_ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ_
DOI 10.24411/1813-145X-2019-10345
УДК 37
Л. В. Байбородова https://orcid.org/0000-0002-4440-5013 Г. И. Симонова https://orcid.org/0000-0002-0721-287X И. Г. Харисова https://orcid.org/0000-0002-7782-664X
Педагогические основы деятельности детских оздоровительных лагерей
В статье обозначается актуальность определения педагогических основ деятельности детских оздоровительных лагерей (ДОЛ), дается общая характеристика и отмечаются основные функции ДОЛ, обозначенные в нормативных документах: организация отдыха и оздоровления детей. На основе анализа литературных источников, современного опыта и запроса детей и родителей определяются общая цель детских оздоровительных лагерей, задачи и функции (дополнительное образование, воспитание, социализация, организация, интеграция), представлена классификация детских оздоровительных лагерей на основе различных признаков, которая обуславливает решение специальных задач конкретным ДОЛ. Предлагаются подходы, которые важно учитывать при проектировании и организации деятельности детского оздоровительного лагеря: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, программно-вариативный, социально-адаптивный, средовой, развивающий. Определяются формальная и неформальная структуры ДОЛ, подчеркивается необходимость непротиворечивого взаимодействия этих структур. Рассматриваются условия, обеспечивающие успешность развития, воспитания и социализации ребенка в ДОЛ, особое внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению ребенка в лагере с целью оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и осуществлению корректирующих действий на основе отслеживания изменений в развитии ребенка, обозначаются компоненты и функции такого сопровождения. Уделяется внимание организации деятельности временных объединений в лагере (отряд, кружок, клуб, секция, творческая группа), дается характеристика их особенностей и предлагаются рекомендации по взаимодействию педагогов с детьми в этих объединениях. Рассматриваются основания для формирования таких объединений, подчеркивается, что ДОЛ предполагает создание целого спектра временных детских объединений для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей детей.
Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, цель, задачи, функции, классификация ДОЛ, психолого-педагогическое сопровождение, временные детские объединения.
GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
L. V. Baiborodova, G. I. Simonova, I. G. Kharisova
Pedagogical Bases of Children's Health Camp Activity
The relevance to define pedagogical bases of activity of the children's health camps (CHC) is proved in the article, the general characteristic is given and the main functions of CHC designated in normative documents are noted: organization of rest and health improvement of children. On the basis of the analysis of references, modern experience and request of children and parents a common goal of children's health camps, tasks and functions (additional education, education, socialization, organization, integration) are defined, a classification of children's health camps is presented on the basis of various signs which causes the solution of special tasks to certain CHC. Approaches are offered, which are important to take into consideration at design and organization of activity of the children's recreation camp: system, activity, personal focused, program and variable, social and adaptive, environmental, developing. The formal and informal structure of CHC is defined, need of consistent interaction of these structures is emphasized. The conditions providing success of development, education and socialization of the child in CHC are considered, special attention is given to psychology and pedagogical support of the child in the camp for the purpose of providing pedagogical and psychological assistance in time to the children who need it and implementation of corrective actions on the basis of tracking changes in the child's development, components and functions of such support are designated. Attention is given to the organization of activity of temporary associations in the camp (group, circle, club, section, creative group), characteristic of their features is given and recommendations about interaction of teachers with children in these associations are offered. The bases for formation of such associations are considered, it is emphasized that CHC assumes creation of the whole range of temporary children's associations to satisfy children's various interests and needs.
© Байбородова Л. В., Симонова Г. И., Харисова И. Г., 2019
Keywords: children's health camp, purpose, tasks, functions, classification of CHC, psychological and pedagogical support, temporary children's associations.
Детские оздоровительные лагеря (ДОЛ) - особый тип организаций, которые действуют в России и других странах более ста лет. Приоритетные цели и задачи этих организаций менялись, но отдых и оздоровление детей всегда оставались основными функциями лагерей, обеспечивающих гарантированное право ребенка Российской Федерации, которое зафиксировано в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «О гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями и дополнениями) и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ». Перед областными органами власти и образования всегда стояла задача организации деятельности детских оздоровительных лагерей, но в конце 90-х гг. прошлого века отлаженная система в силу разных причин стала разрушаться, количество детских оздоровительных лагерей в некоторых регионах сократилось в несколько раз. В настоящее время специалистами исполнительных органов государственной власти, руководителями и педагогами ДОЛ предпринимаются попытки обеспечить качественный отдых детей и их оздоровления. Однако, организаторы сталкиваются с многочисленными трудностями и проблемами, что в значительной мере несоблюдением ряда важных педагогических положений, которыми необходимо руководствоваться при проектировании деятельности ДОЛ, учитывая конкретные условия, запросы детей и их родителей.
