УДК 159.9:316.61.
Шкиль Ирина Ефимовна
аспирант кафедры общей и социальной психологии
Irina E. Shkil
graduate student of chair of the general and social psychology [email protected]
Социально-психологические факторы развития коммуникативной
компетентности личности
Socio-psychological factors of development of communicative competence of personality
Аннотация. В статье рассмотрена коммуникативная компетентность личности в системе понятий социальной коммуникации, характеризуются понятия - социально-психологические технологии, арт-технологии. Отмечается, что разработанная «Социально-психологическая арт-технология» позволяет развивать коммуникативную компетентность личности. По итогам проведенного исследования отмечено, что предлагаемая автором «Социально-психологическая арт-технология развития коммуникативной компетентности личности» даёт возможность, наблюдая результаты своих действий и их влияние на окружающих, осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности; наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; развивать навыки принятия решений в ситуациях межличностного и группового общения. Немаловажным фактором группового взаимодействия являются эмоции общающихся, сопровождающие речевые высказывания, образуя невербальный аспект обмена информацией, который дополняет и усиливает, а иногда и заменяет средства вербальной коммуникации.
Ключевые слова: социально-психологическая арт-технология, коммуникативная компетентность, социальная коммуникация.
Annotation. In the article the communicative competence of a personality in the system of the concepts of social communication, is characterized by the concept of social-psychological technologies of the art technology. It is noted that developed «Social-psychological art technology allows us to develop the communicative competence of the individual. According to the results of the study noted that the author «Socio-psychological art technology is the development of communicative competence of a person» gives the opportunity of observing the results of their actions and of their impact on others, to learn new roles and to show the latent qualities of personality; watch as the modification of the role behavior affects relationships with others; to develop skills in decision making in situations of interpersonal and group communication. Important factor group interaction are communicating emotions that
accompany speech patterns, forming the non-verbal aspects of information exchange, which complements and reinforces, and sometimes replaces the means of verbal communication.
Keywords: s\ocio-psychological art technology, communicative competence, social communication.
Социальная коммуникация выступает одним из определяющих свойств личности XXI века. Являясь феноменом общественного развития, социальная коммуникация имеет определяющее значение для культуры отдельной личности и общества в целом. Рост системы глобальной коммуникации, в том числе в виртуальной среде (интернет), трансформирует систему связей человека с другими субъектами и социальной системой в целом, задает новые линии и возможности личностного развития.
Одной из определяющих характеристик социальной коммуникации индивида является коммуникативная компетентность, поэтому одним из центральных инновационных направлений современной социальной психологии является подход к изучению коммуникативной компетентности личности и её развитию.
В рамках компетентностного определения базовых составляющих (степень готовности к социальному взаимодействию, вид социальной коммуникации и др.), коммуникативная компетентность личности в данном исследовании понимается как сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя; определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению; прогнозировать межличностные события; выбирать и осуществлять адекватные способы общения в процессе социального взаимодействия.
Глубинный анализ научного дискурса в данном направлении позволил определить мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоциональный и организующий (поведенческий) компоненты коммуникативной компетентности личности (горизонтальный срез). При этом признаётся, что, являясь частями целого, компоненты коммуникативной компетентности предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, содержание отдельного компонента раскрывается через взаимодействие с другими.
Еще одним измерением коммуникативной компетентности личности стал вертикальный срез - уровни коммуникативной компетентности: контактно-психологический, информационный, смысловой, рефлексивный.
Необходимо отметить, что, как на общественном, так и на личностном уровне коммуникативная компетентность личности - один из базовых параметров, востребованных социальной ситуацией в настоящее время. В связи с этим необходимо увеличить представление о факторах, обуславливающих ее реализацию, а также приобрести возможность ориентировать и развивать коммуникативную компетентность личности.
В целях развития коммуникативной компетентности личности нами рассматривается «Социально-психологическая арт-технология развития коммуникативной компетентности личности», в основу которой заложены
согласованные между собой приемы, методы и средства социально-психологических технологий.
