УДК 378.096
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AS THE FEATURE OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATE DEVELOPMENT
© 2016
Е.Г. Нелюбина, Л.В. Панфилова, Л.Г. Сафина Самарский государственный социально-педагогический университет
(Россия, Самара)
E.G. Nelyubina, L.V. Panfilova, L.G. Safina Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)
В статье рассматривается социально-психологическая адаптация студентов-выпускников естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета (обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование на сдвоенных профилях «Биология» и «Химия», «Биология» и «География») как специфический момент в становлении и развитии личности в процессе преддипломной педагогической практики. В этот период у студентов выпускного курса меняется социальная группа общения, и возникает необходимость их социально-психологической адаптации. Ею занимаются преподаватели факультета, и в данной статье раскрыты основные направления их деятельности, основные подходы к разработке концепции организации и функционирования адаптации студентов в заключительный период обучения. Представлена характеристика механизмов социально-психологической адаптации выпускников педагогического вуза. Охарактеризована программа социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-выпускников в рамках прохождения преддипломной педагогической практики, разработанная профессорско-преподавательским составом кафедры химии, географии и методики их преподавания естественно-географического факультета, предполагающая проведение комплекса мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа: начальный, основной и заключительный. Каждый из этапов подробно описан в статье.
The article deals with the social and psychological adaptation of students graduates of Faculty of Natural Sciences and Geography (Samara State University of Social Sciences and Education) (who major in the twin profiles «Biology»/«Chemistry» and «Biology»/«Geography») as particular moment in the personal development during the undergraduate teaching practice. During this period, graduate students' social environment is changing, and there is a need of social and psychological adaptation. This is what the faculty teachers' activity is aimed at and what the subject of this article is. It outlines the main approaches to the idea of organizing and elaborating the process of student adaptation in the graduation period. The authors present the features of the social and psychological adaptation of pedagogical university graduates. They describe social and pedagogical support in student adaptation within undergraduate teaching practice. The support program was designed by the teachers of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology (Faculty of Natural Sciences and Geography). The program includes a set of activities that can be divided into 3 stages: initial, basic and final. Each of the stages is described in the article.
Ключевые слова: адаптация; социализация; рынок труда; учитель; педагогический вуз; педагогическая практика.
Keywords: adaptation; socialization; labor market; teacher; pedagogical university; teaching practice.
Обучаясь на последнем курсе педагогического вуза, каждый студент задумывается над проблемой ближайшего трудоустройства, При предстоящей кардинальной смене деятельности и близкого окружения перед ним встает проблема активного приспособления к условиям новой среды: ведь во время обучения в вузе социально-психологическая адаптация
студента ориентирована на нормы поведения в учебном заведении, направлена на установление социально-полезных отношений с социальными субъектами (преподавателями, группой студентов, ее членами) и т.д. [1; 2].
После трудоустройства меняется социальная группа общения: субъектами общения становятся работодатели, дирек-
тор и заместители директора образовательных учреждений, коллеги-учителя, ученики и т.д.
На данном этапе можно говорить о социально-психологической адаптации, так как важными оказываются психологические аспекты адаптации:
- усвоение полезных стандартов поведения: участие в заседаниях, педагогических советах и т.д.;
- ценностные ориентации (порой наблюдается полное несовпадение с ожидаемым, переориентация ценностей);
- освоение новых социальных ролей (учителя, работника);
- формирование мотивационной сферы, восприятие себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния.
Вопросам социально-психологической адаптации студентов посвящены тру-
ды исследователе-педагогов (Н.Г. Кольцова, В.Г. Березин, В.П. Бедерханова, Е.С. Щепкина и др.) [3-6], психологов (Е.П. Кренчик, М.С. Яницкий, Е.Е. Федорова, В.Л. Райгородский, Д.И. Фельдштейн и др.) [7-11], социологов (И.А. Винтин, Л.Г. Почебут, Г.И. Симонова, В.И. Слобод-чиков и др.) [12-15], однако недостаточно разработаны методологические подходы к организации социально-психологической адаптации выпускников педагогического вуза в период прохождения преддипломной педагогической практики.
Выпускникам необходимо осмысливать свою новую социальную роль. В процессе деятельности, общения, самопознания происходит преобразование внутреннего потенциала за счёт адаптационных механизмов, которые представлены на рисунке 1.
Адаптационные механизмы социально-психологической адаптации
Когнитивный (включает познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление воображение) Эмоциональный (нравственные чувства, эмоциональные состояния: радость, огорчение,тревога и т.д.) Практический, обуславливающий поведение человека в различных ситуациях практической деятельности
1. Характеристика адаптационных механизмов социально-психологической адаптации
выпускников педагогического вуза
В условиях изменения подходов к высшему образованию в Российской Федерации в 2011 г. был осуществлен первый набор студентов по направлению подготовки Педагогическое образование на сдвоенный профиль «Биология» и «Химия». В 2016 г. состоится первый выпуск студентов. Учебным планом по данным профилям подготовки и графиком работы студентов предусмотрено проведение преддипломной педагогической практики на V курсе в 10 семестре. В программе преддипломной практики основной акцент сделан на реализацию практических наработок студента-выпускника, осуществленных в рамках выполнения дипломной работы.
Профессорско-преподавательским коллективом кафедры химии, географии и методики их преподавания естественно-
географического факультета СГСПУ кроме программы преддипломной практики была разработана программа социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-выпускников. Она рассчитана на период прохождения преддипломной педагогической практики и предполагает проведение комплекса мероприятий, который условно можно разделить на 3 этапа.