Проблемы организации отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях активно изучались, начиная примерно с 60-х гг. прошлого века. Различным аспектам деятельности ДОЛ, временных детских объединений были посвящены научные исследования и публикации К. Н. Волкова, О. С. Газмана, В. Д. Иванова, В. П. Ижицкого, А. Г. Кирпичника, А. Н. Лутошкина, В. Ф. Матвеева, М. И. Рожкова, Л. И. Уманского, И. И. Фришман и многих других [1, 3, 22].
В настоящее время проблема исследования организации деятельности детских оздоровительных лагерей актуализировалась, появляются новые публикации, в частности, вызывают интерес результаты исследования, проведенного Е. Н. Папушей в Ульяновской области. Автор предлагает идеи формирования адаптивной воспитательной системы в детских оздоровительных лагерях [15].
Детский оздоровительный лагерь в большинстве источников характеризуется как воспитательное учреждение, реализующее систему мероприятий, направленных на решение достаточно широкого спектра целей и задач, связанных, в первую очередь, с организацией процессов развития и формирования
личности ребенка в сочетании с его отдыхом и оздоровлением. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» относит детский лагерь к организациям отдыха и оздоровления детей. Согласно данному документу, «отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни...». По сути, данное положение характеризует основное предназначение детских лагерей - создание среды, благоприятной для оздоровления подрастающего поколения, осуществления активного отдыха детей, реализации интересов и потребностей в самопроявлении и самореализации в различных сферах деятельности.
Опираясь на результаты анализа психолого-педагогической литературы, учитывая передовой опыт, современные условия, запросы детей и родителей, мы сформулировали цель деятельности детского лагеря: создание условий для развития индивидуальности и личности каждого ребенка, воспитания и формирования социально и личностно значимых качеств у детей, удовлетворения их потребности в самореализации.
Цель конкретизируется следующими задачами, которые решаются педагогическим коллективом детского лагеря:
- выявление и удовлетворение интересов и потребностей детей в выбранной сфере деятельности;
- формирование у детей представлений и привычки здорового образа жизни, потребности в сохранении и укреплении своего здоровья;
- формирование системы отношений ребенка с людьми, окружающим миром, способствующей освоению опыта социального взаимодействия, формирования чувства коллективизма и патриотизма;
- развитие у детей потребности в целесообразной организации свободного времени и содержательном досуге;
- интеллектуальное и творческое развитие ребенка через реализацию на базе лагеря дополнительных образовательных программ и включение их в разнообразные виды деятельности (познавательной, художественной, туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной, военно-патриотической);
- формирование у детей опыта самостоятельного действия в ситуациях жизненного и социального самоопределения, через включение их в систему
детского самоуправления и социально значимую деятельность;
- развитие навыков самоорганизации, самообразования, самовоспитания [3, 4].
Решая задачи, педагогический коллектив детского лагеря реализует следующие функции [1, 3]:
- дополнительного образования, предполагающую включение ребенка в деятельность, связанную с расширением его кругозора, развитием способностей в выбранной им сфере, реализацию дополнительных образовательных программ;
- социализации, социальной защиты и адаптации, обеспечивающую освоение ребенком социальных ролей, приобретение им опыта социального взаимодействия, наряду с охраной и соблюдением его прав, интересов, особым вниманием к сохранению уникальности и развитию индивидуальности каждого ребенка;
- воспитания, предусматривающего формирование у подрастающего поколения системы ценностных ориентаций в рамках общечеловеческой
Указанные цель, задачи и функции являются общими и реализуются детским лагерем независимо от его вида. В то же время следует понимать, что они могут быть уточнены и расширены с учетом специ-
культуры, взглядов и убеждений, обуславливающих проявление им активной жизненной и гражданской позиции на основе самопроявления и самореализации в выбранной сфере деятельности;
- организации, реализуемой через управление процессом жизнедеятельности детей в определенный временной период и связанной с целеполага-нием, планированием, настроением и анализом их индивидуальной и коллективной деятельности;
- интеграциии, связанной с объединением усилий членов педагогического коллектива лагеря с целью «создания необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятий детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни» [14].
