16. Водопьянов П.А. Ноосфера. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ века. Москва, 2002.
17. Урсул А.Д. Перспективыэкоразвития. Москва: Наука, 1990.
18. Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. Москва: Издательство МГУ, 1997.
19. Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода. Время определять национальные цели. Москва: Экспресс, 1994: 3-6.
20. Марков Ю.Г. Социальная экология: Взаимодействие общества и природы. Новосибирск: Лада, Новосибирск: Наука. РАН, 2001. References
1. Bobylev S.N. 'Ekologizaciya 'ekonomicheskogo razvitiya. Moskva: Nauka, 1994.
2. Zaharova O.V. 'Ekonomika protiv 'ekologii. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 10: 122 - 127.
3. Piskulova N.A. 'Ekonomicheskij vektorrazvitiya mirovoj 'ekonomiki. Moskva: Navona, 2010.
4. Burovskij S.N., Yakuceni S.P. Politicheskaya 'ekologiya. Krasnoyarsk: Izdatel'stvo Krasnoyarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010.
5. Goncharuk S.N. Bez nauchnogo ovladeniya logikoj chelovechestvo pogibnet v 'ekologicheskoj katastrofe. Vestnik Rossijskogo filosofskogo obschestva, 2010; 4 (56): 119 - 121.
6. Taburkin V.I., Doronina M.V. O probleme funkcionirovaniya kartiny social'no-'ekologicheskoj real'nosti v sovremennoj nauke. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 33; Vyp. 30. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013: 25 - 29.
7. Ponizovkina I.F. Esche raz ob 'ekologii. Vestnik Rossijskogo filosofskogo obschestva. 2009; 1 (49): 128 - 131.
8. 'Ekologicheskoe mirovozzrenie v 'epohu globalizacii. Materialymezhdunarodnojnauchnojkonferencii. Mytischi, 25-26 maya 2011 g. Moskva: Izdatel'stvo MGUL, 2011.
9. Vernadskij V.I. Biosfera inoosfera. Moskva: Nauka, 1989.
10. Tejyar de Sharden. Fenomen cheloveka. Moskva: Nauka, 1987: 133 - 186.
11. Moiseev N.N. Priroda i obschestvo: Edinstvo processov samoorganizacii. Social'no-politicheskij zhurnal, 1993; 4: 107 - 115.
12. Doronina M.V., Taburkin V.I. 'Ekologiya v sistemno-filosofskom izmerenii. Tyumen': Izdatel'stvo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya, 2013.
13. Vernadskij V.I. Neskol'ko slov o noosfere. Nauchnaya mysl'kakplanetnoe yavlenie. Moskva: Nauka, 1991: 235 - 244.
14. Moiseev N.N. Chelovekinoosfera. Moskva: Molodaya gvardiya, 1990.
15. Ursul A.D. Put' v noosferu. Moskva: Nauka, 1993.
16. Vodop'yanov P.A. Noosfera. Vsemirnaya 'enciklopediya: Filosofiya HH veka. Moskva, 2002.
17. Ursul A.D. Perspektivy 'ekorazvitiya. Moskva: Nauka, 1990.
18. Drejer O.K., Los' V.A. 'Ekologiya i ustojchivoe razvitie. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1997.
19. Moiseev N.N. Ustojchivoe razvitie ili strategiya perehodnogo perioda. Vremya opredelyat'nacional'nye celi. Moskva: 'Ekspress, 1994: 3-6.
20. Markov Yu.G. Social'naya 'ekologiya: Vzaimodejstvie obschestva iprirody. Novosibirsk: Lada, Novosibirsk: Nauka. RAN, 2001.
Статья поступила в редакцию 18.04.16
УДК 378
Gantemirova Z.E., postgraduate, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Education, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
MODERN REQUIREMENTS IN FORMING OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LAWYERS. The article identified and disclosed requirements for the formation of communicative competence of modern lawyers, such as knowing necessary languages, a variety of techniques and technologies of interaction with others, an ability to work in a group, fulfilling various social roles, etc. Language, speech and thought are closely connected with the activities of a lawyer. Every day lawyers use different speech styles and he knows that speech behavior and other aspects of his communication can be used to evaluate persons his personality. The author concludes that there are modern requirements for communicative competence of future lawyers. In the process of professional activity of lawyers, regardless of their specialization and professional orientation, they are always engaged into communication with different people, and therefore establish contact with other people, have to understand verbal and nonverbal behavior of speakers and to maintain a psychological contact.
