Национальный психологический журнал №1(9)/2013, 143-151 УДК 159.923.2 316.6
Оригинальная статья
National Psychological Journal #1(9)/2013, 143-151 doi: 2079-6617/2013.0119
Original Article
Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность
И. В. Клименко Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия,
Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко, Тирасполь, Приднестровская молдавская республика
Поступила: 22 февраля 2012 / Принята к публикации: 15 марта 2012
Motivation of university students and their value orientation in professional employment
I.V. Klimenko Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, Taras Shevchenko Transdniestrian State University, Tiraspol, Transnistria Moldovan Republic
Received: February 22, 2012 / Accepted for publication: March 15, 2012
"О статье рассматриваются особенности мотивационно-ценностного аспекта профессионального становления студентов естественно-географических В специальностей. Приводятся данные об исследовании особенностей мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность студентов и ее динамики от первого к пятому курсу обучения. Исследование мотивационно-ценностной направленности студентов - химиков, биологов, географов на профессиональную деятельность проводилось в Приднестровской Молдавской республике на естественно-географическом факультете Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.
Автором анализируются мотивы выбора будущей профессии и соответствующего вуза, проводится изучение их взаимосвязи с ценностными ориентациями студентов. Показано значение этих данных для организации системы мероприятий психологического сопровождения, оказания психологической помощи студентам.
Исследование ценностных ориентаций и жизненных сфер выявило, что для молодых людей в начале профессионального становления наиболее значимой является профессиональная сфера, материальное благополучие и саморазвитие. К концу обучения ценностные ориентации студентов начинают соответствовать социально-экономическим отношениям, сложившимся в обществе - значимые в начале обучения духовные ценности и ценности саморазвития сменяются на социальные.
Проведенное исследование позволило разработать программу психологического сопровождения процесса профессионального становления студентов на всех этапах обучения в вузе, направленную на их информационное обеспечение, на развитие мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность и способствующую глубокому осознанию молодыми людьми себя в избранной профессии.
Ключевые понятия: профессиональная направленность личности, мотивация выбора профессии, ценностные ориентации, мотивационно-ценностная направленность на профессиональную деятельность.
^Tpihe paper considers motivation and values of natural geography students. Data on motivation and values of students' future career and their dynamics from 1st to 5th T course is described.
The study of motivation and value orientation of students of chemistry, biology and geography was carried out in the Dniester Moldavian Republic at the Department of Natural Geography of the Dniester Shevchenko State University.
The study allowed the development of a psychological support program for the professional development of students at all grade levels in higher school.
The author analyses motivation for choosing a future career and for studying in higher school and their interrelations with valuable students' orientations are examined. It has significant value during organization of the psychological support actions which are directed to students' psychological support.
The study of value orientations and life spheres revealed that for young people in the early professional development, the most important parts of life are the professional sphere, material well-being and self-development. By the end of training value orientations of students correspond to the social economic relations that are dominant in society: spiritual values that are important at the beginning of training and the values of self-development are replaced by social ones.
The study allows the development of a psychological support program for the professional development of students at all grade levels in high school, which is aimed at supplying them with information, developing motivation and value orientation on the future professional activity and promotes self-awareness in the career they have chosen.
Keywords: professional orientation of a person, motivation to choose a career, value orientations, motivation and values orientation in professional activity
ISSN 2079-6617
© Lomonosov Moscow State University, 2013
I' ) сследование мотивационному ценностной направленности
е^-С студентов - химиков, биологов,
географов на профессиональную деятельность проводилось в Приднестровской Молдавской республике на естественно-географическом факультете Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.
Актуальность данного исследования обусловлена особенностями современных социально-экономических условий. для которых характерна нестабильность. снижение престижности ряда профессий. востребованных в конкретных социально-значимых отраслях (промышленной. образовательной, научной). сложность трудоустройства. В молодежной среде происходит изменение мотивационноценностной направленности: снижается значимость ценностей. связанных с духовными интересами. в противовес ценностям социального удовлетворения и материального благополучия. Многие выпускники педагогических вузов реализуют себя в других видах профессиональной деятельности. Поэтому возникла необ-
Возникла необходимость не только изучения конкретных причин, отрицательно влияющих на мотивационно-ценностную направленность молодых людей, но и разработки программы психологического сопровождения процесса их профессионального становления в вузе, обеспечивающей сохранение устойчивости первичного интереса к избранной профессии
ходимость не только изучения конкретных причин. отрицательно влияющих на мотивационно-ценностную направленность молодых людей. но и разработки программы психологического сопровождения процесса их профессионального становления в вузе. обеспечивающей сохранение устойчивости первичного интереса к избранной профессии.
Вопрос о соотношении мотивационно-ценностной направленности личности и ее ориентации на конкретную деятельность является сложным и не до
конца изученным. В данной работе мы будем рассматривать профессиональную направленность как основной элемент общей направленности личности.
Профессиональная направленность
играет важную роль в становлении специалиста. определяет избирательность его отношений. позицию и активность. Для успешного формирования мотивационно-ценностной направленности на профессиональную деятельность надо знать ее сущность. структуру. общие закономерности развития. а также хорошо представлять себе особенности личной позиции человека (доминирующих мотивов. потребностей. интересов. ценностей и тд). С.Л. Рубинштейн. Л.И. Божович. В.С. Мерлин. К.К. Платонов. А.Г Асмолов и другие ученые отмечают. что для раскрытия сущности профессиональной направленности и ее места в общей структуре личности. необходимо исходить из сущности направленности вообще. В исследованиях отечественных психологов профессиональная направленность определяется как совокупность устойчивых мотивов и эмоционально-ценност-
ных отношений. определяющих особенности профессиональной деятельности. поведения. общения и самооценки личности специалиста. Ее содержание включает потребность в профессиональной деятельности. а так же цели. ценностные ориентации. как основу мотивации этой деятельности. и потребность в постоянном профессиональном самосовершенствовании (Хозяинов ГИ.. 2005). В.Н. Мя-сищев утверждает. что составляющие профессиональной направленности. связанные с трудовой деятельностью. зани-
мают важнейшее место в общей направленности личности. «Изучая личность с точки зрения ее отношений. в первую очередь. необходимо обратить внимание на отношение к труду. выяснить его характер. ход. условия и перспективы развития» (Мясищев. В.Н.. 1995).