Таблица 1
фики содержания и условий деятельности конкретного лагеря. Существуют разные подходы к классификации лагерей [15, 22]. В Таблице 1 представлена
Классификация детских лагерей
Признак для классификации Виды детских лагерей
Период действия Круглогодичные, сезонные, выходного дня
Период пребывания ребенка в лагере Круглосуточные, дневные
Место проведения Стационарные (расположенные в капитальных строениях-корпусах), выездные (каждый раз арендуют помещения для проведения смены), палаточные (располагаются в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток)
Организационно-правовая форма [20] Некоммерческие организации: некоммерческое партнерство (НП), автономная некоммерческая организация (АНО), учреждение (У), автономное учреждение (АУ)
Коммерческие организации: общество ограниченной ответственности (ООО), открытое акционерное общество (ОАО), закрытое акционерное общество (ЗАО), индивидуальное предпринимательство (ИП)
Ведомственные: структурное подразделение предприятий, учреждений, с отдельным счетом
Муниципальные
По видам деятельности Загородные стационарные, оздоровительные с дневным пребыванием детей в период каникул, детские санатории, санаторно-оздоровительные круглогодичного действия, труда и отдыха, палаточные
Тематическая направленность Оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря
Форма реализации Загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря
Содержание реализуемых программ Спортивные, экологические, образовательные (языковые (лингвистические), биологические, математические и т. п.), оздоровительные, лечебно-коррекционные, санаторные, культурно-познавательные, тренинговые, профориентационные, трудовые, художественные (театральные, кинематографические, музыкальные, цирковые, акробатические, танцевальные, с обучением изобразительному искусству и т. д.)
По категории участников Для всех детей, для детей-сирот, для одаренных детей, для проблемных подростков и т. п.
классификация детских лагерей на основе нескольких признаков [2, 5].
Таким образом, каждый детский лагерь имеет свой набор специфических характеристик и решает ряд специальных задач.
Детский оздоровительный лагерь можно рассматривать как достаточно универсальную форму организации отдыха и оздоровления детей «в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет», реализуемую, как правило, в каникулярный период. Педагогический коллектив определяет содержание деятельности детей ДОЛ, целенаправленно разрабатывает программу, ориентированную на развитие и воспитание ребенка в различных сферах досуга.
Как организация, осуществляющая, согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления», ДОЛ выстраивает свою деятельность, руководствуясь «федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, решениями учредителей лагеря и своим уставом». Эти документы характеризуют основные целевые ориентиры и базовые требования к организации деятельности детского оздоровительного лагеря. В настоящее время определен ряд подходов к проектированию содержания программ и форм жизнедеятельности детей в ДОЛ (Л. В. Байбородова, В. П. Бедерханова, А. В. Волохов, М. И. Журавлев, М. Б. Коваль, М. Е. Кульпединова, М. И. Рожков, Л. В. Спирин, С. Ю. Степанов, И. И. Фришман и др.). В Таблице 2 мы представляем характеристики основных подходов к организации деятельности детей в летнем оздоровительном лагере [7].
Таблица 2
Подходы к организации деятельности детей в детском ^ оздоровительном лагере
Подход Положения, характеризующие подход Условия реализации при организации деятельности детей
Системный - упорядочивание организации деятельности ДОЛ во времени и пространстве относительно поставленных целей и задач; - согласованность взаимодействия всех структур; - создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе; - взаимодействие со средой - развитие сотруднических отношений участников педагогического процесса; - развитие разновозрастного взаимодействия; - развитие детского самоуправления; - развитие взаимопомощи, поддержки, взаимоотношений между участниками педагогического процесса
Личностно-ориентированный - индивидуализация воспитательного процесса; - дифференциация педагогических средств; - свобода выбора детьми содержания и видов деятельности, детских объединений; - создание разнообразных объединений по интересам, действующих на основе самоорганизации; - рефлексивность, проявляющаяся в объективной оценке и самооценке; - приоритетность интересов и прав ребенка - учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов, потребностей, возможностей, уровня развития; - субъект-субъектные отношения детей и взрослых; - добровольность участия в предлагаемых видах и формах деятельности; - создание ситуаций для выбора позиции в совместной деятельности, выбор видов, сфер, содержания деятельности, партнеров по взаимодействию и общению
Программно-вариативный (А. В. Волохов) - единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми; - сочетание специально разработанной программы деятельности лагеря и вариативных программ работы временных детских объединений; - возрастной подход; - ориентация на многообразие интересов и потребностей детей - разнообразие предлагаемых детям видов и форм деятельности, направлений в содержании деятельности лагеря; - инвариантная и вариативная составляющие программы организации жизнедеятельности детей в лагере и временном объединении; - использование индивидуальных, групповых, коллективных форм организации деятельности детей
Социально-адаптивный - социальное закаливание (М. И. Рожков); - социальная направленность организуемой деятельности; - создание воспитывающей среды; - использование ресурсов социума; - влияние на развитие окружающей среды; - создание ситуаций социальных проб; - организация социально значимых дел и проектов; - стимулирование проявление детьми социальной активности; - освоение новых социальных ролей в процессе разновозрастного взаимодействия;