Key words: communication, communicative competence, lawyer, requirements.
З.Э. Гантемирова, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования, ФГБОУ ВПО
«Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЮРИСТА
В данной статье выявлены и раскрыты требования к формированию коммуникативной компетентности современного юриста, такие, как владение необходимыми языками коммуникации, различными техниками и технологиями взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе, владение различными социальными ролями и т. д. Автор делает вывод о том, что в процессе осуществления профессиональной деятельности юристам, вне зависимости от специализации и профессиональной направленности, постоянно приходится вступать в коммуникации с различными людьми, а значит добиваться с ними взаимопонимания, поддерживать на необходимом уровне психологический контакт.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, юрист, требования.
Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности будущего юриста своевременна и необходима в высшей школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития человека в юношеском, студенческом возрасте и является фактором успешного профессионального становления будущих юристов. В.Л. Васильев отмечает, что «юрист, будучи субъектом разноуровневой межличностной коммуникации, принимает активное участие в различных видах профессионального общения. В рамках специфики профессиональной деятельности он непрерывно вступает в контакты с должностными лицами, с руководителями от власти, с представителями организаций, учреждений и т.д. Профессиональные коммуникации с должностными лицами опосредованно или непосредственно
могут влиять, в зависимости от результата, на принятие решений, определять судьбу отдельной личности или целого сообщества» [1, с. 67]. Данные решения могут иметь как чисто организационный, так и процессуальный характер, поэтому, говоря о профессиональной коммуникации юриста, нужно иметь ввиду не только сугубо процессуальную коммуникацию (допрос подозреваемого, очная ставка), но и непроцессуальные формы коммуникации, которые базируются на принятых в обществе принципах и правилах речевого поведения, этикетных и морально-нравственных схемах общения и т. д. [2]. Данное положение свидетельствует о том, что юрист помимо знаний законов, должен владеть не менее важной коммуникативной компетентностью.
В рамках современных требований к профессиональной подготовке будущего юриста коммуникативная компетенция предполагает: владение необходимыми языками коммуникации, различными техниками и технологиями взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе, владение различными социальными ролями и т. д. У Е.М. Жукова «особенность коммуникативной компетентности состоит в том, что профессиональная информация не только передаётся от юриста к клиенту, но и формируется, уточняется в процессе общения. В процессе коммуникации, взаимодействия индивидов каждый представляет собой активного субъекта, поэтому схематично коммуникацию можно представить как или «субъект-субъектное отно-
шение» [3, с. 56]. Исходя из сказанного, можно определить коммуникативную компетентность юриста как процесс достижения коммуникантами максимального понимания ситуации, способствующий решению поставленных задач, обеспечивающих достижение целей с оптимальным привлечением коммуникативных ресурсов - техник и технологий эффективного взаимодействия. Исходя из этого, коммуникативная компетентность включает коммуникативную способность юриста, его коммуникативное знание и стремление к познанию, а также коммуникативное умение и навыки, которые отвечают поставленным коммуникативным задачам.
Современные требования к проведению процессуальной формы коммуникации, его формализованной стороне, предполагают выполнение юристами обязательных условий, при которых данная профессиональная коммуникация никем не может быть нарушена со стороны. Данные процедуры точно прописаны в законе, начиная с главных положений, без которых не может состояться сам акт общения, и заканчивая процессуальными формальностями, которые завершают диалог сторон с одновременным протоколированием. Данное профессиональное общение предполагает такую способность коммуникации юриста, как хорошее владение речью, которую он строит в диалоге, и умение параллельного письменного изложения полученной информации.
Таким образом, выдвигается ещё одно требование к коммуникативной компетентности будущего юриста - это хорошо поставленная речь, являющаяся важнейшим инструментом его профессионального общения. Язык, речь и связанное с ними мышление тесно связаны с деятельностью людей профессий «Человек-человек». По мнению С.С. Алексеева, «в речи специалиста проявляются социально-психологические особенности личности, специфика его мышления, ценностные ориентации, его отношение к объективной реальности. Юридической специальности и людям, которым выбрали профессию юриста, постоянно приходится использовать различные речевые обороты и формы, но не менее важно самому оценивать особенности речевого поведения лиц, с которыми он вступил в коммуникацию. Для начала, юрист относится к чужой речи, как к источнику получаемой нужной информации, каких-либо доказательств по расследуемому делу» [4, с. 73].
