УДК 740
И.Е. Шкиль
Научный руководитель: доктор психологических наук, доцент Т.В. Семенова
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ, И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассмотрена коммуникативная компетентность личности в системе понятий социальной коммуникации. Освещена уровневая концепция общения. Описаны способы измерений коммуникативной компетентности участников тренинга. Приведены результаты проведения тренингов с применением арт-технологий.
Социальная коммуникация, коммуникация, общение, коммуникативная компетентность, арт-технологии, тренинг.
The article considers the communicative competence of a person in the system of concepts of social communication. The layered concept of communication is covered in the paper. The methods of measurement of communicative competence of the participants are described. The results of the training using the-art technology are presented in the article.
Social communication, communication, communication competence, art-technology training.
Понятие «коммуникативная компетентность» было введено в научный оборот социолингвистикой (Р. Белл) и первоначально использовалось в свете коммуникативного подхода к изучению иностранных языков. На современном этапе область его применения значительно увеличилась, и оно обозначает степень готовности к социальному взаимодействию, гарантирующую личности соответствующее ее способностям и социальному статусу функционирование в обществе. При этом коммуникативная компетентность обусловлена не только свойствами личности, но и теми процессами, которые протекают в обществе, и предъявляемыми ими требованиями к своим членам.
Становление коммуникативной компетентности личности необходимо для эффективной самореализации и адаптации индивида, что объясняется восприятием понятия «коммуникация» в рамках психологической науки как функции, осуществляющей фактическую, эмотивную и информационную функцию и являющуюся смысловым актом социального взаимодействия.
Коммуникативная компетентность личности является интегративным личностным образованием, которое соединяет в систему умения и навыки поведения, знания личности о себе и обществе, отношения, которые проявляются в личностных качествах, ценностные ориентации и мотивацию. Это актуальная успешность, в рамках которой время и место, т.е. внешние условия, соответствуют внутренним предпосылкам достижения максимальной эффективности в процессе коммуникативного взаимодействия.
Изучение коммуникативной компетентности личности в рамках деятельностного подхода позволяет прийти к следующим выводам:
1. Под компетентностью следует понимать знания, умения и навыки, а так же пути осуществления деятельности с максимальной степенью квалификации в рамках определенных условий и в интересах
удовлетворения определенных потребностей (Л. А. Петровская [4], [11] и др.)
2. С точки зрения человеческого общества, коммуникация - это общение (что подтверждается синонимичностью этих слов в большинстве языков), обмен чувствами, знаниями, мыслями, а так же схемами поведения и др.
Коммуникативная компетентность взаимосвязана со способностью трансляции - приемом информации, с умением использовать невербальные и вербальные средства, с личностным воздействием, получением идентичного восприятия ситуации коммуникации и может проявляться как в виде актуальных успехов на операциональном плане, так и в виде потребности в общении на внутриличностном плане.
Каждую из характеристик сформированности коммуникативной компетентности личности можно определить следующими критериями.
Когнитивная характеристика определяется способностью демонстрировать интерес к общению (коммуникации), поддерживать и помогать партнерам по общению (коммуникации), принимать во внимание их советы, иметь критическую точку зрения на итоги общения (коммуникации), адекватно оценивать замечания партнеров по общению (коммуникации), ориентироваться в рамках процесса общения (коммуникации), демонстрировать способность к самоактуализации.
Поведенческий самоконтроль выражается в способности располагать к себе участников общения (коммуникации), чувстве юмора во время общения (коммуникации) [13], независимости принятия решения, ориентации на успех, умении невербально выразить свою позицию в процессе общения (коммуникации), понимании своего поведения в рамках процесса общения (коммуникации), которое выражается в адекватных формах поведения.
Эмотивность находит отражение в способности вести себя уверенно и спокойно, контролировать
свои чувства, способности регулировать силу голоса, а так же темп речи в соответствии с коммуникативной ситуацией, саморегуляции в конфликтных ситуациях.