Подход Положения, характеризующие подход Условия реализации при организации деятельности детей
Деятельностный - проявление и развитие человека в активной деятельности; - становление и развитие субъектности ребенка; - созидательный и преобразующий характер деятельности; - разнообразие видов деятельности; - ориентация на интересы и потребности детей; - совместная распределенная деятельность; - сочетание коллективной и индивидуальной деятельности - вовлечение детей в интересную, разнообразную, общественно значимую посильную деятельность; - совместная выработка целей и задач предстоящей деятельности; - проектирование, конструирование и создание воспитывающих ситуаций; - возможность и необходимость осуществления различных видов деятельности, требующих творчества, непрерывного поиска новых задач, средств, действий, волевых усилий субъектов деятельности; - создание условий для развития сфер индивидуальности ребенка; - освоение ребенком новых видов деятельности
Развивающий - развитие самостоятельности и самодеятельности; - включение детей в процесс социального творчества; - проявление и развитие индивидуальности ребенка; - ориентация на достижение метапред-метных и личностных результатов реализуемых в лагере программ - творческий характер деятельности; - поддержание и стимулирование проявления детьми инициативы; - овладение новыми умениями и навыками в процессе совместных дел; - создание проблемных ситуаций для формирования мотивации участия в деятельности; - включение детей в проектную деятельность
Рассмотренные в таблице подходы важно учитывать педагогическим коллективом при организации продуктивной развивающей деятельности детей в сочетании с их оздоровлением и отдыхом во внеучебное время [8].
Детский оздоровительный лагерь как всякая социально-педагогическая система имеет свою формальную структуру, в рамках которой организуется жизнедеятельность детей. Традиционно выделяются следующие субъекты: педагогический и детский коллективы, а также родители. Специфика детского оздоровительного лагеря состоит в том, что в большинстве случаев родители как полноправные субъекты, влияющие на жизнедеятельность ДОЛ, проявляют себя эпизодически, практически не участвуя в педагогическом процессе, хотя и оказывают определенное влияние на его организацию, определяя заказ на содержание и организацию деятельности детей в ДОЛ [20].
Наряду с формальной, в коллективе ДОЛ может быть выделена и неформальная структура, формирующаяся в процессе жизнедеятельности лагеря на основе деловых и эмоциональных отношений. Неформальная структура коллектива детского оздоровительного лагеря может быть представлена создаваемыми по инициативе детей и педагогов проблемными и творческими группами, объединениями по интересам, советами дел, органами самоуправления различного уровня одновозрастного и разновозрастного состава [17, 18].
Важно, чтобы формальная и неформальная структуры ДОЛ не противоречили друг другу, дополняли друг друга, обеспечивали эффективность деятельности лагеря, способствовали созданию бла-
гоприятной для проявления и развития индивидуальности и личности ребенка среды. Целостность структуры коллектива ДОЛ обеспечивает достижение поставленных перед ним цели и задач, способствует установлению между педагогами и детьми доброжелательных сотруднических отношений в рамках решения общих проблем и реализации своих интересов в совместной деятельности [9, 19].
По сути, обозначенное выше положение является одним из условий, обеспечивающих успешность развития, воспитания и социализации ребенка в детском оздоровительном лагере. Наряду с ним могут быть выделены и другие:
- педагогический коллектив ДОЛ должен демонстрировать образцы поведения и отношений, ориентирующих детей на совершение положительных действий и поступков;
- инициатива и творчество в рамках организуемой совместной деятельности должны проявляться всеми ее участниками, как детьми, так и педагогами;
- в процессе взаимодействия педагогического и детского коллективов ДОЛ необходимо постоянно поддерживать обратную связь между участниками деятельности, поэтому формы работы, связанные с анализом, самоанализом, рефлексией, должны реа-лизовываться в лагере систематически;
- установлению положительных контактов и формированию мотивации к совместной деятельности педагогов и детей будет способствовать повышение уровня взаимной информированности об интересах, потребностях, желаниях и возможностях друг друга, для этого целесообразно использо-
вать потенциал диагностических методик и диалоговых форм взаимодействия;
- при организации в ДОЛ различных видов деятельности следует предусмотреть возможности для участия в них как педагогов, так и детей, наибольший успех в работе ДОЛ достигается, если взрослые руководствуются положением «не мы что-то делаем для детей, а мы с детьми делаем все вместе»;
- система взаимоотношений членов коллектива ДОЛ должна строиться на принципах взаимоуважения и взаимопонимания, ребенок должен чувствовать себя защищенным, иметь возможность для свободного проявления своей индивидуальности, а педагогам следует всегда быть готовым оказать ему необходимую помощь в решении проблем жизненного самоопределения;
- ориентированность совместных дел на получение конкретного продукта и преобразование окружающей действительности обеспечивается социальной направленностью деятельности, в которую включаются члены коллектива лагеря, когда педагоги могут продемонстрировать детям образцы социально ценного поведения и ценностных ориен-таций;
- педагогически целесообразное управление жизнедеятельностью ДОЛ предполагает делегирование педагогами части своих полномочий и ответственности детям, при реализации некоторых направлений и видов деятельности возможна полная передача функций управления представителям детского коллектива, что обеспечивает развитие детского самоуправления.