Мотивационно-ценностная профессиональная направленность базируется на общей направленности личности. отражающей человеческие. гражданские позиции. понимание смысла жизни. своего места в ней. особенности мировоззрения. жизненных идеалов и ценностей. мотивов. потребностей. стремлений. планов жизни и т.п. Формирование и развитие профессиональной направленности связано с динамическими изменениями ее структурных компонентов. Структура профессиональной направленности включает основные компоненты направленности личности (мотивы. интересы. цели. ценностные ориентации и др.). Мы в своем исследовании исходим из того. что системообразующими компонентами профессиональной направленности являются мотивы. которые влияют на формирование осознанных личностью профессиональных намерений (целей). и профессионально-ценностных ориентаций личности. Мотивационно-ценностная профессиональная направленность рассматривается нами с позиции интегративного подхода (Дружилов СА. 2003. Климов ЕА. 1996). Компоненты мотивационно-ценностной направленности представлены как взаимосвязанные. взаимоо-бусловливающие и включающие в себя:
• систему устойчиво доминирующих мотивов. детерминирующих поведение и профессиональную деятельность человека. определяющих его активность. потребности. интересы. цели;
• систему ценностных ориентаций. выражающих личностную значимость социальных. культурных. нравственных и профессиональных ценностей. Идеалы. установки. убеждения. мировоззрение можно рассматривать как духовные ориентиры и ценностные ориентации личности.
Исходя из этого. мотивационно-ценностная профессиональная направленность будет рассматриваться как интегративная система свойств человека. как будущего или настоящего субъекта труда. включающая совокупность устойчивых мотивов и профессионально-цен-
Илона Васильевна Клименко - психолог высшей квалификационной категории, начальник отдела психологического сопровождения и профориентационной работы Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко. Аспирант кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Автор 33 научных публикаций E-mail- ilo-klimenko@yadex.ru
144
№ 1 [9] 2013
Мотивационно-ценностная профессиональная направленность будет рассматриваться как интегративная система свойств человека, как будущего или настоящего субъекта труда, включающая совокупность устойчивых мотивов и профессионально-ценностных ориентаций, обеспечивающих его активность по конструированию собственной профессиональной деятельности
ностных ориентаций. обеспечивающих его активность по конструированию собственной профессиональной деятельности. Она выступает движущей силой профессионального становления. ее содержание включает профессиональные интересы и цели. потребность в постоянном профессиональном самосовершенствовании. а также профессиональные установки. убеждения и идеалы.
Мотивационно-ценностная профессиональная направленность впервые обнаруживает себя при выборе профессионального учебного заведения. что соответствует первому этапу профессионального самоопределения и характеризуется возникновением профессиональных интересов. стремлений. а также изменением отношения к самой проблеме выбора профессии.
В процессе овладения профессией происходит существенная перестройка ценностно-мотивационной направленности. формируются мотивы и ценности. связанные с интересом к процессу труда. со стремлением к развитию профессиональной компетентности. Трудовая (профессиональная) деятельность. утверждает Д.Н. Завалишина (Завалиши-на Д.Н. . 1998). выступает ареной развития и самореализации личности.
Такие компоненты мотивационноценностной профессиональной направленности как мотивы. цели (намерения). ценностные ориентации. профессиональные интересы. являющиеся внутренними проявлениями личности. влияют на выбор трудовой (профессиональной) деятельности.
Актуальность исследования
В зарубежной и отечественной научной литературе имеется достаточное количество работ. посвященных изучению ценностей и мотивации людей в различных видах деятельности. в том числе учебной. Вне поля зрения ученых осталась проблема их исследования в процессе профессиональной подготовки с позиций интегративного. системно-деятельностного подхода. Этот подход предполагает изучение ценностей и мотивов человека в их взаимосвязи. взаимообусловленности. взаимовлиянии и в динамике развития.
Многие ученые (С.Л. Рубинштейн. Е.А. Климов. Э.Ф. Зеер. Ю.А. Афоньки-
на. А.П. Сейтешев и др.). отмечают. что данный вопрос исследован недостаточно полно и подробно. Имеются лишь попытки представить процесс развития профессиональной направленности (в том числе и мотивационно-ценностной) в динамике. Это подтверждает актуальность нашего исследования.
Анализ ценностных ориентации и мотивов молодых людей. обучающихся в вузе по различным специальностям (в том числе. и естественно-географическим). может существенно дополнить научные представления об особенностях развития направленности на профессиональную деятельность. Поэтому нами была поставлена цель: выявить особенности динамики мотивационноценностной направленности на профессиональную деятельность студентов разных специальностей.
Объектом исследования являлись психологические особенности мотивационно-ценностной профессиональной направленности в процессе профессионального становления студентов разных специальностей (биологов. географов. химиков). а предметом - специфика динамики этой направленности у студентов на разных этапах обучения в вузе.
Гипотезы исследования:
• исследование позволит выявить причины снижения интереса будущих специалистов в выбранной профессиональной деятельности;
• исследование докажет. что рассогласование между представлениями о выбранной профессии приводит к смене профессионализации;
• исследование позволит разработать адекватный методический инструмент для исследования мотивационно-ценностной профессиональной направленности и ее коррекции.
Описание исследования
Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Приднестровский государст-
венный университет им. Т.Г. Шевченко». естественно-географического факультета (специальности «Географ. Преподаватель географии». «Химик. Преподаватель химии». «Биолог. Преподаватель биологии»).
В нем приняло участие 182 человека: студенты 1. 3. 4. 5 курсов естественно-географического факультета (85.4% от общего количества студентов факультета). Возрастной диапазон респондентов 17-23 года.
На 1 этапе - (июнь 2006 г.) в лонги-тюдном исследовании приняли участие абитуриенты Приднестровского государственного университета. Выборку составили 53 человека. поступивших на естественно-географический факультет и в дальнейшем обучающихся очно по специальностям - «Химик. Преподаватель химии» (032300). «Биолог. Преподаватель биологии» (011600). «Географ. Преподаватель географии» (012500).Сре-ди них были юноши (34%) и девушки (66%) в возрасте 17-18 лет.
Проводилось изучение мотивации выбора будущей профессии (соотнесение внутренних и внешних мотивов). терминальных ценностей и других аспектов (целей получения образования. ориентаций при выборе вуза и др.). влияющих на выбор абитуриентами обучения в ПГУ им. Т.Г. Шевченко.