На наш взгляд, особого внимания заслуживает уровневая концепция общения, разработанная Г.В. Акоповым [2]. Ученый отмечает, что в большинстве структурных описаний общения (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева и др.) мы не находим уровневой градации актов общения, за исключением работы Б. Д. Парыгина [1].
Основой нашего исследования стала трехуровневая система, представленная в работах Г.В. Акопова. Согласно его позиции [3], контакт является минимально необходимым условием общения, позволяющим реализовать общение на самом поверхностном уровне. Контакт может обеспечиваться как в знаковой (речевой) форме, так и с использованием тех или иных незнаковых (невербальных) средств. Ни в том, ни в другом случае нет передачи какой-либо содержательной информации, а всего лишь имеет место быть некий аналог сигнализации в характерных для человека выразительных средствах. Во всех случаях неотъемлемым атрибутом контакта является психологический момент (интенция, мотив, установка, направленность и т. д.). На информационном уровне осуществляется передача и прием определенной информации. Смысловое общение обусловлено многомерностью мышления, ситуативностью поведения и речевого высказывания, эмоциями и личностными смыслами общающихся. Наконец, рефлексивное общение (коммуникативная рефлексия) предполагает глубокие осознанные размышления, вдумчивый анализ своего коммуникативного поведения.
Таким образом, уровневая градация (структура) общения складывается из общения-контакта, общения-коммуникации и смыслового общения (раскрытие смысла). Первый и третий уровни в этой структуре могут носить случайный характер, не оформляясь в деятельность, в то время, как на уровне коммуникации (передача информации) общение невозможно без деятельностных компонентов. Такое структурирование общения, не отменяя другие подходы (функциональный, динамический и т.д.), позволяет разрешить проблему соотношения категорий деятельности и общения [2].
Необходимо отметить, что как на общественном, так и на личностном уровне коммуникативная компетентность личности - один из базовых параметров, востребованных социальной ситуацией в настоящее время. В связи с этим необходимо увеличить представление о факторах, обуславливающих ее реализацию, а так же приобрести возможность ориентировать и развивать коммуникативную компетентность личности.
Среди способов развития коммуникативной компетентности личности наиболее оптимальным представляется использование психологических арт-технологий. Под арт-технологией в данном исследовании понимается инновационное направление в
психологии, которое позволяет при помощи искусства решать многие педагогические, социально-психологические задачи, а также метод профилактики, реабилитации, коррекции, досуга, социализации и развития личности посредствам творчества. Становление и развитие арт-технологических методов органично связано с социально-экономическим и культурным контекстом, а потому имеет свою специфику в различных странах.
Основная особенность арт-технологий в том, что они ориентируются на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, делают акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве, способствует принятию человека таким, какой он есть.
Арт-технологии во всех своих видах (танцевально-двигательные, музыкальные, драматические, голосовые, художественные) способствуют корректировке поведенческих моделей человека, структуры и характера его межличностных коммуникаций. Изучение социально-психологических характеристик влияния арт-технологий на личностные особенности и межличностные коммуникации позволяет грамотно использовать арт-технологические методики в педагогической, социально-психологической и кор-рекционной работе.
Мы полагаем, что развитие коммуникативной компетентности целесообразно осуществлять в русле уровневой концепции общения при помощи арт-технологий. Для развития коммуникативной компетентности мы создали программу тренинга, состоящую из 10 блоков занятий, включающих в себя модифицированные нами упражнения, разработанные В.В. Козловым [6], В.И. Петрушиным [12], А.Е. Гришон [6], Н.И. Веремеенко [6], Е.И. Тарасовой [14]. В тренинге принимали участие студенты высших и средне-специальных образовательных учреждений РФ в возрасте от 18 до 21 года.