Реализация обозначенных выше условий предусматривает партнерскую позицию педагога во взаимодействии с детьми. При этом важно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка. Особую значимость данное положение приобретает в связи с тем, что приезжающие в лагерь дети попадают в непривычную для себя обстановку, незнакомую среду, в которой могут проявляться и обостряться имеющиеся у них проблемы социального или психологического характера [6, 10, 11].
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в лагере - это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и осуществление корректирующих действий на основе отслеживания изменений в развитии ребенка. В психолого-педагогической литературе в данном процессе традиционно выделяются следующие компоненты: диагностический, консультационный, прогностический, проектировочный, практический, аналитический.
Деятельность педагога детского оздоровительного лагеря по психолого-педагогическому сопровож-
дению ребенка сориентирована на реализацию следующих функций: воспитательной (предполагает формирование положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в социальной среде); компенсаторной (заключается в формировании у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки путем приложения сил в том виде деятельности, который ему нравится и в котором может добиться успехов, реализовать свои возможности и способности, самоутвердиться); стимулирующей (направлена на активизацию положительной социально полезной деятельности ребенка через демонстрацию педагогом заинтересованного эмоционального отношения к личности ребенка и его поступкам); корректирующей (связана с исправлением отрицательных качеств личности посредством использования методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и имеющихся у детей установок в общении и поведении).
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей призваны решать все представители педагогического коллектива ДОЛ, независимо от того, какой должностной статус они имеют: директор, воспитатель, вожатый, организатор спортивных или массовых мероприятий, руководитель кружка, секции или клуба.
Каждый педагог ДОЛ участвует в организации деятельности временных детских объединений разной направленности, поскольку они являются основной организационной формой работы с детьми в условиях лагеря.
Временное детское объединение в детском оздоровительном лагере имеет статус первичного коллектива и является основной формой организации жизнедеятельности детей. Временным оно называется в связи с тем, что период его функционирования ограничен продолжительностью лагерной смены и составляет, как правило, 21 день. Тем не менее, данное образование может обладать всеми отличительными чертами детского объединения: общая цель, совместная деятельность, относительно стабильный состав, явно выраженная структура, система деловых и эмоциональных взаимоотношений, органы самоуправления, связи с социальным окружением и другими объединениями. В качестве одной из главных задач, реализуемых педагогом в работе как с постоянным, так и с временным детским объединением, является создание и развитие его коллектива.
