РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ
М.К. Кириллова, канд. психол. наук, доцент Ю.О. Новгородова, старший преподаватель Удмуртский государственный университет (Россия, г. Ижевск)
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности детей с нарушениями речи. Одним из основных факторов успешной социальной адаптации детей с общим недоразвитием речи является коммуникативная компетентность в пространстве взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Для эффективного развития коммуникативной компетентности необходимо подобрать такой метод, который бы позволил использовать невербальный и вербальный способ общения. Одним из современных методов психологической коррекции и психотерапии, который сочетает в себе эти два способа общения является арт-терапия. В статье рассматриваются особенности коррекционно-развивающей программы с использованием метода арт-терапии для развития коммуникативной компетентности старших дошкольников. В исследовании подтверждается предположение о том, что групповая арт-терапия способствует развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраст с нарушениями развития речи.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, арт-терапия, песочная терапия, нарушения речи, общее недоразвитие речи, дошкольный возраст.
Конечной целью психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является их социальная адаптация, интеграция в общество. Одним из основных факторов успешной социальной адаптации является коммуникативная компетентность детей в пространстве взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Именно дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ребенка - актуальная задача воспитательно-образовательного процесса детского сада и школы [1].
Традиционно в практической психологии используются технологии, которые основаны на вербальном взаимодействии между участниками. Такой подход не может в полной мере позволить раскрыться друг перед другом в процессе взаимодействия детям с нарушениями речи. Поэтому
для эффективного развития коммуникативной компетентности необходимо подобрать такой метод, который бы позволил использовать невербальный и вербальный способ общения. Одним из современных методов психологической коррекции и психотерапии, который сочетает в себе невербальный и вербальный способ общения является Арт-терапия. Арт-терапия ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими расстройствами, имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт посредством игр и рисунка. Арт-терапию можно проводить даже с детьми или взрослыми, не способными к языковому общению, - с теми, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т.д. [2]. Дети с нарушениями речи затрудняются в словесном описании своих переживаний. Символическая речь рисунка позволяет человеку выразить свои эмоции, по-новому взглянуть на си-
туацию и благодаря этому выразить себя и больше узнать о себе и других людях.
Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений позволяют детям с нарушениями речи активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального взаимодействия.
Таким образом, актуальность исследования определяется рядом противоречий, характерных для традиционных программ развития коммуникативной компетентности:
- между использованием вербальных средств в развитии коммуникативной компетентности и комплексным подходом, использующим как вербальные, так и невербальные средства развития коммуникативной компетентности, которые отражены в методе арт-терапии;
- между использованием традиционных упражнений, направленных на развитие коммуникативной компетентности и необходимостью учитывать особенности коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) при разработке коррекционно-развивающей программы.
Коммуникативная компетентность старших дошкольников с общим недоразвитием речи может быть повышена посредством организованной коррекционно-развивающей работы с применением арт-терапии, при соблюдении следующих условий:
- будет проведен отбор арт-терапевтических техник, направленных на развитие коммуникативной компетентности, с учетом особенностей коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР;
- будет активно привлечено ближайшее социальное окружение детей к участию в коррекционно-развивающей программе;
- проводимые техники будут создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции;
- будут использованы различные художественные материалы;
- в программу будут включены релаксационные упражнения.
Вопросом использования изобразительных средств в процессе психотерапевтического взаимодействия занимались представители психодинамического подхода: К.Г. Юнг, М. Наумбург, И. Чапернон, М. Миллнер. В России направление арт-терапии развивают А.И. Копытин, М.Е. Бурно.
Теоретико-методологической основой нашего исследования являются: концепция коммуникативной компетентности Агафоновой И.Н., Г.Р. Хузеевой, концепция генезиса общения М.И. Лисиной; концепция модели системной арт-терапии А.И. Копы-тина.
Под коммуникативной компетентностью в нашей работе понимается умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенных ситуациях (В.Н. Куницына). Коммуникативная компетентность, в отличие от коммуникативных умений и навыков (те качества, которым можно научить, упражняя в использовании существующих в культуре средств и способов достижения целей), предполагает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей. В основе этих качеств лежат предпосылки, основными из которых являются возрастные особенности развития и индивидуальные особенности самого ребенка (индивидуальность ребенка и индивидуальный опыт ребенка). Коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками.
Коммуникативная компетентность в процессе реального общения проявляется в способности ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение и др.), направленности на другого, чувствительности к сверстнику. В основе этой компетентности лежит сфор-мированность адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты [3].
Познавательный аспект определяется через:
- знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками;
- дифференцированный образ сверстника (знание внешних особенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения);
- знание и понимание эмоций другого человека;
- знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации.