Полученная специалистом информация может иметь силу доказательства только в том случае, если речь свидетеля или потерпевшего осуществляется в конкретном процессуальном режиме, с соблюдением необходимых правил и принципов. При несоблюдении должных принципов и правил, данная профессиональная коммуникация может рассматриваться как несостоявшаяся. Грамотное оформление высказываний и речи юриста и клиента в виде показаний направлено на то, чтобы по-
Библиографический список
высить достоверность их информации, призвать всех коммуникаторов более серьезно относиться к своим словам. Специфика и индивидуальность речевой коммуникации и речевого поведения юриста напрямую связаны с его воспитанием, полученным образованием, а также социальной позицией, которую он занимает в обществе. Речь юриста в процессе профессиональной коммуникации часто наполнена профессиональными понятиями и терминологией, включает речевые обороты и конструкции, которые соответствуют принципам и нормам речевого этикета, влияют на установление и поддержание психологического климата контакта, а также взаимопонимание всех сторон коммуникации.
На современном этапе к речи юриста предъявляются высокие требования, несоблюдение которых негативно влияет на взаимопонимание сторон, на исходный результат беседы, на престиж и уважение юриста. Поэтому в ходе профессиональной подготовки на вузовском этапе студенту, будущему юристу, важно непрерывно совершенствовать навыки речевого поведения, речевой коммуникации, необходимо повышать коммуникативную культуру и культуру общения. «В процессе общения будущий юрист учится не только говорить, но и как бы со стороны слушать себя, оценивая собственную убедительность, доступность, доходчивость собственных слов, предложений и заключений. Данная доступность и понятность речи зависит от того, насколько юрист уместно и по делу использует различные речевые и неречевые формы коммуникации, как пользуется эмоциями в процессе общения, как использует различные эмоциональные краски речи, а также выразительность своего речевого поведения» [5, с. 2 - 6].
Важно для юриста привлекать к речевой коммуникации разнообразные средства и невербальной коммуникации, к которым относятся разные позы, жесты, мимика, определенный выбор нахождения в диалоге относительно служебного и внеслужебного пространства. Наряду с этим, профессионалы активно внедряют в свою речь различные приёмы вокализации речи - качество голоса, низкий, высокий тембр, диапазон речи, её тональность, темп речи, театральные паузы (уметь держать паузу), юмор, остроты, покашливание, смех и т. д.
Исследователи коммуникативных процессов отмечают, что значительное место в налаживани контакта на первоначальной стадии коммуникации занимают известные социально-психологические моменты, среди которых - рефлексия, эмпатия, стерео-типизация. Юристу необходимо прогнозировать негативное развитие коммуникации, конфликтное развитие событий. При этом специалисту, осуществляющему коммуникацию, необходимо предварительно спланировать собственную линию своего поведения, выбрать правильную позицию в диалоге и т. д.
Анализируя современные требования, предъявляемые к будущему юристу, нужно отметить также его способность и умение учитывать, организовывать условия общения, особенно предстоящий разговор, предполагает обсуждение вопросов, связанных с разногласием и противоречивостью сторон во взгляде на какое-то явление.
Таким образом, современные требования, предъявляемые к коммуникативной компетентности будущих юристов, предполагают умение в процессе осуществления профессиональной деятельности, вне зависимости от специализации и профессиональной направленности, вступать в коммуникации с различными людьми, а значит устанавливать с ним контакт, взаимопонимание, поддерживать на необходимом уровне психологическую связь.
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2005
2. Алипханова Ф.Н., Маллаева З.А. Соблюдение и реализация прав ребёнка в педагогической теории и практике. Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2013; 6 (43): 128 - 129
3. Жуков Е.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 2003.
4. Алексеев С.С. Модель процесса обучения будущего юриста в процессе обучения в юридических вузах. Москва: Юрист, 2014: 73 - 81.
5. Анисимова Т.И., Потапова С.А. К вопросу о профессионально важных личностных качествах юриста. Юридическое образование и наука. Москва: Юрист, 2003; 2.
References
1. Vasil'ev V.L. Yuridicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2005
2. Aliphanova F.N., Mallaeva Z.A. Soblyudenie i realizaciya prav rebenka v pedagogicheskoj teorii i praktike. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. Gorno-Altajsk, 2013; 6 (43): 128 - 129
3. Zhukov E.M. Trening kak metod sovershenstvovaniya kommunikativnoj kompetentnosti. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 2003.