Обладая всеми характеристиками коллектива, детское объединение в условиях лагеря отличается следующими особенностями:
- относительно кратковременный период существования объединения, что значительно сокращает продолжительность этапов развития коллектива и
требует от педагога приложения дополнительных усилий по стимулированию и оптимизации данного процесса;
- дети, члены временного объединения, постоянно находятся в тесном взаимодействии, что обуславливает высокую интенсивность их эмоциональных и деловых контактов, ограниченную возможность находиться определенное время вне коллектива, отказаться от общения с отдельными его членами и требует от педагога особого внимания к созданию в коллективе гуманистической системы взаимоотношений, благоприятного психологического климата, атмосферы комфорта для каждого члена объединения;
- деятельность временного детского объединения в некотором смысле достаточно жестко регламентирована режимными моментами, составляющими распорядок дня в лагере, поэтому педагогу необходимо организовать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы они не чувствовали ограничений своих прав и воспринимали режим дня и выполнение необходимых обязанностей (например, ежедневная уборка территории или дежурство по столовой) как своего рода традиции, соблюдение которых помогает упорядочить жизнь в лагере;
- дети находятся в ситуации необходимости проявления высокого уровня самостоятельности, самоконтроля и ответственности, поскольку лишены родительской опеки и часто должны сами решать проблемы, преодолевать трудности, связанные с соблюдение режима дня, самообслуживанием, установлением контактов с окружающими. Чтобы, с одной стороны, помочь детям проявить свою самостоятельность и ответственность, развивать у них навыки самоорганизации, а с другой - обеспечить их социальную защиту, соблюдение прав, сохранение жизни и здоровья, педагогу потребуется выработать оптимальный вариант взаимоотношений в объединении, предполагающий развитие взаимопомощи, опосредованный педагогический контроль, отсутствие явной опеки и жесткой регламентации поступков и поведения детей;
- временные детские объединения, как правило, создаются и действуют в период, свободный от учебной деятельности ребенка в школе (каникулы, выходные дни), поэтому дети изначально сориентированы на отдых и удовлетворение тех своих интересов и потребностей, которые они не всегда могут удовлетворить в условиях школьного класса. Таким образом, работа педагога с детьми должна строиться на принципах добровольности включения в деятельность, свободы выбора, ориентации на проявляемую членами объединения инициативу, учитывать индивидуальные интересы и потребности при выборе форм работы. В то же время деятельность временного детского объединения долж-
на носить воспитывающий и развивающий характер, быть социально значимой и демонстрировать детям образцы организации полезного досуга;
- состав временного детского объединения ДОЛ характеризуется гендерным, социальным, личностным разнообразием, чаще всего является разновозрастным, членами объединения часто становятся дети, не знакомые друг с другом, имеющие разный опыт социального взаимодействия, различные условия воспитания и проживания, поэтому чем разнообразнее формы совместной работы использует педагог на первых этапах существования детского объединения, тем больше вероятность, что каждый ребенок сможет проявить себя, установить контакты с другими членами объединения;
- временное детское объединение ДОЛ требует от ребенка проявления умения быстро адаптироваться в новой социальной ситуации, находить общий язык с незнакомыми ранее детьми и взрослыми, поэтому, если он испытывает трудности в самореализации, педагог может предоставить ему возможность включиться в деятельность других детских объединений, созданных на основе интересов детей.
В условиях ДОЛ, как правило, создаются детские объединения разного типа, отличающиеся друг от друга некоторыми характеристиками. Наиболее распространенными из них являются отряд, кружок, клуб, секция, творческие группы. Такие объединения формируются при реализации определенной дополнительной образовательной программы. Они предполагают объединение детей, которые проявляют познавательный интерес к определенной сфере науки или искусства, стремятся повысить уровень своего образования и усовершенствовать имеющиеся умения и навыки.
Временное детское общественное объединение в ДОЛ может быть организовано на основе стремления детей проявить социальную активность и принять участие в реализации социально значимых проектов. Инициатива создания такого объединения может принадлежать как детям, так и педагогам, осуществляемая в нем деятельность направлена на преобразование окружающей действительности, а также может быть связана с решением важных для лагеря проблем, касающихся усовершенствования его жизнедеятельности, с созданием предметно-эстетической среды, оказанием помощи субъектам ближайшего социального окружения. В данном объединении дети разного возраста включаются в совместную проектную деятельность, имеющую социально значимый характер.
Таким образом, детский оздоровительный лагерь предполагает создание целого спектра временных детских объединений, что позволяет предоставить ребенку возможность найти сферу приложения уси-
лий для удовлетворения интересов и потребностей в самореализации, саморазвитии, самообразовании и самореабилитации, проявить свою индивидуальность, добиться признания и успеха.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере [Текст] / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - Ярославль : Академия развития, 2003. -256 с.
2. Байбородова, Л. В., Кириченко, Е. Б., Щелкунова, Л. А. Воспитание детей-сирот в загородном летнем лагере: Из опыта работы лагеря «Лесной родник» [Текст] : методическое пособие. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2003. - 119 с.
3. Байбородова, Л. В., Харисова, И. Г., Царькова, К. М. Воспитательная деятельность педагога в детском оздоровительном лагере [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, К. М. Царькова. -2-е стереотип. изд. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - 111 с.
4. Байбородова, Л. В., Харисова, И. Г. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании: учебное пособие [Текст] / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. - 342 с.
5. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Основы вожатского мастерства [Текст] : учебно-методическое пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. - М. : ЦГЛ, 2005. - 160 с.
6. Вифлеемский, А. Стратегия развития летнего отдыха [Текст] / А. Вифлеемский, Т. Криворотова // Народное образование. - 2008. - № 3. - С. 18-24.
