки в качестве обязательной учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Многие преподаватели в настоящее время ищут разнообразные формы проведения занятий, особенно семинарских и практических, которые отличаются от традиционных. Ежедневно преподаватель высшей школы сталкивается с различными ситуациями, в