4. Alekseev S.S. Model' processa obucheniya buduschego yurista v processe obucheniya v yuridicheskih vuzah. Moskva: Yurist, 2014: 73 - 81.
5. Anisimova T.I., Potapova S.A. K voprosu o professional'no vazhnyh lichnostnyh kachestvah yurista. Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. Moskva: Yurist, 2003; 2.
Статья поступила в редакцию 12.04.16
УДК 371
Agaragimova V.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Gadzhieva D.P., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Kabardieva F.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Isayeva M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogic University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
ART THERAPY IN THE COMPREHENSIVE CARE SYSTEM (CORRECTION) OF CHILDREN WITH VISION IMPAIRED. The
article is dedicated to a problem of providing correction assistance to children with vision problems. Special emphasis is placed on using techniques of art therapy. The authors conclude that the systematic use of methods of art therapy (multirate, therapy, tincture, etc.) will have a big psychological and pedagogical effect. The article considers the basic directions of use of art therapy in group and individual work. A combination of different pedagogical and psychotherapeutic techniques in a single art therapy context is a novelty and relevance of the method of complex therapy. The feature of this method is to create a positive environment, in which children understand the characteristics of their own personality.
Key words: art therapy techniques, individual and group lessons, social rehabilitation, adaptation, integration.
В.К. Агарагимова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Д.П. Гаджиева, канд. психол. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Ф.А. Кабардиева, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
М.М. Исаева, канд. пед. наук, ст. преп., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
АРТ-ТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ (КОРРЕКЦИИ) ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗРЕНИЯ
Статья посвящена проблеме оказания коррекционной помощи детям с проблемами зрения. Особый акцент делается на использовании техник арт-терапии. Авторы пришли к выводу, что систематическое использование методов арт-терапии (мультерапия, сказкотерапия, танцтерапи и др.) будет иметь большой психолого-педагогический эффект. В статье рассмотрены основные направления использования арт-терапии как в групповой, так и в индивидуальной работе. Объединение различных педагогических и психотерапевтических приемов в единый арт-терапевтический контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной терапии. Особенностью метода является создание позитивной среды, в которой могут проявляться и пониматься самими детьми особенности их личности.
Ключевые слова: арт-терапевтические техники, индивидуальные и групповые занятия, социальная реабилитация, адаптация, интеграция
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррек-ционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и реабилитацию, и подготовку к интеграции в общество. В современной практике работы с детьми, имеющими проблемы со зрением, оказание полноценной лечебной и психологической помощи больным с нейросенсорными расстройствами зрения остается недостаточно решённой проблемой. Поэтому разработка рациональных методов медико-социальной помощи больным с недостатками зрения является важной задачей дефектологии, социальной педагогики [1]. Несмотря на широкое проведение лечебно-реабилитационных и профилактических мероприятий, наблюдается тенденция к распространению и увеличению числа больных с этой патологией. Ограниченные возможности общения у больных приводят к развитию вторичных невротических и неврозоподобных расстройств и других психопатологических нарушений. Кроме того, у слепых и слабовидящих детей возникают вторичные отклонения психического развития, которые распространяются как на познавательные процессы, так и на эмоционально-волевую сферу личности. У больных с глубокими нарушениями зрения могут обнаруживаться более грубые психотические расстройства, изменения личности. Поэтому для
успешного вхождения слепых и слабовидящих детей в общество, необходима социально-психологическая адаптация, помогающая преодолевать страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности.
Обобщая результаты исследований отечественных и зарубежных авторов по проблемам общения слабовидящих детей мы рассматриваем различные условия благоприятствующие социализации, среди которых существенное место отводится арт-терапии. Арт-терапия, в дословном переводе, это терапия с помощью искусства. Обычно подразумевается изобразительное искусство. Но данное направление можно рассматривать шире: любое искусство может быть инструментом для коррекции, будь то рисование, лепка, танцы, создание мультфильмов и т. д. [2; 3]. Поэтому в системе коррекционной работы с детьми данной категории можно выделить основные направления использования искусства: психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений; психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу; психологическое, выполняющее регулятивную, коммуникативную функции; социально-педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчестве. За счёт активизации внутренних ресурсов в процессе художественно-творческого развития, необходимо гармонизировать личность ребёнка, социализировать и интегри-