7. Воспитательная направленность работы детского оздоровительного лагеря [Текст] / авт.-сост. А. В. Волохов, И. И. Фришман. - М. : ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. - 126 с.
8. Дети и лето: отдых, здоровье, развитие [Текст] : сборник научно-методических материалов и нормативно-правовых документов / под ред. В. А. Березиной. - М. : АНО «ЦНПРО», 2013. - 336 с.
9. Дик, Н. Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей [Текст] / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. -352 с.
10. Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков [Текст] / авт. -сост. И. В. Куц. - Волгоград : Учитель, 2007. - 166 с.
11.Куприянов, Б. В. Авторские лагеря как воспитательные организации [Электронный ресурс] / Б. В. Куприянов. -URL: http://www.ucheba.com /met_rus/k_vneklassrab/avt_lagerya.htm (Дата обращения: 05.03.2019).
12. Летний лагерь: вчера и сегодня [Текст] / по мат. работ проф. С. А. Шмакова. - М. : Дополнительное образование детей, 2009. - 120 с.
13.Настольная книга директора детского оздоровительного лагеря [Текст] : методическое пособие / автор-сост. В. В. Фролов. - Воронеж : Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, 2011. -224 с.
14.О Типовом положении о детском оздоровительном лагере. Письмо Минздравсоцразвития России от 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188 [Электронный ресурс]. - URL: https://health.bashkortostan.ru/documents/active/34053/ (Дата обращения: 05.04.2019).
15.Папуша, Е. Н. Особенности формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лаге-
рей [Текст] / Е. Н. Папуша // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 165-168.
16.Поволяева, Н. М. Детские лагеря как институт воспитания [Текст] / Н. М. Поволяева // Народное образование. -2012. - № 3. - С. 30-37.
17.Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей [Текст] : учебно-методическое пособие / М. Е. Сысоева. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
18. Сысоева, М. Е., Основы вожатского мастерства [Текст] / М. Е. Сысоева, С. С. Хансова. - М. : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 128 с.
19.Таран, Ю. В. Социально-педагогическая деятельность детского оздоровительного лагеря [Текст] / Ю. В. Таран // Народное образование. - 2004. - № 3. -С. 89-94.
20.Тетерский, С. В. Детский оздоровительный лагерь: Воспитание, обучение, развитие [Текст] : практическое пособие / С. В. Тетерский, И. И. Фришман. - М. : АРКТИ,
2007. - 104 с.
21. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статья 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (Дата обращения: 05.04.2019).
22.Фришман, И. И. Идеи современных российских концепций организации летнего отдыха детей и подростков [Текст] / И. И. Фришман // Внешкольник. - 2013. - № 1. -С. 41-48.
Reference List
1. Bajborodova, L. V. Vospitatel'naja rabota v detskom zagorodnom lagere = Educational work in the children's country camp [Tekst] / L. V. Bajborodova, M. I. Rozhkov. - Jaroslavl' : Akademija razvitija, 2003. - 256 s.
2. Bajborodova, L. V., Kirichenko, E. B., Shhelkunova, L. A. Vospitanie detej-sirot v zagorodnom letnem lagere: Iz opy-ta raboty lagerja «Lesnoj rodnik» = Education of orphan children in the country summer camp: From experience of the camp «Lesnoi Rodnik» (Forest Spring) [Tekst] : metodicheskoe posobie. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2003. - 119 s.
3. Bajborodova, L. V., Harisova, I. G., Car'kova, K. M. Vospitatel'naja dejatel'nost' pedagoga v detskom ozdo-rovitel'nom lagere = Educational activity of the teacher in children's recreation camp [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / L. V. Bajborodova, I. G. Harisova, K. M. Car'kova. -2-e stereotip. izd. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. - 111 s.
4. Bajborodova, L. V., Harisova, I. G. Tehnologii pedagog-icheskoj dejatel'nosti v dopolnitel'nom obrazovanii: uchebnoe posobie = Technologies of pedagogical activity in additional education: manual [Tekst] / L. V. Bajborodova, I. G. Harisova. -Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014. - 342 s.
5. Vajndorf-Sysoeva, M. E. Osnovy vozhatskogo master-stva = Bases of leaders' skill [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / M. E. Vajndorf-Sysoeva. - M. : CGL, 2005. - 160 s.
6. Vifleemskij, A. Strategija razvitija letnego otdyha = Strategy of summer holiday development [Tekst] / A. Vifleemskij, T. Krivorotova // Narodnoe obrazovanie. -
2008. - № 3. - S. 18-24.