Под социально-психологическими технологиями понимаются диагностические и коррекционные процедуры, направленные на изменение поведения людей, включенных в социальные группы [5, с. 448]. Объектом социально-психологических технологий являются социально-психологические явления, под которыми понимаются закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Большой интерес в системе развития коммуникативной компетентности личности представляют арт-технологии, сущность которых заключается в применении техник разных видов искусства как эффективного средства творческой самореализации и способа личностного развития будущего специалиста.
Предлагаемая нами «Социально-психологическая арт-технология развития коммуникативной компетентности личности» даёт возможность, наблюдая результаты своих действий и их влияние на окружающих, осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности; наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; развивать навыки принятия решений в ситуациях межличностного и группового общения. Немаловажным фактором группового взаимодействия являются эмоции общающихся, сопровождающие речевые высказывания, образуя невербальный аспект обмена информацией, который дополняет и усиливает, а иногда и заменяет средства вербальной коммуникации.
В своих работах Л.А. Петровская отмечает, что опыт переживаний, полученный в процессе работы группы, становится важной эмоциональной компонентой целого ряда эффектов. Сюда относятся децентрация, проявляющаяся в большей обращенности к партнерам по общению; развитие гуманистической установки в отношении партнеров; возрастание социально-психологической активности участников тренинга; осознание ими общения как самостоятельной ценности. Повышается эффективность оперативной саморегуляции (регулирование своего поведения в конкретных кратковременных ситуациях), перспективной саморегуляции (на протяжении длительного отрезка времени) [2, с. 36]. В результате межличностного взаимодействия развиваются и оптимизируются коммуникативные способности, что отражается в навыках общения и приемах межличностного оценивания [6, с. 23], а также развиваются умения ориентироваться в социальных ситуациях, понимать других людей, выбирать и реализовывать адекватные формы общения [2, с. 13].
Обращаясь к методам, методикам и приемам арт-технологий необходимо отметить, что искусство всегда являлось способом надэмпирической трансляции человеческого опыта, представляя собой одну из форм социальной коммуникации. Наряду с эстетической, аксиологической и другими функциями, искусство реализует одну из центральных функций — коммуникативную.
Арт-техники и приёмы легко осваиваются, формируют механизмы эмоциональной саморегуляции, способствуют изменению мировосприятия и системы отношений, тем самым позволяют более полно реализовать возможности личностного развития.
В.Беккер-Глош считает, что в основе современного определения арт-технологий лежит художественное творчество, связанное с действием трех факторов: экспрессии, коммуникации и символизации [1, с. 42-58].
Разработанная нами «Социально-психологическая арт-технология развития коммуникативной компетентности», базовым принципом которой является принцип рефлексии, как собственного поведения, так и поведения других участников, включает в себя драматические, танцевально-двигательные, художественные, вокальные и музыкальные арт-техники, способствующие самовыражению и совершенствованию восприятия других - через движения, мимику, жесты, художественные образы. Социально-психологическими механизмами данной технологии, способствующими развитию коммуникативной компетентности, являются: атмосфера социально-психологической безопасности; оказание взаимной поддержки; получение вербальной и невербальной обратной связи.
«Социально-психологическая арт-технология развития коммуникативной компетентности личности» способствует решению ряда проблем: психологических - внутриличностные проблемы; социально-психологических - проблемы коммуникации, включенности в общественные отношения; самоактуализации личности - открытие внутренних ресурсов (эмоциональных, энергетических, интеллектуальных, творческих), глубинной мотивации, проявление своей индивидуальности; психофизические (ориентируясь на положение о единстве сознания и тела) - снятие соматических факторов стресса - эмоционального напряжения.
В основе реализации «Социально-психологической арт-технологии развития коммуникативной компетентности личности» лежат принципы: согласованного развития социально-коммуникативных и личностных характеристик индивидов; включенности в творческую деятельность; ориентации на развитие личности; принцип системности коррекционных и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; принцип креативности; принцип рефлексии.
В ходе «Социально-психологической арт-технологии развития коммуникативной компетентности личности»« решаются следующие задачи: 1) освоение коммуникативных знаний, значимых для развития мотивационно-ценностного, когнитивного, эмоционального и организующего компонентов коммуникативной компетентности; 2) развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих поэтапный переход от контактно-психологического и информационного к смысловому и рефлексивному уровням коммуникативной компетентности; 3) развитие личностно-творческих качеств, значимых в рамках социального взаимодействия и обусловленных стремлением к самореализации.
