Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества образовательного процесса вуза
УДК 378.126
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА КАК УСЛОВИЕ ГАРАНТИРОВАННОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА
PRACTICE-ORIENTED TRAINING GRADUATES: TO MEET THE MODERN LABOR MARKET REQUIREMENTS AND TO GET GUARANTEED EMPLOYMENT
© 2017
Н.И. Буковцова, Л.А. Ремезова Самарский государственный социально-педагогический университет
(Россия, Самара)
N.I. Bukovtsova, L.A. Remezova Samara State University of Social Sciences and Education (Russia, Samara)
В статье раскрываются вопросы создания и развития системы социального партнерства в сфере высшего образования. Обоснован подход к организации эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой подготовки, формирование у выпускников факультета готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела. Представлены действия профессорско-преподавательского состава по взаимодействию с работодателями по нескольким направлениям: участие представителей работодателей в разработке и экспертизе профессиональных программ; прогнозирование потребности в специалистах; выездные учебные занятия, проводимые на базах практик и др. Предложены пути кооперации преподавателей и работодателей в процессе проектирования и реализации программ качественного психолого-педагогического образования на основе практико-ориентированной подготовки студентов. Описана деятельность факультета по организации практико-ориентированного обучения в системе дополнительного профессионального образования.
The article presents the activity of the Faculty of Psychology and Special Education of SSUSSE, which is oriented not only to provide order, but also to meet the needs of specific consumers of educational services, and to make their work more efficient. The questions of forecasting the need for training qualified personnel on different profiles of training, determining its scope, creating and developing a system of social partnership are revealed. The authors substantiate assistance in graduates employment, that implies target training, encouraging graduates to choose the right career path, including setting up one's own business. The teaching staff interact with employers in many aspects: the latter participate in elaborating and expertising teaching programs and competencies, the need for specialists is analysed, field training sessions are provided due to the agreement on practice, etc. The ways of cooperation of teachers and employers in designing and implementing programs of psychological and pedagogical education based on practice-oriented training of students are suggested. The efficiency and attractiveness of practice-oriented learning for various participants of the educational relations are indicated. The activity of the faculty on providing practical-oriented education in the system of additional professional education is revealed.
Ключевые слова: практико-ориентированная подготовка; вуз; современный рынок труда; трудоустройство; потребители образовательных услуг; работодатели; партнерство; дуальное образование; стажировочные площадки.
Keywords: practice-oriented training; university; modern labor market; employment; consumers of educational services; employers; partnership; dual education; probation sites.
На современном этапе сфера высшего образования находится на стадии обновления, главной целью которого является создание системы устойчивого раз-
вития вузов и обеспечение качественной подготовки специалистов в соответствии с международными стандартами. Среди ключевых задач модернизации высшей
школы необходимо в первую очередь отметить обеспечение всеобщего доступа к интернет-ресурсам, рост объемов дистанционного обучения, интенсивное использование виртуальной среды, индивидуализацию и непрерывность образования, повышение технологичности и эффективности деятельности образовательных организаций [1; 2; 3 и др.]. Важно подчеркнуть, что сегодня система образования ориентируется не только на государственный заказ, но и на реальные запросы потребителей образовательных услуг, организует свою деятельность с позиции эффективности [4]. В этом аспекте ключевой проблемой становится подготовка квалифицированных кадров, оптимизация сети образовательных организаций, создание и развитие системы социального партнерства.
Важными сегодня становятся вопросы: какой должна быть профессиональная подготовка будущих педагогов, как она должна измениться, чтобы отвечать запросам работодателей, как обеспечить конкурентоспособность выпускников на рынке труда, их профессиональную мобильность, активную жизненную и профессиональную позицию?