2 этап - (апрель-май 2008 г.). В лонги-тюдном исследовании приняли участие 53 студента естественно-географических специальностей. обучающихся на 3 курсе. На данном этапе проводилось повторное изучение мотивации выбора профессии. терминальных ценностей и других аспектов. влияющих на процесс профессионального становления в период обучения в вузе - содержательной стороны образовательного процесса. отношения к избранной специальности. дальнейшие профессиональные планы и пр.
3 этап - (ноябрь-декабрь 2010 г.). В исследовании приняли участие 53 студента 5 курса. участвовавшие в лонгитюдном исследовании с 2006 г. Было проведено еще дополнительное исследование студентов 1. 3. 5 курсов. Проведено изуче-
Образование [ Подготовка кадров ]
Мотивационно-ценностная направленность студентов
на профессиональную деятельность
Что должно быть ценно и важно будущему педагогу? Специальность, %
Биологи Географы Химики
знание предмета и интерес к своей работе 14,0 14,6 19,0
любовь к детям 4,0 22,0 9,5
общительность 2,0 4,9 4,8
развитие детей 6,0 4,9 0,0
терпение и понимание детей 6,0 7,3 19,0
затрудняюсь ответить 68,0 46,3 47,6
Таблица 1. Распределение ответов студентов о наиболее важных профессиональных ценностях в будущей педагогической деятельности (%)
Что должно быть ценно и важно будущему педагогу? Специальность, %
Биологи Географы Химики
забота об окружающей среде, экология и сохранение природы 20,0 9,8 28,6
знания 4,0 0,0 4,8
затрудняюсь ответить 76,0 90,2 66,7
Таблица 2. Распределение ответов студентов о наиболее важных профессиональных ценностях в будущей предметной деятельности (%)
ние мотивационных объектов. типичных для однородной группы и измерение их субъективной интенсивности у студентов. а также ценностных ориентаций и направленности личности.
В качестве эмпирических методов исследования применялись следующие:
1. Анкета специалиста. цель - изучение мотивации выбора профессии. профессиональных целей. интересов. осведомленности о содержании будущей профессиональной деятельности (предметной и педагогической).
2. Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина. цель - изучение жизненных целей. терминальных ценностей (Сенин И.Г, 1991);.
3. Методика «Мотивы выбора профессии» (модификация методики К. За-мфир). цель - диагностика мотивации профессиональной деятельности (Замфир К.. 1983).
4. Вопросник мотивационных объектов и измерения интенсивности Ж. Нют-тена. цель - измерение субъективной интенсивности мотивов разных типов (Ньюттен Ж.. 2004).
5. Методика экспресс-диагностики направленности личности (МЭДНАЛ) Б. Бас (модификация методики В. Сме-кайла и М. Кучера). цель - диагностика видов направленности личности (Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. 2005).
Для статистической обработки и анализа эмпирических данных были использованы: метод статистической проверки гипотезы ^-критерий Стьюдента). метод достоверности различий (и-кри-терий Манна-Уитни). корреляционный анализ (коэффициент корреляции г-Пирсона). Математическая обработка данных осуществлялась с применением программы SPSS 13.0.
Результаты исследования
На основании психологического анализа предметной и педагогической деятельности специалистов химиков, биологов и географов была разработана анкета, включающая три блока вопросов:
Рисунок 1. Мнения студентов о том, кем и где они хотели бы работать после окончания обучения в вузе (%)
1 блок. направленный на изучение мотивов выбора профессии. различных аспектов. повлиявших на выбор профессии;
2 блок. направленный на изучение мнения студентов о востребованности профессии и их планов относительно будущей трудовой деятельности;
3 блок. направленный на изучение уровня информированности студентов о содержании профессиональной деятельности. профессиональных ценностных ориентациях. о наиболее важных профессиональных качествах и их наличии у каждого.
Вопросы были поставлены так. что студенты вначале оценивали себя. как педагогов. а затем. как преподавателей определенных предметов (химия. биология. география).
При рассмотрении отношения к будущей профессиональной деятельности было выявлено. что химики (примерно 60%) и биологи (45%) планируют трудоустройство. как в производственной сфере. так и в учреждениях образования. Их отличает интерес к профессиональной области и привлекает возможность самореализации в ней. Они отмечают. что для будущего специалиста важной является забота об окружающей среде и сохранении природы. Однако достаточными знаниями о содержании профессиональной деятельности специалиста в производственной и экологической области владеют лишь 35% химиков и 19% биологов (таблица 4). Знания о педагогической деятельности у студентов несколько выше. но количество таких студентов не превышает 40% (таблица 3). Среди профессио-
Национальный психологический журнал National Psychological Journal 146 № 1[9] 2013
http://www.psy.msu.ru/science/npj/
Что Вы знаете о профессиональной дея- Специальность, %
тельности преподавателя (биологии, географии и химии)? Биологи Географы Химики
Да Нет Затр. ответить Да Нет Затр. ответить Да Нет Затр. ответить
Что или кто является объектом деятельности преподавателя? 36,0 18,0 46,0 39,0 7,3 53,7 66,7 9,5 23,8
Что является предметом профессиональной деятельности? 8,0 24,0 68,0 0,0 31,7 68,3 0,0 76,2 23,8
Что Вы считаете основными целями профессиональной деятельности? 36,0 10,0 54,0 43,9 12,2 43,9 71 ,4 14,3 14,3
Как Вы представляете условия своей будущей профессиональной деятельности? 6,0 24,0 70,0 9,8 34,1 56,1 6,3 32,1 61 ,6
Какие способности, качества необходимы преподавателю для успешного исполнения работы и как эти способности развиты у Вас? 46,0 4,0 50,0 51,2 4,9 43,9 57,1 4,8 38,1
Что должно быть ценно и важно будущему педагогу? 26,0 6,0 68,0 43,9 9,8 46,3 57,9 0,0 42,1
Представляете ли Вы, какие сложности могут возникать в профессиональной деятельности преподавателя? 1 4,0 8,0 78,0 1 9,5 17,1 63,4 28,6 23,8 47,6
Таблица 3. Распределение ответов студентов о внутреннем содержании профессиональной педагогической деятельности (%)
Что Вы знаете о профессиональной дея- Специальность, %
тельности преподавателя (биологии, географии и химии)? Биологи Географы Химики
Да Нет Затр. ответить Да Нет Затр. ответить Да Нет Затр. ответить
что или кто является объектом деятельности? 1 4,0 8,0 78,0 31 ,7 14,6 53,7 61 ,9 4,8 33,3
что является предметом профессиональной деятельности? 34,0 4,0 62,0 19,5 26,8 53,7 38,1 9,5 52,4
что Вы считаете основными целями профессиональной деятельности? 20,0 10,0 70,0 41 ,5 7,3 51 ,2 33,3 4,8 61 ,9
как Вы представляете условия своей будущей профессиональной деятельности? 12,0 12,0 76,0 7,3 12,2 80,5 23,8 4,8 71,4
какие способности, качества необходимы специалисту для успешного исполнения работы? 28,0 4,0 68,0 39,0 2,4 58,5 57,1 0,0 42,9
что должно быть ценно и важно будущему специалисту? 22,0 2,0 76,0 7,3 2,4 90,2 33,3 4,8 61 ,9
представляете ли Вы, какие сложности могут возникать в профессиональной деятельности специалиста 0,0 10,0 90,0 0,0 4,9 95,1 0,0 0,0 100
Таблица 4. Распределение ответов студентов о внутреннем содержании профессиональной деятельности специалиста (биолога, географа, химика) (%)
нально важных ценностей они отмечают знания и интерес к своей работе, терпение и понимание детей, а любовь к детям и значимость их развития указали всего 9,8% (таблица 1, 2).