Эмоциональный аспект проявляется через:
- положительное отношение к сверстнику;
- сформированность личностного типа отношения к сверстнику (преобладание чувства общности, сопричастности (Е.О. Смирнова) над обособленным отношением).
Поведенческий аспект включает:
- умение регулировать процесс общения и взаимодействия с помощью правил и норм поведения;
- умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстника;
- способность конструктивного сотрудничества;
- способность к просоциальным действиям в процессе общения со сверстниками;
- умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами.
Эти аспекты образуют центральное качество, определяющее коммуникативную компетентность - чувствительность к воздействиям сверстника. Чувствительность к сверстнику - способность ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции и др.), проявлять внимание к сверстнику, готовность ответить на его предложения, способности услышать и понять другого.
В дошкольном возрасте детям доступны три варианта проявления коммуникативной компетентности:
1. В ситуации достижения собственных целей общения, взаимодействия с учетом особенностей партнера по общению (что-то попросить, договориться о принятии в игру);
2. В ситуации достижения цели совместными усилиями (организация и проведе-
ние игр, совместные задания, выполнение поручений);
3. В ситуации форм поведения проявляются просоциальные поступки (содействие, сочувствие, бескорыстная помощь, взаимовыручка) [3].
Данные ситуации проявления коммуникативной компетентности могут выступать и критериями диагностики и направлениями развития коммуникативной компетентности.
В качестве основной теории для создания коррекционно-развивающей программы нами выбрана модель системной арт-терапии А.И. Копытина. Системная арт-терапия (САТ) - это совокупность психологических, психофизических и психосоциальных лечебно-профилактических воздействий, базирующаяся на системном и транстеоретическом подходах, биопсихосоциальной концепции болезни (состояний психосоциальной дезадаптации), психологической концепции личности как системы отношений человека с окружающей средой, концепции творчества как способа поддержания и регуляции идентичности и формы защитно-приспособительного поведения. Для характеристики модели САТ использовано понятие «системная», поскольку при ее построении были выделены системообразующие элементы, содержащиеся в различных формах арт-терапии. Именно системный подход создает условия для транстеоретического анализа и может выступать базой для соотнесения разных концепций и систем знания, применяемых для обоснования арт-терапевтической практики. САТ - это комплексный вид воздействия, включающий не только занятия художественным творчеством, но и межличностное взаимодействие, обсуждение продуктов творчества клиентов в контексте их проблем и системы отношений, применение различных психотерапевтических приемов, реализуемых на основе личностного подхода. Процесс САТ затрагивает разные уровни биопсихосоциальной организации личности пациента: биологический, психологический и социокультурный. На биологическом уровне воздействие САТ связано преимущественно с психофизиологиче-
скими эффектами изобразительного творчества, его влиянием на сенсорные процессы, соматическую сферу, общее физическое состояние клиента в их взаимосвязи с психикой. На психологическом уровне воздействие связано с влиянием изобразительного творчества и коммуникации в группе на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы личности. На социокультурном уровне воздействие включает влияние на социальные установки и систему ценностей, идентичность (Я-концепцию) пациента, его коммуникативные навыки, эстетические представления, этические нормы, социальные роли, микро и макросоциальные отношения. При этом данные уровни и связанные с ними терапевтические эффекты рассматриваются во взаимосвязи друг с другом и на основе теории целостной личности как сложной биопсихосоциальной системы, обладающей способностью отражать, изменять и создавать различные отношения, осуществлять культурно-производственную деятельность и использовать различные виды дискурсов (символически-знаковых комплексов). В модели САТ художественное творчество рассматривается в качестве особой копинг-стратегии, опирающейся на культурно-производственную деятельность и используемой личностью в проблемных ситуациях. Также необходимым является ориентировка на саморазвитие участников арт-терапии посредством творческой активности, доверия к их внутренним ресурсам и механизмам творческой адаптации с параллельным привлечением и активизацией внешних, в частности, групповых ресурсов. Модель САТ предполагает использование в ходе занятий в основном изобразительные средства, однако, допускается применение иных средств творческого самовыражения [2]. С учетом этой особенности в нашу программу включены упражнения в психологической песочнице.
Основная цель разработанной нами коррекционно-развивающей программы -развитие коммуникативной компетентности дошкольников. Эта цель достигается за счет коллективной работы по созданию творческого продукта, совместной работы
в песочнице. Игры на песке - одна из форм естественной активности ребенка. Дети с большим удовольствием используют песок в своих играх, пересыпают, просеивают, насыпают горы, выкапывают ямки. Если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он может выдумывать и фантазировать. Исходя из естественной тяги ребенка к играм с песком, весьма эффективным является использование песка в развивающих занятиях с детьми [4]. На занятиях создается пространство естественной среды, в которой ребенок настроен на проявление творческой активности, так как чувствует себя комфортно и защищено. Программа включает 16 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительность каждого составляет 45 минут. В основе каждого занятия лежит игровой сюжет, сказочное путешествие, открывающее для детей новые представления о мире, о себе, о своих отношениях со сверстниками.