К современным тенденциям в сфере высшего образования относится участие работодателей в процессе профессиональной подготовки студентов [5]. Это определяет одно из ключевых направлений в деятельности факультета психологии и специального образования СГСПУ - создание и развитие партнерских отношений и совместных проектов с образовательными организациями, повышение роли работодателя в организации равноправного партнерства. Взаимодействие с работодателями развивается по нескольким направлениям: участие представителей работодателей в разработке и экспертизе профессиональных программ и уточнении перечня формируемых компетенций; прогнозирование потребностей в специалистах; целевая подготовка специалистов; выездные учебные занятия, проводимые на базах практик; конференции по результатам практики при участии работодателей; создание и реализация программ дополнительного образования;
прямая поддержка партнерами факультета в части организации учебного процесса.
В числе наиболее распространенных форм взаимодействия между работодателями и факультетом выступают: участие работодателей в учебном процессе, в работе аттестационных комиссий; проведение профессиональных конференций, мастер-классов и ярмарок вакансий; предоставление мест проведения производственных и преддипломных практик и др.
В рамках соглашения о стратегическом партнерстве «вуз - образовательные организации» факультетом заключены договора более чем с 70 организациями.
Анализ востребованности специалистов по направлениям «Психология», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», проведенный в Самарской области, демонстрирует необходимость в специалистах по всем профилям подготовки, осуществляемой на факультете. Остается актуальной переподготовка кадров. Это касается в первую очередь таких профилей, как «Логопедия» и «Олигофренопедагогика». В течение года нами велся мониторинг трудоустройства выпускников, результаты которого свидетельствуют о том, что профессиональной деятельностью по полученной квалификации занимаются 86% выпускников факультета.
Современный рынок труда диктует необходимость усиления практико-ориентированной составляющей учебного процесса, которое повышает гарантии трудоустройства выпускников [6]. Важнейшими характеристиками образовательной деятельности студента на практи-ко-ориентированном учебном занятии является формирование стремления самостоятельно получать знания в процессе решения проблем и овладевать навыками практической деятельности в ходе решения комплекса профессиональных задач и обобщения полученных результатов [7]. Практико-ориентированное содержание образовательного материала позволяет приблизить обучение к конкретным ситуациям профессиональной деятельности по выбранной специальности, содействует формированию жизненного опыта студентов [8].
Следует подчеркнуть, что практико-ориентированный образовательный процесс является привлекательным для различных участников образовательных отношений:
- для факультета - за счет улучшения его имиджа, увеличения заинтересованности работодателей в совместной деятельности;
- для выпускающих кафедр - за счет появления новых мест проведения практики и трудоустройства выпускников, укрепления связей с профессиональными сообществами;
- для преподавателей - за счет расширения профессиональной сферы деятельности, востребованности новых методических разработок;
- для студентов - за счет появления выбора рабочих мест в образовательных организациях (в том числе руководящих должностей), установления контактов с аналогичными командами в других вузах.
Взаимодействие и сотрудничество факультета психологии и специального образования с работодателями осуществляется и в аспекте обеспечения трудоустройства студентов.
Для этого проводятся презентации готовности выпускников к профессиональной деятельности, заключаются долгосрочные договоры с работодателями.
На наш взгляд, перспективными могут стать такие формы работы, как организация встреч студентов старших курсов с работодателями; издание печатной продукции в этом направлении; создание программы «Молодой специалист», направленной на расширение возможностей профессиональной ориентации студенческой молодежи факультета в целях ее трудоустройства в образовательные организации Самарской области и др.
Практико-ориентированная (дуальная) модель - это альтернатива модели базового профессионального образования. Новая модель подразумевает делегирование полномочий в образовательном процессе организациям-работодателям, формирующим заказ на подготовку кадров, являющимися активными участниками процессов профориентации и профессионального самоопределения студентов, оценивания качества образования [9].