В программу тренинга входили:
1. Художественные техники: «Интервью партнера», «Наиболее яркие воспоминания детства», «Линия жизни», «Полярности», «Разговор в рисунках», «Кто я?», «Символический портрет», «Коммуникативное рисование», «Мой герб», «Работа с глиной», «Рисунок на свободную тему».
2. Танцевально-двигательные техники: «Зеркало», «Страсть и нежность», «Актер / режиссер», «Человек и его тень», «Танец противоположностей», «Любовь и ярость».
3. Музыкальные техники: «Зеркало», «Снятие напряжения», «Преодоление чувства стыда и застенчивости», «Стремление к совершенству», «Самосознание», «Самоконтроль», «Радость жизни», «Музыкант и музыкальный инструмент».
4. Голосовые упражнения: «Цвет», «Состояние», «Индивидуальность», «Восприятие».
5. Драматические: «Изображение животного», «Выражение состояний, эмоций, чувств», «Техника круговых движений», «Границы», «Энергия», «Кто Я?», «Встречи и расставания», «Разговор по душам».
Каждое упражнение сопровождалось рефлексией.
Для определения имеющегося уровня коммуникативных навыков и умений мы использовали четыре специализированных теста: «Оценка уровня общительности» [10], «Оценка самоконтроля в общении» [9], «Оценка коммуникативных умений» [8], «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» [5]. Таким образом, нами протестировано до и после проведения тренинга 112 человек.
Немаловажной частью нашего исследования стала структурно-уровневая система общения, представленная в работах Г.В. Акопова. Для целенаправленного развития коммуникативной компетентности следовало определить уровень общения студентов. Для решения этой задачи мы использовали разработанный нами «Алгоритм определения уровня общения (АО УО) методом включенного наблюдения».
Следующим шагом было введение в оценку результатов тренинга самотестирование участников, проводимое после первого и последнего блоков программы «Методикой экспертной оценки невербальной коммуникации» А. А. Кузнецовой.
Представим результаты четырех тестов - «Оценка уровня общительности», «Оценка самоконтроля», «Оценка коммуникативных умений» и «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» до и после тренинга (см. табл. 1).
Проанализировав данные «Методики экспертной оценки невербальной коммуникации» 88 участников тренинга, мы получили следующие показатели, изложенные ниже (табл. 2).
Таблица 2
Оценка невербальной коммуникации студентов до и после тренинга
Оцениваемое качество До тренинга После тренинга
Общая оценка невербального ресурса 3,38 4,89
Чувствительность, сен-зитивность к поведению другого человека 18,97 21,78
Способность к управлению своим невербальным поведением 13,25 16,05
Наблюдая за участниками тренинга, опираясь на «Алгоритм определения уровня общения (АО УО) методом включенного наблюдения», мы выявили различные модели поведения участников. В соответствии с практическими потребностями нами выделены четыре уровня коммуникативной компетентности:
1) контактный;
2) информационный;
3) смысловой;
4) рефлексивный (коммуникативная рефлексия).
Наблюдения за изменением уровня коммуникативной компетенции осуществлялись у 200 студентов во время каждого из 10 блоков тренинга. Представим данные в процентном соотношении (табл. 3).
Для того чтобы охарактеризовать различные типы студентов, принимавших участие в тренинге, и проследить динамику развития их коммуникативной компетентности, мы провели кластерный анализ. В результате исследования выявлено 5 кластеров.
Кластер 1 включает в себя 26,5 % студентов. На первых пяти занятиях данные студенты демонстрировали информационный уровень коммуникативной компетентности, а на последующих постепенно приближались к смысловому.
Кластер 2 охватывает 11,5 % испытуемых. На первых восьми занятиях они стабильно демонстрировали информационный уровень коммуникативной компетентности, на двух заключительных - смысловой.