Апробация программы проходила на базе детского сада № 189 г. Ижевска. В исследовании принимали участие старшие дошкольники, 6 человек экспериментальной группы и 6 человек контрольной группы. Для диагностики использовались методика «Мой друг», экспериментальная ситуации «Раскраска» и «Горошина», опросник «Особенности межличностных отношений (ОМО) [3]. Оценка достоверности различий между исследуемыми группами проверялась с помощью U критерия Манна-Уитни. Статистическая обработка осуществлялась с помощью пакета программы SPSS 17.0 for Windows.
Количественный анализ позволил определить значимые различия экспериментальной и контрольной групп при повторной диагностике коммуникативной компетентности по показателю «эмоциональная реакция на оценку работы сверстника взрослым» (U = 0,000, р = 0,002); по показателю «степень проявления просоциаль-ного поведения» (U = 0,000, р = 0,002); по показателю «особенности отношений со сверстниками» (эмоциональное благополучие в группе; эмоциональное отношение
ребенка к сверстникам) (и = 0,000, р = 0,002).
На арт-терапевтических сессиях создавалась ситуация гуманного взаимодействия и взаимопомощи. Благодаря совместным усилиям, дети создавали общий рисунок или поделку. Пример арт-терапевтического упражнения «Рисуем круги». Займите место за столом, выберите мелок, цвет которого вам очень нравится и нарисуйте круг любого размера. Обведите контуры рисунка. Нарисуйте в круге рисунки, значки, раскрасьте их. Если осталось место еще нарисуйте круги и раскрасьте их. Походите вокруг листа, внимательно посмотрите на круги, если вам хочется дополнить чей-нибудь рисунок, договоритесь и дополните. Соедините линиями свои круги и круги друзей, чтобы они подружились. Будьте внимательны и дружелюбны друг к другу! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками. Прежде всего договоритесь с другими ребятами о том, что вы будете рисовать и как будете закрашивать фон общего рисунка [5].
Дети учились договариваться, тренировали толерантность к действиям сверстни-
Библиографический список
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся // Управление начальной школой. - 2009 - № 2. - С. 4-10.
2. Копытин А.И. Психодиагностика в арт-терапии / А.И.Копытин. - СПб.: речь, 2014. -288 с.
3. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка / Г.Р. Хузеева - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 78 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2015. - 256 с.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2008. - 160 с.
ков. На занятиях имел место феномен «психологического поглаживания» при обсуждении рисунков друг друга. При обсуждении также обращалось внимание на сотворчество и индивидуальную неповторимость каждого из детей.
В программу были включены занятия с песком в психологической песочнице. Пример упражнения с использованием песочной терапии «Мои желания». Детям предлагают в песочнице с помощью игрушек изобразить свои желания. Затем дети пытаются угадать, кто что загадал.
Развитие коммуникативной компетентности достигалось за счет коллективной работы в песочнице, выполнения совместных задач и упражнений, направленных на развитие произвольной сферы ребенка.
Подводя итог, можно отметить, что групповая арт-терапия способствует развитию коммуникативной компетентности за счет коллективного создания продукта творчества, развития эмпатии при обсуждении рисунка, развития произвольности поведения, отреагирования отрицательных эмоций детей.
- ncuxoMoeua -
DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT THROUGH
ART THERAPY
M.K. Kirillova, candidate of psychological sciences, associate professor Y. O. Novgorodova, senior lecturer Udmurt state university (Russia, Izhevsk)
Abstract. The article covers the problem of development of communicative competence of children with speech disorders. One of the key factors in the successful social adaptation of children with General underdevelopment of speech is communicative competence in the space of interaction with peers and adults. What preschool age is extremely favorable for mastering of communication skills because of special sensitivity to linguistic phenomena of interest to the understanding of speech experience, communication. For the effective development of communicative competence is necessary to select such a method which would allow to use verbal and nonverbal way of communicating. One of the modern methods of psychological correction and psychotherapy, which combines these two methods of communication is art therapy. The article considers the peculiarities of correctional-developing programme using the method of art therapy for the development of communicative competence of senior preschool children. The study confirmed the assumption that group art therapy facilitates the development of communicative competence of children of senior preschool age with developmental disorders of speech.
Keywords: communicative competence, art therapy, sand therapy, speech disorders, general speech underdevelopment, preschool age.