На факультете психологии и специального образования практико-ориентиро-ванное образование реализуются посредством:
- организации учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения ими профессиональных компетенций по профилю подготовки;
- внедрения практико-ориентиро-ванных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и опыта, обеспечивающих в дальнейшем качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки;
- создания на факультете инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения научно-практических и профессиональных задач в соответствии с профилем обучения (например, волонтерство);
- создания условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности на обучение и осознанной необходимости в приобретении профессиональных компетенций в процессе всего времени обучения в университете.
Важно отметить, что организация практико-ориентированного образования предъявляет особые требования к профессиональной деятельности преподавателя высшей школы, ориентируя на индивидуализацию учебного процесса, активизацию инновационных процессов в сфере высшего образования, изменение образовательных программ, технологизацию образовательного процесса, усиление междисциплинарной интеграции и др. [10, с. 14-15]. Важную роль в развитии профессионализма преподавателя играет повышение педагогической квалификации. Для активизации профессиональной деятельности преподавателей на факультете систематически проводятся методологические семинары по актуальным проблемам профессиональной подготовки, переподготовки как для преподавателей факультета психологии и специального образо-
вания, так и для преподавателей других факультетов.
Преподаватели факультета широко используют в образовательном процессе практико-ориентированные технологии: модульного, проблемного, проектного, деятельностного обучения, интерактивные технологии, технология портфолио и др. Активно используются и современные компьютерные образовательные технологии в совместной творческой деятельности студента и преподавателя при изучении учебных дисциплин, выполнении курсовых проектов, учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ.
Практико-ориентированные технологии способствуют формированию конкурентоспособного специалиста, обладающего достаточным уровнем развития компетенций, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производственного процесса. В рамках реализации моделей практико-ориен-тированного подхода [11] повышается эффективность обучения, развивается интерес студентов к профессии.
Важной особенностью инновационного учебного процесса на факультете является обучение через волонтерство [12]. Этот подход к обучению, с помощью которого студенты вовлекаются в совместную работу с общественными организациями по сопровождению детей-инвалидов, способствует закреплению теоретических знаний, персональному и карьерному росту, четкому пониманию социальных проблем общества, а также положительным изменениям в работе отдельных лиц, организаций, сообществ. Волонтер-ство не только выступает одной из форм общественной деятельности студентов, но и существенно влияет на их профессиональное становление, способствуя трудоустройству. Результаты мониторинга показывают, что студенты, работавшие или работающие как волонтеры, намного легче трудоустраиваются еще во время обучения в вузе.
Важную роль в профессиональном становлении будущих педагогов играет педагогическая практика [13]. В процессе практики углубляются, расширяются и укрепляются теоретические знания студентов, формируются их педагогические
умения и опыт, профессионально-личностные качества, развиваются педагогическое мышление, творческая инициатива и самостоятельность [14]. Учебной практике предшествует изучение студентами базовых, обязательных дисциплин и дисциплин по выбору. В рамках изучения этих дисциплин формируются представления о профессиональных компетенциях, которые требуются для исполнения должностных обязанностей на рабочем месте, о последовательности и методах их формирования. К проведению занятий, непосредственно предшествующих производственной практике, а также к подготовке курсовых работ на практическую тему, связанную с будущей профессиональной деятельностью, и выпускных квалификационных работ, выполняемых по запросам работодателей, привлекаются педагоги-практики из образовательных организаций.
В период производственной практики студенты приобретают опыт профессиональной деятельности в качестве стажеров или дублеров специалиста. Приобретается опыт решения конкретной производственной задачи под руководством профессионала в соответствии с индивидуальным заданием. Цель преддипломной практики мы видим в приобретении необходимых и достаточных знаний и опыта под руководством специалиста, которые позволили бы приступить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей без длительного дополнительного обучения на конкретном рабочем месте. Индивидуальными заданиями на преддипломную практику становятся реальные производственные задачи, которые затем определяют содержание выпускной квалификационной работы.
Большое внимание нами уделяется организации практико-ориентированного обучения и в системе дополнительного профессионального образования.