Студенты географы практически полностью отвергают педагогическую деятельность, только 20% отметили, что эта деятельность возможна как запасной вариант. Они планируют трудоустройство в сфере туризма и в природоохранных организациях (рис. 1). 100% географов отметили, что им нравится изучать природу. Они в большей степени информированы о внутреннем содержании про-
фессиональной деятельности (предмет. объект цели). однако профессиональнозначимые ценности смогли сформулировать всего 9.8%
В целом студенты всех трех специальностей показали недостаточный уровень знаний особенностей профессиональной деятельности. Достаточно информированы о педагогической деятельности всего 32% студентов. а о предметной - 25% .
На лонгитюдном этапе исследования было проведено определение уровня сформированности профессиональной направленности студентов первого курса.
которое позволило выделить ведущий тип мотивации выбора профессии. Результаты показали. что они обладают всеми наиболее значимыми для профессионального развития мотивами выбора профессии.
1 место среди них занимают внутренние индивидуально значимые мотивы (среднее значение 18.4; 67.9% респондентов); 2 место - внутренние социально значимые мотивы (среднее значение 16.7; 24.5% респондентов); 3 место - внешние положительные мотивы (среднее значение 16.6; 24.5% респондентов). Причем результаты сравнения статистических гипотез 0-критерий Стьюдента) показали. что разница
Образование [ Подготовка кадров ]
Мотивационно-ценностная направленность студентов
на профессиональную деятельность
нание ее социальной значимости носит устойчивый характер. В то же время выявлено рассогласование между отношением к самой профессии и теми реальными внешними условиями. которые в большей степени начинают осознаваться ко времени завершения учебного процесса и выбора места работы.
Для измерения субъективной интенсивности мотивов разных типов использовался Вопросник мотивационных объектов и измерения интенсивности Ж. Нюттена (Мясищев. В.Н.. 1995). Нами были проанализированы такие категории как самореализация ^). продуктивная активность ^). профессиональная деятельность ^2). учеба ^3). познание (исследование) (Е). Была выявлена наибольшая значимость (интенсивность) данных мотивов в различные периоды обучения в вузе - см. таблицы 5. 6.
Для студентов 1. 3. 5 курсов показатели субъективной интенсивности мотивов. связанных с профессиональной деятельностью. наиболее велики. Причем. средние показатели положительных индукторов высоки на всех курсах. а отрицательные значительно увеличиваются к 5 курсу. То есть. переживания. связанные с профессиональной самореализацией. становятся наиболее значимыми к периоду окончания вуза. Второй ранг по значимости занимают мотивы. относящиеся к обучению. В меньшей степени интенсивны мотивы. связанные с познанием.
Наиболее значимые изменения (г =0.302. при р<0.01) происходят с мотивами. относящимися к категории «продуктивная активность». Возможно. это связано с тем. что выпускники находят-
Положительные мотивационные Вес Курс Ранги по курсам
индукторы, связанные с категориями 1 3 5 1 3 5
Профессиональная деятельность(В2+) 6.00 5.62 5.59 5.77 1 1 2
Учеба №3+) 5.60 5.50 5.21 5.47 2 2 3
Самореализация (БВ+) 5.20 4.73 4.87 5.07 4 3.5 4
Продуктивная активность (В +) 5.20 5.21 4.87 5.85 3 3.5 1
Познание (исследование) (Е+) 4.00 4.01 3.90 4.50 5 5 5
Таблица5. Средние значения и ранговые места интенсивности положительных мотивационных индукторов у студентов
Отрицательные мотивационные Вес Курс Ранги по курсам
индукторы, связанные с категориями 1 3 5 1 3 5
Профессиональная деятельность^-) 3.50 2.82 2.74 3.94 1 1.5 2
Продуктивная активность (В -) 3.00 2.56 2.74 3.96 3 1.5 1
Учеба (В3-) 2.50 2.77 2.45 3.26 2 3 3
Познание (исследование) (Е-) 2.00 1.89 2.05 2.87 4.5 4 4
Самореализация (БВ-) 1.70 1.88 1.70 2.82 4.5 5 5
Таблица №6. Средние значения и ранговые места интенсивности отрицательных мотивационных индукторов у студентов
между указанными мотивами статистически не значима 0эмп=0Д. при Лр =2.0 . р<0.05). Всего у 1.9% студентов выявились внешние отрицательные мотивы.
Следовательно. молодые люди при выборе будущей профессии ориентированы. прежде всего. на реализацию в ней своих интересов. способностей. Выбранная профессия эмоционально привлекательна для них. дает возможность проявить творческую активность. Для студентов также важно. что они смогут в дальнейшем приносить пользу обществу. Это следует из того. что их будущая профессиональная деятельность связана либо с воспитанием и обучением детей. либо с природоохранной или производственной деятельностью. В период поступления в вуз молодые люди выделяют внешнюю привлекательность будущей профессии.
Динамика изменений в мотивационной сфере студентов. произошедших за 5 лет обучения представлена на рисунке 2.