На начальном этапе необходимо знакомить студентов с нормативными документами, направленными на поддержку молодых специалистов. На территории Самарской области действует три программы поддержки выпускников, которыми можно воспользоваться при трудоустройстве. Их характеристика представлена в таблице 1.
Е.Г. Нелюбина, Л.В. Панфилова, Л.Г. Сафина
Таблица 1
Программы поддержки молодых специалистов в Самарской области
№ Наименование документа Направленность программы
1 Закон Самарской области №915514 «О молодом специалисте в Самарской области» Настоящий Закон определяет понятие «молодой специалист», правовые, организационные и экономические основы поддержки молодых специалистов, а также меры поддержки работодателей, сохраняющих и (или) создающих новые рабочие места для молодых специалистов в Самарской области
2 Программа «Молодая семья» в Самарской области Федеральная программа «Молодая семья», успешно реализуется на территории Самары и Самарской области с самого начала своего действия. Эти государственные инициативы вызваны необходимостью оказания материальной поддержки российской молодежи в наше сложное время. Одним из самых важных вопросов, который помогает решить государство, является приобретение первого собственного жилья
3 Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. №684 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 г.» Подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Самарской области» до 2020 г.
Помимо данной работы, будет осуществляться социально-психологическая помощь, которая предполагает социально-психологическую поддержку вхождения бывших студентов в новую социальную среду, их информирование об условиях, организации и содержании профессиональной деятельности, помощь в выработке личной стратегии поведения в новом коллективе с помощью тренингов. Данное направление помогут реализовать приглашенные специалисты - психологи, учителя-предметники различных образовательных учреждений.
В рамках второго основного этапа должно осуществляться комплексное индивидуально-психологическое обследование студентов, направленное на выработку рекомендаций и разработку индивидуальных программ прохождения педагогической практики в образовательных учреждениях. Для этого этапа практически индивидуально подбирается школа, по возможности студент направляется в ту школу, где имеются потенциальные рабочие места. Во время прохождения преддипломной практики студенты должны провести практическую апробацию своих
индивидуальных исследований, выполняемых ими в рамках подготовки выпускной бакалаврской (дипломной) работы. Поэтому инициативность, ответственность, целеустремленность, креативный, творческий подход к реализации разработанных методических проектов, проявленные студентами-выпускниками во время прохождения преддипломной педагогической практики, играют одну из главных ролей в реализации возможности дальнейшего их трудоустройства. В этом каждому студенту индивидуально помогает руководитель выпускной квалификационной работы. Традиционно на кафедре химии, географии и методики их преподавания существует преемственность, т.е. как правило руководитель курсовой работы по методике преподавания химии или географии становиться руководителем дипломного исследования.
Заключительный этап социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-выпускников представляет собой разработку портфолио. В рамках разработки портфолио студент получает консультации преподавателей кафедры по грамотному оформлению, структурированию данного документа, а также индиви-
дуальные психолого-педагогические консультации, направленные на развитие у выпускника необходимых навыков общения, которые помогут ему в установлении межличностных отношений в коллективе и в профессиональной деятельности в школе. Одним из аргументов при разработке данного документа является его использование в ходе сдачи итогового государственного экзамена, который проводится в форме комплексного или междисциплинарного испытания.
Необходимо отметить, что в реализации данной программы участвуют административные службы вуза, которые уделяют немалое внимание организации
распределения студентов, различным мерам их социальной поддержки и т.д.
Профессорско-преподавательским составом кафедры химии, географии и методики их преподавания реализация отдельных элементов программы социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-выпускников осуществлялась ранее в ходе подготовки студентов, обучавшихся по специальностям «Биология», «Химия» и «География». Однако целостная система социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-выпускников на кафедре в данный момент проходит апробацию впервые.
к к к
1. Лызь Н.А. Образовательная компетентность студентов как фактор качества высшего образования // Педагогика. 2011. №5. С. 67-76.
2. Попков В.А., Коржуев А.В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. М. : Просвещение, 2000. С. 58-64.
3. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога : монография. Краснодар : КубГУ, 2001. 272 с.
4. Березин В.Г. Психическая и психофизическая адаптация человека. Л. : Мысль, 1988.
378 с.
5. Кольцова Н.Г. Динамика характеристик личности студента // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа : тез. докл. к XVII съезду Общества психологов СССР. М. : Наука, 1989. С. 98-104.
6. Щепкина Е.С. Что мешает студенту учиться // Высшее образование в России. 1997. №4. С.68-70.
7. Кренчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2004. №4. С. 28-33.
8. Практическая психодиагностика : методики и тесты / под. ред. В.Л. Райгородского. Самара : Пульс, 1998. 172 с.
9. Федорова Е.Е. Проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе // Педагогика. 2007. №5. С. 71-75.
10. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М. : Международная педагогическая академия, 1995. 295 с.
11. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики : учеб. пос. Кемерово : Кемеровский гос. ун-т. 1999. 84 с.
12. Винтин И. А. Организация воспитательной работы в вузе во внеучебное время // Педагогика. 2004. №9. С. 58-64.
13. Почебут Л.Г., Мейчипс И.А. Социальная психология : учеб. пос. СПб. : Питер, 2010.
672 с.
14. Симонова Г.И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников // Педагогика. 2006. №9. С. 34-40.
15. Слободчиков В.И. Упреждающая адаптация как особая образовательная деятельность преподавателей вуза // Педагогика. 2008. №6. С. 68-73.