Концепция «Социально-психологической арт-технологии развития коммуникативной компетентности личности» включает в себя три основополагающих компонента - содержательный, технологический, личностно-функциональный.
Содержательный компонент включает в себя: 1) практические блоки, содержащие спонтанное творчество с использованием элементов игры, музыки, танца, театрализации, драматизации, направленные на развитие фундаментальных потребностей личности в самоопределении, самовыражении, самоактуализации, саморегуляции и самореализации посредством коммуникативного опыта в процессе работы в группах, позволяющего развивать коммуникативную компетентность с учетом её структурно-уровневой градации; 2) теоретические блоки, органично включенные в практические, нацелены на освоение коммуникативных знаний, включающих в себя освоение студентами знаний: о ценностно-смысловой стороне общения; о личностных качествах и эмоциях его сопровождающих; о способах, атрибутах и стандартах коммуникативного поведения, способствующих и препятствующих эффективному взаимодействию.
Технологический компонент включает в себя: ^программно-методическое обеспечение практической работы; 2)процессуальную часть, в которой представлены: организация работы (подбор участников, проведение предварительного собеседования, формирование групп, определение правил участия); - выбор приёмов, форм, техник, упражнений (в нашей работе мы опирались на техники, методики и упражнения, разработанные В.В. Козловым, А.Е. Гиршоном, Н.И. Веремеенко [3, с. 286], А.И. Копытиным [4, с. 96], В.И. Петрушиным [7, с. 176], Е.И. Тарасовой [8, с. 49], которые были модифицированы нами для решения поставленных задач); определение стратегий взаимодействия.
Личностно-функциональный компонент включает в себя: управление групповыми процессами; анализ групповой динамики; ретроспективное обсуждение; рефлексия результатов.
«Социально-психологическая арт-технология» развития
коммуникативной компетентности состоит из 10 блоков занятий, каждый из которых включает в себя 3-4 арт-техники, чередуемые с теоретическим материалом. Арт-техники помогают развивать межличностную коммуникацию, непосредственно используя кинестетические паттерны. Посредством вербальной и невербальной обратной связи устанавливаются благоприятные межличностные отношения; эмоциональное заражение в процессе выполнения арт-техник стимулирует чувство совместности, принадлежности, способствует установлению контакта с самим собой и другими.
Литература:
1. Беккер-Глош, В. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера. Исцеляющее искусство. 1999. № 1. - С. 42-58.
2. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие 2-е изд.- М.: Иддателъство Ось 98, 2000. - 224 с.
3. Козлов, В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия. СПб: Речь, 2010. - 286 с.
4. Копытин, А.И. Тренинг коммуникации: Арт-терапия. М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. - 96 с.
5. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448с.
6. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982 -168 с.
7. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. М.: Владос, 1999. -176 с.
8. Тарасова, Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приёмы. Тамбов: ТОИПКРО, 2006. - 49 с.
Literature:
1. Becker-Gloss, Century Art therapy in Aleksandrovskoy psychiatric hospital of Munster. Healing art. 1999. No. 1. - P. 42-58.
2. Vachkov, I.V. technology Basics of group training. Psycho-techniques: a manual - 2-e Izd. M: Izdatelstvo Axis -98, 2000. - 224 p.
3. Kozlov, V.V. Integrative dance-movement therapy. SPb: Speech, 2010. - 286
p.
4. Kopytin, A.I. Training communications: Art-therapy. M: Publishing house of Institute of psychotherapy, 2006. - 96p.
5. Ovcharova, R.V. Practical psychology of education: Teaching aid for students of psychological faculties of the universities.M: Publishing center «Academy», 2003. - 448 p.
6. Petrovskaya, L.A. Theoretical and methodological problems of social-psychological training. M: MSUPublishing house, 1982. 168 p.
7. Petrushin, V.I. Music psychotherapy: Theory and practice. M: Vlados, 1999. -176 p.
8. Tarasova, EVGENIY Healing power of art. Art-pedagogical techniques and practices. Tambov: TOPKA, 2006. - 49 p.