Сравнительный анализ показал. что значимыми являются изменения. связанные с выбором внешнего положительно-
го мотива. Они происходят в период обучения с 1 по 3 курс 0эмп=3Д р<0.01). Изменений внешнего положительного мотива в период с 1 по 5 курс также находятся в зоне значимости ^эмп=2Д р<0.01). Таким образом. наблюдаются значимые различия во внешней положительной мотивации выбора профессии. причем снижение привлекательности мотивов. связанных с внешними характеристиками предстоящей профессиональной деятельности. происходит на 3 курсе и остается неизменным. вплоть до 5 курса. Это может свидетельствовать об определенных разочарованиях в выбранной профессии. Результаты опросов студентов за шесть лет показывают. что многие из них (более 40%). начиная с 3 курса. указывают. что их профессия недостаточно престижна и востребована в обществе. Этим объясняется возможность переживания студентами в период обучения на 3-4 курсах профессионального кризиса (Зеер Э. Ф.. Сыманюк Э. Э.. 1997).
Среди мотивов выбора профессии интерес к будущей профессии и осоз-
148
№ 1[9] 2013
ся на стадии завершения обучения в вузе. ставят перед собой новые перспективные цели. которые в современных условиях достичь достаточно трудно. Необходимо быть активным. целеустремленным. творческим и гибким. По мнению Л.М. Митиной. «развитие конкурентоспособной личности - это развитие рефлексивной личности. способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях. обладающей новым стилем мышления. нетрадиционными подходами к решению проблем. адекватным реагированием в нестандартных условиях» (Митина Л.М.. 2003). Выпускники осознают ожидаемые их трудности. вследствие этого и возникают эмоциональные переживания.
Осознание важности самореализации также с годами растет (положительные мотивационные индукторы - г=0.195. р<0.05; отрицательные мотивационные индукторы -г=0.222. р<0.05). Это один из ведущих мотивов выбора профессии. Саморазвитие и самореализация являются внутренними мотивами. они напрямую связаны с предстоящей профессиональной деятельностью. Мотивы познания (исследования) тоже важны для студентов. их значимость растет к 5 курсу. Студенты осознают необходимость профессиональных знаний и беспокоятся о том. что их может быть недостаточно для достойного выполнения профессиональных функций. Средние показатели интенсивности мотивов (как положительных. так отрицательных) связанных с учебой на различных курсах
обучения изменяются незначительно. однако ранговые показатели смещаются со 2 на 3 место. уступая приоритетные позиции профессиональной деятельности и продуктивной активности.
В качестве диагностического инструмента для выявления доминирующих жизненных целей и сфер деятельности у студентов нами был взят Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) (Сенин И.Г. 1991). Он позволяет выявить иерархию ценностных ориентаций человека и преобладающие сферы его жизнедеятельности.
Социальная ситуация развития личности первокурсника и пятикурсника неодинакова. и ценностные ориентации как динамическая личностная структура претерпевают значительные изменения за годы обучения в вузе. Перед нами стояли две задачи:
1) определить специфические особенности ценностных ориентаций студентов в различные периоды профессиональной подготовки (1. 3. 5 курс);
2) выявить динамику ценностных ориентаций студентов на протяжении их обучения.
С этой целью мы ранжировали все жизненные ценности и сферы деятельности по их значимости для студентов каждого курса. Ранговые места (от 1 до 8 для ценностей и от 1 до 5 для жизненных сфер. где 1 - наиболее значимая ценность и т.д.) представлены в таблице 2.
Результаты проведенных исследований представлены в таблицах 7 и 8.
Как видно из таблиц 7 и 8. для студентов 1 курса наиболее значимыми ценностями являются высокое материальное положение и развитие себя. а наиболее важными жизненными сферами - профессиональная и образовательная. Для студентов 3 курса наиболее значимы такие ценности. как высокое материальное положение и духовное удовлетворение. и такие жизненные сферы. как профессиональная и семейная. Наиболее значимые ценности в группе студентов 5 курсов: высокое материальное положение и активные социальные контакты. реализуемые в большей степени в профессиональной и семейной жизни.
Проанализировав эти результаты. мы пришли к следующим выводам.
1. Наиболее значимая ценность для студентов - высокое материальное положение. Стремление к высокому материальному положению у всех студентов имеет тенденцию к сохранению значимости на протяжении всех лет обучения. Молодые люди имеют высокие потребности. стремятся быть независимыми от родителей. а к старшим курсам заводят собственную семью. Свой отпечаток здесь накладывает социальная ситуация в регионе. Студенты получают низкую стипендию. многие старшекурсники стремятся трудоустроиться. чтобы иметь дополнительный доход.
2. Значимая ценность всех студентов -потребность в достижениях. Она со-
Жизненные сферы Средние значения Ранги
1 курс 3 курс 5 курс 1 курс 3 курс 5 курс
А. Профессиональная жизнь 4,24 4,08 4,36 1 1 1
Б. Обучение и образование 4,11 3,84 4,21 2 4 3
В. Семейная жизнь 4,08 4,07 4,22 3,5 2 2
Г. Общественная жизнь 4,03 3,83 4,18 4 5 4
Д. Увлечения 4,08 3,86 4,14 3,5 3 5
Таблица №7. Средние значения и ранговые места значимости для студентов жизненных сфер
Терминальные ценности Средние значения Ранги
1 курс 3 курс 5 курс 1 курс 3 курс 5 курс
1. Собственный престиж 3,79 3,46 3,95 8 8 8
2.Высокое материальное положение 4,28 4,26 4,37 1 1 1
3. Креативность 4,03 3,81 4,11 7 6 7
4. Активные социальные контакты 4,13 4,04 4,31 5 4 2
5. Развитие себя 4,19 3,98 4,25 2 5 5,5
6. Достижения 4,17 4,08 4,26 3 3 3,5
7. Духовное удовлетворение 4,16 4,09 4,25 4 2 5,5
8. Сохранение собственной индивидуальности 4,10 3,73 4,26 6 7 3,5
Таблица №8. Средние значения и ранговые места значимости для студентов терминальных ценностей.
Образование [ Подготовка кадров ]
Мотивационно-ценностная направленность студентов на профессиональную деятельность
храняет свою актуальность с 1 по 5 курс (3 ранг). Достижения важны студентам как в сфере образования (значимость растет к 5 курсу). так и в сфере предстоящей профессиональной деятельности (среднее значение 4.3 -
1 курс. 4.1 - 3 курс. 4.3 - 5 курс).