Таблица 3
Уровень коммуникативной компетенции
Уровень Номер занятия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Контактный 41 36,5 33 30 23 16,5 10,5 5 - -
Информационный 59 63,5 60 54,5 56 57,5 58,5 47,5 45 41
Смысловой - - 7 15,5 21 26 24 35,5 39,5 38
Рефлексивный - - - - - - 7 12 15,5 21
Таблица 1
Уровень коммуникативной компетентности студентов до и после тренинга
До тренинга После тренинга
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
37 человек (33,04 %) 74 человека (66,07 %) 1 человек (0,89 %) - 98 человек (87,5 %) 14 человек (12,5 %)
Кластер 3 объединяет собой 11 % студентов. Первые два занятия выявили, что они находись на контактном уровне, но постепенно перешли на информационный.
Кластер 4 включает в себя 30 % студентов: в течение первых пяти занятий они общались на контактном уровне, и лишь потом, постепенно, перешли на информационный.
Кластер 5 охватывает 21 % испытуемых. Первые два занятия позволили определить их уровень как информационный, а с каждым последующим тренингом данные студенты овладевали коммуникативной компетентностью все более уверенно: от пятого к десятому занятию их уровень стабильно смещался от смыслового к рефлексивному.
Анализируя и обобщая полученные результаты, мы пришли к следующему выводу.
В процессе тренинговых занятий все студенты, но в разной степени, овладели навыками активного слушания, приобрели умение устанавливать эмоциональный контакт и «климат общения» (мотивирующий партнера на продолжение общения), распознавать эмоциональное состояние участников общения по внешним характеристикам (позе, мимике, жестикуляции), контролировать поведение, высказывать и аргументировать свою точку зрения. При общении между собой внутри группы создавалась обстановка делового сотрудничества, снималась некоторая напряженность в поведении студентов, устанавливались доброжелательные, деловые отношения. Обмен мнениями между участниками тренинговой группы развивал способность грамотно оформлять свои суждения, слушать и слышать собеседника, аргументировано высказывать собственные идеи, делать выводы. Таким образом, приведенные нами данные убедительно свидетельствуют: психологические арт-технологии позволяют успешно развивать коммуникативную компетентность личности.
Литература
1. Акопов, Г.В. Блок контакта: саногенное общение / Г.В. Акопов // Сознание в актуальных измерениях: академический проект / отв. ред. Г.В. Акопов, Т.В. Семенова. -Самара, 2010. - С. 61 - 66.
2. Акопов, Г.В. Психология общения: уровневый подход / Г.В. Акопов // Социальная психология сегодня: наука и практика: Материалы Межвузовской научно-практической конференции (15 июня 2006 г.). - СПб, 2006.
- С. 5 - 7.
3. Акопов, Г. В. Психология сознания. Вопросы методологии, теории и прикладных исследований / Г.В. Акопов. -М., 2010.
4. Болотова, А.К. Социальная коммуникация / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л .А. Петровская. - М., 2008.
5. Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей // Большая энциклопедия психологических тестов / под ред. А. Карелина. - М., 2007. - С. 290
- 291.
6. Козлов, В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Вереме-енко. - СПб., 2010.
7. Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. - М., 1997.
8. Оценка коммуникативных умений // Большая энциклопедия психологических тестов / под ред. А. Карелина. -М., 2007. - С. 293 - 295.
9. Оценка самоконтроля в общении // Большая энциклопедия психологических тестов / под ред. А. Карелина. -М., 2007. - С. 292 - 293.
10. Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховско-го) // Большая энциклопедия психологических тестов / под ред. А. Карелина. - М., 2007. - С. 290 - 291.
11. Петровская, Л.А. Общение - компетентность -тренинг / Л.А. Петровская. - М., 2007.
12. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика / В.И. Петрушин. - М., 1999.
13. Семенова, Т.В. «Юморобика» (тренинг компетентного общения) / Т.В. Семенова // Социальная психология комического. - Самара, 2009.
14. Тарасова, Е.Г. Целительные силы искусства: Арт-педагогические техники и приемы / Е.Г. Тарасова. - Тамбов, 2006.