Начиная с 2012 г. совместно с лучшими профессионалами организаций-партнеров нами разработаны и Министерством образования и науки Самарской области утверждены программы повышения квалификации по индивидуальным образовательным чекам. Для дошкольных образовательных организаций это «Иннова-
ционные здоровьесберегающие технологии в организации коррекционно-развива-ющей деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций», «Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО», «Партнерство дошкольной образовательной организации и семьи: новый формат отношений в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», «Система коррекционно-педагогической работы по формированию познавательных интересов и познавательных действий у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья». Для школ - «Адаптация программы обучения русскому языку учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения», «Достижение результатов в реализации индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях развития специального образования», «Мониторинг метапред-метных универсальных учебных действий младших школьников в контексте требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», «Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе», «Проектирование современного урока в специальном (коррекци-онном) классе в условиях реализации ФГОС». Данные программы реализуются совместно с педагогами-практиками ста-жировочных площадок факультета психологии и специального образования г.о. Самара, Тольятти, Новокуйбышевска.
Итак, говоря о результатах работы по обеспечению соответствия качества подготовки специалистов ФПСО, прежде всего необходимо отметить усиление деятельности факультета по взаимодействию с работодателями. Это выполнение проектов, исследований непосредственно по их заказу. В этом плане отмечается значительная динамика. Успешно реализуются программы по курсовой подготовке, в основу которых также положены практико-ориентированные подходы.
Отметим, что важным вопросом в высшей школе является оценивание каче-
ства подготовки выпускников. Действующая в сегодня оценка качества подготовки специалистов направлена по большей части на контроль знаний по предметам, изучаемым в рамках учебного плана, и умений по их использованию в стандартных тематических ситуациях. С точки зрения работодателя, помимо преимущественно профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию выпускника, специалисту необходимы такие качества, как способность к самостоятельным, активным действиям, сотрудничеству, способность к командной работе, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать актуальную информацию и пр. [15]. Как показывают результаты исследований и практика, к оценке качества высшего профессионального образования необходимо привлекать студентов и работодателей [16]. В настоящее время одной из важнейших задач преподавателей факультета стала разработка совместно с работодателями рекомендаций по структуре оценочных материалов для контроля уровня сформиро-ванности компетенций выпускников.
Следует подчеркнуть, что наряду с позитивными результатами в профессиональной деятельности преподавателей факультета остается ряд нерешенных проблем, к которым мы относим:
- противоречие между необходимостью формирования у обучающихся системы практически востребованных компетенций и недостаточной подготовленностью преподавателей к осуществлению практико-ориентированного обучения;
- несоответствие содержания и структуры учебных планов и программ составу видов деятельности, которые адекватны целям обучения и в которых определенные программами знания будут востребованы;
- неполная осведомленность преподавателей кафедр о модели целостной профессиональной деятельности. Следствием этого становится то, что при установлении межпредметных связей, разработке структурно-логических схем и сквозных программ специальностей преподаватели не адаптируют свою дисциплину к профилю специальности в полной мере;
- сохранение ориентации на традиционную («знаниевую») дидактическую систему, ориентированную на усвоение знаний и овладение готовыми способами действий по применению усвоенных знаний в форме деятельности учения, в которой учебная информация превалирует над практикой;
- выпадение из процесса формирования мотивации к практическому обучению первых двух лет обучения в вузе, хотя именно эти годы соответствуют сензи-тивному периоду формирования профессиональных мотивов;
- зачастую низкий уровень самонаучения и автономности самостоятельной работы у студентов и др.
Основную проблему можно диагностировать как обострение противоречия между необходимостью формирования у обучающихся системы практически востребованных компетенций и недостаточной теоретической исследованностью практико-ориентированного обучения и его образовательных возможностей. Известно, что деятельность без теоретического обеспечения не может быть зафиксирована в культуре как опыт, а принцип связи теории с практикой, следовательно, не может быть воспроизведен в содержании обучения.