3. На втором по значимости месте для первокурсников стоит потребность в саморазвитии. которая к 5 курсу занимает уже 5 ранг в структуре ценностей студентов. а на 2 место выходят активные социальные контакты. Причем. видимые различия прослеживаются между студентами 3 и 5 курсов 0=2.9. при р<0.01). Это обусловлено тем. что старшекурсники осознают неизбежность скорого изменения их жизни. в которой им необходимо будет налаживать новые межличностные взаимодействия. связанные с профессиональной деятельностью.
4. Актуальность такой потребности как сохранение собственной индивидуальности у большинства студентов к 5 курсу возрастает и выходит на 3-е место. Значимые изменения происходят опять же в период между 3 и 5 годами обучения 0=4Д при р<0.01).
5. На протяжении обучения в университете ценность духовного удовлетворения снижается. Только на 3 курсе студенты демонстрируют еще значимость этой ценности. а к 5 курсу на приоритетные места выходят потребности. наиболее актуальные для периода выхода в профессиональную жизнь (новые социальные контакты. достижения и сохранение индивидуальности).
6. Креативность и собственный престиж имеют небольшое значение для большинства студентов на всех периодах обучения в вузе. Но. важность собственного престижа повышается от 3 к 5 курсу 0=3.4. р<0.01). Это объясняется процессом изменения социального статуса выпускников по сравнению с первокурсниками (многие старшекурсники начинают работать. заводят семью).
7. Отрадно отметить значимость сферы профессиональной жизни для всех студентов 1. 3 и 5 курсов. Молодые люди ориентированы на приобретение профессии. Эта сфера важна для первокурсников. например. 25% абитуриентов. поступающих на естественно-географический факультет в 2011 г.. указали. что поступили в вуз для получения во-
стребованной профессии. А наиболее актуальной данная сфера становится к 5 курсу 0=3Д. р<0.01). что свидетельствует о готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
8. Сфера обучения является наиболее значимой для студентов 1 курса. затем наблюдается снижение ее значимости к 3 курсу и вновь повышение к 5 курсу 0=3Д. р<0.01).
9. Интерес к семейной жизни. не являясь преобладающим. имеет тенденцию к росту с 1 курса к старшим. что совершенно естественно и связано со стремлением к образованию собственной семьи.
10. Интерес к общественной жизни имеет тенденцию к снижению от 1 к 3 курсу. Это объясняется тем. что на первых курсах студенты стремятся найти свое место в коллективе сверстников. занять определенное место в группе. расширить круг своих знакомств. К 3 курсу эта потребность у большинства студентов уже удовлетворена: сложился определенный круг общения. определилось положение студента в референтной группе. Поэтому интерес к общественным мероприятиям несколько падает. Однако к выпускному курсу значимость этой сферы растет 0=2.7. р<0.01). возможно это связано с тем. что старшекурсники становятся более социально активны (членство в общественных организациях. студенческом самоуправлении и др.)
11. Что касается сферы увлечений. то она занимает одно из важнейших мест в жизни студентов 1 и 3 курсов. но к 5 курсу она опускается на последнее место. уступая семейной либо общественной жизни.
Полученные результаты дают возможность сделать вывод о значимости для студентов на всех курсах обучения профессиональной сферы. В то же время. выявленное высокое значение материальных благ для всех молодых людей вызывает определенное беспокойство. хотя в современных условиях развития общества оно закономерно. Достаточно стабильно студенты проявляют мотивированность на достижения. К выпускному курсу актуальной становится необходимость реализации себя через социальные контакты. но с сохранением собственной индивидуальности.
Для изучения особенностей направленности личности студентов была использована методика МЭНДАЛ. Она позволяет диагностировать виды направленности личности: направленность на себя. направленность на взаимодействие и направленность на задачу. решаемую в ходе выполняемой деятельности. Л.М. Митина отмечает. что данные виды направленности образуют иерархическую структуру профессиональной направленности личности для большинства современных профессий (Митина Л.М.. 2003).
Для анализа полученных данных использовался линейный корреляционный анализ (расчет коэффициента линейной корреляции Пирсона проводился с использованием программы SPSS 13.0). Анализ особенностей направленности личностей студентов разных специальностей показал. что существует прямая значимая зависимость между специальностью и направленностью на дело (гху=0.607. р<0.05). У студентов химиков. биологов и географов проявляется деловая направленность - для них характерно преобладание мотивов. порождаемых самой деятельностью. увлечение процессом деятельности. стремление к познанию. овладению новыми знаниями. умениями и способами действия. Для химиков и биологов свойственна направленность на взаимодействие с другими людьми. тогда как у географов проявляется направленность на себя. которая определяется преобладанием мотивов собственного благополучия. стремления к личному первенству. престижу.
Направленность на себя к 5 курсу у всех студентов становится значимо ниже. а направленность на дело и взаимодействие становится выше (г = 0.8. при р<0.01). Это еще раз свидетельствует о постепенном. динамичном вхождении студентов в будущую профессиональную деятельность. формировании у них мотивов. направленных на успешное взаимодействие.
Заключение
Студенты естественно-географиче-
ских специальностей показали недостаточную информированность об особенностях профессиональной деятельности, они не смогли четко сформулировать ее цели и ценности, что осложняет форми-
рование у них представления о будущей трудовой деятельности.
Анализ мотивов выбора профессии показал, что большинство абитуриентов (98,1%) при поступлении в вуз обладают всем необходимым комплексом мотивов, способствующих успешной профессионализации. В процессе обучения наиболее значимым изменениям подвергается внешняя положительная мотивация выбора профессии, причем снижение привлекательности мотивов, связанных с внешними характеристиками предстоящей профессиональной деятельности, происходит к 3 курсу и остается неизменным, вплоть до 5 курса. Профессия начинает терять свою привлекательность (престижность, «романтичность»), поэтому основное внимание студенты начинают уделять саморазвитию. Это подтверждается результатами исследования интенсивности мотивационных индукторов, которые позволили также выявить наибольшую значимость мотивов, связанных с будущей
Список литературы:
1. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 4-5. - С.35-42.
2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. - 1997. - т. 18. - №6. - С.35-44.
3. Завалишина Д.Н. Профессиональное развитие и профессиональное мышление
// Вестник Балтийской педагогической академии: науч. издание.- 1998. - Вып. 18. - С. 71-75.