7. Vospitatel'naja napravlennost' raboty detskogo ozdo-rovitel'nogo lagerja = Educational orientation of children's recreation camp work [Tekst] / avt.-sost. A. V. Volohov, I. I. Frishman. - M. : GOUDOD FCRSDOD, 2006. - 126 s.
8. Deti i leto: otdyh, zdorov'e, razvitie = Children and summer: rest, health, development [Tekst] : sbornik nauchno-
metodicheskih materialov i normativno-pravovyh dokumentov / pod red. V. A. Berezinoj. - M. : ANO «CNPRO», 2013. - 336 s.
9. Dik, N. F. Organizacija letnego otdyha i zanjatosti detej = Organization of summer holiday and employment of children [Tekst] / N. F. Dik. - Rostov n/D : Feniks, 2006. - 352 s.
10. Dopolnitel'noe obrazovanie v letnem lagere: avtorskie programmy, zanjatija kruzhkov = Additional education in the summer camp: author's programs, lessons in circles [Tekst] / avt.-sost. I. V. Kuc. - Volgograd : Uchitel', 2007. - 166 s.
11. Kuprijanov, B. V. Avtorskie lagerja kak vospitatel'nye organizacii = Author's camp as educational organizations [Jel-ektronnyj resurs]. - URL: http://www.ucheba.com /met_rus/k_vneklassrab/avt_lagerya.htm (Data obrashhenija: 05.03.2019).
12. Letnij lager': vchera i segodnja = Summer camp: yesterday and today [Tekst] / po mat. rabot prof. S. A. Shmakova. -M. : Dopolnitel'noe obrazovanie detej, 2009. - 120 s.
13. Nastol'naja kniga direktora detskogo ozdorovitel'nogo lagerja = Reference book of the director of children's recreation camp [Tekst] : metodicheskoe posobie / avtor-sost. V. V. Frolov. - Voronezh : Departament obrazovanija, nauki i molodezhnoj politiki Voronezhskoj oblasti, 2011. - 224 s.
14. O Tipovom polozhenii o detskom ozdorovitel'nom lagere. Pis'mo Minzdravsocrazvitija Rossii ot 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188 = About the Standard provision on children's recreation camp. Letter of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation dated from 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188 [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://health.bashkortostan.ru/documents/active/34053/ (Data obrashhenija: 05.04.2019).
15. Papusha, E. N. Osobennosti formirovanija adaptivnyh vospitatel'nyh sistem detskih ozdorovitel'nyh lagerej = Features of formation of adaptive educational systems in children's recre-
ation camps [Tekst] / E. N. Papusha // Kazanskij pedagog-icheskij zhurnal. - 2018. - № 6. - S. 165-168.
16. Povoljaeva, N. M. Detskie lagerja kak institut vospi-tanija = Children's camps as institute of education [Tekst] / N. M. Povoljaeva // Narodnoe obrazovanie. - 2012. - № 3. -S. 30-37.
17. Sysoeva, M. E. Organizacija letnego otdyha detej = Organization of children's summer holiday [Tekst] : uchebno-metodicheskoe posobie / M. E. Sysoeva. - M. : Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999. - 176 s.
18. Sysoeva, M. E., Osnovy vozhatskogo masterstva = Bases of leaders' skill [Tekst] / M. E. Sysoeva, S. S. Hansova. -M. : Centr gumanitarnoj literatury «RON», 2002. - 128 s.
19. Taran, Ju. V. Social'no-pedagogicheskaja dejatel'nost' detskogo ozdorovitel'nogo lagerja = Social and pedagogical activity of children's recreation camp [Tekst] / Ju. V. Taran // Narodnoe obrazovanie. - 2004. - № 3. - S. 89-94.
20. Teterskij, S. V. Detskij ozdorovitel'nyj lager': Vospi-tanie, obuchenie, razvitie: Prakticheskoe posobie = Children's recreation camp: Education, training, development: Practical manual [Tekst] / S. V. Teterskij, 1.1. Frishman. - M. : ARKTI, 2007. - 104 s.
21. Federal'nyj zakon ot 24 ijulja 1998 goda = N 124-FZ «Ob osnovnyh garantijah prav rebenka v Rossijskoj Federacii», stat'ja 1 Federal law dated from July 24, 1998 N 124-FZ «About the main guarantees of the child's rights in the Russian Federation», Article 1 [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (Data obrashhenija: 05.04.2019).
22. Frishman, I. I. Idei sovremennyh rossijskih koncepcij organizacii letnego otdyha detej i podrostkov = Ideas of modern Russian concepts in organization of children and teenagers summer holiday [Tekst] / I. I. Frishman // Vneshkol'nik. -2013. - № 1. - S. 41-48.