Для достижения поставленных целей и решения вышеперечисленных проблем необходимо определить и решить следующие задачи:
- выявить современную динамику квалификационно-кадровых потребностей по направлениям подготовки;
- по каждому предмету подготовить рабочие программы, учебно-методические комплексы (УМК) на основе практико-ориентированных технологий обучения;
- предусмотреть в рабочих программах по изучаемым дисциплинам рекомендации по применению активных методов обучения в рамках контекстного обучения (проектирующего образовательный процесс как максимально приближенный к будущей профессиональной деятельности), способствующих формированию практической составляющей профессиональной компетентности.
На ближайшую перспективу факультетом психологии и специального образования определены ниженазванные задачи:
- систематически изучать и внедрять инновационные дидактические разработки, технологии профессионально ориентированного обучения;
- расширить возможности применения методов активного и интерактивного обучения в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины;
- определить направления работы по формированию профессиональной мотивации у студентов младших курсов;
- усилить самостоятельную работу студентов в контексте практико-ориенти-рованного подхода;
- расширить применение электронных ресурсов и интернет-технологий в качестве инструмента самостоятельной практико-ориентированной деятельности.
В заключение подчеркнем, что практико-ориентированная подготовка студентов на факультете психологии и специального образования в соответствии с требованиями современного рынка труда с учетом имеющегося задела, выявленных проблем, определения путей их решения, установления задач на перспективу может гарантировать трудоустройство выпускников.
•к к к
1. Высшее профессиональное образование в XXI веке / А.Е. Воробьев, О.В. Ваккер, В.В. Забусов, Е.А. Гулан. Норильск : Б.и., 2010. 289 с.
2. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. №2. С. 159-191.
3. Тенденции инновационного развития высшего образования в XXI веке / А.Е. Воробьев, В.М. Муров, С Б. Алиев, О.В. Ваккер. Калининград : КГТУ, 2010. 335 с.
4. Лукашенко М.А. Рынок образовательных услуг: запрос потребителя и ответ современного университета // Высшее образование в России. 2012. №6. С. 100-106.
5. Морова Н.С. Социальное партнерство с работодателем как стимул повышения качества образовательных услуг вуза // Высшее образование сегодня. 2011. № 6. С. 18-22.
6. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. №3. С. 105-126.
7. Шарф И.В. Реализация самостоятельной работы студентов в компетентностной модели // Высшее образование в России. 2011. №6. С. 98-103.
8. Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. Роль практико-ориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6. URL: https://science-education.ru/ru/artide/view?id=7784 (дата обращения: 09.08.2017).
9. Терещенкова Е.В. Дуальная система образования как основа подготовки специалистов // Концепт. 2014. № 04 (апрель). URL: http://ekoncept.ru/2014/14087.htm (дата обращения 4.03.2017).
10. Журавлева, Л.В. Преподаватель в XXI веке // Высшее образование сегодня. 2009. №2. С.14-15.
11. Дроботенко, Ю. Б. Модели практико-ориентированной профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. 2015. №1. С.105-108.
12. Первушина Е.А. Развитие волонтерской деятельности в высших учебных заведениях // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 112-116.
13. Данилова И.Л., Лаврушина С.М., Линевич Н.Г. Педагогическая практика и развитие профессионально-педагогических качеств будущего учителя // Преподаватель. 2001. №5. С. 25-26.
14. Лукина А.К., Волкова М.А., Воронина Н.Б. Роль практики в профессиональном самоопределении студентов - будущих педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С. 203-204.
15. Шибанова Е.К. Показатели качества подготовки современного специалиста в вузе // Альманах современной науки и образования. 2007. №5(5). C. 254-256.
16. Кисельников И.В., Скопа В.А. Практика и проблемы привлечения студентов и работодателей к оценке качества высшего профессионального образования (на примере педагогического вуза) // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. №8. С. 31-33.