4. Замфир К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога. // М. : Политиздат, 1983. - 142 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. // М. : Изд-во Ин-та практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 400 с.
6. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др.; под ред. Л.М. Митиной. - М. : Академия, 2005. - 336 с.
7. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М., 2003. - 400 с.
8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
9. Мясищев, В.Н. Психология отношений // В.Н. Мясищев. - Воронеж : Модек, 1995. - 356 с.
10. Ньюттен Ж.. Мотивация, действие и перспектива будущего. // под ред. Д.А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2004. - 608 с.
11. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) // И.Г. Сенин Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991. - 19 с.
12. Хозяинов Г.И. Акмеология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
// Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева. - М. : Академия, 2005. - 205 с.
References:
1. Druzhilov, S.A. (2003) Psihologija professionalizma cheloveka: integrativnyj podhod [Psychology of professionalism: an integrative approach]. Zhurnal prikladnoj psihologii [Journal of Applied Psychology]. 4-5, 35-42.
2. Hozjainov, G.I. (2005) Akmeologija fizicheskoj kul’tury i sporta : uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. Ped. ucheb. zavedenij [Psychology of physical culture and sports: a manual for students of higher educational institutions]. Hozjainov, G.I., Kuz’mina, N.V., & Varfolomeeva, L.E., Moscow, Akademija, 205.
3. Il’in, E.P. (2000) Motivacija i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, Piter, 512.
4. Klimov, E.A. (1996) Psihologija professional [Job satisfaction: the view of a sociologist]. Moscow, Institute of Applied Psychology; Voronezh, MODJeK, 400.
5. Mitina, L.M. (2003) Psihologija razvitija konkurentosposobnoj lichnosti [Psychology of a competitive person]. Moscow, 400.
6. Myasishhev, V.N. (1995) Psihologija otnoshenij [Psychology of relationships]. Voronezh, Modek, 356.
7. N’yutten, J., edited Leontieva, D.A. (2004) Motivacija, dejstvie i perspektiva budushhego [Motivation, action, and the prospect ofluture]. Moscow, Smysl, 608.
8. Senin, I.G.(1991) Oprosnik terminal’nyh cennostej (OTeC) [Questionnaire of terminal values]. I.G. Senin Jaroslavl’: NPC “Psihodiagnostika”, “Sodejstvie” Civil Fund, 19.
9. Zamfir, K. (1983) Udovletvorennost’ trudom: mnenie sociologa [Job satisfaction: the view of a sociologist]. Moscow, Politizdat, 142.
10. Zavalishina, D.N. (1998) Professional’noe razvitie i professional’noe myshlenie [Professional development and professional thinking].Vestnik Baltijskoj pedagogicheskoj akademii: nauch. izdanie. [Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy: scientific edition.]. Issue 18, 71-75.
11. Zeer, Je. F., & Symanjuk, Je. Je. (1997) Krizisy professional’nogo stanovlenija lichnosti [The crises of professional development]. Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal]. Vol. 18, 6, 35-44.
профессиональной деятельностью. на различных этапах обучения в вузе.
Исследования ценностных ориентаций и жизненных сфер выявили. что для молодых людей в начале профессионального становления наиболее значимой является профессиональная сфера. материальное благополучие и развитие себя. К концу обучения ценностные ориентации студентов начинают соответствовать социально-экономическим отношениям. сложившимся в обществе -значимые в начале обучения духовные ценности и ценности саморазвития сменяются на социальные.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы об особенностях мотивационно-ценностной направленности студентов на будущую профессиональную деятельность:
• существует рассогласование между мотивационно-ценностной направленностью молодых людей на профессиональную деятельность и
возможностями реализации своих профессиональных интересов в современных условиях;
• в процессе обучения от 1 к 5 курсу снижается значимость ценностей. связанных с духовными интересами. и внешняя положительная мотивация деятельности в сфере выбранной профессии;
• студенты недостаточно информированы о внутреннем содержании профессиональной деятельности. о ее целях и ценностях. что приводит к изменению профессиональных ориентиров. Проведенное исследование позволило
разработать программу психологического сопровождения процесса профессионального становления студентов на всех этапах обучения в вузе. направленную на их информационное обеспечение. на развитие мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность и способствующую глубокому осознанию молодыми людьми себя в избранной профессии.
Информация для авторов
«Национальный психологический журнал» - всероссийское научное информационно-аналитическое издание, на страницах которого отражаются достижения различных направлений современной психологической науки и практики. Журнал публикует оригинальные научные и практико-ориентированные статьи по актуальным проблемам различных областей психологии, отличающиеся научной новизной и выраженной авторской позицией.
Подача рукописи
Рукописи представляются в редакцию «Национального психологического журнала» в электронном виде. Они должны содержать оригинальный материал, не публиковавшийся ранее и не рассматриваемый для публикации в других изданиях. Для подтверждения этого ставится пометка «Оригинальная статья». Автор сообщает адрес электронной почты, по которому будет проводиться переписка, а также номер телефона и полный почтовый адрес. Оформление рукописи
В начале статьи должны содержаться: инициалы и фамилия автора (на русском и английском языках, ученое звание и степень, должность, полное название научного учреждения, в котором проведены исследования или разработки (на русском и английском языках), заголовок статьи (на русском и английском языках), аннотация на русском и английском языках (не менее 1700 знаков на русском языке и 250 слов на английском языке), ключевые слова (5-7) на русском и английском языках, индекс УДК. Далее идет основной текст статьи и библиографический список.
Объем статей — не менее 25 тыс. знаков (с пробелами). Большие материалы могут быть опубликованы в нескольких номерах журнала.
Оформление текста статьи
Публикация материалов в журнале осуществляется на русском языке. Названия зарубежных учреждений приводятся в тексте без кавычек латинскими буквами. После упоминания в тексте фамилий зарубежных ученых, руководителей учреждений и т. д. на русском языке в полукруглых скобках приводится написание имени и фамилии латинскими буквами.
Все сокращения должны быть при первом употреблении полностью расшифрованы, за исключением общепринятых сокращений математических величин и терминов.
Информация о грантах и благодарностях приводится в виде сноски в конце первой страницы статьи.
Не допускается использование:
- пробелов и табуляции для форматирования абзацного отступа («красной строки») и выравнивания иного, чем по левому краю или середине,
- расстановки переносов,
- концевых сносок.
В тексте не должно быть двойных пробелов и двойных абзацев (пустых строк). Ссылки и список литературы
Библиографический список должен включать не менее трех источников. Источники приводятся в алфавитном порядке. Сначала приводятся источники на русском языке, затем на других языках. Нумерация списка сквозная. Должное внимание следует уделить правильному описанию и полноте библиографической информации. (Образцы библиографических описаний см. в Приложении «Оформление пристатейных списков литературы (или ссылок)» по адресу: http://www.psy.msu.ru/science/npj/requirements.html.
Ссылки на электронные публикации в сети Интернет допускаются только на официальные ресурсы, имеющие регистрацию в Роскомнадзоре, с указанием всех данных. В тексте ссылки на литературные источники приводятся в виде указания фамилии автора и года издания, заключенных в скобки (например, (Выготский, 1982). При цитировании добавляется номер страницы (Выготский, 1982, с. 47). Использование сносок в качестве ссылок на литературу не допускается. Таблицы, графики, рисунки
Таблицы, рисунки, схемы в тексте должны быть пронумерованы и озаглавлены. Недопустимо дублирование текстом графиков, таблиц и рисунков.
Графики, диаграммы могут быть построены в программе MS Excel. При наличии диаграмм, построенных с помощью MS Excel, обязательно предоставляется файл с исходными данными. Содержащиеся в таблицах и графиках данные должны быть тщательно проверены. За правильность приведенных данных ответственность несет автор.
Рисунки и схемы могут быть построены в графических редакторах и должны допускать редактирование. Рисунки должны быть представлены в форматах .jpeg (показатель качества не ниже 8) или .tiff (с разрешением не менее 300 dpi без сжатия).
Графики, таблицы и рисунки, а также фотографии, которые не отвечают качеству печати, будут возвращены авторам для замены.
Информация об авторах
Информация об авторах представляется в отдельном файле.
Пожалуйста, укажите фамилию, имя и отчество полностью, научные степени и ученые звания, должность, место работы, количество публикаций. Указывается адрес электронной почты, персонального web-сайта, а так же телефон и почтовый адрес (которые не будут печататься в журнале).
Статьи, не соответствующие указанным требованиям, решением редакционной коллегии не публикуются.
Рукописи рецензируются для определения обоснованности предлагаемой тематики, ее новизны, а также научно-практической значимости содержания. Все рецензенты остаются анонимными. После принятия положительного решения относительно публикации рукописи авторы информируются о нем. При возвращении статьи автору для доработки рецензия прилагается.
Редакция оставляет за собой право на редактирование статей, направленное на придание им лаконичности, ясности в изложении материала и соответствие текста стилю журнала. С точки зрения научного содержания авторский замысел полностью сохраняется
Information For Authors
“National Psychological Journal" is All-Russian scientific and analytical issue which highlights achievements in different areas of modern psychological science and practice.
The Journal publishes original scientific and practice-oriented articles on topical issues of the various areas of psychology, which is distinguished by scientific novelty and distinctive author's viewpoint. Submitting Manuscripts
Electronic version of manuscripts is submitted to the Editor of the "National Psychological Journal". Manuscripts must contain original material, previously unpublished and not under consideration for publication elsewhere. To confirm this "Original Article" shall be indicated. The Author Information includes contact email address, phone number and full postal address.
Manuscript Submission Form
The beginning of the article should contain the author's Russian and English initials and surname, academic title and degree, job title, full name of the institution, where the study or experiment was carried out, Russian and English article title, Russian and English summary (up to 1700 Russian characters within 250 English word limit), 5-7 keywords in Russian and in English, UDC identifier, the body of the article and reference literature.
The paper is up to than 25 thousand characters (including spaces). Large materials can be published in several issues of the Journal. Article Layout
Publication is in the Russian language. The names of foreign institutions are given in Latin letters without inverted comas. Names of foreign scholars, names of heads of institutions, etc. in the Russian language are followed by transliterated Latin names in parentheses. Acronyms and abbreviations should be fully deciphered when used for the first time, with the exception of common abbreviations and terms of mathematical units.
Information about grants and acknowledgments are provided in a footnote at the foot of the first page.
Do not use:
- Spaces and tabs to format indents (new paragraph) and paragraph alignment other than left or middle margins;
- Hyphenation;
- Endnotes.
The text should not contain double spaces and double paragraphs (blank lines).
Links and References
Bibliography should include at least three sources. Sources are listed in alphabetical order. Russian sources are followed by the sources in other languages. List sequential numbering is used.
Due attention should be paid to the correct specification and completeness of reference information. (For samples of reference descriptions see Appendix "Making Article Reference Lists (or Links) at: http://www.psy.msu.ru/science/npj/requirements.html The citation of electronic publications on the Internet showing all data are allowed only to the official sources and registered with Roskomnadzor (Federal Supervision Agency for Information Technologies and Communications). In the article text references to literature sources are given in round brackets as surnames followed by the year of publication after the comma, e.g., (Vygotsky, 1982). Footnotes as reference sources are not allowed.
Tables, Graphs, Drawings Tables
Tables, Graphs, Drawings Tables, figures and diagrams in the text should be numbered and titled.
Duplication of text graphs, tables and figures is not allowed.
Charts and diagrams can be built in MS Excel. MS Excel diagrams shall be provided with the original data file. Tables and graphs data should be carefully checked. The author is responsible for the information provided in tables and graphs.
Drawings and diagrams can be built with the use of graphic editors, and should not allow editing. Figures should be submitted in the following formats: .Jpeg (quality score of at least 8), or .Tiff (resolution of 300 dpi with no compression).
Charts, tables and figures, and photos that do not meet the print quality will be returned to author and shall be submitted with better quality. Information About Authors
Information about authors should be submitted in a separate file. Please enter your full last name, first name and patronymic name/ middle name, degree and academic title, position, place of work, number of publications. Specify your contact email address, personal website, phone, and postal address (which will not appear in the printed version of the Journal.)
Articles that do not meet these requirements are not published by the decision of the Editorial Board.
Manuscripts are reviewed to reveal the novelty, scientific and practical relevance of content. All reviewers remain anonymous. Author is contacted to be informed about a positive decision regarding the publication of the manuscript. If article is returned to the author for further improvement the revision review is attached.
The editors reserve the right to edit articles to give them brevity and clarity of the presentation form, and to correspond the text style of the Journal. The author's scientific content is preserved.
Ш
№ 1 [9] 2013